ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
уДк 378.1
современное общество и качество высшего образования: методологический аспект
Е.Р. Борисова
Проанализирована роль современного профессионального образования. Определена функция образования в качестве трансляции и интерпретации профессии как социального вида деятельности. Рассмотрены данные социального неравенства в экономической и внеэкономической сферах. Изучены проблемы недостаточного качества образовательных услуг и предложены меры по совершенствованию образовательной системы.
Ключевые слова: общество; качество; образование; абитуриент; обучаемые; национальная система образования; знание.
E.R. Borisova. MODERN SOCIETY AND THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION: METHODOLOGICAL ASPECTS
The role of modern professional education. Defined the function of education as a translation and interpretation of the profession as a social activity. We consider the data of social inequality in economic and non-economic spheres. Studied the problem of inadequate educational services and propose measures to improve the educational system.
Keywords: society; the quality; education; applicant; students; national system of education; knowledge.
Задача повышения эффективности производства и накопления человеческого капитала в модернизирующихся обществах обусловила резкое повышение интереса к разработке новой образовательной политики. Профессиональное образование, соответствующее потребностям современного ему общества, выполняет ряд важных социальных функций - способствует социализации и профессионализации личности, формированию ее социальной идентичности, является институтом социальной защиты и социального воспитания. В то же время некачественное профессиональное образование может привести к распространению негативных социальных явлений, таких как профессиональный маргинализм, неадекватная социализация и пр.
Основой преобразований выступают требования современного общества к качеству подготовки специалистов для различных сфер социальной деятельности. Несмотря на то, что
реформы в сфере профессионального образования в России в последние двадцать лет носят перманентный характер, качество подготовки выпускников профессиональных учебных заведений все еще не соответствует уровню развития современных технологий. В то же время именно качество профессионального образования, которое рассматривается сегодня как часть экономического потенциала общества, призвано способствовать его социально-экономическому и культурному развитию. В рамках принятого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 трансформации подвергаются как его структура, так и содержание [1]. При этом главной целью провозглашается приведение отечественной образовательной системы в соответствие с мировыми стандартами качества образования.
Прежде всего, данная тенденция затронула систему высшего профессионального
96
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №1(11)
образования, которое реорганизуется сегодня на основе включения нашей страны в Болон-ский процесс. С точки зрения охвата населения образованием разных уровней, Россия занимает одно из ведущих мест в мире: доля россиян с образованием не ниже среднего специального составляет порядка 55%, что в два раза превышает средние показатели по странам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) [2].
Одной из актуальнейших проблем модернизации российского общества становится в этих условиях проблема доступности образования для граждан страны и преодоления существующих в этой области социальных неравенств. Ведь социальные неравенства в современной России исключительно глубоки, присутствуют практически во всех сферах жизни общества и сами по себе являются серьезным препятствием на пути модернизации.
Как следует из данных Росстата, по итогам 2011 г разница между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян составила 16,3 раза против 16,5 раза в 2010 г. В 2009 г. этот показатель составил 16,3 против 16,7 раза. В предкризисные годы разрыв между богатыми и бедными стабильно увеличивался. Согласно данным Росстата, с 2003 г. этот показатель вырос с 14,5 раза до 16,8 раза в 2007-2008 гг. При этом при снижении разницы доходов сама по себе бедность в России растет. Если в 2010 г. 12,6% населения жили за чертой бедности, то по итогам 2011 г. уровень бедности увеличился до 13% всего населения [5].
Проявляются социальные неравенства и во внеэкономической сфере - в качестве жизни россиян, социально-психологическом состоянии, доступности стратегий адаптации и улучшения своего положения, восприятия жизни в целом.
К разряду важнейших факторов, опосредующих типичные для современной России социальные неравенства, относятся не только проживание в разных типах поселений, возрастная дискриминация или уровень дохода, но и различия в уровне образования, в значительной мере утратившего присущие ему функции «социального лифта» и превратившегося в инструмент консервации барьеров между различными социальными и культурными группами. Таким образом, неравенства в доступности образования тем более важны, что сами генерируют новые виды неравенств. Это еще раз подчеркивает значимость данной проблематики для успешного решения задачи модернизации российского общества.
Образовательные неравенства в модерни-
зированных обществах обычно проявляются в виде ограничения (а иногда и принципиальной невозможности) доступа к качественному образованию. Увеличение объема платных услуг и рост числа учебных заведений, предоставляющих услуги на коммерческой основе, выводят за рамки соревнования представителей малообеспеченных и низкодоходных семей. Еще более очевидно неравенство в доступе к высшему профессиональному образованию, которое воспринимается как основная форма человеческого капитала. Действительно, это своего рода гарантия сохранения достигнутого социального статуса или его повышения, действенный механизм вертикальной мобильности. Последнее десятилетие ознаменовалось в России устойчивым ростом относительной численности студентов, и к настоящему моменту этот показатель, похоже, уже достиг своего максимального значения. Конечно, это можно расценивать как свидетельство увеличения доступности высшей ступени национальной образовательной системы. Вместе с тем, фиксируемый прирост явился результатом не столько государственных, сколько индивидуальных инвестиций населения в образование: так, если в начале 2000-х гг. менее половины вновь принятых в российские вузы студентов оплачивали свое обучение самостоятельно, то в настоящее время - двое из трех. Естественно, что, повышая доступность высшего образования для обеспеченных, принцип платности снижает ее для бедных и нуждающихся, представителей неполных семей, детей менее образованных и не имеющих высокого социального статуса родителей, ибо в условиях хронической недостаточности ресурсов вузы вынуждены предпочитать студента, не наделенного способностями, но готового оплачивать свое обучение. Причем речь идет как о фактической доступности высшего качественного образования (в отличие от образования, зачастую неспособного дать его обладателям даже минимально необходимого для профессиональной деятельности набора компетенций), так и о неравенстве намерений. Значительная (45% лиц в возрасте 15-35 лет) часть россиян убеждена в том, что для них недоступно не высшее образование как таковое, а хорошее высшее образование [3].
Еще одна особенность образовательных неравенств связана с отсроченным во времени проявлением результатов полученного образования. Эти неравенства можно назвать латентными. Речь идет о возможностях использования тех преимуществ, которые возникают или должны возникать у человека на определенном этапе развития его человеческого капитала,
при достижении им того или иного образовательного уровня. Чем выше уровень имеющегося образования, тем выше реальные инвестиции в образование: люди более высокого статуса с большей интенсивностью обращаются к дополнительной подготовке. В контексте российской модернизации наблюдаются признаки того, что асимметричность образования по оси «доступность - качество» в последние годы усиливается. Это выражается, прежде всего, в возрастающем интересе к доступности качественного образования (в том числе и к образованию за рубежом).
Специфика российского социума такова, что наличие диплома, удостоверяющего факт получения того или иного уровня образования, не становится гарантом нахождения интересной работы, успешного трудоустройства, высоких доходов и общего повышения качества жизни. Многие исследования говорят о том, что при прочих равных условиях незащищенность и малообеспеченность концентрируются сегодня не столько в малообразованных слоях, сколько в дотационных регионах с узким и депрессивным рынком труда, вынуждающим соглашаться на ту работу и зарплату, которую предлагают, где развитый человеческий капитал (даже в том случае, если он есть) не востребован пока в массовом масштабе.
Важной проблемой следует считать и недостаточное качество образовательных услуг. В условиях становления новых парадигмаль-ных оснований профессионального образования кардинально изменилось представление о критериях оценки его качества. Вместо оценки знаний, умений и навыков выпускников профессиональных учебных заведений сегодня оценивают успешность овладения личностью ключевыми и профессиональными компетенциями.
Социологи, политологи, общество в целом отмечают, что на фоне увеличения количества абитуриентов, стремящихся поступить в вузы, происходит широкомасштабное снижение качества обучения. Причем не только по массовым гуманитарным, но и по некоторым инженерно-техническим, сельскохозяйственным и медицинским специальностям, что является негативным фактором модернизации экономики. При этом качество образования не устраивает зачастую и работодателей, и самих выпускников учебных заведений. Так, около трети работодателей оценивают качество образования, полученного их молодыми сотрудниками, негативно, вне зависимости от того, диплом какого вуза имеется. Другая треть считает, что с точки зрения карьеры образование
особого значения не имеет. Все дело, полагают они, в личных характеристиках человека, связанных, например, с его способностью обучаться, осваивать новые знания и приобретать трудовые навыки, а не в дипломе. Некоторые работодатели вообще стараются набирать специалистов откуда угодно, только не из вузов собственного региона, и постоянно твердят о дефиците молодых специалистов, которые ограничены в своих профессиональных и социально-психологических компетенциях [4].
Косвенным, но весьма красноречивым показателем качества образования является вектор воздействия полученного образования на величину заработков. Как правило, более высокое и качественное образование обеспечивает его обладателю более высокую заработную плату. Однако российская специфика вносит здесь свои коррективы. Высшие учебные заведения и отечественный рынок еще недостаточно эффективно взаимодействуют. Дело в том, что последние десять лет система образования развивалась неадекватно потребностям экономики не только по качеству, но и по структуре подготовки специалистов. Как следствие - постоянно увеличивающийся разрыв между тем, кем люди хотят быть; тем, кто, по прогнозам государственных органов, нужен экономике; и теми, кто в итоге оказывается на рынке труда. Такая ситуация складывается по причине того, что система образования ориентируется на воспроизводство самой себя и лишь частично - на спрос со стороны потребителей ее услуг, т. е. обучаемых. Плохо отлаженный механизм информирования о специфике спроса на труд приводит к тому, что люди выбирают профессии порой интуитивно, исходя из соображений популярности. Стремясь поступить на престижные факультеты и кафедры престижных вузов или просто получить диплом о высшем образовании, молодые люди не задумываются, нужно ли будет в их работе образование этого уровня как таковое. В какой-то мере виновниками происходящего можно считать и отечественных работодателей, убежденных в том, что диплом есть только показатель общей культуры.
Таким образом, национальная система образования недостаточно эффективна, функционирует в условиях отсутствия связей с потребностями общества. Дисбаланс между профессиональным выбором человека и возможностями его реализации затрудняет процессы формирования стабильных и устойчивых профессиональных групп, а в конечном счете ведет к социальной нестабильности.
Профессиональное образование выполня-
98
Вестник Российского университета кооперации. 2013. №1(11)
ет в обществе важнейшую функцию трансляции и интерпретации профессии как социального вида деятельности, способствуя ее актуализации в новых исторических условиях. Данная актуализация возможна в контексте реализации системной связи образовательных учреждений и работодателей с опорой на положения теории социального партнерства.
список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // URL: httpV/минобрнауки.рф.
2. Константиновский Д.Л., Вознесенская
Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образовательные и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 гг. М.: ФГНУ ЦСИ, 2011.
3. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной палаты РФ / ред. Е.И. Ясин, Я.И. Кузьминов. 2008 // URL: http://www.hse. ru/ temp/2007/files/20071220_report.pdf
4. Покровский Н.Е. Храм науки или оптовый рынок знаний? // Философские и социальные науки в университете. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
5. Социальное положение и уровень жизни населения России 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011. 527 с.
БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor of Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 378.046.4
совершенствование методических подходов к организации повышения квалификации в условиях функционирования информационной
системы вуза
с.Е. Водяная
Рассмотрены программы повышения квалификации сотрудников организаций и учреждений, изучены формы организации повышения педагогической квалификации. На примере Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации предложены модели повышения квалификации персонала в условиях функционирования информационной системы вуза.
Ключевые слова: квалификация; информация; информационная среда; инновационный вуз; коммуникационные технологии; сетевые сообщества; дистанционный курс.
S.E. Vodyanaya. IMPROVEMENT OF THE METHODOLOGICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION TRAINING IN A SCHOOL OF THE INFORMATION SYSTEM
Consider a program of staff development organizations and agencies, to study the forms of organization improve teaching skills. On the example of the Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation Models of staff development in the information system of the university.
Keywords: classification; information; information environment; an innovative university; communication technology; online communities; distance course.
Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на современном этапе информатизации общества требует дальнейшего совершенствования подготовки спе-
циалистов к использованию новых технологий в своей профессиональной деятельности. Одно из важнейших направлений информатизации общества - информатизация образования -