Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1910
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / США / УКРАИНА / КОНФЛИКТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / КИТАЙ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Янь Цзин, Вэйе Хань

В статье рассматриваются современные проблемы развития американо-российских отношений, анализируется их эволюция и особенности двустороннего взаимодействия после холодной войны. Особое внимание уделяется анализу причин современной конфронтации, различное понимание современного мирового порядка, принципиальные противоречия по вопросу места России и США в условиях трансформации существующей системы международных отношений. Россия как великая держава обладает собственным видением будущего миропорядка и своего места в ней как одного из глобальных центров силы. США же отстаивают сложившийся после окончания холодной войны во многом однополярное видение, в котором Запад играет доминирующую роль, и не согласны на более справедливое и равноправное международное сотрудничество. Тенденции и перспективы американо-российских отношений во многом будут зависеть от исхода нынешнего противостояния, в центре которого находится конфликт на Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-AMERICAN RELATIONS

The article examines the current problems of U.S.-Russian relations, analyzes their evolution and the peculiarities of bilateral interaction after the Cold War. Particular attention is paid to the analysis of the causes of modern confrontation, the different understanding of the modern world order, the fundamental contradictions on the question of the place of Russia and the United States in the transformation of the existing system of international relations. Russia as a great power has its own vision of the future world order and its place in it as one of the global centers of power. The United States, on the other hand, defends a largely unipolar vision, in which the West plays a dominant role, and does not agree to more just and equitable international cooperation after the end of the Cold War. The trends and prospects for U.S.-Russian relations will largely depend on the outcome of the current confrontation, which centers on the conflict in Ukraine.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Общество: политика, экономика, право. 2022. № 12. С. 57-63. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 12. P. 57-63.

Научная статья УДК 327.5(73:470)

https://doi.org/10.24158/pep.2022.12.9

Современное состояние и перспективы развития российско-американских отношений

Цзин Янь1, Вэйе Хань2

1Хуайиньский политехнический институт, Хуайань, КНР, czfjing@163.com ^Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, 1275290918@qq.com

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы развития американо-российских отношений, анализируется их эволюция и особенности двустороннего взаимодействия после холодной войны. Особое внимание уделяется анализу причин современной конфронтации, различное понимание современного мирового порядка, принципиальные противоречия по вопросу места России и США в условиях трансформации существующей системы международных отношений. Россия как великая держава обладает собственным видением будущего миропорядка и своего места в ней как одного из глобальных центров силы. США же отстаивают сложившийся после окончания холодной войны во многом однополярное видение, в котором Запад играет доминирующую роль, и не согласны на более справедливое и равноправное международное сотрудничество. Тенденции и перспективы американо-российских отношений во многом будут зависеть от исхода нынешнего противостояния, в центре которого находится конфликт на Украине.

Ключевые слова: Россия, США, Украина, конфликт, энергетические ресурсы, Китай, Европейский союз, система международных отношений, трансформация

Финансирование: работа выполнена в рамках комплекса научных исследований, посвященных России: в Хуайиньском политехническом институте - «Исследование трансформации и модернизации китайско-российского энергетического сотрудничества на фоне двойного углерода», университета провинции Цзянсу - «Исследование образа женщины в драматических произведениях Чехова» (2022SJYB1952), Цзянсуского общества производительности - «Исследование пути и политики открытия Цзянсу высокопоставленных иностранных компаний» (JSSCL2021B033).

Для цитирования: Янь Цзин, Хань Вэйе. Современное состояние и перспективы развития российско-американских отношений // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 12. С. 57-63. https://doi.org/10.24158/pep.2022.12.9.

Original article

The Current State and Prospects for the Development of Russian-American Relations

Jing Yan1, Weie Han2

1Huaiyin Institute of Technology, Huai'an, China, czfjing@163.com

2Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, 1275290918@qq.com

Abstract. The article examines the current problems of U.S.-Russian relations, analyzes their evolution and the peculiarities of bilateral interaction after the Cold War. Particular attention is paid to the analysis of the causes of modern confrontation, the different understanding of the modern world order, the fundamental contradictions on the question of the place of Russia and the United States in the transformation of the existing system of international relations. Russia as a great power has its own vision of the future world order and its place in it as one of the global centers of power. The United States, on the other hand, defends a largely unipolar vision, in which the West plays a dominant role, and does not agree to more just and equitable international cooperation after the end of the Cold War. The trends and prospects for U.S.-Russian relations will largely de-pend on the outcome of the current confrontation, which centers on the conflict in Ukraine.

Keywords: Russia, USA, Ukraine, conflict, energy resources, China, European Union, system of international relations, transformation

Funding: the reported study was funded by a complex of scientific research devoted to Russia: at Huaiyin Polytechnic Institute - "Study of Transformation and Modernization of Sino-Russian Energy Cooperation on the Background of Double Carbon", Jiangsu University - "Study of the Image of Woman in the Dramatic Works of Chekhov" (2022SJYB1952), Jiangsu Productivity Society - "Study of the Jiangsu High-Ranking Foreign Companies Opening Path and Policy" (JSSCL2021B033).

For citation: Yan Jing & Han Weie (2022) The Current State and Prospects for the Development of Russian-American Relations. Society: Politics, Economics, Law. (12), 57-63. Available from: doi:10.24158/pep.2022.12.9 (In Russian).

© Янь Цзин, Хань Вэйе, 2022

Современные отношения между США и Россией характеризуются обеими сторонами как наихудшие в XXI веке, а возможно, и за всю их историю. На данном этапе противостояние между двумя этими государствами является одной из наиболее важных характеристик современных международных отношений. Оно носит бескомпромиссный и всеобъемлющий характер. Практически любое действие одной из сторон вызывает негативную реакцию другой, часто сопровождаемую симметричным или асимметричным ответом.

Истоки противостояния между США и РФ восходят к периоду окончания холодной войны, когда Америка идентифицировала себя как мирового лидера, а международную систему - как однополярную. Сложившаяся ситуация американскими исследователями трактовалась в духе торжества либеральных идей и ценностей. Мировые процессы характеризовались ими как шаг в историю нового, демократического мира (Фукуяма, 2005), в котором формируются принципиально иные угрозы безопасности (Хантингтон, 2003); однополярного мира, в котором США преследуют цель сохранить свои доминирующие позиции (Бжезинский, 1998; 2004). Анализ происходящих событий, как правило, основывался в духе безусловного лидерства США, которое должно было выступать практическим опровержением идеи суверенного равенства государств и равноправного международного сотрудничества.

Универсализм западного мировоззрения воспринимался как данность, которую необходимо принять всему остальному глобальному сообществу. США рассматривали либеральную демократию и продвигаемые на международной арене собственные ценности и взгляды на мироустройство как международное обязательство, позиционируя свою особую миссию в этом процессе.

Как отметили эксперты Фонда Карнеги Е. Румер и Р. Сокольский, США испытывали эйфорию, которая слишком затянулась. Как следствие, превосходство США после «холодной войны» стало рассматриваться ими как постоянная компонента в мировом развитии1.

Действия США в 1990-е г. и в начале XXI века служат этому достаточно показательным подтверждением. Расширение геополитического пространства Запада за счет продвижения НАТО и Европейского союза на восток, к границам Российской Федерации, односторонние действия США и их союзников в Югославии в 1999 г. и позднее, в Ираке в 2003 г., утверждали полное превосходство Запада, нарушая сложившуюся после окончания Второй мировой войны равновесную систему, в которой ключевая роль в регуляции международных отношений придавалась Организации Объединенных Наций.

На этом фоне пассивность политики Российской Федерации лишь укрепляла представление о ней как о государстве, которое переживало глубокий упадок и более неспособно выступать в роли глобального центра силы.

Примечательно, что в экспертной среде Запада осталось практически незамеченным предостережение Г. Киссинджера, высказанное им в 1996 г. Выдающийся американский дипломат предупреждал, что эйфория, которую испытывает Запад, основывается на непонимании того, что мир и стабильность будут зависеть от того, смирится ли Россия со своим положением. Если нет, то мир ожидают новые попытки «экспансии» и пересмотра государственных границ постсоветского пространства. Более того, Г. Киссинджер указывал, что США напрасно игнорируют начавшееся сближение России и Китая, и называл «российско-китайскую совместную декларацию о многополярном мире и формировании нового международного порядка»2 провозглашением независимости этих двух держав от Запада и навязываемой им стратегии глобального развития3.

Государственный департамент США выстраивал отношения с Россией после распада СССР на основе американских предложений о содействии по глобальным вопросам и интеграции России в европейские и глобальные институты, поощрении иностранных инвестиций в экономику РФ и углубление двустороннего сотрудничества в сфере безопасности. Кризис в американо-российских отношениях объясняется тем, что в конечном итоге Россия отвергла эти предложения4. Такой поворот событий был связан с пониманием ею роста зависимости от США и потери политической и экономической самостоятельности на международной арене.

1 Rumer E., Sokolsky R. Grand Illusions: The Impact of Misperceptions About Russia on U.S. Policy [Электронный ресурс] // Carnegie. URL: https://carnegieendowment.org/2021/06/30/grand-illusions-impact-of-misperceptions-about-russia-on-u.s.-policy-pub-84845 (дата обращения: 10.10.2022).

2 Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1902155?ysclid=l3sjz7ocmb (дата обращения: 10.10.2022).

3 Kissinger H. Moscow and Beijing: A Declaration of Independence [Электронный ресурс] // Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/archive/opinions/1996/05/14/moscow-and-beijing-a-declaration-of-independ-ence/e9ab3123-89b5-4efe-874b-f20af679698c/ (дата обращения: 10.10.2022).

4 U.S. Relations with Russia [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/u-s-relations-with-russia/ (дата обращения: 10.10.2022).

С точки зрения России, политика США в мировом пространстве была агрессивной, не учитывала интересы других стран, сам Вашингтон не собирался соблюдать достигнутые договоренности и считаться с мнением прочих держав. На этом фоне постперестроечная внешняя политика России, характеризовавшаяся отказом от конфронтации в пользу сотрудничества, не взирая на вопросы защиты национальных интересов или национальной безопасности, оказалась неэффективной и краткосрочной.

В начале XXI века Россия окончательно преодолела последствия кризисов 1990-х гг. Были осуществлены политические и экономические реформы, урегулированы основные внутренние конфликты, в условиях благоприятной глобальной рыночной конъюнктуры наблюдался быстрый экономический рост. Успешное возрождение России как великой державы и ее возвращение в качестве таковой на мировую арену подтверждалось участием страны в борьбе против международного терроризма, председательством в «Большой восьмерке», проведением на территории страны крупных международных мероприятий.

На этом фоне можно следует вспомнить выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 г. В своей речи глава российского государства подчеркнул, что «предлагавшийся же после "холодной войны" однополярный мир не состоялся»1. Президент Российской Федерации осудил модель глобального устройства человеческого общества, которую Запад продвигал в последние десятилетия. По его мнению, «мир одного хозяина, одного суверена» неприемлем, он губителен для всех его членов, в том числе и для самого суверена, так как разлагает его изнутри. В.В. Путин осудил практику фактического переноса системы национального права США на глобальный уровень2.

Односторонние действия Вашингтона в различных регионах мира вызывали негативную реакцию у других стран и способствовали сплочению ее противников. Можно отметить в этой связи формирование незападных структур многостороннего сотрудничества, таких как БРИКС, ШОС, или же активное углубление взаимодействия между Россией и Китаем.

И Москва, и Пекин выступают за «демократизацию» международных отношений, признание равноправия различных систем политического и экономического устройства, против односторонних действий США и их союзников. Россия и Китай видят себя в качестве глобальных центров силы, а США и их союзников - в качестве препятствующих этому стран.

Россия позиционирует себя как глобального актора, стремящегося к многополярному миру и в этой связи открытого к сотрудничеству со всеми странами, которые разделяют ее видение.

Последовавшие за Мюнхенской конференцией события на международной арене, усилившееся сопротивление и проактивная внешняя политика Российской Федерации резко контрастировали с курсом 1990-х годов, к чему США и их союзники оказались не готовы. Вашингтон, привыкший игнорировать возражения в том числе со стороны Москвы, столкнулся с новой реальностью3.

Характеризуя ухудшения российско-американских отношений, Госдепартамент США обвиняет Москву в позиционировании себя в качестве великой державы, конкурирующей с Соединенными Штатами4, в проведении политики, направленной на подрыв позиций НАТО и ЕС как ключевых институтов сотрудничества стран Запада, а также идеологии либерализма как веры в универсальность демократии и рыночных ценностей. Последний пункт представляется принципиально важным с точки зрения того, что идеи либерализма, по мнению США, играют особую роль в прогрессе всего человечества. Вашингтон же является их ведущим проводником. Доминирование Запада представляется обеспечением для продвижения в мире либеральных ценностей, а политика «недемократических» государств, к которым Вашингтон причисляет Россию, в этом свете представляет угрозу для прогресса всего человечества. Поэтому стремление Соединенных Штатов сохранить свои позиции в меняющемся мире идеологически излагается как отстаивание пути глобальной эволюции. Страны «недемократического мира», и в том числе Россия, самим своим существованием представляют угрозу миру либеральному.

Логика универсальности демократии по американскому образцу используется США в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела разных стран, и Россия не исключение. Например, Вашингтон обвиняет Москву в крайне жесткой внутренней политике, подавлении демократии и институтов гражданского общества. Госдепартамент США прямо указывает на «репрессии» в отношении российских граждан, не согласных с официальной политикой Кремля, и

1 Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 10.10.2022).

2 Там же.

3 Rumer E., Sokolsky R. Op. cit.

4 U.S. Relations With Russia ...

отмечает, что эти меры касаются нормативно-правовых ограничений на сотрудничество в области образования и культуры двух государств, выражаясь в виде запрета деятельности Агентства США по международному развитию - ЮСАИД (USAID) и других американских структур в России, практики признания «иностранными агентами» и «нежелательными иностранными организациями» отдельных людей, СМИ, некоммерческих организаций1.

Вашингтон обвинил Москву в использовании пандемии COVID-19 в качестве предлога для ограничений прав и свобод граждан, в частности, их права на свободу слова или свободу собраний.

Маргинализация, или полное устранение любой оппозиции, является, по мнению Вашингтона, константой политики Москвы. Для достижения своих целей Кремль использует произвольную трактовку юридических норм, выдвижение надуманных административных или уголовных обвинений, формирование искусственных барьеров для любой несогласованной политической активности.

Крайне критически США оценили конституционную реформу 2020 г. в Российской Федерации. По мнению Госдепартамента, цель принятых поправок состоит в сохранении видимости легитимной возможности действующему президенту остаться у власти до 2036 г.2

Для Российской Федерации подобные оценки ее внутренних процессов абсолютно неприемлемы и не могут служить ничем иным, кроме как поводом для эскалации международной напряженности.

Еще в 2016 г. в «Стратегии национальной безопасности» российским руководством были обозначены в качестве приоритетных угроз «попытки силового давления на Россию, ее союзников и партнеров, наращивание военной инфраструктуры Организации североатлантического договора вблизи российских границ»3.

Односторонний отказ Соединенных Штатов от взятых на себя обязательств в сфере вооружений, в том числе выраженный в попытках разработки и выстраивания систем противоракетной обороны, а также размещения своих ракет вдоль западных и восточных границ России4, также убеждает Москву в том, что именно США представляют собой главную военную угрозу для нее.

Воспринимая Соединенные Штаты в качестве своего главного противника, Россия формирует свою позицию в сфере обеспечения национальной безопасности и защиты своих интересов. Российские акценты в данной сфере предусматривают всестороннее противодействие американским инициативам и их политике.

Вмешательство США во внутренние дела России, которое в Америке трактуется как естественная часть продвижения идей демократии в мире, совершенно по-другому понимается российской стороной. Оценки внутриполитических процессов в России со стороны Госдепартамента США являются демонстрацией гегемонии Вашингтона, его претензий на исключительность и сохранение позиций доминирования в мире. Естественной реакцией России на это является неприятие, отказ от признания либеральных ценностей, продвигаемых США и их союзниками, единственно возможными.

Соединенные Штаты обвиняют Москву также и в проведении агрессивной «ревизионистской» внешней политики. Российско-грузинский конфликт 2008 г. для Вашингтона является не закономерным ответом на агрессию Грузии в отношении Республики Южной Осетии, а проявлением «захватнической» политики Москвы на постсоветском пространстве.

Анализируя российско-грузинский конфликт 2008 г., можно выделить фактор неожиданности, с которым столкнулся Вашингтон. Как представляется, для Соединенных Штатов внезапность событий, успешное военное вмешательство России в конфликт стало неприятным открытием - так же, как и антиамериканская напористость и амбициозность повестки дня Российской Федерации.

Схожим образом можно оценить и кризис на Украине 2014 г. Ответ России оказался внезапным и неожиданным. В этой связи можно отметить, что США во многом следовали ошибочному восприятию России как относительно слабой региональной державы, «чей лай всегда будет хуже, чем ее укус»5.

Ошибочные представления США о своей роли в мире, недооценка российского фактора, процессов возрождения РФ как великой державы стали ключевыми причинами роста напряженности и накопления конфликтогенного потенциала в двусторонних отношениях и на международном уровне. Вашингтон недооценивал возможности и намерения Москвы, краткосрочные и долгосрочные детерминанты ее внешней политики, готовность применить вооруженные силы для

1 U.S. Relations With Russia ...

2 Ibid.

3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 10.10.2022).

4 Там же.

5 Rumer E., Sokolsky R. Op. cit.

отстаивания своих интересов и обеспечения национальной безопасности. Эти процессы стали причиной и одновременно фоном развернувшегося противостояния.

Политика США по «сдерживанию российской агрессии» называется ошибочной даже некоторыми западными экспертами. Е. Румер и Р. Сокольский отмечают частые провалы в американской политике в отношении России. По их мнению, это указывает на нереалистичность западного мировидения и требует выработки более прагматичного подхода к двустороннему взаимодействию и определения «правильного» набора инструментов для этого1.

Фактор ядерного оружия традиционно недооценивался Соединенными Штатами. Только в ходе кризиса 2022 г. на Украине эксперты стали обсуждать возможность его использования российской стороной для защиты своей безопасности2. Между тем Москва готова активизировать все средства, включая ядерное оружие, для того чтобы противостоять угрозам со стороны Вашингтона. Опыт Карибского кризиса 1962 г. показывает, что такая вероятность есть.

Подобная готовность резко контрастирует с традиционным восприятием в США России как страны, ослабленной после холодной войны настолько, что она уже будет не в состоянии вернуться на мировую арену в качестве великой державы. Об этом говорят и условия, которые Вашингтон выдвигает Москве для «нормализации» отношений. Еще до начала конфликта на Украине в 2022 г. США требовали от России практических шагов, доказывающих ее возвращение к роли второстепенного, но «ответственного глобального игрока». РФ должна была «доказать», что она не будет вмешиваться в мировые демократические процессы3.

После начала специальной военной операции на Украине представитель Госдепартамента США Н. Прайс заявил, что США готовы к всестороннему ужесточению санкций против России, а возможность их смягчения напрямую будет зависеть от того, будет ли эскалация конфликта на Украине4.

Спустя некоторое время «изменение внешнеполитического курса президента Российской Федерации В.В. Путина» в отношении операции на Украине снова было выдвинуто в качестве условия улучшения отношений5. В октябре 2022 г. посол России в США В. Антонов озвучил условия мира от Вашингтона: «Первое условие - остановить специальную военную операцию. Второе - вывести все войска с территории Украины, включая Крым, Луганск, Донецк, Запорожскую и Херсонскую области. И третье - начать думать о том, как мы будем выплачивать репарации»6

Однако подобные требования мало соотносятся с переговорами великих держав. Другими словами, США не склонны выстраивать диалог на равноправных основах. В то же время в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» применительно к политике США и их союзников говорится о недопущении вмешательства во внутренние дела России, «преступных посягательств на основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, в том числе путем инспирирования "цветных революций"»7.

Для Российской Федерации политика США абсолютно не соответствует внутренним детерминантам ее внешнеполитической стратегии. Российское великодержавие не является «ревизионизмом», а демонстрирует возвращение к традиционному миропорядку, который должен включать в себя Россию как великую державу - так, как это было на протяжении столетий и так, как Россия традиционно оценивает себя и свое место в мире. Идея великого государства находит отражение, в частности, в памяти о событиях Великой Отечественной войны, сочетаясь с признанием своих особых прав в послевоенном мире. Поражение в холодной войне и распад Советского Союза стали для Российской Федерации, скорее, психологической «травмой», нанесенной Соединенными Штатами.

Конфликт на Украине, развернувшийся в 2022 г., оценивается в США и России в традиционном для обеих стран восприятии. Америка трактует эти события как очередной шаг «ревизионистской» державы, как агрессивные претензии России к соседнему государству, стремящемуся стать частью Запада и разделяющего его ценности. Для РФ же этот конфликт является частью борьбы за формирование нового, более справедливого мирового порядка, в котором Запад будет лишь одним из глобальных центров силы, наряду с другими, такими как Китай или Индия.

1 Rumer E., Sokolsky R. Op. cit.

2 В Кремле ответили на вопрос о применении ядерного оружия на Украине [Электронный ресурс] // РИА. Новости. https://ria.ru/20220917/oruzhie-1817507142.html?ysclid=l9ieeyoak0300312434 (дата обращения: 10.02.2022).

3 U.S. Relations with Russia .

4 Госдеп США назвал условие для смягчения санкций против России [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/01/03/2022/621d3a4a9a7947addd57b937 (дата обращения: 20.10.2022).

5 В США назвали условия для ослабления санкций против России [Электронный ресурс] // EurAsia Daily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2022/03/12/v-ssha-nazvali-usloviya-dlya-oslableniya-sankciy-protiv-rossii (дата обращения: 20.10.2022).

6 Антонов: США предлагают РФ условия для переговоров по Украине с позиции силы [Электронный ресурс] // TACC. URL: https://tass.ru/politika/16115309 (дата обращения: 22.10.2022).

7 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации .

Конфликт на Украине 2022 г. представляет собой важный, если не важнейший, этап в формировании новой системы международных отношений. Кризис сложившегося после окончания холодной войны международного порядка во главе с США в 2022 г. достиг своего пика. В осуждении действий России на Украине США и их союзники не смогли найти глобальной поддержки. Такие державы, как Китай или Индия, имеют собственные представления о происходящих событиях. Это указывает на все более сужающиеся возможности США и их союзников в отстаивании западноцентричного миропорядка.

В настоящее время противостояние между Россией и США осуществляется практически во всех областях и на всех уровнях. Используются все возможные методы «гибридной войны», что дает возможность глубинного охвата территории противника. Например, противоборство в информационной сфере приводит к тому, что мишенями становятся все граждане, а в военном противостоянии на Украине задействованы не только военнослужащие, но также члены их семей, все общество1.

Подрыв подводных трубопроводов «Северный поток» и «Северный поток - 2», в котором стороны склонны подозревать друг друга, указывает на рост значимости геополитических факторов в обеспечении энергетической безопасности государств и мира в целом. Сразу после диверсии НАТО и Европейский союз выступили с заявлением о необходимости защиты критически важной инфраструктуры. Утечки подрывают энергетическую безопасность Запада и ведут к быстрому истощению хранилищ природного газа в странах Европы в зимний период.

Страны НАТО отмечают возросшую активность России в отношении евроатлантической инфраструктуры, выражающуюся, в частности, в присутствии российских подводных лодок вблизи кабелей в северной части Атлантического океана. Хотя на сегодняшний день ни США, ни их союзники и партнеры публично не обвиняли Россию в порче инфраструктуры, в начале 2022 г. подводный кабель, соединяющий норвежский архипелаг Шпицберген с материковой Норвегией, внезапно был перерезан. Норвежские власти сообщили лишь о том, что инцидент носит антропогенный характер, указав, что у России может быть мотив, средства и возможность для проведения такой операции. С другой стороны, США и некоторые европейские правительства, прежде всего Украина и ее самые решительные сторонники - Великобритания, Польша и страны Балтии, являются главными бенефициарами поврежденных трубопроводов. При этом, хотя у Киева может быть достаточно желания для реализации подобной диверсии, у него могут возникнуть проблемы с организацией операции и потребуется помощь другой страны (Лю Фэнхуа, 2022).

В целом, в сложившейся ситуации развитие российско-американских отношений во многом будет зависеть от перспектив урегулирования конфликта на Украине, от того, на каких условиях будет заключено, и будет ли вообще, итоговое соглашение.

Представляется вероятным, что США должны будут пересмотреть свои интересы или приоритеты, прежде всего, в тех регионах, где наблюдается активное присутствие России. Возможно, Вашингтону следует брать на себя меньше обязательств, чтобы содействовать формированию более стабильного и справедливого миропорядка (Чжан Цзянь, 2022).

Как отметил президент России В.В. Путин, «Запад в последние годы и особенно в последние месяцы предпринял целый ряд шагов на обострение. Собственно говоря, они всегда играют на обострение, ничего здесь нового тоже нет. Это разжигание войны на Украине, это провокации вокруг Тайваня, дестабилизация мирового продовольственного и энергетического рынков»2.

В этой связи можно привести мнение представителя американского неоклассического реализма Дж. Миршаймера, который считает логичной и понятной политикой великой державы российские требования не расширять НАТО на восток и поддерживать нейтральный статус Украины. Соседи РФ должны учитывать, что великая держава по определению не может допускать на своих границах существования недружественных ей сил и будет всячески этому противодействовать. Не следует ожидать, что ответом на враждебность будет миролюбие великой державы. Конфликт на Украине 2022 г. должен восприниматься США так же, как их собственный ответ на нарушение американской доктрины Монро, утверждающей невмешательство в дела Запада сил «отдаленных держав»3. В текущем кризисе на Украине Дж. Миршаймер обвиняет политику США, указывая на ее катастрофичность, а также на справедливость российского великодержавного ответа, направленного в конечном итоге на сокращение влияния Соединенных Штатов на мировой арене4.

Таким образом, можно заключить, что состояние и перспективы российско-американских отношений в настоящее время определяются во многом ходом конфликта на Украине. Однако

1 Giles K. Handbook of Russian Information Warfare. Cambridge, 2016. 90 р.

2 Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69695 (дата обращения: 28.10.2022).

3 IR Offensive Realist John Mearsheimer Blames US, NATO for Russia's Invasion of Ukraine [Электронный ресурс] // Statecraft. URL: https://www.statecraft.co.in/article/ir-offensive-realist-john-mearsheimer-blames-us-nato-for-russia-s-invasion-of-ukraine (дата обращения: 10.10.2022).

4 Ibid.

понимание напряженности и деструктивного потенциала двусторонних отношений лежит в ошибочности американской политики после окончания холодной войны. США воспринимали Россию как региональную державу, которая пребывает в упадке и не в состоянии бросить вызов сформировавшемуся мировому порядку во главе с Западом.

«Возрождение» России как великой державы в XXI веке стало для США неожиданностью, поэтому ее активная и напористая внешняя политика начала трактоваться как «ревизионизм» и угроза либеральным ценностям, которые США продвигают в качестве универсальных для всего человечества.

Америка рассматривает Россию как страну, проводящую «агрессивную» политику в отношении Украины, используя при этом все доступные методы «гибридной войны» для противостояния с Европой и разрушения западноцентричных международных структур.

Россия же позиционирует реализуемую политику как отстаивание своих национальных интересов и обеспечение государственной безопасности, обозначая в качестве ключевого противника США и оценивая современный этап российско-американских отношений как важнейшую фазу формирования нового многополярного мира. Глубокое недоверие и противостояние практически по всем направлениям являются отличительными чертами современного взаимодействия двух стран. Его дальнейшее развитие во многом будет определяться исходом конфликта на Украине, от которого зависят контуры нового мирового порядка.

Список источников:

Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1998. 255 с.

Бжезинский З. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М., 2004. 287 с.

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2005. 592 с.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

: ■ а 2022^Ж31, Ж23-38Ш» = Чжан Цзянь. Российско-американские

отношения и их перспективы в контексте российско-украинского конфликта // Мир и развитие. 2022. № 3. С. 23-38. (На кит. яз.)

«РФФ : ■ а 2022^Ж21, Ж68-87Ш» = Лю Фэнхуа. Направление российско-амери-

канских отношений и его последствия // Исследования по международным вопросам. 2022. № 2. С. 68-87. (На кит. яз.)

References:

Bzhezinskii, Z. (1998) Velikaya shakhmatnaya doska. Gospodstvo Ameriki i ego geostrategicheskie imperativy [The Great Chessboard. American Dominance and Its Geostrategic Imperatives]. Moscow. 255 р. (In Russian)

Bzhezinskii, Z. (2004) Vybor: mirovoe gospodstvo ili global'noe liderstvo [Choice: World Domination or Global Leadership]. Moscow. 287 р. (In Russian)

Fukuyama, F. (2005) Konets istorii i poslednii chelovek [The End of the Story and the Last Man]. Moscow. 592 р. (In Russian)

Khantington, S. (2003) Stolknovenie tsivilizatsii [Clash of Civilizations]. Moscow. 603 р. (in Russian).

Liu, Fenghua (2022). [The Direction of Russian-American Relations and Its Imlications]. [Studies]. (2), 68-87. (In Chinese)

Zhang, Jian (2022). [Russian-American Relations and their Prospects in the Context of the Russian-Ukrainian Conflict]. [World and Development]. (3), 23-38. (In Chinese)

Информация об авторах

Янь Цзин - доцент Хуайиньского политехнического института, Хуайань, КНР.

Хань Вэйе - аспирант Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия.

Information about the authors

Yan Jing - Associate Professor, Huaiyin Polytechnic Institute, Huai'an, PRC.

Han Weie - PhD student, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.10.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.