Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы формирования тарифов ЖКХ в сфере водоснабжения и водоотведения'

Современное состояние и перспективы формирования тарифов ЖКХ в сфере водоснабжения и водоотведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1405
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жилищно-коммунальное хозяйство / Водоснабжение / водоотведение / ТАРИФЫ / тарифообразование / тарифное регулирование / housing economy / Water supply / waste water canalization / Tariffs / tariff formation / tariff regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьев А. Я.

В работе рассмотрены особенности формирования в современных условиях тарифов жилищно-коммунального хозяйства в области водоснабжения и водоотведения. Показаны недостатки существующей системы регулирования тарифов. Проанализированы негативные последствия и сделаны оценки существующей практики тарифообразования последних лет на примере Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Водоканал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses formation of tariffs in housing economy in relation to water supply and waste water canalization, shows the drawbacks of the existing tariff system and their negative consequences, and evaluates the recent practice of tariff formation in Ekaterinburg municipal unitary enterprise "Vodokanal."

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы формирования тарифов ЖКХ в сфере водоснабжения и водоотведения»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ЖКХ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

А.Я. Терентьев,

директор по развитию Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия«Водоканал»

aterentiev2005@rambler.ru

В работе рассмотрены особенности формирования в современных условиях тарифов жилищно-коммунального хозяйства в области водоснабжения и водоотведения. Показаны недостатки существующей системы регулирования тарифов. Проанализированы негативные последствия и сделаны оценки существующей практики тарифообразования последних лет на примере Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Водоканал».

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение, водоотведение, тарифы, тарифообразование, тарифное регулирование.

ББК У9(2)441.0-861,0+У052.9(2)244.10

Финансовое состояние предприятий сектора водоснабжения и водоотведения напрямую зависит от адекватной политики ценообразования и формирования финансовых средств, достаточных для покрытия экономически обоснованных расходов, включая затраты на техническое развитие и замену основных фондов. Плохое состояние российских систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод связано с недостаточным финансированием отрасли. Так в 2007 г. в мире в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод было инвестировано 131,4 млрд долл. Примерно 53% из этих средств приходится на развивающиеся страны. Для сравнения, в России вся выручка сектора водоснабжения и водоотведения в 2007 г. составила около 8 млрд долл., при этом капитальные затраты составили лишь 6% от операционных расходов организаций, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение. В среднем в мире это соотношение составляет 74%, т.е. большую часть расходов в тарифе составляют расходы на капитальные вложения [1]. В результате в России стремительно изнашивается инфраструктура сектора водоснабжения и водоотведения, что приводит как к перерывам в поставках воды, так и к снижению ее качества.

Крайне медленные темпы обновления основных фондов отрасли не обеспечивают даже простое воспроизводство. Несмотря на общий положительный финансовый результат в целом по Российской Федерации, доля убыточных предприятий сферы водоснабжения и водоотведения достигает 61% [2]. Подобные результаты экономической деятельности отрасли отрицательно сказываются на её инвестиционной привлекательности.

Принципы тарифообразования в области водоснабжения и водоотведения. Сегодня актуальной проблемой является выработка на местах тарифной политики в сфере ЖКХ. Тарифы на работы, услуги организаций водопроводно-канализационного хозяйства в рамках действующего законодательства Российской Федерации являются объектом регулирования. Основным направлением изменений в системе ценообразования на услуги организаций коммунального комплекса является создание правового пространства для деятельности хозяйствующих субъектов в условиях возможного одновременного действия тарифов, надбавок и платы за подключение.

В настоящий момент тарифное регулирование в водоснабжении определяется Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ, в котором четко разделены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

На основании инвестиционной и производственных программ, в зависимости от необходимости в инвестициях и текущих расходах, формируется тариф, а также так называемая инвестиционная составляющая, которая может состоять из платы за подключение или инвестиционной надбавки к тарифу. При этом закон говорит о том, что тарифное регулирование должно быть направлено на достижение баланса интересов потребителей услуг водоснабжения и водоотведения и предприятий водно-коммунальных хозяйств. Потребители должны получить

качественную услугу по доступной цене, предприятие должно получить средства, чтобы обеспечить эту качественную услугу и свое развитие по доступной цене.

Недостатки тарифного регулирования. Сегодня в отрасли полностью отсутствует законодательно оформленное понятие «экономически обоснованный тариф», сама услуга «подача питьевой воды населению» не обрела необходимый юридический статус и на уровне законодательства не сформулирована. Однако действующие нормативно-правовые акты изначально закрепляют вилку роста нагрузки на население по услугам ЖКХ, т.е. сдерживают рост тарифов. В результате поставщики ресурсов не могут собрать более 70-80% необходимой, планируемой ими для бесперебойной работы предприятия, выручки [3]. Нестыковка законодательства разных уровней заставляет идти по пути наращивания задолженности, т.к. утверждаемые тарифы предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства всегда ниже необходимых, а прекращать предоставление своих услуг населению предприятия не имеют права.

Выделим два основных противоречия. Первое — это отсутствие четкого критерия доступности услуг. В настоящий момент Федеральная служба по тарифам устанавливает предельный индекс роста тарифов по региону. С учетом европейского опыта целесообразно установить предельную величину платы на услуги отрасли на уровне до 2-3% от среднедушевых доходов населения, но только для тех предприятий, которые защитят свои инвестиционные программы развития.

Второе — формирование источника инвестиций в обновление основных фондов. Таким источником являются амортизационные отчисления и прибыль остающаяся в распоряжении предприятия. И здесь существует проблема, которая относится ко всему водопроводно-канализационному хозяйству — основная часть сооружений водоснабжения вводились в 30-е 50-е годы прошлого века, водоотведения — до 80-х годов. После инфляции 1990-х годов переоценка либо не производилась, либо производилась в размере, не соответствующем реальному уровню инфляции, поэтому сейчас сооружения водоснабжения и водоотведения по данным бухгалтерского учета оценены более чем в четыре раза меньше, чем по их экспертной оценке. Как следствие ежегодно существует дефицит финансовых средств и из-за этого основные средства организаций коммунального комплекса изнашиваются все больше и больше. Что касается второй составляющей развития, прибыли, то в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ в тарифах для потребителей на услуги водоснабжения и водоотведения прибыль не предусмотрена.

Особенности формирования региональных тарифов сферы ЖКХ в области водоснабжения и водоотведения. Рассмотрим более подробно особенности формирования тарифов на водоснабжение и водоотведения для конкретного учреждения на примере Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (ЕМУП «Водоканал»), а также последствия такой тарифной политики.

Сегодня можно говорить о трех разных тарифах. Во-первых, это тариф проектный, запрашиваемый предприятием водоканала исходя из производственной необходимости его нормально-

тариф, руб./м3 таРиФ' РУб /м3

Рис. 1. Динамика тарифов водоснабжения ЕМУП «Водоканал»

годы

Рис. 2. Динамика тарифов водоотведения ЕМУП «Водоканал»

млн. руб. Недофинансирование, %

Рис. 3. Численная оценка недофинансирования тарифов ЕМУП «Водоканал» за последние годы

Рис. 4. Динамика дебиторской и кредиторской задолженностей ЕМУП «Водоканал» без учета

инвестиционной деятельности

го функционирования с учетом конкретного состояния инфраструктуры, статистики аварий прошлых лет и т.п. Во-вторых, это тариф согласованный (разрешенный) и принятый к исполнению предприятием водоканала на утверждаемый год. В-третьих, это тариф фактический, который реально сформировался по итогам текущего года. Указанные тарифы не только отличаются алгоритмами своего формирования, но и могут существенно отличаться количественно.

На следующих рисунках приведена динамика за последние годы всех трех упомянутых тарифов отдельно для водоснабжения (рис. 1) и водоотведения (рис. 2). Как видно из представленных рисунков соотношения разных типов тарифов в динамике существенно различаются.

На рис. 1 представлена динамика тарифов водоснабжения, из которой следуют две особенности. Во-первых, видно практически полное совпадение тарифов проектного и фактического, что обусловлено безусловным характером устранения текущих аварий, объём которых заранее хорошо просчитывается исходя из статистики прошлых лет. Во-вторых, наблюдается стабильное занижение согласованного тарифа относительно проектного и фактического на протяжении всего исследуемого периода. В связи с безусловным характером фактического тарифа за счет устранения аварий, такое хроническое занижение согласованного тарифа ведет к истощению собственных средств предприятия и нарастанию задолженности перед внешними и внутренними кредиторами, т.е. к ухудшению финансового состояния предприятия.

На рис. 2 представлена динамика тарифов водоотведения, из которой следуют также две особенности. Видно практически полное совпадение тарифов согласованного и фактического — тратится ровно столько, сколько средств выделено, но хронически меньше, чем это технологически необходимо. В результате происходит стабильное разрушение водоотводной инфраструктуры города.

Оценим численно величину недофинансирования тарифов за последние годы отдельно для водоснабжения и водоотведе-

ния. Как следует из рис. 3, наблюдается два характерных участка на представленных кривых.

На первом участке в 2004-2008 гг. для водоснабжения и водоотведения наблюдается примерно одинаковая динамика недофинансирования тарифов в размере 10-15% от проектного (технологического) тарифа. Отсюда следует, что в указанный период ежегодно на 10-15% происходило ухудшение финансового состояния предприятия и соответствующее латентное разрушение инфраструктуры водоотведения.

После 2008 г. по настоящее время характер динамики недофинансирования тарифов существенно изменился. С одной стороны, произошло улучшение ситуации с согласованием тарифа на водоотведение, он практически соответствует технологически необходимому уровню, что позволяет сделать заключение, что инфраструктура водоотведения хотя бы перестала деградировать. С другой стороны, недофинансирование тарифа водопользования резко возросло в 3-4 раза, соответственно ускорился темп ухудшения финансового состояния предприятия ЕМУП «Водоканал».

Негативный характер изменения финансового состояния предприятия подтверждается тенденциями динамики дебиторской и кредиторской задолженностей (рис. 4). Как следует из рисунка, за последние четыре года наблюдается существенный рост кредиторской задолженности при практически неизменной (с учетом линейной экстраполяции) дебиторской задолженности. В результате их разница постоянно нарастает, что свидетельствует об ухудшении общего финансового состояния предприятия. В случае непринятия действенных мер, ситуация может быстро измениться, и вполне успешное предприятие может попасть в очень сложное положение.

Таким образом, сегодня решение вопросов формирования адекватных тарифов, наряду с организационными и техническими преобразованиями отрасли водоснабжения и водопользования [4], является одной из ключевых проблем реформирования отечественного жилищно-коммунального комплекса.

Литература

1. О некоторых вопросах экономики водоснабжения. http://www.goswater.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=6 5&^ет^=77

2. Суслина Н.И. Проблемы и возможные пути решения задач финансирования проектов модернизации объектов водоотведения в Российской Федерации. http://www.gosnadzor.ru/os/anons/suslina.html

3. Протокол Круглого стола на тему «Тарифная политика Свердловской области: рыночные реалии и административное регулирование» от 23 июля 2009 года. http://www.usue.ru/files/tarif_protocol.doc

4. Лесных В. В., Терентьев А.Я. Саморегулируемые организации как основной инструмент реализации административной реформы // Вестник УГТУ-УПИ. Сер. Экономика и управление. — 2010. — № 2. — С. 32-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.