Библиографический список
1. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., 1988.
2. Изюмова, С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. - М., 1995.
3. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей / А.А. Мелик-Па-шаев, А.А. Адаскина, Н.Г. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук // Дефектология. - 2009. - № 5.
4. Якиманская, И.С. Особенности познавательных интересов старшеклассников в условиях дифференцированного обучения /
И.С. Якиманская, Н.И. Юдашина // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.
5. Шестакова, Л.Г. Математика в гуманитарных классах // Математика в школе. - 1996. - № 1.
6. Кулютин, Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю.Н. Кулютин, Г.С. Сухобская. - Л., 1967.
7. Левитас, Г.Г. гуманитарность математики и математика для гуманитариев // Социально-политический журнал. - 1998. - № 2.
8. Осмоловская, И.М. Как организовать дифференцированное обучение. - М., 2002.
Bibliography
1. Gurevich, K.M. Individualjno-psikhologicheskie osobennosti shkoljnikov. - M., 1988.
2. Izyumova, S.A. Priroda mnemicheskikh sposobnosteyj i differenciaciya obucheniya. - M., 1995.
3. Melik-Pashaev, A.A. Metodiki issledovaniya i problemih diagnostiki khudozhestvenno-tvorcheskogo razvitiya deteyj / A.A. Melik-Pashaev,
A.A. Adaskina, N.G. Kudina, Z.N. Novlyanskaya, N.F. Chubuk // Defektologiya. - 2009. - № 5.
4. Yakimanskaya, I.S. Osobennosti poznavateljnihkh interesov starsheklassnikov v usloviyakh differencirovannogo obucheniya / I.S. Yakimanskaya, N.I. Yudashina // Voprosih psikhologii. - 1989. - № 3.
5. Shestakova, L.G. Matematika v gumanitarnihkh klassakh // Matematika v shkole. - 1996. - № 1.
6. Kulyutin, Yu.N. Razvitie tvorcheskogo mihshleniya shkoljnikov / Yu.N. Kulyutin, G.S. Sukhobskaya. - L., 1967.
7. Levitas, G.G. gumanitarnostj matematiki i matematika dlya gumanitariev // Socialjno-politicheskiyj zhurnal. - 1998. - № 2.
8. Osmolovskaya, I.M. Kak organizovatj differencirovannoe obuchenie. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 17.023:37:378.22
Batechko N.G. THE MODERN DEVELOPMENT OF POSTGRADUATE SCHOOL IN THE CONTEXT OF SYNERGY APPROACH. Using synergetic principles, particular features of postgraduate school as an integral part of higher education are studied, in the context of Ukraine. In the work contradictions of the formation of porstgraduate education and possible ways of their overcoming in the context of the development of the modern society are indicated. The article substantiates the necessity and perspectives of the use of a synergy approach as an innovative methodology in the understanding of morphogenesis of scientific and pedagogical ideas in training of students who do their master's degree.
Key words: magistracy, synergy, state of being open to new things, nonlinearity, self-organization.
Н.Г. Батечко, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. высшей и прикладной математики, Национальный
университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МАГИСТРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Руководствуясь понятиями синергетики, раскрыты особенности развития магистратуры как неотъемлемой части сферы высшего образования, в частности в Украине. Указаны противоречия становления института магистратуры и возможные пути их преодоления в контексте современного развития общества. Обосновываются необходимость и перспективы использования синергетического подхода как методологии в понимании морфогенеза научно-педагогических идей в подготовке магистров.
Ключевые слова: магистратура, синергетика, открытость, нелинейность, самоорганизация.
Современные реалии постиндустриального общества, глобальные изменения во всех сферах жизни, обусловленные современными информационно-коммуникационными технологиями и стремительными интеграционными процессами в мире, требуют новой образовательной модели, способной быстро реагировать на нужды сегодняшнего дня. Такая модель предполагает открытость будущему, а ее дальнейшее развитие должно быть направлено на преодоление замкнутости образовательного процесса и придание ему творческого характера. Лишь при таких условиях образование будет иметь опережающий характер и обуславливать инновационное развитие общества [1, с. 5].
Последнее способствует пересмотру содержания и организации подготовки магистров. Образовательно-квалификационный уровень магистра является одним из определяющих факторов уровня научно-технического прогресса в любой стране, сопутствует формированию интеллекта молодежи, духовному ее развитию и способствует развитию общества в целом. Все это достигается самой философией магистратуры: единством знаний, умений и навыков, постоянной готовностью к быстро изменяющимся процессам в науке и технологиях. Отсюда очевидная потребность в постоянном обновлении и гибкости магистерских
программ и их способности помочь будущим магистрам прогнозировать следствие любого макро- и микропроцесса, предвидеть изменения в природе и социуме.
Эти обстоятельства требуют пересмотра устоявшихся педагогических принципов, так как в этих условиях вряд ли можно достичь успеха, только опираясь на законы традиционной педагогики. Традиционная педагогика, сформировавшаяся в ответ на требования технической цивилизации, основывающейся на методологиях, идеях и принципах классического рационализма, не в состоянии полностью решить эти вопросы [2]. Синергетика, раскрывающая общие механизмы и закономерности самоорганизации и организации, на наш взгляд, позволяет наиболее полно проиллюстрировать сущность подготовки магистров и ее неразрывную связь с потребностями общества. Раскрывая единство явлений и процессов различной природы, она способна разнопредметные научные знания синтезировать в единую систему и стать концептуальной основой их интеграции на теоретическом и методологическом уровнях. В контексте синергетики предлагаются свои педагогические практики: «нелинейный диалог, побуждающее обучение, обучение как инактивация, обучение как адаптивная модификация» [3] и др.
В формате нашего исследования попытаемся определить методологические основы применения синергетического подхода для выяснения особенностей магистерской подготовки в целом. Это позволит, на наш взгляд, по-новому проектировать и конструировать образовательные стандарты и профессиональные программы подготовки магистров и соответственно организовывать учебно-воспитательный процесс.
1. Открытость, магистратура и инновации
Объектом исследования синергетики, как известно, являются системы открытого типа, принцип функционирования которых предполагает самоорганизацию, осуществляемую на основании постоянного и активного взаимодействия с внешней средой. Функциональными характеристиками таких систем являются открытость, динамичность, саморегуляция и самоорганизация. Наложим основные принципы синергетики на процесс подготовки магистров как открытой педагогической системы, способной к самоорганизации и саморазвитию. Именно благодаря открытости педагогические системы приобретают признаки инновационных структур, способных образовывать новые модели внешнего мира соответственно внутренним процессам системы.
Рассматривая подготовку магистров как открытую педагогическую систему, можно говорить о ее опережающем характере, ведь открытые системы вовремя реагируют на внешние и внутренние изменения благодаря самоорганизации. Открытая педагогическая система подготовки магистров рефлекторно реагирует на изменения и потребности общества и постоянно приобретает качественно иные свойства в виде новых магистерских программ и наполнения их содержания. Магистры, в этом случае, являются катализаторами освоения новых технологий, инновационного развития производства, носителями инновационной культуры.
Таким образом, открытость педагогической системы обуславливает ее инновационный характер, и наоборот, можно по-новому понимать «инновационный характер» подготовки магистров. Для придания подготовке магистров инновационных черт кроме необходимого ядра знаний и целенаправленного развития творческого мышления, необходимо развивать способности к самостоятельному освоению знаний, генерации новых научных, технологических и социальных идей. Формирование творческого потенциала становится основной целью подготовки магистров. Заметим, что пока учебные планы подготовки магистров и их реализация не будут принципиально отличаться от планов подготовки специалистов, улучшение в подготовке магистров, в частности в Украине, не произойдет. Необходимы компетентно обоснованные и досконально сформированные образовательно-профессиональные программы подготовки магистров, современные образовательные стандарты, внедрение новых педагогических технологий обучения в учебно-воспитательный процесс подготовки магистров.
2. Нелинейность и магистратура
Несмотря на определенные успехи высшего образования, в частности в Украине, связанные с внедрением образовательно-профессиональных уровней «Бакалавр» и «Магистр», реальные шаги в Болонском процессе, вопросы организации магистерской подготовки и наполнение ее содержания требуют дальнейшего изучения и исследования. Освещение отдельных аспектов, бессистемность, отсутствие целостного подхода в рассмотрении проблемы порождает ситуацию неоднозначности, разнонаправленности в понимании основных принципов теории и методики магистерской подготовки [4, с. 92]. Попробуем с точки зрения синергетики разобраться в происходящем.
Как было отмечено ранее, подготовка магистров предусматривает открытость социуму, науке и технологиям. Но, практика показывает, что магистерская подготовка в высших учебных заведениях Украины осуществляется в условиях внутренней детерминации и основывается на сформированных стереотипах, которые мало учитывают изменения в социуме, науке и технологиях. Одним из таких стереотипов является отсутствие принципиального различия в подготовке студентов по программам образовательно-квалификационного уровня «Магистр» и «Специалист». Дублирование и практика подготовки по старой пятилетней схеме способствует нарастанию противоречий в процессе подготовки магистров и их обострению. Попробуем понять их сущность.
Как известно, главными свойствами открытых систем являются их нелинейность, целостность, стойкость структуры, системный эффект сложения (когда входящие в систему элементы отличаются в соответствии от целого, от координации с другими
ее элементами и ведут себя совсем иначе чем в случае их независимости) [5]. Как подчеркивает К.С. Островский, в Украине предпринята «попытка сберечь «линейность» системы высшего образования (подобно системе образования США) одновременно с размещением образовательно-квалификационного уровня «Специалист» между новыми для украинской системы высшего образования уровнями «Бакалавр» и «Магистр». Это, в свою очередь, привело к тому, что некоторые университеты интерпретировали подготовку магистров как составную часть «традиционной аспирантуры» и рассматривали два образовательно-квалификационных уровня «Специалист», «Магистр» как два параллельных варианта. В этом случае, что собственно и стоило ожидать, сработала реакция самонастраивания образовательной системы в сторону «упрощения, устранения лишних для внутренней логики систем, ступеней и категорий, которые являются для нее противоестественными». Последнее привело к тому, что образовательно-квалификационный уровень «Специалист» «не вписывается» в современную систему высшего образования Украины, непонятными большинству участников как учебно-воспитательного процесса, так и работодателей остаются качественные отличия в подготовке магистров и специалистов.
Рассматривая подготовку магистров как открытую нелинейную педагогическую систему, можно говорить о ее опережающем характере. Нелинейность в мировоззренческом смысле, как утверждают Г.И. Князева и С.П. Курдюмов - многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции, а также необратимость эволюционных процессов [6].
Кривых С.В., Макареня А.А. [7, с. 74-77] считают, что нелинейность является фундаментальным концептуальным узлом синергетической парадигмы. Нелинейность в математике опре-делет вид математических уравнений, имеющих множество решений. Особенностями нелинейного мира является то, что при определенных изменениях отдельных параметров качественного изменения в системе не происходит до тех пор, пока не пройдено пороговое изменение, превысившее некоторое критическое значение параметров, тогда система качественно меняется. В этом случае система оказывается в области притяжения другого аттрактора (фактора). В образовательном смысле идея нелинейности выражается:
- идеей структурной неоднородности (присутствие в системе элементов неоднородности);
- идеей многовариантности развития, альтернативности траекторий движения;
- идеей плюрализма, выбора из существующих альтернатив;
- идеей разнотемпового развития (темпы и скорости продвижения неодинаковы);
- идеей необратимости эволюции.
Нелинейность педагогических законов, особенности их действия в конкретных педагогических ситуациях, неоднозначность их проявления, зависимость закономерностей педагогического процесса от внешних факторов и внутренних условий, - все это заложено в известных положениях синергетики. С этих позиций, рассматривая развитие магистратуры как процесс эволюции педагогической системы, нельзя считать его одномерным и линейным. Множество факторов: национальные традиции высшей школы, влияние европейского образовательного пространства образуют нелинейные связи, сущность которых можно понять лишь с позиций синергетического подхода
Синергетический подход предполагает дифференциацию магистерских программ, благодаря которой учебно-воспитательный процесс имеет возможность вариативно развиваться соответственно перспективным потребностям общества. В свою очередь, вариативность способствует выбору индивидуального пути к успеху каждым магистром, стимулирует самостоятельность и ответственность в принятии решений, дает возможность определить индивидуальную траекторию обучения, его формы, методы и темп, выбирать учебные дисциплины и т.д.
Таким образом, нелинейность, выраженная в вариативности, позволяет наилучшим образом использовать личностный потенциал каждого магистранта, что, в свою очередь, способствует его будущему трудоустройству, а значит, способствует развитию инновационного потенциала страны в целом.
3. Детерминированный хаос и магистратура
Согласно синергетическим представлениям любые социальные структуры рождаются из хаоса. Как правило, мы вос-
принимаем его как негативное явление. Но стоит ли ликвидировать элементы хаоса? Оказывается, что это не всегда целесообразно. Рассмотрим этот феномен на примере внедрения новых форм обучения.
В большинстве высших учебных заведений сохранилась традиционная лекционная система организации обучения вместо новых прогрессивных форм, которые бы действительно соответствовали качественно новому уровню подготовки магистров. Почему это происходит? Избегая новых форм организации учебного процесса, преподаватель часто боится потерять контроль над ситуациями свободного мышления студентов. Как правило, процессы самоорганизации педагогических систем в современной аудитории воспринимаются как малоуправляемые извне и такие, которые разрушают привычную организационную схему обучения.
Что же происходит во время внедрения новых форм обучения и как эти процессы объясняет синергетика? Общеизвестно, что развитие синергетических систем сопровождается их прохождением через особенные состояния неустойчивости (бифуркационные состояния). Незначительные, иногда случайные влияния могут способствовать появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые будут влиять на уже сформированные уровни и трансформировать их. Напомним, что этот факт соответствует одному из важнейших свойств открытых систем, когда при достижении критических значений параметров внешнего воздействия, она реагирует на них усложнением своей структуры. Это усложнение определенным образом является способом решения задач, поставленных перед системой внешним влиянием и восстановлением динамического равновесия с внешней средой. С этих позиций рассмотрим организацию учебно-воспитательного процесса в магистратуре.
Переход к новым формам организации учебного процесса действительно провоцирует пока неопределенное, хаотичное начало. Потом, со временем, на микроуровне возникают центры новой организации, возле которых формируются новые макроструктуры, которые уже требуют некоторого управления ими. Подобные явления можно наблюдать во время проведения учебных деловых игр, игрового проектирования, выполнения имитационных упражнений и т.д. Заметим, что внедрение новых форм обучения актуально именно на уровне магистратуры. Ведь, по сути, мы имеем дело со взрослыми людьми, для которых характерна выраженная мотивация восприятия учебного процесса.
Открытые педагогические системы на основании синергетических принципов имеют свойство «выращивания» в себе новых качеств, в нашем случае - это новые качества взаимодействия между магистрантом и преподавателем. Вряд ли в аудитории магистров можно достичь успешного учебно-воспитательного процесса авторитарными методами. Это подтверждает синергетика, где контроль за субъектом, который саморазвивает-ся, не может осуществляться путем силового на него влияния.
Ученые утверждают, что наиболее эффективным в процессе взаимодействия будет влияние именно в период бифуркационного этапа развития личности, при условии, что это влияние адекватно состоянию субъекта [8, с. 68]. В процессе эволюции синергетический подход ориентирует на изменение характера
взаимодействия преподавателей и студентов. Преподаватель уже не противостоит педагогической системе как чему-то внешнему, а преобразуется в ответственный субъект (часть системы, на которую он влияет). Ведь, как утверждает Л.Е. Зорина, исследователь, который работает с системными педагогическими объектами (субъектами), в которые он сам вовлечен, не только трансформирует все эти объекты, но и меняет свои собственные связи и функции [9]. Как правило, при таких условиях образуется почва для творческого взаимодействия субъектов педагогической системы. Сориентированное на общее творчество, взаимодействие студентов с преподавателем образует благоприятную среду для проявления внутренних источников саморазвития и самоорганизации в студенческой аудитории. Таким образом, синергетическая модель организации учебного процесса предусматривает изменение роли преподавателя - на основании взаимопомощи, сотрудничества и сотворчества со студентами. Для реализации этой цели М.Б. Евтух указывает на необходимость «наращивания мер относительно инновационной переориентации педагогического мышления, его дистанци-ирование от педагогики авторитаризма» [10]. На наш взгляд, имеет смысл пересмотр структуры педагогической нагрузки на преподавателя, увеличив тем самым объемы его индивидуальной работы со студентами.
С позиций синергетического подхода качественно меняются формы и методы управления учебно-воспитательным процессом в магистратуре. Классический, традиционный метод управления, осуществляемый по схеме: направленное действие
- ожидаемый результат (пример, качество образования), вряд ли обеспечит подготовку успешных, креативных работников. Синергетика ищет такие формы управления обучения магистрантов, которые бы соответствовали их желаниям, т.е. соответствовали внутренним свойствам педагогической системы. Отбрасывая прямое действие, синергетический подход толкает учебно-воспитательный процесс на собственный путь развития, используя правильно организованное, резонансное действие. В этом контексте уместна мысль В.А. Кушнира, который считает, что сущность синергетического подхода к управлению педагогическим процессом состоит в том, что он ориентируется на внутреннее, свойственное самому педагогическому процессу, а не на желания, намерения, проекты субъекта экспериментальных, реформаторских или иных действий. При таких условиях каждый компонент управления на каждом уровне иерархий формирует поле возможностей для другого уровня [11, с. 55-56].
Таким образом, на основании проведенного анализа, мы можем утверждать, что система подготовки магистров в высших учебных заведениях в современных условиях является открытой педагогической системой, характеризующейся нелинейностью развития. На наш взгляд, наиболее действенной инновационной методологией, которая дает возможность эффективно исследовать эту научную проблему и прогнозировать ее дальнейшее развитие, является синергетический подход. Исходя из его принципов: открытости, нелинейности, самоорганизации можно нестандартно подойти к учебно-воспитательному процессу магистров, исходя из насущных проблем развития научнотехнического прогресса и социума в целом.
Библиографический список
1. Сысоева, С.А. Высшее образование Украины: реалии современного развития / С.А. Сысоева, Н.Г. Батечко. - Киев, 2011.
2. Ершова-Бабенко, И.В. Особенности времени, синергетико и концептуально-стратегические модели системы высшего образования в ХХ1 веке [Э/р]. - Р/д: http://spkurdumov.natod.ru/Ersh Bab.html.
3. Князева, Е.Н. Основание синергетики. Человек, конструирующий себя и своё будущее / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - М., 2007.
4. Еременко, О.Р Проблемы и перспективы магистерской подготовки // Социализация личности: сб. науч. трудов. - Киев, 2003. - Т. ХХ1.
Педагогические науки.
5. Островский, К.С. Подготовка специалистов в Украине: проблемы и перспективы на пороге третьего тысячелетия. - Хмельницкий, 2002.
6. Князева, Е.Н. Основание синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. -СПб., 2002.
7. Кривых, С.В. Педагогическая антропоэкология. Педагогика жизнедеятельности / С.В. Кривых, А.А. Макареня. - СПб., 2004.
8. Черленяк, И. Функциональность, синергизм и синергетичность организационных систем // Вестник НАГУ. - 2005. - № 3.
9. Зорина, Л.Е. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. - 1996. - № 4.
10. Евтух, М. Научно-организационные проблемы ступенчатой профессиональной подготовки учителей // Вестник Львовского ун-та. -2005. - № 1. - Вып. 19. - Т. 4. - Сер. Педагогическая.
11. Кушнир, В.А. Системный анализ педагогического процесса: методологический аспект: монография. - Кировоград, 2001.
Bibliography
1. Sihsoeva, S.A. Vihsshee obrazovanie Ukrainih: realii sovremennogo razvitiya / S.A. Sihsoeva, N.G. Batechko. - Kiev, 2011.
2. Ershova-Babenko, I.V. Osobennosti vremeni, sinergetiko i konceptualjno-strategicheskie modeli sistemih vihsshego obrazovaniya v KhKhl veke [Eh/r]. - R/d: http://spkurdumov.natod.ru/Ersh Bab.html.
3. Knyazeva, E.N. Osnovanie sinergetiki. Chelovek, konstruiruyuthiyj sebya i svoyo buduthee / E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyumov. - M., 2007.
4. Eremenko, O.R. Problemih i perspektivih magisterskoyj podgotovki // Socializaciya lichnosti: sb. nauch. trudov. - Kiev, 2003. - T. KhKhl. Pedagogicheskie nauki.
5. Ostrovskiyj, K.S. Podgotovka specialistov v Ukraine: problemih i perspektivih na poroge tretjego tihsyacheletiya. - Khmeljnickiyj, 2002.
6. Knyazeva, E.N. Osnovanie sinergetiki. Rezhimih s obostreniem, samoorganizaciya, tempomirih / E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyumov. -
SPb., 2002.
7. Krivihkh, S.V. Pedagogicheskaya antropoehkologiya. Pedagogika zhiznedeyateljnosti / S.V. Krivihkh, A.A. Makarenya. - SPb., 2004.
8. Cherlenyak, I. Funkcionaljnostj, sinergizm i sinergetichnostj organizacionnihkh sistem // Vestnik NAGU. - 2005. - № 3.
9. Zorina, L.E. Otrazhenie ideyj samoorganizacii v soderzhanii obrazovaniya // Pedagogika. - 1996. - № 4.
10. Evtukh, M. Nauchno-organizacionnihe problemih stupenchatoyj professionaljnoyj podgotovki uchiteleyj // Vestnik Ljvovskogo un-ta. - 2005. -
№ 1. - Vihp. 19. - T. 4. - Ser. Pedagogicheskaya.
11. Kushnir, V.A. Sistemnihyj analiz pedagogicheskogo processa: metodologicheskiyj aspekt: monografiya. - Kirovograd, 2001.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 37.01
Gubin V.A., YegorovD.A. AN OFFICER'S PERSONAL EXAMPLE AS A PEDAGOGICAL CONDITION AND METHOD OF UPBRINGING OF CONTRACT MILITARY SERVICEMEN. The article deals with the influence of an officer's personal example on the upbringing of contract servicemen in the units of the Russian Interior Ministry Forces. The meaning of the terms “pedagogical condition”, “method” and “example”, as well as the psycho-pedagogical characteristics of an officer's personal example for the servicemen are also considered in the article.
Key words: an officer's personal example, pedagogical condition, method, contract servicemen, imitation, interiorization, identification.
В.А. Губин, д-р психол. наук, проф. каф. общей и прикладной психологии Ленинградского гос. университета им. А.С. Пушкина, проф. каф. психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, заслуженный деятель науки РФ, полковник в отставке, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected];
Д.А. Егоров, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, подполковник, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ОФИЦЕРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ И МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Обосновывается влияние личного примера офицера на воспитание военнослужащих-контрактников частей внутренних войск МВД России, выступающего как педагогическое условие и метод воспитания. Рассматриваются понятия «педагогическое условие», «метод» и «пример». Выявлены психолого-педагогические характеристики офицера, определяющие его примерность для военнослужащих.
Ключевые слова: личный пример офицера, педагогическое условие, метод, военнослужащие-контрактники, имитация, подражание, интериоризация, идентификация.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме повышения эффективности образовательного процесса связан с выявлением, обоснованием и проверкой педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.
В словаре русского языка С.И. Ожегова «условие» понимается как:
1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;
2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;
3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [1].
Результаты проведенного анализа позволяют охарактеризовать сущность педагогического условия: условие есть совокупность причин, обстоятельств каких-либо объектов и т.д.; данная совокупность влияет на воспитание, обучение и развитие военнослужащего; влияние данного условия может ускорить или замедлить процессы воспитания, обучения и развития военнослужащего, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.
В данной работе мы рассматриваем педагогическое условие как компонент педагогической системы, отражающий возможности образовательной, материальной и пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальные аспекты данной системы, и обеспечивающий ее эффективное функционирование и развитие. Педагогические условия можно представить в виде организационно-педагогических, психологопедагогических, дидактических условий:
- организационно-педагогические условия - это совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процес-
са, которые лежат в основе управления и развития процессуального аспекта педагогической системы;
- психолого-педагогические условия - это совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материально-пространственной среды, которые направлены на развитие личностного аспекта педагогической системы;
- дидактические условия - это результат целенаправленного отбора, конструирования и использования элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей.
Каждый человек, в процессе общения с другими людьми, постоянно испытывает на себе их влияние. Большое воспитательное значение, наряду с этим, играют жизнь, подвиги исторических личностей, а также выдающихся людей современности и художественные образы, запечатленные в литературе и искусстве.
Склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других выступает психологической основой примера. Подражание способствует накоплению социального и нравственного опыта - происходит социализация личности. Подражание может носить сознательный характер или приобретать форму слепого, механического копирования образца. Несомненно, большую педагогическую ценность имеет сознательное подражание положительному примеру.
Психологами выделены три этапа в процессе подражательности:
- непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;
- формирование желания действовать по образцу;