Научная статья на тему 'Современное музыкальное искусство и образовательный процесс. Тенденции нового формата соотношений'

Современное музыкальное искусство и образовательный процесс. Тенденции нового формата соотношений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
928
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЗВУКО-ВЫСОТНЫЕ СООТНОШЕНИЯ / АВАНГАРД / ЛАДОВАЯ ЭКСПРЕССИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / MODERN MUSICAL ART / SOUND-ALTITUDE RELATIONS / AVANT-GARDE / FRETTING EXPRESSION / COMPUTER TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / MUSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Додонова С. Г.

В статье рассматриваются новые тенденции в творчестве музыкантов-композиторов и исполнительстве современного музыкально искусства. Об использовании современными авторами новейших технических, тембровых возможностей музыкальных инструментов для воплощения своих творческих идей. Сочетание традиционных звуко-высотных соотношений с не традиционными не нововеяние, активно используется в различных вариантах и интерпретируется иногда в мало сочетаемых формах. Трансляция новых сочинений осуществляется на соответствующих «не традиционных» концертных площадках, большую популярность набирают фестивали и конкурсы музыкального авангарда и т.д. Для реализации композиторских замыслов, необходим высокий уровень подготовки музыканта-исполнителя, а также подготовка к соответствующему восприятию самого слушателя. Большая нагрузка, в данном случае, приходится на творческие учебные заведения от музыкальных школ до вузов. В связи с этим, в России активно осуществляется реформа, как всего образовательного процесса, так и музыкального. Возникающие трудности, связанные со спецификой композиторского творчества, музыкального исполнительства и востребованности среди слушателей преодолеваются, появляются новые потребности, что приводит и к новым совершенным технологиям всего музыкального искусства. Система высшего музыкального образования пытается сохранить ценность традиций в формате новых требований. В результате, выбор всегда останется за новым поколением это принять или не принять, либо адаптировать к меняющимся условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY MUSICAL ART AND EDUCATIONAL PROCESS. TRENDS OF NEW FORMAT RELATIONS

In the article new tendencies in creativity of musicians-composers and performance of modern music art are considered. The article is about the use by modern authors of the latest technical, timbre features of musical instruments for the embodiment of their creative ideas. The combination of traditional sound-altitude ratio with non-traditional is not new, but it is actively used in various variants and is sometimes interpreted in slightly combined forms. Translation of new compositions is carried out at the corresponding "non-traditional" concert venues, festivals and competitions of the musical avant-garde are gaining popularity. To realize the composer's plans, a high level of training of the musician is necessary, as well as preparation for the corresponding perception of the listener. A big load, in this case, falls on creative educational institutions from music schools to universities. In this regard, reform is being actively implemented, both in the educational process and in the musical process in Russia. The emerging difficulties associated with the specifics of composer creativity, musical performance and demand among listeners are overcome, give rise to new needs, which leads to the new perfect technologies of all musical art. The system of higher musical education tries to preserve the value of traditions in the format of new requirements. As a result, the choice will always remain for the new generation this is to accept or not to accept, or to adapt to changing conditions.

Текст научной работы на тему «Современное музыкальное искусство и образовательный процесс. Тенденции нового формата соотношений»

7.Генон, Рене. Великая Триада = La Grande Triade / Пер. с фр.: Т. Б. Любимова. - М.: Беловодье, 2010. - С.167.

8.Давлетшин Р. А. Мистицизм в сказании «Кисса-и Йусуф» // Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т. 18. - №1. - С.208.

9.Кол Гали. Йосыф китабы / Эхмэт Исхак кYчермэсе. — Казан:Татар, кит. нэшр., 1999. - 224б.

10.Корбен, Анри. История исламской философии. - М.: Прогресс Традиция, 2010. - 360с.

11.Миннегулов Х.Ю. Вслушиваясь в голоса веков... - Издательство: Магариф, 2003. - С.5.

12.Шюон Ф. Понять ислам / / Вопросы философии,1994. - № 7-8. - С.124.

13.Юзеев А. Философская мысль татарского народа. - Казань:Тат. Кн. Изд-во, 2007. - 214с.

References

1.Ali-zade. Aydyn. Islamskiy entsiklopedicheskiy slovar. - M.: Ansar. 2007. - S.40.

2.Axynov A.M. Islamizatsiya Volzhsko-Kamskogo regiona (VII-X BB.): Ha materiale arabskikh i starota-tarskikh istoch-nikov. - Kazan: «Otechestvo». 2003. - S.114.

3.Bertels A.E. Khudozhestvennyy obraz v iskusstve Irana IX-XV vekov (Slovo. izobrazheniye). - M.: Iz-datelskaya firma «Vostochnaya literatura» RAN. 1997. - 422 s.

4.Bertels E. E. Izbrannyye trudy. Sufizm i sufiyskaya literatura. - M.. 1965. - 531s.

5.Borodovskaya L.Z. Issledovaniye traditsii sufiyskogo tarikata Yasaviya v aspekte ego vliyaniya na tatarskuyu islam-skuyu kulturu // Islamovedeniye. - 2016. - T. 7. - № 4. - S. 103-109.

6.Borodovskaya L.Z. Otrazheniye traditsiy Yasaviya v islamsko-sufiyskoy simvolike tatarskikh folk-lornykh munadzha-tov // Islamovedeniye. - 2016. - T. 7. - № 3. - S. 103-117.

7.Genon. Rene. Velikaya Triada = La Grande Triade / Per. s fr.: T. B. Lyubimova - M.: Belovodye. 2010. - S.167.

8.Davletshin R. A. Mistitsizm v skazanii «Kissa-i Yusuf» // Vestnik Bashkirskogo universiteta - 2013. - T. 18. - №1. -

S.208.

9.Kol Gali. Yosyfkitaby / ?khm?t Iskhak k?cherm?se. — Kazan:Tatar. kit. n?shr.. 1999. - 224b.

10.Korben. Anri. Istoriya islamskoy filosofii. - M.: Progress Traditsiya 2010. - 360s.

11.Minnegulov Kh.Yu. Vslushivayas v golosa vekov... - Izdatelstvo: Magarif. 2003. - S.5.

12.Shyuon F. Ponyat islam // Voprosy filosofii.1994. - № 7-8. - S.124.

13.Yuzeyev A. Filosofskaya mysl tatarskogo naroda. - Kazan:Tat Kn. Izd-vo. 2007. - 214s.

УДК 78.07+378

С.Г. Додонова

СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

ТЕНДЕНЦИИ НОВОГО ФОРМАТА СООТНОШЕНИЙ

В статье рассматриваются новые тенденции в творчестве музыкантов-композиторов и исполнительстве современного музыкально искусства. Об использовании современными авторами новейших технических, тембровых возможностей музыкальных инструментов для воплощения своих творческих идей. Сочетание традиционных звуко-высотных соотношений с не традиционными - не нововеяние, активно используется в различных вариантах и интерпретируется иногда в мало сочетаемых формах. Трансляция новых сочинений осуществляется на соответствующих «не традиционных» концертных площадках, большую популярность набирают фестивали и конкурсы музыкального авангарда и т.д. Для реализации композиторских замыслов, необходим высокий уровень подготовки музыканта-исполнителя, а также подготовка к соответствующему восприятию самого слушателя. Большая нагрузка, в данном случае, приходится на творческие учебные заведения - от музыкальных школ до вузов. В связи с этим, в России активно осуществляется реформа, как всего образовательного процесса, так и музыкального. Возникающие трудности, связанные со спецификой композиторского творчества, музыкального исполнительства и востребованности среди слушателей преодолеваются, появляются новые потребности, что приводит и к новым совершенным технологиям всего музыкального искусства. Система высшего музыкального образования пытается сохранить ценность традиций в формате новых требований. В результате, выбор всегда останется за новым поколением - это принять или не принять, либо адаптировать к меняющимся условиям.

Ключевые слова: современное музыкальное искусство, звуко-высотные соотношения, авангард, ладовая экспрессия, компьютерные технологии, образовательный процесс, музыкальная подготовка.

S.G. Dodonova CONTEMPORARY MUSICAL ART AND EDUCATIONAL PROCESS. TRENDS OF NEW FORMAT RELATIONS

In the article new tendencies in creativity of musicians-composers and performance of modern music art are considered. The article is about the use by modern authors of the latest technical, timbre features of musical instruments for the embodiment of their creative ideas. The combination of traditional sound-altitude ratio with non-traditional is not new, but it is actively used in various variants and is sometimes interpreted in slightly combined forms. Translation of new compositions is carried out at the corresponding "non-traditional" concert venues, festivals and competitions of the musical avant-garde are gaining popularity. To realize the composer's plans, a high level of training of the musician is necessary, as well as preparation for the corresponding perception of the listener. A big load, in this case, falls on creative educational institutions - from music schools to universities. In this regard, reform is being actively implemented, both in the educational process and in the musical process in Russia. The emerging difficulties associated with the specifics of

composer creativity, musical performance and demand among listeners are overcome, give rise to new needs, which leads to the new perfect technologies of all musical art. The system of higher musical education tries to preserve the value of traditions in the format of new requirements. As a result, the choice will always remain for the new generation - this is to accept or not to accept, or to adapt to changing conditions.

Key words: modern musical art, sound-altitude relations, avant-garde, fretting expression, computer technologies, educational process, musical preparation.

Характерной чертой современного музыкального искусства является удивить в очередной раз искушенного слушателя концептуально новыми композиторскими идеями и оригинальным их воплощением. Реализованный, в очередной раз, внутренний мир композитора-творца, а также исполнителя дает спиральное развитие музыкальному искусству, его звуковому пространству. Современные авторы, исследователи, композиторы, аранжировщики знают все технические и тембровые возможности музыкальных инструментов, как одних из важнейших средств выразительности. Отмечают то, что ускорилась эволюция семиотического «симбиоза» - согласованность разных языковых систем: традиционной с не традиционной среди звуко-высотных соотношений, в композиционных формах (также стилизациях авторских произведений), в исполнительских интерпретациях. Данная позиция широко освещается научно-методической, искусствоведческой литературе по современной духовной хоровой музыке, о специфике звучания и звукоизвлечения различных инструментов, состоянии современного искусства на основе информационных технологий и т.д.

Современный век- век мировой глобализации и новаций. Интеллектуальные, духовные, образовательные, научные и другие трансформации общества аккумулируются в искусстве и проявляются через призму искусства. Композиторская мысль от авангардных смелых идей, не исключение и второго европейского авангарда, потрясший «основы искусства, отказавшись от истории, традиции, антропоцентризма, провозгласив антисубъективизм и признав критерий новизны чуть ли не единственной ценностью искусства» [5, с.35], стала центром актуальных тенденций в музыке П. Биллоне и Ф. Бедросяна, С.Губайдуллиной, Э.Денисова, АШнитке, С.Слонимского П.Булеза, КШтокхаузена, Л.Ноно, Б.Мадерны и др.

Музыкальный звук, в современной концепции композиторской мысли, интерпретируется как нечто особенное. Находит подтверждение следующими факторами. Жанр своего крупного театрального проекта - оперы «Прометей» Л.Ноно определяет как «трагедию слушания, подразумевая, что главные события совершаются не на сцене, а внутри самого музыкального звука» [5, с.38]. Композитор в середине 70-х годов прошлого века был сосредоточен на акустических экспериментах. Данные исследования послужили формированию новой эстетики. Л.Ноно пытался выявить и передать изменения звука, его трансформацию в пространстве и во времени. Итальянские композиторы П. Биллоне и Ф. Бедроссян акцентируют внимание на природе звука. П.Биллоне, показывает «телесность звука», его мифическую сущность, где многослойный звук, состоит из множества интервалов, но звучит как один. Ф. Бедроссян работает с идеей «ситуации звука», т.е. с усилением звучания инструментов происходит звуковое пресыщение внутри легитимированного пространства. П. Кёссинг (Венгрия) в своих произведениях воссоздает средствами ладовой экспрессии и гетерофонии атмосферу народной импровизационности: хроматизм и микрохроматизм. И. Машуков (Россия) использует диатонику и индийские рага в пьесе «Кама - Бог любви» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фонограммы. В жанре авангарда написаны пьесы для баяна Д. Курляндским (Россия) «Дождь» и П.Биллоне «Mani Stereos». В данном контексте актуальны слова С. Губайдулиной о баяне: «Мне нравится этот зверь, который дышит, ...он сопит и рычит; с одной стороны, нетрадиционные приемы игры, спецэффекты, состояние дрожи - узкая тропинка, где средств мало: полутона, полушумы - их много; с другой - открытость инструмента...зал дышал вместе с мехом баяна» [4, с. 27].

Современное искусство состоит не только из музыкальных звуков, которые воспроизводят на музыкальных инструментах при помощи как традиционных, так и новейших приемов звукоизвле-чения, используя весь акустический потенциал инструментов и т.д. Применение электроники, компьютерных технологий, позволяет также воспроизвести и модифицировать любые звуки, тембры, шумы. Воплощение таких проектов требует специализированных залов, техники и соответствующего персонала. Традиционные концертные залы не соответствуют требованиям нового искусства, поэтому его действие переносится в бывшие цеха заводов и аэропортов, на улицы (инсталляции со звуками индустриальных мегаполисов), площади, парки. Например, «Музыкальные скульптуры» Кейджа были исполнены на улице перед входом в музей Шпренгеля; в музыкальных инсталляциях Кильского, которые исполнялись в порту, участвовали гудки проходящих пароходов и звуки проезжающих машин; сценой для штокхаузеновских «Групп» в Берлине стал бывший аэропорт «Тем-

пельхоф»; на Зальцбургском фетивале 2007 года различные произведения итальянца Джанчито Шелси исполнялись в здании бывшей фабрики, они были включены в театрализованный performance Кристофа Марталера; Сальваторе Шаррино привлек к постановке своей оперы «Лживый свет очей моих» на берлинском фестивале 2010 года мировую звезду интермедийного искусства Ребекку Хорн и т.д. [3, с.49].

Для гармоничного существования в пространстве современного музыкального искусства, личность должна иметь определенную подготовку. Одно дело, когда сам исполнитель осознанно принимает участие в воплощении художественного замысла и смелых идей композитора. Исполнитель должен достаточно профессионально владеть музыкальным инструментом, т.к. современные сочинения требуют высокого исполнительского мастерства и мышления. Другая сторона - как воспринимает слушатель, его музыкальная подготовка, уровень его сознания к пониманию данного материала. Так как характерная черта современного искусства - удивлять новым и креативным. За все это в совокупности отвечает творческое образовательное учреждение, начиная с низшего уровня -музыкальная школа, среднее звено - колледж, и высшее - вуз. Существует много споров среди музыкантов-профессионалов о специальном обучении личности для современного творческого процесса - исполнителя, композитора, слушателя. Одни утверждают, что во время обучения теряется творческая индивидуальная природа, другие - наоборот, сторонники раскрытия природной сущности обучаемого и т.д. В качестве примера, дискуссия на третьем Кильском фестивале современной музыки «Шифры» между молодыми авторами Ш.Бартлингом и Д.Плёгером, что есть музыкальное искусство на современном языке. Бартлинг выступал за развитие современной музыки в традициях академической школы. Плёгер, наоборот, отрицал освоение музыки с позиций ремесла: «звук - уже давно больше не музыка в традиционном смысле, примитивность современного звука компенсируется сегодня техникой, а музыкальная комплексность переносится в область техническую и заменяется ею» [2, с. 138].

Несмотря на все разногласия в данном вопросе, творческо-музыкальное образование всегда актуально, что доказывает популярность музыкального искусства в целом на всех этапах его развития. В связи с этим, в нашей стране была утверждена концепция федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы» направлена на повышение качества профессионального образования и формирование кадрово-интеллектуального потенциала, отвечающего динамики развития страны. Таким образом, выпускник творческого вуза должен быть готов к восприятию всех музыкальных детерминант, происходящих в мире и стране.

Обновлением системы образование является внедрение системы ФГОСов. Задача вуза, и творческого, в том числе, - создать модель компетентностного обучения как многомерную систему, в которую входят два комплекса рекомендуемых компетенций: общих (ОК), общих профессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК). Например: ОК - Готовность к самоорганизации и самообразованию. ОПК - Готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики. ПК - Готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства.

Согласно требованиям ФГОСов, определены критерии оценки уровня профессиональной компетенции - это знать, уметь, владеть. В настоящий момент, имеется много мнений по структуры оценки: как трехбалльной системы оценки: «знать» - удовлетворительная оценка, «уметь» - хорошо, «владеть» - высший балл. Необходимо отметить, что «знать», «уметь» и «владеть» относятся к разным структурным уровням, внутри их выстраивается своя иерархия. Подготовку необходимо осуществлять таким образом, где мотив знаний и умений направлен на цель - владеть. Личностно-ориентированный характер данной структуры является главным. Обретаемая творческая профессия становится делом и смыслом будущей жизни, что и является «ядром аксиологической системы образовательного процесса» [1, с.34]. Данная компетентностная структура и разработана для формирования у личности системы ценностей в избранной профессии. Ее эффективность докажет время.

Таким образом, концепция кардинальных изменений и преобразований в сфере образования направлена на знания, умения и на понимание личности своего существования в пространстве искусства, современного в том числе. Формирование системы ценностей является стрежневой. Готовность самого выпускника к самообразованию, стремление к самосовершенствованию в своей профессиональной деятельности - самое важное и главное. Учебное учреждение может правильно сориентировать навстречу современному авангарду или сохранению этнических традиций региона, выбор всегда останется за молодежью.

Литература

1.Даниленко А.П. Аксиологические аспекты проблемы компетентностного подхода в обучении музыкантов-исполнителей среднего профессионального звена // Музыка и время. Ежемесяч. науч. критико-публицистич.журнал. - М.: ООО изд-во «Научтехлитиздат», 2017. - № 9. -С.31-36.

2.Додонова С.Г. Эстетическое воспитание и современное искусство / /

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. - Казань: инф.-изд.центр «Культура», 2016. - №4 - С.136-138.

3.Лейпсон Л. Современная музыка: опыт осмысления / /Музыкальная

академия. Ежеквартальный научно-теоретический и критико-публицистический журнал. - М.: Композитор, 2014. - №4 - С.48-56.

4.Петрусева Н. V международный фестиваль современной музыки «Россия - Италия» в Перми / / Музыкальная жизнь: музыкальный критико-публицистический иллюстрированный журнал. - М., 2011 - № 10 - С. 26-

5.Титова А.В. К совершенному человечеству через музыку: оперные проекты К.Штокхаузена, К.Гуйвартса и Л.Ноно / / Музыка и время. Ежемесяч. науч. критико-публицистич.журнал. - М.: ООО изд-во «Научтехлитиздат», 2017. - № 10. - С.35-43.

References

1.Danilenko A.P. Aksiologicheskiye aspekty problemy kompetentnostnogo podkhoda v obuchenii muzykantov-ispolniteley srednego professionalnogo zvena // Muzyka i vremya Ezhemesyach. nauch. kritiko-publitsistich.zhurnal. - M.: OOO izd-vo «Nauchtekhlitizdat». 2017. - № 9. -S.31-36.

2.Dodonova S.G. Esteticheskoye vospitaniye i sovremennoye iskusstvo // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kultury i iskusstv. Nauchnyy zhurnal. - Kazan: inf-izdtsentr «Kultura». 2016. - №4 - S.136-138.

3.Leypson L. Sovremennaya muzyka: opyt osmysleniya //Muzykalnaya akademiya. Ezhekvartalnyy nauchno-teoreticheskiy i kritiko-publitsisticheskiy zhurnal. - M.: Kompozitor. 2014. - №4 - S.48-56.

4.Petruseva N. V mezhdunarodnyy festival sovremennoy muzyki «Rossiya - Italiya» v Permi // Muzykalnaya zhizn: muzykalnyy kritiko-publitsisticheskiy illyustrirovannyy zhurnal. - M.. 2011 - № 10 - S. 26-

5.Titova A.V. K sovershennomu chelovechestvu cherez muzyku: opernyye proyekty K.Shtokkhauzena. K.Guyvartsa i L.Nono // Muzyka i vremya. Ezhemesyach. nauch. kritiko-publitsistich.zhurnal. - M.: OOO izd-vo «Nauchtekhlitizdat». 2017. - № 10. - S.35-43.

УДК 94

О.В.Низамутдинова

ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛЬМА 'УСАМЫ ФАУЗИ «Я ЛЮБЛЮ КИНО» КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В данной статье затрагивается вопрос отражения социальных процессов внутри общины египетских христиан через призму кинематографа. Для проведения анализа мы взяли популярный в Египте фильм 'Усамы Фаузи «Я люблю кино», чтобы понять современное восприятие коптами тем религии, творчества и эроса. Опираясь на постулаты Антропологического поворота в исторической науке, мы решили отойти от строго наукообразного стиля изложения и включили в него художественный, эмоционально окрашенный элемент. В лучших традициях «Школы Анналов» наше исследование обрело междисциплинарный характер, который проявился в совмещении проблематик истории, искусства, психологии и политики.

Ключевые слова: кинематограф, свобода, творчество, эрос, религия.

O.V. Nizamutdinova THE ISSUEOF 'USAMA FAWZI'SFILM "I LIKE CINEMA" AS A REFLECTION OF MODERN SOCIAL PROCESSESIN COPTIC COMMUNITY

In this article we talk about the issue of reflection of social processes within the Coptic community through a cinema's glass. To conduct the analysis, we chose a popular Egyptian film "I like cinema" in order to understand the modern perception by Copts of Religion, Art and Eros. Based on Anthropological Turn's tenets in History, we decided not to follow a strict Science style, but, conversely, include in it literary elements. In the best traditions of Annales School our research obtained an interdisciplinary character, so it's shown in the combination of History's, Art's, Psychology's and Policy's problematics.

Keywords: Filmmaking, Liberty, Art, Eros, Religion.

'Усама Фаузи (род. 19 марта 1961 г., Египет) - современный египетский режиссер, выпускник отделения режиссуры Высшего института кино (Гиза, Египет) 1984 г. Наиболее известные работы: 'Афа-рит ал-'Асфалт 1996 («Бесы с дороги»), Джинна ал-Шайатын 1999 («Рай бесов»), Бахибб ал-Сима 2004 («Ялюблю кино»), би ал-'Алван ал-Таби'и 2009 («Настоящими красками»).

Социальные процессы, наполняющие нашу повседневную жизнь, осмысливаются и находят свое отражение в научных, публицистических и творческих трудах. Современное египетское общество невозможно охарактеризовать как демократическое, поэтому свобода слова, ограниченная в пуб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.