Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАТУСА АДВОКАТУРЫ В ГОСУДАРСТВАХ, РАНЕЕ ВХОДИВШИХ В СОСТАВ СССР'

СОВРЕМЕННОЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАТУСА АДВОКАТУРЫ В ГОСУДАРСТВАХ, РАНЕЕ ВХОДИВШИХ В СОСТАВ СССР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТУРА / АДВОКАТ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рагулин Андрей Викторович

Цель: Исследование современного конституционно-правового и законодательного закрепления статуса адвокатуры в государствах, ранее входивших в состав СССР. Методология: Использовались методы структурно-функционального анализа, системный, формально-юридический, сравнительный, ретроспективный метод, метод изучения документов, метод включенного наблюдения. Результаты: Общими чертами ряда конституций государств, ранее входивших в состав СССР, является то, что в них конституционно-правовой статус адвокатуры определяется как статус института, участвующего в осуществлении правосудия, декларируется существование адвокатуры как сообщества, определяется назначение ее деятельности, содержится отсылка к регламентации организации и деятельности адвокатуры в отраслевом законодательстве. Анализ ряда конституционных актов позволил выявить следующие свойства, признаки и обстоятельства, на которые необходимо обратить внимание в рамках настоящего исследования: указание на профессиональную юридическую помощь как на назначение адвокатуры; декларирование установления гарантий независимости адвокатуры; установление адвокатской «монополии» в отношении защиты по уголовным делам; установление тезиса о беспрепятственном осуществлении прав адвоката и закрепление права адвокатов на самоорганизацию; установление запрета на препятствование оказанию правовой помощи. В отношении назначения, цели и задач деятельности адвокатуры в законодательстве указывается, в частности: служение принципам законности, справедливости и гуманизма посредством осуществления профессиональной правозащитной деятельности, в рамках которой решаются задачи оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов, участия в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан. Адвокатура определяется как самоуправляемое добровольное профессиональное общественное объединение. Адвокатура, являясь институтом гражданского общества, не входит в систему государственных органов и органов местного самоуправления. Права, обязанности и ответственность адвокатов определяются законом. Адвокатура действует для организации оказания юридических услуг в частных и публичных интересах, а также осуществляет защиту профессиональных прав адвокатов. Новизна/оригинальность/ценность: Статья представляет научную ценность, поскольку является одной из первых попыток исследования современного конституционно-правового и законодательного закрепления статуса адвокатуры в государствах бывшего СССР и его отражения в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONSTITUTIONAL AND LEGISLATIVE FORMALIZATION OF THE STATUS OF ADVOCACY IN THE FORMER SOVIET STATES

Purpose: To study the modern constitutional, legal and legislative status of the advocacy in the states that were formerly part of the USSR. Methodology: The methods of structural and functional analysis, the system method, the formal legal method, the comparative method, the retrospective method, the method of studying documents, the method of observation were used. Results: The common features of a number of constitutions of the states that were formerly part of the USSR are showing that the constitutional legal status of the advocacy is defined as the status of an institution participating in the administration of justice. The existence of advocacy as a community is declared, the purpose of its activity is determined, a reference is made to regulation of the organization and activities of the advocacy legislation. An analysis of a number of constitutional acts revealed the following properties, signs and circumstances that need to be addressed in the framework of this study. Professional legal assistance is the goal of the advocacy. The establishment of guarantees of the independence of the advocacy is declared, as well as a «monopoly» of advocacy in relation to defense in criminal matters. The thesis on the unhindered exercise of the rights of the advocate and securing their rights to self-organize is also present, as well as ban on the obstruction of legal assistance. Among the purpose, goals and objectives of the activities of the legal profession, the legislation indicates in particular that advocacy serves the principles of legality, justice and humanism through the implementation of professional human rights activities within the framework of providing qualified legal assistance to individuals and legal entities, during which their rights, freedoms and legitimate interests are protected. The advocacy also clarifies legislation and provides legal education of citizens. It is also noted that the advocacy is defined as a self-governing, voluntary professional public association; an institution of civil society not included in the system of state bodies and local self-government bodies. The rights, duties and responsibilities of the advocates are determined by law. The advocacy acts to organize the provision of legal services in private and public interests, and also protects the professional rights of advocates. Novelty/originality/value: The article have a scientific value, since it is one of the first modern attempts to study the modern constitutional and legislative formalization of the status of the advocacy in the states of the former USSR and its reflection in the legislation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАТУСА АДВОКАТУРЫ В ГОСУДАРСТВАХ, РАНЕЕ ВХОДИВШИХ В СОСТАВ СССР»

DOI 10.52068/2304-9839_2021_50_1_24 Рагулин А.В.

СОВРЕМЕННОЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАТУСА АДВОКАТУРЫ В ГОСУДАРСТВАХ, РАНЕЕ ВХОДИВШИХ В СОСТАВ СССР

Цель: Исследование современного конституционно-правового и законодательного закрепления статуса адвокатуры в государствах, ранее входивших в состав СССР.

Методология: Использовались методы структурно-функционального анализа, системный, формально-юридический, сравнительный, ретроспективный метод, метод изучения документов, метод включенного наблюдения.

Результаты: Общими чертами ряда конституций государств, ранее входивших в состав СССР, является то, что в них конституционно-правовой статус адвокатуры определяется как статус института, участвующего в осуществлении правосудия, декларируется существование адвокатуры как сообщества, определяется назначение ее деятельности, содержится отсылка к регламентации организации и деятельности адвокатуры в отраслевом законодательстве. Анализ ряда конституционных актов позволил выявить следующие свойства, признаки и обстоятельства, на которые необходимо обратить внимание в рамках настоящего исследования: указание на профессиональную юридическую помощь как на назначение адвокатуры; декларирование установления гарантий независимости адвокатуры; установление адвокатской «монополии» в отношении защиты по уголовным делам; установление тезиса о беспрепятственном осуществлении прав адвоката и закрепление права адвокатов на самоорганизацию; установление запрета на препятствование оказанию правовой помощи. В отношении назначения, цели и задач деятельности адвокатуры в законодательстве указывается, в частности: служение принципам законности, справедливости и гуманизма посредством осуществления профессиональной правозащитной деятельности, в рамках которой решаются задачи оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов, участия в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан. Адвокатура определяется как самоуправляемое добровольное профессиональное общественное объединение. Адвокатура, являясь институтом гражданского общества, не входит в систему государственных органов и органов местного самоуправления. Права, обязанности и ответственность адвокатов определяются законом. Адвокатура действует для организации оказания юридических услуг в частных и публичных интересах, а также осуществляет защиту профессиональных прав адвокатов.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья представляет научную ценность, поскольку является одной из первых попыток исследования современного конституционно-правового и законодательного закрепления статуса адвокатуры в государствах бывшего СССР и его отражения в законодательстве.

Ключевые слова: адвокатура, адвокат, зарубежный опыт.

RAGULIN A.V.

MODERN CONSTITUTIONAL AND LEGISLATIVE FORMALIZATION OF THE STATUS OF ADVOCACY IN THE FORMER SOVIET STATES

Purpose: To study the modern constitutional, legal and legislative status of the advocacy in the states that were formerly part of the USSR.

Methodology: The methods of structural and functional analysis, the system method, the formal legal method, the comparative method, the retrospective method, the method of studying documents, the method of observation were used.

Results: The common features of a number of constitutions of the states that were formerly part of the USSR are showing that the constitutional legal status of the advocacy is defined as the status of an institution participating in the administration of justice. The existence of advocacy as a community is declared, the purpose of its activity is determined, a reference is made to regulation of the organization and activities of the advocacy legislation. An analysis of a number of constitutional acts revealed the following properties, signs and circumstances that need to be addressed in the framework of this study. Professional legal assistance is the goal of the advocacy. The establishment of guarantees of the independence of the advocacy is declared, as well as a «monopoly» of advocacy in relation to defense in criminal matters. The thesis on the unhindered exercise of the rights of the advocate and securing their rights to self-organize is also present, as well as ban on the obstruction of legal assistance. Among the purpose, goals and objectives of the activities of the legal profession, the legislation indicates in particular that advocacy serves the principles of legality, justice and humanism through the implementation of professional human rights activities within the framework of providing qualified legal assistance to individuals and legal entities, during which their rights, freedoms and legitimate interests are protected. The advocacy also clarifies legislation and provides legal education of citizens. It is also noted that the advocacy is defined as a self-governing, voluntary professional public association; an institution of civil society

not included in the system of state bodies and local self-government bodies. The rights, duties and responsibilities of the advocates are determined by law. The advocacy acts to organize the provision of legal services in private and public interests, and also protects the professional rights of advocates.

Novelty/originality/value: The article have a scientific value, since it is one of the first modern attempts to study the modern constitutional and legislative formalization of the status of the advocacy in the states of the former USSR and its reflection in the legislation.

Keywords: advocacy, advocate, foreign eraft.

С целью детального и всестороннего освещения вопросов правового статуса адвокатуры представляется целесообразным провести исследование текста конституций ряда государств, ранее входивших в состав СССР.

О необходимости использования сравнительно-правового метода в целях модернизации собственного законодательства писал М. Ансель, указывая, что «изучение зарубежного права открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны, ибо специфические черты этого права особенно отчетливо выявляются в сравнении с другими системами» [1]. Признавая полезность сравнительно-правового метода, С.Л. Зивс считал его одним из конкретных способов применения диалектико-материалистического метода в исследовании вопросов государства и права [2]. Ю.А. Тихомиров посвятил значительную часть своих работ вопросам сравнительного правоведения [3, 4].

Формально-юридический анализ содержания конституций государств бывшего СССР позволяет установить, что в основном в них применены несколько типовых подходов в закреплении правового статуса адвокатуры: развернутое закрепление и сокращенное закрепление.

В тех государствах, где было осуществлено так называемое развёрнутое закрепление статуса адвокатуры в Конституции, декларируется существование адвокатуры и то, для чего она существует; адвокатура (адвокат) в тексте Конституции упоминается как сообщество (лицо), помощью которого имеет право пользоваться каждый в целях защиты прав и свобод, нередко содержится отсылка к регламентации организации и деятельности адвокатуры в отраслевом законодательстве.

Так, например, в ст. 116 главы XXII «Судебная власть Республики Узбекистан» указывается: «... Для оказания юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям действует адвокатура. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законом».

В статье 131-2 раздела VIII «Правосудие» Конституции Украины указывается: «Для оказа-

ния профессиональной юридической помощи в Украине действует адвокатура. Независимость адвокатуры гарантируется. Основы организации и деятельности адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности в Украине определяются законом. Только адвокат осуществляет защиту лица от уголовного обвинения». Отметим, что правило о том, что «только адвокат осуществляет представительство другого лица в суде», из положений ст. 131-2 Конституции Украины планируется исключить.

Таким образом, в содержании конституций Украины и Узбекистана обращают на себя внимание такие признаки адвокатуры, как:

- указание на профессиональную юридическую помощь как назначение адвокатуры;

- декларирование установления гарантий независимости адвокатуры;

- установление отсылки к федеральному законодательству как к содержательной составляющей регламентации основ организации и деятельности адвокатуры;

- установление адвокатской «монополии» в отношении защиты по уголовным делам.

Установление гарантий независимости адвоката и адвокатуры осуществлено в ст. 31 Конституции Грузинской Республики, в которой закреплено: «Беспрепятственное осуществление прав адвоката и право адвокатов на самоорганизацию гарантируется законом». Сходный подход продемонстрирован в Беларуси: в ст. 62 Конституции Республики Беларусь установлено правило о том, что противодействие оказанию правовой помощи запрещается. Это означает, что в тексте Конституции оказалась закреплена одна из гарантий независимости адвоката, при том, что правовую помощь оказывает все-таки адвокат, а не адвокатура как институт. При этом в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре» она представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную деятельность. Задачи адвокатуры определены в ст. 2 Закона: главная задача - оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам

ЕВРАЗИЙСКАЯ АДВОКАТУРА 1 (50) 2021

при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов. Также отмечается, что адвокатура участвует в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан, а своей деятельностью она служит принципам законности, справедливости и гуманизма. Это свидетельствует об увеличении количества задач деятельности адвокатуры и ее расширительном определении в законе по сравнению с Конституцией.

Согласно ст. 1 Закона Украины «Об адвокатуре» адвокатура Украины является добровольным профессиональным общественным объединением, призванным, согласно Конституции Украины, содействовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказывать им иную юридическую помощь.

Близко к приведенному выше и содержание ч. 1 ст. 1 Закона Республики Узбекистан «Об адвокатуре», в котором дополнительно к положениям Конституции страны поясняется, что адвокатура - это правовой институт, включающий независимые, добровольные, профессиональные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и отдельных лиц, занимающихся частной адвокатской практикой.

Таким образом, законодатель:

- определил, что адвокатура является добровольным профессиональным общественным объединением;

- установил, что социальная ценность адвокатуры состоит в содействии защите прав и свобод, представлении законных интересов физических и юридических лиц и оказании им иной юридической помощи.

В ряде конституций государств - бывших членов СССР адвокатура упоминается в контексте распределения полномочий между органами государственной власти относительно регламентации ее деятельности (ст. 94 Конституции Азербайджанской Республики, ст. 83.5 Конституции Республики Армения), т. е. крайне поверхностно.

Не столь глубокие определения понятия «адвокатура» можно почерпнуть и в законодательстве этих государств. В соответствии со ст. 1 Закона Азербайджанской Республики «Об адвокатах и адвокатской деятельности» адвокатура - это независимый юридический институт, который профессионально осуществляет деятельность по юридической защите.

В ст. 3 Закона Республики Армения указывается, что адвокатура - это профессиональное сообщество адвокатов, которое, являясь институтом гражданского общества, не входит в систему го-

сударственных органов и органов местного самоуправления.

В ряде конституций адвокатура не упоминается, а упоминается только адвокат, и то в контексте реализации права на квалифицированную юридическую помощь.

Так, в ст. 16 Конституции Республики Казахстан адвокатура упоминается в контексте права каждого на квалифицированную юридическую помощь в форме права пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения, но вообще не раскрываются какие-либо сущностные признаки адвокатуры. Аналогичны по смыслу и месту упоминания в Основном законе положения ст. 31 Конституции Литовской Республики, ст. 25 Конституции Республики Молдова, ст. 92 Конституции Латвийской Республики, ст. 24 Конституции Кыргызской Республики, ст. 19 Конституции Республики Таджикистан, ст. 107 Конституции Республики Туркменистан, ст. 21 Конституции Эстонской Республики.

В то же время имеются и некоторые особенности. Так, например, в ст. 57 Конституции Кыргызской Республики содержится упоминание об адвокатуре не в контексте регламентации прав человека и гражданина, а именно как самостоятельной организации: «Организация и деятельность адвокатуры как самоуправляемого профессионального сообщества адвокатов, а также права, обязанности и ответственность адвокатов определяются законом».

Что же касается анализа положений законов, то в них, ожидаемо, раскрывается гораздо большее число сущностных признаков адвокатуры.

Согласно ст. 1 Закона Республики Таджикистан «Об адвокатуре» адвокатура в Республике Таджикистан является независимым профессиональным объединением, обеспечивающим в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам. Осуществляя защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, адвокат олицетворяет идеи гуманизма, справедливости, законности.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Туркменистана «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Туркменистане» адвокатура - это профессиональное объединение адвокатов, основанное на принципах самоуправления, созданное в целях осуществления адвокатской деятельности, являющееся правовым институтом гражданского общества и не входящее в систему органов государственной власти и управления.

В Законе Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» указывается, что «адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи», что означает, что в законе этой страны закреплен как минимум еще ряд основных сущностных признаков адвокатуры.

В ст. 1 Закона Республики Молдова «Об адвокатуре» перечислено несколько больше сущностных признаков: указано, что «адвокатура представляет собой самостоятельный правовой институт гражданского общества, призванный обеспечить оказание на профессиональной основе квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; является профессиональным сообществом юристов, осуществляющих адвокатскую деятельность на основании лицензии, выданной в соответствии с законом».

В соответствии со ст. 2 Закона Эстонии «Об адвокатуре» адвокатура является профессиональным объединением адвокатов, учрежденным 14 июня 1919 года и действующим по принципам самоуправления, целью которого является организация оказания юридических услуг в частных и публичных интересах, а также защита профессиональных прав адвокатов.

Приведённые выше положения и выводы позволяют заключить следующее:

1. Общими чертами ряда конституций государств бывшего СССР является то, что в них конституционно-правовой статус адвокатуры определяется как статус института, участвующего в осуществлении правосудия, декларируется существование адвокатуры как сообщества, определяется назначение ее деятельности, содержится отсылка к регламентации организации и деятельности адвокатуры в отраслевом законодательстве.

2. Анализ ряда конституционных актов позволил выявить следующие свойства, признаки и обстоятельства, на которые необходимо обратить внимание в рамках настоящего исследования:

- указание на профессиональную юридическую помощь как назначение адвокатуры;

- декларирование установления гарантий независимости адвокатуры;

- установление адвокатской «монополии» в отношении защиты по уголовным делам;

- установление тезиса о беспрепятственном осуществлении прав адвоката и закрепление права адвокатов на самоорганизацию;

- установление запрета на препятствование оказанию правовой помощи.

3. В отношении назначения, цели и задач деятельности адвокатуры в законодательстве указывается, в частности на следующее:

- служение принципам законности, справедливости и гуманизма посредством осуществления профессиональной правозащитной деятельности, в рамках которой решаются задачи оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов, участия в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан;

- адвокатура определяется как самоуправляемое добровольное профессиональное объединение;

- адвокатура, являясь институтом гражданского общества, не входит в систему государственных органов и органов местного самоуправления;

- права, обязанности и ответственность адвокатов определяются законом;

- адвокатура действует для организации оказания юридических услуг в частных и публичных интересах, а также осуществляет защиту профессиональных прав адвокатов.

Пристатейный библиографический список

1. Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М.: Прогресс, 1981. С. 38.

2. Зивс С.Л. О методе сравнительного исследования в науке о государстве и праве // Советское государство и право. 1964. № 3. С. 23-35.

3. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: НОРМА, 1996.

4. К юбилею Юрия Александровича Тихомирова // Евразийский юридический журнал. 2011. № 8 (39). С. 140-141.

References (transliterated)

1. Ansel" M. Metodologicheskie problemy" sravnitel"-nogo prava // Ocherki sravnitel'nogo prava. M.: Progress, 1981. S. 38.

2. Zivs S.L. O metode sravnitel'nogo issledovaniya v nauke o gosudarstve i prave // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1964. № 3. S. 23-35.

3. Tixomirov Yu.A. Kurs sravnitel"nogo pravovedeni-ya. M.: NORMA, 1996.

4. K yubileyu Yuriya Aleksandrovicha Tixomirova // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2011. № 8 (39). S. 140-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.