&88Й888888&& ШТЕСЯАтаЖ ОБ ЕБиСАТКЖ №4, 2013 £&&&&&£&&& ^?Ц=^ УДК 316.3:377:001.895
социальное управление инновациями в сфере профессионального образования (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева)*
Г. Г. Зейналов, Л. В. Стародубцева (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева)
Авторы поднимают проблему модернизации профессионального образования. В статье представлены результаты социологического исследования социального управления инновациями в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева.
Ключевые слова: модернизация образования; инновации; мониторинг образования; социальное управление.
SOCIAL MANAGEMENT OF INNOVATIONS IN SPHERE OF THE PROFESSIONAL EDUCATION (case study of Evsevyev Mordvia State Pedagogical Institute)
G. G. Zeynalov, L. V. Starodubtseva
(Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute)
The authors consider the issue of the professional education modernization. The article presents the results of the sociological research on the social management of innovations in Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute. The evolution of innovational potential of each person through expansion of innovation education elements becomes the key to develop the enterprise, region and country. Innovation thinking as a key feature of the economy and formation is perceived as a base element of converting the knowledge in well-being, and the information in a final product. The study of the efficiency of the innovation activity in Mordovian State Pedagogical Institute have shown the following results: the formedness of the system innovation structures, new managerial system, and mobile groups ready for accomplishing practical tasks.
Keywords: modernization of education; innovations; monitoring of education; social management.
Болонский процесс, цель которого -формирование единого европейского образовательного пространства, становится катализатором инновационных перемен в образовании. Включение России в единое европейское экономическое и образовательное пространство выражается в разработке и внедрении стратегии развития инновационного вуза, что отражено в следующих задачах:
1) модернизации образовательного и научно-исследовательского процессов;
2) развитии кадрового потенциала на основе новой кадровой политики, углублении профессионализации и нового разделения труда;
3) укреплении материально-технической базы;
4) модернизации структуры вуза и системы управления.
В начале XXI в. происходит углубление противоречия между неуклонно возрастающим объемом инновационных знаний и умений, необходимых работникам для осуществления компетентной профессиональной деятельности, с одной стороны, и ограниченными возможностями для овладения ими в рамках старых классических образовательных систем - с другой [1, с. 40]. Становление инновационного потенциала каждой отдельной личности через развитие инновационных элементов
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств мероприятия 2.1.2 «Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» на 2012-2017 гг. «Педагогические кадры для инновационной России».
© Зейналов Г. Г., Стародубцева Л. В., 2013
образования — ключ к развитию предприятия, региона, страны. Инновационное мышление как ключевая характеристика экономики и образования воспринимается как базисное качество превращения знаний в благосостояние, информации — в конечный продукт.
Можно согласиться с мнением В. В. Када-кина, что в образовании «...инновационные процессы необходимо рассматривать в контексте его социальной обусловленности, что предполагает соответствие системы образования жизненным социальным потребностям; внутреннюю согласованность ее частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, ее социальную направленность» [3, с. 9]. Попытки управления инновационными процессами в вузах, которые стараются «пробиться» в единое европейское образовательное пространство и рынок образовательных услуг и там ориентироваться, привели к формированию инновационных структур, наряду со старыми традиционными. К их числу можно отнести Центр коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования» (ЦКП «МБЦПО»), функционирующий на базе Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева».
Цель МБЦПО - развитие системы непрерывного педагогического образования, создание условий для преемственности образовательных профессиональных программ различного уровня, выбора обучающимися образовательного маршрута в соответствии с индивидуальными запросами, повышения качества образования; информационное, психолого-педагоги-ческое и научно-методическое сопровождение системы образования; социокультурное и психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития субъектов различных сфер деятельности, содействие развитию человеческих ресурсов региона.
Структура МБЦПО представлена научно-практическими центрами
(Акмеологический центр, Центр физической культуры и здорового образа жизни, Консультативно-образовательный центр для учащихся, учителей-словесни-ков, руководителей методических объединений); учебно-исследовательскими школами (физико-математической, био-лого-химической, историко-обществоведческой, школой иностранных языков, школой филолога); Центром продленного дня; Научно-образовательным комплексом; научно-образовательными центрами; научно-исследовательскими лабораториями [5, с. 76-85].
На первый взгляд, все эти инновационные изменения в вузе носят хаотичный характер и требуют анализа всех инновационных процессов для выявления их эффективности, ошибок и определения дальнейших перспектив развития. С этой целью в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева (МГПИ) был проведен опрос, в котором участвовали 317 сотрудников вуза, что составляет 81 % от общего количества профессорско-преподавательского состава.
Результаты мониторинга показали эффективность инновационной деятельности учебного заведения. Важными критериями инновационной активности являются мобильность сотрудников и их способность участвовать в деятельности малых исследовательских групп. Содержательная часть предложенной анкеты была разделена на три составляющие: отношение сотрудников к инновационной деятельности вуза; их мнение об инновационной деятельности института; результаты инновационной деятельности. Полученные ответы свидетельствуют о том, что в инновационной деятельности МГПИ задействованы практически 90 % сотрудников, из них 55 % - в работе одной инновационной структуры, 24 — двух, 11 % — трех и более. Именно они и определяют инновационную стратегию вуза. Лишь 10 % сотрудников вообще не участвуют в работе инновационных структур.
Именно опора на человеческий фактор, активизация культурных ценностей, социального капитала способны вывести
Россию на инновационный путь развития. А. И. Пригожин определяет нововведение как определенную социальную единицу -организацию — и рассматривает его как процесс целенаправленной деятельности людей-инноваторов [4, с. 28]. Этот фактор учитывается и при инновационной деятельности МГПИ.
В инновационных структурах в качестве руководителей участвуют 18 % сотрудников, они же определяют мобильность исследовательских групп и системность процессов, 62 % - исполнители, которые несут основную нагрузку, на договорной основе сотрудничают 3 %, ситуативно - 16 %.
Современная культура оказывает огромное влияние на формирование экономического выбора и поведение сотрудника. Она может создать мотивацию к изменению неформальных норм и правил как привычных способов осуществления общественной жизни. Участие в инновационных структурах внесло определенные изменения в ценностную систему работников вуза. Так, они стали более внимательно относиться к своей деятельности: у 64 % сотрудников повысился интерес к работе благодаря инновационной деятельности, 8 — остались равнодушны к работе, лишь 5 % считают ее неинтересной.
Мобильность сотрудника в рамках инновационной деятельности предполагает также обмен опытом, который в свою очередь влияет на мобильность и компетентность работника вуза. Согласно итогам мониторинга, данный аспект инноваций освоен слабо: всего 2 % указали на возможность обмена опытом с коллегами из других городов России.
Огромное значение в инновационных процессах имеет включение вуза в социально-экономическое пространство региона и страны, что практически определяет и направляет мобильность сотрудника в рамках его профессиональной компетенции. Ориентация инновационной политики МГПИ на потребности региона отразилась на профессиональном сознании сотрудников. Многие из них стараются учитывать потребности общества и активно участвуют в образовательных
и социально-экономических процессах Мордовии и Поволжья. Результаты исследования показали, что сотрудники способны мобилизоваться в малые исследовательские и рабочие группы по запросам рынка, а также оказывать дополнительные образовательные, внеобразовательные и иные услуги: студентам - 64 %, коллегам по работе - 6, населению - 9 %. В основном специалисты готовы оказать услуги по повышению квалификации учителей в области методологии преподавания (33 %) и по повышению квалификации учителей в области работы с инновационными технологиями (7 %).
Важным показателем инновационной эффективности вуза является уровень материально-технической оснащенности педагогического процесса. Большинство опрошенных (49 %) считают материально-техническое оснащение вуза высоким, 47 % — средним. При этом фундаментом для всех инноваций является самооценка коллективом общей эффективности инновационной деятельности. Сотрудники вуза оценили его деятельность по 5-балльной шкале следующим образом:
Баллы Количество человек, %
1 3
2 9
3 31
4 20
5 37
Приведенные данные свидетельствуют, что большинство работников МГПИ высоко оценивают эффективность его инновационной деятельности.
Российское сознание меньше всего интересуют материальные ценности. Тезис об уникальности русской духовности (в противовес индивидуализму Запада). возможно, не лишен основания. Мы предполагаем, что инновационные процессы слабо изменили глубинные архетипы или ментальные (Б. С. Гершунский) пласты нашего общества. Несмотря на все перемены, характерными для нас являются коллективизм, взаимопомощь, отзывчивость, ориентированная на глубинное
преобразование личности, внутреннего нравственного императива. Этот факт подтверждают и итоги мониторинга. Участие в деятельности инновационных структур оказало влияние на уровень доходов сотрудников: 32 % получили незначительную финансовую прибавку.
Практически все респонденты высоко оценили полученные научно-теоретические знания и профессиональные навыки в процессе инновационной деятельности: 19 % указали, что овладели новыми теоретическими знаниями, 18 — новыми практическими знаниями, 3 — приобрели необходимые знания, умения и навыки в области работы с новым оборудованием, 9 — получили возможность больше публиковаться, 11 — участвовать в разнообразных видах научно-педагогической деятельности, 14 — попробовали себя в новом виде деятельности, 10 — овладели новыми информационными технологиями, 9 % повысили квалификацию.
Мониторинг выявил и слабые стороны инновационной деятельности вуза. Несмотря на все перемены современный россиянин ментально слабо ориентирован на самостоятельные предпринимательские шаги. Большинство участников опроса (62 %) отметили, что для реализации своих идей им не хватает времени, 9 % нуждаются в поддержке руководства, 4 % психологически не уверены в успехе. Этот социальный фактор может тормозить (и часто тормозит) экономическое развитие. Таким образом, актуализируется проблема оптимизации социального управления инновациями в сфере профессионального образования. Можно предположить, что дальнейшему внедрению инноваций в деятельность вуза будут содействовать изыскание способов разгрузки кадров и обучение наиболее эффективным способам организации рабочего времени.
По мнению опрошенных, в вузе недостаточно внимания уделяется следующим аспектам инновационной эффективности:
- модернизации образовательного (17 %) и научно-исследовательского (9 %) процессов;
- развитию кадрового потенциала (25 %);
- укреплению материально-технической базы (9 %);
- модернизации структуры вуза и системы управления (7 %).
По результатам исследования эффективности инновационной деятельности МГПИ можно сделать следующие выводы: вуз по праву считается инновационным; в нем сложились система инновационных структур, новая система управления и мобильные группы, которые готовы к выполнению конкретных задач. В сознании преподавателей произошли необратимые положительные изменения инновационной направленности, и дальнейшее решение вопросов модернизации учебного заведения, готовность специалистов к работе в инновационном образовательном пространстве во многом будут зависеть от грамотных управленческих действий.
Одним из основных направлений по управлению инновационными процессами является развитие кадрового потенциала. С этой целью можно предложить осуществление и разработку специальных обучающих программ по ознакомлению с наиболее эффективным инновационным опытом, оптимальной организацией рабочего времени.
Социально-психологическому обеспечению успешной инновационной деятельности будет способствовать широкое применение методов социально-психологической поддержки, мотивации, ценностного ориентирования. Целенаправленное повышение авторитета участников нововведений, развитие соревновательных отношений в процессе подготовки и реализации инноваций помогут в деле раскрытия имеющегося кадрового потенциала.
Итак, в начале XXI в. образование «...представляет собой ту силу, которая в большей степени, чем какая-либо иная, формирует будущее» [2, с. 4]. В наши дни оно превращается в локомотив, который тянет за собой всю науку и экономику. Прослеживается ключевая взаимосвязь между развитием образования, с одной стороны, и наукой и рыночной экономикой - с другой. Инновационность в образовании выступает в качестве парадигмы, необходимой для социально-экономических и духовных перемен в обществе, меры преодоления отставания.
&88Й888888&& INTEGRATION OF EDUCATION. № 4, 2013 £&&&&&£&&&
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вербицкий, А. А. Концептуальные основы перехода к непрерывному образованию / А. А. Вербицкий,
Н. И. Нечаев, В. А. Юрисов. - Москва : Изд-во НИИ ВШ, 1989. - 40 с.
2. Зейналов, Г. Г. Инновационный контекст современного образования / Г. Г. Зейналов // Учебный эксперимент в образовании. - Саранск, 2011. - № 1. - С. 4-12.
3. Кадакин, В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мор-
довского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) / В. В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 9-12.
4. Пригожин, А. И. Нововведения : стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики) / А. И. Пригожин. - Москва : Политиздат, - 1989. - 271 с.
З. Шукшина, Т. И. Мордовский базовый центр педагогического образования как инновационная модель подготовки учителя / Т. И. Шукшина // Российский научный журнал. - 2011. - N° 2З. - С. 7б^З.
Поступила 1ЗШ.1З.
Об авторах:
Зейналов Гусейн Гардашоглы, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск, Россия), доктор философских наук, [email protected]
Стародубцева Любовь Викторовна, доцент кафедры менеджмента и экономики образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, [email protected]
Для цитирования: Зейналов, Г. Г. Социальное управление инновациями в сфере профессионального образования (из опыта работы мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева) / Г. Г. Зейналов, Л. В. Стародубцева // Интеграция образования. — 2013. — № 4 (73). — С. 15—19.
REFERENCES
1. Verbitsky A. A., Nechayev N. I., Yurisov V. A. Kontseptualnye osnovy perekhoda k nepreryvnomu obrazovaniyu [Conceptual basis for the transition to continuous education]. Moscow, THREAD VSH Publ., 1989, 40 p.
2. Zeynalov G. G. Innovatsionny kontekst sovremennogo obrazovaniya [Innovation context of the modern education]. Uchebny eksperiment v obrazovanii [Scholastic experiment in education]. 2011, no 1, pp. 4-12.
3. Kadakin V. V. Innovatsionnye processy v vysshem obrazovanii (iz opyta raboty Mordovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta imeni M. E. Evsevyeva) [Innovational processes in professional education (case study of Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute)]. Gumanitarnye nauki i obrazovanyie [Humanitarian Sciences and Education]. 2012, no 2 (10), pp. 9-12.
4. Prigozhin A. I. Novovvedeniya: stimuly i prepyatstviya (Sotsialnye problemy innovatiki) [Innovations: stimuli and challenges (Social problems of innovation theory)]. Moscow, Politizdat Publ., 1989, 271 p.
5. Shukshina T. I. Mordovsky bazovy centr pedagogicheskogo obrazovaniya kak innovacionnaya model podgotovki uchitelya [Mordvian base centre of the pedagogical education as an innovative model for preparing the teacher]. Rossiysky nauchny zhurnal [Russian scientific journal]. 2011, no 23, pp. 76-85.
About the authors:
Zeynalov Guseyn Gardashogly, professor, Chair of Philosophy, Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (Saransk, Russia), Doctor of philosophy, [email protected]
Starodubtseva Lyubov Viktorovna, research assistant professor, Chair of Management and Economy of Education, Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (Saransk, Russia), Kandidat nauk degree hoilder (PhD) in sociological sciences, [email protected]
For citation: Zeynalov G. G., Starodubtseva L. V. Socialnoe upravlenie innovacijami v sfere professionalnogo obrazovanija (iz opyta raboty Mordovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. M. E. Evsevyeva) [Social management of innovations in sphere of the professional education (case study of Evsevyev Mordvia State Pedagogical Institute)]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2013, no. 4 (73), pp. 15-19.