Terra Humana
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ББК 65.441 УДК 332.8
Жилищно-коммунАльноЕ хозяйство россии: состояние и перспективы
А.И. Сидоров
Рассматривается роль системы жилищно-коммунального хозяйства в воспроизводстве страны, его роль в проблеме качества жизни населения и демографии. Анализируется динамика основных социально-экономических и технических параметров системы, в т.ч. структура себестоимости коммунальных услуг и динамика тарифов. Указывается на необоснованный разрыв между их величиной и динамикой доходов населения. Анализируются меры правительства по развитию жилищно-коммунального комплекса на перспективу.
Ключевые слова:
демография, ЖКХ, тарифы, рентаб мунальная политика.
Технико-экономический прогресс обусловил рост внимания к человеческому фактору, т.е. воспроизводству человека в широком смысле слова, и, прежде всего, социальной триаде: «социальное государство», «социальная экономика» и «социальные предприятия». В этих условиях возникла необходимость в теоретическом осмыслении категории «качество жизни» и определении методов управления качеством жизни в обществе.
В настоящее время сформировались теоретические основы комплексного управления качеством жизни. Так, в частности, предложены принципы этической ориентации экономики услуг, теории: устойчивого развития, благосостояния и общественного выбора, а также гипотеза жизненного цикла и глобального согласия [9].
Стоимость жилищно-коммунального хозяйства России составляет 1,5 трлн руб. (около трети основных фондов страны). Жилищный фонд превышает 30 % всего воспроизводимого недвижимого имущества РФ. Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) страны состоит из 50 тыс. предприятий и организаций, оказывающих населению 18 видов жилищно-коммунальных
ельность, перспективы развития, жилищно-ком-
услуг. В 2006 г. было предоставлено услуг на сумму более 2,5 трлн руб. (8 % ВВП РФ), т.е. влияние ЖКК на макроэкономические процессы весьма трудно переоценить; занятость в этом секторе - свыше 3 млн чел.
ЖКК страны включает:
а) жилищный фонд - 3 млрд кв. м жилья или 2,8 млн благоустроенных многоквартирных домов (водопровод - 74,2 %, канализация - 70 %, центральное отопление - 75 %, ванные - 64,4 %, горячее водоснабжение - 61 %, газ - 70,2 %);
б) 4,2 млн объектов инженерной инфраструктуры (73 тыс. муниципальных котельных, около 160 тыс. км тепловых, а также более 600 тыс. км водопроводных и канализационных сетей);
ЖКК потребляет около 20 % энергоресурсов страны (угля - более 13 млн т; жидкого топлива - 4 млн т; обеспечивает северный завоз топлива в труднодоступные районы);
По данным ЦК Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения, потребность в срочной замене тепловых сетей составляет 26,8 тыс. км (19% от общей протяженности); водопроводных - 176,5 тыс. км (33%); канализационных - 52,5 тыс. км (30,4%). Проведение этих работ, строительство и модер-
низация котельных, насосных станций, центральных тепловых пунктов, гидротехнических сооружений в ценах 2007 г. требовало 1,5-2 трлн руб. Ежегодно заменяется около 8,7 тыс. км ветхих водопроводных сетей, или 1,6% от их общей протяженности. Существующие темпы нарастания износа превышают объемы восстановительного ремонта. В ходе проверок выявлено более 38 371 нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации энергетического оборудования, привлечено к ответственности 1136 физических и 178 юридических лиц. Только в начале отопительного сезона осени 2009 г. произошло 1520 аварий на объектах коммунальной энергетики.
Централизованным водоснабжением пользуется 108 млн чел. (2/3 населения), проживающих в 1 104 городах, 1 465 поселках городского типа и 45 757 сельских населенных пунктах. В целом хозяйственно-питьевые нужды обеспечиваются на 64 % за счет поверхностных вод: этот показатель превышает 80 % в городах Москва и Санкт-Петербург и других регионах. Из-за плохого качества поверхностных вод, используемых для питья, применяются высокотехнологичные и дорогие методы очистки воды. Сегодня населению подается всего 58,7 % нормативно очищенных питьевых вод (от общего количества подаваемой в сеть воды) [12]. Водоснабжение сельских населенных пунктов базируется преимущественно на подземных водах. Иными словами, от 35 до 60 % питьевой воды в стране не соответствует санитарным нормам.
Всего в городах и поселениях образуется 13,8 млрд куб. м сточных вод в год, из которых 12,4 млрд куб. м (89 %) пропускается через очистные сооружения. Нормативно очищается только 5,63 млрд куб. м (45 % от общего количества сточных вод). В ряде регионов уровень нормативно очищаемых сточных вод не превышает 2 % [12]. По данным экологов, не удаётся остановить загрязнение целого ряда бассейнов рек в европейской части страны, в Сибири. С 1999 по 2006 гг. вредные выбросы предприятий выросли более, чем на 10 %, от автотранспорта - свыше 30 %.
По другим данным, 90 % объема сточных вод не очищается до нормативного уровня. Употребление некачественной воды провоцирует до половины болезней населения. Такую воду сегодня потребляют около 40% жителей страны. 51,2 тыс. км канализационных сетей (29,3 % всей протяженности) требуют замены. Модернизация системы водоканализационного хозяйства до 2020 г.
требует 15 трлн руб. при ежегодном выделении 15 млрд руб. - менее 1,5 % (оценка Минрегионразвития). Попытка решить эту проблему - разработка программы «Чистая вода» и проведение международного форума в ноябре 2009 г. [10].
Система водоотведения Петербурга состоит из 7 869 км канализационных сетей, 208 км тоннельных коллекторов, 20 комплексов очистных сооружений и 3 заводов по сжиганию осадков. В результате строительства северного коллектора к 2015 г. сброс нечистот будет ликвидирован полностью.
Актуален вопрос экономии тепловых ресурсов. Установка счетчиков горячей воды снизит жильцам расходы по этой статье. Эти работы должны быть закончены в городе в 2009-2010 гг. В одном из домов 137-й серии в Санкт-Петербурге были проведены все работы, предусмотренные концепцией энергосбережения: установили счетчики и ликвидировали все утечки тепла. В результате экономия энергии составила 60 %. Осталось немногое - растиражировать успех.
Шестой год успешно работает ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК), отвечающая за бесперебойную сложнейшую систему и обогревающая 45 тыс. зданий (в т. ч. 3 млн квартир) [1]. В основе работы МОЭК - «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Известно, что «энергоемкость» ВВП страны в 2,3 раза выше среднемировой, - внедрение современных технологий сэкономит стране 430 млн т «условного топлива». Даже в сравнительно благополучной Москве жилые дома потребляют на квадратный метр площади на 40 % больше тепла, чем в домах Европы (семья из 4-х человек расходует каждый месяц 500-700 л воды).
В МОЭК с 2004 г. число аварий на теплотрассах уменьшилось в 2 раза, срок летнего отключения горячей воды доведён до 5-7 дней. Активно меняются старые трубы: с 2005 г. проложено 3 817 км современных труб из полимеров и стальных в пенополиуретановой изоляции (из 10,4 тыс. км); при традиционной технологии их срок службы - только 8-12 лет («блуждающие токи»), а при новации - 30-40 лет. Технологические издержки резко упали: а) новые сети дают лишь 2 % аварий (имея 73 от общей протяженности); б) потери тепла при транспортировке сократились в 2,5 раза;
в) модернизация 250-300 км сетей экономит 35 тыс. кал/час тепловой энергии.
Свой передовой опыт по формированию моделей теплоэнергетических компаний МОЭК передает ряду областей и
Среда обитания
Terra Humana
городов (Тверская обл., Сочи и др.). Это тем более актуально, что позволяет высвободить от 15 до 65 % доходов предприятий для реинвестирования на цели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в регионе [7].
Среди негативных сторон развития жилищно-коммунального комплекса обычно отмечают: 1) убыточность предприятий отрасли (2005 г. - 57,9 %, 2006 г. - 55,1%, 2007 г. -около 65 %) при кредиторской задолженности в 350 млрд и дебиторской - 300 млрд руб.; 2) уровень заработной платы - один из самых низких в реальном секторе экономики (7 940 руб. против 10 724 руб. в среднем по стране). Базовая ставка рабочего первого разряда - 60-70% от прожиточного уровня, поэтому естественна высокая текучесть кадров; 3) функционирование ЖКХ (тарифы) не увязано с уровнем зарплаты основной части населения и как результат - неплатежи за коммунальные услуги составляют 35,5 млрд руб.; 4) уровень технического оснащения угрожающе низок: а) износ ежегодно увеличивается на 5-7% (износ теплоэнергетического и иного инженерного оборудования достиг 57%, трубопроводных сетей - 63%, жилфонда - 49%); б) указанный износ объектов обусловливает рост потерь тепла, воды, электроэнергии на 20-40%; в результате аварийность объектов ЖКХ формируется в угрозу национальной безопасности страны [2].
Жилищные условия населения нуждаются в серьезных улучшениях: а) около 6 млн граждан стоят в очереди на квартиру;
б) 5 млн граждан живут в аварийных и ветхих домах, а доля последних в общей площади всего жилищного фонда увеличилась в 2006 г. до 3,2 % против 1,3 % в 1990 г.; из них 11,2 млн кв. м полностью непригодны для проживания, но в них проживает около 200 тыс. семей. Можно понять озабоченность Ю. Лукманова, председателя Жилкома Петербурга: «Главные городские проблемы -аварийные дома, коммунальные квартиры и ужасный недоремонт» [6].
Как отмечает Фонд содействия реформированию ЖКХ, в предварительных итогах выполнения программы капитального ремонта и переселения жильцов аварийных домов в 2009 г. из 83 регионов проблемы есть почти у половины [11].
Известно, что социальное жилье - основной элемент в социальной политике государства. Жилищный кодекс РФ определяет его в виде совокупности предоставляемого жилья гражданам, кто не в состоянии обеспечить себя жильем самостоятельно, т.е.
малообеспеченным. Право определять эту категорию граждан Жилищный кодекс РФ передал на региональный уровень, в результате чего норматив был снижен до 12 кв. м, что в принципе не решает главной задачи - обеспечение нуждающихся граждан комфортным жильем. Отсутствие же контроля Федерации в этом вопросе превращает реализацию закона в фикцию.
Начиная с 1992 г., меры по развитию ЖКХ не были системно комплексными, не подкреплялись мерами правового характера, соответствующей материально-технической базой, а финансирование было символическим при неудовлетворительном контроле исполнения порученного дела. Даже государственные акты предыдущего десятилетия подтверждают эти оценки (например, Указы от 28.04.1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» и от 27.05.1997 г. № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», Целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» от 17.11.2001 г. № 897) [1]. Заседанием Президиума Государственного Совета РФ был утверждён Комплекс мероприятий по реформированию ЖКХ на 2007-2008 гг. (приказ Минрегиона России от 27.06.2007 г. № 54); принят Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Правительство РФ в 2008 г. рассмотрело меры по разработке схем территориального планирования в РФ, должны были быть утверждены: 81 схема территориального планирования субъектов РФ; 2 генеральных плана городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 1793 схемы территориального планирования муниципальных районов; 520 генеральных планов городских округов; 1799 планов городских поселений и 19 848 планов сельских поселений. В соответствии с требованиями Закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» указанные работы должны были завершиться к 2010 г.
В бюджетах муниципальных образований расходы на ЖКХ составляют 30-40 % и более. Значительная их часть направляется на неотложные нужды по модернизации, ремонту, замене трубопроводных сетей, теплоэнергетического оборудования и насосных станций. А привлечение инвестиций частных предпринимателей позволит улучшить величину и структуру расходов.
б
Применение нелинейного метода амортизации основных средств увеличивает реальные расходы на амортизацию (сокращая налог на прибыль) на 20-40 %, что весьма актуально для анализируемой отрасли (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 158-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 и Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» определены основы ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Это создает твердую основу для экономической деятельности в этой сфере, минимизацию рисков в деятельности предприятий ЖКХ и застройщиков.
В рамках усовершенствования управления ЖКХ необходимо: а) через Правительство упорядочить цены на энергоресурсы с учетом географии регионов; б) системно повышать квалификацию управленцев отрасли по всем аспектам городского хозяйства и ЖКХ; в) максимально внедрять экономические методы управления, добиваясь экономии ресурсов и повышения качества предоставляемых услуг.
Показательно отношение тарифов ЖКХ и реальной заработной платы (табл. 1):
Таблица 1 Сравнительная динамика изменения тарифов ЖКХ и реальной заработной платы (в % к предыдущему году) [4]
Тарифы ЖКХ (без электроэнергии) Реальные денежные доходы населения
2004 23,5 11,0
2005 32,7 12,0
2006 17,9 14,0
2007 13,8 13,0
2008 16,4 2,9
2009 19,4 1,9
4) с начала кризиса экономическое положение предприятий ЖКХ, вопреки ожиданиям, существенно улучшилось. По данным Росстата, с января по октябрь 2009 г. производители электричества, газа и воды получили прибыль в 231,2 млрд руб. Это на 63,6% больше, чем за тот же период 2008 г. В то же время доходы обрабатывающих производств и торговли упали на 37,7 и 42,5%. Объяснение простое: приватизация естественных монополий (вода, электричество, тепло и коммунальные услуги) и акционирование привели к росту управленческих издержек (оклады, премии, бонусы топ-менеджеров, потери от бесхозяйственности и т.д.). Очевидно, в решении проблем управления ЖКХ допущен просчет - приватизация данных естественных монополий в данной сфере была преждевременной и ошибочной [5];
5) актуален вопрос контроля в отрасли -речь идет о разумном использовании значительных средств (в 2009 г. было выделено на ЖКХ 142,9 млрд руб., на 2010 г. - 137,7 млрд руб. или на 9 % меньше при общем удельном весе 1,4 %, что свидетельствует об определенной недооценке этой статьи). Однако увлечение рыночной практикой приводит к мнению, что вмешательство государства в регулирование тарифов чрезмерно и его следует уменьшить. Опыт европейских стран свидетельствует об обратном.
Известно, что в Швейцарии государство регулирует до 50 % всех цен, включая услуги ЖКХ и электроэнергетику; строгость существует и в Германии, Японии, США. В РФ четкой системы контроля и учета в ЖКХ не создано [4]. Не этой ли строгостью зарубежного контроля объясняется разница в размере платежей ЖКХ в России и за рубежом (см. табл. 2)?
Таблица 2 Размер платежей ЖКХ в России и за рубежом при курсе 42 рубля за евро (в руб.) [5]
В 2010 г. в среднем по стране услуги ЖКХ подорожали на 20 % (в Москве - на 26 %, в других городах - на 15-17 % [4].
Такая динамика показателей ЖКХ вполне логична и объясняется рядом причин:
1) ростом тарифов естественных монополий, который ничем не оправдан;
2) ростом инфляции, которая существенно выше европейских показателей;
3) расходы на текущий ремонт превалируют над капиталовложениями, что экономически неверно: пропорция должна быть обратной;
Стокгольм Париж Москва
Холодная вода (м куб.) бесплатно 126 137,66 в мес. с чел.
Горячая вода (м куб.) бесплатно Нагрев газом 444,06 в мес. с чел.
Газ (м куб.) Почти не используется 22,17 29,04 в мес. с чел.
Элект- ричество (кВт/час) 3,15 3,29 3,45
Средняя зарплата 92 400 84 042 31 206
Среда обитания
Terra Humana
Интересен опыт организации системы социального жилья в Норвегии, в которой обеспеченность жильем на 1000 человек населения - 430 жилых единиц; 2,2 % жилых помещений не заселено; ежегодный ввод жилых помещений на 100 человек - 4,9.
Норвежская жилищная модель являет способ решения в кратчайший срок вопроса дефицита жилья. Основа этой модели -разделение функций участников решения социальной жилищной проблемы. Это:
1) Государственный жилищный банк (доступные финансовые ресурсы для жилищного строительства; 2) муниципалитеты (земельные участки с необходимой инженерной инфраструктурой); 3) частный сектор. Госжилбанк предоставляет льготные кредиты для нового жилья с максимальным сроком возврата 30 лет. Кредит покрывает 60-70% стоимости строительства (остаток вносит член кооператива или покупатель).
Муниципалитеты предоставляют им доступные подготовленные участки земли с инженерными сетями и отвечают за организацию использования территорий - градостроительная планировка, а также решение социальных проблем.
Велика роль в Норвегии и кооперативного жилищного движения, в частности, жилищных ассоциаций, которые предлагают жилкооперативам и их членам широкий набор услуг, не предоставляемых другими управляющими организациями, например, строительство домов для кооперативов и их членов, управление их жилищным фондом, ведение бухгалтерского учета кооперативов и оплата их счетов и налогов, организация аудиторских проверок и подготовка годовых отчетов, страхование всех рисков коопера-
список литературы:
1. Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rost.ru
2. Официальный сайт Государственного комитета статистики. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru
3. Глухов В.Б., Окрепилов В.В. Управление качеством жизни. - СПб.: Наука, 2008. - 484 с.
4. Забелло Я. Тарифы, вы куда? «Воспитание» монополистов придется взять под народный контроль // Аргументы и факты. - 2009, № 51 (380) от 16 дек.
5. Зюзяев А. Тарифы на «коммуналку» растут быстрее инфляции // Комсомольская правда. - 2010, № 8 (от 23 января).
6. Лукманов Ю. Люди начинают заботиться о собственных домах // Невское время. - 2008, 9 окт.
7. Прохоров И. МОЭК справляет юбилей // Аргументы и факты. - 2009, № 50 (379) от 17 дек.
8. Сергеев С. Трамвай нашего желания // Аргументы недели. - 2009. - № 49. - 19 дек.
9. Уткин В.Б. Информационная технология управления / учебник. - М., 2008. - 394 с.
10. Чистая вода: Информационная справка // http://waterforum.ru/doc/press/press-reliz.pdf
11. Егоршева Н. Мой дом - не крепость // Российская газета. - 2009. - № 5074 (250) от 25 дек.
12.Махлин М. Водяное предложение. Государство приглашает бизнес совместными усилиями очистить канализацию // Российская Бизнес-газета от 22 янв. 2008. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// www.rg.ru/2008/01/22/vodoprovod.html
тивов, консультации и обучение. Представление интересов кооперативов и их ассоциаций в парламенте, правительстве реализует Норвежская Федерация жилищных кооперативов и строительных организаций.
Аналогична практика жилищных кооперативов и в Польше. Выполнение указанных принятых решений сделает отрасль ЖКХ более совершенной, а жизнь населения - выше качеством.
По мнению А.С. Старовойтова, зам. руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ, существующая модель практики социального жилья в РФ может быть улучшена за счет использования указанного выше опыта, который должен получить законодательную регламентацию. Учитывая территорию страны, А.С. Старовойтов предлагает создание Государственной жилищной корпорации под эгидой Минрегиона РФ с филиалами в субъектах Федерации с широким спектром выполняемых функций в анализируемой области.
Подводя итог нужно отметить, что понятие «качество жизни населения» охватывает совокупность показателей, характеризующих материальный, социальный, физический, культурный и духовный уровень жизни населения страны. Организацию эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства следует считать важнейшим составным звеном воспроизводственных процессов. Соблюдение соответствующих нормативов системного комплекса превращает этот сектор жизнедеятельности страны в фактор социальноэкономического и экологического благополучия и здоровья населения [3].
в