Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальное хозяйство России: состояние и перспективы'

Жилищно-коммунальное хозяйство России: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Жилищное хозяйство»

CC BY
3919
374
Поделиться
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ЖКХ / ТАРИФЫ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / жилищно-коммунальная политика

Аннотация научной статьи по жилищно-коммунальному хозяйству, домоводству и бытовому обслуживанию, автор научной работы — Сидоров Алексей Иванович

Рассматривается роль системы жилищно-коммунального хозяйства в воспроизводстве страны, его роль в проблеме качества жизни населения и демографии. Анализируется динамика основных социально-экономических и технических параметров системы, в т.ч. структура себестоимости коммунальных услуг и динамика тарифов. Указывается на необоснованный разрыв между их величиной и динамикой доходов населения. Анализируются меры правительства по развитию жилищно-коммунального комплекса на перспективу.

Похожие темы научных работ по жилищно-коммунальному хозяйству, домоводству и бытовому обслуживанию , автор научной работы — Сидоров Алексей Иванович,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальное хозяйство России: состояние и перспективы»

Terra Humana

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ББК 65.441 УДК 332.8

Жилищно-коммунАльноЕ хозяйство россии: состояние и перспективы

А.И. Сидоров

Рассматривается роль системы жилищно-коммунального хозяйства в воспроизводстве страны, его роль в проблеме качества жизни населения и демографии. Анализируется динамика основных социально-экономических и технических параметров системы, в т.ч. структура себестоимости коммунальных услуг и динамика тарифов. Указывается на необоснованный разрыв между их величиной и динамикой доходов населения. Анализируются меры правительства по развитию жилищно-коммунального комплекса на перспективу.

Ключевые слова:

демография, ЖКХ, тарифы, рентаб мунальная политика.

Технико-экономический прогресс обусловил рост внимания к человеческому фактору, т.е. воспроизводству человека в широком смысле слова, и, прежде всего, социальной триаде: «социальное государство», «социальная экономика» и «социальные предприятия». В этих условиях возникла необходимость в теоретическом осмыслении категории «качество жизни» и определении методов управления качеством жизни в обществе.

В настоящее время сформировались теоретические основы комплексного управления качеством жизни. Так, в частности, предложены принципы этической ориентации экономики услуг, теории: устойчивого развития, благосостояния и общественного выбора, а также гипотеза жизненного цикла и глобального согласия [9].

Стоимость жилищно-коммунального хозяйства России составляет 1,5 трлн руб. (около трети основных фондов страны). Жилищный фонд превышает 30 % всего воспроизводимого недвижимого имущества РФ. Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) страны состоит из 50 тыс. предприятий и организаций, оказывающих населению 18 видов жилищно-коммунальных

ельность, перспективы развития, жилищно-ком-

услуг. В 2006 г. было предоставлено услуг на сумму более 2,5 трлн руб. (8 % ВВП РФ), т.е. влияние ЖКК на макроэкономические процессы весьма трудно переоценить; занятость в этом секторе - свыше 3 млн чел.

ЖКК страны включает:

а) жилищный фонд - 3 млрд кв. м жилья или 2,8 млн благоустроенных многоквартирных домов (водопровод - 74,2 %, канализация - 70 %, центральное отопление - 75 %, ванные - 64,4 %, горячее водоснабжение - 61 %, газ - 70,2 %);

б) 4,2 млн объектов инженерной инфраструктуры (73 тыс. муниципальных котельных, около 160 тыс. км тепловых, а также более 600 тыс. км водопроводных и канализационных сетей);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЖКК потребляет около 20 % энергоресурсов страны (угля - более 13 млн т; жидкого топлива - 4 млн т; обеспечивает северный завоз топлива в труднодоступные районы);

По данным ЦК Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения, потребность в срочной замене тепловых сетей составляет 26,8 тыс. км (19% от общей протяженности); водопроводных - 176,5 тыс. км (33%); канализационных - 52,5 тыс. км (30,4%). Проведение этих работ, строительство и модер-

низация котельных, насосных станций, центральных тепловых пунктов, гидротехнических сооружений в ценах 2007 г. требовало 1,5-2 трлн руб. Ежегодно заменяется около 8,7 тыс. км ветхих водопроводных сетей, или 1,6% от их общей протяженности. Существующие темпы нарастания износа превышают объемы восстановительного ремонта. В ходе проверок выявлено более 38 371 нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации энергетического оборудования, привлечено к ответственности 1136 физических и 178 юридических лиц. Только в начале отопительного сезона осени 2009 г. произошло 1520 аварий на объектах коммунальной энергетики.

Централизованным водоснабжением пользуется 108 млн чел. (2/3 населения), проживающих в 1 104 городах, 1 465 поселках городского типа и 45 757 сельских населенных пунктах. В целом хозяйственно-питьевые нужды обеспечиваются на 64 % за счет поверхностных вод: этот показатель превышает 80 % в городах Москва и Санкт-Петербург и других регионах. Из-за плохого качества поверхностных вод, используемых для питья, применяются высокотехнологичные и дорогие методы очистки воды. Сегодня населению подается всего 58,7 % нормативно очищенных питьевых вод (от общего количества подаваемой в сеть воды) [12]. Водоснабжение сельских населенных пунктов базируется преимущественно на подземных водах. Иными словами, от 35 до 60 % питьевой воды в стране не соответствует санитарным нормам.

Всего в городах и поселениях образуется 13,8 млрд куб. м сточных вод в год, из которых 12,4 млрд куб. м (89 %) пропускается через очистные сооружения. Нормативно очищается только 5,63 млрд куб. м (45 % от общего количества сточных вод). В ряде регионов уровень нормативно очищаемых сточных вод не превышает 2 % [12]. По данным экологов, не удаётся остановить загрязнение целого ряда бассейнов рек в европейской части страны, в Сибири. С 1999 по 2006 гг. вредные выбросы предприятий выросли более, чем на 10 %, от автотранспорта - свыше 30 %.

По другим данным, 90 % объема сточных вод не очищается до нормативного уровня. Употребление некачественной воды провоцирует до половины болезней населения. Такую воду сегодня потребляют около 40% жителей страны. 51,2 тыс. км канализационных сетей (29,3 % всей протяженности) требуют замены. Модернизация системы водоканализационного хозяйства до 2020 г.

требует 15 трлн руб. при ежегодном выделении 15 млрд руб. - менее 1,5 % (оценка Минрегионразвития). Попытка решить эту проблему - разработка программы «Чистая вода» и проведение международного форума в ноябре 2009 г. [10].

Система водоотведения Петербурга состоит из 7 869 км канализационных сетей, 208 км тоннельных коллекторов, 20 комплексов очистных сооружений и 3 заводов по сжиганию осадков. В результате строительства северного коллектора к 2015 г. сброс нечистот будет ликвидирован полностью.

Актуален вопрос экономии тепловых ресурсов. Установка счетчиков горячей воды снизит жильцам расходы по этой статье. Эти работы должны быть закончены в городе в 2009-2010 гг. В одном из домов 137-й серии в Санкт-Петербурге были проведены все работы, предусмотренные концепцией энергосбережения: установили счетчики и ликвидировали все утечки тепла. В результате экономия энергии составила 60 %. Осталось немногое - растиражировать успех.

Шестой год успешно работает ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК), отвечающая за бесперебойную сложнейшую систему и обогревающая 45 тыс. зданий (в т. ч. 3 млн квартир) [1]. В основе работы МОЭК - «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Известно, что «энергоемкость» ВВП страны в 2,3 раза выше среднемировой, - внедрение современных технологий сэкономит стране 430 млн т «условного топлива». Даже в сравнительно благополучной Москве жилые дома потребляют на квадратный метр площади на 40 % больше тепла, чем в домах Европы (семья из 4-х человек расходует каждый месяц 500-700 л воды).

В МОЭК с 2004 г. число аварий на теплотрассах уменьшилось в 2 раза, срок летнего отключения горячей воды доведён до 5-7 дней. Активно меняются старые трубы: с 2005 г. проложено 3 817 км современных труб из полимеров и стальных в пенополиуретановой изоляции (из 10,4 тыс. км); при традиционной технологии их срок службы - только 8-12 лет («блуждающие токи»), а при новации - 30-40 лет. Технологические издержки резко упали: а) новые сети дают лишь 2 % аварий (имея 73 от общей протяженности); б) потери тепла при транспортировке сократились в 2,5 раза;

в) модернизация 250-300 км сетей экономит 35 тыс. кал/час тепловой энергии.

Свой передовой опыт по формированию моделей теплоэнергетических компаний МОЭК передает ряду областей и

Среда обитания

Terra Humana

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

городов (Тверская обл., Сочи и др.). Это тем более актуально, что позволяет высвободить от 15 до 65 % доходов предприятий для реинвестирования на цели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в регионе [7].

Среди негативных сторон развития жилищно-коммунального комплекса обычно отмечают: 1) убыточность предприятий отрасли (2005 г. - 57,9 %, 2006 г. - 55,1%, 2007 г. -около 65 %) при кредиторской задолженности в 350 млрд и дебиторской - 300 млрд руб.; 2) уровень заработной платы - один из самых низких в реальном секторе экономики (7 940 руб. против 10 724 руб. в среднем по стране). Базовая ставка рабочего первого разряда - 60-70% от прожиточного уровня, поэтому естественна высокая текучесть кадров; 3) функционирование ЖКХ (тарифы) не увязано с уровнем зарплаты основной части населения и как результат - неплатежи за коммунальные услуги составляют 35,5 млрд руб.; 4) уровень технического оснащения угрожающе низок: а) износ ежегодно увеличивается на 5-7% (износ теплоэнергетического и иного инженерного оборудования достиг 57%, трубопроводных сетей - 63%, жилфонда - 49%); б) указанный износ объектов обусловливает рост потерь тепла, воды, электроэнергии на 20-40%; в результате аварийность объектов ЖКХ формируется в угрозу национальной безопасности страны [2].

Жилищные условия населения нуждаются в серьезных улучшениях: а) около 6 млн граждан стоят в очереди на квартиру;

б) 5 млн граждан живут в аварийных и ветхих домах, а доля последних в общей площади всего жилищного фонда увеличилась в 2006 г. до 3,2 % против 1,3 % в 1990 г.; из них 11,2 млн кв. м полностью непригодны для проживания, но в них проживает около 200 тыс. семей. Можно понять озабоченность Ю. Лукманова, председателя Жилкома Петербурга: «Главные городские проблемы -аварийные дома, коммунальные квартиры и ужасный недоремонт» [6].

Как отмечает Фонд содействия реформированию ЖКХ, в предварительных итогах выполнения программы капитального ремонта и переселения жильцов аварийных домов в 2009 г. из 83 регионов проблемы есть почти у половины [11].

Известно, что социальное жилье - основной элемент в социальной политике государства. Жилищный кодекс РФ определяет его в виде совокупности предоставляемого жилья гражданам, кто не в состоянии обеспечить себя жильем самостоятельно, т.е.

малообеспеченным. Право определять эту категорию граждан Жилищный кодекс РФ передал на региональный уровень, в результате чего норматив был снижен до 12 кв. м, что в принципе не решает главной задачи - обеспечение нуждающихся граждан комфортным жильем. Отсутствие же контроля Федерации в этом вопросе превращает реализацию закона в фикцию.

Начиная с 1992 г., меры по развитию ЖКХ не были системно комплексными, не подкреплялись мерами правового характера, соответствующей материально-технической базой, а финансирование было символическим при неудовлетворительном контроле исполнения порученного дела. Даже государственные акты предыдущего десятилетия подтверждают эти оценки (например, Указы от 28.04.1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» и от 27.05.1997 г. № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», Целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» от 17.11.2001 г. № 897) [1]. Заседанием Президиума Государственного Совета РФ был утверждён Комплекс мероприятий по реформированию ЖКХ на 2007-2008 гг. (приказ Минрегиона России от 27.06.2007 г. № 54); принят Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Правительство РФ в 2008 г. рассмотрело меры по разработке схем территориального планирования в РФ, должны были быть утверждены: 81 схема территориального планирования субъектов РФ; 2 генеральных плана городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 1793 схемы территориального планирования муниципальных районов; 520 генеральных планов городских округов; 1799 планов городских поселений и 19 848 планов сельских поселений. В соответствии с требованиями Закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» указанные работы должны были завершиться к 2010 г.

В бюджетах муниципальных образований расходы на ЖКХ составляют 30-40 % и более. Значительная их часть направляется на неотложные нужды по модернизации, ремонту, замене трубопроводных сетей, теплоэнергетического оборудования и насосных станций. А привлечение инвестиций частных предпринимателей позволит улучшить величину и структуру расходов.

б

Применение нелинейного метода амортизации основных средств увеличивает реальные расходы на амортизацию (сокращая налог на прибыль) на 20-40 %, что весьма актуально для анализируемой отрасли (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 158-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 и Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» определены основы ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Это создает твердую основу для экономической деятельности в этой сфере, минимизацию рисков в деятельности предприятий ЖКХ и застройщиков.

В рамках усовершенствования управления ЖКХ необходимо: а) через Правительство упорядочить цены на энергоресурсы с учетом географии регионов; б) системно повышать квалификацию управленцев отрасли по всем аспектам городского хозяйства и ЖКХ; в) максимально внедрять экономические методы управления, добиваясь экономии ресурсов и повышения качества предоставляемых услуг.

Показательно отношение тарифов ЖКХ и реальной заработной платы (табл. 1):

Таблица 1 Сравнительная динамика изменения тарифов ЖКХ и реальной заработной платы (в % к предыдущему году) [4]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тарифы ЖКХ (без электроэнергии) Реальные денежные доходы населения

2004 23,5 11,0

2005 32,7 12,0

2006 17,9 14,0

2007 13,8 13,0

2008 16,4 2,9

2009 19,4 1,9

4) с начала кризиса экономическое положение предприятий ЖКХ, вопреки ожиданиям, существенно улучшилось. По данным Росстата, с января по октябрь 2009 г. производители электричества, газа и воды получили прибыль в 231,2 млрд руб. Это на 63,6% больше, чем за тот же период 2008 г. В то же время доходы обрабатывающих производств и торговли упали на 37,7 и 42,5%. Объяснение простое: приватизация естественных монополий (вода, электричество, тепло и коммунальные услуги) и акционирование привели к росту управленческих издержек (оклады, премии, бонусы топ-менеджеров, потери от бесхозяйственности и т.д.). Очевидно, в решении проблем управления ЖКХ допущен просчет - приватизация данных естественных монополий в данной сфере была преждевременной и ошибочной [5];

5) актуален вопрос контроля в отрасли -речь идет о разумном использовании значительных средств (в 2009 г. было выделено на ЖКХ 142,9 млрд руб., на 2010 г. - 137,7 млрд руб. или на 9 % меньше при общем удельном весе 1,4 %, что свидетельствует об определенной недооценке этой статьи). Однако увлечение рыночной практикой приводит к мнению, что вмешательство государства в регулирование тарифов чрезмерно и его следует уменьшить. Опыт европейских стран свидетельствует об обратном.

Известно, что в Швейцарии государство регулирует до 50 % всех цен, включая услуги ЖКХ и электроэнергетику; строгость существует и в Германии, Японии, США. В РФ четкой системы контроля и учета в ЖКХ не создано [4]. Не этой ли строгостью зарубежного контроля объясняется разница в размере платежей ЖКХ в России и за рубежом (см. табл. 2)?

Таблица 2 Размер платежей ЖКХ в России и за рубежом при курсе 42 рубля за евро (в руб.) [5]

В 2010 г. в среднем по стране услуги ЖКХ подорожали на 20 % (в Москве - на 26 %, в других городах - на 15-17 % [4].

Такая динамика показателей ЖКХ вполне логична и объясняется рядом причин:

1) ростом тарифов естественных монополий, который ничем не оправдан;

2) ростом инфляции, которая существенно выше европейских показателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) расходы на текущий ремонт превалируют над капиталовложениями, что экономически неверно: пропорция должна быть обратной;

Стокгольм Париж Москва

Холодная вода (м куб.) бесплатно 126 137,66 в мес. с чел.

Горячая вода (м куб.) бесплатно Нагрев газом 444,06 в мес. с чел.

Газ (м куб.) Почти не используется 22,17 29,04 в мес. с чел.

Элект- ричество (кВт/час) 3,15 3,29 3,45

Средняя зарплата 92 400 84 042 31 206

Среда обитания

Terra Humana

Интересен опыт организации системы социального жилья в Норвегии, в которой обеспеченность жильем на 1000 человек населения - 430 жилых единиц; 2,2 % жилых помещений не заселено; ежегодный ввод жилых помещений на 100 человек - 4,9.

Норвежская жилищная модель являет способ решения в кратчайший срок вопроса дефицита жилья. Основа этой модели -разделение функций участников решения социальной жилищной проблемы. Это:

1) Государственный жилищный банк (доступные финансовые ресурсы для жилищного строительства; 2) муниципалитеты (земельные участки с необходимой инженерной инфраструктурой); 3) частный сектор. Госжилбанк предоставляет льготные кредиты для нового жилья с максимальным сроком возврата 30 лет. Кредит покрывает 60-70% стоимости строительства (остаток вносит член кооператива или покупатель).

Муниципалитеты предоставляют им доступные подготовленные участки земли с инженерными сетями и отвечают за организацию использования территорий - градостроительная планировка, а также решение социальных проблем.

Велика роль в Норвегии и кооперативного жилищного движения, в частности, жилищных ассоциаций, которые предлагают жилкооперативам и их членам широкий набор услуг, не предоставляемых другими управляющими организациями, например, строительство домов для кооперативов и их членов, управление их жилищным фондом, ведение бухгалтерского учета кооперативов и оплата их счетов и налогов, организация аудиторских проверок и подготовка годовых отчетов, страхование всех рисков коопера-

список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rost.ru

2. Официальный сайт Государственного комитета статистики. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru

3. Глухов В.Б., Окрепилов В.В. Управление качеством жизни. - СПб.: Наука, 2008. - 484 с.

4. Забелло Я. Тарифы, вы куда? «Воспитание» монополистов придется взять под народный контроль // Аргументы и факты. - 2009, № 51 (380) от 16 дек.

5. Зюзяев А. Тарифы на «коммуналку» растут быстрее инфляции // Комсомольская правда. - 2010, № 8 (от 23 января).

6. Лукманов Ю. Люди начинают заботиться о собственных домах // Невское время. - 2008, 9 окт.

7. Прохоров И. МОЭК справляет юбилей // Аргументы и факты. - 2009, № 50 (379) от 17 дек.

8. Сергеев С. Трамвай нашего желания // Аргументы недели. - 2009. - № 49. - 19 дек.

9. Уткин В.Б. Информационная технология управления / учебник. - М., 2008. - 394 с.

10. Чистая вода: Информационная справка // http://waterforum.ru/doc/press/press-reliz.pdf

11. Егоршева Н. Мой дом - не крепость // Российская газета. - 2009. - № 5074 (250) от 25 дек.

12.Махлин М. Водяное предложение. Государство приглашает бизнес совместными усилиями очистить канализацию // Российская Бизнес-газета от 22 янв. 2008. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// www.rg.ru/2008/01/22/vodoprovod.html

тивов, консультации и обучение. Представление интересов кооперативов и их ассоциаций в парламенте, правительстве реализует Норвежская Федерация жилищных кооперативов и строительных организаций.

Аналогична практика жилищных кооперативов и в Польше. Выполнение указанных принятых решений сделает отрасль ЖКХ более совершенной, а жизнь населения - выше качеством.

По мнению А.С. Старовойтова, зам. руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ, существующая модель практики социального жилья в РФ может быть улучшена за счет использования указанного выше опыта, который должен получить законодательную регламентацию. Учитывая территорию страны, А.С. Старовойтов предлагает создание Государственной жилищной корпорации под эгидой Минрегиона РФ с филиалами в субъектах Федерации с широким спектром выполняемых функций в анализируемой области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог нужно отметить, что понятие «качество жизни населения» охватывает совокупность показателей, характеризующих материальный, социальный, физический, культурный и духовный уровень жизни населения страны. Организацию эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства следует считать важнейшим составным звеном воспроизводственных процессов. Соблюдение соответствующих нормативов системного комплекса превращает этот сектор жизнедеятельности страны в фактор социальноэкономического и экологического благополучия и здоровья населения [3].

в