Научная статья на тему 'Современное содержание и структура уголовной политики'

Современное содержание и структура уголовной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ / THE RETROSPECTIVE ASPECT OF THE CRIMINAL POLICY AND CRIMINAL POLITICS / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ / THE CONCEPT OF MODERN CRIMINAL POLICY / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА / CRIMINAL LEGAL FIGHT / ПРАКТИКА БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / FIGHT AGAINST CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цепелев В. Ф.

На основе современных методологических подходов автор определяет содержание и структуру уголовной политики как государственно-политического и социально-правового явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern contents and structure of the criminal policy

The contents and the structure of the criminal policy are defined by the author on the basis of modern methodological approaches as a public policy social legal phenomenon.

Текст научной работы на тему «Современное содержание и структура уголовной политики»

В.Ф. ЦЕПЕЛЕВ,

профессор кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

Современное содержание и структура уголовной политики

На основе современных методологических подходов автор определяет содержание и структуру уголовной политики как государственно-политического и социально-правового явления.

Ретроспективный аспект уголовной политики, уголовная политология, концепция современной уголовной политики, уголовно-правовая борьба, практика борьбы с преступностью.

Ретроспективный аспект проблемы.

Со времен далекого прошлого Западной Европы, где зародились научные представления об уголовной политике (вспомним труды Ансельма Фейербаха, Франца Листа, Адама Принса, Энрико Ферри), и дореволюционной России, где эти представления весьма успешно развивались (можно сослаться на работы Н.А. Неклюдова, С.К. Гогеля, М.П. Чубинского), а также плодотворного раннего советского периода развития уголовно-правовой и криминологической науки в 20-е—30-е гг. XX в. (в трудах А.Я. Эстрина, Н.А. Скрып-ника, Н.В. Крыленко) и периода 70-х— 80-х гг. ХХ в. (исследования Н.А. Беляева, С.В. Бородина, П.С. Дагеля, Н.И. Заго-родникова, М.П. Карпушина, В.Н. Кудрявцева, В.И. Курляндского, Н.А. Струч-кова, Л.Д. Гаухмана, В.А. Владимирова и Ю.И. Ляпунова; несколько позднее — работы А.И. Коробеева, П.Н. Панченко, В.С. Устинова и других, но особо в этом ряду следует отметить труды Г.М. Миньков-ского, П.Ф. Гришанина, А.Э. Жалинского, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревина, П.Е. Кон-дратова и В.А. Петрова — сотрудников кафедры уголовной политики Академии МВД СССР), полагаем, что наши научные знания об уголовной политике существенно не приросли и не продвинулись.

Новые исследования, проведенные в начале XXI в. такими учеными, как А.И. Алексеев, В.С. Овчинский, Э.Ф. Побегайло, А.И. Бойко, С.С. Босхолов, М.Ю. Воронин, Б.Я. Гав-

рилов, Г.Ю. Лесников, Н.А. Лопашенко, О.А. Малышева, Я.Г. Стахов и другие, в числе которых и автор этих строк, лишь оживили интерес к проблемам уголовной политики и напомнили о них.

Современное состояние проблемы. Анализируя научную литературу, можно констатировать, что в изучении проблем уголовной политики имеется некоторая путаница представлений, возникшая на объективной основе триединой сущности данного явления. Дело в том, что уголовная политика понимается и, естественно, является одновременно, во-первых, уголовной политикой в собственном смысле слова, т. е. непосредственной политической деятельностью, во-вторых, практической деятельностью по борьбе с преступностью, т. е. практической политикой, в-третьих, отраслью научного знания комплексного содержания (образованной на основе соединения уголовного права, процесса, уголовно-исполнительного права, криминологии с политологией, социологией, социальной психологией, теорией управления). Именно эта отрасль знаний преподается в Академии управления МВД России в качестве учебной дисциплины (подчеркнем: методологической дисциплины межотраслевого управления в сфере борьбы с преступностью).

Рассмотрим подробнее названные аспекты уголовной политики.

1. Сущность уголовной политики состоит в разработке стратегии борьбы с преступностью, выработке и закреплении принципов, целей, задач, основных направлений, форм, средств и методов данной деятельности.

По своей природе это стадия формирования уголовной политики, которая осуществляется высшими органами власти Российской Федерации (Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ).

По содержанию деятельности это директивный и законодательный уровень уголовной политики.

Формами выражения (источниками) уголовной политики в данном случае должны быть основы государственной политики в сфере борьбы с преступностью (которые могут носить и иные названия — стратегия, концепция, доктрина и т. п.), а также федеральные целевые программы.

К сожалению, в настоящее время таковых нет. Следовательно, нет и официально закрепленных принципов, целей, задач, форм, средств и методов борьбы с преступностью и отдельными ее видами. Отсюда берет начало сложившийся режим «ручного управления» уголовной политикой, при том что нужен автономный, не зависящий от субъективизма режим, основанный на официальной долгосрочной стратегии и действующем законодательстве. На это обращалось внимание на заседании научно-методической секции Совета безопасности Российской Федерации еще в 2007 г. Примечательно в этой связи следующее определение, данное А.Э. Жалин-ским. «Уголовная политика представляет собой осознанную и стихийную деятельность всех сил общества, а не боль государства» [5, с. 826-834].

Конечно, отдельные элементы, касающиеся уголовной политики, содержатся в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Национальной стратегии противодействия коррупции в Российской Федерации, Государственной стратегии антинаркотической политики Российской Федерации, и вместо Федеральной целевой программы на ближайшие годы приняты и действуют региональные программы по борьбе с преступностью (предупреждения преступлений).

2. Сущность уголовной политики как практической деятельности по борьбе с преступностью (практическая политика) состоит в осуществлении разработанных на предыдущей стадии положений, в первую очередь, целей и задач.

Это стадия реализации уголовной политики, которая осуществляется правоохранительными органами на организационно-управленческом и правоприменительном уровнях.

В научной литературе данная деятельность получила название уголовно-правовой борьбы с преступностью, которая заключается прежде всего в применении уголовно-правовых мер в целях предупреждения, пресечения преступлений и непосредственной реализации уголовной ответственности [4].

Признавая заслуги П.Ф. Гришанина, все же полагаем, что практическая уголовная политика имеет более широкое содержание, поскольку она включает и административную, и оперативно-разыскную (а также уголовно-процессуальную деятельность, которая неразрывна с применением уголовного права - эти научные специальности в 50-е гг. XX в. были едины), и профилактическую деятельность по предупреждению преступлений. Последнюю отметим особо, поскольку в этой связи можно говорить об участии в реализации уголовной политики таких субъектов, как общественные организации, самодеятельные формирования населения и отдельные граждане.

Формами выражения (источниками) здесь выступают ведомственные директивные документы, ведомственные концепции и целевые программы (ВЦП), а также акты применения права, принимаемые судами и другими правоохранительными органами в сфере борьбы с преступностью.

3. Сущность уголовной политики как отрасли научного знания (А.Э. Жалинский предлагает называть ее уголовной политологией) заключается в раскрытии закономерностей процесса борьбы с преступностью, выработке идей, разработке научных концепций, изучении исторического опыта, осмыслении практики, осуществлении мониторинга и оценке эффективности текущей уголовной политики, предложении путей совершенствования законодательства и практики борьбы с преступностью как в целом, так и по отдельным направлениям, в распространении научных знаний, подготовке кадров, обосновании ресурсного обеспечения.

Реализация задач уголовной политологии осуществляется двумя основными способами: научной деятельностью и преподаванием этой дисциплины в вузах. Так, подготовка теоретических концепций уголовной политики имела место в Академии управления МВД России в 1996 г. и во ВНИИ Генеральной прокуратуры в 1997 г. [1]. Среди них следует выделить некоторые фундаментальные научные работы [2; 3; 7, с. 317-361]. Однако практических результатов эти попытки не имели.

Представляется, задачей научных специалистов в области уголовной политики является продолжение работы по подобным проектам и активному их продвижению в органах власти. Тем более что Всероссийское координационное совещание в 2011 г. приняло решение о

разработке Концепции уголовной политики в Российской Федерации, которое, судя по всему, так и осталось не реализованным.

Для наилучшей эффективности научной деятельности в данной сфере было бы целесообразным подготовить «дерево целей» (хотя бы в виде логически выстроенной тематики диссертационных и перспективных научных исследований уголовно-политических проблем борьбы с преступностью). В этой связи следует отметить научную и организационную инициативу А.Э. Жалинского по обоснованию в своих работах существования уголовной политологии и продвижению этой дисциплины в учебные планы Высшей школы экономики [5, с. 826; 6, с. 8-27].

Полагаем, что вышеизложенное вызовет интерес специалистов, изучающих проблемы уголовной политики, что, в свою очередь, повлечет дальнейшие теоретические разработки и приведет к принятию концептуального директивного документа об основах государственной политики в сфере борьбы с преступностью.

Список литературы

1. Алексеев А.И., Журавлев М.П., Сухарев А.Я. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России: теоретическая модель. М., 1997.

2. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.

3. Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционные, криминологические, уголовно-правовые и информационные аспекты. М., 1999.

4. Гришанин П.Ф. Меры уголовно-правового воздействия на преступность и их реализация органами внутренних дел: лекция. М., 1996.

5. Жалинский А.Э. Уголовная политология: становление и развитие // Право и политика. 2010. № 5.

6. Жалинский А.Э. Уголовная политология и уголовная политика: необходимость нового подхода: матер. междунар. науч.-практ. конф. Владивосток, 2010.

7. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.