УДК 338.51
ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА И ОБъЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
Ю.С. Гембик
АО «Водоканал-Чита», Забайкальский государственный университет E-mail: [email protected]
С.А. Городкова
Забайкальский институт предпринимательства -филиал Сибирского университета потребительской кооперации E-mail: [email protected]
В статье представлена практическая интерпретация проблем, с которыми сталкиваются предприятия водопроводно-канализационного хозяйства при формировании и защите тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. В результате статистического анализа отклонений расчетных объемов реализации услуг водоснабжения и водоотведения, утверждаемых при расчете тарифов на очередной период регулирования, к их фактическому значению, дана оценка точности применяемой формулы расчета и предложен иной механизм расчета объемов реализации услуг, базированный на принципе актуальности временного периода. Исследованы механизмы определения нормативной численности обслуживающего персонала и затрат на оплату труда при расчете тарифов. Предложен новый метод расчета единого для России фонда оплаты труда в водопроводно-канализационном хозяйстве на основе федерального уровня минимального размера оплаты.
Ключевые слова: тариф на водоснабжение и водоотведение, жилищно-коммунальное хозяйство, фонд оплаты труда, объем реализации услуг, темп изменения, нормирование, водоканал, необходимая валовая выручка.
ISSUES OF PRACTICAL APPLICATION OF THE LEGISLATIVE MACHINE OF DETERMINATION OF LABOR COSTS AND VOLUME OF IMPLEMENTATION OF SERVICES IN WATER AND SANITATION FIELD
Gembik Yu.S.
Vodokanal-Chita, Zabaikalsk State University E-mail: [email protected]
Gorodkova S.A.
Zabaikalskiy Enterprise Institute -branch of the Siberian University of Consumer Cooperatives E-mail: [email protected]
The article presents a practical interpretation of the issues, faced by water and sewage utilities enterprises at formation and protection of water and sanitation tariffs. As a result of statistical analysis of deviations of estimated volumes of implementation of water and sanitation services, confirmed at calculation of the tariffs for the next regulatory period, against their actual value, an estimate of precision of the applied formula of calculation
© Гембик Ю.С., ГЪродкова С.А., 2017
was given and another mechanism of calculation of volumes of implementation of services, based on the principle of actuality of time period, was offered. Mechanisms of determination of the normative number of operating staff and labor costs at tariffs calculation were examined. A new method of calculation of the Russian uniform wage fund in water and sewage utilities on the basis of the federal level minimum wage was offered.
Keywords: water and sanitation tariff, housing and utilities sector, wages funds, volume of implementation of services, rate of change, rationing, water canal, required gross proceeds.
В любой сфере материального производства или оказания услуг значительную долю расходов компании составляет фонд оплаты труда. Государство регулирует рынок труда, обеспечивает социальную защиту труда, устанавливает минимальный размер оплаты труда, при этом максимальный размер оплаты труда не ограничивается. Среди финансовых проблем сферы коммунальных услуг - высокий износ коммунальной инфраструктуры, отсутствие интереса предприятий к снижению затрат, в том числе на оплату труда, и оптимизации издержек, финансовая недоступность расходных материалов и нового оборудования. Для того чтобы ресурсоснабжаю-щая компания работала стабильно, развивалась и имела денежный запас для модернизации и развития, она должна получать необходимый объем выручки для покрытия всех своих обоснованных, оптимальных расходов. Это может быть достигнуто при соблюдении строгих правил расчета каждой статьи затрат и будущего объема продаж услуг. В связи с этим анализ механизма расчета расходов на оплату труда в сфере водоснабжения и во-доотведения, а также отклонений установленного и фактического объемов реализации услуг является, несомненно, актуальным.
Первоначально необходимо отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство - одна из наиболее сложных сфер для модернизации как в силу своей высокой социальной значимости, так и по причине весьма непростой ситуации, сложившейся в этой отрасли, с точки зрения износа инфраструктуры жилищно-коммунального сектора. Блага, предоставляемые системой жилищно-коммунального хозяйства, являются в современном обществе благами первой необходимости [5]. Вода - основа жизни человека. При этом оплата услуг жилищно-коммунального сектора составляет значительную часть бюджета гражданина, поэтому ценообразование в этой сфере контролируется государством.
Следует обратить внимание, что до конца 2013 г. в российском законодательстве отсутствовал документ, на основании которого ресурсоснабжа-ющая компания в сфере холодного водоснабжения и водоотведения могла бы четко просчитать свои затраты на очередной период регулирования. В совокупности с основными законодательными нормами в сфере водоснабжения и водоотведения было принято много Постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов в виде приказов Министерства регионального развития, Федеральной службы по тарифам, которые имели непосредственное отношение к тарифообразованию и ценам на коммунальные услуги. Однако существенная проблема правоприменения в сфере регулирования тарифов на коммунальные услуги состояла в том, что на федеральном уровне отсутствовал современный подход к формированию та-
рифа, действительно отвечающий требованиям политики реформирования отрасли в плане ориентации регулируемых предприятий на эффективную деятельность.
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, «водоснабжение - самый отсталый с точки зрения финансового наполнения сектор ЖКХ, при этом очень капиталоемкий и отличается медленным возвратом инвестиций. В итоге 82 % водоканалов убыточны. В отличие от тепловых сетей, где результатом модернизации может быть серьезная экономия на топливе, у водоканалов нет прямой зависимости между модернизацией и снижением издержек» [4].
Авторы статьи разделяют мнение Алексея Макрушина, руководителя Ассоциации ЖКХ «Развитие», о том, что «тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения "зажаты" по сравнению с другими отраслями. На фоне роста цен на газ и электроэнергию рост тарифов в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении был резко ограничен, что поставило эти отрасли на грань выживания. При этом если в теплоснабжении есть ресурсы для снижения расходов и повышения эффективности - инвестиции окупаются за счет сокращения расходов на топливо, то инвестиции в сфере водоснабжения без повышения тарифов не окупаются. Например, строительство очистных сооружений приводит не к снижению расходов, а к появлению дополнительных затрат» [4].
Все вышеперечисленные проблемы побуждали законодателей к разработке и внедрению документа, который бы способствовал решению всех накопленных проблем работы водоснабжающей отрасли.
В целях недопущения дальнейшей убыточной работы водоканалов, срывов в предоставлении услуг, аварийности на производственных объектах, создания условий для инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ были разработаны и утверждены Методические рекомендации по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (Приказ Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-Э).
На основополагающий документ в сфере тарифообразования на услуги водоснабжения и водоотведения полагались большие надежды. Главным образом сделать бизнес в сфере жилищно-коммунального хозяйства привлекательным для инвесторов. Эта цель стала доминирующей и основополагающей при разработке Методических рекомендаций, поэтому документ детально расписывает расчет тарифа отдельным методом, а не способы и подробное обоснование формирования каждой отдельной статьи себестоимости. Ниже представлена авторская оценка элементов механизма расчета затрат по статье «Фонд оплаты труда», предусмотренного Методическими указаниями. При подготовке материалов статьи использовались данные отчетностей компаний, публикуемые на официальных сайтах в рамках исполнения требований Постановления Правительства РФ от 17 января 2013 года № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения». Для исследования выбраны Водоканалы, различной организационно-правовой формы собственности, в разных регионах России с большим, средним и крупным объемом продаж. При выборе Водоканалов использован субъективный критерий - наличие и доступность всех необходимых параметров исследования.
Статья затрат «Фонд оплаты труда с отчислениями» в структуре расходов у некоторых компаний водоснабжающего сектора занимает лидирующую позицию. Доля этих затрат варьируется по компаниям от 10 до 42 %. В табл. 1 представлена информация по доле затрат водоканалов на заработную плату с отчислениями в общей себестоимости услуг.
Таблица 1
Доля расходов на заработную плату с отчислениями водоканалов за 2016 г.*
№ п/п Наименование предприятия Доля затрат на заработную плату с отчислениями в общей себестоимости по видам услуг, %
водоснабжение водоотведение
1 ОАО «Нижегородский водоканал» г. Нижний Новгород 30,3 41,9
2 МУП «Водоканал» г. Хабаровска 11,9 17,6
3 ООО «Краснодар Водоканал» 27,3 26,8
4 ООО «Томскводоканал» 35,0 25,4
5 МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» 30,3 34,0
6 АО «Водоканал-Чита» 34,9 40,6
* Таблица составлена авторами.
Учитывая высокий удельный вес расходов на оплату труда в общих затратах компании, следует подробно остановиться на механизме расчета плановой потребности финансовых ресурсов на фонд оплаты труда в составе себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения.
Согласно Методическим рекомендациям по расчету тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в независимости от применяемого метода расчета (метод индексации, метод доходности инвестированного капитала, метод аналогов и метод экономически обоснованных расходов (затрат)) при определении расходов на оплату труда «в порядке приоритетности используются следующие сведения:
параметры отраслевого тарифного соглашения;
параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);
размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен» [2].
Расходы на оплату труда по регулируемым видам деятельности рассчитываются исходя из численности (среднесписочной), принятой для расчета. Таким образом, предприятие самостоятельно определяет потребность в со-
трудниках и включает это в расходы. Применение такого способа расчета в ряде случаев может привести к необоснованному завышению расходов компании. Также без нормативных сборников, методических рекомендаций по расчету нормативной численности обслуживающего персонала не представляется возможным определить необходимую численность сотрудников, если предприятие совершенно новое или ни разу не регулировалось. Не менее важным элементом высокого уровня планирования при расчете фонда оплаты труда компании в современных условиях является разработка и согласование с регулятором штатного расписания при первичности регулирования деятельности, а также расчета необходимой нормативной численности персонала, если предприятие создает новый цех или открывает производственную лабораторию.
В настоящее время действуют рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, разработанные в 1999 г. Однако сфера ЖКХ также, как и другие сферы производства, регулярно автоматизируется, модернизируется и совершенствуется и данный документ на текущий день не по всем аспектам отвечает современным требованиям и технологиям производства.
Кроме того, следует учитывать, что в законодательной среде в области водоснабжения и водоотведения регулярно издаются новые, корректируются и изменяются действующие нормативно-правовые акты. В качестве примера рассмотрим следующее. С 01 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который «устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов» [1].
Таким образом, нормы вышеназванного «закона распространили свое действие и на сферы деятельности естественных монополий, к которым относятся компании-производители услуг водоснабжения и водоотведения. Ресурсоснабжающие компании с 2012 года обязаны вести закупочные процедуры требуемых для своей деятельности материалов, услуг и иных работ» [3]. При этом на законодательном уровне не были изданы нормативы численности сотрудников, в должностные обязанности которых входило бы проведение закупочных процедур. По причине отсутствия этих нормативов компания не может обосновать и утвердить в составе расходов на оплату труда потребность в сотрудниках отдела закупок.
В структуре расходов любого Водоканала имеются затраты на содержание, эксплуатацию или аренду автомобильного транспорта, без которо-
го поддержание стабильного и качественного функционирования систем водоснабжения и водоотведения невозможно. Если в организационной структуре ресурсоснабжающей компании имеется автотранспортный цех, то предприятию при формировании штатного расписания или расчете потребности в финансовых средствах на оплату труда этого подразделения необходимо рассчитать нормативную численность сотрудников. Нормативную численность работников транспорта можно определить исходя из режима работы автотранспорта. Однако возникает вопрос об определении оптимального количества автомобильной техники, позволяющей обеспечить бесперебойность и надежность работы системы водоснабжения и во-доотведения при наименьших финансовых затратах, которые в конечном счете ложатся на плечи потребителей. В целях реализации нормативного расчета и установления нормативов автомобильной техники требуется нормировать работу транспорта в зависимости от количества, срока службы, территориальной расположенности эксплуатируемых сетей, насосных станций и иных производственных объектов.
Следует учитывать, что на конечный результат - объем финансовых средств на оплату труда влияет не только количество персонала, но и средний уровень заработной платы. Расчет фонда оплаты труда в составе тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании положений и минимального размера ставки рабочего первого разряда Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации. Статья 10.8 Соглашения дает право работодателям отказаться от присоединения к его условиям. Таким образом, уровень средней заработной платы никаким документом не регламентируется и установление должностных окладов и часовых тарифных ставок работникам организаций-водоканалов осуществляется предприятием самостоятельно.
Весь комплекс вышеназванных проблем позволил сделать основной вывод о необходимости разработки нормативов численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, нормативного количества автомобильной техники в зависимости от эксплуатируемых объектов и внедрения в практику основ нормированного расчета фонда оплаты труда. В комплексе с разработкой нормативов численности сотрудников авторами предлагается разработать нормативный метод расчета фонда оплаты труда, в основу которого будет положен принцип зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаемого Федеральным законом.
Необходимость и эффективность системы нормирования затрат неоднократно озвучивалась другими авторами. Так, Е. Алексеева и Н. Иванова в своей статье «Нормирование затрат на предприятии» отмечали, что «в России и за рубежом накоплен большой опыт по определению нормативов и работе с ними. В рамках плановой социалистической экономики очень широко применялись различные методы нормирования труда и материальных затрат, а также учета затрат по нормативам, которые позднее были незаслуженно забыты российскими менеджерами» [6].
Кроме того, следует учитывать, что одним из основных экономических элементов при планировании и расчете тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения является объем продаж. На сегодняшний день в РФ, не-
смотря на имеющуюся в нормативных документах четкую формулу расчета объема реализации услуг, сохраняется достаточно высокий уровень отклонений установленного и фактического объемов реализации услуг водоснабжения и водоотведения. В связи с этим актуальным является исследование этих отклонений и выработка рекомендаций доведения уровня этих отклонений к минимальному и нулевому значению.
В соответствии с Методическими указаниями «расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод)» [2].
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам:
где Qi - объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году i, тыс. куб. м; Ц™ - расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), тыс. куб. м. Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения; АЦ™ - планируемое в году i изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к году i - 1, связанное с изменением нормативов потребления воды, тыс. куб. м. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения; ti - темп изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 % в год.
Рассмотрим на примере взятых за основу для анализа водоканалов России соотношение расчетного объема реализации услуг и фактически реализованного за отчетный период, а также влияние этого показателя на конечный итог получения дохода компании. Данные показатели представлены в табл. 2 и на рисунке.
В табл. 3 представлены расчетные отклонения объемов реализации услуг при утверждении тарифов с их фактической величиной.
а=а-2-(1+(, )2+ег - аац ,
(1)
и=1 £ о,-к -в™ -Ад--к -ак -
3 к=2 -к-1
(2)
Таблица 2
Показатели объемов реализации услуг и выручки Водоканалов России за 2012-2016 гг.*
Наименование предприятия Вид услуги Показатель Единица измерения 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
расчетное** фактически расчетное** фактически расчетное** фактически расчетное** фактически расчетное** фактически
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» Водоснабжение нвв~ (без НДС) тыс. руб. 1 030 361 884 979 1 068 987 921 656 1 050 510 977 931 1 073 989 1 014 247 Данные отсутствуют Данные отсутствуют
Объем услуги тыс. м3 107 918 92 828 98 947 85 433 91 660 85 362 86 743 82 000 Данные отсутствуют Данные отсутствуют
Водоотве-дение нвв~ (без НДС) тыс. руб. 1 031 581 888 540 1 088 966 958 194 1 052 602 994 630 1 030 261 966 792 Данные отсутствуют Данные отсутствуют
Объем услуги тыс. м3 156 181 134 870 140 834 124 031 128 396 121 398 122 311 114 727 Данные отсутствуют Данные отсутствуют
МУП «Водоканал» г. Хабаровска Водоснабжение нвв~ (без НДС) тыс. руб. 1 411 523 1 430 361 1 403 345 1 349 195 1 381 799 1 383 036 1 454 367 1 398 235 1 487 608 1 396 268
Объем услуги тыс. м3 58 349 60 037 55 578 54 642 51 414 53 046 51 414 49 440 49 113 46 077
Водоотве-дение нвв~ (без НДС) тыс. руб. 1 212 955 1 169 590 1 232 104 1 230 055 1 089 939 1 209 072 1 212 066 1 230 120 1 235 442 1 171 124
Объем услуги тыс. м3 60 708 59 293 58 896 56 254 52 186 52 676 52 188 49 540 49 686 47 125
ОАО «Нижегородский водоканал» г. Нижний Новгород Водоснабжение нвв~ (без НДС) тыс. руб. 2124 691 2 047 081 2 239 928 2 172 357 Данные отсутствуют 2 193 423 2 230 741 2 301 009 2 288 140 2 534 519
Объем услуги тыс. м3 156 196 143 909 145 291 136 500 Данные отсутствуют 125 285 129 051 121 912 122 761 124 157
Водоотве-дение нвв~ (без НДС) тыс. руб. 1 402 750 1 302 140 1 482 942 1 310 917 Данные отсутствуют 1 277 590 1 404 477 1 265 028 1 367 630 1 396 792
Объем услуги тыс. м3 197 597 173 109 182 441 160 253 Данные отсутствуют 146 899 160 084 133 390 146 079 132 679
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ОАО « ОмскВ о докана л» Водоснабжение нвв~ (без НДС) тыс. руб. 1 502 302 1 427 715 1 424 569 1 373 259 1 401 176 1 446 720 1 264 669 1 281 739 1 335 682 1 352 404
Объем тыс. м3 133 675 128 688 123 319 117122 116 217 119 373 114 956 115 743 113 582 113 555
услуги
Водоотве-дение ИНН (без НДС) тыс. руб. 1 219 362 1 175 693 1 064 292 1 034 608 1 108 370 1 086 308 1 228 877 1 268 419 1 391 934 1 428 937
Объем тыс. м3 118 346 110 933 105 968 94 654 99 661 97 883 95 711 100 024 92 353 96 242
услуги
АО «Водоканал-Чита» Водоснабжение ИНН (без НДС) тыс. руб. 372 319 336 053 367 877 361 311 379 575 379 461 428 250 406 390 475 055 454 301
Объем тыс. м3 25 720 24 099 23 924 23 141 22 140 22 284 22 723 21 764 21 604 21 250
услуги
Водоотве-дение ИНН (без НДС) тыс. руб. 281 277 249 027 291 142 265 818 291 970 277 723 322 904 305 695 377 146 355 750
Объем тыс. м3 28 219 26 293 27 386 25 207 24 685 24 182 24 381 23 454 23 275 22 755
услуги
МУП г. Астрахани «Астрводоканал» Водоснабжение ИНН (без НДС) тыс. руб. 643 056 603 643 655 115 612 711 675 558 617 602 731 994 Данные отсутствуют 846 743 699 182
Объем тыс. м3 Данные 47 089 48 165 45 117 47 446 43 374 46 814 Данные 49 206 40 688
услуги отсутствуют отсутствуют
Водоотве-дение ИНН (без НДС) тыс. руб. 506 241 466 240 554 422 481 712 525 775 487 671 619 182 Данные отсутствуют 704 350 529 931
Объем тыс. м3 Данные 34 832 39 049 33 730 35 345 32 585 38137 Данные 39 891 29 652
услуги отсутствуют отсутствуют
"Таблица составлена авторами.
** Объем реализации услуги, установленный регулирующим органом при расчете и утверждении тарифов организаций на услуги водоснабжения и водо-отведения;
*** Необходимая валовая выручка организации, определяемая регулирующим органом при расчете и утверждении тарифов организаций на услуги водоснабжения и водоотведения.
о
Объемы реализации МУП «Водоканал» г. Хабаровска ££
■ Водоотведение, расчетное ■ Водснлведение, фактическое
Соотношение расчетных и фактических объемов реализации услуг водоснабжения и водоотведения в 2012-2016 гг. Источник: Отчетность компаний, публикуемая на официальных сайтах.
I—Ь
Таблица 3
Уровень отклонений фактических объемов реализации услуг водоснабжения и водоотведения к расчетным объемам за 2012-2016 гг.
Наименование предприятия 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
водоснабжение водоотве-дение водоснабжение водоотве-дение водоснабжение водоотве-дение водоснабжение водоотве-дение водоснабжение водоотве-дение
ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» 86,02 86,35 86,34 88,09 93,13 94,55 94,53 93,80 - -
МУП «Водоканал» г. Хабаровска 102,89 97,67 98,32 95,51 103,17 100,94 96,16 94,93 93,82 94,85
ОАО «Нижегородский водоканал» г. Нижний Новгород 92,13 87,61 93,95 87,84 94,47 83,33 101,14 90,83
ОАО «ОмскВодоканал 96,27 93,74 94,97 89,32 102,72 98,22 100,68 104,51 99,98 104,21
АО «Водоканал-Чита» 93,70 93,17 96,73 92,04 100,65 97,96 95,78 96,20 98,36 97,77
МУП г. Астрахани «Астрводоканал» - - 93,67 86,38 91,42 92,19 - - 82,69 74,33
Как видно из табл. 3, удельный вес «точности» определения расчетного объема реализации услуг составляет от 74,33 до 104,51 %.
За рассмотренные периоды времени в водоснабжении только в 3 из 26 случаев (100,68; 99,98; 100,65 %) наблюдается точное соответствие между расчетным и фактическим объемами реализации услуг. В водоотведении -в 1 случае из 26 наблюдается точное соответствие между расчетным и фактическим объемами реализации услуг.
В целях получения расчетной валовой выручки компании необходимо реализовать (подать) абонентам расчетный объем ресурса. Учитывая последние тенденции снижения удельного водопотребления, а также широко реализуемые мероприятия в области энерго- и ресурсоэкономии, на практике реализация планируемого количества ресурса достигается редко. И при всех производственных возможностях продать услуг больше при помощи различных маркетинговых методов не представляется возможным. При этом, учитывая постоянность расходов компании, организация в течение года не дополучает определенную сумму дохода, которая необходима ей для выполнения производственной программы, обеспечения стабильной и качественной работы. Указанная выше формула расчета объема реализации услуги стала применяться ресурсоснабжающими компаниями и регуляторами, начиная с тарифной сессии 2015 г. Однако, как показывают статистические показатели, уровень «точности» определения объема услуги не достиг уровня 100 %. Низкий уровень продаж по сравнению с его плановым значением даже при максимально точном расчете себестоимости услуг не будет способствовать прибыльной работе компаний данной сферы. В случае реализации объема ниже расчетного предприятие получает меньше финансовых средств на текущую эксплуатацию, а средства на модернизацию и развитие не обеспечиваются.
По мнению авторов, одним из возможных путей наиболее приближенного расчета объема реализации услуг является пересмотр механизма расчета отпущенного объема услуг.
Автором на основе анализа фактического объема реализации услуг предыдущих периодов предлагается следующая методология расчета, основанная на максимальной временной приближенности периода расчета к периоду регулирования:
а=(3)
$ V
= 1-
" в, ^ '
1 -в
1 -
в,
'-з у
(4)
где Qi - объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году г, тыс. куб. м; QiI - объем воды, отпущенной абонентам в I квартале года г, тыс. куб. м; ti - коэффициент изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет.
Коэффициент изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 4 % в год. Обусловлено это тем, что в случае снижения объемов более чем на 4 % в год, значительно занижается расчет объемов на следующий период регулирования. В случае, если темп изменения потребления воды имеет отрицательное значение, он принимается равным нулю.
Обоснованность применения в механизме расчета объема реализации услуг за I квартал обусловлена следующим. Срок подачи заявки компанией на очередной период регулирования - 1 мая текущего года. Таким образом, компания располагает данными по объему предоставленного ресурса за I квартал текущего года и в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года может оценить динамику этого показателя.
Рассмотрим на примере АО «Водоканал-Чита» различия в объемах реализации услуг водоснабжения и водоотведения за 2012-2016 гг. по предлагаемой методологии. Исходные данные для расчета отпуска воды на 20142016 гг. и сравнение их с фактическим объемом реализации представлены в табл. 4.
Таблица 4
Расчет объема отпуска воды за 2012-2016 гг. АО «Водоканал-Чита»
Наименование показателя Значение показателя
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Объем отпущенной воды, тыс. куб. м 25 067 24 098 23 149 22 293 21 764 21 250
Объем отпущенной воды за I квартал, тыс. куб. м 6 410 6 132 5 875 5 703 5 392 5 441
Коэффициент изменения - - - 1,08 1,07 1,08
Расчетный объем отпущенной воды, тыс. куб. м - - - 22 313 21 635 20 642
Изменение расчетного объема к фактическому, % - - - 100,0 99,4 97,1
Исходные данные для расчета принятых сточных вод на 2014-2016 гг. представлены в табл. 5.
Таблица 5
Расчет объема принятых сточных вод за 2012-2016 гг. АО «Водоканал-Чита»
Наименование показателя Значение показателя
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Объем отпущенной воды, тыс. куб. м 27 722 26 293 25 207 24 182 23 454 22 755
Объем отпущенной воды за I квартал, тыс. куб. м 7 119 6 806 6 469 6 79 6 019 5 919
Коэффициент изменения - - - 1,08 1,07 1,08
Расчетный объем отпущенной воды, тыс. куб. м - - - 24 345 23 558 22 391
Изменение расчетного объема к фактическому, % - - - 100,7 100,4 98,4
Как показывают данные табл. 3, 4, применение предлагаемой авторами формулы расчета необходимого объема реализации услуг дает максимально точный результат планирования. Обусловлено это, прежде всего, наличием в механизме показателя динамики самого близкого к предстоящему периоду регулирования объема продаж.
Анализ действующего законодательства в сфере тарифообразования на услуги водоснабжения и водоотведения, и предложения по его совершенствованию с обоснованием необходимости внесения таких изменений приведен в табл. 6.
Таблица 6
Элементы совершенствования законодательства по тарифообразованию на услуги водоснабжения и водоотведения
Действующая система расчета Недостатки действующего метода расчета Предлагаемый метод расчета
Расчет фонда оплаты труда на очередной период регулирования исходя из среднесписочной численности персонала и фактических затрат с последующей индексацией Трудности расчета численности персонала регулируемой компании при первичном регулировании или существенном изменении технологии, объемов, объектов обслуживания Необновленные либо отсутствующие нормативы численности отдельных должностей Отсутствие нормативов обслуживания объектов водопроводно-канали-зационного хозяйства автомобильным специальным транспортом Отсутствие для акционерных обществ (в случае отказа от Отраслевого тарифного соглашения) единого размера минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда Разработка методических рекомендаций по определению нормативной численности Совершенствование механизма расчета фонда оплаты труда и приведение его к единой базе расчета по РФ
Определение объема ресурса по формуле Завышение расчетного объема, непосредственно влияющего на конечный финансовый результат компании Изменение методики расчета требуемого объема ресурса
Внедрение и использование принципов нормирования при расчете отдельных статей себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения позволит представителям общественных организаций, регуляторам, потребителям услуг довольно просто проверить обоснованность той или иной статьи в затратах компании. Именно этот способ расчета будет являться самым прозрачным, обеспечивающим баланс интересов поставщика и потребителя.
Правовой базой для разработки основ нормирования могут послужить имеющиеся нормативные документы: Приказ Госстроя от 22 марта 1999 г. № 66 «Об утверждении Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства»; Приказ Госстроя от 16 августа 2000 г. № 184 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в ЖКХ»; Приказ Госстроя России от 01 октября 1999 года № 69 «Об утверждении Нормативов численности работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства»; Постановление Минтруда РФ от 16 декабря 1997 г. № 63 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты»; Протокол Госстроя РСФСР от 01 июня 1989 г. № 13-8 «Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канали-зационного хозяйства»; Приказ Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. № 168 «Об утверждении Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001»; Постановление Госстроя РФ от 23 февраля 1999 г. № 9 «Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства».
С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что разработанные основы нормирования в сфере коммунального водоснабжения и водо-отведения, станут основным инструментом при регулировании отрасли, а также в значительной степени будут способствовать снижению убыточности работы предприятий водоснабжения и водоотведения, повышению экономической эффективности работы отрасли, качества предоставляемых услуг и инвестиционной привлекательности.
Литература
1. Гембик Ю.С., Городкова С.А. Основные проблемы практического применения отдельных положений методических рекомендаций по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения // Universum: Экономика и юриспруденция: электронный научный журнал. 2017. № 9 (42). С. 12-14.
2. Приказ Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-Э «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
3. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Коваленко А. Деньги в канализацию // Эксперт. 2014. № 16 (597). [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ural/2014/16/ (дата обращения: 22.08.2017).
5. Сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации: Аналитический доклад Института энергетики и финансов Газпромбанка Фонда содействия реформированию ЖКХ «Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в 2000-2010 годах». [Электронный ресурс]. URL: https://genproc. gov.ru/documents/nauka/execution/document-70963/ (дата обращения: 21.08.2017).
6. Сайт eg-online.ru Алексеева Елена, Иванова Надежда, Нормирование затрат на предприятии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg-online.ru/article/92047/ (дата обращения: 28.08.2017).
Bibliography
1. Gembik Ju.S., Gorodkova S.A. Osnovnye problemy prakticheskogo primenenija otdel'nyh polozhenij metodicheskih rekomendacij po raschetu reguliruemyh tarifov v sfere vodosnabzhenija i vodootvedenija // Universum: Jekonomika i jurisprudencija: jeluktronnyj nauchnyj zhurnal. 2017. № 9 (42). P 12-14.
2. Prikaz Federal'noj sluzhby po tarifam ot 27 dekabrja 2013 g. № 1746-Je «Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomendacij po raschetu reguliruemyh tarifov v sfere vodosnabzhenija i vodootvedenija».
3. Federal'nyj zakon ot 18 ijulja 2011 g. № 223-FZ «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami juridicheskih lic».
4. Kovalenko A. Den'gi v kanalizaciju // Jekspert. 2014. № 16 (597). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://expert.ru/ural/2014/16/ (data obrashhenija: 22.08.2017).
5. Sajt General'noj Prokuratury Rossijskoj Federacii: Analiticheskij doklad Instituta jenergetiki i finansov Gazprombanka Fonda sodejstvija reformirovaniju ZhKH «Tarify na uslugi zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva v Rossijskoj Federacii v 20002010 godah». [Jelektronnyj resurs]. URL: https://genproc.gov.ru/documents/nauka/ execution/document-70963/ (data obrashhenija: 21.08.2017).
6. Sajt eg-online.ru Alekseeva Elena, Ivanova Nadezhda, Normirovanie zatrat na predprijatii. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.eg-online.ru/article/92047/ (data obrashhenija: 28.08.2017).