Научная статья на тему 'Последствия мирового финансового кризиса и антикризисные меры в банковском секторе Казахстана'

Последствия мирового финансового кризиса и антикризисные меры в банковском секторе Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / БАНКИ ВТОРОГО УРОВНЯ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ЛИКВИДНОСТЬ / ВНЕШНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / НЕРЕЗИДЕНТЫ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ / АКТИВЫ БАНКОВ / ПРОБЛЕМНЫЕ АКТИВЫ / СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ / МИНИМАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусина Амина Амиржановна

Рассматриваются особенности проявления современного финансового кризиса в банковском секторе Казахстана; анализируются антикризисные меры, предпринимаемые в Республике, в том числе в отношении банков, и их влияние на результаты деятельности банковского сектора; даются авторские рекомендации по преодолению финансового кризиса и дальнейшему развитию экономики Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последствия мирового финансового кризиса и антикризисные меры в банковском секторе Казахстана»

МУСИНА Амина Амиржановна

Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой банковского дела

Казахский университет экономики, финансов и международной торговли

010008, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Жубанова, 7 Контактные телефоны: (7172) 37-39-04, (701) 747-78-60 e-mail: musina@mail.ru

Последствия мирового финансового кризиса и антикризисные меры в банковском секторе Казахстана

Ключевые слова: банковский сектор; банки второго уровня; финансовый кризис; ликвидность; внешние обязательства; нерезиденты; иностранные инвесторы; антикризисные меры; кредитный портфель; активы банков; проблемные активы; ставка рефинансирования; минимальные резервные требования; реальный сектор экономики; государственная поддержка.

Аннотация. Рассматриваются особенности проявления современного финансового кризиса в банковском секторе Казахстана; анализируются антикризисные меры, предпринимаемые в Республике, в том числе в отношении банков, и их влияние на результаты деятельности банковского сектора; даются авторские рекомендации по преодолению финансового кризиса и дальнейшему развитию экономики Казахстана.

Текущая ситуация на глобальных финансовых рынках продолжает оставаться достаточно неспокойной и все более непредсказуемой. Мировые фондовые рынки демонстрируют высокую волотильность, крупнейшие банки мира списывают десятки миллиардов долларов «плохих», «неработающих» долгов, их акции стремительно падают в цене. Многие экономики стран Америки, Азии и Европы входят в зону рецессии.

В этих условиях все, что происходит в настоящее время в России, волнует казахстан-цев, так как экономические модели двух стран очень схожи: и в Казахстане, и в России сейчас остро стоит вопрос о поддержании ликвидности и стабильности финансовой системы. Казахстанская экономика накануне кризиса, как и российская, демонстрировала хорошие макроэкономические показатели, шел процесс роста экономики за счет дешевых ресурсов внешнего рынка, иностранных инвестиций и сырьевых выручек. Денежное предложение в стране было высоким, существенно опережало возможности экономики эффективно осваивать средства. В экономике сформировались достаточно низкие процентные ставки, что привело к бурному росту кредитования; в итоге бизнес вырос, а качество проектов снизилось. Правительство Казахстана не смогло использовать благоприятную ситуацию для диверсификации и модернизации экономики. В финансовом секторе и на рынке недвижимости избыток денег привел к спекулятивному «перегреву», что дало негативный результат - «перегрев» экономики в целом. Схожая ситуация имела место и в России [1. С. 13].

Начиная с III квартала 2007 г. в Казахстане у банков и в связанных с их кредитами отраслях обострились проблемы ликвидности.

Пакет антикризисных мер, предпринятых Правительством и Нацбанком Республики Казахстан, в первую очередь был направлен на поддержание финансовой стабильности банков и обеспечение устойчивости социально-экономического развития страны. Нацбанк проводил меры по обеспечению банков краткосрочной ликвидностью, а правительство выделяло средства на поддержку дольщиков, строительного сектора, сельского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса. Казахстан вышел из первой волны кризиса, погасив внешние долги в полном объеме.

© Мусина А. А., 2009

Последние события на мировых рынках оказывают не меньшее влияние на экономику Казахстана, чем прошлогодний кризис ликвидности. Приняв первый удар кризиса ликвидности в 2007 г., наши банки получили определенные уроки, выразившиеся в том, что они смогли мобилизоваться и с помощью регуляторов уже более года целенаправленно занимаются реструктуризацией своих кредитных портфелей, поиском ресурсов для погашения внешних долгов.

Тем не менее усиливающиеся негативные тенденции в финансовом секторе и неуклонно падающие цены на сырье и металлы на мировом рынке усложняют ситуацию в экономике Республики Казахстан. Однако если сравнить ситуацию северного соседа с казахстанской, то здесь много различий. Прежде всего, у государства нет необходимости поддерживать ликвидность всего фондового рынка, кредитуя ведущие компании, которые играют на бирже. Сегодня проблема состоит в том, чтобы обеспечить банки кредитными ресурсами с целью сохранения темпов роста экономики. Для этого у государства достаточно ресурсов.

С 1998 г. в стране произошло шестикратное увеличение ВВП, а уровень накопленных потенциальных инвестиционных резервов оценивается не менее 50 млрд дол., которые состоят из средств Национального фонда (26 млрд дол.), пенсионных накоплений (11 млрд дол.), накоплений населения (15 млрд дол.). Оттого, будут ли найдены эффективные механизмы мобилизации этих средств, зависит возможность поддержания инвестиционной активности в условиях, когда роль основного двигателя не может выполнять банковское кредитование, основой которого было фондирование на внешних рынках и перераспределение высоких экспортных доходов в результате происходящего снижения цен на сырье [2].

Несмотря на вышесказанное, вторая волна международного финансового кризиса усложнила ситуацию для казахстанских банков: если ранее у них были возможности для рефинансирования на международных рынках, то в настоящее время их практически нет. Если первый удар по времени совпал с началом больших выплат банков по внешним обязательствам, то последовавшие затем уход международного капитала с развивающихся рынков и рост стоимости по заемным ресурсам ограничили их возможности не только для нового заимствования, но и рефинансирования прежних долгов. Для Казахстана эти проблемы усугубились падением цен на нефть, металлы и зерно. Поэтому вторая волна кризиса может оказаться масштабнее как по размерам, так и по ожидаемым последствиям. Становится ясно, что ожидать улучшения в 2009 г. не приходится.

Снижение кредитной активности банков, замедление темпов экономики и значительная коррекция цен на рынке недвижимости Казахстана оказывают давление на качество кредитного портфеля банков и приводят к росту просроченной задолженности со стороны заемщиков. Если на 1 сентября 2008 г. доля задолженности, просроченной свыше 90 дней, составила 3,79%, то на 1 октября - 4,28%. Соответственно, растут провизии на покрытие возможных убытков от кредитной деятельности и снижается чистая прибыль банков. Так, на 1 марта 2009 г. банковский сектор имел убытки в сумме 265,4 млрд тенге, хотя месяцем ранее результаты банковской деятельности носили позитивный характер - на 1 февраля того же года совокупный чистый доход банковского сектора составлял 4,6 млрд тенге [3. С. 9].

Начиная с III квартала 2007 г. казахстанские банки выполняют свои внешние обязательства перед нерезидентами аккуратно, не нарушая сроков, однако долг уменьшился незначительно. По данным Нацбанка РК, 80% обязательств было погашено путем рефинансирования, т. е. новыми заимствованиями из-за рубежа. Следующий, 2008-й год, был для банков тяжелым: основной долг по внешним займам составил 13,8 млрд дол., а проценты по ним - 2,9 млрд дол. В 2009 г. им предстоит погасить основной долг и проценты в сумме более 10 млрд дол.

Нынешний финансовый кризис, как показывает изучение ситуации, представляет угрозу экономике Казахстана по следующим направлениям:

1) закрытие внешних источников финансирования для банков второго уровня и снижение объемов ликвидности для кредитования экономики, что приводит к снижению деловой активности;

2) падение мировых цен на биржевые товары, сокращение экспортной валютной выручки, в результате чего сокращается импорт и увеличивается отрицательный платежный баланс страны;

3) сокращение производства в реальном секторе, что приводит к снижению темпов роста ВВП и вместе с тем к увеличению безработицы;

4) атака на тенге, девальвация и спекулятивный отток капитала, снижение уровня жизни населения.

Пакет антикризисных мер, принятый Правительством РК, Нацбанком РК, АФН, в первую очередь был направлен на поддержание финансовой стабильности и устойчивого социально-экономического развития страны. Правительство Казахстана работает на опережение: болевые точки и пути борьбы с ними определены и носят превентивный характер. Суть первентивных мер антикризисной программы Правительства РК, Нацбанка РК и АФН представлена в пяти основных разделах «Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального банка Республики Казахстан и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2011 гг.»:

• обеспечение устойчивости финансового сектора;

• стабилизация рынка недвижимости;

• поддержка малого и среднего бизнеса;

• форсированное развитие агропромышленного комплекса;

• реализация прорывных инфраструктурных и индустриальных проектов [4].

На реализацию мер, предусмотренных в вышеназванном Плане, экономика Казахстана дополнительно к средствам, заложенным в республиканском бюджете, получит государственную поддержку в объеме не менее 2,2 трлн тенге, т. е. около 20% от ВВП.

Стержнем антикризисных стабилизационных мер является поддержка системообразующих банков Казахстана. Государство, поддерживая банки, используют их как посредников для решения главной задачи - кредитования и оздоровления несырьевого сектора экономики, малого и среднего бизнеса, строительной отрасли, т. е. отраслей, которые напрямую зависят от финансовых возможностей банков.

Национальный банк РК сейчас проводит мягкую денежно-кредитную политику: официальная ставка рефинансирования в октябре 2008 г. снизилась до 10,5%; в январе 2009 г. - до 10,0%, а в феврале - до 9,5%. В ноябре 2008 г. снижены минимальные резервные требования по внутренним обязательствам с 5 до 2% и по внешним - с 7 до 3%; в марте 2009 г. - до 1,5 и 2,5% соответственно.

Трехстороннее соглашение между НБ РК, АФН и БВУ позволяет банкам занимать средства у Нацбанка Республики Казахстан. Четыре системообразующих банка - «Народный», «Казкоммерц», «Альянс» и БТА - будут дополнительно капитализированы на сумму не менее 4 млрд дол. через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов. С февраля 2009 г. началась практическая реализация государственной капитализации указанных банков. Эти средства позволят банкам сформировать адекватный уровень резервов и расширят возможности по предоставлению кредитов заемщикам.

По вопросу о вмешательстве правительства в деятельность коммерческих банков в кризисной ситуации существуют различные точки зрения. Мировой опыт борьбы с кризисами свидетельствует о том, что помощь государства должна предоставляться

лишь тем компаниям и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность [См.: 1. С. 26].

Решение о поддержке Правительством Казахстана банков второго уровня через вхождение в уставный капитал путем покупки акций и субординированных облигаций специалистами и общественностью расценены не просто как меры спасения, но как возможность укрепления устойчивости банков, сохранения достаточного для развития экономики уровня кредитования, повышения доверия к банковской системе страны со стороны населения и зарубежных инвесторов.

Вместе с тем правомерен вопрос: насколько обоснованно государство берет на себя ответственность, вступив более чем на 70% уставного капитала в долю собственности отдельных банков в Казахстане? Ведь при этом действительно происходит передача средств налогоплательщиков в частные компании, хотя и на время. На наш взгляд, в отношении государственной поддержки частных банков главным принципом должно быть обеспечение условий и механизмов вхождения государства в капиталы банков на условиях временной помощи с конкретным механизмом последующего выхода. Справедливо утверждение: «Управлять банками правительства должны на основе законов рынка с одной целью - выйти из банковского бизнеса по возможности с прибылью и в кратчайшие сроки» [5. С. 45-46].

Для сравнения антикризисных вливаний со стороны различных государств рассмотрим нижеприведенную таблицу.

Финансовые затраты стран на борьбу с кризисом в 2008 г. [6]

Страна Финансовые затраты

млрд дол. % от ВВП страны

США 3 539 25,0

Великобритания 1 020 37,0

Германия 893 23,0

Япония 576 12,0

Китай 570 13,0

Россия 222 13,9

Казахстан 21 20,0

Как видим, наиболее крупные вливания имеют место в Великобритании - 37,0% от ВВП, наименьшие - в Японии (12,0% ВВП). По объему преобладают суммы затрат в США. Финансовые затраты Казахстана (уже сделанные и запланированные) на преодоление кризиса пока составляют 21 млрд дол., т. е. 20,0% от объема ВВП 2008 г. В абсолютном размере эта сумма мизерна по сравнению с другими странами, но относительно ВВП страны она соизмерима с аналогичными показателями Германии, США, значительно выше, чем в Японии, Китае и России. Следует отметить, что развитые страны мира выделяют ресурсы, в основном, на предоставление государственных гарантий в размере 50-60% от их общей суммы.

По использованию выделенных финансовых ресурсов значительно отличаются от развитых стран мира Китай, Россия и Казахстан. Эти страны не используют ресурсы на представление гарантий государства, при этом Россия и Казахстан львиную долю средств выделяют на капитализацию банков и других компаний. Вливания государства в Казахстане на капитализацию банков, как уже отмечалось, составляют 4 млрд дол. и через ФНБ «Самрук-Казына» - 6 млрд дол.

В условиях финансового кризиса качество активов банков становится определяющим фактором кредитоспособности финансовых институтов страны и перспектив долгосрочного развития банковского сектора в целом. В кризисной ситуации быстро

ухудшается качество активов, зримо проявляется недостаток работы банков при кредитовании по установлению кредитоспособности заемщиков.

В настоящее время в банковской системе Казахстана важнейшая проблема - это ухудшение качества кредитного портфеля банков. Доля стандартных кредитов составила на 1 сентября 2008 г. 43,1%; сомнительных - 53,9; безнадежных - 2,9%. В структуре совокупного кредитного портфеля наблюдается тенденция увеличения доли безнадежных кредитов и «неработающих» займов. В соответствии с международной практикой к основным «неработающим» займам относят займы сомнительные 5-й категории и безнадежные (включая сумму фактически сформированных провизий по однородным кредитам), руководствуясь не только наличием просроченной задолженности, но и дополнительными критериями по определению качества кредитов. Так, на 1 сентября 2008 г. доля «неработающих» займов в кредитном портфеле банков составила 5,7 против 3,2% на начало 2008 г. На 1 марта 2009 г. в структуре кредитного портфеля особых улучшений не наблюдается. По сравнению с 1 марта 2008 г. доля стандартных кредитов снизилась с 41,9 до 37,6%, тогда как доля безнадежных кредитов возросла с 1,9 до 7,2% [7. С. 10].

Объем провизий, сформированных банками на возможные потери по ссудам, вырос с начала 2008 г. на 69,4% и составил более 7 млрд дол. В такую сумму оценивают сами банки возможные потери по выданным ссудам. Высокие расходы на формирование провизий стали основной причиной резкого снижения показателя рентабельности банковского бизнеса в Казахстане.

Все вышеизложенное свидетельствуют о том, что качество кредитного портфеля банков не только не стабилизируется, но продолжает ухудшаться. По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor’s, объем проблемных ссуд в портфеле казахстанских банков составляет 25,0%, а покрытие резервами очень медленно приближается к этому уровню. С учетом девальвации в ближайшие месяцы проблемные активы наших банков могут приблизиться к 30,0%. Этот показатель характеризует долю кредитов, «по которой существуют проблемы с обслуживанием долга или кредитоспособностью заемщика». Как отмечают эксперты Standard & Poor’s, в Украине этот показатель уже перешагнул 30%-ный уровень, а в России оценивается на уровне 10-15% [Там же. С. 14].

В связи с острой проблемой качества активов второе направление, избранное для стабилизации финансового сектора, - это создание Фонда стрессовых активов (ФСА) со стопроцентным участием государства в уставном капитале. Его деятельность направлена на улучшение качества кредитных портфелей отечественных банков.

С 1 ноября 2008 г. Правительство Республики Казахстан приняло решение о создании Фонда стрессовых активов с текущей капитализацией в 1 млрд дол. Фонд будет выкупать у банков «неработающие» («плохие») активы, в частности ипотечные кредиты, но не по первоначальной стоимости, а по более консервативной, с установленным дисконтом. Это, в свою очередь, позволит банкам использовать высвобожденные средства для кредитования экономики. В настоящее время активно обсуждаются механизм и детали функционирования фонда.

К числу стабилизационных антикризисных мер относится внесение в Закон Республики Казахстан «О финансовой устойчивости» дополнения, касающегося увеличении размера, гарантированного государством, всех вкладов населения в банках второго уровня от 700 тыс. до 5 млн тенге [8]. Благодаря этому в банках несколько приостановлен отток депозитов. Более того, за 9 месяцев 2008 г. депозиты физических лиц возросли на 7% по сравнению с началом года.

Исходя из анализа ситуации в период кризиса и вышеизложенных проблем, хотелось бы внести ряд предложений по преодолению финансового кризиса и дальнейшему развитию экономики Казахстана:

во-первых, чтобы не допустить рецессии и стагнации экономики, необходимо существенно ужесточить контроль за целевым направлением и доведением до реального сектора выделяемых государством денежных средств;

во-вторых, необходимо ориентировать банки на внутренний рынок денежных ресурсов;

в-третьих, представляется актуальным усилить регуляторную и надзорную функцию государства за деятельностью банков и всех финансовых институтов, особенно за внешним заимствованием и управлением кредитным портфелем.

Источники

1. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. № 1.

2. Казахстанская Правда. 2008. № 265-266. 5 дек.

3. Аскаров Т. «Плюс» сменился на «минус» // Республика: деловое обозрение. 2009. № 10. 20 марта.

4. План совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального банка Республики Казахстан и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 гг. // Финансы и кредиты. 2008. № 12.

5. Суэтин А. О причинах современного финансового кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 1.

6. Экономика и жизнь. 2008. № 47. 1 нояб.

7. Республика: деловое обозрение. 2009. № 11. 27 марта.

8. Закон Республики Казахстан «О финансовой устойчивости», Закон Республики Казахстан от 23 октября 2008 г. № 72 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам финансовой устойчивости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.