В.Ф. ЦЕПЕЛЕВ,
профессор кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)
Современное содержание и структура уголовной политики
На основе современных методологических подходов автор определяет содержание и структуру уголовной политики как государственно-политического и социально-правового явления.
Ретроспективный аспект уголовной политики, уголовная политология, концепция современной уголовной политики, уголовно-правовая борьба, практика борьбы с преступностью.
Ретроспективный аспект проблемы.
Со времен далекого прошлого Западной Европы, где зародились научные представления об уголовной политике (вспомним труды Ансельма Фейербаха, Франца Листа, Адама Принса, Энрико Ферри), и дореволюционной России, где эти представления весьма успешно развивались (можно сослаться на работы Н.А. Неклюдова, С.К. Гогеля, М.П. Чубинского), а также плодотворного раннего советского периода развития уголовно-правовой и криминологической науки в 20-е—30-е гг. XX в. (в трудах А.Я. Эстрина, Н.А. Скрып-ника, Н.В. Крыленко) и периода 70-х— 80-х гг. ХХ в. (исследования Н.А. Беляева, С.В. Бородина, П.С. Дагеля, Н.И. Заго-родникова, М.П. Карпушина, В.Н. Кудрявцева, В.И. Курляндского, Н.А. Струч-кова, Л.Д. Гаухмана, В.А. Владимирова и Ю.И. Ляпунова; несколько позднее — работы А.И. Коробеева, П.Н. Панченко, В.С. Устинова и других, но особо в этом ряду следует отметить труды Г.М. Миньков-ского, П.Ф. Гришанина, А.Э. Жалинского, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревина, П.Е. Кон-дратова и В.А. Петрова — сотрудников кафедры уголовной политики Академии МВД СССР), полагаем, что наши научные знания об уголовной политике существенно не приросли и не продвинулись.
Новые исследования, проведенные в начале XXI в. такими учеными, как А.И. Алексеев, В.С. Овчинский, Э.Ф. Побегайло, А.И. Бойко, С.С. Босхолов, М.Ю. Воронин, Б.Я. Гав-
рилов, Г.Ю. Лесников, Н.А. Лопашенко, О.А. Малышева, Я.Г. Стахов и другие, в числе которых и автор этих строк, лишь оживили интерес к проблемам уголовной политики и напомнили о них.
Современное состояние проблемы. Анализируя научную литературу, можно констатировать, что в изучении проблем уголовной политики имеется некоторая путаница представлений, возникшая на объективной основе триединой сущности данного явления. Дело в том, что уголовная политика понимается и, естественно, является одновременно, во-первых, уголовной политикой в собственном смысле слова, т. е. непосредственной политической деятельностью, во-вторых, практической деятельностью по борьбе с преступностью, т. е. практической политикой, в-третьих, отраслью научного знания комплексного содержания (образованной на основе соединения уголовного права, процесса, уголовно-исполнительного права, криминологии с политологией, социологией, социальной психологией, теорией управления). Именно эта отрасль знаний преподается в Академии управления МВД России в качестве учебной дисциплины (подчеркнем: методологической дисциплины межотраслевого управления в сфере борьбы с преступностью).
Рассмотрим подробнее названные аспекты уголовной политики.
1. Сущность уголовной политики состоит в разработке стратегии борьбы с преступностью, выработке и закреплении принципов, целей, задач, основных направлений, форм, средств и методов данной деятельности.
По своей природе это стадия формирования уголовной политики, которая осуществляется высшими органами власти Российской Федерации (Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ).
По содержанию деятельности это директивный и законодательный уровень уголовной политики.
Формами выражения (источниками) уголовной политики в данном случае должны быть основы государственной политики в сфере борьбы с преступностью (которые могут носить и иные названия — стратегия, концепция, доктрина и т. п.), а также федеральные целевые программы.
К сожалению, в настоящее время таковых нет. Следовательно, нет и официально закрепленных принципов, целей, задач, форм, средств и методов борьбы с преступностью и отдельными ее видами. Отсюда берет начало сложившийся режим «ручного управления» уголовной политикой, при том что нужен автономный, не зависящий от субъективизма режим, основанный на официальной долгосрочной стратегии и действующем законодательстве. На это обращалось внимание на заседании научно-методической секции Совета безопасности Российской Федерации еще в 2007 г. Примечательно в этой связи следующее определение, данное А.Э. Жалин-ским. «Уголовная политика представляет собой осознанную и стихийную деятельность всех сил общества, а не боль государства» [5, с. 826-834].
Конечно, отдельные элементы, касающиеся уголовной политики, содержатся в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Национальной стратегии противодействия коррупции в Российской Федерации, Государственной стратегии антинаркотической политики Российской Федерации, и вместо Федеральной целевой программы на ближайшие годы приняты и действуют региональные программы по борьбе с преступностью (предупреждения преступлений).
2. Сущность уголовной политики как практической деятельности по борьбе с преступностью (практическая политика) состоит в осуществлении разработанных на предыдущей стадии положений, в первую очередь, целей и задач.
Это стадия реализации уголовной политики, которая осуществляется правоохранительными органами на организационно-управленческом и правоприменительном уровнях.
В научной литературе данная деятельность получила название уголовно-правовой борьбы с преступностью, которая заключается прежде всего в применении уголовно-правовых мер в целях предупреждения, пресечения преступлений и непосредственной реализации уголовной ответственности [4].
Признавая заслуги П.Ф. Гришанина, все же полагаем, что практическая уголовная политика имеет более широкое содержание, поскольку она включает и административную, и оперативно-разыскную (а также уголовно-процессуальную деятельность, которая неразрывна с применением уголовного права - эти научные специальности в 50-е гг. XX в. были едины), и профилактическую деятельность по предупреждению преступлений. Последнюю отметим особо, поскольку в этой связи можно говорить об участии в реализации уголовной политики таких субъектов, как общественные организации, самодеятельные формирования населения и отдельные граждане.
Формами выражения (источниками) здесь выступают ведомственные директивные документы, ведомственные концепции и целевые программы (ВЦП), а также акты применения права, принимаемые судами и другими правоохранительными органами в сфере борьбы с преступностью.
3. Сущность уголовной политики как отрасли научного знания (А.Э. Жалинский предлагает называть ее уголовной политологией) заключается в раскрытии закономерностей процесса борьбы с преступностью, выработке идей, разработке научных концепций, изучении исторического опыта, осмыслении практики, осуществлении мониторинга и оценке эффективности текущей уголовной политики, предложении путей совершенствования законодательства и практики борьбы с преступностью как в целом, так и по отдельным направлениям, в распространении научных знаний, подготовке кадров, обосновании ресурсного обеспечения.
Реализация задач уголовной политологии осуществляется двумя основными способами: научной деятельностью и преподаванием этой дисциплины в вузах. Так, подготовка теоретических концепций уголовной политики имела место в Академии управления МВД России в 1996 г. и во ВНИИ Генеральной прокуратуры в 1997 г. [1]. Среди них следует выделить некоторые фундаментальные научные работы [2; 3; 7, с. 317-361]. Однако практических результатов эти попытки не имели.
Представляется, задачей научных специалистов в области уголовной политики является продолжение работы по подобным проектам и активному их продвижению в органах власти. Тем более что Всероссийское координационное совещание в 2011 г. приняло решение о
разработке Концепции уголовной политики в Российской Федерации, которое, судя по всему, так и осталось не реализованным.
Для наилучшей эффективности научной деятельности в данной сфере было бы целесообразным подготовить «дерево целей» (хотя бы в виде логически выстроенной тематики диссертационных и перспективных научных исследований уголовно-политических проблем борьбы с преступностью). В этой связи следует отметить научную и организационную инициативу А.Э. Жалинского по обоснованию в своих работах существования уголовной политологии и продвижению этой дисциплины в учебные планы Высшей школы экономики [5, с. 826; 6, с. 8-27].
Полагаем, что вышеизложенное вызовет интерес специалистов, изучающих проблемы уголовной политики, что, в свою очередь, повлечет дальнейшие теоретические разработки и приведет к принятию концептуального директивного документа об основах государственной политики в сфере борьбы с преступностью.
Список литературы
1. Алексеев А.И., Журавлев М.П., Сухарев А.Я. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России: теоретическая модель. М., 1997.
2. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.
3. Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционные, криминологические, уголовно-правовые и информационные аспекты. М., 1999.
4. Гришанин П.Ф. Меры уголовно-правового воздействия на преступность и их реализация органами внутренних дел: лекция. М., 1996.
5. Жалинский А.Э. Уголовная политология: становление и развитие // Право и политика. 2010. № 5.
6. Жалинский А.Э. Уголовная политология и уголовная политика: необходимость нового подхода: матер. междунар. науч.-практ. конф. Владивосток, 2010.
7. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
E-mail: [email protected]