УДК 336.717.061:005.936.3(574) А. М. РАХМЕТОВА
А. М. RAKHMETOVA
РОЛЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ФИНАНСИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ROLE OF THE BANKING SECTOR IN REGIONAL ECONOMY FINANCING
<xxxxxxx>oo<x>oo<xxxxxxxxx>o<x>oo<x>o
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Новые условия функционирования коммерческих банков и предприятий реального сектора в посткризисный период кардинально меняют подходы к проблемам формирования адекватных потребностям реальной экономики банковских ресурсных баз, системе управления рисками взаимодействия, роли государства в этом процессе. Мировой финансовый кризис внес свои коррективы во взаимоотношения банковского и реального секторов экономики: закрытие традиционного источника банковского фондирования (за счёт внешних сравнительно дешёвых займов), неадекватная по срокам ресурсная база, ухудшение качества кредитного портфеля банков и необходимость формирования дополнительных провизий выразились в снижении рентабельности банковского бизнеса и ужесточении банками своей кредитной политики. Основным последствием кризиса стало снижение степени финансового посредничества и, соответственно, вовлеченности финансово-кредитной системы, и в частности банковского сектора, в процесс кредитной поддержки реальной экономики.
Особо значимо данная проблема проявила себя в рамках регионов, в том числе по ряду следующих причин:
- в условиях постиндустриального развития экономики, характеризующегося активной инновационной составляющей, значительно возросла потребность промышленно развитых регионов в обеспечении устойчивого перманентного потока временно свободных ресурсов в инвестиционные проекты предприятий инновационного характера;
- снижение рейтингов крупных денежно-кредитных институтов, необходимость выполнения внешних долговых обязательств обусловили образование преимущественно краткосрочной ликвидности, слабую и неадекватную кредитную деятельность банков-кредиторов в отношении отраслей экономики с высокой степенью изношенности основных фондов;
- значительный рост отраслевых рисков способствовал ухудшению качества кредитных портфелей коммерческих банков, концентрация неработающих кредитов сегодня превысила 30 %.
Методы. Работа является результатом исследований, которые проводились автором в 20042011 годах на статистических материалах Национального банка Республики Казахстан и Комитета по финансовому надзору и регулированию финансового рынка и финансовых организаций. В работе используются классические методы статистического и сравнительного анализа.
Результаты. В статье на основе статистического материала проведен анализ современных тенденций в исследуемой предметной области, выделены наиболее уязвимые точки роста экономики, связанные с недостаточным выполнением банковским сектором его роли в экономическом развитии. Предлагается модернизация банковского (в части определения статуса и функциональных полномочий региональных банков) и налогового (в части предоставления налоговых льгот, введение которых позволит расширить ресурсную базу банков и укрепить их кредитный потенциал) законодательства, направленных на усиление роли банков в развитии региональной экономики.
Перспективы. Модель регионального взаимодействия банковского и реального секторов экономики, которая предполагает повышение уровня капитализации региональных банков за счёт участия государства в их собственности, может быть использована в рамках совершенствования банковской системы с точки зрения её диверсифицированности, что обеспечит повышение конкурентоспособности на рынке, качество и адекватность банковских услуг в отношении субъектов реального сектора.
Ключевые слова: банк; предприятие; регион; специфика; кредиты; процентная ставка; отрасль; ссудный портфель; реальный сектор.
ABSTRACT
Introduction. New conditions for the functioning of the commercial banks and the real sector in the post-crisis period are fundamentally changing approaches to the formation of adequate banking needs of the real economy of resource bases, the risk management system of interaction, the state's role in this process. The global financial crisis changed in relationship banking and real sectors of the economy: dosing traditional source of bank funding (through external borrowing relatively cheap), inadequate maturity resource base, deteriorating credit quality of banks and the need to create additional provision representing a loss of profitability of the banking business and the banks tightening their credit policies. The main consequence of the crisis is the decline in the degree of financial intermediation, and accordingly, the involvement of financial and credit system, and in particular the banking sector in the credit support of the real economy.
Especially relevant in this issue manifested itself in the region, including a number of reasons:
- in a post-industrial economic development, characterized by active innovation component, significantly increased the demand of industrialized regions in the sustainable permanent flow temporarily free resources for investment projects of enterprises innovative nature;
- decrease of major monetary institutions ratings, the necessity to implement external debt led education mainly short-term liquidity, cause a weak and inadequate credit activity of banks-creditors against industries with a high degree of depreciation of fixed assets;
- significant growth of industry risks contributed to the deterioration of quality of loan portfolios of commercial banks, the concentration of non-performing loans now exceeds 30 %.
Methods. The work is the result of research conducted by the author in 2004-2011 years on the statistical materials of the National Bank of the Republic of Kazakhstan and the Committee on financial regulation and supervision of financial market and financial organizations. The work includes the classic methods of statistical and comparative analysis.
Results. On the basis of statistical material analysis of current trends in the study domain, highlights the most vulnerable points of economic growth associated with lack of banking sector, its role in economic development. The proposed modernization of bank (in terms of the status and functional powers of regional banks) and tax (in terms of tax incentives, the introduction of which will increase the resources of banks and strengthen their lending capacity) legislation aimed at strengthening the role of banks in the development of regional economy.
Discussion. The model of regional interaction between banking and real sectors of the economy, which involves increasing the level of capitalization of the regional banks through state participation in their property may be used as part of improving the banking system in terms of its diversification that ensures competitiveness in the market, quality and value of banking services to the companies of the real sector.
Keywords: bank; company; region; specificity; credit; interest rate; industry; loan portfolio; real sector.
На современном этапе развития казахстан- роста. Поэтому от того, насколько интенсивно
ской экономики банковское кредитование банки будут выполнять свою основную функ-
выступает одним из важнейших источников цию, заключающуюся в кредитовании и финан-
формирования финансового капитала, следо- сировании экономики, зависит устойчивость
вательно, является фактором экономического экономического развития на основе перераспре-
• Страховые премии к ВВП ( правая ось)
Рис. 1. Глубина финансовых отношений в Казахстане, %
Источник: составлено на основе Financial Stability Report of Kazakhstan, December 2011. Website of the National Bank of the Republic of Kazakhstan. URL: http://www.nationalbank.kz/cont/publish205365_7585.pdf (дата обращения: 15.09.2012).
деления капиталовложении на создание новых и модернизацию действующих производств.
Современный банковский сектор как один из наиболее динамично и успешно развивающихся сегментов финансовой системы Казахстана способен эффективно содействовать экономическому росту, принимать участие в процессе интеграции финансового и промышленного капитала, способствовать укреплению индустриального потенциала страны. Однако кризис 2008-2009 гг. внес свои коррективы во взаимоотношения банковского и реального секторов экономики. Закрытие традиционного источника банковского фондирования (за счёт внешних сравнительно дешевых займов), неадекватная по срокам ресурсная база, ухудшение качества кредитного портфеля банков и необходимость формирования дополнительных провизий выразились в снижении рентабельности банковского бизнеса и ужесточении банками кредитной политики. Основным последствием кризиса стало снижение степени финансового посредничества и, соответственно, вовлеченности финансовой системы, и в частности банковского сектора, в процесс финансирования реальной экономики (см. рис. 1).
На фоне роста ВВП страны в 4,5 раза (6390,0 млрд тенге в 2004 г. и 28 952,2 млрд тенге в 2011 г) за период отмечается некоторое ослабление участия ресурсов финансового сектора в его производстве. Немаловажную роль в этом сыграло завершение процесса освоения
коммерческими банками средств, выделяемых государством в рамках пакета антикризисных мер. Как видно, при умеренном росте кредитной активности коммерческих банков отношение кредитов к ВВП сократилось с 57,8 % в 2007 г. до 33,17 % в 2011 г.
“ Кредиты банков экономике, млрд. тенге
Рис. 2. Динамика банковских кредитов экономике, млрд тенге
Источник: статистический бюллетень Национального банка Республики Казахстан. Официальный сайт Национального банка Республики Казахстан. иВХ: Ьйр://'^отто па1юпа1Ьапк.кг/соп1:/риЬК8Ь145442_7840^£ (дата обращения: 15.09.2012).
По мере улучшения общеэкономической конъюнктуры, финансового состояния заёмщиков, а также повышения активности государства в проведении санации балансов банков (предоставление налоговых льгот, создание фонда проблемных кредитов, выкупающего проблемные банковские активы и восстанавли-
вающего их качество, реструктуризация внешних обязательств АО «БТА Банк» и АО «Альянс Банк») кредитный рынок начал постепенно оживать. При этом особо позитивное влияние на этот процесс оказали высокие цены на экспортное сырье, растущие доходы населения, а также активизация роли государства на основе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2015 г. (см. рис. 2).
Наибольший рост кредитного портфеля демонстрируют банки с долей иностранного участия в капитале в размере более 50 %, банки, прошедшие реструктуризацию обязательств, а также средние и небольшие банки: темп прироста по данным группам банков составил 17,2 %, 18 % и 37,3 %, соответственно.
В кредитном портфеле банков сегодня продолжают доминировать торговый сектор и строительство в ссудном портфеле — 26,7 % и 20,1 % соответственно (см. табл. 1). Однако необходимо отметить, что за последние два года кредитные вложения в эти отрасли сократились на 4,1 процентных пункта (п. п.) и 4,9 п. п. соответственно, что вызвано увеличением рисков
в сфере недвижимости в связи с неблагоприятной ситуацией на рынке и перераспределением кредитов внутри кредитного портфеля в пользу других отраслей экономики.
К числу приоритетных отраслей экономики в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 г. относится промышленность, доля кредитования которой увеличилась на 3,3 п. п., составив на конец исследуемого периода 16,2 %, что обусловлено активизацией государственной поддержки отрасли в рамках не только антикризисной программы, но и государственной программы «Дорожная карта бизнеса — 2020», на основе которой государство проработало механизмы обеспечения доступности банковских кредитов субъектам хозяйствования (предоставление государственных гарантий, субсидирование процентных ставок и др.). Однако столь незначительного роста кредитования промышленности явно недостаточно. Если учитывать, что Карта индустриализации включает 706 проектов на общую сумму 11,4 трлн и за 2010-2011 годы из них было запущено 389 проектов на общую сумму 1,8 трлн тенге, роль
Таблица 1
Динамика объёма банковских кредитов нефинансовым юридическим лицам в разрезе отраслей экономики, млрд тенге
2007 2008 2009 2010 2011
Всего кредитов, в т. ч.: 4681,2 5122,5 5417,9 5475,3 6434,9
Пр омышленно сть 693,9 749,6 723,4 706,2 1045,1
Удельный вес, % 14,8 14,5 13,3 12,9 16,2
Сельское хозяйство 248,7 235,3 266,0 275,9 317,9
Удельный вес, % 5,3 5,0 4,9 5,0 4,9
Строительство 1237,9 1455,1 1418,9 1366,7 1296,1
Удельный вес, % 26,4 28,3 26,2 25,0 20,1
Транспорт 127,5 152,7 225,4 247,2 347,2
Удельный вес, % 2,7 2,9 4,2 4,5 5,4
Связь 36,2 41,9 48,3 50,1 43,0
Удельный вес, % 0,8 0,8 0,9 0,9 0,7
Торговля 1359,6 1519,0 1641,0 1683,5 1714,9
Удельный вес, % 29,1 29,6 30,3 30,8 26,7
Другие отрасли 977,3 968,8 1094,7 1144 ,9 1670,6
Удельный вес, % 20,9 18,9 20,2 20,9 26,0
Источник: текущее состояние банковского сектора Республики Казахстан в таблицах и графиках за 2007-2011 гг. Сайт Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка Республики Казахстан. Банковский сектор. иВХ: http://www.afn.kz/attachments/105/269/publish269-1067569312.pdf (дата обращения: 15.09.2012).
банковского сектора в кредитовании промышленности остается недостаточной, а само финансирование преимущественно осуществляется за счёт поддержки институтов развития: АО «Банк развития Казахстана» (АО «БРК») и АО «Фонд развития предпринимательства “Даму”». Так, каждый пятый крупный проект республиканской Карты индустриализации финансируется АО «БРК». В рамках реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития при поддержке АО «БРК» введено в эксплуатацию 15 проектов общей стоимостью свыше 2 млрд долл. К ним можно отнести: Казахстанский электролизный завод в г. Павлодаре, Таразский металлургический завод, Горнолыжный курорт «Шымбулак», завод по производству каустической соды в г. Павлодаре, Уральскую газотурбинную электростанцию, вагоностроительный завод в г. Экибастузе и др.1
Потенциал в активизации деятельности банков второго уровня имеется в рамках их сотрудничества с АО «Фонд развития предпринимательства “Даму”», поскольку значительные объёмы средств, выделяемые в рамках государственных программ для поддержки субъектов частного предпринимательства, Фонд распределяет при организационно-технической поддержке банков второго уровня. При этом банками, принимающими наиболее активное участие в реализации программы, стали АО «Банк ЦентрКредит», АО «АТФ Банк», АО «Народный Банк» и АО ДБ «Сбербанк России». Как отмечают сами банки, участие в программе «Дорожная карта бизнеса — 2020» позволило им привлечь новых клиентов. Так, в целом по республике 95 % респондентов отметили положительную динамику роста клиентской базы2.
Сельское хозяйство в Казахстане также относится к числу приоритетных отраслей экономики. В рамках реализации комплекса государственных мер по поддержке сельхозпроизводителей в Казахстане функциониру-
ет АО «Национальный управляющий холдинг “КазАгро”», который проводит работу по: выдаче кредитов, реализации лизинговых и инвестиционных программ, финансированию полевых работ, закупке сельхозпродукции и по ряду других направлений. Однако льготными кредитами через «КазАгро» обеспечивается всего 10 % сельхозпроизводителей3. Коммерческие банки же всё ещё не проявляют самостоятельной активности. Так, за 2007-2011 гг. при росте абсолютных показателей объёмов кредитования данной отрасли (увеличение на 69,2 млрд тенге) отмечается снижение удельного веса кредитных вложений банков в отрасль до уровня 4,9 %.
Критично малая доля кредитования банками сельского хозяйства в общем объёме кредитного портфеля связана со спецификой деятельности её субъектов, сезонностью, долгой отдачей от вложенных средств, а следовательно, с высокими отраслевыми рисками для коммерческих банков, борющихся за качество своих ссудных портфелей. Необходимо также подчеркнуть, что вследствие высоких кредитных рисков рыночная ставка по сельскохозяйственным кредитам остается самой высокой — 14 % (не считая отрасль связи, где ставка составляет 15 %), а первоначальный взнос по кредиту составляет около 25 %, что делает кредиты недоступными для многих потенциальных сельхозпроизводителей, не говоря уже о проблеме неликвидности залогового имущества сельхозпредприятий.
Кроме того, анализ структуры кредитного портфеля банковского сектора свидетельствует о том, что банки отдают предпочтение кредитованию экономики крупных мегаполисов, а именно финансового центра страны г. Алматы, доля банковских кредитов на территорию которого по итогам 2011 г. составляет львиную долю от объёма всего ссудного портфеля банков — 76 %, а также столицы страны г. Астана — 9,2 % (см. табл. 2). Доля кредитования остальных регионов, в которых непосредственно концентрируются объекты промышленности, пока ещё
1 До 20 % всех инвестиций Карты индустриализации приходится на проекты БРК. Агентство международной информации (Новости - Казахстан). URL: http://www.newskaz.ru/economy/2012062S/3415S95.html (дата обращения: 15.09.2012).
2 Отчет о результатах исследования участников программы «Дорожная карта бизнеса - 2020» АО «Фонд развития предпринимательства “Даму”», 2012. URL: http://www.economy.kz/files/vse%20stati/0tchet0RezultatakhIssledovaniyaUchastnikovProgrammyD KB2020.pdf (дата обращения: 15.09.2012).
3 Только 10 % казахстанских сельхозпроизводителей обеспечиваются льготными кредитами через КазАгро. Kazakhstan Today. URL: http://kt.kz/lang=rus&uin=113316S007&chapter=1153556964 (дата обращения: 15.09.2012).
3S
Таблица 2
Кредиты банков небанковским юридическим лицам в разрезе регионов и сроков погашения, млрд тенге на конец периода
Области 2007 г. 2009 г. 2011 г.
всего % кра- ткоср. % долгоср. % всего кра- ткоср. долгоср. всего % краткоср. % долгоср. %
Всего 4681,2 100 1355,1 28,9 3326,1 71,1 5417,9 1152,7 4265,2 6434,9 100 1605,6 25,0 4829,3 75,0
Акмолинская область 20,7 0,4 6,3 30,3 14,4 69,7 26,7 10,1 16,6 44,6 0,7 23,4 52,6 21,2 47,4
Актюбинская область 72,9 1,6 24,3 33,3 48,6 66,7 73,2 22,3 50,8 104,2 1,6 32,2 30,9 72,0 69,1
Алматинская область 12,0 0,3 3,5 29,3 8,5 70,7 18,9 3,9 14,9 15,8 0,2 1,5 9,8 14,2 90,2
Атырауская область 54,2 1,2 19,3 35,7 34,8 64,3 41,9 9,3 32,7 64,5 1,0 18,5 28,8 45,9 71,2
Восточно-Казахстан-ская область 83,5 1,8 31,3 37,5 52,1 62,5 72,7 20,8 51,9 95,6 1,5 35,4 37,1 60,2 62,9
Жамбылская область 24,5 0,5 5,7 23,4 18,7 76,6 18,4 6,2 12,2 31,1 0,5 15,7 50,3 15,5 49,7
Западно-Казахстан-ская область 32,7 0,7 12,2 37,3 20,5 62,7 32,1 10,9 21,1 56,8 0,9 21,9 38,7 34,8 61,3
Карагандинская область 100,4 2,1 37,9 37,8 62,5 62,2 96,3 22,2 74,1 148,1 2,3 46,5 31,4 101,6 68,6
Костанайская область 71,8 1,5 26,2 36,5 45,6 63,5 73,2 20,8 52,3 105,5 1,6 28,5 27,0 76,9 73,0
Кызылординская область 23,0 0,5 5,8 25,4 17,2 74,6 16,8 4,0 12,7 19,0 0,3 6,7 35,2 12,3 64,8
Мангистауская область 40,8 0,9 7,9 19,3 32,9 80,7 36,6 4,9 31,6 47,1 0,7 9,1 19,4 37,9 80,6
Павлодарская область 58,2 1,2 16,3 28,0 41,9 72,0 66,4 20,9 45,5 91,9 1,4 36,1 39,3 55,8 60,7
Северо-Казахстанская область 20,6 0,4 8,2 39,8 12,4 60,2 21,1 7,1 13,9 36,2 0,6 13,8 38,1 22,4 61,9
Южно-Казахстанская область 85,7 1,8 22,2 25,9 63,5 74,1 63,0 5,8 57,2 88,7 1,4 19,5 22,0 69,1 78,0
г. Алматы 3718,2 79,4 1076,5 29,0 2641,6 71,0 4473,1 933,5 3539,5 4893,3 76,0 1038,0 21,2 3855,3 78,8
г. Астана 261,9 5,6 51,3 19,6 210,6 80,4 287,3 49,6 237,7 592,5 9,2 258,5 43,6 334,0 56,4
Источник: составлено на основе данных Статистического бюллетеня Национального банка Республики Казахстан. Официальный сайт Национального банка Республики Казахстан. 11КХ: http://www.nationalbank.kz/cont/publishl45442_7840.pdf (дата обращения: 15.09.2012).
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Рис. 3. Изменение предложения кредитных ресурсов и спроса на них, % респондентов
(корпоративный сектор)
Источник: составлено на основе данных исследования «Состояние и прогноз параметров кредитного рынка». Сайт Национального банка Республики Казахстан. иВХ: http://www.nationalbank.kz/cont/publish492667_8705.xls (дата обращения: 15.09.2012).
очень мала и не превышает 2,5 %: Атырауская область — 1 %, Восточно-Казахстанская область — 1,5 %, Карагандинская область — 2,3 %, Костанайская область — 1,6 %, Павлодарская область — 1,4 %, Южно-Казахстанская область
— 1,4 % от общего объёма кредитного портфеля. В динамике за весь период отмечается снижение доли кредитных вложений в г. Алматы, Атырауской, Восточно-Казахстанской, ЮжноКазахстанской, Карагандинской и Павлодарской областях, что говорит о существующих структурных диспропорциях в распределении банковских ресурсов среди регионов.
Некоторые эксперты считают, что снижение объёмов кредитования в регионах можно объяснить и тем, что в структуре инвестиций по источникам финансирования доля банковских кредитов (в числе заёмных средств) мала, так как основную массу инвестиций предприятия промышленности (многие из них находятся под управлением иностранных инвесторов) осуществляют собственными силами: до 47 % инвестиций осуществляется собственными силами предприятий, 23 % — за счёт средств иностранных инвесторов, 18,7 % — за счёт бюджет-
ных средств и только 10,7 % — за счёт заёмных средств. Однако низкая доля заёмных средств в структуре источников финансирования инвестиций предприятий вовсе не означает снижение потребности субъектов хозяйствования в банковских ресурсах, поскольку в секторе корпоративного кредитования все еще сохраняется спрос на долгосрочные кредиты, обусловленный необходимостью обновления основных средств предприятий промышленности.
Так, банки второго уровня в связи с нормализацией экономической конъюнктуры сегодня отмечают возросший спрос на кредитные ресурсы со стороны корпоративного сектора, что подтверждается данными, полученными в рамках проведенного Национальным банком Республики Казахстан обследования «Состояние и прогноз параметров кредитного рынка4» в 2011 г. (см. рис. 3). В рамках данного исследования респонденты отметили основной фактор, сдерживающий кредитную экспансию, — жесткая кредитная политика банков и высокие ставки по кредитам.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, средний показатель сте-
4 Обследование проводится Национальным банком Республики Казахстан ежеквартально. Состояние и прогноз параметров кредитного рынка. Сайт Национального банка Республики Казахстан. иЯЬ: http://www.nationalbank.kz/cont/publish492667_8705.xls (дата обращения: 15.09.2012).
ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
Наибольший объём долгосрочного банковского кредитования и положительная динамика роста характерны для Алматинской области (90,2 % долгосрочных кредитов от суммы всех кредитов в этот регион, при росте за весь период на 19,5 п. п.) (см. табл. 2). Напротив, к числу регионов, в которых превалирует доля краткосрочных кредитных вложений относятся: Акмолинская и Жамбылская области — 52,6 % и 50,3 % соответственно. Отрицательная динамика долгосрочного кредитования за 2007-2011 гг. отмечена в Акмолинской, Жамбылской, Кызылординской, Павлодарской областях и городе Астана (снижение на 22,3 п. п.; 26,9 п. п.; 9,8 п. п., 11,3 п. п. и 24 п. п. соответственно).
пени износа основных фондов по республике не превышает 40 %, но если учесть методику расчёта данного показателя (при определении рыночной стоимости данного актива оценщики устанавливают ему новый срок службы, тем самым обнуляя амортизацию, на основании которой формируется показатель степени изношенности основных фондов), то степень износа основных фондов предприятий реального сектора (без учёта крупных предприятий, находящихся под управлением иностранных инвесторов) намного выше5.
Так, в разрезе отраслей степень износа основных фондов большинства предприятий отраслей обрабатывающей промышленности составляет 50-80 %, в том числе на предприятиях металлургической отрасли — 58,4 %, по предприятиям машиностроения — 56,7 %, химии и фармацевтики — 45,3 %, строительной индустрии — 39 % и др.6 Между тем доля кредитов, которые банки направляют на обновление основных фондов предприятий, составляет всего 9,8 % от суммы всех кредитов. При этом 27,9 % кредитов направляется на пополнение оборотных средств. Примечательно, что доля долгосрочных кредитов инвестиционного характера за весь период сократилась на 2 п. п.7. Отсюда
следует, что, несмотря на стимулирующие меры государства, банки второго уровня всё ещё не стремятся направлять туда избыток свободных денежных средств, предпочитая держать их на депозитах и вкладывать в ноты Национального банка Республики Казахстан. Это обусловлено тем, что имеющаяся у банков сверхликвидность носит краткосрочный характер.
Осторожная кредитная политика банков вне рамок государственных программ обусловлена, прежде всего, значительной концентрацией в их кредитных портфелях неработающих проблемных кредитов (33,8 процентов общих займов, или 13 % ВВП)8. При этом половина всех неработающих проблемных кредитов сконцентрирована в трёх банках, которые были национализированы после дефолта. Высокие потери по кредитам привели к тому, что банки в чрезмерной степени нацелены на предотвращение рисков, выставляя высокие требования по залоговому обеспечению и сокращая сроки и объёмы доступных кредитов. Ограниченные сроки сокращают возможности фирм по финансированию долгосрочных капитальных вложений, необходимых для поддержания задач по экономической диверсификации страны. Сегодня банки отмечают дефицит хороших заёмщиков,
5 Становление лизинга в мире и в Казахстане. История зарождения лизинга. URL: http://raexpert.kz/researches/leasing_2010_young/ becoming (дата обращения: 15.09.2012).
6 Государственная программа «Производительность-2020», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 14.03.2011 № 254. URL: http://www.up-pro.ru/library/strategy/planning/programma-proizvoditelnost2020-kazakhstan.doc.html (дата обращения: 15.09.2012).
7 Статистический бюллетень Национального банка Республики Казахстан. Сайт Национального банка Республики Казахстан. URL: http://www.nationalbank.kz/cont/publish145442_7S40.pdf (дата обращения: 15.09.2012). Текущее состояние банковского сектора Республики Казахстан в таблицах и графиках за 2007-2011 гг. Сайт Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка Республики Казахстан. Банковский сектор. URL: http://www.afn.kz/attachments/105/269/ publish269-1067569312.pdf (дата обращения: 15.09.2012).
S Краткий обзор программы партнерства Всемирного банка и Казахстана. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/ document/Kazakhstan -Snapshot-rus.pdf (дата обращения: 15.09.2012).
что приводит к снижению качества портфеля. По оценкам Национального банка Республики Казахстан, наиболее значимым фактором ухудшения кредитного портфеля становится отсутствие замещения проблемных кредитов вновь выдаваемыми. Однако обратной стороной «медали» является то, что высокий уровень ликвидности банков и их кредитный консерватизм выступают факторами снижения прибыльности самих банков.
Наибольшая доля плохих кредитов в ссудном портфеле приходится на такие банки, как: АО «БТА Банк», АО «Альянс банк» и АО «Те-мирбанк» (банки, прошедшие процедуру реструктуризации внешней задолженности), где доля кредитов банков с просроченной задолженностью на конец 2011 г. достигла 70,93 %, а доля кредитов с просрочкой свыше 90 дней — 58,52 %. Такая высокая доля неработающих кредитов в этих банках обусловлена тем, что банки предпочитали удерживать данные займы на балансе преимущественно в силу особенностей налогообложения доходов от восстановления провизий при списании безнадежных займов за баланс. В отраслевом разрезе наибольшая доля неработающих кредитов по всем банкам в среднем приходится на торговлю (27 %), строительство (19,3 %), обрабатывающую промышленность (13,09 %), операции с недвижимым имуществом (7,8 %) (см. табл. 3).
В свете решения проблемы избыточного накопления неработающих проблемных кредитов* в Казахстане уже реализуется комплекс мер:
- налоговое стимулирование списания проблемных займов;
и
Подробнее
об оценке рыночной стоимости проблемных кредитов на с. 53
- создание дочерней организации Национального банка Республики Казахстан по выкупу проблемных активов банков, связанных с недвижимым имуществом, для которой предусматривается возможность выкупать до 10 % неработающих проблемных кредитов банков;
- целевые механизмы для каждого из банков, в капитале которых участвует государство;
- программа субсидирования процентных ставок и предоставления государственных гарантий по банковским кредитам, выдаваемым корпоративным заёмщикам, находящимся в сложном финансовом состоянии.
Реализация представленных мер направлена на постепенное улучшение качества ссудного портфеля и повышение кредитной активности банков в отношении приоритетных отраслей реальной экономики. Вместе с тем сохраняющаяся тенденция повышения задолженности предприятий перед банками обусловливает повышение риска дефолта, который является фактором роста кредитного риска банковского сектора. Так, отношение задолженности перед банковским сектором предприятий с высоким и максимальным риском к совокупным обязательствам перед банками средних и крупных предприятий повысилось на 5,5 п. п., составив на конец III квартала 2011 г. 14,6 % (см. рис. 4).
Обобщая результаты анализа современной практики банковского кредитования предприятий реального сектора можно выделить следующие актуальные тенденции:
- наблюдается диспропорция кредитного
* CASE STUDY
В рамках сложившейся в Казахстане практики под неработающими кредитами понимается сумма займов, классифицированных как сомнительные V категории и безнадежные, а также провизий, созданных по однородным кредитам, что делает данное определение неработающих займов шире, чем то, которое используется в международной практике (займы с просрочкой платежей по кредиту свыше 90 дней).
Источник: Текущее состояние банковского сектора Республики Казахстан в таблицах и графиках за 2007-2011 гг. Сайт Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка Республики Казахстан. Банковский сектор. URL: http://www.afn.kz/ attachments/105/269/publish269-1067569312.pdf (дата обращения: 15.09.2012).
портфеля банков по регионам и отраслям;
- сохраняются отраслевые риски и недоступность кредитов для некоторых субъектов реального сектора;
- отмечен недостаток ресурсов долгосрочного характера в ресурсной базе банков;
- в ссудном портфеле банков, прошедших реструктуризацию, преобладает доля неработающих кредитов, снижающих его качество;
- невысокая самостоятельная кредитная активность банков в финансировании предприятий приоритетных отраслей экономики.
Одним из перспективных направлений усиления роли банковского сектора в финансировании региональной экономики станет изменение концепции развития банковской системы в регионах. В частности, речь идет о формировании новой модели регионального взаимодействия банковского и реального секторов, которая позволит повысить мобильность региональных властей в части поиска ими новых форм поддержки взаимодействия предприятий и банков. Предполагается, что участие государства в
уставном капитале региональных (локальных) банков повысит степень доверия населения к банкам, активизирует приток сбережений и укрепит их ресурсную базу, а повышение уровня конкуренции в региональной банковской системе оптимизирует условия предоставления банковских услуг с точки зрения их адекватности потребностям и возможностям предприятий реального сектора. Сегодня решению проблемы не способствует действующая практика вертикальной иерархии подчинения банков, так как банковские продукты разрабатываются на уровне головных банков и реализуются филиалами на местах, что приводит к установлению стандартных условий предоставления финансовых услуг, без учёта особенностей и потребностей субъектов региона.
Нормотворческая деятельность государства в области повышения роли банковского сектора в самостоятельном финансировании экономики в регионах может включать:
1) внесение изменений и дополнений в действующее банковское законодательство, в части
Таблица 3
Доля неработающих займов по отрасли группы банков в совокупном объёме неработающих
кредитов на 1 октября 2011 г., %
Наименование отрасли (сегмента) 1 группа (банки, прошедшие реструктуризацию внешней задолженности: АО «БТА банк», АО «Альянс банк», АО «Темирбанк») 2 группа (банки, доля активов которых на рынке превышает 2 %) 3 группа (банки, доля активов которых на рынке не превышает 2 %)
Сельское хозяйство 1,12 1,92 6,59
Горнодобывающая промышленность 3,27 3,84 0,47
Обрабатывающая промышленность 11,31 8,09 19,87
Строительство 16,97 22,7 18,29
Торговля 29,7 21,29 30,12
Транспорт и связь 2,47 1,92 3,79
Финансовая деятельность 2,46 0,92 0,00
Операции с недвижимым имуществом 14,6 8,79 0,14
Прочие по юридическим лицам 5,06 10,85 7,17
Ипотечные жилищные займы 5,17 8,79 8,21
Потребительские займы 6,90 7,50 8,99
Прочие по физическим лицам 1,04 4,09 0,82
Источник: составлено на основе данных Статистического бюллетеня Национального банка Республики Казахстан. Официальный сайт Национального банка Республики Казахстан. иВТ: http://www.nationalbank.kz/cont/ publish145442_7840.pdf (дата обращения: 15.09.2012) и исследования «Текущее состояние банковского сектора Республики Казахстан в таблицах и графиках за 2007-2011 гг.». Официальный сайт Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка Республики Казахстан. Банковский сектор. иВТ: http://www.afn.kz/attachments/105/269/publish269-1067569312.pdf (дата обращения: 15.09.2012).
Рис. 4. Показатели риска дефолта предприятий
Источник: составлено на основе данных отчета о финансовой стабильности Казахстана, декабрь 2011. Сайт Национального банка Республики Казахстан. иВХ: http://www.nationalbank.kz/cont/publish205365_7585.pdf (дата обращения: 15.09.2012).
определения правового статуса, функций и требований к вновь создаваемым региональным банкам. При определении статуса регионального банка законодательно должна быть закреплена его сущность: региональный банк, с одной стороны, как учреждение коммерческое обязан приносить прибыль, с другой стороны, принадлежащий региону, он должен работать на благо своего учредителя — получение максимальной прибыли не может являться его самоцелью;
2) рассмотрение возможности предоставления местным органам власти права ходатайствовать перед центральным банком об отказе в регистрации регионального банка, если программы его перспективной деятельности не соответствуют задачам экономического развития региона;
3) внедрение практики: налогового стимулирования деятельности субъектов региональной банковской системы, ориентированных на потребности региона, путём предоставления льгот (временное или частичное освобождение); льготного порядка формирования резервов (на возможные потери по ссудам, предоставленным на инвестиционные цели предприятиям реального сектора); введения льгот при арендных и других региональных платежах и сборах банкам, инвестирующим средства на долгосрочной основе в развитие
реального сектора региональной экономики.
Своевременным шагом сегодня станет формирование более диверсифицированной банковской отрасли с широким ассортиментом банковских продуктов, которые удовлетворяют разнообразные потребности клиентов в перемещении, авансировании, капитализации стоимости, секьюритизации, гарантиях, консультациях и новациях. В частности, речь идет о создании в регионах сети отраслевых (в том числе и региональных) сельскохозяйственных, инновационных (венчурных), трастовых, сберегательных банков, которые будут способствовать реализации проектов на уровне идей, финансировать на долгосрочной основе развитие экономической и транспортной инфраструктуры региона, решать специфические задачи региональной промышленности, что, в свою очередь, не только обеспечит сближение интересов сторон, но и будет способствовать росту конкуренции на рынке банковских услуг в целом.
В условиях индустриально-инновационного развития Казахстана роль банков в экономическом развитии регионов особо значима, поскольку банки, которые действительно нацелены на интеграцию с реальной экономикой, будут перспективны и востребованы в условиях циклического развития, обеспечат не только свою стабильность, но и синергетический эффект во взаимодействии с субъектами экономики.