Научная статья на тему 'Характерные особенности современных международных отношений и их влияние на сотрудничество между государствами'

Характерные особенности современных международных отношений и их влияние на сотрудничество между государствами Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1479
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
Международные отношения / США / Россия / Китай / межгосударственное противоборство / сотрудничество / однополярный мир / многополярный мир / центры силы / международная безопасность / International relations / United States / Russia / China / interstate confrontation / cooperation / unipolar world / multipolar world / centers of power / international security

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мажуга Сергей Николаевич, Толстых Владимир Владимирович

Рассматриваются особенности современных международных отношений, складывающаяся структура мироустройства, анализируется характер современного межгосударственного противоборства, обосновывается растущая мощь новых центров мирового и регионального развития и определяется их влияние на сотрудничество между различными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the features of modern international relations, the emerging structure of the world order, analyzes the nature of modern interstate confrontation, substantiates the growth of power of new centers of global and regional development and determines their impact on cooperation between different countries.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности современных международных отношений и их влияние на сотрудничество между государствами»

Характерные особенности современных международных отношений и их влияние на сотрудничество между государствами

Полковник С.Н. МАЖУГА, кандидат военных наук

Полковник В.В. ТОЛСТЫХ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассматриваются особенности современных международных отношений, складывающаяся структура мироустройства, анализируется характер современного межгосударственного противоборства, обосновывается растущая мощь новых центров мирового и регионального развития и определяется их влияние на сотрудничество между различными странами.

The paper discusses the features of modern international relations, the emerging structure of the world order, analyzes the nature of modern interstate confrontation, substantiates the growth of power of new centers of global and regional development and determines their impact on cooperation between different countries.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Международные отношения, США, Россия, Китай, межгосударственное противоборство, сотрудничество, однопо-лярный мир, многополярный мир, центры силы, международная безопасность.

International relations, United States, Russia, China, interstate confrontation, cooperation, unipolar world, multipolar world, centers of power, international security.

НАЧАЛО российской специальной военной операции в феврале 2022 года по демилитаризации и денацификации Украины стало основополагающей причиной кардинальных изменений в системе международных отношений, сформировавшейся после распада Советского Союза в конце XX века.

Многие годы эта система функционировала в условиях возглавляемого США однополярного мира, но уже во втором десятилетии XXI века стало очевидно, что на мировой политической арене возникли новые центры мирового развития. Своей самостоятельностью в решении мировых проблем они обозначили зарождение другой системы мировой безопасности, иного торгово-экономического, социального и даже культурного порядка. Одной из основных причин их формирования стало осознание многими государствами и обществами заявленных целей глобализационных процессов и либеральной демократии, которые на практике оказались инструментом удержания лидирующих позиций США и их союзников. Либеральные геополитические ценности, интересы и приоритеты, которые предлагались, а иногда и насильно насаждались Вашингтоном, потеряли свою актуальность и привлекательность в настоящее время, переосмысливаются и отторгаются.

Сегодня быстроразвивающиеся страны Евразии, Южной Америки и Африки стремятся проводить суверенную и неподконтрольную внешнюю политику, тем самым высказывая несогласие с тотальным игнорированием Соединенными Штатами интересов других стран в области безопасности. Пытаясь противостоять политике коллективного Запада, эти государства объединяются в альянсы, союзы, коалиции для поиска подходящего формата взаимодействия, который позволит построить справедливый миропорядок, основанный на общепризнанных принципах

и нормах международного права, и внести весомый вклад в обеспечение региональной и международной безопасности.

Со своей стороны, США и их союзники, не желая мириться с провалом системы однополярного мира и с закатом своей гегемонии, поддерживают старые и формируют новые объединения различной направленности в разных регионах мира (рис. 1).

В связи с этим основную особенность современных международных отношений можно определить следующим образом: в мире формируются коалиции великих держав, противостоящих друг другу по важнейшим вопросам миропорядка и фундаментальным ценностям, глобализация сменяется регионализацией, идет раскол мира на противоборствующие военно-политические, финансово-экономические и технологические блоки.

Спровоцированный руками западных политиков «украинский кризис» и вынужденные ответные действия Российской Федерации стали вызовом однополярному миру и глобальной гегемонии США и ее союзников. Последовавшая за этим реакция всего мирового сообщества лишний раз подтвердила — мир разделился, а позиции государств стали основным критерием для авторов при распределении их на три условные группы, которые можно охарактеризовать следующим образом:

Первая группа (сторонники однополярного мира) — государства, пытающиеся сохранить свои лидирующие позиции в мировом процессе, пропагандирующие и насаждающие

Рис. 1. Создание США альянсов (союзов) в различных регионах мира

либерально-демократические ценности, в том числе нетрадиционные*. К ведущим государствам современного однополярного мира, возглавляемого США, следует отнести Великобританию, Германию, Францию, Канаду и Японию. Перечисленные государства, а также их союзники наделили себя правом применять и трактовать нормы международного права только в своих интересах.

* Под однополярным миром авторы понимают не лидерство одного государства-субъекта (в данном случае США), а совокупность государств-единомышленников, отстаивающих и навязывающих всему остальному миру определенную идеологию и правила сосуществования.

Вторая группа (сторонники многополярного мира) — государства, заявившие о себе как независимые центры мирового и регионального социально-экономического и военно-политического развития, отстаивающие равноправное партнерство в международной системе с опорой

на исторически сложившиеся традиционные духовно-нравственные и религиозные ценности. К лидерам данной группы относятся: Российская Федерация, Китай, Индия, Турция, Бразилия, Иран, Египет и др. Они предлагают миру равноправное и взаимовыгодное развитие, отстаивая при этом свои национальные интересы, не ущемляя интересы и приоритеты других государств мира.

Третья группа (занимающие нейтральную или выжидательную позицию) — государства, не имеющие ресурсов, средств и сил для проведения самостоятельной внешней политики, примкнувшие к одной из вышеперечисленных групп в качестве «младших» партнеров. Принятие ими окончательного решения последует только после завершения процесса трансформации современного мироустройства. К этим государствам можно отнести страны Африки, Латинской Америки, Азии, а также страны постсоветского пространства кроме Украины и прибалтийских государств.

Сложившееся в настоящее время геополитическое разделение стран стало причиной дисбаланса системы международных отношений, поводом для противостояния между ведущими

центрами регионального и мирового развития, которое сопровождается борьбой за глобальное лидерство и влечет за собой разрушение современной архитектуры международной безопасности и развязывание новой гонки вооружений. Создавшаяся ситуация становится причиной многих региональных конфликтов, которые впоследствии могут перерасти в глобальные, что будет представлять собой угрозу уже для всего человечества.

Другие характерные черты современных международных отношений наиболее наглядно проявляются во взаимодействии или противоборстве государств из сформировавшихся политических групп во всех сферах международной жизни.

Рассматривая современное состояние международных отношений, следует признать, что основным субъектом и интересантом** активизации изменений в расстановке сил на мировой арене являются Соединенные Штаты, их ближайшие союзники и партнеры. Именно они являются главными идеологами группы государств — сторонников однопо-лярного мира. Их геостратегические планы и амбиции сфокусированы на перераспределении сфер влияния в геополитическом и экономическом пространствах и направлены на максимальное ослабление государств, не поддерживающих существующий миропорядок. Вся их деятельность строится на достижении главной геополитической цели — удержать свою глобальную гегемонию в мире. По мнению авторов, это осуществляется решением политических, экономических и военных задач.

** Интересант — лицо, руководствующееся в своих поступках исключительно личным расчетом, корыстью, выгодой.

Основными политическими задачам являются:

• поддержание мирового лидерства через сохранение у власти в странах-союзниках управляемых политических элит и внедрение в сознание граждан либерально-демократических ценностей, в том числе через подконтрольные международные организации;

• изменение внешнеполитического курса ряда государств, смещение или замена их политического руководства на прозападное, в том числе в Республике Беларусь и Российской Федерации;

• усиление влияния в Азии и на постсоветском пространстве;

• противодействие Китаю в создании расширенной сферы влияния в Индо-Тихоокеанском регионе и стремлении стать ведущей мировой державой.

Основными соперниками США и их союзников, потенциальными субъектами прекращения гегемонии на мировом пространстве являются две великие державы — Китай и Россия, которые в настоящее время проводят независимую политику по сдерживанию и противодействию деструктивной деятельности сторонников однополярного мира. Напомним, что в Стратегии национальной безопасности США, подписанной президентом Джо Байденом 12 октября 2022 года, Китай определен как единственный конкурент США, который намерен изменить международный порядок и увеличивает для этого свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь1.

В целях сохранения своего мирового влияния США и Великобритания создали в Азии и Индо-Тихоокеан-ском регионе альянсы и союзы, главной целью которых является замедление развития и противодействие растущей силе Китая. Особое внима-

ние уделяется созданному 15 сентября 2021 года англосаксонскому союзу AUKUS (Австралия, Великобритания, США), который в ближайшей перспективе должен расшириться за счет вхождения в него Японии, Южной Кореи и Новой Зеландии, а в перспективе стать фундаментом азиатского аналога НАТО.

Другим направлением противодействия Китаю является развитие невоенного сотрудничества в рамках НАТО, которое позволяет США втянуть своих европейских союзников в американо-китайское соперничество. Формирование блокового, коллективного противостояния с Китаем остается для США важнейшей задачей. Особую опасность для англосаксов представляет возможное объединение Китая с Тайванем, которое существенно усилит Китай в технологической и экономической сферах. В целях недопущения этого США всячески провоцирует китайское руководство, разжигая военный конфликт.

Готовясь к будущему мировому противоборству с Китаем, идеологи однополярного мира в настоящее время решают очень важную задачу — изолирование Российской Федерации от участия в решении актуальных вопросов международной жизни, ослабление ее экономики и военной мощи. Впервые в Стратегии национальной безопасности США отмечено, что «Россия представляет непосредственную угрозу свободной и открытой международной системе, безрассудно попирая основные законы международного порядка сегодня...», «Россия представляет непосредственную и постоянную угрозу региональному порядку безопасности в Европе и является источником разрушений и нестабильности во всем мире...»2. Пытаясь дискредитировать Российскую Федерацию из-за проведения специальной военной операции на Украине, сторонники

однополярного мира ввели многочисленные санкции против российского военно-политического руководства и отдельных политических лидеров, осуществляют беспрецедентное давление на всех мировых площадках.

Не добившись реализации своих политических задач, прежде всего в отношении Китая и России, США и их сторонники пытаются достичь своих геополитических целей через решение многочисленных экономических задач, основными из которых являются:

• удержание мирового экономического лидерства с доминированием американского доллара как ключевой резервной валюты;

• ослабление основных своих экономических конкурентов — Китая и Российской Федерации, а также других экономически развитых государств;

• контроль над мировыми рынками информационных технологий, авто- и авиастроения, энергоресурсов (прежде всего нефти и газа);

• существенное снижение государственного долга США.

Основными соперниками США и их союзников, потенциальными субъектами прекращения гегемонии

на мировом пространстве являются две великие державы — Китай и Россия, которые в настоящее время проводят независимую политику по сдерживанию и противодействию

деструктивной деятельности сторонников однополярного мира.

Напомним, что в Стратегии национальной безопасности США, подписанной президентом Джо Байденом 12 октября 2022 года, Китай определен как единственный конкурент США, который намерен изменить международный порядок

и увеличивает для этого свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь.

В этих целях, принимая во внимание поступательный рост экономики Китая, американская администрация еще во времена Д. Трампа спровоцировала принятие санкционных мер против ведущих китайских торговых и производственных предприятий и начало «торговой войны». В настоящее время США повсюду пытаются препятствовать экономической деятельности Китая, перекрывают доступ к современным информационным технологиям, производству современных полупроводников на том основании, что они критически важны для обучения систем искусственного интеллекта военного назначения. Новые санкции США радикально отразились на китайской ИТ-сфере, введены запреты на поставку оборудования для производства микросхем и использование иностранных чипов в производстве. После инцидентов с аэростатами пять китайских компаний и один исследовательский институт попали в черный список Министерства торговли США. Их обвинили в поддержке модернизации вооруженных сил Китая, в особенности аэрокосмических программ Народно-освободительной армии, включая дирижабли и аэростаты.

Особые санкционные меры приняты против российского государства. На момент написания статьи вступил в силу уже десятый пакет антироссийских санкций, в котором активно участвуют союзники США по однополярному миру. Санкцион-ный пакет Европейского Союза оценивается в 11,4 млрд евро3. Для сравнения, предыдущие девять пакетов составляли в сумме 32,5 млрд евро. Под европейскими санкциями теперь 205 российских организаций и почти 1 500 физлиц.

Характерной чертой мировых экономических отношений стало то, что, добиваясь поставленных целей, ведущие государства используют все

ресурсы и влияние против не только потенциальных соперников, но и своих сторонников. В качестве примера можно привести тот факт, что США и Великобритания для замедления развития ведущих европейских стран предприняли многочисленные меры по замене российских энергоресурсов своими, организовали подрыв российских газовых трубопроводов. В итоге экономика США оказалась одним из основных выгодоприобретателей европейского энергетического кризиса, а многие европейские компании, производящие сталь, удобрения и другие важные товары для мировой экономики, переносят свои производственные площадки на территорию США из-за высоких цен на энергоносители.

Одновременно с решением экономических задач США и их союзники усиленными темпами наращивают свое военное превосходство. Решение военных задач осуществляется через создание новой модели безопасности — «Глобальное НАТО», а также за счет сохранения и размещения американских войск (сил) и объектов военной инфраструктуры в стратегически важных районах мира. С целью продвижения своих военно-политических интересов США с 1987 года присваивают отдельным государствам статус «Основной союзник вне НАТО» (рис. 2). Так, например, его присвоение Бахрейну, Египту, Кувейту, Марокко и Тунису способствовало сохранению там военных баз (военного присутствия) США и их доступу к природным ресурсам этих стран. Также Вашингтоном было образовано несколько зон свободной торговли в регионе с четырьмя основными союзниками вне НАТО (Израиль, Иордания, Бахрейн и Марокко)4. В мае 2022 года США предоставили данный статус Колумбии, тем самым пытаясь усилить свое влияние в Латинской Америке.

Рис. 2. Военно-политическое взаимодействие США с государствами, не входящими в НАТО

29 июня 2022 года по итогам саммита НАТО в Мадриде была опубликована «Стратегическая концепция НАТО-2022», в которой было отмечено, что НАТО все больше рассматривает Китай в качестве серьезной угрозы для своей безопасности (рис. 3). По мнению государств — членов североатлантического альянса, «Заявленные Китайской Народной Республикой амбициозные цели и политика принуждения бросают вызов нашим интересам, безопасности и ценностям»5. Следуя логике стратегической конкуренции с Китаем, США стремятся расширить деятельность НАТО, свя-

зав блок со своими союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для этого на саммит 2022 года впервые были приглашены партнеры из этого региона: Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи и Японии. Основными темами для переговоров также были развитие кооперации в сферах информационной, технологической и кибер-безопасности, внедрение общих стандартов в данных сферах.

Воспользовавшись подконтрольностью европейской бюрократии, далекой от отстаивания национальных интересов своих стран, осторожной политикой китайского руководства

Характерной чертой мировых экономических отношений стало то, что, добиваясь поставленных целей, ведущие государства используют все ресурсы и влияние против не только потенциальных соперников, но и своих сторонников. В качестве примера можно привести тот факт, что США и Великобритания для замедления развития ведущих европейских стран предприняли многочисленные меры по замене российских энергоресурсов своими, организовали подрыв российских газовых трубопроводов. В итоге экономика США оказалась одним из основных выгодоприобретателей европейского энергетического кризиса, а многие европейские компании, производящие сталь, удобрения и другие важные товары для мировой экономики, переносят свои производственные площадки на территорию США из-за высоких цен на энергоносители.

Итоги саммита НАТО в Мадриде 29-30 июня 2022 года

Россия объявлена самой значительной и прямой угрозой безопасности союзников, а также миру и стабильности в евро-атлантическом регионе

Принято решение пригласить I Швецию и Финляндию стать I членами НАТО I

Принято решение о новых мерах по усилению адресной политической и практической поддержки партнеров, включая Боснию и Герцеговину. Грузию, Молдавию

Китай отмечен как страна, чья политика бросает вызов интересам,безопасности и ценностям НАТО

Договорились продолжить оказывать Украине политическую и практическую поддержку

Согласована новая «модель»

более мощных и ® боеспособных вооруженных сил НАТО

стратег»*«"1"

|— Силы пер

I П Г 1— более

(до 10 дне

( А^ I- Силы вто ( А г- Силытре

Силы первой очереди

более человек

(до 10 дней)

Силы второй очереди

человек (10-30 дней)

Силы третьей очереди

человек (30-180 дней)

Рис. 3. Итоги саммита НАТО в 2022 году

и высокой степенью интеграции Китая в мировую экономику, США, являясь «куратором» украинского режима, планомерно повышали градус конфронтации между Россией и Украиной. Современный конфликт на Украине превратился в прокси-войну, которую коллективный Запад во главе с США ведет с Россией «до последнего украинца». В настоящее время существует угроза эскалации этого конфликта в случае, если в него вмешаются войска стран НАТО. Кроме того, США и Польша прорабатывают планы установления военно-политического контроля польского государства над «своими историческими владениями на Украине» в рамках миротворческой миссии.

В качестве сопутствующей задачи на среднесрочную перспективу решается вопрос о замене советского (страны Восточной Европы) и устаревшего

(государства — члены НАТО) вооружения на новые образцы производства США. Это осуществляется согласно замыслу концепции «Сухопутные войска США в многосферных операциях-2028», при котором США и НАТО должны обеспечить готовность своих многосферных группировок войск к ведению боевых действий против России в 2026—2028 годах, а против Китая в 2029—2035 годах6. Как итог — деструктивная политика США и их союзников может привести к началу региональной, а впоследствии и к крупномасштабной войне, которая повлечет за собой катастрофические итоги для всего человечества.

В этих условиях сторонники многополярного мира активизировали свою деятельность в международных организациях, членство в которых основано на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве. В настоя-

щее время Россия совместно с Китаем и Индией, как основа межгосударственного объединения БРИКС, проводят целенаправленную работу по укреплению совместных проектов в области международной безопасности и социально-экономического развития, стремятся расширить свое влияние на страны, не являющиеся лидерами регионального и мирового развития, решая при этом политические, экономические и военные задачи.

В связи с этим усилия в решении политических задач сосредоточиваются на:

• стремлении сформировать новую мировую систему, основанную на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве всех государств мира;

• прекращении активной фазы нынешнего противоборства Запада с Россией на Украине и предотвращении возможных военных конфликтов в других регионах планеты, в том числе на Тайване;

• более агрессивном и целенаправленном отстаивании национальных и коллективных интересов на всем мировом политическом пространстве.

В целях решения этих задач 23— 24 июня 2022 года был проведен XIV саммит организации под девизом «Укрепление высококачественного партнерства БРИКС, вступающего в новую эру глобального развития». На саммит кроме государств-участников были приглашены лидеры 13 развивающихся стран — Ирана, Алжира, Аргентины, Египта, Индонезии, Казахстана, Сенегала, Узбекистана, Камбоджи, Эфиопии, Фиджи, Малайзии и Таиланда. Это приглашение запустило процесс пополнения рядов организации и превращения БРИКС в организацию государств практически всего развивающегося мира. На саммите прозвучали прорывные и эпохальные предложения по совершенствованию организации, решены многие вопросы взаи-

модействия. В итоговой декларации закреплено, что для решения задачи по укреплению и реформированию многосторонней системы необходимо сделать инструменты глобального управления более инклюзивными, расширить круг его участников с тем, чтобы способствовать активизации и повышению значимости участия развивающихся и наименее развитых стран, особенно Африки, в глобальных процессах и структурах принятия решений, повысив их приспособленность к современным реалиям7.

Другой организацией государств, противостоящих гегемонии США, является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), саммит которой 15—16 сентября 2022 года в г. Самарканде стал вердиктом од-нополярному миру. Он утвердил перспективные направления и основополагающие принципы развития новых институтов международного сотрудничества, структуру организации государств, которые стремятся к иным, более действенным подходам в решении вопросов безопасности в мире. К восьми государствам-членам, четырем государствам-наблюдателям, шести партнерам по диалогу ШОС изъявили желание примкнуть Египет, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн и Мальдивские острова, при этом Иран уже подписал меморандум о вступлении. В дальнейшем есть все предпосылки, что организация будет расширяться за счет стран Африки и Юго-Восточной Азии. Саммит показал, что, несмотря на многочисленные санкции приверженцев однопо-лярного мира, в мире сформирована новая модель сотрудничества, основанная на равноправии и принципах многополярного мира, которая в том числе позволит участникам ШОС сотрудничать, отказавшись от диктата американского доллара, постепенно увеличивать доли национальных валют во взаимных расчетах. Организа-

ция стала альтернативной площадкой для незападных стран, выступающих в противовес внешнеполитической деятельности коллективного Запада во главе с США.

В настоящее время, в отличие от государств однополярного мира, которые всячески подогревают конфликт на Украине финансовыми и военными средствами, сторонники многополярного мира пытаются прекратить его политическими и дипломатическими усилиями. Так, Китай призвал прекратить боевые действия и отказаться от мышления холодной войны. В опубликованном 24 февраля 2023 года документе «Позиция Китая по политическому решению украинского кризиса» перечислены необходимые для его решения задачи, в том числе — уважать суверенитет всех стран, отбросить мышления холодной войны, прекратить огонь, начать мирные переговоры, разрешить гуманитарный кризис, защитить гражданских лиц и военнопленных, поддерживать безопасность атомных электростанций, снизить стратегические риски, гарантировать вывоз зерна, прекратить односторонние санкции, обеспечить стабильность цепочек производства и поставок товаров и энергоресурсов, содействовать послевоенному восстановлению8.

Преследуемые сторонниками многополярного мира политические цели осуществляются одновременно с решением экономических задач:

• укрепление стабильности и безопасности на пространстве, объединяющем государства, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия;

• расширение экономических связей и товарооборота между заинтересованными государствами через построение новых транспортных путей доставки продукции и техники;

• выработка новой социально-экономической модели развития человечества, своего рода «нового капитализма».

Таким образом, попытки Запада изолировать страны, не поддерживающие их модель мироустройства, провалились, о чем свидетельствовали события на саммите группы G 20 на острове Бали (Индонезия) 15— 16 ноября 2022 года, равно как и на упоминавшихся саммитах БРИКС в Пекине и ШОС в Самарканде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государства — идеологи многополярного мира стали ориентиром для тех, кого не удовлетворяет деструктивная внешнеполитическая и экономическая деятельность США и их союзников. Можно с уверенностью говорить о фактическом формировании основ многополярного мира, что в условиях нарастающей на планете нестабильности и неопределенности подразумевает решение военных задач, а именно:

• совершенствование существующих механизмов военного сотрудничества, расширение взаимодействия в сфере практического военного и военно-технического сотрудничества;

• обеспечение национальной и коллективной безопасности в условиях беспрецедентных военно-политических вызовов глобальной и региональной безопасности;

• углубление консультаций по вопросам стратегической безопасности, поддержание интенсивного диалога между министерствами обороны государств, наращивание стратегических контактов и координации между национальными вооруженными силами.

Результаты современного противоборства сторонников одно-полярного и многополярного мира во многом будут зависеть от возможного участия и поддержки сторон государствами, занимающими нейтральную или выжидательную позицию. Присоединение этих стран

к той или иной группе может кардинально изменить современную структуру международных отношений, что вызывает необходимость более пристального рассмотрения их целей и задач во внешнеполитической деятельности. Следует отметить, что, хотя безоговорочная поддержка позиции США и их союзников государствами Латинской Америки и Африки уходит в прошлое, влияние сторонников однополярного мира на них все еще достаточно велико. Характерной особенностью является постепенная смена их курса в пользу суверенного и многовекторного развития с оглядкой на возможные санкции со стороны США и их союзников. При этом многие государства решают политические, экономические и военные задачи, которые позволяют им активно развиваться не только в своем регионе, но и за его пределами. К ним относятся государства Латинской Америки — Бразилия, Аргентина, Мексика и Чили, а также страны Африки — ЮАР, Алжир, Египет и Нигерия.

Латинская Америка осталась в стороне от конфликта Запада с Россией, усматривая в нем возможность для своей геополитической и экономической эмансипации. Этот курс хорошо прослеживался по итогам девятого саммита Америк в июне 2022 года в Лос-Анджелесе, который продемонстрировал наличие серьезного кризиса в политике США в регионе. Лидеры пяти стран отказались в нем участвовать в знак протеста против действий американской администрации, не пригласившей Кубу, Никарагуа и Венесуэлу. Всего же на саммит не приехали лидеры одиннадцати латиноамериканских государств. Итог — ни одна из стран Латинской Америки не поддержала даже переговоров о каких-либо санкциях в отношении России, при этом многие из них не побоялись резко осудить действия Вашингтона по изоляции российского государства.

Африканский континент в настоящее время обладает огромным демографическим, ресурсным и социальным капиталом, на который в последние десятилетия обращают пристальное внимание все ведущие державы мира. Несмотря на свою отсталость от европейских стран, государства континента выработали уникальную способность консолидировать свою позицию в рамках Африканского Союза и предпринимать коллективные шаги для повышения собственной роли на планете. В настоящее время наиболее развитые государства Африки самостоятельно выстраивают новые конфигурации отношений с ведущими державами, которые по мере нарастания военно-политических и экономических противоречий в мире становятся все более востребованными.

Наиболее важной для Российской Федерации в ее противоборстве с США и странами НАТО является позиция государств постсоветского пространства, которые в настоящее время заняли выжидательную, а в случае с прибалтийскими государствами и враждебную позицию. Позиция Украины, пытавшейся усидеть на «двух стульях», привела к печальному результату — такая же участь может грозить и другим государствам региона, которые, с одной стороны, состоят в Евразийских организациях — СНГ и ОДКБ, с другой стороны, стремятся налаживать многовекторные связи с США, НАТО и Европейским Союзом.

В целом государства Латинской Америки, Африки и постсоветского пространства входят в новый политический цикл, который может переформатировать устоявшиеся международные связи. Политические, экономические и военные потенциалы этих регионов являются источником исключительных геополитических интересов ведущих государств одно-

полярного и многополярного мира, что подразумевает в краткосрочной перспективе усиление соперничества между двумя центрами: США — Европейский Союз — Великобритания и Китай — Россия. Исход такого соперничества еще не ясен и зависит от решения ключевых вопросов по взаимодействию мировых лидеров со своими союзниками и других задач на европейском, американском и азиатском континентах. Можно сказать, что сегодня на кону облик будущего мира и в нем прослеживаются два варианта развития событий.

Первый вариант — это мир, в котором, по сути, нет места суверенным государствам и национальным элитам.

Второй вариант — многополярный мир, где субъектами мировой политики остаются государства и нации.

Эти два варианта — взаимоисключающие, где реализация одного из них означает неизбежное поражение другого. Поэтому борьба носит крайне ожесточенный характер.

Осуществив краткий анализ особенностей современных международных отношений, можно сказать, что наиболее важные для человечества события будут проходить в глобальном мировом пространстве и его значимых регионах, к которым авторы относят Ближний Восток и Европу, а также Индо-Тихоокеанский регион. При этом следует учитывать, что в настоящее время между противоборствующими государствами имеются как общие интересы в этих регионах, так и позиции, по которым есть определенные разногласия, что может привести к различным вариантам возможного взаимодействия и противоборства США — России — Китая.

Так, в Индо-Тихоокеанском регионе сотрудничество России и Китая с США и их союзниками по НАТО невозможно из-за того, что присутствие американцев в нем рассматривается лидерами многополярного

мира как угроза собственному суверенитету и навязывание «американской гегемонии» (рис. 4). Одновременно с этим в отношениях России и Китая могут возникнуть разногласия по вопросу сотрудничества России с вьетнамскими компаниями по добыче ресурсов в пределах самопровозглашенной китайской линии девяти пунктиров в Южно-Китайском море (район, обозначенный на карте девятью пунктирными линиями, на который претендует Китай). Очередной проверкой союзных отношений между Россией и Китаем может стать негласное разрешение США на продажу российского вооружения Индии.

На Ближнем Востоке и в Европе точек соприкосновения России и США становится год от года все меньше (рис. 5). Если ранее наше руководство поддерживало санкции по Ирану в рамках выполнения резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года, то с началом специальной военной операции убедилось, что российско-иранское сотрудничество в современных условиях взаимовыгодно и продуктивно для обеих стран и в дальнейшем оно должно совершенствоваться и активно расширяться.

Можно спрогнозировать, что разногласия между Россией и США усилятся из-за принятия в НАТО Швеции и Финляндии. Другой тенденцией развития деструктивных событий в Европе станут попытки США и их союзников оказывать влияние на Сербию и Приднестровье, а также возможный в перспективе выход Турции из НАТО.

На наш взгляд, у Европы существует путь компромисса в международных отношениях и самостоятельной взвешенной политики путем реализации гипотетической идеи объединения всех стран в надгосу-дарственное объединение «Соединенные Штаты Европы»9.

Рис. 4. Возможные сферы и уровни сотрудничества между США Россией и США — Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе

Рис. 5. Возможные сферы и уровни сотрудничества между США Россией и США — Китаем на Ближнем Востоке и в Европе

Конфронтация между ведущими странами планеты продолжится и в глобальном пространстве, одновременно с этим возможное взаимодействие будет носить локальный и узконаправленный характер. Так, все мировые лидеры хотя и сотрудничают по многим вопросам освоения космоса, но стремятся поддерживать и развивать свой собственный надежный коммерческий и военный потенциал в этой области, игнорируя при этом интересы не только противников, но и партнеров.

Возможное сотрудничество в Арктическом регионе также видится авторам малоэффективным из-за того, что наша страна заинтересована в сохранении экономических прав на Северный морской путь, а также в том, чтобы ее ядерный потенциал оставался в безопасности, а российские суверенные территории были гарантированно защищены. Дальнейшее развитие и освоение Арктики

может происходить в условиях бескомпромиссной борьбы между всеми заинтересованными государствами.

В ближайшем будущем наиболее острым вопросом международной безопасности станет дальнейшее развитие событий в области предотвращения гонки ядерных вооружений, которые, по мнению авторов, не приведут к разрядке международной напряженности. Причиной тому служит то, что для имеющих такое вооружение государств оно является надежным «щитом» от внешних вызовов и угроз национальной безопасности (рис. 6).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что характерные особенности современных международных отношений подтверждают переход мира к многополярности, которая задержалась на 30 лет вследствие стремления Запада сохранить гегемонию в мировых делах как способ своего имперского существования. При

Рис. 6. Возможные сферы и уровни сотрудничества между США Россией и США — Китаем в глобальном пространстве

этом Российская Федерация, не желая того и исчерпав все возможные способы ведения конструктивного диалога с коллективным Западом во главе с Соединенными Штатами в сфере стратегической стабильности и других жизненно важных областях, оказалась на острие этого процесса, надо полагать, в полном соответствии со своим историческим призванием. Запад, сам того не ожидая, создал условия для вынужденного применения российской военной силы, что положило начало полной перестройке геополитической системы мира. Теперь судьба конфликта находится в руках так называемого «глобального Юга», т. е. государств Латинской Америки, Африки и Азии. В этих странах, заявляющих о нейтралитете по отношению к России, проживает почти треть населения земного шара (32,1 %), а положительно относящихся к Москве — более четверти (27,6 %), хотя открытые союзники России составляют лишь 4 %. Поэтому перестройка

Возможное сотрудничество в Арктическом регионе также видится авторам малоэффективным из-за того, что наша страна заинтересована в сохранении экономических прав на Северный морской путь, а также в том, чтобы ее ядерный потенциал

оставался в безопасности, а российские суверенные территории были гарантированно защищены.

геополитической системы продлится в различных формах как минимум до конца текущего десятилетия.

В целом особенности современных международных отношений создают уникальную возможность направить глобальное управление в сторону более справедливого и устойчивого будущего для преодоления разрыва между развитыми и развивающимися странами и решения самых насущных глобальных проблем, стоящих сегодня перед миром.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 США назвали Китай единственным соперником, способным изменить миропорядок // РИА Новости. URL: https://ria. ru/20221027/ssha-1827339285.html (дата обращения: 17.04.2023).

2 Стратегия национальной безопасности США от 12 октября 2022 года. Нельзя терять время. Ветеранские вести. URL: https://vvesti.com/politika/strategia-nacionalnoj-bezopasnosti-ssa-ot-12-oktabra-2022-goda-nelza-terat-vrema (дата обращения: 14.05.2023).

3 ЕС ввел в действие новый пакет санкций против России. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20230226/sanktsii-1854348536. html (дата обращения: 02.04.2023).

4 Баженова О.А. Статус основного союзника США вне НАТО: характеристика, хронология, географическое распространение // Вестник международных органи-

заций: образование, наука, новая экономика. 2021. T. 16. № 1. С. 162—171.

5 NATO 2022. Strategic Concept. URL: https://www.nato.int/strategic-concept/ (дата обращения: 11.04.2023).

6 Шнырков Д. Концепция «Всеобъемлющая операция» // Армейский сборник. 2021. № 8. С. 192—198.

7 Пекинская декларация XIV саммита БРИКС. URL: http://www.kremlin. ru/supplement/5819 (дата обращения: 19.04.2023).

8 Полный текст: Позиция Китая по политическому урегулированию украинского кризиса. URL: https://russian. news.cn/20230224/f4d3ed8134da42d9a60 04f69830005e5/c.html (дата обращения: 19.04.2023).

9 Ленин В.И. О лозунге Соединенных Штатов Европы. М.: Политиздат, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.