Научная статья на тему 'Инновационный подход к активизации потенциала региональных предприятий ЖКХ - водоканалов'

Инновационный подход к активизации потенциала региональных предприятий ЖКХ - водоканалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДОКАНАЛЫ / ПОТОКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупина Н.Н.

В статье рассмотрены возможность и целесообразность эффективного управления потоковыми процессами водоканалов на основе логистики. Идентифицированы базовые потоковые процессы водоканалов, определены первоочередные управленческие задачи и функции, приоритеты инновационного развития. На основе анализа состава и структуры затрат разработаны показатели оценки их отдачи и общей эффективности управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к активизации потенциала региональных предприятий ЖКХ - водоканалов»

РЕФОРМА ЖКХ

УДК 658.8

ИННОВАЦИОННЫЙ подход К АКТИВИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ — ВОДОКАНАЛОВ

Н.Н. КРУПИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления филиала E-mail: krupina_n17@mail.ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Георгиевск, Ставропольский край

В статье рассмотрены возможность и целесообразность эффективного управления потоковыми процессами водоканалов на основе логистики. Идентифицированы базовые потоковые процессы водоканалов, определены первоочередные управленческие задачи и функции, приоритеты инновационного развития. На основе анализа состава и структуры затрат разработаны показатели оценки их отдачи и общей эффективности управления.

Ключевые слова: водоканалы, потоковые процессы, управленческие принципы и функции, инновационный потенциал, единый информационно-логистический центр.

Структурообразующим элементом региональной сферы ЖКХ являются многоуровневые специализированные централизованные предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалы). Отрасль ежегодно распределяет и отводит до 30 млрд т воды на территории 17 000 км2 и включает более 100 тыс. объектов гидротехнического назначения, а водоканалы ежедневно обеспечивают стабильное и ритмичное функционирование экономики и безопасные санитарно-эпидемиологические условия проживания более 80% населения [5].

Для большинства муниципальных водоканалов характерны неудовлетворительное финансовое состояние и отсутствие бюджетной поддержки, что формирует ситуацию «экономического выживания», в которой нет места поступательной и планомерной инновационной модернизации инженерно-технических систем водоканалов (ИТСВ). В этих условиях расширение хозяйственной самостоятельности предопределяет необходимость создания соответствующего потенциала, который позволит мобилизовать возможности и объединить ресурсы в единую систему в целях получения синергетическо-го эффекта. Учитывая значимость некоммерческой социальной компоненты, следует подчеркнуть важность поиска новой и более результативной модели управления деятельностью предприятий ЖКХ. В связи с этим автором предпринята попытка обосновать целесообразность рационализации потоковых процессов в целях повышения отдачи потенциала как составной части управления инновационным развитием водоканалов.

Практическое решение поставленной задачи, по мнению автора, может основываться на принципах логистики, которая зарекомендовала себя как эффективный инструмент «планирования,

управления и контроля за эффективным (с точки зрения снижения затрат) потоком запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления» [1].

На первом этапе реформирования ЖКХ выход из «финансового тупика» заключается в реструктуризации тарифа посредством введения целевой инновационной надбавки [6, 7]. По мнению большинства специалистов, водоканалы должны инициативно на определенный (трансформационный) период ограничить минимально возможный уровень нормы предпринимательской прибыли до 10-12%, но включить в состав тарифа обязательную фиксированную целевую «инновационную» надбавку в размере 3-5% от общей суммы прямых затрат на ремонтно-восстановительные работы. В сочетании с амортизационными отчислениями (и эффектом амортизационной премии) данная надбавка может служить «ядром кристаллизации» собственного реинвестиционного ресурса. В этом случае подход к управлению с учетом логистических инструментов будет способствовать поддержанию требуемых пропорций между составными частями тарифа — прибылью, переменными, постоянными затратами и целевой надбавкой. Предполагается, что новый подход позволит максимально мобилизовать резервы расширения потенциала предприятий, создать достаточные условия для поддержания позитивной динамики амортизационных отчислений, прибыли, кредитов как составляющих реинвестиций, вывести водоканалы на новый уровень производственного и финансового менеджмента.

Логистический подход демонстрирует высокую эффективность в условиях промышленного предприятия, позволяя оперативно согласовывать процессы производства и распределения продукции, закупок, запасов, потоки которых формируются на основе реальных платежеспособных объемов потребления ресурсов и производства продукции, что предполагает рыночный учет их стоимости, предотвращение нерационального расходования ресурсов, мобилизацию резервов и снижение общих затрат. Для водоканалов в большей мере характерны целостность и обособленность потоков в цепочке «вододобыча — водоподготовка — распределение» и актуальна оптимизация отмеченных процессов, но при обязательном учете особенностей потоковых процессов.

Специфика деятельности водоканалов проявляется в необходимости обязательного выполнении гарантированного некоммерческого социального заказа — безусловного обеспечения питьевой водой населения в пределах санитарной нормы. Имеются и другие особенности, а именно:

1) необходимость сохранения государственного надзора за соблюдением санитарно-гигиенических норм качества воды и лимитов социального потребления, а также за ограничением темпов роста тарифов на услуги;

2) отсутствие самостоятельного процесса производства конечного продукта посредством трансформации исходного сырья и характерных взаимоотношений с поставщиками, так как эти функции выполняют многообразные технологические операции водоподготовки и водоочистки;

3) высокая доля технологических операций и специализированных работ, связанных с природоохранной деятельностью и экологической безопасностью («некоммерческая» составляющая);

4) исключение вариативности маршрута водо-потоков, кроме поставок бутилированной воды и транспортировки воды в цистернах;

5) повышение качества обслуживания клиентов достигается практически в отрыве от них, посредством эксплуатационного обслуживания и поддержания надежности работы элементов ИТСВ;

6) неисключаемость потребительского спроса и отсутствие риска невостребованности продукта (услуги);

7) отсутствие необходимости учета персона-лизации потребностей абонентов в параметрах номенклатуры услуг, качества воды, количества, места, времени, цены и доступности обслуживания, следовательно, модификации и диверсификации «продуктового портфеля»;

8) неактуальность учета фактора времени и оптимизации партии поставок воды, потому что потребитель, как правило, самостоятельно и независимо от водоканала регулирует ее количество и время получения, осуществляя персональный учет и контроль за расходом воды;

9) непреодолимая и слабоуправляемая зависимость интенсивности деятельности от глобальных природно-климатических и региональных демографических процессов, территориальной хозяйственной специализации, динамики воспроизводства природных ресурсов воды и т.п;

10) высокий уровень физического износа общих коммунальных водопроводно-канализацион-ных систем населенных пунктов.

Эффективность принимаемых управленческих решений при формировании потенциала водоканалов определяется набором факторов:

— специализацией (водоснабжение и/или во-доотведение);

— масштабом деятельности, техническим состоянием и пространственными координатами сети водоводов;

— объемом речного стока или состоянием природного источника или водоема для водозабора и водоотвода;

— техническими требованиями к качеству отпускаемой воды;

— видом и числом клиентов, временем года и временем суток, договорной политикой и прочими внутренними условиями.

Несмотря на фиксированность маршрутов водотоков, не исключаются их неритмичность, периодичность, необходимость создания резервов и запасов, поэтому логистический подход в координации с административным, функциональным, нормативным подходами имеет перспективы.

Во-первых, появляется возможность рационализировать процессы аккумулирования, перераспределения и использования материально-вещественных, энергетических, финансовых и информационных ресурсов в штатных ситуациях, а также эффективного воздействия при залповых сбросах, отказах ИТСВ, технических авариях, чрезвычайных ситуациях.

Во-вторык, в условиях конкуренции водоканалы могут более результативно организовывать водопользование как системный финансово-экономический процесс, снижать предпринимательские риски, обеспечивать устойчивость производственно-хозяйственной деятельности, оперативно мобилизуя резервы и оптимизируя расход ограниченных ресурсов.

В-третьих, водоканалы могут более оперативно и эффективно выполнять в автоматическом режиме стандартные и типовые процедуры обработки огромного массива однообразной информации и алгоритмы обеспечения потокодвижения, активизировать инновационные процессы и модернизацию технической базы, расширять абонентскую сеть и внедрять новые услуги.

Управление потоками в пространстве и во времени основывается на системе их группировки и детализации, что позволяет рассматривать регио-

нальный водопроводно-канализационный комплекс как совокупность иерархически взаимосвязанных многообразных операций водоснабжения и водоот-ведения: вода бутилированная, питьевого качества, техническая, неочищенная и нормативно очищенная сточная (производственная, сельскохозяйственная, коммунальная), ливнево-дождевая и прочая. Именно сопряженные разнохарактерные и масштабные водопотоки, а также территориальное распределение абонентов и элементов ИТСВ опосредуют параллельно протекающие технологические, финансовые, информационные, документальные, коммуникационные и иные процессы. Авторская идентификация потоковых процессов включает:

1) процессы вододобычи (изъятия водных ресурсов):

— природные водные объекты (реки, озера, подземные источники);

— водонапорные (насосные) станции;

— транспортные водопроводы;

— обслуживающие элементы ИТСВ;

— пуско-наладочные и ремонтные операции;

2) процессы водораспределения и водохранения (резервирования):

— водохранилища, пруды и резервуары-накопители;

— транспортные водопроводы;

— обслуживающие элементы ИТСВ;

3) процессы подготовки воды питьевого качества:

— элементы ИТСВ, обеспечивающие деминерализацию, умягчение, дезодорацию, хлорирование, озонирование воды питьевого качества в целях достижения установленных санитарно-гигиенических нормативов качества воды;

— обслуживающие процессы;

— транспортные водопроводы;

4) процессы водоснабжения:

— поставка (отпуск) воды в соответствии с договорными и гарантийными обязательствами;

— операции учета и диспетчеризации;

— процедуры поддержания надежности элементов ИТСВ;

— операции с бутилированной водой;

— собственное водопотребление и водоотве-дение;

5) процессы водоотведения:

— коллекторы и канализационные системы;

— очистные сооружения и иловые площадки;

— элементы ИТСВ спуска сточных вод;

— системы сбора и транспортировки дождевых, ливневых, талых и других поверхностных вод;

— системы инструментально-аналитического контроля;

6) процессы водопользования:

— потребители (юридические и физические лица) воды питьевого качества в коммунальном секторе;

— потребители (юридические и физические лица) технической (оборотной) воды;

— потребители бутилированной воды;

— потребители воды питьевой класса «Люкс»;

7) процессы транспортирования воды:

— насосные станции и приемные резервуары;

— трубопроводная арматура и узлы учета расхода воды;

— ремонтно-строительные и пусконаладочные системы;

8) процессы обращения твердых отходов очистных сооружений (ила):

— операции учета, транспортировки и складирования;

— процедуры консервации и захоронения;

— процессы обработки и переработки в целях получения вторичного коммерческого продукта;

9) информационные процессы:

— операции абонентского отдела — расчетно-кассовые, учетно-аналитические, метрологические, консалтинговые, контрольные, постановка на учет потребителей и др.;

— операции административно-управленческого аппарата — технический анализ, маркетинговые исследования и др.;

— деловые партнеры и посредники, международные организации и инвесторы;

— органы государственного контроля и надзора;

— лабораторно-инструментальный контроль качества.

По мнению автора, активизация потенциала водоканалов будет способствовать созданию механизма реинвестирования средств в модернизацию, обеспечивающему достаточные условия для эффективного функционирования рынков питьевой, технической, бутилированной воды в целях обеспечения спроса и поддержания темпов естественного воспроизводства водных ресурсов, превышающих темпы их изъятия.

Меняющиеся условия хозяйствования, территориальная рассредоточенность, многообразие

форм собственности абонентов и общественно-социальный характер отношений водопользования требуют постоянного согласования общественных, государственных, корпоративных, групповых и индивидуальных интересов. Нацеленность на рентабельную деятельность ставит задачи более четкой идентификации целей, установления эффективного соотношения между заказной, транзитной и «складской» формами поставок воды, организации более эффективного оперативного контроля маршрутных карт-схем и графиков водопотоков. При этом ориентированность водоканалов на достижение нормальной предпринимательской прибыли не должна вступать в противоречие с целями государственной социально-экономической политики в части достижения высокого уровня благосостояния населения и качества жизни. Появляется ряд специфических задач, связанных с необходимостью поддержания нормативного качества очистки оборотной воды и стоков, оперативного санитарно-гигиенического контроля, утилизации иловых отходов, реализации требований международных стандартов управления. Для отдельных процессов имеет место конфликтность стратегических приоритетов модернизации. Например, задачи увеличения вододобычи и сохранения водных объектов.

Автором определено, что в аспекте задачи активизации потенциала водоканалов новым элементом в системе управления должен стать единый информационно-логистический центр, объединяющий диспетчерскую службу, абонентский отдел, эксплуатационный и ремонтно-сервисный участки, что вытекает из самой природы отношений водопользования.

Для указанного центра первоочередными становятся следующие задачи.

1. Организация диспетчеризации и тотального контроля за потокодвижением. Индивидуальный водопоток характеризуется начальной и конечной точками перемещения с формированием многочисленных промежуточных звеньев, что требует четкого определения конечных результатов для каждого звена и конечного результата для потока.

2. Обеспечение надежности водопотоков предполагает формирование внутреннего резерва и использование всех видов инженерно-технического обеспечения для оперативного преодоления поломок и отказов.

3. Социальная ответственность. Общественная природа и санитарно-гигиеническая функция

коммунальных услуг диктуют необходимость обеспечения их полной (в том числе и некоммерческой) доступности каждому потребителю.

Результаты данного исследования [2-4] позволяют обозначить приоритеты в составе управленческих функций водоканалов, распределив их по 4 группам (водопотоки, техническое обслуживание, информационные и финансовые потоки), а также определить следующие принципы управления водопотоками.

1. Принцип максимально возможного сокращения потерь воды. При дефиците пресной воды ее суммарные потери в системах водоканалов составляют 30-50%. Задача тотального водосбере-жения может быть решена в процессе модернизации ИТСВ и выполнения требования Водного кодекса Российской Федерации1 в части формирования замкнутых водооборотных производственных циклов, а также сбора ливнево-дождевых стоков и аккумулирования их в общие канализационные системы предприятий.

2. Принцип рационального сочетания первичных и вторичных ресурсов воды. Очевидна объективная взаимосвязь первичных ресурсов воды и вторичных ресурсов (технических, оборотных, ливнево-дождевых), прошедших полное первоначальное использование и пригодных для повторного использования для технических нужд. Однако первичные и вторичные водные ресурсы могут быть сопоставимы в производственно-технологическом аспекте как продуктово-товарные категории лишь в том случае, если потоки соответствуют нормативам (регламентам) качества.

3. Принцип балансирования затрат по рентабельным и нерентабельным потокам. При любых условиях должны обеспечиваться социальные нормы водопользования, воспроизводство ассимиляционного потенциала природных водоемов, поддержание требуемого качества отводимых стоков. В тарифообразовании водоканалы должны минимизировать издержки в «рентабельных» бизнес-процессах, в высшей степени отвечающих механизму рыночного регулирования, а также оптимизировать совокупные издержки по всем водопотокам. Снижение прибыли в одном из звеньев логистической сети допустимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли всей системы в целом.

1 Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ в ред. от 01.01.2014.

4. Принцип неодолимости социально-экологической ответственности.. Логистическая система нацелена на обеспечение гуманизации всех функций и технологических решений, которые должны соответствовать экологическим, эргономическим, социальным, этическим требованиям, что принимает особый смысл при вступлении России в ВТО.

5. Стимулирование инновационных реинвестиций. Для вывода водоканалов на путь инновационно-инвестиционного развития требуется «запустить» мотивационный фискальный механизм, продекларированный в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Основополагающей в логистике выступает концепция совокупных затрат, которая означает комплексную оценку всех ресурсов, затрачиваемых на обслуживание потоков. Выделенные приоритеты и дополнительные принципы управления водопото-ками нацелены на решение принципиального вопроса — рационализации производственных затрат, которые формируются по 114 самостоятельным центрам возникновения. Критерий минимума общих затрат в логистической цепи водоканалов требует системного анализа состава, структуры, динамики производственных издержек по видам водопотоков, а также разработки и оперативного внедрения схем их координации и балансирования.

На примере отчетных данных муниципальных предприятий (филиалов ГУП СК «Ставрополькрай-водоканал», функционирующих в регионе Кавказских Минеральных Вод) оценены состав и структура затрат, выделены их группы.

Высокоспециализированные технологии водоснабжения и водоотведения осуществляются независимо, поэтому элементы ИТСВ малоин-тегрированы, не сопряжены, подвергаются повышенному физическому износу (непрерывному солеобразованию, коррозии). Для обеспечения надежности водотоков в непрерывном режиме производятся диагностика, ремонт, замена насосов, напорно-регулирующих резервуаров, разводящих и канализационных сетей и прочих объектов, с чем связаны высокий удельный вес постоянных затрат (до 70%) в общем объеме и неоднозначная динамика по видам. Во многом обусловленный объективными причинами рост постоянных издержек приводит к недопустимо высокому значению критического объема услуг и, как результат, к сокращению запаса финансовой прочности. В общем объеме издержек

преобладают расходы по операции водоотве-дения — 45,0%. Отмечено:

— превышение затрат по услугам водоснабжения над услугами водоотведения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— низкая совокупная доля амортизационных отчислений (менее 2,0%);

— отсутствие средств на лабораторно-инструментальный контроль, устойчивые убытки.

Исключен вклад амортизация в формирование реинвестиционного ресурса.

Приемом АВС-анализа выявлено, что в группу «А» попадают затраты по ключевым технологическим операциям. По водоснабжению («отпуск питьевой воды») устойчиво присутствуют общеэксплуатационные расходы на электроэнергию, подъем и транспортировку воды, иногда расходы на оплату труда. По водоотведению («отвод сточной жидкости») превалируют затраты на электроэнергию, транспортировку, оплату труда, цеховые и общеэксплуатационные расходы. Большая часть названных расходов относится к слабоуправ-ляемым затратам. Группа «В» объединяет затраты в части расходов на электроэнергию, зарплату, ремонт и техническое обслуживание транспортировки воды и цеховые расходы при подъеме воды.

Для операций водоотведения в группу «В» попадают расходы на заработную плату и социальные отчисления, иногда цеховые, общеэксплуатационные и расходы на транспортировку. В группу «С» попадают амортизационные отчисления по сетевому хозяйству. В целом вывод неутешительный: существующий уровень развития потенциала муниципальных водоканалов не создает в стратегической перспективе возможности полного возмещения экономически обоснованных расходов и получения прибыли. Отмеченные принципы с учетом выявленных особенностей распределения затрат позволили обозначить текущие приоритеты в управлении деятельностью водоканалов (табл. 1).

В практике управления деятельностью водоканалов основное внимание акцентируется на развитии приемов и инструментов снижения дебиторской задолженности за счет минимизации разрыва во времени между представлением услуг по подготовке

а ц

и

либ £

в о л а н а к

о доо

в

«

и ц

к

н

^

*

и к с е ч н е л в

а р

п

^

е в а т с о с

л

т е т

и р

о

и р

С

в = «

а 8 * и

И св &

=

£

х §

ю К Л К

й а

т

^

а

X

га

0 К

1 о

N ч

о «

я

^

к

§

§ &

0 К

1 о

N -

о «

я

^

а о Л

о £

о

X X

- к

Л Й

и

2 ю

(I и

^ Л ^ К н к

3 К

5 й

х х

8 о ч л

й

ю §

я « о

3 3

л Я Л й

К и

Л о

2 я

к к

а «

Л а

о а

а

В I

« ¡2

3 Й

а т

и а

с^ а

о а

£

а

Я я а 2 ^ а о р

я х

I °

О Ю

Д О

а

_ о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Л

о о

а н

н а

о ч

£ >

^ <

л а

¡Г §

о

а

а *

о о

Я 42

а ^

н ^

¡а 2

о ^

Л о

а а

„ а

0 о 3 ^

1 °

^ а

Д £

я о

0

Й =

Й §

X

1

X

Й и

а а л Й р Й ^ я й £

I ^

а о

Я 10 § °

Л н" а а

л £ о и

О Э

И я а о

^ Ё 8 I

£ и

Ло Я о

& 12 а я § §

^ а

о й

я а

р

Н й

=а й

Я а

а £

>а £

а ч

л й Й Ю

С

2 Н О

0

а

1

о

5 а о а

5 о й щ

т §

=а и

§ В

о о Л о

Ё

ю

х

н а

о о

й Л

I

о «

8 § 3 «

та о

Я о

5

й

В

« <

Л 5

С а

X

о Л о

5 а

о

а о =а а а

5

2

- а

ЛДО

^ й а й 2! Й ала аоа

я « Р а

I I

о

а н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ^

& га

а

I

а

й

о а й

2

й I

й

а -

I

а л

[3 Ю а -о я

2 §

^

о Л

о ю о

=а а н к

Л

а

«

0 -

1

а л

0

а

1

о

2 О

0 X

1

а я

й и

я ¡3

о Л

а

X -

о

б к 3 о а «

X

а

й ■

Н й

а § &

й

ю а

й а

« й

^ а

О X

Ю к

а Й

Ч ^О О

я о Л

а

ю

й I

О

§ У

н =а а а

а ^ " о

га ем

X

^

о Л

0 =

я 2

5

1 Н С

ю й

Л1

0

а

1

й X

о

6

о Л

С

=а а л

Я Я я о Й й

я я

а о

Л СТ

н а - о а я

2

Л а

?у И

о

л а й

й ^ о

-

й х

& а

й Л о х

3

«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о х

0 а

1 2 а ^

& а а о

м я

5

а а

й

^

й

£ ^

а й о з

° о Я Я

^ о ¡2

о о

еЧ еЧ

ю ю

О О

X X

« «

о о

я я

5! я

и ^

2 и

(Ь т

г? О

О ем

X

«

й о 53 я я

о

^

X -

о

Е

о

^

о

а

а о о

а

^ а

о а

н о

гзсо

^ Я

й о

я ^ о а & й

I

о

& у

0

а

1

Й X

я а

§

& &

а н

Р а

^ 9

¡^ а

и транспортировке воды и их оплатой. Совершенствование информационно-логистического обеспечения абонентов достигается, с одной стороны, за счет внедрения современных схем расчетов (персональные авансовые книжки с штрихкодами, банковские терминалы, Интернет), повышающих оперативность платежей, с другой стороны, за счет постоянного мониторинга расчетов с отдельными абонентами и их группами и оперативной претензионной работы. В научный оборот введен коэффициент логистических затрат. Он определяется как отношение величины затрат конкретного вида обслуживания по определенной группе абонентов в общей сумме затрат этого вида обслуживания за определенный период. По мнению автора статьи, идея продуктивная, но для совершенствования информационно-аналитического обеспечения управления деятельностью водоканалов круг финансовых потоков нельзя ограничивать только дебиторской задолженностью. Принципиально важно расширить базу анализа и рассчитывать показатели эффективности управления водопотоками по основным группам клиентов, которые целесообразно распределять по ряду признаков:

— по отраслевому. Вид хозяйственной деятельности определяет удельные нормы расхода воды в технологических и энергетических целях, состав загрязнителей производственных стоков (особенно

Целевые показатели оценки эффек

специфических токсикантов), выбор приемов очистки стоков до нормативных показателей;

— по организационно-правовой форме собственности. Наибольшие объемы дебиторской задолженности и численность потребителей, оплачивающих услуги по льготным тарифам, как правило, формируются на муниципальных объектах;

— по административно-территориальному принципу. Например, городское и сельское деление, а в масштабах урбанизированной территории — по конкретным населенным пунктам, в масштабах города — по городским районам;

— по направлениям водопользования. Это сани-тарно-бытовое, производственно-технологическое, энергетическое, рекреационное водопользование, уборка территории и полив зеленых насаждений, тушение пожаров, фонтаны и др.

В целях развития информационно-аналитического инструментария управления потенциалом водоканалов предлагаются 15 показателей оценки эффективности, предусматривающих более полную детализацию направлений поиска резервов деятельности (табл. 2). Так, например, анализ динамики взаимосвязанных показателей (10, 11 и 13-й) позволяет сформулировать профессиональное суждение о мере готовности и достаточности как технико-организационного уровня производства, так и накапливаемого амортизационного ресурса для

Таблица 2

вности деятельности водоканалов

Наименование показателя, ед. изм. Формула для расчета показателей Целевое значение

1. Показатель выполнения плана по реализации воды питьевого качества, % Отношение объема фактически полученной выручки от реализации воды питьевого качества к плановому значению Не менее 97

2. Показатель выполнения плана по приему стоков (по водоотведению), % Отношение объема фактически полученной выручки от реализации услуг по водоотведению к плановому значению Не менее 95

3. Показатель собираемости платежей, % Отношение числа оплаченных счетов за услуги к числу выставленных к оплате счетов на конкретный период Не менее 98

4. Оборачиваемость дебиторской задолженности за отчетный период, дни Произведение обратной величины коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности и длительности отчетного периода Не более 30

5. Срок заключения договоров на абонентское обслуживание (рассмотрения заявок на услуги), дни Отношение суммарного числа календарных дней от подачи заявления до заключения договора на абонентское обслуживание за период (по всем договорам) к количеству заключенных договоров за этот период Не более 30

6. Показатель возврата дебиторской задолженности по платежам, % Отношение суммы взысканной дебиторской задолженности к сумме общей дебиторской задолженности, поданной к взысканию через суд Не менее 98

7. Доля просроченной дебиторской задолженности, % Отношение суммы просроченной дебиторской задолженности к сумме общей дебиторской задолженности за отчетный период Менее 5

8. Доля невозвращенной дебиторской задолженности, % Отношение суммы невозвращенной дебиторской задолженности к сумме общей дебиторской задолженности за отчетный период Менее 1

Окончание табл. 2

Наименование показателя, ед. изм. Формула для расчета показателей Целевое значение

9. Срок устранения претензий потребителей, дни Суммарное количество дней, затраченных на устранение претензий клиентов, к общему количеству претензий за период Не более 14

10. Показатель выполнения плана по начислению и аккумулированию амортизационных отчислений, % Отношение объема фактически полученной суммы амортизационных отчислений к плановой величине амортизации за период Не менее 98

11. Показатель реинвестирования амортизационного ресурса, % Отношение величины амортизационных отчислений, реинвестированных в воспроизводство основного капитала, к фактической величине инвестиций за период Не менее 50

12. Показатель достаточности реин-вестиционного ресурса, руб./руб. Отношение величины амортизационных отчислений, реинвестированных в воспроизводство основного капитала с учетом специальной реинвестиционной надбавки в составе тарифа на услуги водоканала, к фактической величине инвестиций за период Не менее 0,85

13. Показатель воспроизводственной сбалансированности основного капитала, доля Отношение величины амортизационных отчислений по факту к фактической стоимости износа основных средств за период Более 0,8

14. Показатель соотношения динамики выручки и производственных затрат, доля Отношение темпа роста выручки от реализации услуг водоканала к темпу роста производственных затрат за период Более 1,0

15. Показатель удовлетворения требований кредиторов, доля Отношение величины погашенной в срок кредиторской задолженности к общей сумме кредиторской задолженности за период Равна 1,0

мобилизации резервов развития инновационного потенциала, обновления факторов производства.

Итак, сформулируем выводы:

— специализированные процессы водоснаб-жения-водоотведения образуют комплексную многоуровневую систему целостных и обособленных водопотоков, опосредующих сопряженные потоки материальных, финансовых, информационных ресурсов, что предопределяет их рационализацию, оптимизацию и управление из единого центра;

— предлагаемый подход к управлению в координации с системой показателей оценки деятельности позволяет учесть специфику потоковых процессов водоканалов, совершенствовать функциональное и структурное единство технологических операций водоснабжения и водоотведения, активизировать потенциал в целях повышения результативности и эффективности процессов инновационной модернизации;

— разработанная система технико-экономических показателей может быть использована в процессе выбора адекватных стратегическим целям управленческих решений.

Список литературы

1. Григорьев М.Н. Логистика. Базовый курс: учебник. М.: Юрайт. 2011. 782 с.

2. КрупинаН.Н. Методология CVP-анализа как основа формирования тарифа на услуги водоканала // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 28. С. 5-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Крупина Н.Н., Барткова Н.Н. Основы методологии анализа эффективности амортизационной политики предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 26. С. 2-12.

4. Крупина Н.Н., Попандопуло Д.С. Анализ безубыточности деятельности водоканалов // Финансовый менеджмент. 2009. № 5. С. 37-50.

5. Сомов М.А. Водопроводные системы и сооружения: учебник для вузов. М.: Стройиздат. 1988. 400 с.

6. Терентьев А.Я. Современное состояние и перспективы формирования тарифов ЖКХ в сфере водоснабжения и водоотведения // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 353-356.

7. Эминова Н.Э. Разработка эффективной стратегии инновационного развития предприятия в современных условиях // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 14. С. 21-25.

Reform of housing and communal services

AN INNOVATION APPROACH TO ENHANCE CAPACITY OF THE REGIONAL ENTERPRISES OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES — THE WATER UTILITIES

Nadezhda N. KRUPINA

Abstract

The article considers the possibility and expediency of efficient control of water-canals stream processes on the basis of logistics The author identifies the basic stream processes of water canals, and also defines the prime administrative problems and functions, and the priorities of innovation development. On the basis of a structure-of-costs analysis the author is developing a set of indicators to estimate the cost return and general efficiency of management .

Keywords: water canals, stream processes, water streams, administrative principle, administrative function, innovation potential, efficiency indicator, information-logistical centre

References

1. Grigor'ev M .N . Logistika. Bazovyi kurs: ucheb-nik [Logistics. The basic course: textbook]. Moscow, Iurait Publ., 2011, 782 p.

2 . Krupina N .N . Metodologiia CVP-analiza kak osnova formirovaniia tarifa na uslugi vodokanala [The CVP-analysis methodology as a basis to tariff water-canal services]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2009, no. 28, pp. 5-15.

3. Krupina N.N., Bartkova N.N. Osnovy metod-ologii analiza effektivnosti amortizatsionnoi politiki predpriiatiia [The basics of methodology of an efficiency analysis of amortization policy of the enterprise].

Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2010, no. 26, pp. 2-12.

4. Krupina N.N., Popandopulo D.S. Analiz bezu-bytochnosti deiatel'nosti vodokanalov [The analysis of breakeven activity of water canals]. Finansovyi menedzhment — Financial management, 2009, no. 5, pp. 37-50.

5. Somov M.A. Vodoprovodnye sistemy i sooruzhe-niia: uchebnik dlia vuzov [Water systems and structures]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1988, 400 p.

6. Terent'ev A.Ia. Sovremennoe sostoianie i per-spektivy formirovaniia tarifov ZhKKh v sfere vodo-snabzheniia i vodootvedeniia [The current state and prospects of formation of tariffs of housing and communal services in the water supply and water disposal sphere]. Problemy sovremennoi ekonomiki—Problems of modern economics, 2010, no. 3, pp. 353-356.

7. Eminova N.E. Razrabotka effektivnoi strategii innovatsionnogo razvitiia predpriiatiia v sovremen-nykh usloviiakh [Working out the effective strategy of innovation development of an enterprise in the present-day conditions]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2011, no. 14, pp. 21-25.

Nadezhda N. KRUPINA

Rostov State Economic University (RINH), Georgievsk, Stavropol Krai, Russian Federation krupina_n17@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.