Научная статья на тему 'Инновационные факторы модернизации коммунального хозяйства'

Инновационные факторы модернизации коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ / ПОЛИТИКА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ / MUNICIPAL SERVICES MODERNIZATION / FORMATION OF THE INNOVATIVE PROGRAM / POLICY OF POWER SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торобков Н. А.

В статье определены основные задачи и направления модернизации коммунального хозяйства. Рассмотрены особенности и условия формирования инновационной программы как составной части стратегии модернизации коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FACTORS OF MODERNISATION OF MUNICIPAL SERVICES

In the article the primary goals and directions of modernisation of municipal services are advanced. Features and conditions of formation of the innovative program as constituent of strategy of modernisation of municipal services are considered.

Текст научной работы на тему «Инновационные факторы модернизации коммунального хозяйства»

металлургический кремний стоит уже 2 000 долларов, а поликрис-таллический кремний стоит уже 20 000 долларов. Конечные изделия, например, солнечные батареи, стоят очень больших денег. В настоящее время в

Казахстане запущен проект по созданию производства металлургического кремния. Необходимая сумма инвестиций порядка 100 млн. евро. Местный инвестор привлек западного партнера, немецкую TissenKrupp, а БРК софинансирует проект. Привлечен также коммерческий заем от Банка ТуранАлем.

Функции учредителя (100% акций) и стратегического управления институтами развития в Казахстане переданы государством Фонду устойчивого развития «Казына», а управление госпакетами акций в крупнейших национальных компаниях переданы холдингу «Самрук». Подобная модель, так называемого активного акционера по типу Holding Executive, используется в Англии. Подобные агентства есть в Испании и во Франции. Близки к этой модели сингапурская государственная инвестиционная компания TEMASEK, а также малайзийская «Хазенах».

Это агенты правительства, специальные структуры, ментально близкие к бизнесу с одной стороны, а с другой стороны. Понимающие чего хочет от них государство и уполномоченные эту государственную политику проводить. Эти структуры включают в себя комитет по аудиту, комитет по вознаграждениям, комитет по корпоративному развитию и корпоративному управлению, а также привлекать известных иностранных менеджеров - все, как положено, в крупных бизнес-корпорациях.

Перед Фондом устойчивого развития «Казына» стоят две главные задачи - улучшение корпоративного управления в институтах развития и усиление инвестиционной активности. Это стимулирование активности бизнеса в стране, поддержка предпринимательских инициатив секторах, представляющих интерес для государства.

Например, нефтехимический кластер. Собственник шинного завода в г. Шымкенте решил модернизировать завод и привести стратегического инвестора. Были привлечены институты развития. Сначала Национальному инновационному фонду было заказано исследование по современным технологиям шинного производства. Среди обладателей наиболее перспективных технологий выбрали финскую компанию Nokian. Затем Центр маркетингово-аналитических исследований изучил шинный рынок в Казахстане и соседних странах - Узбекистане, Кыргызстане, России и Китае. В результате

исследований был определен оптимальный объем производства и рынков сбыта. Затем инициаторы проекта обратились в Инвестиционный фонд, и он вошел в долы в проекте, а БРК предоставил долгосрочный кредит. Предварительно было получено согласие ^к1ап о запуске в Казахстане своего шинного производства. Правда, из логистических соображений финская компания предпочла г.Астану, а не г.Шымкент.

Инвестиции в проект - 200 млн. долларов. Данный крупный проект послужит развитию целого нефтехимического кластера, состоящего из производства резины, сажи, кордов и т.д. Задача институтов развития - создать как можно больше точек роста, которые создадут основу развития самостоятельных бизнесов.

Отдельная задача институтов развития - развитие инфраструктуры, прежде всего стратегического назначения. В этой области можно привести, например, проект расширения и модернизации морского порта Актау, который превратится в мощный логистический хаб на западе Казахстана.

Также в стране создаются особые экономические зоны. В настоящее время их четыре - «Морпорт Актау», «Астана - Новый город», парк информационных технологий и текстильная зона «Он-тустик» в Южном Казахстане.

В регионах Казахстана создаются социально-предпринимательские корпорации (СПК). Это региональные институты развития. Главный ресурс СПК - это принадлежащие государству земли и месторождения. Из имеющихся аналогов ближе всего к СПК модель агентств по развитию территорий в Канаде.

Литература:

1. Ивантер А. Неокейнсианство по-казахстански // Эксперт Казахстан. - 2007. - №46.- с.39 [1].

2. Стратегия развития региона: теория, методология, практика: монография/ под общ. Ред. Л.М. Шадоевой, Е.Е. Швакова.- Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2006 - 272с. [2].

3. Хасанов И.Ф. Формирование механизма реализации региональной инвестиционной политики. - М.: Изд-во Палеотип, 2007.140с. [3].

4. Яковлев А., Гончар К. Об использовании в России опыта новых индустриальных стран в формировании «институтов развития» и стимулирования инновационного экономического роста.- ГУ «Высшая школа экономики», 2004. [4].

ИННОВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Торобков Н.А., соискатель ГОУДПО ГАСИС

В статье определены основные задачи и направления модернизации коммунального хозяйства. Рассмотрены особенности и условия формирования инновационной программы как составной части стратегии модернизации коммунального хозяйства.

Ключевые слова: модернизация коммунального хозяйства, формирование инновационной программы, политика энергосбережения.

INNOVATIVE FACTORS OF MODERNISATION OF MUNICIPAL SERVICES

Torobkov N., GOUDPO OASIS, competitor

In the article the primary goals and directions of modernisation of municipal services are advanced. Features and conditions of formation of the innovative program as constituent of strategy of modernisation of municipal services are considered.

Key words: municipal services modernization, formation of the innovative program, policy of power savings.

Стратегия модернизации нацеливает предприятия коммунального хозяйства на технико-экономический уровень производства, достигнутый наиболее развитыми странами, что предполагает совершенствование структуры производства, достижение соответствующего качества продукции и услуг при рациональном уровне текущих затрат.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры связана с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа) и строительством новых предприятий и сооружений. Основными задачами модернизации являются:

- переход всех секторов коммунального хозяйства на инновационный путь развития, использование последних достижений отечественной и зарубежной техники и технологии, обеспечивающих повышение качества услуг и экономию ресурсов;

- повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;

- привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Неотложность мер по модернизации коммунального хозяйства с использованием инновационных форм определяется тем, что в настоящее время износ основных фондов составляет более 60 %, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. За 10 лет количество аварий выросло примерно в 5 раз и составляет до 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения. Высокая степень износа основных фондов по генерирующему и сетевому оборудованию, низкий уровень эксплуатации, неэффективная

работа предприятий коммунального комплекса вызывают разбаланси-рованность отрасли. Физический износ оборудования на котельных составил 54,5 %, трансформаторных подстанций - 58,1 %, ЦТП - 50,1 %, коммунальных сетей водопровода - 65,3 %, канализации - 62,5 %,

тепловых - 62,8 % и электрический - 58,1 %, водопроводных насосных станций - 65,1 %, канализационных насосных станций - 57,1 %, тепловых насосных станций - 52,3 %, очистных сооружений водопровода -53,9 %, очистных сооружений канализации - 56,2 %. Степень износа объектов коммунального хозяйства по отдельным муниципальным образованиям достигает 70 - 80 %, а темпы его нарастания составляют 1

- 2 % в год. По предварительным расчетам, на восстановление основных фондов до нормативных значений требуется 2 трлн. 140 млрд. руб.

Формирование инновационной программы как составной части стратегии модернизации коммунального хозяйства предполагает, во-первых, обобщение опыта регионов в управлении этим процессом, во-вторых, анализ инновационного потенциала в основных отраслях. Учитывая многообразие технологий и оборудования, применяемых в отраслях коммунального хозяйства, конкретные формы применения новшеств целесообразно систематизировать по основным видам деятельности.

В области энерго- и теплоснабжения жилищного фонда наибольший интерес представляет комплекс мероприятий, реализуемых в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве в 2004 году было создано акционерное общество «Московская объединенная энергетическая компания» (ОАО «МОЭК»), которое взяло на себя снабжение города электроэнергией и теплом в рамках эффективной энергетической политики городского правительства. В дополнение к имеющимся электрогенерирующим мощностям компания планирует в ближайшие годы ввести новые газотурбинные мощности для комбинированной выработки электроэнергии и тепла.

В рамках программы модернизации производства ОАО «МОЭК» широко проводит перекладку тепловых сетей с применением инновационных технологий: труб из полимерных материалов и стальных труб с пенополиуретановой изоляцией. При этом срок службы сетей увеличивается с 10 до 30 - 50 лет, величина тепловых потерь сокращается примерно в 4 раза, что обеспечивает годовую экономию тепловой энергии в объеме 35 тыс. Гкал. Инвестиции на реализацию программы модернизации тепловых сетей составляют 37 млрд. рублей (в ценах 2007 г.) со сроком окупаемости 5 - 6 лет.

Для привлечения инвестиций в проект проводится размещение облигационного займа МОЭК на сумму 6 млрд. рублей со сроком обращения до 5 лет.

Одновременно в МОЭК активно реализуется программа энергосбережения, включающая внедрение частотно-регулируемых приводов, низковольтных преобразователей частоты, что при применении на насосном оборудовании тепловых пунктов позволяет экономить 20 - 30 % потребляемой электроэнергии.

Постоянно развивается структура компании. Количество филиалов увеличилось с 3 до 10, из которых 6 - сервисных, обслуживающих различные направления деятельности: сбыт энергии, транспорт, снабжение материалами и оборудованием и т.д. Последовательно проводится ликвидация малых котельных, где расход топлива на 8 % больше, чем на тепловых станциях.

Важнейшим направлением модернизации коммунального хозяйства является политика энергосбережения, основным инструментом которой являются механизмы заинтересованности всех участников рынка в результативности этого процесса. Значение этой политики можно охарактеризовать величиной потенциала энергосбережения: в Москве он составляет 11 млн. тонн условного топлива, т.е. примерно 30 % его годового потребления. В политике энергосбережения выделяются четыре составляющих: энергоаудит, нормативные документы, стимулирование и пропаганда энергосбережения.

Модернизацию системы энергосбережения, теплоснабжения и отопления города можно рассмотреть на опыте Санкт-Петербурга, где разработаны Генеральная схема теплоснабжения и Генеральная схема электроснабжения на длительную перспективу. В основу схемы положен прогноз прироста жилищного фонда и общественно-деловой застройки города, который вызывает прирост тепловой нагрузки более чем на 10 тыс. Гкал/ч. В городе предполагается построить 9 новых ТЭЦ и 13 котельных, а также построить около 80 км новых и реконструировать до 60 км теплосетей. Схемой также предусмотрена модернизация действующих ТЭЦ и котельных.

Большинство инвестиционных проектов развития систем электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения предполагается реализовать на основе государственно-частного партнерства, что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы частных инвесторов.

В рамках программы модернизации коммунального хозяйства предусмотрено установить рациональное сочетание централизованного и автономного поквартального теплоснабжения с использованием индивидуальных тепловых пунктов. Организация автономных котельных на газовом топливе повышает удельные затраты на производство тепла, но сокращает потери тепла в сетях. Для крупных городов автономные котельные не составляют реальную альтернативу централизованному теплоснабжению, по оценкам экспертов их доля не превысит 10 - 15 % от общего теплопотребления. Однако при строительстве многоквартирных домов в удалении от базовой городской инфраструктуры локальные котельные весьма эффективны.

Модернизация систем теплоснабжения включает также реконструкцию тепловых сетей, протяженность которых в России составляет более 250 тыс. км в двухтрубном исполнении. Средний уровень износа сетей - более 60 %. Основным направлением модернизации теплосетей признан переход к бесканальной прокладке труб с индустриальной пенополиуретановой теплоизоляцией. Срок службы таких труб составляет 30 - 50 лет. Их производство освоено на предприятии компании «СМИТ-Ярцево» и др.

Целью программы модернизации систем водоснабжения является обеспечение населения высококачественной питьевой водой. В первую очередь это требует улучшения экологического состояния водных объектов, повышения их защищенности от результатов хозяйственной деятельности. Комплексы соответствующих мероприятий должны предусматривать предотвращение загрязнения водных объектов сточными водами и поверхностным стоком с водосборной площади, обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Частично потребность в воде приходится обеспечивать путем рециркуляции. Для этого действующую систему водоочистки необходимо коренным образом перевооружить с использованием инновационных технических решений. Среди них можно выделить как физико-химические, так и химические способы очистки и обеззараживания стоков, позволяющие полностью обезвредить даже сильно загрязненные воды и безопасно использовать их повторно или сбрасывать в поверхностные источники. Эти меры должны сочетаться с политикой водосбережения, главным направлением которой является применение при ремонте и строительстве новых магистралей эффективных инновационных конструкций полиэтиленовых и полипропиленовых труб, а также автоматизации системы водоснабжения.

Неотъемлемой частью программы модернизации водопроводных систем является внедрение инновационных информационных технологий, позволяющих комплексно решить проблемы экономии ресурсов, снижения аварийности и затрат на ремонт, оперативного управления и контроля за технологическими процессами. Подобная разработка осуществлена научно-производственной фирмой «КРУГ», предложившей промышленную автоматизацию водоканалов на уровне АСУ ТП отдельных технологических участков и на уровне диспетчерского управления распределенными объектами водоснабжения. Объектами автоматизации являются системы водозабора, водоподготовки, распределения, водоснабжения, учета, водоотведения и очистки стоков. При этом ввод комплекса может осуществляться поэтапно в соответствии с пожеланием заказчика.

В рамках модернизации коммунального хозяйства необходимо решить крайне важную проблему утилизации больших объемов осадков сточных вод очистных сооружений, которые хотя и проходят биологическую очистку, остаются опасными токсичными отходами. На территории России накоплены десятки миллионов тонн таких осадков, поэтому их ликвидация или переработка может рассматриваться как национальная проблема. ООО «Компания РУСЭКО» в сотрудничестве с рядом научных институтов и водоканалами городов Подмосковья разработали инновационную технологию обеззараживания и детоксикации осадков сточных вод с получением утилизируемого продукта - гумусоподобной органоминеральной композиции.

Еще одна актуальнейшая проблема модернизации коммунального хозяйства связана с необходимостью организации мусороудаления в городах и поселках, включающей сбор, переработку и утилизацию твердых бытовых отходов. Обострение ситуации с мусороудалением определяет важность разработки инновационных решений проблемы в двух альтернативных направлениях: складирование мусора на полигонах и строительство мусоросжигательных заводов. Каждое из этих направлений имеет свои отрицательные черты, и по каждому имеются инновационные технические решения.

До настоящего времени в городах России наиболее широко распространены полигоны для сбора мусора, т.н. «мусорники», которые зачастую превращаются в обычные свалки. Из-за длительных сроков хране-

ния в зонах складирования наблюдается высокая концентрация в атмосфере вредных примесей, в десятки раз превышающих ПДК. Продукты разложения отходов попадают в грунтовые воды, на свалках начинается процесс самовозгорания мусора, что еще больше увеличивает концентрацию токсичных компонентов в воздухе. Учитывая, что в ближайшее время ликвидировать «мусорники» не удастся, предложен комплекс инновационных мероприятий, позволяющих минимизировать вредное воздействие мусоросборочных полигонов на окружающую среду. В первую очередь предполагается взять курс на сепарацию твердых бытовых отходов, выделение компонентов, подлежащих переработке - это стекло, металл, пластик, картон, бумага, дерево. Их объем составляет до 60 % мусорных отходов. Отсортированные отходы формируются до объема товарных партий для отправки на переработку. Опыт ряда российских городов свидетельствует о возможности и целесообразности превращения скопившихся на свалках отходов во вторичное сырье и материалы. Стремительный рост полигонов-мусоросборников может быть замедлен путем применения специальных машин на базе колесных тракторов, совмещающих функции бульдозера для разравнивания и функции катка-уплотнителя, для чего металлические колеса машины снабжаются шипами.

Второе направление мусоропереработки - строительство мусоросжигательных заводов. Всего в мире построено около 4 тысяч таких предприятий, которые являются наиболее радикальным способом обезвреживания бытового мусора, при этом максимально используется его энергетический потенциал. По теплотворной способности мусор больших городов сопоставим с бурым углем или торфом, поэтому мусоросжигательные заводы - это практически теплоэлектростанции, работающие на бесплатном топливе.

Необходимо отметить, что применение технологии сжигания мусора вызывает возражения экологов, т.к. в процессе горения в атмосферу выбрасываются ядовитые вещества, в т.ч. наиболее опасный из них -диоксин. Однако в Европе, например в Вене, мусоросжигательный завод находится в 200 метрах от университета в центре города, и это никого не смущает. Важно, чтобы сжигались подготовленные, отсортированные отходы, в которых не содержатся ртуть, кадмий, хлор и другие вредные компоненты. Ситуация со строительством мусоросжигательных заводов осложняется отсутствием в российских городах раздельного сбора отходов, когда в общий контейнер вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с просроченной годностью, разбитые термометры, тара с остатками ядохимикатов, лаков и красок, и т.п. Опыт показывает, что недостаточно установить в городе контейнеры для раздельного сбора мусора, нужна длительная настойчивая разъяснительная работа с населением. А пока сортировать мусор придется на специальных пунк-

тах, оборудованных мусоросортировочными линиями.

Одной из важных причин того, что города погрязают в бытовом мусоре, заключается в неэффективной тарифной политике в сборе и вывозе отходов. При расчете тарифов в них не закладывается экологическая составляющая. В городских и сельских поселениях не установлены нормативы образования отходов на душу населения.

Управление процессом мусороудаления характеризуется тенденцией к постоянному усложнению. Цены утилизации отходов постоянно возрастают, вследствие чего этот рынок начинают захватывать крупные частные компании, которые предполагают строить гигантские мусороуничтожающие предприятия. Обострение ситуации с мусороудалени-ем делает актуальной проблему модернизации этого процесса с использованием инновационных решений.

Принципиально новым направлением модернизации коммунального хозяйства является переход к применению современных информационных технологий. Они ориентированы на обеспечение мониторинга состояния инженерных сетей и коммуникаций, организацию расчетов с населением за коммунальные услуги, контроль за потреблением воды, тепла и электроэнергии. Примером внедрения таких технологий является проект «Цифровой район Жулебино» в Москве. Техническую основу проекта составляет мультисервисная сеть жилищного фонда, на базе которой создается надежная система диспетчеризации.

Анализ реализации инновационных направлений модернизации коммунального хозяйства свидетельствует об их высокой экономической и социальной эффективности.

Литература.

1. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление. Экономика. - М.: Кнорус. 2007.

2. Башмаков И.А., Папушкин В.Н. Комплексные программы развития и модернизации коммунального хозяйства города. // ЖКХ, 2006, № 6 - 7.

3. Бобров А.В. Модернизация инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга. // ЖКХ, 2008, № 3.

4. Гурьянов Л.В., Болдырев А.В. Комплексная автоматизация водоканалов - путь к ресурсосбережению. // ЖКХ и строительство, 2007, № 6.

5. Григорьев Л., Тамбовцев В. Модернизация через коалиции. // Вопросы экономики, 2008, № 1.

6. Зотов В.Б. Современные инфотехнологии в городском хозяйстве. // Управление, 2006, № 6.

7. Шемякина Т.Ю. Инновационный процесс: регулирование и управление. - М.: Идательство «Флинта». 2007.

ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ИНВЕСТИРОВАНИЯ УНИКАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Кудряшов М.А., соискатель ГОУДПО ГАСИС

В статье рассматривается содержательная сторона аналитики, включающая в себя большое количество концептуальных подходов, идей, частных аналитических систем. Показана восприимчивость различных методов анализа к специфическим аспектам функционирования объекта. Дано обоснование выбора информационно-аналитической системы сопровождения деятельности аналитического центра. Представлена общая схема взаимодействия пользователя с информационно-аналитической системой.

Ключевые слова: аналитика, базисные процессы, информационно-аналитическая система.

CONSTRUCTION OF INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEMS OF MAINTENANCE OF PROCESS OF INVESTMENT OF UNIQUE CONSTRUCTION PROJECTS

Kudrjashov M., GOU DPO OASIS, competitor

In the article the substantial party of analytics including a considerable quantity of conceptual approaches, ideas, private analytical systems is considered. The susceptibility of various methods of the analysis to specific aspects offunctioning of object is shown. The substantiation of a choice of information-analytical system of support of activity of the analytical centre is given. The general scheme of interaction of the user with information-analytical system is presented.

Key words: analytics, basic processes, information-analytical system.

Существует множество конкретных типов, видов и форм ана- методологическое обеспечение разработки и создания инструмен-

литики. Аналитика - это дисциплина, объединяющая три важней- тальных средств для её ведения1. Более строгое определение ана-

ших компонента: методологию информационно-аналитической ра- литики требует рассмотрения совокупности базисных процессов,

боты, организационное обеспечение этого процесса и технолого- определяющих ее сущность. К числу наиболее значимых процес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.