Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межгосударственное противоборство / вооруженные конфликты / национальная безопасность государства / вызовы и угрозы / варианты развития событий в мировой системе / interstate confrontation / armed conflicts / national security of the state / challenges and threats / variants of development of events in the world system

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Копылов Игорь Александрович, Толстых Владимир Владимирович

Рассмотрены характерные черты и особенности современного межгосударственного противоборства в условиях становления многополярного мира. Определены механизмы и инструменты межгосударственного противоборства в политической и экономической сферах, наиболее применяемые практики и технологии в военной и духовной сферах. Особое внимание уделено влиянию межгосударственного противоборства на национальную безопасность Российской Федерации, обоснованию вариантов дальнейшего развития событий в мировой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INTERSTATE CONFRONTATION AND ITS IMPACT ON NATIONAL DEFENSE AND SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Characteristic features and features of modern interstate confrontation in the context of the formation of a multipolar world are considered. The mechanisms and tools of interstate confrontation in the political and economic spheres, the most used practices and technologies in the military and spiritual spheres have been identified. Particular attention is paid to the influence of interstate confrontation on the national security of the Russian Federation, the justification of options for the further development of events in the world system

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

liberal Western democracy and modernization. In modern conditions, the most promising, according to the author, may be a model of conservative modernization, combining soil traditions with overdue changes in the country and the world. The article examines the main components of the state-civilization underlying the civilizational model of Russia's political development, and concludes that the viability of Russia is associated precisely with the model of the state - civilization. The author tries to find an answer to the question of what kind of national ideology should be adequate to this model. In foreign policy, the stated guideline for establishing a model of a multipolar world also corresponds to the type of state - civilization, which as a concept can be translated into Russia's partner countries, which are supporters of the multipolar development model system.

Key words: world political processes, crisis of the modern world order, Western model of development, Russian model of development, civilizational model of development, state - civilization, national ideology, multipolar world and Russia.

Ogneva Valentina Vasilyevna, doctor of political sciences, professor, ognevavv@yandex.ru, Central Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Bryansk branch of the RANEPA

УДК 355/359 001: 10.24412/2071-6141-2024-2-28-38

СОВРЕМЕННОЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ОБОРОНУ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.К. Копылов, В.В. Толстых

Рассмотрены характерные черты и особенности современного межгосударственного противоборства в условиях становления многополярного мира. Определены механизмы и инструменты межгосударственного противоборства в политической и экономической сферах, наиболее применяемые практики и технологии в военной и духовной сферах. Особое внимание уделено влиянию межгосударственного противоборства на национальную безопасность Российской Федерации, обоснованию вариантов дальнейшего развития событий в мировой системе.

Ключевые слова: межгосударственное противоборство, вооруженные конфликты, национальная безопасность государства, вызовы и угрозы, варианты развития событий в мировой системе.

Стремление США и их союзников сохранить свои лидирующие мировые позиции, неуклонный рост влияния новых центров силы, основными из которых являются Российская Федерация и Китай, понимание многими

государствами мира неизбежности трансформации современной мировой системы послужили значительному обострению межгосударственного противоборства, которое в настоящее время проводится с применением последних достижений науки и разработанных новейших технологий, военных и невоенных мер.

Военно-политическая и экономическая элита США, понимая постепенное утрачивание своего влияния в мире, сделала ставку на списание долгов и утверждение глобального лидерства посредством развязывания крупномасштабного конфликта, вовлечения в него ведущих мировых акторов и постконфликтного урегулирования на своих условиях. Эта позиция «ястребиной» части американской политической элиты США основывалась на вполне успешном опыте участия США в Первой и Второй мировых войнах, по итогам которых они фактически и стали ведущим и богатейшим государством мирового сообщества.

В рамках же планируемого глобального конфликта целью ставится не только нанесение поражения ведущим мировым державам - России, Китаю и другим странам, способным отстаивать и отстаивающим свой суверенитет, но и в целом подавление воли к сопротивлению, установлению глобальной американской гегемонии у всех других мировых акторов. Следует напомнить, что в действующих военно-стратегических и военно-доктринальных документах США, Россия и Китай определяются как основные соперники и конкуренты западному миру.

Так, в Стратегии национальной безопасности США 2022 года Китай определен как «единственный опасный конкурент с намерением изменить международный порядок, задействовав при этом всю экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для достижения этой цели». По мнению американских разработчиков, Россия представляет «непосредственную угрозу свободной и открытой международной системе, непосредственную и постоянную угрозу региональной архитектуре безопасности в Европе, является источником разрушений и нестабильности во всем мире, безоглядно попирая сегодня основные законы международного порядка, как показала ее жестокая операция на территории Украины» [1].

Поскольку США, Россия и Китай располагают ядерным оружием, представляется маловероятным, что в обозримом будущем состоится прямое вооруженное противостояние между этими странами, которое будет означать «конец истории» в буквальном смысле этого слова. США учитывают это обстоятельство и поэтому взяли курс на дестабилизацию мировой политической системы путем поощрения протестных движений в странах Северной Африки, Ближнего Востока и постсоветского пространства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что межгосударственное противоборство XXI века обрело новый характер и черты. Прежде всего, изменился состав участников противоборства и конфликтов, поскольку

в них все более заметную роль стали играть различные негосударственные акторы: частные военные кампании, а также террористические и иные экстремистские радикальные организации.

В настоящее время ведущие же мировые державы, в особенности США, зачастую воздерживаются от прямого участия в вооруженном противостоянии, но при этом активно поддерживают силы так называемой умеренной оппозиции (представители которой являются теми же самыми террористами, ничуть не скрывая своих радикальных взглядов), накачивают их деньгами и оружием.

Спецификой современного межгосударственного противоборства является и то, что сторонники однополярного мира прилагают значительные усилия для сохранения своего мирового влияния, проводя политику, направленную на сдерживание экономического развития других государств, используя при этом многочисленные методы и инструменты, негативно влияющие на состояние безопасности сфер международных отношений. В политической сфере мы наблюдаем реализацию таких инструментов межгосударственного противоборства, как:

- создание международных региональных объединений политической направленности с передачей им части государственного суверенитета, что облегчает управление национальными элитами и продвижение интересов, противоречащих государственным;

- продвижение международных движений в национальные государства, которые не поддерживают коллективный Запад, расширение сети некоммерческих и неправительственных организаций, глобализация средств массовой информации и социальных платформ с целью влияния на внутренние политические процессы (создание малых партий, взращивание лояльных элит, выборы, создание оптимальной формы правления и пр.);

- деление государств по принципу «свой - чужой», в основу которого может быть формально положен, например, политический режим в том или ином государстве (демократия или автократия), социально-экономическая формация (капитализм или социализм) и т. д.;

- использование площадки ООН для санкционирования применения экономического эмбарго или военной силы против неугодной страны;

- осуществление политического давления на соперников (высылка дипломатов, понижение представительства в стране, выход или невыполнение международных договорных обязательств, исключение из международных организаций, признание альтернативных государственных политиков в качестве представителя государства и пр.);

- применение на практике ненасильственной смены власти неугодных режимов (бархатные революции в Восточной Европе, «цветные революции» - «арабская весна» и др.);

- создание коалиций стран при «назначении» страны-изгоя (Северная Корея, Иран, Ливия, Сирия и др.) с целью сплочения союзников и проверки их лояльности проводимой политике.

Для экономической сферы ключевыми механизмами межгосударственного противоборства являются:

- создание системы мировой и резервных валют, позволяющей их обладателям запускать неподконтрольную международному сообществу эмиссию необеспеченной денежной массы [2];

- осуществление товарных закупок в третьих странах с игнорированием негативных последствий, обусловленных развитием вредных производств, нарастанием социального неравенства, усугублением дефицита на внутренних рынках и т. д.;

- создание очагов дестабилизации в странах и целых регионах для увеличения спроса на основную и резервные мировые валюты;

- разделение труда, позволяющее сосредоточить в своих руках экономику финансовых услуг (трейдеры, биржи, банки, страхование и пр.) и высокотехнологические отрасли, передав в третьи страны добывающие отрасли и производство. Создавая правила торговли, продаж и страхования государства контролируют потоки сырьевых и товарных масс;

- использование механизма односторонних санкций в целях экономической изоляции неугодного государства, дестабилизации внутренней ситуации в целях давления на правящий режим или его устранения;

- выделение средств Международного валютного фонда, других кредитных организаций (международных и национальных) странам с условием выполнения определенных политических действий, лежащих исключительно в области внутренней политики, или же с целью «закабаления» (по аналогии с планом Маршалла);

- инициирование международных проектов, научное обоснование которых сомнительно с целью выкачивания финансов из национальных экономик в виде налогов и штрафов (альтернативная энергетика, защита озонового слоя, парниковые газы и пр.);

- регулирование миграционных процессов из развивающихся стран в страны «золотого миллиарда» («перекачка мозгов», трудовые ресурсы и др.).

В качестве наиболее заметных практик межгосударственного противоборства в военной сфере можно перечислить:

- создание международных региональных объединений военной направленности с передачей им функции вооруженной защиты от внешних угроз и переходом на универсальные стандарты вооружения;

- завуалирование крупных военных сделок под видом создания военных блоков («АЦКШ» для продажи атомных подводных лодок Австралии);

- нарушение принципа «неделимости безопасности» в вопросах расширения военных блоков;

- использование обвинения в нарушении прав человека в качестве повода для ввода военного контингента и насильственной смены власти в стране (Ирак, Ливия, Афганистан, Югославия и т. п.);

- ведение прокси-войн против недружественных государств в целях их экономического и политического ослабления.

В духовной сфере определяющими технологиями межгосударственного противоборства являются:

- взятие под контроль управленческих структур международных организаций разной направленности (спортивных, культурных, религиозных и пр.) с целью дальнейшего использования в собственных интересах;

- использование глобальных средств массовой информации и сети Интернет для информационной войны против оппонентов;

- вмешательство в религиозные конфессии и деструктивное влияние на них;

- практика применения «культуры исключения» в отношении изолируемого государства.

Характеризуя современную обстановку, можно констатировать наличие вооруженных конфликтов с противоречиями разной природы:

- межконфессиональные, территориальные претензии и пр.;

- на разных стадиях развития: в горячей фазе, «замороженные», латентные и т. п.

Для современного межгосударственного противоборства характерно несоблюдение никаких правил ведения войны, закрепленных в общепризнанных международных нормативно-правовых документах (активно применяются запрещенные виды вооружения, фиксируется жестокое обращение с военнопленными, подвергается репрессиям и систематически уничтожается мирное население, разрушаются памятники культуры, наносятся системные удары по гражданской инфраструктуре, блокируются резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающие подобные акты).

Наиболее ярким примером этому служит атака боевиков палестинской группировки «ХАМАС» на территорию Израиля 7 октября 2023 года и ответные меры вооруженных сил Израиля, повлекшие огромные разрушения, многочисленные человеческие жертвы среди мирного населения обеих сторон. В этот день под прикрытием ракетных обстрелов около 3 тыс. боевиков «ХАМАС» проникли на территорию Израиля, убив более 1,3 тыс. человек в населенных пунктах, расположенных у границы с Газой, тысячи были ранены. Около 250 человек были взяты в заложники, среди которых оказались не только израильтяне, но и граждане других стран. Таких потерь в Израиле не было ровно 50 лет - с Октябрьской войны 1973 года [3]. В результате трех месяцев войны в секторе Газа, погибло более 27 тыс. палестинцев, большинство из которых женщины и дети. Потери израильской армии в ходе операции в Газе составляют более 1200 военнослужащих.

Продолжающийся кризис в арабо-израильских отношениях может охватить все пространство Ближнего Востока. Одновременно с этим в Израиле все чаще говорят о неизбежности третьей ливанской войны, которая может последовать после того, как закончатся интенсивные боевые действия в секторе Газа. Дальнейшая эскалация конфликта может перерасти в крупномасштабную региональную войну, в которой будут задействованы не только региональные державы, но и многие ведущие государства мира.

Для ослабления своих основных противников США и их союзники создают предпосылки зарождения многочисленных конфликтов на территориях, непосредственно граничащих с государствами - потенциальными противниками и конкурентами. В целях ослабления военной и экономической мощи Китая США многочисленными своими действиями поддерживают независимость Тайваня, который считается китайской территорией. Объясняется это тем, что в настоящее время США не могут напрямую конфликтовать с Китаем, так как для этого Вашингтону необходимо обеспечить реальный промышленный рост в собственной стране и максимально снизить рост Китая.

Будучи крупнейшим импортером китайской продукции, Соединенные Штаты в любой момент могут усилить санкции против Китая, однако такие санкции могут бумерангом ударить и по тем, кто их принимает. Слишком резкие шаги со стороны США могут привести к товарному голоду в стране. Товарное наполнение доллара может ещё больше снизиться, а американский потребитель столкнётся сначала с дефицитом товаров, которого он не видел добрую сотню лет, а потом и инфляционным всплеском, вызвавшим более серьёзные процессы.

Возможности экономического давления на Китай со стороны США ограничиваются ещё и тем, что он является крупнейшим держателем американских долговых обязательств. Их единовременный «сброс» Пекином может нанести американской экономике тяжелейший удар, который окажется особенно болезненным именно в период реформ, на которые нацелился Вашингтон.

Таким образом, попытка быстро «развязаться» с Китаем может оказаться губительной для самих США. Процесс, включающий в себя стимулирование внутреннего производства, перенос промышленных предприятий на территорию США, строительство новых производств и запуск их в действие с последующим замещением огромного американского импорта из Китая, займёт годы. Ситуация за это время может значительно измениться. Китай разовьет внутреннее потребление, станет независимым от экспорта своей продукции в страны Запада и добьется качественного скачка, после которого даже прямые санкции со стороны США и их основных союзников не смогут отбросить китайскую экономику на десятилетия назад, а всего лишь замедлят её рост. Поэтому, не имея на данный момент уверенности в победе над своим основным конкурентом, США предпринимают многочисленные шаги для вовлечения его в свои сомнительные

проекты, одновременно с этим воздействуют на Китай многочисленными экономическими санкциями.

Отложив прямое столкновение с Китаем на неопределенное время, США в целях удержания своего мирового лидерства, а также ослабления России как возможного союзника Китая в будущем противоборстве приложили значительные усилия для разжигания войны на постсоветском пространстве, которая затронула бы и весь Европейском континент. Для достижения заявленных целей США необходимо было найти страну-жертву, которая бы спровоцировала «casus belli» на глобальном уровне. Такой страной стала Украина, главная ценность которой для США заключается в максимальной приближенности ее территории к жизненно-важным центрам Российской Федерации. Так, по словам гуру американской геополитики З. Бжезинского, «Украина является территорией, что лежит глубоко в сердце России. Поддержка политических сил в Украине для Соединенных Штатов является наиболее эффективным способом бороться против России». Именно с этой целью США был реализован проект «Украина - АнтиРоссия». Даже если событий на Украине не было бы, их необходимо было бы выдумать с тем, чтобы спровоцировать обострение российско-украинских отношений.

Сама подготовка Украины в качестве антироссийского плацдарма осуществлялась с момента обретения ее независимости в 1991 году, а с момента государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года вступила в завершающую стадию. Для того чтобы включиться в конфликт, самим США необходимо было реализовать, по крайней мере, две основные задачи. С одной стороны, необходимо было обеспечить приход к власти в самих США, а также в ключевых странах коллективного Запада абсолютно управляемых персон и структур, а с другой, - сбросить все непрофильные «активы» в виде операции в Афганистане.

Решение первой задачи было достигнуто в ходе президентских выборов 2020 года, когда посредством манипуляций к власти был приведен Д. Байден, не имеющий ни собственной программы, ни собственной позиции и фактически недееспособный, ориентированный лишь на исполнение запросов мировых (американских) финансовых структур. Аналогичным образом к власти в ведущих странах европейского сообщества (в Германии и Франции) были приведены вполне «управляемые» О. Шольц и Э. Мак-рон и возглавляемые ими правительства. Ранее аналогичные манипуляции были осуществлены с руководством Евросоюза. Решение второй задачи было осуществлено посредством экстренного вывода американских и британских военных структур из Афганистана, а также снижения активности американских структур в иракском и сирийском Курдистане.

Во второй половине 2021 года стало очевидно, что США окончательно взяли курс на провоцирование глобального вооруженного конфликта посредством использования Украины. Ключевыми событиями развязывания глобального конфликта стали отказ руководства США и НАТО от

гарантий безопасности Российской Федерации, прежде всего, в плане не размещения вооружения и военной инфраструктуры на территории Украины, поощрения провокационности и агрессивности киевского режима, а также оснащения и вооружения американским и натовским ВВТ его вооруженных формирований. Непосредственно же триггером эскалации напряженности США и в целом коллективного Запада с Россией стало провокационное заявление В. Зеленского на Мюнхенской конференции 16 февраля 2022 года, поставившее под сомнение безъядерный статус Украины.

С учетом того что на территории Украины к тому времени функционировало порядка 30 американских военно-биологических лабораторий, а также подготовки ее вооруженных сил американскими и натовскими специалистами, стало очевидно, что в непосредственной близости к границам России сформировано квазигосударственное образование, находящееся под внешним управлением, представляющее непосредственную угрозу военной безопасности российского государства.

Все это предопределило начало Специальной военной операции России по демилитаризации и денацификации Украины, защите населения Донбасса и национальных интересов Российской Федерации. В более широком аспекте Специальная военная операция направлена на прекращение экспансии США и НАТО на Восток и создания ими угроз региональной и глобальной безопасности, защите мирового сообщества от навязывания американо-натовского диктата и принуждения жить по правилам, написанным американской администрацией для всего мирового сообщества. Тем самым Российская Федерация взяла на себя огромную ответственность за обеспечение глобальной безопасности в XXI веке, так же как это было в XIX и XX веках и в более ранней истории. Конфликт на Украине превратился в прокси-войну, которую коллективный Запад ведет с Россией «до последнего украинца».

Существует угроза эскалации этого конфликта, в случае если в него вмешаются войска стран НАТО. Так, командиры 101-й воздушно-десантной дивизии США, развернутой в Румынии, публично заявляли, что «... в случае эскалации боевых действий или нападения на НАТО они полностью готовы пересечь границу с Украиной» [4]. А глава польского МИДа З. Рау не исключил ввода войск НАТО на Украину в случае, если Россия применит там ядерное оружие. Кроме того, «по поступающим в Службу внешней разведки России сведениям, Вашингтон и Варшава прорабатывают планы установления плотного военно-политического контроля Польши над «своими историческими владениями» на Украине» [5].

В ходе современного противоборства США добились многих своих целей: европейская экономика постепенно теряет свою конкурентоспособность из-за роста цен на энергоносители и обратного эффекта введенных санкций против России, сложившийся рынок энергоресурсов в Европе существенно трансформировался в связи со значительным вытеснением рос-

сийской доли и контролируется американскими компаниями. В качестве сопутствующей задачи решается вопрос о замене в странах Восточной Европы советского вооружения и в целом устаревшего в странах-участницах НАТО на новые виды, выпускаемые американским военно-промышленным комплексом. Одновременно с этим коллективный Запад осуществляет давление на Китай, Индию, Турцию, страны ОПЕК в целях присоединения этих государств к санкционной практике по отношению к России. Необходимо отметить, что ход и объемы современного противоборства между Россией и коллективным Западом будут влиять как на геополитическую расстановку сил в мире в целом, так и на роль и место Российской Федерации в международном сообществе.

В сложившейся ситуации можно спрогнозировать следующие варианты развития событий:

- «крайне негативный». Противоборствующие стороны конфликта, а именно Россия и НАТО, в силу повышения ставок для переговорных позиций доводят ситуацию до прямого столкновения, в ходе которого не исключается и применение ядерного оружия. Результатом такого варианта разрешения межгосударственного противоборства может стать Третья мировая война;

- «негативный». Конфликт под влиянием коллективного Запада завершается мирными переговорами России и Украины, в результате которых находится территориальный компромисс между государствами. При этом, США сохраняют свое доминирующее положение в мире и активизируют противостояние с Китаем. Российская Федерация остается под международными санкциями и развивается в основном как автаркия, политическое влияние ее в международном сообществе уменьшается;

- «позитивный»: вооруженный конфликт заканчивается принуждением Украины к миру, начинаются переговоры России с США и их союзниками по созданию новой архитектуры международной безопасности в Европе и мире. Россия становится мировым центром силы и экономической мощи.

Это стало бы важнейшим итогом современной трансформации мирового порядка, что не устраивает правящие элиты государств, сторонников однополярного мира и провоцирует их участие в борьбе за место и роль в формирующемся миропорядке.

Этот процесс достаточно емко охарактеризовал Президент Российской Федерации в выступлении на Валдайском форуме. По словам В.В. Путина, «мы стоим на историческом рубеже, впереди, наверное, самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времен окончания Второй мировой войны. Запад не способен единолично управлять человечеством, но отчаянно пытается это делать, а большинство народов мира уже не хочет с этим мириться. В этом и есть главное противоречие новой эпохи» [6]. Данное положение, по словам главы российско-

го государства, чревато глобальными конфликтами или целой цепью конфликтов, что представляет собой угрозу для всего человечества.

Список литературы

1. Biden-Harris Administration's National Security Strategy.pdf [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse. gov/wp-content/uploads/2022/10/ Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

2. Дегтярев Д.А. Многополярность или «новая биполярность» // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mnogopolyarnost-ili-novaya-bipolyarnost/ (дата обращения: 16.01.2024).

3. Беленькая М. Палестинский вопрос вернулся в мировую повестку // Интернет-портал «Коммерсант» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 6427014 (дата обращения: 17.01.2024).

4. D'Agata C., Berriman S., Reals T. The U.S. Army's 101st Airborne is practicing for war with Russia just miles from Ukraine's border // CBS News. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbsnews.com/news/ukraine-news-russia-us-army-101 st-airborne-nato-war-games-romania/ (дата обращения: 24.01.2024).

5. В СВР сообщили о планах США и Польши установить контроль Варшавы над частью Украины // Информационное агентство «ТАСС» [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/14504823 (дата обращения: 24.01.2024).

6. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». Глава государства принял участие в итоговой пленарной сессии XIX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69695./ (дата обращения: 25.01.2024).

Копылов Игорь Александрович, канд. полит. наук, доц., член-корреспондент Академии военных наук, dxharald@mail.ru, Россия, Москва, Академия военных наук,

Толстых Владимир Владимирович, канд. воен. наук, oficer.1978@mail.ru, Россия, Москва, Академия военных наук

MODERN INTERSTATE CONFRONTATION AND ITS IMPACT ON NATIONAL DEFENSE AND SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

IK Kopylov, V.V. Tolstykh

Characteristic features andfeatures of modern interstate confrontation in the context of the formation of a multipolar world are considered. The mechanisms and tools of interstate confrontation in the political and economic spheres, the most used practices and technologies

in the military and spiritual spheres have been identified. Particular attention is paid to the influence of interstate confrontation on the national security of the Russian Federation, the justification of options for the further development of events in the world system

Key words: interstate confrontation, armed conflicts, national security of the state, challenges and threats, variants of development of events in the world system

Kopylov Igor Aleksandrovich, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Corresponding Member of the Academy of Military Sciences, dxharald@mail.ru, Russia, Moscow, Academy of Military Sciences,

Tolstykh Vladimir Vladimirovich, Candidate of Military Sciences, oficer.1978@mail.ru, Russia, Moscow, Academy of Military Sciences

УДК 321 DOI: 10.24412/2071-6141-2024-2-38-48

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА С 2021 ПО 2024 ГОД

Д.Е. Емельянов

Производится анализ гармонизации политического развития современной России и Республики Беларусь в рамках укрепления интеграционных связей Союзного государства. Среди перспективных направлений межгосударственной политики рассмотрены сфера, космическая отрасль, промышленность, фармацевтическая отрасль и другие мероприятия в рамках союзных программ. Обозначены новые возможности и преимущества развития отраслей Союзного государства России и Республики Беларусь. Обозначены политические инновации Союзного государства и путей решения проблем к углублению политической интеграции как продолжения политического развития.

Ключевые слова: политическая гармонизация, Республика Беларусь, Россия, политическое развитие, политическая интеграция, Союзное государство.

В настоящее время Республика Беларусь и Россия тесно сотрудничают в политическом, экономическом, культурном плане, активно развиваются двусторонние отношения в условиях сближения и политической интеграции.

Значительный аспект гармонизации межгосударственных отношений двух государств в настоящее время как предмет исследования недостаточно изучен. Однако в контексте политического развития Союзного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.