Научная статья на тему 'Концепция разрешения проблем энергоресурсозатратности организаций коммунального комплекса региона (на примере республики Саха (Якутия)'

Концепция разрешения проблем энергоресурсозатратности организаций коммунального комплекса региона (на примере республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ЗДАНИЙ / ТЕПЛОВОЙ ПУНКТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тихонов В.С.

Рост потенциала энергоресурсосбережения в республике автор видит в: модернизации котельного хозяйства, заключающегося в основном в укрупнении старых ведомственных котельных; оптимизации топливной составляющей в производстве тепла и горячей воды; оптимизации локальной энергетики и в внедрении ресурсосберегающих технологий. Основная проблема отсутствие стимула к ресурсосбережению у организаций коммунального комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция разрешения проблем энергоресурсозатратности организаций коммунального комплекса региона (на примере республики Саха (Якутия)»

КОНЦЕПЦИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГОРЕСУРСОЗАТРАТНОСТИОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В. С. ТИХОНОВ, первый заместитель министра E-mail: tihonovjvs@mail.ru Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия)

Рост потенциала энергоресурсосбережения в республике автор видит в: модернизации котельного хозяйства, заключающегося в основном в укрупнении старых ведомственных котельных; оптимизации топливной составляющей в производстве тепла и горячей воды; оптимизации локальной энергетики и во внедрении ресурсосберегающих технологий. Основная проблема - отсутствие стимула к ресурсосбережению у организаций коммунального комплекса.

Ключевые слова: энергоресурсосбережение, организация коммунального комплекса, энергетический паспорт зданий, тепловой пункт.

В работе рассматривается система взглядов на разрешение проблем энергоресурсозатратности организаций коммунального комплекса (ОКК), связанных с исполнением положений п. 4 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», где говорится, что «... значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать: повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде; повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры; сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры» [2].

Складывающееся федеральное законодательство по отрасли жилищно-коммунального хозяйства определяет его как отрасль экономики местного

самоуправления. Действительно, системы коммунальной инфраструктуры действуют в основном в пределах одного местного самоуправления, и логичность федерального законодательства очевидна. Тем не менее темпы реформы в отрасли, даже после вступления в силу Федерального закона от21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», никого не могут удовлетворять.

В рамках выполнения мероприятий ГЦП «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республика Саха (Якутия) на 2007— 2011гг.» в республике реализуется ряд программ, направленных на энергосбережение, таких как:

• перевод котельных на газовое топливо;

• перевод котельных на угольное топливо;

• модернизация систем теплоснабжения;

• перевод на электроотопление;

• программа оптимизации локальной энергетики. В структуре теплопроизводства Республика Саха (Якутия) значительную долю занимают котельные. При этом около 70 % из них котельные, построенные ранее разными ведомствами, маломощные — до 3 Гкал/ч. Состав котельных по видам топлива указывает на наличие потенциала энергосбережения от замены потребления нефти, газоконденсата и дров другими видами топлива и существенный ожидаемый эффект от укрупнения маломощных котельных (см. рисунок).

Потенциал энергоресурсосбережения в Республике Саха (Якутия), представляет собой:

• физический износ (до 60%) и низкий КПД теплогенерирующего оборудования;

• удельный вес потерь тепловой энергии — 19,1 % (РФ — 18,5%);

□ ТЭС ■ Котельные □ Электрокотельные а

□ Уголь - (1) ■ Нефть - (2) □ ГЗК - (3) □ Газ - (4) ИДТ-(5) □ Дрова-(6) ■ Э/энергия - (7) б

Характеристика объектов теплоснабжения Республика Саха (Якутия): а — производство тепловой энергии, тыс. Гкал; б — состав котельных по видам топлива, %

• удельный вес потерь воды — 24,3 % (РФ — 9,0 %);

• удельный вес потерь электроэнергии — 13,2 % (РФ — 10,5%);

• высокий удельный расход электроэнергии на подъем и подачу воды— 1334кВтч/тыс.м3(РФ — 582кВт-ч/тыс. м3);

• высокий удельный расход электроэнергии на очистку сточных вод — 1221 кВтч/тыс. м3 (РФ — 457кВт-ч/тыс. м3);

• повышенный расход теплоносителя, связанный с несанкционированным сливом воды из системы отопления.

Соответственно республиканские программы направлены на решение следующих задач:

• снижение потребления дорогостоящего топлива, оптимизация баланса ТЭР;

• повышение эффективности систем энерго-, теплоснабжения и снижение потерь энергоресурсов;

• снижение расходов государственного бюджета Республика Саха (Якутия);

• стимулирование эффективного и экономного потребления энергии.

В рамках выполнения мероприятий по переводу котельных Республика Саха (Якутия) на газовое топливо за 2007—2009 гг. переведены всего 62 котельные. Всего замещено 16 621,2 тугля, 5 351,0 т нефти, 3 048,4 т газоконденсата, 2 974,2 т дров и 341,4 тдизельного топлива. Экономический эффект от замещения топлива составил 86,3 млн руб.

Другим путем оптимизации объектов теплоснабжения является закрытие малоэффективных теплогенерирующих источников. На 2009—2011 гг. всего по программе перевода котельных республики на газовое топливо планируется газификация еще 45 котельных. Сумма капитальных вложений при этом составит 1 562,9 млн руб. При этом будет замещено 16 213,3 т нефтяного котельного топлива, 109,1 т газоконденсата, 8 482,7 т угольного топлива. Программой предусмотрен перевод 102 жидкотоплив-ных котельных в 14 районах республики. Ежегодный ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий составляет 200,0 млн руб.

В республике еще до принятия Федерального закона о местном самоуправлении было создано единое республиканское ГУП «ЖКХ Республика Саха (Якутия)», которое практически полностью обеспечивает жилищно-коммунальными услугами все районы республики. Централизация материально-технического снабжения топливно-энергетическими ресурсами и продукцией производственно-технического назначения, введение единой технической и тарифной политики дали значительный экономический эффект бюджетным расходам по содержанию ЖКХ региона. Им начата реализация Программы технической модернизации объектов теплоснабжения Республика Саха (Якутия), в рамках которой планируется модернизация объектов теплоснабжения 4 арктических районов.

Первым этапом реализации данной программы проводится оптимизация системы теплоснабжения в с. Жиганск, предусматривающей строительство котельной мощностью 24 МВт, 6 централизованных тепловых пунктов и 4,5 км сетей. В результате будет ликвидировано 8 котельных, в том числе 5 нефтяных и 3 угольных (аварийных). Снижение нефтяного топлива составит 6 200 т. Завершение строительства объектов планируется в 2010 г. Укрупнение системы теплоснабжения позволяет сократить затраты на последующую эксплуатацию системы теплоснабжения, повысить энергоэффективность объектов, а также решить проблемы перспективного развития населенных пунктов.

Аналогичное укрупнение системы теплоснабжения Правительством Республика Саха (Якутия) проводится в Алданском районе путем оптимизации системы теплоснабжения центральной части г. Алдана. В городе за 2003—2009 гг. ликвидировано 19 маломощных котельных. Общее количество котельных сократилось с 32 до 13. Введена в эксплуатацию котельная «Центральная» мощностью 60 Гкал/час, 7 ЦТП суммарной мощностью 80,9

Гкал/час, также построены сети I и II контуров. В целом, в результате реализации мероприятий потребление угля снизилось с 141 тыс. тдо 93,6тыс. т.

Также ГУП «ЖКХ Республика Саха (Якутия)» разработаны программы, направленные на повышение эффективности систем теплоснабжения и на внедрение энергосберегающих мероприятий пяти районных центров в Центральной Якутии.

Внедряются новые технологии на объектах ЖКХ — энергоэффективные котлы марок Октан, Энторос, ОАО «Бийский котельный завод», насосы марки '^1о, ОгапёГозз, автоматические балансировочные клапаны, газотурбинные установки и т.д.

Оснащенность объектов бюджетной сферы средствами учета тепловой энергии составляет всего 2,8 %, что, естественно, сказывается, в первую очередь, нареспубликанском бюджете.

В электроэнергетике в рамках реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.» ведется строительство двух мини-ТЭЦ на угле Зырянского разреза. Основной задачей строительства мини-ТЭЦ является снижение затрат на дизельное топливо за счет использования угля и соответствующее снижение затратна энергоснабжение поселков. Действующие дизельные электростанции ликвидируются1.

Инициаторами всех вышеперечисленных мероприятий, как видно, являются региональные власти и, соответственно, основными источниками финансирования мероприятий выступают республиканский бюджет и средства Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. Приходится констатировать, что в республике еще не поднят огромный пласт инициативы граждан — собственников жилья. Об этом говорит хотя бы тот факт, что из 35 районов республики в программе капитальных ремонтов многоквартирных домов на средства фонда содействия реформированию участвуют всего 25 районов.

Причина громадных теплопотерь — это отсутствие реального стимула у организаций коммунального комплекса (ОКК) сберегать энергию и топливо. Тому множество причин. Главная состоит в том, что, чем больше ОКК отпустит тепла, тем больше заработает. Уголь в районы завозится на год водным транспортом обычно с запасом на 1,5 года; боязнь жалоб со стороны потребителей вынуждает котельное хозяйство ОКК работать всегда на

'Из материалов доклада первого заместителя министра ЖКХ Республики Саха (Якутия) на круглом столе ГС Республики Саха (Якутия) «Проблемы энергоресурсосбережения на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Республики Саха (Якутия)» 08.12.2009.

пределе мощностей, даже при сверхнормативных теплопотерях из-за неутепления домов, теплотрасс. В то же время нормально утепленные квартиры всю зиму содержатся с открытыми форточками.

Решение вопроса стимулирования энергосбережения, на взгляд авторов, лежит на поверхности — это нормирование. Республиканским министерством строительства и промышленности строительных материалов разработаны нормативы—территориальные строительные нормы ТСН 23-343-2002 «Теплозащита и энергопотребление жилых и общественных зданий Республики Саха (Якутия)» [7] задва годадо выхода Федерального свода правил СП23-101-2004 «Проектирование тепловой защиты зданий» [3]. Свод правил вкупе со СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» [5], со СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» [4] и с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30494-96 «Параметры микроклимата в помещениях жилых и общественных зданий» [6] являются достаточной и современной нормативной базой для нормирования энергосбережения в ЖКХ и в строительстве. Считаем, что надо строго следовать и застройщикам, и проектировщикам, и подрядчикам, и вновь созданным ими саморегулируемым организациям этим нормативным документам, и дело должно пойти на поправку. Составленные энергетические паспорта должны стать отправной точкой расчета экономии энергоресурсов ОКК, товариществ собственников жилья во многоквартирных домах (ТСЖ).

Учитывая особые климатические условия республики, во всех средних технических и высших учебных заведениях по строительным специальностям руководство республики считает необходимым ввести в учебные программы выполнение курсовых работ по вариативным теплотехническим расчетам различных типов ограждающих конструкций, оконных и дверных проемов, входных узлов общественных зданий и многоквартирных домов. А в дипломных проектах обязательно включать конструктивные решения утеплений «мостиков холода» с соответствующими теплотехническими расчетами. Убеждены, что положение с энергосбережением в ЖКХ в республике только тогда поправится, когда каждый мастер на стройке и мастер ЖКУ — вчерашний студент, будут владеть в совершенстве этими, по сути простыми, инженерными расчетами.

На сегодняшний день система распределения тепла в многоквартирных домах города практически повсеместно является централизованной, т. е. тепло магистральными трубопроводами передается от ГРЭС до центральных тепловых пунктов (ЦТП), откуда по распределительной сети доходит

до отдельных домов. В ЦТП также происходит приготовление горячей воды, поэтому распределительная сеть состоит из пяти трубопроводов: два отопительных, два трубопровода для подачи и рециркуляции горячей воды и один трубопровод холодного водоснабжения. Тепловой учет (при его наличии) ведется в ЦТП, т. е. на целый квартал домов. На дома расход тепла распределяется согласно их доле в общей отапливаемой площади.

В домах параметры воды из тепловой сети снижаются до 95/70 ОС — стандартных расчетных параметров в отопительных системах домов. При зависимой схеме присоединения это производится с помощью подмешивающих стационарных элеваторов. Равномерное распределение сетевой воды по подключенным домам достигается установкой на вводах специально рассчитанных дроссельных шайб, для эффективной работы которых требуется стабильный расход (давление) в тепловых сетях.

Недостатками существующей централизованной системы распределения тепла являются:

• четырехтрубная схема распределительных сетей — материалоемкая, дорогая при строительстве, а также при эксплуатации; имеет большие тепловые потери, которые включаются в расчет с потребителями (счетчик на ЦТП измеряет все потребленное тепло «после себя», т. е. включая тепловые потери в распределительных сетях, и нет возможности их сравнить с нормативными); в связи с кальциевыми отложениями и коррозией требуется более частая замена труб для горячего водоснабжения и рециркуляции;

• тепловой учет производится не на месте предоставления услуг на вводе в отапливаемое здание, не соответствует действительному расходу тепла и не является справедливым (в связи с неравномерным потреблением тепла разнородными потребителями по этажности, степени теплозащиты, направлению ветра и освещенности потери тепла в квартальных сетях ит. д.);

• установка дроссельных шайб трудоемка и должна корректироваться при каждом изменении гидравлического режима в сетях;

• централизованная схема распределения тепла оставляет максимум основных фондов (ЦТП и четырехтрубную распределительную сеть) в теп-лораспределяющем ведомстве, таким образом, эксплуатация, ремонт и обслуживание этих фондов требуют огромных финансовых вложений. В связи с этим перспективным является внедрение индивидуальных тепловых пунктов (далее — ИТП) в каждом доме, и даже у каждого хозрасчетного

потребителя тепла (вместо модернизации и доосна-щения ЦТП). ИТП должен осуществлять функции учета тепла, регулирования температуры поступающей в систему отопления воды в зависимости от параметров здания и наружной температуры воздуха, а также нагрев и циркуляцию горячей воды.

Установка ИТП дает следующие эффекты:

• четырехтрубная система заменяется двухтрубной, при этом достаточно обновить распределительные трубопроводы отопительного контура с имеющимся диаметром. Распределительные трубопроводы подачи и рециркуляции горячей воды от ЦТП к потребителям при этом могут быть демонтированы; тепловые потери на этих участках отпадают;

• ЦТП становятся транзитными крановыми узлами, или, при необходимости, подпорными насосными станциями, или их можно отдать под другое пользование;

• регулирование непосредственно в здании температуры воды в системе отопления в зависимости от параметров самого здания и температуры наружного воздуха дает экономию тепла (не только в переходное время года и при любой схеме подключения); учет тепла ведется непосредственно у каждого потребителя, он является точным и справедливым. В расчет не входят тепловые потери до точки передачи тепла на вводе в отапливаемый объект; при неоплате потребителем за тепло имеется возможность его отключения от сети централизованного теплоснабжения. Не требуется установки дроссельных шайб, каждый ИТП снабжен автоматическими регуляторами температуры, которые не позволят перегреть здание потребителя и горячую воду в любое время года. Возможность осуществления полного контроля за потреблением холодной воды за счет установленных общедомовых счетчиков;

• ИТП могут входить в собственность владельцев отапливаемых объектов, тогда ИТП периодически обслуживаются по поручению владельцев специализированными фирмами, что дает возможность теплоснабжающей организации концентрировать свои финансовые и организационные силы на генерацию и распределение тепла2.

2 Из выступления на круглом столе ГС Республики Саха (Якутия) «Проблемы энергоресурсосбережения на объектах жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия)» 08.12.2009 главы администрации ГП «Город Нерюнгри» В. С. Русинова.

Широкое распространение деятельности ТСЖ наряду с поддержкой Фонда содействия реформированию ЖКХ, по мнению автора, должны поддерживать такие мероприятия, которые дают быстрый и эффектный результат их деятельности. Таковым, на наш взгляд, является внедрение ИТП, оснащенных по последнему слову техники и технологии.

На основе этого автор делает следующие выводы:

• в рамках реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на периоддо 2013 г.» и «Энергетической стратегии Республика Саха (Якутия) до 2030г.» ускорить модернизацию, укрупнение теплогенерирующих установок;

• для определения значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности имеется современная и достаточная нормативная база, на основе которой необходимо сформировать электронный вариант энергетических паспортов зданий;

• на основе энергетических паспортов зданий необходимо задавать начальные показатели энергосбережения зданий (многоквартирных домов, бюджетных объектов и т.д.), а не по показателям 2009 г., как сказано в Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», т. к. до сих пор практикуется планирование энергоемкости зданий по проектным параметрам;

• как техническую и технологическую основу энергосбережения здания его необходимо обеспечить индивидуальным тепловым пунктом;

• необходимо в целях справедливого распределения сэкономленных средств и учета постепенного внедрения энергосбережения выработать специализированную тарифную политику по коммунальным платежам населения, в домах которых внедрены системы энергосбережения.

Список литературы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2010). Консультант Плюс.

2. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от23.11.2009 № 261-ФЗ. Консультант Плюс.

3. Проектирование тепловой защиты зданий: Свод правил СП 23-101-2004. Консультант Плюс.

4. СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Консультант Плюс.

5. СНиП 23-01-99 «Строительная климатология». Консультант Плюс.

6. Межгосударственный стандарт ГОСТ 3049496 «Параметры микроклимата в помещениях жилых и общественных зданий». Консультант Плюс.

7. ТСН 23-343-2002 «Теплозащита и энергопотребление жилых и общественных зданий Республики Саха (Якутия)». Консультант Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.