Научная статья на тему 'Современное профессиональное педагогическое образование в России'

Современное профессиональное педагогическое образование в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

Автор статьи характеризует ряд проблем и противоречий, свойственных отечественной высшей школе начала XXI века, и указывает, что для их преодоления необходимы индивидуально-творческий подход, опора на принципы непрерывности, демократизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное профессиональное педагогическое образование в России»

Культура и образование

Е. Н. ГУСАРОВА

СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Автор статьи характеризует ряд проблем и противоречий, свойственных отечественной высшей школе начала XXI века, и указывает, что для их преодоления необходимы индивидуально-творческий подход, опора на принципы непрерывности, демократизации.

Ключевые слова: образовательная среда, профессиональное образование, информатизация учебного процесса.

В последние годы прослеживается ряд изменений в развитии педагогического образования в России. Они связаны с увеличением направлений подготовки специалистов, с трансформацией традиционной высшей школы в открытую подсистему внутри общей системы. Многие из существующих проблем обусловлены тем, что университет дает много узкопрофессиональных сведений (их можно и самостоятельно найти в книгах, справочниках, интернете), но не учит нетрадиционно мыслить и оперировать большими объемами информации.

Выполнение главной функции высшего образования - регулирование отношений с обществом -требует направленности на личность студента, применения разнообразных форм, средств и методов индивидуализации обучения. Однако, как отмечено в литературе, для отечественной вузовской практики свойственны:

- непрерывность и доступность образования. Такой подход позволяет преодолеть девальвацию и невостребованность полученных знаний, соотнести их с потребностями общества;

- переспециализация работников. Это прогрессивное направление решает социально-экономические задачи, связанные с приобретением новой профессии, дополнительной квалификации;

- рост затрат на образование. С появлением системы договора обострились проблемы неравенства возможностей (доступности образования для населения), процесс «экономизации» продолжается [1]. В настоящий момент предлогом для увеличения платы и укрепления «рыночных» отношений (уменьшение доли государственных расходов) называют финансовый кризис [2]. Современная ситуация на бирже труда: изменения в структуре спроса, рост безработицы - требует от студента более прагматично подходить к выбору специальности, составлять личный план профессиональной самореализации и учитывать различные социально-экономические факторы при построении карьеры [3]. В результате для большинства выпускников (и работодателей) диплом об окончании вуза значит гораздо больше, чем содержательная сторона образования;

- интенсификация информационных потоков. Регулярное пополнение «базы данных» обязывает к постоянному обновлению знаний, умений,

навыков, творческих способностей [4]. Развитие национальной информационной инфраструктуры обусловило повсеместное внедрение современных цифровых технологий и компьютеризацию всех уровней образования [5]. На данный момент информатизация - один из ведущих факторов в подготовке специалистов. И явно наблюдающийся отрыв темпов разработки компьютерного обеспечения от темпов развития технологий обучения решению творческих задач значительно ухудшает качество преподавания.

Предстоит серьезная работа по созданию условий для устойчивого социального развития и формирования среды, благоприятствующей реализации потенциала личности. В первую очередь должна измениться система подготовки педагогических кадров. Необходим переход от массово-репродуктивного образования к индивидуально-творческому, от просвещения студента - к воспитанию самодостаточного человека, сознательно принимающего на себя ответственность за свое профессиональное будущее. Это позволит выпускать специалистов, способных нестандартно подходить к решению проблем и успешно адаптироваться к любым изменениям в обществе [6].

В связи с назревающими трансформациями особый интерес представляют Законы РФ «Об образовании» (ст. 14, п. 2), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 20, п. 5.1; 5.4). Согласно данным документам высшая школа обязана обеспечивать соответствующий уровень общей и профессиональной культуры, воспитание самостоятельности и креативности у обучающихся [7]. Однако, как справедливо подметил В. В. Лихолетов, в федеральных компонентах образовательных стандартов нет дисциплин, предусматривающих изучение методов творчества [8], данный вопрос в педагогике и других сферах остается открытым.

Появление инновационных стратегий выявило невозможность быстрой смены установки на освоение способов гуманизации отношений, налаживание контакта со студентами. В научной и методической литературе уделяется внимание внедрению программ и форм общения с аудиторией, которые в ближайшей перспективе позволят более эффективно развивать креативность как ка-

чество характера. Однако при достижении этой цели нужно учитывать противоречия:

- между объективно существующей потребностью в повышении качества подготовки преподавателей и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и на практике;

- между творческой природой педагогической деятельности и репродуктивным характером образования [9];

- между возрастающими требованиями к учителю и недостаточным уровнем его подготовки к решению педагогических задач;

- между потребностью общества в творческой личности преподавателя и отсутствием соответствующей модели вузовского образования [10].

Это далеко не все проблемы, о которых следует говорить при обсуждении нынешней ситуации в высшей школе.

Существуют новейшие разработки в сфере воспитания и обучения молодого поколения, направленные на развитие творческой личности специалистов социономических профессий (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова и др.). К сожалению, на практике не всегда используются важнейшие положения педагогики и психологии, многие знания так и остаются теоретическими, не подкрепленными соответствующими умениями и навыками.

Реформа системы профессиональной подготовки будущего педагога должна основываться на принципах непрерывности образования, демократизации, ориентации на творческую деятельность, обеспечения дифференцированного индивидуального подхода. Требуемое обновление, конечно же, не может произойти быстро, особенно если учесть отсутствие наработок в данной области, поэтому необходимы исследования, цель которых -предложить современные теории и практики совершенствования профессионального обучения.

Литература

1. Гудыма В. Образование - не товар. Студенческие протесты 2009 года: между прагматикой и утопией. URL: http://scepsis.ru/library/id_2691.html

2. Евсеенко Т. П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг: дис. ... канд. эконом. наук. Кемерово, 2005.

3. Трунькина О. В. Влияние рыночных факторов на выбор профессии: на примере г. Набережные Челны: дис. ... канд. эконом. наук. М., 2005; Еременко Т. Информационные ресурсы нового типа как фактор влияния на качество образования // Alma mater. 2002. № 3. С. 8-12.

4. Научно-педагогические предпосылки перспектив эволюции непрерывного образования в России, Великобритании и СИГЛ. URL: http:// www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/48158/

5. Михальченко Е. В. Информационно-технологические предпосылки образовательного процесса: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2004.

6. Ханафина Э. М. Образовательные маршруты в системе непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2004.

7. Закон об образовании. URL: http://www.rus-sianenic.ru/rf/hed.html

8. Лихолетов В. В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2002.

9. Горбунова Т. В. Педагогические условия совершенствования подготовки будущих социальных педагогов к профессионально-творческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2005.

10. Кашина Е. Г. Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий: дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2004.

ye. N. gusarova. modern professional pedagogical education in Russia

The author of the article characterizes a number of problems and contradictions that are peculiar to the domestic high school in the beginning of the XXI century. The author also points out that they can be overcome using individual and creative approach and basing on the principles of continuity and democratization.

Key words: educational environment, professional education, informatization of educational process.

А. А. ПОДЛЕСНОВ

мотивационный компонент профессиональной направленности личности аспиранта как субъекта профессионализации

Приведены результаты исследования места мотивационного компонента в структуре профессиональной направленности и его роли в процессе профессионализации личности аспиранта с позиций субъектно-деятельностной методологии.

Ключевые слова: профессиональная направленность личности, субъектно-деятельностный подход, мотивационный компонент.

Повысить качество подготовки научно-педагогических кадров - одна из ключевых задач современного образования, требующая исследовать механизмы профессионализации аспиранта - ста-

новления личности будущего преподавателя и ученого. В данном контексте продуктивным представляется применение субъектно-деятельностной методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.