Научная статья на тему 'Современные проблемы уголовной политики Российской Федерации'

Современные проблемы уголовной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2214
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL POLICY / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / FIGHT AGAINST CRIME / УРОВНИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / THE LEVELS OF THE FIGHT AGAINST CRIME / РЕАЛИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ / THE IMPLEMENTATION OF CRIMINAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Научнометодологические Проблемы

В статье рассматриваются проблемы уголовной политики на современном этапе и выдвигаются предложения по их преодолению (минимизации) на основе изучения регионального опыта борьбы с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of criminal policy of the Russian Federation

The problems of criminal policy at the present stage of the state development are considered and the proposals are presented to overcome (minimize) these on the basis of regional experience in the fight against crime.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы уголовной политики Российской Федерации»

МБЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2010. № 4 (20)

Я.Г. СТАХОВ,

начальник кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений,

доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

Современные проблемы уголовной политики Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы уголовной политики на современном этапе и выдвигаются предложения по их преодолению (минимизации) на основе изучения регионального опыта борьбы с преступностью.

уголовная политика, борьба с преступностью, уровни борьбы с преступностью, реализация уголовной политики.

Проблемы борьбы с преступностью в российском обществе воспринимаются населением несколько иначе, чем, например, в недавнем прошлом. На смену абсолютной убежденности в том, что путь к оздоровлению общества лежит через бескомпромиссное усиление строгости наказания, приходят другие настроения. Этому способствует коренное изменение политических, социально-экономических, идеологических реалий жизни общества и государства, трансформация психологии населения, являющихся результатом постепенного влияния на социальное сознание новых идей, подходов, опыта зарубежных государств, взаимосвязи с которыми упрочились в последние годы. Все это приводит общество к выводу о том, что решение стратегических задач по противодействию преступности находится в плоскости сглаживания социальных конфликтов и общественных противоречий, а не в банальной «погоне» за сиюминутными результатами, увеличении малозначительных деяний и количества проведенных профилактических мероприятий, без учета и оценки их эффективности.

Несомненно то, что фетишизация уголовного наказания неприемлема, так как приоритетами уголовной политики должно стать не число выявленных правонарушений или количество лиц, привлеченных к ответственности, а оптимальное законодательство, определение целей и задач, необходимых ресурсов субъектов, реализующих региональную уголовную политику. Обозначенный подход требует научного исследования, развития и реализации уголовной политики в субъектах РФ и проблем совершенствования взаимодействия правоохранительных органов при ее реализации.

В такой ситуации необходима сбалансированная политика государства в сфере противодействия преступности, которую принято называть уголовной политикой.

Существует немало точек зрения по вопросу о понятии и составе уголовной политики, ее исходных

требованиях и целевых ориентирах, приоритетных направлениях и формах их реализации [3—5]. Мы поддерживаем точку зрения П.Н. Панченко, считающего, что «несмотря на различия в объеме содержания, сущностная основа уголовной политики и политики борьбы с преступностью одна и та же. Состоит она в том, что уголовная политика формирует главную линию, стратегические и тактические направления борьбы с преступностью» [8, с. 73]. Региональная уголовная политика представляет часть уголовной политики, с учетом специфических особенностей того или иного региона.

Г.М. Миньковский еще в 1982 г. предположил, что реально существуют три уровня борьбы с преступностью [7, с. 68], а именно:

— общая система борьбы с преступностью и иными правонарушениями;

— специализированная система, воздействующая на преступность как на объект подавления;

— специализированная система, также имеющая объектом воздействия преступность, но реализующая это воздействие в процессе уголовно-правовой защиты общественных отношений.

Выделение этих уровней реально отражает дифференциацию, иерархию задач, направлений, форм борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, т. е. уголовную политику государства. Так, в системе первого уровня ведущую роль играют крупномасштабные меры государства, направленные на противодействие и социальное предупреждение преступности. В системе второго уровня — специализированные (специальные) меры борьбы, включая профилактику преступлений. На третьем из выделенных уровней ведущая роль отведена средствам уголовно-правовой защиты общественных отношений.

Рассматривая высказанные в научной литературе мнения на предмет и содержание уголовной политики, как нам думается, можно сделать вывод, что все подходы в определении ее содержания различаются в определении объема мер по предупреждению преступности.

Вместе с тем нельзя не согласиться, что уголовная политика носит обеспечивающий характер. Иными словами, она призвана создавать наилучшие условия для реализации целей и задач других направлений государственной политики — экономического, социального и т. д. [2, с. 7].

Выявление особенностей уголовной политики как социального и правового феномена является важным шагом к пониманию развития кримино-

15

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

16

генных процессов в регионах. Определение содержания уголовной политики, влияния ее реализации на общественное развитие регионов — значимая проблема для теории уголовной политики РФ.

«Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов на многих языках мира. Многозначность термина «политика» отражает всю сложность многовековой истории, пытавшейся осмыслить ее природу как общественного явления.

Генезис современной региональной уголовной политики России связан с коренными изменениями в укладе общественной жизни. Так, становление рыночных социально-экономических отношений в России породило целый ряд относительно новых по своей правовой сущности и масштабности преступных проявлений, например, феномен организованной экономической преступности, обладающий не меньшей опасностью для общества и государства, чем «традиционные» насильственные или имущественные преступления.

Преступность приобретает характер международный и транснациональный, наблюдается возрастание ее консолидации. Данная ситуация объективно предполагает и адекватную конструкцию модели эффективного организационно-правового воздействия субъектов региональной уголовной политики. Такая модель должна включать в себя целый спектр уголовно-политических, в частности уголовно-правовых средств и методов воздействия, где особенности криминальной обстановки, экономические интересы государства и отдельных собственников, как и механизм действия законов рынка вообще, должны учитываться в числе приоритетов уголовной политики. Такой подход обосновывается следующими положениями.

Во-первых, еще не сложилось целостной концепции механизма организационно-правового регулирования региональной уголовной политики и ее реализации.

Во-вторых, длительное время представление о содержании этого механизма упрощалось и включало в себя, как правило, набор превентивных средств и методов без учета социально-экономических и других особенностей отдельных регионов. Не принималось достаточных мер по повышению эффективности разработки правовой базы и методики применения предупредительных, уголовно-правовых и иных правовых средств воздействия на преступность, как важных элементов в механизме реализации уголовной политики.

В-третьих, традиционный подход к системе детерминантов, объясняющих региональные причины массового правонарушающего поведения, выражался преимущественно в отражении негативных личностных качеств лиц, совершивших преступление, что уже не удовлетворяло ни теорию, ни практику правоприменения. Видимо, в равной мере в генезисе отклоняющегося поведения должны быть рассмотрены реакции

субъектов преступления на сложные и, безусловно, разные условия жизнедеятельности, характерные для того или иного региона.

В-четвертых, эффективность уголовной политики во многом зависит от того, насколько адекватно она отражает характер общественных отношений и социально-психологическую позицию населения региона. В свою очередь, всесторонне продуманная социальная политика, включая и уголовную, отражающая интересы социума, понятная и принимаемая населением, способствует установлению стабильности в стране.

Формируя подходы к реализации уголовной политики, органы государственной власти субъектов РФ исходят из определения ее цели, под которой понимается обеспечение криминологической безопасности населения и территории. Реализация региональной уголовной политики, как и управление в этой сфере, базируется на двух возможных моделях: директивного управления, которое в теории управления называется принципом жесткого программирования развития, и терминального управления, т. е. принципа свободного программирования развития [6, с. 39—42].

При первой модели на этапе постановки и реализации целей и задач региональной уголовной политики ее субъекты не имеют достаточно достоверных прогнозных сведений о будущей динамике криминальной ситуации в регионе, располагаемых ресурсах, планах (направлениях) развития нормативной правовой базы, а также процессах, теснейшим образом связанных с негативными явлениями, происходящими в регионе. Фактически неполный прогнозный характер сведений на этом этапе субъекты региональной уголовной политики стремятся компенсировать путем создания резервов и назначения более близких по времени достижения целей и задач. В этих условиях возможны непредусмотренные осложнения социальной, чаще всего — криминальной обстановки. Недостатком такой политики является ограниченная достоверность априорной информации, что влечет неэффективность правоохранительной деятельности и, в конечном итоге, приводит к сбоям при ее реализации.

Для второй модели разработка и реализация региональной уголовной политики заключается в создании механизма выработки управленческих решений, ориентированного на достижение конкретной цели с минимальными затратами ресурсов. Таким образом, эта модель предоставляет конкретному субъекту, реализующему региональную уголовную политику, определенную свободу в достижении требуемого результата, ограничивая ее только рамками правового регулирования. Когда мерой эффективности региональной уголовной политики станет степень достижимости поставленной цели в заданное время, субъекты уголовной политики и соответствующие должностные лица будут работать

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2010. № 4 (20)

в «автоматическом режиме», имея необходимые четкие установки, правовую базу и ресурсы.

Акцент на реализацию уголовной политики на региональном уровне не столько упрощает задачу рассмотрения действия данных моделей как дополняющих друг друга, сколько делает соответствующий подход наиболее оправданным и в достаточной степени всесторонним, отражающим суть управления практикой борьбы с преступностью.

Все вышесказанное позволяет прийти к выводу о том, что реализация задач уголовной политики должна рассматриваться через призму взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации. Кроме того, проводимая государством политическая линия в противодействии преступности должна выстраиваться с учетом научных рекомендаций и опираться на теоретические разработки ученых.

Список литературы

1. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006.

2. Бабаев М.М. О соотношении уголовной и криминологической политики // Проблемы социологии уголовного права. М., 1982.

3. Босхолов С.С. Основы уголовной политики: кон-

ституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999.

4. Иванов С.В. Уголовная политика Российской Федерации: криминолого-политологический и уголовно-правовой аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.

5. Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации (проблемы теории и практики). М., 2004.

6. Мильнер Б.З. Информационные модели. Новосибирск, 2001.

7. Миньковский Г.М. О понятии уголовной политики и некоторых проблемах ее информационного обеспечения // Проблемы социологии права: сб. науч. трудов. М., 1982.

8. Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Томск, 1988.

E-mail: [email protected]

А.Т. РАГИМОВ,

профессор кафедры теории государства и права, кандидат юридических наук

(Дагестанский государственный университет)

Сущность правозащитных отношений и еe уровни

В статье анализируются сущность правозащитных отношений и ее уровни. Автор приходит к выводу о том, что правозащитное отношение возникает и воплощается в правовой действительности в соответствии с закономерностями появления и конкретизации правозащитной связи между соответствующим правом человека на защиту законом и правозащитной обязанностью государства.

сущность, правозащитное отношение, уровень, юридическая связь, правозащитная связь.

Правозащитные отношения в целом можно определить как обусловленные строго определенными предпосылками правозащитные связи между человеком, обладающим правом на защиту законом, и государством, обремененным правозащитными обязанностями. Они возникают и развиваются в целях сохранения, а в случае нарушения восстановления прочного режима — правозащитной безопасности человека в правовом общении с любыми субъектами правовой системы.

В юридической науке правозащитные отношения вполне обоснованно рассматриваются как основной и универсальный способ отстаивания

человеком своих фундаментальных и жизненно важных интересов. Однако эффективное использование на практике всего правозащитного потенциала, который содержится в юридической связи (аккумулирующей в себе как правозащитные правомочия человека, так и правозащитные обязанности государства), предполагает выявление и теоретическое обоснование их сущности и ее особенностей. Отсюда можно сделать вывод о высоком познавательном и практическом значении проблем сущности правозащитных отношений. Однако сколько-нибудь фундаментальных исследований этой проблемы нет.

С общетеоретических позиций понимание научной и практической ценности исследования сущности правозащитных отношений логически вытекает из высказывания Л.С. Явича о необходимости и сложности познания сущности права: «Приходится иметь в виду, что в научно-познавательном плане раскрытие сущности права представляет начальный этап исследования, после чего начинается нелегкий путь восхождения от абстрактного к духовно-конкретному. Лишь это дает достаточно полноценное теоретическое объяснение многообразных проявлений сущности права на поверхности общественной жизни, в том числе и в законодательной деятельности, отправ-

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.