Научная статья на тему 'О современной уголовной политике Российской Федерации как сложном социальном феномене'

О современной уголовной политике Российской Федерации как сложном социальном феномене Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
838
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CRIMINAL POLICY / STATE / FIGHT AGAINST CRIME / MEASURES EXPOSURE TO CRIME / CRIMINAL-LAW PREVENTION / SOCIAL POLICY / SPECIALIZED SYSTEM / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕСТУПНОСТЬ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудая Татьяна Юрьевна

В статье исследуются проблемы уголовной политики борьбы с преступностью, проводимой Российским государством. Отмечается, что целью уголовной политики является обеспечение справедливости при определении преступного и наказуемого в уголовном законе. В качестве основной задачи уголовного законодательства рассматривается предупреждение преступлений, но в более частном случае применение норм с двойной превенцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MODERN CRIMINAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A COMPLEX SOCIAL PHENOMENON

The article examines the problems of criminal policy in the fight against crime by the Russian government. The purpose of criminal policy is to ensure fairness in determining criminal and punishable in the criminal law. The main objective of criminal law deals with the prevention of crime, but in a private case, the application of the rules of double prevention.

Текст научной работы на тему «О современной уголовной политике Российской Федерации как сложном социальном феномене»

УДК 67.408 ББК 343.2

© 2016 г. Т. Ю. Рудая,

профессор кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: rydau@rambler.ru

О СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СЛОЖНОМ СОЦИАЛЬНОМ ФЕНОМЕНЕ

В статье исследуются проблемы уголовной политики борьбы с преступностью, проводимой Российским государством. Отмечается, что целью уголовной политики является обеспечение справедливости при определении преступного и наказуемого в уголовном законе. В качестве основной задачи уголовного законодательства рассматривается предупреждение преступлений, но в более частном случае - применение норм с двойной превенцией.

Ключевые слова: уголовная политика, государство, борьба с преступностью, меры воздействия на преступность, уголовно-правовая профилактика, социальная политика, специализированная система.

T. Yu. Rudaya - Professor, Department of Criminal Law and Criminology, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.

ON MODERN CRIMINAL POLICY OFTHE RUSSIAN FEDERATION AS A COMPLEX SOCIAL PHENOMENON

The article examines the problems of criminal policy in the fight against crime by the Russian government. The purpose of criminal policy is to ensure fairness in determining criminal and punishable in the criminal law. The main objective of criminal law deals with the prevention of crime, but in a private case, the application of the rules of double prevention.

Key words: criminal policy, the state, the fight against crime, measures exposure to crime, criminal-law prevention, social policy, specialized system.

Социально- экономиче ские пре образования, которые происходят в России, требуют от государства активных мер в борьбе с преступностью. Наиболее актуальным является исследование проблем современной уголовной политики, проводимой государством.

Уголовная политика в Российском государстве второго десятилетия XXI столетия представляет собой деятельность государства, направленную на борьбу с этим негативным социальным явлением. При ее осуществлении должны использоваться меры правового, экономического, организационного и иного характера.

Реальная уголовная политика существует со времени появления государства и уголовного закона. Однако осмысление целей, направлений и возможностей борьбы с преступностью с помощью уголовного наказания и всего, что с ним связано, происходит значительно позже. Уже в трудах Платона можно встретить суждения уголовно-политического характера - «наказание есть суровейший исправитель». Вместе с тем лишь ко второй

половине ХУШ века уголовная политика приобретает черты науки.

В России теория уголовной политики впервые получает целостное развитие в трудах С. К. Гогеля «Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией» 1910 года и М. П. Чубинского «Курс уголовной политики» 1912 года.

т» __и и

В отечественной юридической науке проблемам политики борьбы с преступностью и иными негативными социальными отклонениями уделяется большое внимание, так как существующие исследования в данной сфере способствуют выработке направлений борьбы с преступностью.

В 60-90-е годы прошлого столетия проблемам уголовной политики посвятили свои работы такие выдающиеся ученые, как Г. А. Аванесов, М. М. Бабаев, С. В. Бородин, С. С. Босхолов, Л. Д. Гаухман, П. Ф. Гри-шанин, Н. И. Загородников, И. А. Исмаилов, А. Э. Жалинский, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, В. В. Лунев, С. В. Максимов, Г. М. Миньковский, А. В. Наумов, Э. Ф. По-бегайло, Н. А. Стручков, А. Я. Сухарев, В. Ф. Це-

пелев, А. М. Яковлев и другие, исследовавшие не только уголовную политику, но и смежные с ней сферы.

Анализ трудов российских ученых позволяет констатировать неоднозначность подходов к определению понятия уголовной политики. В своей работе «Уголовное право и социология» А. А. Герцензон высказывает мнение о том, что она направляет деятельность органов государственной власти и общественности в борьбе с преступлениями и иными общественно опасными поступками [1, с. 178-179].

Поддерживая данную точку зрения, М. И. Ковалев отмечает, что «уголовная политика по своему содержанию значительно шире, чем уголовное право, поскольку она не только определяет уголовно-правовые методы и средства борьбы с преступностью, но и призвана решать проблемы, связанные с профилактикой правонарушений, которая предполагает не только правовые, но и социальные, организационные, идеологические и иные мероприятия».

П. Ф. Гришанин, изучая современные проблемы уголовной политики, указывает, что «она представляет собой выраженные в законах и иных нормативных актах программы борьбы с преступностью. Борьба с преступностью заключается главным образом в осуществлении мероприятий по социальной профилактике преступности и в применении мер уголовно-правового воздействия на преступность» [2, с. 3].

Другой подход к определению содержания уголовной политики был сформулирован Н. А. Стручковым, который ограничил ее осуществлением мер, специально направленных на борьбу с преступностью, и исключил из нее меры по повышению материальной обеспеченности, культурного уровня и сознательности людей, которые хотя объективно и устраняют причины преступности и в этом смысле направлены на борьбу с ней, но в основном имеют иное социальное назначение [3, с. 4, 5].

«Содержание уголовной политики, - пишет Н. А. Лопашенко, - включает следующие аспекты: 1) определение принципов уголовно-правового воздействия на преступность; 2) установление круга преступных деяний путем выработки критериев преступного и наказуемого и исключение из круга преступных деяний с учетом этих критериев; 3) разработку общих правил назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера» [4, с. 124-125].

Исходя из этого становится очевидным, что многие из предложенных определений не объясняют, какие именно специфические признаки выражают внутреннюю природу данного явления. Анализ указанных точек зрения на определение содержания уголовной политики, как нам представляется, дает основания для их классификации на три группы.

Первая группа состоит из совокупности мер воздействия на преступность уголовно-правового характера.

Во вторую группу включается уголовная политика, которая осуществляется в проведении мероприятий по специальной профилактике преступности и в применении уголовно-правовых мер.

Третья группа охватывает как уголовно-правовые, так и меры широкого социального содержания (то есть разностороннего социального развития общества в целом, группы регионов либо отдельно взятого региона).

Рассматривая представленные в юридической литературе взгляды на содержание уголовной политики, можно выделить две точки зрения. В соответствии с первой из них, в уголовную политику включается весь комплекс мер (специальных и социального характера), реализуемых в процессе воздействия на преступность и причины, ее порождающие. Согласно второй точке зрения, в сферу уголовной политики входят лишь специальные меры. По мнению И. А. Исмаилова, «расширение сферы уголовной политики путем включения в нее мер, в конечном итоге лишь способствующих успеху в борьбе с преступностью, но планируемых и осуществляемых без выделения этой цели, лишает уголовную политику специфичности, "растворяет" ее в социальной политике» [5, с. 124].

Это позволяет охарактеризовать уголовную политику как направленную деятельность государства, осуществляемую на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений, имеющую основным своим назначением определение и проведение в жизнь задач, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами.

Уголовная политика, проводимая государством, тесно связана с уголовно-правовой

политикой, представляя собой ее часть. Уголовно-правовая политика выступает составной частью, подсистемой государственной политики в целом и уголовной политики (политики борьбы с преступностью) в частности. От уголовно-правовой политики необходимо отличать такие относительно самостоятельные части уголовной политики, как уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная. Одной из тенденций уголовно-процессуальной политики является расширение круга лиц, в отношении которых применяется особый порядок возбуждения уголовных дел. Базовым принципом уголовной политики служит поддержание постоянного соответствия между характером и степенью общественной опасности деяний, признаваемых преступлениями, и системой мер уголовной ответственности за них.

Содержание уголовно-правовой политики - это деятельность уполномоченных органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности, иных должностных лиц по формированию и реализации такой политики.

Формирование уголовно-правовой политики - деятельность уполномоченных органов государственной власти, лиц, замещающих государственные должности, по инициированию, рассмотрению, принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов, которыми определяется преступность и наказуемость общественно опасных деяний.

К правовым формам, в которых проявляется деятельность по формированию уголовно-правовой политики, относятся:

- проекты уголовных законов и сами уголовные законы;

- проекты иных нормативных правовых актов, устанавливающих бланкетное содержание уголовно-правовых норм, определяющих преступность и наказуемость общественно опасных деяний.

Рассматривая непосредственно реализацию уголовно-правовой политики, можно сказать, что это деятельность уполномоченных органов государственной власти, лиц, замещающих государственные должности, по нормативно-правовому обеспечению применения уголовного законодательства и иных нормативных правовых актов, влияющих на пределы преступности.

Уголовно-правовая политика реализуется в следующих правовых формах:

1) проекты уголовно-процессуальных, оперативно-разыскных и уголовно-исполнительных законов, а также сами эти законы;

2) проекты иных нормативных правовых актов, которыми определяется бланкетное содержание уголовно-правовых норм, закрепленных этими законами;

3) постановления органов дознания, дознавателей, руководителей следственных органов, следователей о возбуждении, приостановлении предварительного расследования, передаче в суд, прекращении уголовных дел;

4) приговоры судов (обвинительные и оправдательные) ;

5) акты помилования;

6) акты амнистии;

7) постановления пленумов Верховного Суда РФ.

Многообразие и многоаспектность уголовно-правовой политики выражается в ее направлениях. Направления, которые отражаются в самом уголовном законодательстве, называют специальными. Они характеризуют политику изменения уголовного и непосредственно (бланкетного) связанного с ним законодательства. К специальным направлениям уголовно-правовой политики относят:

1) декриминализацию деяний, признанных преступлениями;

2) криминализацию общественно опасных деяний, не признаваемых преступлениями;

3) депенализацию преступлений, то есть отмену отдельных видов наказаний либо смягчение строгости наказания за некоторые виды преступлений;

4) пенализацию преступлений, то есть установление более строгих наказаний либо строгости наказаний за преступления;

5) дифференциацию (разделение) общих составов преступлений на специальные без изменения строгости наказания;

6) дедифференциацию (слияние) специальных составов преступления в общие;

7) уточнение отдельных положений уголовного законодательства, не охватываемое содержанием перечисленных выше направлений.

Общие направления уголовно-правовой политики характеризуют правовую политику в целом, и поэтому они проявляются во всех отраслях права. К таким направлениям можно отнести: реформирование уголовного законодательства, его актуализацию, а также приведение уголовного законодательства в

соответствие с мировыми реалиями и тенденциями, международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, «уголовную политику можно определить как специально организованное государственное управление, направленное на борьбу с преступностью, которая осуществляется комплексом мер в том числе и на основе уголовного закона» [6, с. 185].

Представляя уголовную политику в качестве конструкции, которая является частью такой системы, как государственная политика, И. А. Исмаилов, А. И. Коробеев, А. В. Усс и Ю. В. Голик [7, с. 7], Э. Ф. Побегайло [8, с. 14, 15] приходят к выводу о возможности выделения трех основных подсистем уголовной политики. В. П. Ревин [9, с. 27] соглашается с предложенным вариантом системного построения уголовной политики, отмечая наличие трех подсистем уголовной политики, каждая из которых имеет свои приоритеты.

Так, подсистема предупредительной политики, в нашем случае, направлена на восстановление территориальной системы специальной профилактики, повышение ее эффективности в отношении организованной, рецидивной преступности, преступности несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков; профилактику потребления наркотических средств и психотропных веществ, алкоголя; профилактику безнадзорности и беспризорности. Подсистема уголовно-правового воздействия рассчитана на обеспечение неотвратимости реагирования на каждое совершенное противоправное деяние, но самое главное - в этой сфере должна быть обеспечена надлежащая ответственность и индивидуальность наказания за совершенное деяние, обоснована криминализация новых видов общественно опасного поведения в современных условиях развития общества. Третья подсистема ориентирована на создание такого уголовно-исполнительного воздействия, которое нацелено на реализацию задач уголовной политики.

Литература

1 . Герцензон А. А. Уголовное право и социология. М., 1970.

2. Гришанин П. Ф. Современные проблемы уголовной политики и уголовно-правовой практики: лекция. М., 1994.

Элементы предложенной структуры не образуют суммативную связь, которая характеризуется тем, что ни один из взаимодействующих ее элементов не приобретает качественно новых свойств, и часть может легко выйти из состава целого, существенно не нарушая его структурного построения. Представляется, что элементы уголовной политики защиты населения от преступности образуют синтетическую связь, создавая более глубокую внутреннюю цепь и взаимозависимость ее составных частей и субъектов, реализующих политику. То есть выделение звеньев уголовной политики в сфере противодействия преступности в России не направлено на их противопоставление, изоляцию друг от друга. Например, это проявляется в том, что задачей уголовного законодательства является предупреждение преступлений, но в более частном случае - применение норм с двойной превенцией.

Подводя итог, следует отметить, что уголовная политика - это часть государственной политики, функция и практика управления системой борьбы с преступностью, включая изучение, формирование и применение соответствующих идей, мер и субъектов. Она выступает отраслью социологии, в рамках которой изучаются управление системой борьбы с преступностью и отдельными ее элементами, цели, задачи, принципы и направления борьбы с преступностью и отдельными ее видами.

Действенность и эффективность уголовной политики могут быть обеспечены, на наш взгляд, тогда, когда разработанные и определенные ее направления являются долгосрочными, то есть определены заранее и на длительный период времени. Это может быть достигнуто только путем глубокого и всестороннего анализа политической и социально-экономической системы и ситуации в государстве, а также максимально обоснованного прогноза тенденции развития государства и общества в будущем.

Bibliography

1. Gertsenzon A. A. Criminal law and sotiology. Moscow, 1970.

2. Grishanin P. F. Modern problems of criminal policy and criminal jurisprudence: lecture. Moscow, 1994.

3. Стручков Н. А. Исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970.

4. Лопашенко Н. А. Концептуальные основы уголовной политики: взгляд на проблему // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов; М., 2000.

5. Исмаилов И. А. Преступность и уголовная политика. Баку, 1990.

6. Безручко Е. В. Обеспечение безопасности здоровья граждан - важное направление реализации уголовной политики Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2009. № 1.

7. Коробеев А. И., Усс А. В., Голик Ю. В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. Красноярск, 1991.

8. Алексеев А. И., Овчинский В. С., Побе-гайло Э. Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006.

9. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: учеб. / под ред. Л. И. Беляевой. М., 2003.

3. Stryuchkov N. A. Corrective labor policy and its role in the fight against crime. Saratov, 1970.

4. Lopashenko N. A. Conceptual bases of criminal policy: a look at the problem // Legal policy and legal life. Saratov; Moscow, 2000.

5. Ismailov I. A. Crime and criminal policy. Baku,

1990.

6. Bezruchko E. V. Securing the health of citizens - an important area of the implementation of the criminal policy of the Russian Federation // Busi-ness-in-law. Economics and Law Journal. 2009. № 1.

7. Korobeev A. I., Uss A. V., Golik Yu. V. Criminal legal policy: trends and Prospects. Krasnoyarsk,

1991.

8. Alekseev A. I., Ovchinsky V. S., Pobegai-lo E. F. Russian criminal policy: overcoming the crisis. Moscow, 2006.

9. Criminal policy and its implementation of the internal affairs bodies: textbook / ed. by L. I. Be-lyaeva. Moscow, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.