Научная статья на тему 'Современное образование и инновационное развитие России'

Современное образование и инновационное развитие России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ / УПРАВЛЯЕМОЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ И НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Костина Регина Гусейновна

В стратегические цели современного образования входят: преодоление духовного кризиса российского общества, формирование субъекта инноваций, то есть человека с инновационными качествами, инновационным мышлением с такими личностными качествами, как гражданская ответственность, правовое самосознание, российская национальная идентичность, самостоятельность, уважительное отношение к природе; переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Костина Регина Гусейновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное образование и инновационное развитие России»

УДК 37.014(470+571)

З-47

К723

Зейналов Гусейн Гардаш оглы

доктор философских наук, профессор кафедры философии

Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева тел.: (8342) 33-92-77

Костина Регина Гусейновна

аспирантка кафедры философии

Мордовского государственного педагогического института

им. М.Е. Евсевьева

ZGGO@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ [1]

Аннотация:

В стратегические цели современного образования входят: преодоление духовного кризиса российского общества, формирование субъекта инноваций, то есть человека с инновационными качествами, инновационным мышлением с такими личностными качествами, как гражданская ответственность, правовое самосознание, российская национальная идентичность, самостоятельность, уважительное отношение к природе; переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета образования.

Ключевые слова: инновационное развитие России, управляемое опережающее и непрерывное образование, экологическое образование, инновационное мышление.

Модернизация и дальнейшее развитие России предполагает: первое, преодоление отставания от ведущих стран, второе и определяющее, необходимость инноваций во всех сферах жизни общества. Данную задачу сформулировал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию от 5.11.2008: «Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех «И» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации... Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни» [2]. Инновации для нашей страны выступают основной формой превращения теоретических знаний в материальное благосостояние и составляют ключевой элемент характеристики развития и основной показатель конкурентоспособности предприятия, региона, страны в целом.

Как свидетельствуют социологические исследования, экономический рост развитых стран за последние десятилетия во многом определяется инновациями в ведущих отраслях. В России все попытки перехода на инновационный путь развития не во всех направлениях увенчались успехом в связи отсутствием субъекта инноваций, то есть человека с инновационными качествами, инновационным мышлением. Итак, формирование такого человека становится залогом успеха для дальнейшего развития страны.

Важным, но не единственным инструментом для инновационного развития и формирования человека с новыми инновационными качествами может служить образование. Образование представляет собой ту силу, которая в большей степени, чем какая-либо иная, формирует будущее. Мы согласны с мнением Б.С. Гершунского, что именно «...образование в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества. Только образованию посильна поистине историческая роль... в возрождении и непрерывном обогащении высших нравственных идеалов и жизненных приоритетов человека» [3, с. 15].

Человек образовывается в рамках определенной культурной, искусственно созданной среды. Следовательно, человек как продукт культуры тоже искусственное явление. Современная культура все более ориентирована на самого человека, на развитие его интеллекта, его инновационно-творческих способностей и культуры мышления. В связи с этим современное образование уже не слепо следует за развитием техники и человеческих потребностей, а обго-

няет их, становится ведущей силой прогресса материального и духовного производства. Оно формируется как целостный интегральный организм, оказывающий стимулирующее воздействие на общественное производство. В этом контексте образование превращается из транслятора знания в его производителя.

В стратегические цели современного образования входят: преодоление духовного кризиса российского общества; создание инновационной экономики; формирование гражданской ответственности, правового самосознания, российской национальной идентичности, самостоятельности, межнациональной толерантности, уважительного отношения к природе; возрождение духовности, высокой нравственности и ценностей этнокультуры; переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании.

Понятие «образование» происходит от слов образовать, образовывать, создавать, формировать. Образ человека, которого необходимо образовать в рамках системы образования, предлагается обществом. Наш современник не только должен отвечать требованиям глобализации, виртуализации и экологизации. Историческая эпоха свидетельствует, что в сознании гражданина России должны формироваться такие человеческие качества, как креативность и инновационность мышления, честность и порядочность, творческая самостоятельность и рациональная деятельности, гражданская ответственность и правовая грамотность, межнациональная толерантность и национальная идентичность.

Российское общество, в первую очередь, старшее поколение, в области компьютерных технологий и экологии практически безграмотно. В задачи образования входит новое просвещение взрослого населения или переподготовка взрослого населения в области информационнокоммуникационных технологий и экологических знаний, формирование человека с инновационным мышлением. Как отмечает Е.Г. Осовский: «.по мере осуществления всеобщей грамотности, развития школьного образования, национальной журналистики и книгоиздания, науки и просвещения просветительство как бы растворяется в них, исчерпывает себя. Однако это не так, яркие представители народа оказывают свое воздействие на его духовную жизнь» [4, ч. 1, с. 5]. Новое просвещение предполагает существенное изменение всех звеньев системы образования, где в роли просветителей могут выступить вчерашние ученики, носители новых необходимых знаний для общества.

Современное постиндустриальное общество все больше имеет дело с информацией. Не материальное благо, а информация становится основной ценностью. С этим связана проблема переосмысления роли научного и рационального знания, а также информации в рамках современной культуры. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию от 5.11.2008 отмечает: «Наш приоритет - это производство, (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве» [5]. В задачи образования входит формирование у современного человека способности самостоятельно находить необходимую информацию, использовать ее для принятия решения, достижения социально-экономической, социальной или иной цели.

Образование XXI в. должно образовать носителя передовых научных знаний, способного классифицировать и переклассифицировать информацию, оценивать ее, рассматривать проблему с новой позиции, постоянно самосовершенствоваться.

Современное образование должно прививать человеку агонистические качества. А.И. Зайцев, анализируя жизнь древнегреческой цивилизации, приходит к такому мнению, что интеллектуальная деятельность заимствует дух агона, спортивного состязания, а среди определенный части населения «.складывается убеждение в том, что познание истины само по себе и может быть главным смыслом существования человека» [6, с. 144]. Такими же качествами должен обладать и современный человек. Причина всему состоит в том, что в рамках современной культуры происходит нарастающая профессионализация и институционализация науки. Еще А. Швейцер предупреждал, что «.специализация и организация труда еще недостаточно отрицательно сказывается на психике современного человека там, где они неизбежны, их стремятся внедрять и там, где без них вполне можно обойтись» [7, с. 51].

Итогом данного феномена становится кризис прежнего вида легитимации знания и замена аппеляции к благу с аппеляцией к финансовой эффективности. То есть финансовая эффективность становится основным показателем деятельности в рамках современной культуры. Современные ученые вынуждены все больше сил и времени тратить на создание и презентацию образа, необходимого для успеха в конкурсах на получение грантов, стипендий для обучения за границей, заказов и на всякие услуги и т.п. В данном случае расцветают социальные технологии адекватные симуляции компетентности ученого. Этот ученый должен быть в постоянных поисках исследовательских фондов, грантов, которые смогут финансировать его консультирование, конференции, академические обмены, перманентное образование. Это не свидетельст-

во об упадке академической науки и этики. Высокая «плотность» научного сообщества рождает огромное количество идей, что не дает возможности, что бы их досконально изучить и апробировать. Наиболее эффективным становится презентация образа идеи или теории. В таком случае, образование не только должно давать человеку в процессе обучения академические знания, но и научить его презентовать свои идеи, теории, сформированные на основе найденной информации, продвигать их, быть готовым к их непринятии научным сообществом и к поиску новой информации, выработке новых идей.

Принципиальный недостаток классического образования, который господствует в наши дни, - формирование не целостного, а конкурентоспособного работника. «В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди», - пишет А. Швейцер [8, с. 49]. Основная функция этой личности не столько в приобщении к культуре, ценностям, сколько к знаниям, информации, необходимой в профессиональной деятельности. Наша давно сложившаяся система образования все хуже помогает формирующейся личности войти в современное общество, хуже готовит ее к межчеловеческим взаимоотношениям, к выполнению обязанностям гражданина, к участию в производственном процессе, к самообразованию, к семейной жизни и способности воспитывать собственных детей.

Инновационное развитие страны ориентирует систему образования на формирование целостной личности, воспитанной на основе современной мировой и национальной культуры. Понятно, что модель образования XXI в. при решении задач инновационного развития страны должна претерпеть кардинальную трансформацию и ориентироваться не на воспроизводство прошлого, а на производство будущего. Современная система образования оказалась не в состоянии удовлетворить всевозрастающий спрос общества на образование, которое стало консервативным механизмом воспроизводства старых ценностей, не способным эффективно содействовать становлению культуры инновационного развития. «В сложившихся условиях как никогда надо действовать на опережение» [9]. Смысл опережающего образования сводится к тому, что бы в сознании человека, преобразующего окружающую действительность, постоянно происходила оценка предполагаемых последствий своих действий. «Для этого необходимо существенное повышение как сознания каждого отдельного человека, так и совокупного интеллекта человечества» [10, а 118].

В таком случае образование превращается в непрерывный процесс. Концепция непрерывного образования как бы завершает прорыв во временных рамках индивидуального обучения между поколениями, обрекая человека на образование (и прежде всего на самообразование) в течение всей жизни. Опережающее образование является идеалом или рациональной конструкцией желаемого будущего, к которому может устремиться образовательный процесс.

Процесс трансформации будет проходить через приближение реальной системы образования к требуемому состоянию. Образование, с этой точки зрения, должно представлять собой динамично управляемую опережающую и непрерывную систему, которая предвидела бы и удовлетворяла потребности настоящих и будущих поколений, что и соответствует духу новой инновационной стратегии развития России.

Однако ситуация, сложившаяся в системе образования, свидетельствует о неготовности к этой работе. Образование выполняет социально-политические функции в формировании гражданина. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных и высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности по отношению к социальной и природной средам. Поэтому актуальным в России становится поиск методов активизации гражданской активности и расширения форм участия общественности в обсуждении и решении хозяйственных проектов, в политических и социальных процессах, в контроле за состоянием окружающей среды, в благоустройстве территорий.

В настоящее время идет интенсивный поиск модели образования, которая обеспечивала бы не только технологическое развитие, но и выживание человечества в XXI веке. Как отмечается в философско-педагогической литературе, таковым является экологически ориентированное инновационное образование на основе «...признания универсальных образовательных и воспитательных идеалов и ценностей при непременном сохранении и поддержке национальных особенностей и приоритетов...» [11, с. 25-26].

Мы согласны с мнением Н.М. Мамедова о том, что экологическое образование, в отличие от литературы и истории, помогающих усвоить ценности духовной культуры, естествознания, изучающего закономерности ее, необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека [12, а 27].

Если прежде образование развивалось как отдельная часть социального целого и выступало в качестве транслятора готовых знаний, то теперь оно начинает пронизывать все сферы жизни, так как превращается в производителя нового научного знания, информации, необходимых в материальном производстве, в политике и общественной деятельности, в управлении, в системе образования, здравоохранения, в судебной и другой практике.

Ссылки и примечания:

1. Статья издается при поддержке гранта РГНФ. Проект №09-03-23316а/В.

2. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию от 11.05.08. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type63381type82634_208749.shtml.

3. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.

4. Осовский Е.Г. У истоков Мордовского просветительства: А.Ф. Юртов, М.Е. Евсевьев // Мордовское просветительство: истоки, направления развития: в 2-х ч. Саранск, 1995.

5. Медведев Д.А. Указ. соч.

6. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VШ-V вв. до н.э. Л., 1985.

7. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

8. Там же.

9. Медведев Д.А. Указ. соч.

10. Зейналов Г.Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития. М., 1999.

11. Гершунский Б.С. Указ. соч.

12. Мамедов Д.А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.