Научная статья на тему 'Риски глобального мира и перспективы культуры толерантности в условиях инновационного развития'

Риски глобального мира и перспективы культуры толерантности в условиях инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ РИСК / ОБЩЕСТВО РИСКА / СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / МОДЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / INNOVATIONS / INNOVATION RISK / THE SOCIETY OF RISK / SOCIAL RISK / CULTURE OF TOLERANCE / MODELS OF TOLERANCE / GLOBALIZATION PROCESSES / SECURITY OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жабина Виктория Владимировна

Статья посвящена социально-философскому анализу современных проблем культурного измерения, которые являются последствиями процессов глобализации и инновационного развития. В статье проводится анализ состояния культуры толерантности и перспектив ее развития в современных условиях. Автор отмечает, что наиболее эффективным способом адаптации индивида к новой жизни рядом с инновациями выступает толерантность. В статье исследованы современные модели толерантности, которые являются актуальными на данном этапе развития социума и обеспечивают перспективы развития культуры толерантности, в качестве самой перспективной автор выделяет постмодернистскую модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risks of the global world and perspectives of the culture of tolerance under conditions of the innovation development

The article is dedicated to the socio-philosophical analysis of the modern problems of cultural dimension as the consequences of the processes of globalization and innovation development. The culture of tolerance and perspectives of its development in modern conditions are analyzed in the article. The author notes that the most effective way of adaptation of the individual to new life along with innovations is tolerance. Modern models of tolerance, actual at the present stage of the society development, provide perspectives of the culture of tolerance development. The author marks out the postmodern model as mostly perspective.

Текст научной работы на тему «Риски глобального мира и перспективы культуры толерантности в условиях инновационного развития»

Современный мир существует в условиях разнообразных рисков и вызовов, которые становятся одной из наиболее актуальных тем философской рефлексии. Это объясняется тем, что в условиях глобализации происходит расширение социопатогенных зон, связанных с обострением социальных, расовых и межнациональных противоречий, что приводит к увеличению уровня агрессии, общему падению нравов, правовому нигилизму, росту преступности. В качестве новой опасности для человечества выступает распространение оружия массового поражения и появление центров международного терроризма, эскалация этнической нетерпимости. Данные явления связаны, в первую очередь, с отсутствием должной культуры и этики толерантности и способны принимать острые конфликтные формы.

Вместе с тем уникальность современной ситуации состоит в том, что перед каждым индивидуумом и социумом в целом стоит задача выживания и развития, в том числе в глобальных масштабах. Однако решение этой задачи представляется достаточно сложным процессом, так как на современном этапе о себе заявляют разнообразные кризисные процессы. Последние создают препятствия и для глобального инновационного развития и для инновационного развития отдельного общества, которое испытывает необходимость в высоком уровне толерантности для того, чтобы новшества были ступенью развития социума, а не противостояли ему.

Процессы глобализации вносят коррективы в жизнь индивида и общества: в основном, изменения связаны с появлением различных новшеств, таких как биотехнологии, информационно-коммуникативные технологии и технологии новых материалов, напрямую оказывающих влияние на жизнедеятельность социума. Современные человек и общество находятся в постоянно ускоряющемся потоке инноваций, детерминирующем появление угроз в виде новизны, неопределенности и рисков [1, с. 5]. В условиях «круговорота инноваций» преодолеть опасности и стабилизировать жизнедеятельность достаточно сложно. Вместе с тем человеку необходимо адаптироваться к социальным процессам, существенной частью которых является создание и использование новшеств. Важнейшим способом подобной адаптации выступает толерантность.

Инновационное развитие представляет собой процесс качественного изменения социальной среды в целом и отдельных ее компонентов, который имеет двоякие последствия: с одной стороны, оно связано с внедрением в жизнь человека новых технологий, что позволяет обеспечить удовлетворение его потребностей, а с другой - подчас ставит под угрозу основные ценности, такие как благополучие личности, ее физическое и психическое здоровье, традиции и, главное, безопасность человека. Именно в таких условиях появляется необходимость формирования принципиально нового типа личности, основанного на особой культуре толерантности, которая способна обеспечить становление таких особых черт характера личности, как гибкость в отношении использования авторитета традиций и стремление к переменам [2, с. 148]. Развитие инновационности требует формирования в новых поколениях качеств, характерных для современной личности, которые заключаются в принятии инноваций, стремлении к изменениям, формировании лидерских качеств, разнообразии взглядов, повышении роли информации, стремлении к рациональной экономии и планированию времени, обретении чувства собственного достоинства, самоуважения и, наконец, в развитии толерантного отношения ко всему происходящему.

Культура толерантности способствует увеличению порога восприимчивости и развитию навыков и умений личности свободно воспринимать новые идеи и участвовать во внедрении инноваций, например высоких технологий. Укажем на основные принципы толерантности: отказ от насилия, поскольку оно недопустимо при привлечении человека к какой-либо идее; принцип добровольности выбора, основанный на искренности убеждений и «свободе совести»; способность личности к самоконтролю, при этом исключается всякое принуждение других, так как это не будет способствовать воспитанию сдержанности и терпимости, хотя в некоторых случаях страх применим для поддержания дисциплины; подчинение законам, традициям и обычаям, удовлетворяя при этом общественные по-

требности. Данные принципы помогут личности сформировать такое важное качество, как индивидуальная модернизация - формирование у индивида необходимых для адаптации к инновационному развитию черт характера, таких как креативность, творческий подход к решению любой задачи, открытость, коммуникабельность и многих других. Утверждение указанных личностных черт на уровне конкретной личности представляется весьма сложным процессом, связанным с ломкой привычного и устаревшего. Изменения форм ментальности и смена доминирующего типа рациональности определяют рискогенность процесса личностной модернизации. Процесс индивидуальной модернизации несет в себе опасность утраты самоидентификации личности. Это происходит по причине того, что идентичности тесно «привязаны» к социальным институтам (государству, семье, этнической общности), которые в современных условиях претерпевают кардинальные преобразования. Сформированное у личности ощущение тождественности и идентификации себя с конкретным социальным институтом, где был социализирован индивид, исчезает и человек теряет образ самого себя, так как утрачен источник самоидентификации.

Культура толерантности предполагает формирование у личности определенного отношения к изменениям и инновациям, которое может соответствовать одной из альтернатив: прогрессизм, который заключается в тезисе - чем больше инноваций, тем лучше; консерватизм придерживается позиции - чем меньше инноваций, тем лучше; альтернати-визм предполагает поиск инноваций новых типов. В современных условиях самым целесообразным и эффективным представляется последний, так как именно он предполагает выбор из всего потока инноваций принципиально новых и полезных.

Толерантность - особая культура, представляющая собой морально-нравственную характеристику социальных отношений, в которых индивиды, принадлежащие к разным культурам, предстают как обладатели равного достоинства, осознающие при этом автономность и самоценность друг друга. Важным элементом культуры толерантности является приобщение личности к ценностям национальной культуры, осмысление разнообразия, неповторимости, самобытности культуры каждого народа и подлинное уважение духовных ценностей других народов. Толерантность подразумевает отказ от пассивного, безразличного отношения к любым явлениям социальной действительности и выступает как активная позиция человека, готового к признанию и принятию новшеств, богатого многообразия культур, существующих в современном мире, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. В качестве основных критериев толерантности можно отметить: эмпатию, т.е. эмоциональную стабильность, доброжелательность, вежливость, терпение, социальную ответственность; дивергентность мышления - способность чувствовать другого индивида, высокий уровень сопереживания, экстравертность, способность к рефлексии; мобильность - отсутствие стереотипов, гибкость, критичность мышления; социальную активность, включающую в себя коммуникабельность, автономность поведения, социальную самоидентификацию, креативность и инициативность.

Культура толерантности необходима не только личности, но и современному муль-тикультурному обществу, созданному глобализацией. Поэтому толерантность должна стать одной из основных универсальных ценностей современного общества. Данная универсальная ценность связана с двусторонним процессом, характерным для современного общества, а именно - усилением глобализационных тенденций и развитием инновационного общества, с одной стороны, и стремлением к сохранению идентичности и развитию способности принимать новшества и идеи - с другой. Вместе с тем культура толерантности в своем развитии, к сожалению, заметно отстает от тех явлений и процессов в современном мире, которые вызваны глобализацией, включая стремительное инновационнотехнологическое развитие. Все это требует активного переосмысления толерантности и ее перспектив.

В конце ХХ в. под воздействием глобализации серьезные проблемы и кризисы затронули все страны, в том числе экономически развитые. При этом отмечалось определенное укрепление толерантного поведения массовых групп населения, чему способство-

вал экономический рост, сопровождавшийся значительным прогрессом в социальной сфере. В нынешнем столетии отрицательное воздействие глобализационных процессов на общественную атмосферу и на уровень толерантности приобретает тенденцию к усилению при смене периода развития стагнацией, а также в связи с резким экономическим спадом.

Данные явления ставят под сомнение политику правящих элит и усиливают отчуждение между политическими институтами и индивидами, приводят к обострению враждебности между состоятельными и неимущими слоями общества, что доказывает необходимость развития культуры толерантности в современном мире. Более всего от негативных тенденций глобализации и постиндустриализации страдают страны, отставшие в экономическом развитии, ведь мирохозяйственные процессы создали им не только цивилизационные блага, но и принесли значительные потери. Здесь под воздействием конкуренции товаров, импортированных с мирового рынка, разрушаются прежние формы землепользования и традиционное ремесленное производство. Как отмечает Т. Фридман, глобализация представляет собой неукротимую интеграцию рынков, наций-государств и технологий, позволяющую индивидуумам, корпорациям и государствам достигать любой точки мира [3, р. 9].

Специфическими особенностями глобализации современного мира являются экономическая взаимозависимость, информационная глобализация и взаимозависимость с точки зрения безопасности. Для успешного развития данных процессов следует уделить особое внимание культуре толерантности, которая будет способствовать формированию новых взаимоотношений цивилизаций, государств и народов, переходу к принципиально новому типу отношений в социуме, а также станет новой глобальной этикой [4, с. 101] и философией современного мира. Культура толерантности способна обеспечить усиление взаимозависимости человечества, осознание ответственности за его дальнейшую судьбу, четко проявившиеся в процессе глобализации современного мира, и поможет найти стратегический, цивилизованный путь к всеобщей безопасности [5, с. 257].

Толерантность также является важным условием осуществления процессов глобализации, так как она углубляет процесс взаимодействия и взаимовлияния культур и является реальным фактором противодействия тенденции снижения этнокультурного разнообразия, всеобщей унификации. Также толерантность способствует формированию гуманистических установок в общественном сознании, которые направлены на формирование идей диалога культур, новой системы ценностей как потенциала достижения человечеством цивилизационного синтеза при сохранении единства многообразия культур. Развитие культуры толерантности на современном этапе способствует одновременно сохранению национальной культуры, отстаиванию самобытности и уникальности всего мирового сообщества.

Развитие толерантности в условиях глобализации способно стать одним из главных факторов стабилизации межнациональных отношений, предупреждения развития конфликтов на национальной основе, неконтролируемого роста агрессии и насилия, а также ослабления межэтнической напряженности в мире. Наиболее эффективным путем развития современного мира является переход к новому типу социальных отношений, основанному на принципах плюрализма, толерантности и сотрудничества. Л. Айзенберг отмечал, что идея братства в наше время модифицируется, так как братство превратилось в условие выживания [6, с. 19].

Следует отметить, что толерантность является признаком открытости для всех идейных течений и должна являться необходимым условием восприятия специфики разных народов, наций и культур. По мнению В.М. Соколова, толерантность - основной духовно-нравственный принцип гражданского общества, где уровень толерантности отдельного человека характеризует его личные качества, нравственные позиции и культуру, а также определяет его отношения с другими индивидами. В связи с этим во многих социологических и политологических теориях степень толерантности социума представляется

одним из главных параметров духовно-нравственного, социального и политикогосударственного развития общества [7, с. 55].

На сегодняшний день среди реализуемых целей и задач центральное место должно занимать формирование новой культуры отношений в современном обществе, основанной на принципах толерантности. По мнению Б. Стетсона и Дж. Конти, причиной основной части социальных дисфункций является то, что современный идеал толерантности - релятивистский и антитрадиционный - формируется на уровне элиты или культуры [8, р. 76].

Исследуя состояние толерантности в условиях инновационного развития, можно выделить несколько актуальных на сегодняшний день инновационных моделей толерантности. А.А. Галкин и Ю.А. Красин отмечают, что на современном этапе толерантность подвергается некоторым изменениям. Если раньше публичная сфера предоставляла возможность дискурса больших четко структурированных групп интересов, была идеологизирована и принимала идеологию господствующего класса, а личность в политике определялась как элемент группы, то в условиях глобализации и информационного общества индивиды приобретают новые качества: повышается уровень образованности, социальной ответственности, расширяется культурное и мировоззренческое поле, а также развивается плюрализм мнений. Эти факторы необходимы для формирования персональной политической идентификации личности.

Следует отметить, что в современных условиях разрабатываются инновационные модели толерантности, на основе которых будет сформирована новая культура толерантности. А.А. Галкин и Ю.А. Красин выделяют две противоположные модели развития культуры толерантности, применимые в современных условиях. Первая - либертарная (радикально-либеральная). Для нее характерна элиминация основы личных интересов и освобождение от общественного вмешательства. Эта модель определяет толерантность как личное пространство, где свобода личности абсолютизирована и отделена от общественного дискурса. Другая модель - делиберативная («deliberation» - рефлексия). Она основана на интеграции человека в общественную рефлексию при сопоставлении мнений, программ, совместного поиска согласия и стабильности. Здесь личное пространство разума человека не изолируется от социума, а включается в него с учетом отстаивания интересов личности при наличии свободного и компетентного выбора. Однако в подобных условиях существование становится дискомфортным, так как объективно образуется пространство, в котором вследствие его разнообразия становится возможным достижение компромиссов, ранее представлявшихся невозможными [9, с. 66].

Одной из заметных тенденций в развитии культуры толерантности выступает постмодернизм. Постмодернистская версия толерантности представляется как деконструкция. Сформированная на основе деконструкции толерантность предполагает границы так же, как и традиционная терпимость. В отличие от традиционной модели, где основами терпимости являются ценности социума и разума, постмодерн стирает их, как и пессимистическую настроенность относительно диалога и смыслообразования как такового. Традиционная толерантность основана на проекте новой культуры и ограничивается недостаточной реальностью и регрессией символического бытия человека. Постмодернистская же толерантность неинституциональна и асимметрична, так как здесь самое разное и отличное друг от друга сталкивается и собирается рядом друг с другом, но не интегрируется в нечто целое [10, с. 142].

На наш взгляд, вызовы глобального мира предполагают необходимость не деинституционализации, а реинституционализации толерантности. В условиях инновационного развития культура толерантности подвергается изменениям, приобретая такие важные качества, как открытость и принятие инноваций. Доминирующим становится такое свойство толерантности, как возможность обеспечения безопасности и устранения страха и стремления индивида к самоизоляции, так как это может помешать совместным действиям индивидов и эмоциональному принятию Другого. Следует отметить, что это свойство толерантности обращено не только к индивиду, но и к социуму, что может быть истолко-

вано как основание равной выраженности социальной и персональной идентичности и рассматривается как предпосылка толерантного взаимодействия. Вместе с этим под действием социальных изменений из структуры толерантности исчезают такие важные ранее элементы, как традиции и конформность, что говорит об автономизации человека от власти традиций и авторитетов.

На современном этапе основой толерантного поведения должен быть принцип взаимопонимания, который представляется моральным императивом для разрешения конфликтов, что необходимо для достижения справедливости. Однако для реализации толерантного поведения необходим такой институциональный аспект, как демократия, предполагающая существование интегративного общественного мнения. Толерантность исключает привилегированность мнений, признание первенства и взаимного приоритета всех точек зрения.

В связи с этими глобальными проблемами процессы глобализационного и инновационного развития становятся новым способом социализации и помогают обнаружить тенденции толерантного движения социумов и индивидов к целостности и сотрудничеству. На современном этапе в условиях вызовов и угроз, являющихся результатом глобализации инновационного развития, индивидов объединяет цель формирования особой инновационной толерантности, способной стать основным принципом сосуществования индивидов, социальных групп и сообществ. При дальнейшем исследовании данных проблем пристальное внимание следует уделить развитию прогрессивных идей поликультурного образования, которым отводится особое место в образовательной практике развитых стран, а также освоению этнокультурного опыта, что способствует осознанию своей культуры как одной из форм культурного многообразия мирового сообщества и составной части целостного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.