чество характера. Однако при достижении этой цели нужно учитывать противоречия:
- между объективно существующей потребностью в повышении качества подготовки преподавателей и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и на практике;
- между творческой природой педагогической деятельности и репродуктивным характером образования [9];
- между возрастающими требованиями к учителю и недостаточным уровнем его подготовки к решению педагогических задач;
- между потребностью общества в творческой личности преподавателя и отсутствием соответствующей модели вузовского образования [10].
Это далеко не все проблемы, о которых следует говорить при обсуждении нынешней ситуации в высшей школе.
Существуют новейшие разработки в сфере воспитания и обучения молодого поколения, направленные на развитие творческой личности специалистов социономических профессий (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова и др.). К сожалению, на практике не всегда используются важнейшие положения педагогики и психологии, многие знания так и остаются теоретическими, не подкрепленными соответствующими умениями и навыками.
Реформа системы профессиональной подготовки будущего педагога должна основываться на принципах непрерывности образования, демократизации, ориентации на творческую деятельность, обеспечения дифференцированного индивидуального подхода. Требуемое обновление, конечно же, не может произойти быстро, особенно если учесть отсутствие наработок в данной области, поэтому необходимы исследования, цель которых -предложить современные теории и практики совершенствования профессионального обучения.
Литература
1. Гудыма В. Образование - не товар. Студенческие протесты 2009 года: между прагматикой и утопией. URL: http://scepsis.ru/library/id_2691.html
2. Евсеенко Т. П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг: дис. ... канд. эконом. наук. Кемерово, 2005.
3. Трунькина О. В. Влияние рыночных факторов на выбор профессии: на примере г. Набережные Челны: дис. ... канд. эконом. наук. М., 2005; Еременко Т. Информационные ресурсы нового типа как фактор влияния на качество образования // Alma mater. 2002. № З. С. 8-12.
4. Научно-педагогические предпосылки перспектив эволюции непрерывного образования в России, Великобритании и СИГЛ. URL: http:// www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/48158/
5. Михальченко Е. В. Информационно-технологические предпосылки образовательного процесса: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2004.
6. Ханафина Э. М. Образовательные маршруты в системе непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2004.
7. Закон об образовании. URL: http://www.rus-sianenic.ru/rf/hed.html
8. Лихолетов В. В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2002.
9. Горбунова Т. В. Педагогические условия совершенствования подготовки будущих социальных педагогов к профессионально-творческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2005.
10. Кашина Е. Г. Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий: дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2004.
ye. n. gusarova. modern professional pedagogical education in Russia
The author of the article characterizes a number of problems and contradictions that are peculiar to the domestic high school in the beginning of the XXI century. The author also points out that they can be overcome using individual and creative approach and basing on the principles of continuity and democratization.
Key words: educational environment, professional education, informatization of educational process.
А. А. ПОДЛЕСНОВ
мотивационный компонент профессиональной направленности личности аспиранта как субъекта профессионализации
Приведены результаты исследования места мотивационного компонента в структуре профессиональной направленности и его роли в процессе профессионализации личности аспиранта с позиций субъектно-деятельностной методологии.
Ключевые слова: профессиональная направленность личности, субъектно-деятельностный подход, мотивационный компонент.
Повысить качество подготовки научно-педагогических кадров - одна из ключевых задач современного образования, требующая исследовать механизмы профессионализации аспиранта - ста-
новления личности будущего преподавателя и ученого. В данном контексте продуктивным представляется применение субъектно-деятельностной методологии.
Понимание деятельности как динамической, саморазвивающейся иерархической системы взаимодействий человека с миром (порождение психического образа, реализация и преобразование опосредованных им отношений) [1] не только открывает широкие возможности для абстрактноаналитического подхода к теоретическому моделированию и конкретно-научному анализу личностных проявлений субъекта деятельности, но и позволяет продуктивно осуществлять их конкретно-научный анализ.
В своем исследовании мы ориентировались на понимание сущности субъектного воплощения личности в профессиональной деятельности, сформулированное К. А. Абульхановой, подчеркнувшей противоречия между мотивами, целями, потенциалом личности и предъявляемыми к ней требованиями. Разрешение противоречий происходит при реализации возможностей человека в соответствии с объективными условиями профессиональной деятельности (социальными, техническими и т. д.). Таким образом, субъект интегрирует в себе, с одной стороны, качества личности и ее способ осуществления деятельности, с другой - требования деятельности к личности [2].
Активность в учебной и исследовательской работе зависит от сформированной устойчивой профессиональной направленности личности аспиранта. Теоретическая модель данного сложного, многомерного, многоуровневого, развивающегося явления строилась нами с применением элементов системно-структурного анализа на базе субъектно-деятельностной методологии (свойства субъекта выступают в качестве системных образований) и принципов целостности, открытости, иерархичности и динамичности системы.
Занимающий важное место в данной модели мотивационный компонент отражает совокупность потребностей субъекта - широкий круг актуальных желаний, влечений, стремлений разнообразной природы (прежде всего социальной), которые находятся в сложных функциональных, иерархических, динамических взаимосвязях и выступают чаще всего в форме непосредственных, ситуативных побудителей активности. Отличительная черта подобных психических образований - индивидуальность и вариативность.
Связующим звеном между субъектом профессионализации и профессиональной деятельностью на уровне потребностно-мотивационного блока выступает мотив как потребность, отраженная (опредмеченная) в исследовательской, учебной, а в перспективе - в педагогической работе.
Обычно каждый конкретный мотив исследовательской деятельности репрезентирует совокупность потребностей, а сама она носит полимотивированный характер: различают профессиональные, познавательные, широкие социальные мотивы, мотивы творческих достижений, личного престижа, мотивы социально-психологического плана [3]. Достаточно условно подразделяя их на внутренние / внешние, можно установить два типа внутренней мотивации: первый
связан с собственным желанием выполнять деятельность в силу интереса к ней, удовлетворенности от ее выполнения, второй - с добровольным выполнением деятельности, которая, однако, служит средством удовлетворения других потребностей. Внешняя, в свою очередь, представлена также двумя типами мотивов. В одном случае это стремление к достижениям, побуждаемое внешними требованиями, исходящими от других людей; в другом - от самого субъекта.
Мотивационный компонент выполняет побудительную (потребности субъекта как источники активности в учебной и исследовательской деятельности) и направляющую (мотивы как субъ-ект-объектные отношения в структуре профессиональной направленности личности) функции.
Формирование профессиональной направленности происходит на основе реализации актуальных для субъекта потребностей в профессиональной деятельности как оптимальном и наиболее доступном социально приемлемом способе их удовлетворения. Данный тезис подтвержден проведенным нами эмпирическим исследованием мотивационных тенденций личности аспирантов.
В психолого-педагогическом исследовании, осуществлявшемся в 2010-2011 годах среди аспирантов различных специальностей (респонденты -68 аспирантов 1-2-го года обучения), использовалась разработанная нами проективная методика. Респондентам была предложена анкета (17 пунктов), вопросы которой сформулированы в виде группы незаконченных предложений: «Я поступил в аспирантуру, потому что...», «Обучение в аспирантуре позволит мне...», «Кандидатская степень в настоящее время - это возможность.», «Получив ученую степень я.», «Защита диссертации позволит мне.» и др. Ответы, систематизированные методом контент-анализа (выделены основные мотивационные тенденции относительно обучения в аспирантуре, защиты кандидатской диссертации и будущей профессиональной деятельности) представлены в таблице «Основные мотивы профессионализации аспирантов» (см. с. 34).
В большинстве случаев выбор в пользу обучения в аспирантуре осуществляется с учетом возможностей реализации социальных, познавательных, личностных, утилитарных и других потребностей, группирующихся и трансформирующихся в мотивационные образования - связующее звено между субъектом и объектом профессионализации. Успешность учебно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, насколько она удовлетворяет актуальные потребности человека.
Профессиональную направленность мотивационного характера в этом смысле можно охарактеризовать как достаточно устойчивую и в то же время открытую для изменений. Мотивационный компонент может выступать базовым на всем протяжении периода профессионализации будущего преподавателя вуза или ученого. Но высока и вероятность смены специальности - в том случае, если значимые для субъекта потребности найдут более полное удовлетворение в сфере иной деятельности - не педагогического или исследовательского характера.
Основные мотивы профессионализации аспирантов
Группа мотивов Типичные ответы
Мотивы саморазвития и самореализации «Осознаю потребность саморазвития.», «Расширение своего восприятия, мировоззрения.», «Продолжить развиваться как личность.», «Развиваться как творческая личность.», «Стремлюсь к самоорганизации.»
Познавательные мотивы «Расширить свой кругозор.», «Развить свое мышление и знания.», «Хочу заниматься наукой.», «Поддержать имеющееся научное направление.», «Получить знания, которые не дают на студенческой скамье.», «Интересна исследовательская работа.»
Профессиональные мотивы «Повысить уровень квалификации.», «Заняться педагогической деятельностью.», «Работать преподавателем.», «Иметь возможность дальнейшего профессионального роста.», «Приобрести дополнительную квалификацию и стать преподавателем.», «Преподавать в вузе.»
Мотивы самоутверждения, повышения социального статуса «Стану на голову выше своих коллег по работе.», «Чувство гордости.», «Хочу доказать родным, что я что-то из себя представляю.», «Продвинуться по служебной лестнице.», «Буду чувствовать себя уверенной.», «Поднять свой профессиональный статус.», «Иметь статус кандидата наук.», «Повышение своего социального статуса.»
Утилитарные мотивы «Позволит не призываться в армию.», «Хочу сохранить рабочее место.», «Возможность повышения заработной платы.»
Иные (маргинальные) мотивы «Была такая возможность.», «Привык к университету.», «Убить свое время.»
Мы считаем оптимальным для аспиранта постепенное преобразование характера его профессиональной направленности из потребностно-мо-тивационного в ценностно-смысловой. Подобную динамику задает потенциальная смыслообразующая функция мотивационного компонента [4]. Обучение в аспирантуре становится способом актуализации таких ценностей, как саморазвитие и самоосуществление, социальная помощь, межличностные взаимоотношения, творческое начало. Разработка педагогических технологий подобной трансформации представляется нам актуальной психолого-педагогической задачей
современного профессионального образования.
Литература
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001. С. 113.
2. Психология индивидуального и группового субъекта. М., 2002. С. 39, 45.
3. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов: учеб. пособие. М., 1994. С. 27.
4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. С. 114.
a. a. podlesnov. motivational component of the professional orientation of a graduate student's personality
The results of the research of the position of motivational component in the structure of professional orientation and its role in the course of professionalization of the identity of the graduate student from positions of subject and activity methodology are represented in the article.
Key words: professional orientation of a personality, subject and activity approach, motivational component.
Е. А. ЩУРОВ
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В САМОРАЗВИТИИ КУРСАНТОВ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗАХ МВД РОССИИ
Рассматривая основные аспекты проблемы саморазвития курсантов, автор характеризует основные компоненты образовательного процесса в условиях высшей школы МВД России.
Ключевые слова: образовательная система, саморазвитие, самореализация, самосознание.
В педагогической науке понятия учебно-вос- и обычно употребляются в качестве синонимов.
питательная система, педагогическая система и Однако такое отождествление, на наш взгляд, необразовательная система не дифференцируются допустимо: термины имеют разное смысловое на-