Научная статья на тему 'The issueof ’Usama fawzi’sfilm “i like cinema” as a reflection of modern social Processesin Coptic community'

The issueof ’Usama fawzi’sfilm “i like cinema” as a reflection of modern social Processesin Coptic community Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / СВОБОДА / ТВОРЧЕСТВО / ЭРОС / РЕЛИГИЯ / FILMMAKING / LIBERTY / ART / EROS / RELIGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Низамутдинова О. В.

В данной статье затрагивается вопрос отражения социальных процессов внутри общины египетских христиан через призму кинематографа. Для проведения анализа мы взяли популярный в Египте фильм ’Усамы Фаузи «Я люблю кино», чтобы понять современное восприятие коптами тем религии, творчества и эроса. Опираясь на постулаты Антропологического поворота в исторической науке, мы решили отойти от строго наукообразного стиля изложения и включили в него художественный, эмоционально окрашенный элемент. В лучших традициях «Школы Анналов» наше исследование обрело междисциплинарный характер, который проявился в совмещении проблематик истории, искусства, психологии и политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The issueof ’Usama fawzi’sfilm “i like cinema” as a reflection of modern social Processesin Coptic community»

Литература

1.Даниленко А.П. Аксиологические аспекты проблемы компетентностного подхода в обучении музыкантов-исполнителей среднего профессионального звена // Музыка и время. Ежемесяч. науч. критико-публицистич.журнал. - М.: ООО изд-во «Научтехлитиздат», 2017. - № 9. -С.31-36.

2.Додонова С.Г. Эстетическое воспитание и современное искусство / /

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. - Казань: инф.-изд.центр «Культура», 2016. - №4 - С.136-138.

3.Лейпсон Л. Современная музыка: опыт осмысления / /Музыкальная

академия. Ежеквартальный научно-теоретический и критико-публицистический журнал. - М.: Композитор, 2014. - №4 - С.48-56.

4.Петрусева Н. V международный фестиваль современной музыки «Россия - Италия» в Перми / / Музыкальная жизнь: музыкальный критико-публицистический иллюстрированный журнал. - М., 2011 - № 10 - С. 26-

5.Титова А.В. К совершенному человечеству через музыку: оперные проекты К.Штокхаузена, К.Гуйвартса и Л.Ноно / / Музыка и время. Ежемесяч. науч. критико-публицистич.журнал. - М.: ООО изд-во «Научтехлитиздат», 2017. - № 10. - С.35-43.

References

1.Danilenko A.P. Aksiologicheskiye aspekty prablemy kompetentnostnogo podkhoda v obuchenii muzykantov-ispolniteley srednego professionalnogo zvena // Muzyka i vremya Ezhemesyach. nauch. kritiko-publitsistich.zhurnal. - M.: OOO izd-vo «Nauchtekhlitizdat». 2017. - № 9. -S.31-36.

2.Dodonova S.G. Esteticheskoye vospitaniye i sovremennoye iskusstvo // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kultury i iskusstv. Nauchnyy zhurnal. - Kazan: inf-izdtsentr «Kultura». 2016. - №4 - S.136-138.

3.Leypson L. Sovremennaya muzyka: opyt osmysleniya //Muzykalnaya akademiya. Ezhekvartalnyy nauchno-teoreticheskiy i kritiko-publitsisticheskiy zhurnal. - M.: Kompozitor. 2014. - №4 - S.48-56.

4.Petruseva N. V mezhdunarodnyy festival sovremennoy muzyki «Rossiya - Italiya» v Permi // Muzykalnaya zhizn: muzykalnyy kritiko-publitsisticheskiy illyustrirovannyy zhurnal. - M.. 2011 - № 10 - S. 26-

5.Titova A.V. K sovershennomu chelovechestvu cherez muzyku: opernyye proyekty K.Shtokkhauzena. K.Guyvartsa i L.Nono // Muzyka i vremya. Ezhemesyach. nauch. kritiko-publitsistich.zhurnal. - M.: OOO izd-vo «Nauchtekhlitizdat»». 2017. - № 10. - S.35-43.

УДК 94

О.В.Низамутдинова

ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛЬМА 'УСАМЫ ФАУЗИ «Я ЛЮБЛЮ КИНО» КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В данной статье затрагивается вопрос отражения социальных процессов внутри общины египетских христиан через призму кинематографа. Для проведения анализа мы взяли популярный в Египте фильм 'Усамы Фаузи «Я люблю кино», чтобы понять современное восприятие коптами тем религии, творчества и эроса. Опираясь на постулаты Антропологического поворота в исторической науке, мы решили отойти от строго наукообразного стиля изложения и включили в него художественный, эмоционально окрашенный элемент. В лучших традициях «Школы Анналов» наше исследование обрело междисциплинарный характер, который проявился в совмещении проблематик истории, искусства, психологии и политики.

Ключевые слова: кинематограф, свобода, творчество, эрос, религия.

O.V. Nizamutdinova THE ISSUEOF 'USAMA FAWZI'SFILM "I LIKE CINEMA" AS A REFLECTION OF MODERN SOCIAL PROCESSESIN COPTIC COMMUNITY

In this article we talk about the issue of reflection of social processes within the Coptic community through a cinema's glass. To conduct the analysis, we chose a popular Egyptian film "I like cinema" in order to understand the modern perception by Copts of Religion, Art and Eros. Based on Anthropological Turn's tenets in History, we decided not to follow a strict Science style, but, conversely, include in it literary elements. In the best traditions of Annales School our research obtained an interdisciplinary character, so it's shown in the combination of History's, Art's, Psychology's and Policy's problematics.

Keywords: Filmmaking, Liberty, Art, Eros, Religion.

'Усама Фаузи (род. 19 марта 1961 г., Египет) - современный египетский режиссер, выпускник отделения режиссуры Высшего института кино (Гиза, Египет) 1984 г. Наиболее известные работы: 'Афа-рит ал-'Асфалт 1996 («Бесы с дороги»), Джинна ал-Шайатын 1999 («Рай бесов»), Бахибб ал-Сима 2004 («Ялюблю кино»), би ал-'Алван ал-Таби'и 2009 («Настоящими красками»).

Социальные процессы, наполняющие нашу повседневную жизнь, осмысливаются и находят свое отражение в научных, публицистических и творческих трудах. Современное египетское общество невозможно охарактеризовать как демократическое, поэтому свобода слова, ограниченная в пуб-

личном пространстве СМИ, переходит в область символов искусства.

Одним из наиболее дискуссионных отечественных фильмов1 в Египте стала работа 'Усамы Фаузи «Я люблю кино», в которой режиссер последовательно раскрывает свое отношение к религии, эросу и искусству. Цель нашей статьи заключается в анализе отношения автора к этим понятиям, его критике господствующих в социуме предубеждений. Через главных героев фильма - коптов, исповедующих христианство протестантского толка, т.е через наиболее европеизированную и открытую часть египетского общества, - автор показывает, как новое мироощущение драматическим образом сталкивается с господствующей в стране традицией.

Для проведения объективного исследования мы использовали социальный и психологический подходы, а также исторический метод, так как наша работа имеет междисциплинарную тематику, находится на стыке искусствоведения, истории, психологии и политики. Главным источником для написания статьи стал сам фильм, а также рецензии на его современных египетских кинокритиков и историков, занимающихся коптским вопросом.

Фильм «Я люблю кино» вышел в кинопрокат в 2004 г. Как уже было отмечено выше, режиссером картины стал 'Усама Фаузи, а сценаристом - Хани Фаузи.Действие происходит в Шубре (район Каира, населенный по преимуществу христианами) в 1966 г. накануне Шестидневной войны. Власть готовит своих граждан к новому столкновению с Израилем: на протяжении всего фильма из телевизоров доносится речь президента Гамаля Насера (1956-1970), наполненная критикой внешних врагов, что сказывается на нервозности персонажей.

Главный герой фильма - четырехлетний На'им'Адли. Он живет вместе с родителями, старшей сестрой и больной бабушкой (матерью отца). Единственной страстью На'има является кино. Он с жаждой рассматривает киноафиши на улице и в своем калейдоскопе, упрашивает отца сходить с ним в кино, но надежды разбиваются о его религиозный фанатизм.

Проблема толкования религии стоит в Египте особенно остро ввиду традиционности и патриархальности мировоззрения его жителей. 'Усама Фаузи дает два варианта понимания веры: как страха (через образ отца) и как любви (через образ бабушки). По нашему мнению, это настоящее столкновение «ветхого» и «нового» человека, закона и благодати. Отец верит в Бога, но не любит его. Для него отношения с Абсолютом - это отношения страха и взаимной выгоды: благочестивой жизнью он хочет оплатить билет в рай.

Кино, как продукт европейской цивилизации, ассоциировалось у египтян 60-х гг. с духовным разложением. Отец пугает сына: «Ты попадешь в ад, если пойдешь в кино. Тебя зовут На'им. Ты знаешь, что означает твое имя? Рай! Как мальчик с таким именем пойдет в ад? Все, кто смотрят фильмы, окажутся в огне». На'им сопротивляется отцу не потому, что в нем нет религиозного чувства. Ему, напротив, интересно слушать бабушку, которая говорит о люби Бога к своему творению. На'им верит в Бога, обращается к нему, хоть и с гневом, во время грозы. Рай для На'има заключается в кинематографе: при посещениикинотеатра ребеноквидит вокруг себя ангелов. Христианское мироощущение На'има основано на превознесении творческого начала в человеке. Если человек создан по образу и подобию Бога, значит он - творец, и не должен отстраняться от своего созидательного призвания.

В вопросе свободы творчества мать На'има противопоставляется своему младшему брату, молодому юноше, увлеченно пишущему сценарии. Мать скрывает свой талант художника, она ведет двойную жизнь: днем - строгой директрисы, вечером - домохозяйки, и только ночные часы ей отведены для написания картин. Рабочий кабинет матери и квартира увешаны пейзажами, но если их перевернуть, то посетители увидят женские обнаженные натуры.

Помочь справится со страхом неприятия ее работ матери помогает любовник - художник. Возможно, творчество и не сблизило их, если бы между четой 'Адли не произошел раздор. Отец На'има пытался быть настолько ревностным христианином, что в браке решил ограничить половую связь

1 Подробнее см. Samia Mehrez. Bahibb Issima. Copts & the Public Sphere

со своей женой. Постигшая отца болезнь помогает ему переосмыслить свою жизнь: горе приводит его к барной стойке. Любовь побеждает страх, старший 'Адли восстанавливает отношения с женой и сыном.

Тема эроса раскрыта режиссером и в другой сюжетной линии: отношениях тети На'има со своим женихом, который, впоследствии, стал законным супругом. Чувства, основанные на влечении, наполняли молодых людей в период ухаживаний, но в браке не выдержали испытания бытом и исчезли.

Обобщая вышесказанное, мы делаем вывод, что режиссер 'Усама Фаузи трактует понятия религии, эроса и искусства с либеральных позиций. Для него важно освобождение от догмы, от традиции, «закона». Зажатость его героев, нехватка свободы самовыражения выливается в почти фрейдовский невроз. Не получая разрешения идти в кино На'им заболевает, как и его отец, придумывающий себе новые ограничения. Семейные ссоры между родителями заканчиваются после духовного преображения отца и налаживанием супружеской связи. Мать после успеха своей картины на выставке получает стимул развиваться в творческом направлении.

Фильм «Я люблю кино» необычен тем, что он очень смел. Консервативная египетская публика не привыкла видеть такой прямой подачи материала: кинокартина имеет как сторонников, так и ярых противников. Проблемы, которые не принято было обсуждать в публичной сфере, 'Усама Фаузи отразил в полном объеме.

Литература/ References

l.SamiaMehrez. BahibbIssima. Copts&thePublicSphere / / ISIMReview 15. Spring 2005. - 34-35 pp.

УДК 78 (4/9)

Г.Х.Сагеева

ОБ ИСТОКАХ ВОЕННОЙ МУЗЫКИ БУЛГАРО-ТАТАР 1

В статье проводится анализ тюркских и татарских литературных и научных источников, образцов устного народного творчества, дающих представление о существовании в булгаро-татарской культуре военной музыки (батальной и церемониальной музыки, рекрутских солдатских песен).

Ключевые слова: болгары, тюрки, военная музыка, музыкальные инструменты, военный этикет, рекрутские песни, баиты

G.H. Sageeva ON THE SOURCES OF MILITARY MUSIC BULGARO-TATAR

The article analyzes the Turkic and Tatar literary and scientific sources, samples of oral folk art, which give an idea of the existence in the Bulgaro-Tatar culture of military music (battle and ceremonial music, recruit soldiers' songs).

Keywords: Bulgarians, Turks, military music, musical instruments, military etiquette, recruit songs, baits

Военно-церемониальная музыка - одна из наиболее важных частей тюркской музыкальной эстетики. Как известно, древние тюрки были отличными воинами. Период кочевья дал миру многие элементы военной стратегии и тактики, бытующие до наших дней, а также конскую сбрую, стремена, саблю и т.д.

Организация армии требовала выработки мобильных средств передачи информации, регламентации военного этикета различными способами, в том числе и музыкальными.

Военная музыка, как и вся культура булгаро-татар, уходит своими корнями в общетюркский период - период кочевья, который дал миру многие элементы военной стратегии и тактики, бытующие до наших дней, а также конскую сбрую, стремена, саблю и т.д.

Анализируя различные тюркские и татарские литературные и научные источники, можно составить определенное представление о военной музыке булгаро-татар в различные исторические периоды и выделить отдельные тематические или жанровые группы:

1) Походная, батальная музыка - включает строевые песни, музыку, сопровождающую воинов, в том числе сигналы, оповещающие о сборе на войну, о начале и конце сражения.

2) Церемониальная музыка - музыка, обслуживающая торжественные церемонии, встречи

1 Работа выполнена при финансовой и научной поддержке Гранта РФФИ 18-012-00056/18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.