Научная статья на тему 'К вопросу о рисках современного высшего образования в условиях модернизации и повышенной рискогенности российского общества'

К вопросу о рисках современного высшего образования в условиях модернизации и повышенной рискогенности российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдырева Елена Петровна, Григорьева Татьяна Юрьевна

В статье обосновывается необходимость нового, инновационного образования, способного быстро реагировать на меняющуюся среду, на политические, экономические, технические и информационные изменения. Рассматривается модернизация современного высшего образования с трех точек зрения, акцентируется внимание на том, что глобальное инновационное общество образуется благодаря трем элементам: образование исследование инновация, где каждый этап сам по себе может рассматриваться как имеющий фактор риска. В статье исследуются пять типов рисков: стратегические, финансовые, операционные, академические и репутационные. В заключение авторы выделяют восемь ключевых элементов, способствующих борьбе с разными рисками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article argues that there is an urgent need for a new, innovative education, fl exible enough to quickly respond to a changing environment, political, economic, technical and informational changes. Modernization of higher education is considered from three points of view; it is stressed that the evolution of global innovative society is based on three elements: education research innovation, where each stage can be considered as having a risk factor. The article examines fi ve types of risks: strategic, fi nancial, operational, academic, and reputational. The authors conclude that there are eight key elements that contribute to combating those risks

Текст научной работы на тему «К вопросу о рисках современного высшего образования в условиях модернизации и повышенной рискогенности российского общества»

Elena Petrovna Boldyreva, Елена Петровна Болдырева,

PhD in Political Sciences, кандидат политических наук,

associate professor of the department of foreign languages, доцент кафедры иностранных языков,

Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)

of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова

k_e_p@mail.ru

Tatyana Yuryevna Grigorieva, Татьяна Юрьевна Григорьева,

senior lecturer of the department of foreign languages, старший преподаватель кафедры иностранных языков,

Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)

of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова

tatyanagrigoreva@list.ru

УДК 378(470)

К ВОПРОСУ О РИСКАХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕННОЙ РИСКОГЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье обосновывается необходимость нового, инновационного образования, способного быстро реагировать на меняющуюся среду, на политические, экономические, технические и информационные изменения. Рассматривается модернизация современного высшего образования с трех точек зрения, акцентируется внимание на том, что глобальное инновационное общество образуется благодаря трем элементам: образование - исследование - инновация, где каждый этап сам по себе может рассматриваться как имеющий фактор риска. В статье исследуются пять типов рисков: стратегические, финансовые, операционные, академические и репутационные. В заключение авторы выделяют восемь ключевых элементов, способствующих борьбе с разными рисками.

Ключевые слова: высшее образование, модернизация, образовательная политика, стратегические риски, операционные риски, академические и финансовые риски.

182 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦

SOME ASPECTS OF THE RISKS OF HIGHER EDUCATION

IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION AND INCREASED RISKOGENICS OF RUSSIAN SOCIETY

The article argues that there is an urgent need for a new, innovative education, flexible enough to quickly respond to a changing environment, political, economic, technical and informational changes. Modernization of higher education is considered from three points of view; it is stressed that the evolution of global innovative society is based on three elements: education - research - innovation, where each stage can be considered as having a risk factor. The article examines five types of risks: strategic, financial, operational, academic, and reputational. The authors conclude that there are eight key elements that contribute to combating those risks.

Keywords: higher education, modernization, education policy, strategic risks, operational risks, academic andfinancial risks.

В феврале 2008 г. президент РФ Владимир Путин на заседании государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» поддержал необходимость нового направления развития страны, и Россия взяла курс на инновационное, социально ориентированное развитие, что привело к появлению новых требований к современной системе образования. Неоспорим тот факт, что образовательная система любой страны представляет собой один из основных факторов торможения или продвижения и роста социально-экономического развития страны.

Чтобы избежать опасности торможения и соответствовать инновационному курсу развития, правительством и президентом РФ была предложена модернизация российского образования, которая повлекла за собой значительные структурные изменения и ресурсные затраты.

И 2012 год стал своеобразной отправной точкой, так как уже весной министр образования Андрей Фурсенко высказал идею реструктуризации и эффективного сокращения бюджетных мест в вузах. В июле 2012 г. президент РФ Владимир Путин подтвердил намерение реструктуризировать и упразднить слабые вузы, оставив в приоритете создание крупных университетских научных центров. Результатом этих указаний стал закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в конце 2012 г. (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

Несмотря на то что модернизация образования идет полным ходом, споры о ней продолжаются. Мы можем выделить три точки зрения на реформирование образования. Во-первых, позиция Ми-нобрнауки РФ: современные темпы развития и глобализация диктуют необходимость в революционных изменениях с целью приведения образовательной системы страны к общемировым стандартам. Вторая позиция главным образом оппозиционная: необходимо сохранить советское образование, которое бесспорно являлось одним из лучших, при этом, естественно, придерживаться современных тенденций, но не увлекаться западничеством. Есть и третья позиция: страна необязательно должна иметь лучшую образовательную систему, главное сделать население грамотным, этого будет достаточно. Но сразу оговоримся, что мы не поддерживаем эту точку зрения, так как, на наш взгляд, уравнять все население по принципу общей грамотности не означает иметь развивающееся, цивили-

зованное общество. Скорее это означает иметь легко управляемое население, неспособное к развитию, мышлению, совершенствованию. Этот путь является дорогой в никуда.

Что же касается советской парадигмы образования, то, несомненно, она соответствовала своему времени, была лучшей среди равных и являлась примером для большинства стран. Об этом свидетельствует тот интерес, который иностранные государства проявляли к нашим специалистам, нашей науке. Но ключевое слово в данном случае «была». Мир меняется, меняются реалии, темпы глобализации и инноваций настолько высоки, что советская школа не могла за ними успевать. Потребовалось новое, инновационное, образование, способное быстро реагировать на меняющуюся среду, на политические, экономические, технические и информационные изменения. Мы придерживаемся точки зрения, что сохранение прежней системы образования невозможно и действительно требуются решительные изменения, но данный процесс связан с целой группой рисков, которые следует минимизировать, чтобы получить положительный результат в итоге [2, с. 34-35].

Основная цель любой модернизации сделать образовательную политику актуальной и перспективной, чтобы она соответствовала потребностям государства, общества и личности. Поэтому были приняты федеральные государственные стандарты для всех уровней образования, в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» регламентировались права граждан на образование, устанавливались правовые, экономические и организационные базы образовательной системы.

Целью образования является формирование обновленного качества общества и экономики, а также устранение отставания страны от глобального экономического и общественного мироустройства [3, с. 81-82]. Глобальное инновационное общество образуется благодаря трем элементам: образование исследование инновация, где каждый этап сам по себе может рассматриваться как имеющий фактор риска. С.Ю. Наумов и Е.И. Демидова, подробно рассмотрев проблемы модернизации российского образования, отмечают, что к необходимости модернизации призывают темпы развития общества, расширение спектра социального и политического выбора, что обусловливает необходимость подготовки населения к ситуации выбора в целом

НБЫ1994-5094 ♦-

183 -♦

[10, с. 125]. В рамках информационного общества нельзя не принимать во внимание сильное влияние межкультурного взаимодействия, поэтому возрастает роль таких факторов, как толерантность и коммуникабельность, о чем упоминает Е.В. Мартынова [9, с. 44]. Ведь существует ряд глобальных задач, которые реально разрешить только на уровне международного сотрудничества в рамках глобального сообщества. В связи с этим растет необходимость развития и формирования особого, современного мышления у молодежи, и в результате снижения востребованности малоквалифицированного труда и высокой конкуренции в динамично развивающейся экономике происходят глобальные изменения в сфере занятости, определяя тем самым меняющуюся потребность в кадрах, постоянную потребность в повышении квалификации и переподготовке уже имеющихся кадров. Новые кадры должны соответствовать еще одному требованию быть профессионально мобильными, гибкими [6, с. 146]. Отметим, что в индустриальных странах человеческий капитал составляет около 70% национального богатства, и именно это позволяет этим странам при условии осуществления интенсивного и опережающего образования быть лидерами в сфере образовательных услуг для взрослого населения и молодежи.

Образование играет базовую роль при сохранении нации, ее самосознания, обеспечении динамики ее развития и поддержания ее культурного уровня в целом и каждой языковой личности в частности. Поэтому единый и равноправный доступ молодого населения ко всем этапам образования, независимо от финансового достатка и в зависимости от склонностей и интересов именно эта цель является первостепенной при модернизации всех уровней образования.

Нельзя также замалчивать и еще одну немаловажную цель модернизации создание инвестиционной привлекательности образовательных структур, повышение роли и авторитета работников образования, повышение заработной платы педагогов и, безусловно, как подробно описывала Н.В. Горбунова, формирование культурного капитала [4, с. 99]. При условии увеличения инвестиционной привлекательности образовательных объектов для бизнес-структур увеличится приток объема внебюджетных средств. При этом, конечно, существует риск потери контроля над образовательной сферой, что должно повлечь за собой усиление роли органов государственной власти в управлении образованием.

Соответственно, образовательная система вынуждена остро реагировать на новые вызовы и угрозы, просчитывать возможные риски, связанные с реформированием российского образования и его постоянной модернизацией.

Соглашаясь с Е.А. Максимовой, мы считаем особенностью современного общества в целом его рискогенность, которая отражается во все возрастающей тенденции увеличения числа рисков и их значимости [1, с. 5]. Под риском мы понимаем не-

которую проблему, которая влияет на способность организации достигнуть своей цели. Мы хотели бы остановиться на пяти типах рисков: стратегические, финансовые, операционные, академические и ре-путационные [7, с. 5].

Академические риски подразумевают заполненность вуза (т.е. фактическое количество обучающихся студентов), процесс поступления в вуз, соответствие выпускников вузов требованиям рынка, качество ФОСов и ФГОСов, подходы к исследованию и разработкам в сфере инноваций образования в РФ. Финансовые риски включают в себя финансирование вузов, распределение финансов и управление ими. К стратегическим рискам можно отнести риски, влияющие на способность вузов достигать поставленных целей и задач, социально-политическую среду (местное экономическое развитие, регионализация, модернизация) и национальную и международную репутацию (сотрудничество с зарубежными вузами, что, как отмечала в своей монографии М. А. Исайкина, подразумевает наличие навыков иноязычного общения в условиях высшего профессионального образования) [8, с. 18]. Операционные риски включают в себя человеческие ресурсы (квалифицированный административный штат сотрудников, профессорско-преподавательский состав), инфраструктура, уровень выпускников школ и уровень рождаемости. Репутационные риски могут возникнуть в результате всех вышеупомянутых, если вуз не может ими управлять. В качестве первого шага в управлении рисками вуз должен определить качество внешней и внутренней среды, в которой он функционирует, провести анализ влияниях этих сред на академическую.

Социально-культурную и экономическую среду, в которой находится вуз, необходимо не только учитывать, но и анализировать для успешной его работы. Согласимся с Н.С. Яшиным в том, что повышение качества образования является основой развития университета, делающее возможным, в свою очередь, сотрудничество университетов с экономическим сектором, которое представляется как процесс со-инновации, где передача знаний является основной миссией университетов [11, с. 98].

Сложившаяся экономическая ситуация привела к потерям во многих сферах бизнеса (особенно производстве) в нашей стране, в связи с чем наблюдается недостаток квалифицированных специалистов. Все больше выпускников вузов нашей страны не работают по специальности, вместе с тем не могут закрыть образовавшуюся нишу на рынке труда. Одной из причин этого является отсутствие тесного взаимодействия академической и социально-экономической сред. Деятельность многих исследователей, руководителей студенческих работ направлена на локальные проекты, а не на социально-экономическую политику государства. Согласно европейским критериям вуз должен выпускать специалистов, соответствующих рынку труда. Но поскольку финансирование вузов зависит от количества студентов, качество образовательного про-

♦-

цесса страдает в связи с зависимостью от уровня рождаемости (конкуренция вузов за абитуриентов и адаптирование процесса обучения под уровень образованности выпускников школ), миграции населения (новые социальные и культурные нормы, толерантность).

Академическая среда постоянно и интенсивно меняется как внутренне, так и внешне. Под внешними изменениями мы подразумеваем коммерциализацию науки, привлечение профессорско-преподавательского состава к вступительной кампании, массовое образование, сокращение финансирования, дистанционное обучение, магистратуру. Все это влияет на качество образовательного процесса, эффективность образовательных программ, систем обучения, внутренние отношения и социальную преемственность, как отмечалось нами ранее [5, с. 47]. В связи с этим административный аппарат и профессорско-преподавательский работают неэффективно на уровне организации в целом.

На основании всего вышесказанного мы выделяем восемь ключевых элементов, способствующих борьбе с разными рисками: 1) управление рисками и разговор на одном языке (т. е. и администрация вуза, и профессорско-преподавательский состав должны понимать стратегию вуза по борьбе с рисками и работать в едином ключе); 2) согласованная работа управленческого состава вуза; 3) назначение ответственного лица за работу с рисками; 4) эффективная коммуникация; 5) обучение персонала (эффективное повышение квалификации); 6) введение поощрений для сотрудников, активно проявляющих себя в борьбе с рисками (в виде рейтинга, например); 7) процессуальный контент; 8) внутренний орган контроля.

В заключение на основании проведенного исследования можно выделить следующие риски российской академической среды. Экономический кризис сократил финансовые возможности населения, снизив доступ к высшему образованию, чем усилил конкуренцию между вузами, которые в погоне за абитуриентами снизили качество предоставляемых образовательных услуг. Низкий уровень рождаемости, который, несмотря на некоторую финансовую стимуляцию со стороны государства, вызвал болезненный процесс укрупнения российских вузов. Появился кластер желающих и имеющих возможность обучаться в вузах Европы и Америки, так как качество предоставляемых об-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦

разовательных услуг заграницей выше, особенно в сфере медицины, авиации, многих областей промышленности. Кроме того, рисками являются низкий уровень сотрудничества с бизнесом, законодательная и политическая нестабильность в образовании, отсутствие качественных управленцев в сфере образования, формальный характер аккредитаций, коммерциализация науки.

1. Александрова Е.А., Максимова Е.А. Управление рисками в образовательных объединениях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 21-24.

2. Болдырева Е.П. Приоритеты государственной политики в сфере образования // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2016. № 1 (23). С. 34-41.

3. Болдырева Е.П. К вопросу о целостности образования // .. .И помнит мир спасенный: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2015. Т. 1. С. 81-82.

4. Горбунова Н.В. Культурный капитал как процесс деятельной реализации профессиональной компетентности индивида // Поволжский торгово-экономический журнал. 2013. № 1 (29). С. 96-103.

5. Григорьева Т.Ю. К вопросу о социальной преемственности // Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций: сб. науч. тр. XII Междунар. заочной науч.-метод. конф.: в 2 ч. Саратов, 2016. Ч. 1.

6. Ивченков С.Г. Страхи и риски в молодежной среде: методологические проблемы изучения // Риски в социально-территориальном пространстве современной России: мат. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 145—49.

7. Ивченков С.Г. Современные риски: проблема типо-логизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: социология, политология. 2011. Т. 11. № 4. С. 49-51.

8. Исайкина М.А. Формирование навыков иноязычного общения в условиях высшего профессионального образования. Саратов, 2015.

9. МартыноваЕ.В. К вопросу о компетентно-ориентированном обучении в системе уровненного профессионального образования // Инновационные стратегии развития педагогического образования: сб. науч. тр. XIII Междунар. очно-заочной науч.-практ. конф.: в 2 ч. Саратов, 2017. С. 43-46.

10. Наумов С.Ю., ДемидоваЕ.И. Проблемы модернизации российского образования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 3 (47). С. 125-127.

11. Яшин Н.С. Повышение качества образования основа развития университета // Высшее образование в России. 2013. № 8. С. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.