Научная статья на тему 'Инновации как фактор рискогенности образования'

Инновации как фактор рискогенности образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РИСКИ / РИСКОГЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВО РИСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюкульмина О. И.

Рассмотрена проблема инновационных рисков в современном образовании. Исследуется влияние модернизационных процессов на образовательную систему, роль инноваций в становлении и развитии мировоззрения личности, ее социализации. Анализируется проблема инновационных рисков системе образования. Сделан вывод о том, что инновации в образовании становятся уникальным социальным механизмом, обеспечивающем перспективное направление ресурса социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS AS A FACTOR OF EDUCATION RISKOGENEOUSNESS

The problem of innovative risks in modern education is examined. The influence of modernizational processes on the educational system, the role of innovations in becoming and development of a person's outlook, and its socialization is investigated. The problem of innovative risks in the education system is analyzed. The conclusion is drawn, that innovations in the education process become a unique social mechanism, providing a perspective direction of the social development resource.

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор рискогенности образования»

УДК 378.0143:316.422

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР РИСКОГЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

О.И. Тюкульмина

Томский политехнический университет E-mail: allaphil@mail.ru

Рассмотрена проблема инновационных рисков в современном образовании. Исследуется влияние модернизационных процессов на образовательную систему, роль инноваций в становлении и развитии мировоззрения личности, ее социализации. Анализируется проблема инновационных рисков системе образования. Сделан вывод о том, что инновации в образовании становятся уникальным социальным механизмом, обеспечивающем перспективное направление ресурса социального развития.

Ключевые слова:

Образование, система образования, модернизация, инновации, инновационные процессы, инновационная деятельность, инновационная политика, риски, рискогенность, общество риска.

Современный этап развития мировой цивилизации характеризуется глобальными по своем масштабу и революционными по способу осуществления переменами, вызываемыми кризисными процессами ломки основ традиционного общества и перехода к обществу современного типа. Процессы модернизации, определяющие тенденции развития современного общества, связанные зачастую с проведением непопулярных радикальных реформ, всецело затронули систему образования [1]. Одной из главных задач современного образования становится трансляция культурных ценностей. Образование все чаще начинает выступать как возможность освоения человеком культуры, позволяющая проводить его преемственную социализацию. В системе образования происходит не только адаптация человека к жизни, но протекает реальная уникальная жизнь отдельного человека. Благодаря социализации осуществляется формирование личности, ассимиляция мировоззренческих и культурных норм и ценностей, следовательно, и усвоение того «целостного образа человеческого мира, который формирует своеобразную матрицу для развертывания разнообразных конкретных образцов деятельности» [2. С. 12].

Модернизационные процессы, осуществляющиеся как в зарубежной, так в российской системе образования, способствуют формированию новой идеологии и методологии инновационного образования, в которой инновации рассматриваются как движущая сила развития. Анализу качества инновационных процессов и прогнозированию их дальнейших изменений будет способствовать получение знания о закономерностях и развитии инноваций, их связей с традициями прошлого и будущего. Главной функцией системы образования всегда считались образование и воспитание личности, потому основной ее задачей является проведение согласованной политики в области образования, заключающуюся в осуществлении инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент должен обеспечить в различных областях деятельности высокую организацию и функционирование образовательного процесса. Реализации этой идеи может способ-

ствовать создание профессиональной педагогической деятельности, обеспеченной разветвлённой структурой образовательных учреждений. «Превращение образования в особый вид практики общественного развития является кардинально новой постановкой вопроса о том, как должно быть организовано такое образование» [3. С. 36]. Представляется очевидной потребность в инновационных изменениях не только отдельных элементов образовательной системы, но и значимость изменений всего комплекса образовательной системы.

Процессы модернизации затронули не только жизнь общества, но и жизнь отдельного человека. Переходный период формирует в новых поколениях черты, являющиеся характерными для современной личности: принятие инноваций и стремление к изменениям; формирование лидерских качеств; разнообразие взглядов; повышение понятийной роли информации; стремление к рациональной экономии и планированию времени; обретение чувства собственного достоинства, самоуважения. Индивидуальная модернизация, или упрочение этих личностных черт в отдельном личностном типе является весьма сложным процессом, связанным с риском, с ломкой привычного и устаревшего. Изменение форм ментальности или смена доминирующего типа рациональности определяют рискогенность процесса личностной модернизации.

Классическая рациональность оперировала мышлением посредством тесно взаимосвязанных между собой понятий и суждений, поэтому рациональность всегда была тесно сопряжена со знанием, и знание в этом случае, обретало предельно формализованный характер. В условиях современной рациональности проблематичной становится сама способность к разумному мышлению, что вызывает критику основ культуры, поиск нового типа мышления, способствующего гуманизации человеческих отношений. Прослеживается синергетичность мысли в современной культуре и познании, которая движется непредвиденными маршрутами, сходясь в точках бифуркации, также обнаруживающих целый ряд вероятностей, что формирует принцип синерге-

тического подхода к проблеме образования. Решающее значение в логике новой рациональности приобретает случай, прецедент, создающий предвосхищение импульса новизны, важно необходимого для развертывания логико-рациональной цепи рассуждений. Способность вносить это новое в структуру своей деятельности, отказавшись от устаревших стандартов и стереотипов, и составляет новую доминанту современного типа мышления в познании. С одной стороны, такая ситуация требует определенных условий её внедрения и сохранения, а, с другой стороны, она является сопряженной с определенным риском. Способность видения не только типичных явлений и событий, но открытие особенного и индивидуального также является важным аспектом стиля нового мышления [4].

Инновация, являясь определенным вариантом социальной деятельности, имеет прямую взаимосвязь с прочими, что определяет ее многогранность, следовательно ее классификация вызывает проблематичность дифференциации выражения сущности личности. Ю. Турчанинова считает, что: «... инновационные устремления, не обеспеченные мировоззренчески и поведенчески, не только, как правило безрезультативны, но порой и просто опасны - они дискредитируют идеи...» [5. С. 312]. По ее мнению «гуманитарно-системная методология», несомненно бы, «... давала способ понимания происходящего в образовательных взаимодействиях и образовательных процессах, определяла основные направления их проектирования и организации, снимала тревожность и неадекватные ожидания в отношении их результатов, помогала ставить реалистичные, цели, предлагала систему понятий и представлений, в которых происходившее могло быть осмыслено, понято и описано» [5. С. 302].

Особенности инновационной деятельности заключаются в том, что ее границы позволяют анализировать соотношение субъект-субъектных и субъект-объектных отношений сквозь призму проявления личностных качеств. Определение образовательного процесса современными теориями образования как результата субъектно-субъектного взаимодействия составляет основу понимания организации инновационной деятельности. Возникает дуалистическое гуманитарно-гуманистическое восприятие образовательного процесса, имеющего гуманистическое основание, потому что личность не выступает как средство достижения любых целей, и гуманитарный характер, так как позволяет исключить отчуждение личности от знания и познавательного процесса.

Сущность инновационной деятельности в образовании заключается в том, что она выступает преимущественно в качестве субъект-субъектных отношений, образующих систему метадеятельности (деятельность, опосредующая другие деятельности), основанием которой являются также субъект-субъектные образовательные отношения, составляющие фундамент построения гуманисти-

ческой парадигмы образования. В рамках данной парадигмы происходит гуманитарное осмысление самоопределения личности. Следуя этому положению, инновации в образовании можно рассматривать как своеобразный вид инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент в образовании способствует изменению разнообразных факторов, составляющих процесс образования, таких как структура, форма и содержание. Инновации посредством модернизации изменяют также и культуру управления, выдвигая по отношению к ней специфические императивы.

Современная специфика инновационной деятельности порождает совершенно новый личностный тип. Инновационный тип личности, проявляющий себя в условиях субъектных взаимоотношений, раскрывает уникальную качественную многогранность выражения личностных характеристик. Инновационные черты современной личности, выступающие в качестве императива потенциального предвидения общественного развития, формируют имманентно присущий данному типу личности творческий потенциал, поэтому инновационность становится также атрибутивным, внутренне присущим личности качеством. Перспективы развития личности могут быть определены прогностическим видением дальнейшего развития социума, основанного на гуманистическом идеале формирования знания. В связи с этим требуется преобразование современного общества таким образом, чтобы знания, выступающие в качестве культурных норм и ценностей, воспроизводились в различных сферах общественного производства.

Модернизация общественных процессов и внедрение инноваций в социальную жизнь предполагает становление инновационной личности, сущность которой состоит в потребности синтеза накопленных и переработанных знаний. Данная тенденция способствует переосмыслению модерниза-ционных процессов, происходящих в обществе, и новому взгляду на проблему производства и функционирования знаний. Генерирующее влияние модернизации прослеживается в специфических чертах инновационного типа личности. К основным чертам модели современной личности можно отнести: необходимость восприятия инноваций; признание многоаспектности современных мировоззренческих установок и осознания своего места в окружающем мире; упорство в достижении жизненных целей и стремление к устранению экзистенциальных барьеров; всестороннее предвидение личных и общественных жизненных перспектив; следование прогностическим тенденциям инновационного развития; осознание роли образования и науки как наиболее ценных стратегий развития современного общества.

Современной личности присуще такое интегральное качество как способность не приспособительного самоизменения, требующего адаптации личности к существующим общественным усло-

виям, заставляющим личность проявлять черты конформизма в рамках общественных отношений, а способность к такому саморазвитию, которое в равной степени способствует трансформации как социальных условий, так и изменению самой личности. Инновационному типу личности одновременно внутренне присуще сочетание личностных характеристик и комплекс потенциала творческого мышления. Инновацию можно рассматривать как самообусловленный и специфически воспроизводящийся вид деятельности, определяющий формирование особых черт характера личности: гибкость в отношении использования авторитета традиций и желание перемен; понимание творческого мышления как доминирующего фактора креативности развития личности; необходимость использования творческого потенциала при создании и реализации идей; учет комплексного исследования вариантов «селекции» инноваций; умение разбираться в ситуации неопределенности и распознавать предельно допустимый порог риска.

Особого внимания требует актуализация проблем коллективного субъекта инновационной деятельности. В связи с этим актуальным становится рассмотрение различных учебных учреждений в качестве коллективного субъекта образовательной и педагогической инновационной деятельности, определяющего инновационной деятельностью весь комплекс отношений, характерных для системы образования. Данный фактор способствует возможности моделирования образовательного процесса, а также вероятности предвосхищения дальнейшего развития системы образования и социума, поэтому инновации в образовании выступают в качестве социального механизма, формирующего пути эволюции современного образования.

Б.С. Гершунский, подчеркивая актуальность модернизационных процессов, пишет: «Общемировой кризис образования, о котором так много говорили и писали в последние годы и который в тех или иных формах проявляет себя во всех странах мира, связан отнюдь не только с недостаточной эффективностью образования с точки зрения его прагматически понимаемой экономической отдачи. Подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационного масштаба» [6. С. 32].

В современном обществе внедрение инноваций и работа с ними являются весьма рискованными мероприятиями. Поскольку степень риска при осуществлении разных инноваций различна, поэтому инновации, направленные на сегментарную модернизацию технологий производства, модификацию выпускаемой продукции, отмеченные какой-то долей небольшого риска, считаются неотъемли-мыми факторами повышения эффективности производства. Ввод и реализация же принципиально новых технологий, являющихся причиной корен-

ного изменения основ производства и управления, способствуют возникновению большого риска.

Еще более высоким является риск по проектам, ориентированным на продвижение нового продукта, или технологии. Большинство решений при создании и осуществлении таких проектов приходится принимать на интуитивном уровне, так как в ряде случаев необходимая информация отсутствует. Проблемной для подобных проектов становится разработка маркетинговой концепции, потому что при прогнозировании объемов спроса, возможностей сбыта, позиционировании товара на рынке, установлении цены высока вероятность ошибки.

Глобализация, охватывающая все сферы жизнедеятельности современной цивилизации, диктует новый господствущий путь эволюции инновационного образования. «В современной конкурентной борьбе, в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям» [7. С. 14-15]. Данная специфическая черта современного развития общества все больше начинает определять актуальность уровня развития организации и управления производством, а также способствует формированию приемлемых условий существования в рамках усиливающейся конкурентной борьбы и социальной деформации. Актуальным является взаимодействие инноваций и образования в качестве социального института и необходимого источника резервов направленного изменения, ибо если «... нет развития человека, его способностей и его творческих сил без образования, то понятно, что и образование (наряду с наукой или вместе с ней) становится важнейшим ресурсом развития» [7. С. 14-15]. Для каждого человека образование как ресурс развития общества должно обеспечить условия материального и интеллектуального развития, способствующие проявлению гуманистических доминант свободного проявления личностных характеристик и повышению качества жизни. Инновации в образовании в этом качестве становятся уникальным социальным механизмом, обеспечивающем перспективное направление ресурса развития. Создавая образ предполагаемого социального развития, масштабов и способов коэволюционного взаимодействия природы и общества, инновации становятся системообразующими факторами самости личности.

Особенность государственной инновационной политики, направленной на формирование инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала, поддержку инновационного развития целевыми инвестициями, определяет своеобразие и масштабность инновационного процесса, дающих ему возможность в условиях современного развития инноваций в области науки и технологий воздействовать на основные сферы социума. Положительное влияние инновационной политики на процессы, происходящие в социальной сфере, заключается в том, что она наряду с попыткой модернизацией общества, способствует созданию обязательных факторов инновационного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федотова В.Г Модернизация «другой» Европы. - М.: Изд-во Ин-та философии РАН, 1997. - 255 с.

2. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. - М.: Наука, 1996. -214 с.

3. Рубцов В.В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Во-лотневича. - М.: Педагогика, 1997. - 319 с.

4. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). - М.: Магистр, 1997. - 147 с.

5. Турчанинова Ю. Переподготовка педагогических кадров и инновации в образовании // Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. М.Н. Климовой. - М.: Изд-во ИФРАН, 1997. - 286 с.

6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. -М.: ИнтерДиалект, 1998. - 238 с.

7. Маркович Д.Ж. Образование как ресурс развития // Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Волотневича. - М.: Педагогика, 1997. - 319 с.

Поступила 18.11.2008 г.

УДК 101.1:316

ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА И ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В.К. Сергеев

Томский политехнический университет E-mail: vik1191@mail.ru

Представлена попытка нового понимания гуманизации образования. В соответствии с разрабатываемой автором концепцией постгуманизма предлагается новый взгляд на образовательный процесс современного общества.

Ключевые слова:

Образовательный процесс, концепция постгуманизма, философия образования.

Образовательную нишу общественной жизни можно рассматривать в нескольких ракурсах. Например, образование выступает, с одной стороны, в качестве «кузницы» кадров для науки, с другой стороны, - в качестве одной из областей приложения научных результатов, с третьей стороны, - в качестве «поставщика» специалистов в другие сферы общественной жизни. Образование вообще и высшее профессиональное образование в частности правомерно исследуется и как социальный институт, и как процесс, и как его результат. Именно такой триадный подход изложен в Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании».

Разноплановость подходов к изучению образования служит причиной (возможно, неединственной) той неклассической ситуации вокруг него, которая, на наш взгляд, сложилась в отечественной социальной философии в конце ХХ - начале XXI вв. Ситуация обозначила трудность позиционирования образования относительно определённой сферы общественного бытия. Мнения философов разделились. Первую группу составляют те из них, которые относят образование к духовной сфере (В.С. Барулин, Н.Ф. Бучило, Б.С. Гершунский, Л.И. Иванкина, А.Н. Чумаков и др.); во второй группе - те, кто относят образование к социальной сфере (С.Э. Крапивенский, И.К. Ларионов и др.); к третьей группе - те, кто обходит этот вопрос стороной (П.В. Алексеев, ТС. Васильева, В.П. Кохановский и др.).

По-видимому, представители первой группы в основном подходят к образованию как к процессу, представители второй - как к социальному институту, представители третьей - как к результату, который может быть использован во всех сферах жизнедеятельности общества и поэтому не принадлежит ни одной из них. Применительно к высшему образованию это легко проследить на вербальном уровне: в первом случае зачастую речь идёт о подготовке, во втором случае - о высшей школе, в третьем случае - о знаниях, умениях, навыках, компетенциях и т. п. Мы назвали только основные толкования этого понятия; в неосновном контексте образование интерпретируется как сфера услуг (тогда говорят об образовательных услугах, их качестве, качестве менеджмента и проч.), как один из путей социальной мобильности (тогда говорят о социальном лифте образования) и т. д.

Формально наша позиция ближе к позиции первой группы, так как объект нашего исследования - высшее образование как процесс. Тем не менее, заслуживает внимания позиция второй группы: данный процесс осуществляется в рамках образовательной системы её социальными институтами. Содержательно наша позиция далека от желания игнорировать позицию третьей группы: образование действительно, так или иначе, присутствует во всех областях общественной жизни. В зависимости от того идеала, который общество для себя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.