Научная статья на тему 'Современное понимание развития юридической ответственности государственных служащих в российском праве'

Современное понимание развития юридической ответственности государственных служащих в российском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
640
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНСТИТУТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисняк Андрей Николаевич

В статье автор проводит анализ вопросов необходимости развития института юридической ответственности государственных служащих. Автором определяется, что развитие данного института приведет к действительному повышению эффективности деятельности государственных служащих. В статье всесторонне анализируются проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации, определяются задачи по их разрешению и перспективы дальнейшего развития системы государственной службы России в целях повышения эффективности и результативности деятельности государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное понимание развития юридической ответственности государственных служащих в российском праве»

УДК 340, 342.951

Лисняк Андрей Николаевич

аспирант юридического факультета им. М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, старший юрист. Адвокатское бюро города Москва «Сухарев и Партнеры» and.lisnyak@yandex.ru

Современное понимание

РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Andrey N. Lisnyak

graduate student of law department of M.M. Speransky Rossiyskoy academies of national economy and public service at the President Russian Federation, senior lawyer of Lawyer bureau city of Moscow «Sukharev and Partners» and.lisnyak@yandex.ru

Modern understanding of

THE DEVELOPMENT OF PUBLIC SERVANTS LEGAL RESPONSIBILITY IN THE RUSSIAN LAW

Аннотация. В статье автор проводит анализ вопросов необходимости развития института юридической ответственности государственных служащих. Автором определяется, что развитие данного института приведет к действительному повышению эффективности деятельности государственных служащих. В статье всесторонне анализируются проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации, определяются задачи по их разрешению и перспективы дальнейшего развития системы государственной службы России в целях повышения эффективности и результативности деятельности государственных служащих.

Ключевые слова: государственный служащий, государственная служба, юридическая ответственность, институт юридической ответственности, повышение эффективности государственных служащих.

Annotation. In this article the author analyzes the need for the development of the institution of legal responsibility of public servants. The author has determined that the development of this institution will lead to the actual increase in efficiency of public servants activities. The article comprehensively analyzes the problems of reforming the state service of the Russian Federation, defines the tasks for their solution and the prospects for further development of the system of state service of Russia in order to improve the efficiency and effectiveness of public servants.

Keywords: public servant, public service, the legal responsibility of public servants, the institution of legal responsibility, increasing the efficiency of public servants.

Из истории последних 15 лет Государства Российского отчетливо видна направленность на трансформацию политических процессов, в частности, это выражается в немалом внимании, уделенном административной реформе со стороны руководства страны. Одним из приоритетных направлений указанной реформы являлось и является качественное преобразование государственной службы в свете необходимости ее четкого правового регулирования.

Представляется, что важные вопросы, относящиеся к проблемам развития института юридической ответственности государственных служащих, получили должное осмысление в научных трудах российских ученых, однако научные взгляды должны меняться в зависимости от объективной реальности современной России. За последние годы попытки законодателей и ученых в области изменения института государ-

ственной службы лишь в некоторой степени затронули вопросы модернизации юридической ответственности государственных служащих, направленные на действительное повышение эффективности государственных служащих.

На сегодняшний день в России осуществляется широкомасштабное реформирование государственности, которое проявляется в различных общественных отношениях, при этом особое внимание приковано к изменениям в сфере организации эффективного государственного аппарата, равно как и формированию системы государственной службы, отвечающей высоким требованиям соблюдения всех предписаний правовых актов при исполнении функций государственного управления.

В свою очередь, В. В. Путин и Д.А. Медведев не перестают указывать на недостаточную эффек-

154

тивность работы государственного аппарата и определяют вектор развития реформирования российской государственности в пользу устранения этих недостатков. Так, еще в 2005 году в своем послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путин, говоря о первостепенных задачах, отмечал, что «задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению» [5]. В 2013 году, выступая с очередным Посланием к Федеральному Собранию РФ, В.В. Путин фокусировал особое внимание на проблемах коррупции и на изъянах государственных институтов, необходимости их совершенствования и выработки ответственности всех уровней власти без исключения [6].

Воля политической элиты, обращенная на существенные изменения государственной службы, находит свое отражение, в частности, в Концепции и в федеральных программах реформирования системы государственной службы [8; 9], а также в законодательстве, появившимся в период современной российской государственности [1; 2]. В тексте данных документов можно проследить четкую тенденцию: в процессе модернизации системы государственной службы необходимо устранить существенные недостатки, препятствующие эффективной деятельности государственного аппарата. В них, в частности, говорится о таких проблемах, как отдаленность государственных служащих от народа; о масштабном разрастании коррупции на всех уровнях власти; различного рода массовым злоупотреблениям должностным положением и других.

Если обратить взор на историю современной России, то видятся постоянные попытки развития системы поощрений государственных служащих, чтобы вызвать у последних заинтересованность в сохранении своего статуса и линии добросовестного служебного поведения, Очевидно, что, не развивая такую систему, возникает риск неразвитости представлений государственных служащих о корпоративной чести в бюрократизированной системе.

В целях правового развития института юридической ответственности государственных служащих необходимо демонстрировать выявленные масштабы всякого рода нарушений в данной сфере, а также пристально следить за изменяющейся статистикой в этом направлении. Видится, что первопричиной латентного характера правонарушений государственных служащих являются определенные субъективные факторы, в частности, сокрытие непосредственными руководителями фактов правонарушений и нежелание оглашать информацию о выявленных злоупотреблениях.

Из анализа некоторых научных работ следует, что на российских государственных служащих распространяются следующие виды юридической ответственности: материальная; дисциплинарная; ад-

министративная; гражданско-правовая; уголовная. При этом, привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности является наиболее частым явлением. Осуществлению глубоких научных исследований института юридической ответственности государственных служащих препятствует отсутствие должной открытости государственной службы, излишнее информационное ограничение. Вместе с тем, очевидна потребность теоретического осмысления и исследования прикладных аспектов института юридической ответственности государственной службы с учетом специфики. Закономерна взаимосвязь и взаимообусловленность между институтом юридической ответственности и эффективностью государственных служащих.

Представляется возможным сформулировать ряд целей, являющихся наиболее актуальными и существенными в контексте ответственности в системе государственной службы: обеспечение функционирования правовых инструментов охраны законных интересов и прав граждан от противоправных действий; разработка мер по предупреждению совершения новых правонарушений; постоянное совершение действий, направленных на общественное признание престижа государственных служащих и обеспечение должного уровня доверия по отношению к ним.

На одном уровне с целями юридической ответственности государственных служащих возникает связь и с ее стратегическими функциями: воспитательной; правовосстанавливающей; штрафной.

Фактическое действие указанных функций находит свое отражение в показателях работы институтов системы государственной службы, нуждающихся в совершенствовании. Нормативные акты [3; 4], определяющие показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти, представляется необходимым дополнить некоторыми положениями, в частности, о возможности применения юридической ответственности. Нерешенным остается вопрос и о внедрении предложения правоведов о принятии правового акта об основах антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов [7, с. 24].

Правовым решением многих проблем эффективности института ответственности государственных служащих должно являться не только принятие различного рода кодексов служебного поведения, содержащих в себе некие общие принципы, но и применение мер ответственности за каждый факт неправомерного поведения, для этого необходимо осуществить разработку нормативных правовых актов, обеспечивающих полное процессуальное регулирование юридической ответственности.

Таким образом, несмотря на реформирование системы государственной службы, в отношении института юридической ответственности государственных служащих не осуществлены необходимые преобразования, придающие ему действительную эффективность.

155

Литература:

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ. СЗ РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.

2. О системе государственной службы Российской Федерации: ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ. СЗ РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2063.

3. Об оценке эффективности деятельности ор-

ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от

28.06.2007 г. СЗ РФ, 2007, № 27. Ст. 3256.

4. Об утверждении Положения о разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006-2008 год: Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 г. СЗ РФ, 2005, № 19, Ст. 1810.

5. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. URL: http://www.rg.ru/2005/04/25/poslanie-text. html

6. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2013. URL: http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html

7. Тихомиров Ю.А. Административная реформа в Орловской области: исследование правовых проблем / Ю.А. Тихомиров, Д.Б. Горохов. // Журнал российского права. 2007. № 4. С. 9-28.

8. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»: Указ Президента РФ от 19. 11. 2002 N 1336. СЗ РФ, 25.11.2002, N 47, ст. 4664.

9. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261. СЗ РФ, 16.03.2009, N 11, ст. 1277.

Literature:

1. About the public civil service of the Russian Federation: Federal Law of 27.07.2004 No. 79-FZ. SZ Russian Federation, 02.08.2004, N 31, Art. 3215.

2. About system of public service of the Russian Federation: Federal Law of 27.05.2003 No. 58-FZ. SZ Russian Federation, 02.06.2003, N 22, Art. 2063.

3. About an assessment of efficiency of activity of executive authorities of subjects of the Russian Federation: Decree of the Russian President of 28.06.2007 of SZ Russian Federation, 2007, № 27. Art. 3256.

4. About the adoption of Provision on development of the summary report on results and the main activities of the Government of the Russian Federation for 2006-2008: The resolution of the Government of the Russian Federation of 27.04.2005 SZ Russian Federation, 2005, № 19, St. 1810.

5. Message of the President to Federal Assembly of Russia // Russian newspaper. 2005. URL: http:// www. rg. ru/2005/04/25/poslanie-text. html

6. Message of the President to Federal Assembly of Russia // Russian newspaper. 2013. URL: http:// www. rg. ru/2013/12/12/poslanie. html

7. Tikhomirov Yu.A. Must be Peas. Administrative reform in the Oryol region: research of legal problems / Yu.A. Tikhomirov, D.B. Gorokhov // Magazine of Russian law. 2007. № 4. Page 9-28.

8. Federal program «Reforming of Public Service of the Russian Federation (2003-2005)»: Decree of the Russian President of 19.11.2002 N 1336. SZ Russian Federation, 25.11.2002, N 47, Art. 4664.

9. Federal program «Reforming of Public Service of the Russian Federation (2009-2013)»: Decree of the Russian President of 10.03.2009 N 261. SZ Russian Federation, 16.03.2009, N 11, Art. 1277.

156

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.