УДК 336.71 (574)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
CURRENT STATUS OF THE BANKING SYSTEM OF KAZAKHSTAN
Д.З. Айгужинова, Б.С. Досжанова D.Z. Aiguzhinova, B.S. Doszhanova
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Дана оценка состояния банковской системы Республики Казахстан в посткризисный период. Проведен анализ мер по стабилизации банковской системы страны, рассмотрены результаты реструктуризации банков. Выявлены основные проблемы развития банковской системы Республики Казахстан. Сделан акцент на проблемах ухудшения качества кредитного портфеля и формирования ресурсной базы коммерческих банков.
The article assesses the state of the banking system of Kazakhstan in the post-crisis period. The analysis of measures to stabilize the banking system, reviewed the results of bank restructuring. The main problems of the banking system of Kazakhstan. Focused on the deteriorating quality of the loan portfolio and the formation of the resource base of commercial banks.
Ключевые слова: состояние банковской системы, антикризисная программа, реструктуризация крупных банков, Фонд проблемных кредитов, кредитование экономики, просроченная задолженность, фондирование банков, ликвидность коммерческих банков, проблемы развития банковской системы Республики Казахстан.
Key words: the banking system, the anti-crisis program, the restructuring of large banks, fund of problem loans, lending to the economy, arrears, the Bank's funding, liquidity of commercial banks, the problems of the banking system of Kazakhstan.
В течение последних лет банковская система Республики Казахстан (РК), по оценкам европейских и международных экспертов, признается наиболее развитой среди стран СНГ. Действительно, за последнее десятилетие в банковской системе РК наблюдаются кардинальные изменения: внедрены международные стандарты, созданы важнейшие институты, такие как фонд обязательного гарантирования вкладов и ипотечных кредитов; строительно-сберегательный банк; процессинговый центр; кредитное бюро и т. п. В целях совершенствования государственного регулирования банковской деятельности разделены функции Национального банка Республики Казахстан и Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан.
В период кризисного и посткризисного развития национальной экономики одной из основных мер по стабилизации банковской системы страны стала государственная финансовая поддержка в виде выделения в 2008 г. из Национального фонда РК 332,1 млрд тенге на приобретение акций 4-х системообразующих банков [1].
В 2009 г. между Фондом и акционерами «БТА Банка», «Альянс Банка», «Казкоммерц-
банка» и «Народного банка» были заключены опционные соглашения, в соответствии с которыми банкам предоставлено право обратного выкупа акций, приобретенных Фондом в период кризиса. Так, в 2011-2012 гг. акционерным обществом «Народный Банк Казахстана» был осуществлен обратный выкуп акций, в результате чего банком возвращены средства в сумме 58,95 млрд тенге. Остаток суммы в размере 1,25 млрд тенге планируется возвратить в 2013 г. Возврат средств за счет обратного выкупа акций «Казкоммерцбанком» планируется произвести в 2013-2014 гг. [2].
Неэффективной оказалась процедура реструктуризации «БТА Банка». На сегодняшний день у «БТА Банка» отрицательный капитал и он находится в состоянии повторной реструктуризации.
В целом за счет проведенной реструктуризации крупных банков внешние долги банков второго уровня снизились более чем на 15 млрд долл. с 2009 г. Так, по данным Национального банка РК, сумма валового внешнего долга банков второго уровня на конец 2009 г. достигала 30,2 млрд долл. На конец июня 2012 г. долг составил 14,5 млрд долл. [3].
© Д.З. Айгужинова, Б.С. Досжанова, 2013
Кроме государственной финансовой поддержки для стабилизации банковской системы были эффективно предприняты меры денежнокредитной политики. Так, Нацбанком для банков второго уровня (далее - БВУ) были снижены минимальные резервные требования, что дополнительно увеличило ликвидность БВУ в объеме около 4 млрд долл. Также Нацбанком была увеличена сумма гарантийного возмещения по депозитам для физических лиц в 7 раз -до 5 млн тенге (33,3 тыс. долл.). Эти меры, по данным Нацбанка, позволили укрепить доверие населения к банковской системе, что привело к росту депозитов в два раза по сравнению с 2009 г., и на сегодняшний день депозитная база составляет более 3 трлн тенге [3].
Вслед за реализацией антикризисной программы существенным этапом модернизации банковской системы явилось создание специализированной на 100 % дочерней организации Нацбанка РК - АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК) - для выкупа у банков проблемных займов и восстановления их стоимости и предоставление возможности БВУ открыть собственные организации по управлению сомнительными и безнадежными требованиями и активами (ОУСА).
На сегодняшний день банковский сектор Казахстана демонстрирует довольно стабильные темпы развития и характеризуется умеренным ростом отдельных показателей. Так, в сентябре 2012 г. общий объем банковского кредитования экономики РК вырос на 1,5 %, до 9,5 млрд долл. Объем кредитов в национальной валюте в том же месяце увеличился на 2,8 %, до 6,5 млрд тенге (на 15 % с начала года), собственный капитал и активы БВУ составили 1780 млрд тенге и 12006 млрд тенге соответственно и увеличились в сравнении с 2010 г. на 20,8 % и 19,6 %, в сравнении с 2011 г. - на 7,7 % и 7, 2 % соответственно [4].
Рост кредитования привел к тому, что за отчетный период был получен рекордный объем прибыли. Так, за девять месяцев 2012 г. отдельные банки заработали в два раза больше, чем за весь 2011 г. Причем сентябрь принес пятую часть прибыли с начала текущего года -22 млрд тенге из 107 млрд тенге. [4].
По мнению аналитиков, основными факторами роста прибыльности банков являются: стабилизация экономической ситуации в стране за счет роста цен на нефть и газ; рост темпов строительной отрасли; снижение темпов провизирования займов; увеличение доли кредитования БВУ средней капитализации; жесткий контроль банками своих административных
расходов; восстановление резервов по обесцененным активам; рост выпуска новых облигаций [5].
Одной из существенных проблем развития банковской системы РК является ухудшение качества кредитного портфеля, выразившееся в росте объемов просроченной задолженности, и низкая кредитная активность. По данным отчетности надзорного органа, на 1 октября 2012 г. в общей структуре ссудного портфеля банковского сектора доля неработающих кредитов (сомнительные 5-й категории и безнадежные) составила 36,7 %, а доля займов с просроченной задолженностью свыше 90 дней - 30,9 % [4].
Сложившуюся ситуацию аналитики Нацбанка комментирует следующим образом: «Низкая кредитная активность банков обусловлена низким качеством имеющегося кредитного портфеля в сочетании с консервативной политикой банков в части принятия кредитного риска на фоне неопределенности экономических ожиданий. Ухудшение качества кредитного портфеля, начавшееся в 2009-2010 гг., объяснялось двумя факторами. С одной стороны, падала кредитоспособность заемщиков, и невыплаты по кредитам приводили к снижению их качества. С другой стороны, фактически не происходило процесса замещения нефункционирующих займов вновь выдаваемыми стандартными. В 2011 г. в силу улучшения общеэкономической конъюнктуры и, в частности, финансового состояния заемщиков наиболее значимым фактором ухудшения кредитного портфеля становится отсутствие замещения безнадежных кредитов вновь выдаваемыми. При этом наблюдается тенденция сохранения объема «работающего» портфеля в целом по системе на одном уровне - таким образом, банки стремятся поддерживать процентную маржу на приемлемом уровне путем выдачи ограниченных объемов займов наиболее качественным заемщикам» [6].
По мнению экспертов, существуют два способа избавления банков от высокого процента неработающих кредитов. Первый - полностью почистить банковский портфель посредством эффективной работы Фонда проблемных кредитов и активной деятельности ОУСА. Данная тенденция началась в Казахстане, но пока идет очень медленно. Второй - увеличить темпы роста кредитования [5].
На сегодняшний день актуальна проблема фондирования отечественных банков вследствие недостаточности «длинных денег». От этого впоследствии и появляются жесткие усло-
вия кредитования корпоративного сектора и высокие ставки по кредитам.
Несмотря на то что за последние годы наблюдается рост депозитной базы РК посредством привлечения вкладов клиентов, все же их объемы и сроки недостаточны для поддержания устойчивого роста банковского бизнеса. Поэтому для казахстанских банков актуален вопрос расширения выхода на долгосрочные рынки капитала.
Выходы из этой ситуации на государственном уровне предлагались различные - от использования средств Национального фонда до пролонгации действующих государственных программ и расширения их инструментария.
На сегодняшний день акционерным обществом «Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"» (далее - ФНБ) ведется работа по формированию новой политики размещения свободных денежных средств. Так, треть всех депозитов юридических лиц в банках Казахстана составляют средства предприятий группы ФНБ, порядка 15 % из них сосредоточены в банках-нерезидентах. Фонд планирует пересмотреть свою политику в этой области. Теперь средства предприятий группы ФНБ будут размещаться в банках по принципу разумного дифференцирования, приоритет при этом будет отдаваться казахстанским банкам.
Таким образом, результаты анализа показали, что на сегодняшний день существуют следующие проблемы в развитии банковской системы РК: незавершенность процесса реструктуризации крупных отечественных коммерческих банков; низкое качество кредитного портфеля банков второго уровня; высокий удельный вес безнадежных активов банков в общей их структуре; низкая ликвидность казахстанских финансовых инструментов; недостаточность и неэффективное использование средств фондирования; ограничения со стороны ино-
странных инвесторов; недостаточная эффективность системы управления рисками.
Кроме того, увеличение доли неработающих займов, неоптимальная структура активов и недостаточный уровень фондирования отечественных банков могут вызвать резкий спад реального уровня доходности банков. Соответственно, решение данных проблем видится в совершенствовании работы банков: в улучшении качества кредитного портфеля, контроле операционных расходов и увеличении капитала.
1. Информация по реализации антикризисных программ / Официальный Интернет-ресурс Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан. - URL і http і //www .minplan.gov.kz.
2. Сокращенная промежуточная консолидированная финансовая информация (не аудировано) за 9 месяцев, закончившихся 30 сентября 2012 г., АО «Народный Банк Казахстана» / Казахстанская фондовая биржа. - URL і http і //www .kase.kz.
3. Высокая волатильность мировых рынков учтена денежно-кредитной политикой Нацбанка // Казахстанская правда. - 2012. - 28 июля.
4. Текущее состояние банковского сектора Республики Казахстан по состоянию на 1 октября 2012 г. / Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка Республики Казахстан. - Алматы, 2012.
5. Пак П. Банки откладывают проблемы на потом // Курсив. - 2012. - 15 ноября. - URL і httpy/www.kursiv.kz/banki-i-fmansy/banki-i-finan-sy-weekly/1195235048-banki -otkladyvayut-prob -lemy-na-potom .html.
6. Отчет о финансовой стабильности Казахстана за 2011 г. / Национальный банк Республики Казахстан. - URL і httpV/www.national-bank.kz.