Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ РАССЛАБЛЕНИЕ И ВКЛЮЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ'

СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ РАССЛАБЛЕНИЕ И ВКЛЮЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Мария Сергеевна

Обсуждаются вопросы воспитания детей - корригирование эмоциональности, образа жизни посредством применения различных методик педагогического воздействия. Важным условием выступает обучение детей навыкам саморегуляции, умениям расслабляться и включать в совместную деятельность как в кругу сверстников, так и взрослых. Особое внимание уделяется подготовки родителей к применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Приводят различные приёмы и способы их применения. Методическое сопровождение анализируется на конкретных примерах, что отражает практико- ориентированный подход в педагогическом просвещении родителей в воспитании детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоусова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN QUALITY OF EDUCATIONAL LIFE THROUGH RELAXATION AND INCLUSION IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF CHILDREN AND ADULTS

Issues of raising children are discussed - correcting emotionality, lifestyle through the use of various methods of pedagogical influence. An important condition is teaching children the skills of self-regulation, the ability to relax and engage in joint activities both among peers and adults. Particular attention is paid to preparing parents for the use of health-saving technologies in working with children. Various techniques and methods of their application are given. Methodological support is analyzed on specific examples, which reflects a practice-oriented approach in the pedagogical education of parents in the upbringing of children.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ РАССЛАБЛЕНИЕ И ВКЛЮЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»

УДК 37.013.83+373.211.24

М. С. Белоусова

СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ РАССЛАБЛЕНИЕ И ВКЛЮЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ1

В современной педагогике всё больше внимая стали уделять изучению явлений возбудимости ребенка раннего и среднего возраста, а также наоборот, проявлению его полного безразличия к восприятию и изучению предложенного учебного материала в дошкольных учреждениях. В своё время ещё Л. С. Выготский [1] подметил, что детям свойственно воспроизводить в своих действиях наблюдаемые ими особенности поведения окружающих, в том числе и реакции негативного плана. Педагоги в своей работе с детьми часто замечают, что дети не могут самостоятельно контролировать свои аф-

1 Статья публикуется по решению оргкомитета Всероссийской научно-практической конференция с международным участием «Общественное здоровье и качество жизни: междисциплинарный подход», которая состоялась 21—22 октября 2022 года в Санкт-Петербурге. Организаторы конференции: Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагоги ки и психологии высшего образования (примеч. ред.).

фективные реакции — переходить из возбужденного состояния к состоянию спокойного поведения, восприятия предлагаемого им учебного материала. Другими словами, ребенок находящийся в непривычной для него ситуации не может самостоятельно переключиться с состояния возбуждения на полное присутствие в образовательном процессе, тем самым не усваивает пройденный материал.

Реакции, движение, действие, у ребенка необходимо развивать с самого детства. По утверждению Т. М. Панкратовой [2], родителям следует начинать формировать у детей в раннем возрасте адекватные способы реагирования, в частности, плавно приучать ребенка переходить из состояния «активной игры» в состояние «здесь и сейчас». Тогда уже к трём годам ребенку будет легче адаптироваться к условиям игровой деятельности в дошкольном учреждении, а также при общении со сверстниками и взрослыми.

Отметим некоторые причины, оказывающие своё влияние на адаптивные способности детей в условиях образовательного про-

цесса детского сада: 1) позднее укладывание; 2) просмотр мультиков перед сном; 3) купание менее чем за 30 мин до сна; 4) активные игры; 5) поздние прогулки; 6) ранний подъем; 7) нервная обстановка в семье; 8) крик взрослого. Все эти факторы могут пагубно влиять на психическую сферу детей, способствовать явлениям невротического развития личности в детском возрасте [3].

Проблема отсутствия осознанной саморегуляции всё больше и больше волнует не только воспитателей, но и родителей. В последнее время загруженность родителей различными бытовыми, информационными и рабочими делами, заметно увеличилась, по отношению с прошлыми годами. Вполне очевидным является то, что нарушение саморегуляции (режима дня) у родителей так или иначе отражается на особенностях поведения детей, способствует тому, что режим дня у самих детей тоже нарушается. Поэтому заботиться о качестве жизни детей необходимо с перестройки взгляда в отношении качества жизни всей семьи, включая и взрослых.

Если рассматривать данный вопрос в аспекте раннего развития детей, то начинать воспитание ребёнка необходимо с раннего детства, а именно необходимо приучаться к установленному режиму труда и отдыха, бодрствования и сна, режима питания и т. д. Режим во всём, начиная с утреннего приема пищи, своевременной и регулярной прогулки и заканчивая

различными опосредующими влияниями на психическую сферу ребенка технических средств — просмотры телепередач, компьютерные игровые установки, гаджеты, которые не всегда допустимы в присутствии ребенка. Иными словами, элементы образовательного процесса уже в раннем возрасте необходимо выстраивать с учетом сна, питания и всех режимных моментов жизнедеятельности ребенка. Если родитель не выстраивает упорядоченный план действий в течении дня для ребенка, происходят первые сбои в режиме, а вслед за тем — и скорейшее утомление ребенка.

«Расслабление» и «включение» — это часто используемые методы в современной педагогике [4]. Они позволяют ребенку переключится из одного образовательного процесса в другой. Использование педагогами дошкольных учреждение таких методик, как «сюрпризный момент», «переход из обычного разговора в более тихий», а затем — «шёпот», «применение тактильных практик», «сухой массаж» и др., позволяют ребенку незаметно перейти от одной интересной для него ситуации к другой.

Приведём пример «сюрпризных моментов» при переключении ребенка из игровой деятельности в образовательную.

1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей добрыми поступ-

ками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил.

2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т. п. Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будто слетит.

3. До занятия под стол педагог прячет игрушку-котенка. На занятии обращает внимание детей, что кто-то мяукает и дергает её за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает под столом? Котенок говорит, что хотел поиграть и сломал... Педагог успокаивает котенка и предлагает детям сделать.

4. Педагог привязывает Незнайку на воздушных шариках со стороны улицы к фрамуге или окну, а леску спускает в комнату. Незаметно подтягивает леску, и Незнайка влетает в комнату.

5. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине, прикрепляется леска. «Оживает» дергунчик тогда, когда дети сделают доброе дело и скажут хорошее, вежливое, ласковое слово.

6. К детям приходит Мойдодыр (воспитатель): полотенце вокруг головы, на плечах, в руках — таз, в карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во время умывания в режимных процессах.

7. В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка, воспитатель), который не

знает вежливых слов, из-за чего взрослые не всегда ему разрешают дружить с малышами, которых он очень любит. Дети учат Карлсона вежливости, а потом вместе с ним «путешествуют» по крышам.

8. В группе появляется Волшебная книга, к которой воспитатель обращается при разрешении конфликтов, спорных вопросов, проблемных ситуаций.

9. В группу приходит человек Рассеянный с улицы Бассейной (воспитатель). дети учат его, как правильно одеваться, складывать и убирать на место вещи.

10. Прилетает Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом любого содержания от своих друзей.

11. В группе «вырастает» необычный цветок — цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны задания для детей.

12. Присутствие в группе духа банки с водой, две банки закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного и синего цвета. Встряхивание банки окрашивает воду всё больше и больше.

13. Приходит посылка из Африки, которую приносят (прислали) жители острова Чунга-Чанга.

14. В группе появляется лесная фея, которую нельзя увидеть, но она оставляет следы: лист, веточку, цветок и т. п. Фея наблюдает, как дети относятся к растениям.

15. Вносится волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открывании сундучка.

16. Появляются волшебные кисти, с помощью которых оживают картины на листе; волшебный брусок пластилина, из которого появляется зайчик, волшебный лист бумаги, из которого «выскакивает» лягушка (оригами).

Если же увлеченного ребенка попытаться «выдернуть» из процесса, в которым он с большим интересом находится, без использования приёмов переключения, то ребенок может испытывать стресс и расстройство, а затем и агрессию по отношению к любому вокруг, в том числе и к себе. Как отмечает М. В. Воробьева [5], отрицательные эмоции не совсем желательны, поэтому необходимо контролировать и отслеживать действия взрослого по отношению к ребенку.

Любой педагог знает, для самоорганизации ребенка необходима работа не только в стенах дошкольного учреждения, но и постоянная работа с родителями. Поэтому, регулярная работа педагога с родителями по вопросам воспитания, соблюдения режима правильного отдыха детей в семье, в том числе и при использовании онлайн контактов, информационного образовательного пространства для взрослых, индивидуальных форм консультирования и пр. позволяют педагогу своевременно вносить коррективы в воспитательный процесс семьи, способствовать укреплению здоровья ребенка.

Приведём несколько примеров, помогающие родителям легко помочь себе и своему ребенку:

1. Папка-передвижка «Зима».

2. Папка-передвижка «Загадки о чистоте и гигиене».

3. Папка-передвижка «Как вести себя при пожаре?».

4. Папка-передвижка «18 января — всемирный День Снеговика».

5. Папка-передвижка «Знакомство со счетом и цифрами».

6. Папка-передвижка «Здравствуй, зимушка-зима!».

7. Папка-передвижка «Безопасный Новый год».

8. Папка-передвижка «Какой может быть прогулка с ребенком зимой?».

9. Папка-передвижка «Как звери зимуют?».

10. Папка-передвижка «Зимние игры для малышей».

11. Папка-передвижка «Что нельзя приносить в детский сад?».

12. Папка-передвижка «День рождения Деда Мороза».

13. Папка-передвижка «Зачем детям верить в Деда Мороза?».

14. Папка-передвижка «Зимние забавы».

15. Папка-передвижка «Чем занять ребенка на зимних праздниках?».

16. Папка-передвижка «Покормите птиц зимой».

17. Папка-передвижка «Профилактика детского травматизма».

18. Папка-передвижка «Когда на улице идет снег?».

19. Папка-передвижка «Комплекс упражнений для самомассажа в детском саду».

20. Папка-передвижка «Здоровье детей и взаимоотношения родителей».

21. Папка-передвижка «Движение — залог здоровья».

22. Папка-передвижка «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья».

23. Папка-передвижка «Здоровый образ жизни, в стихах, пословицах».

24. Папка-передвижка «Десять советов родителям по укреплению физического здоровья».

25. Папка-передвижка «Игры на формирование здорового образа жизни».

26. Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».

27. Консультация для родителей «Будем вместе мы играть и здоровье укреплять».

28. Консультация «Здоровый образ жизни детей, или 10 заповедей здоровья».

29. Памятка для родителей «Здоровый образ жизни семьи».

30. Беседа с родителями «Учите детей быть здоровыми».

31. Буклет «Все о здоровом питании».

Перечисленные методы помогают своевременно предотвратить нежелательные разногласия между ребенком и взрослым, а также между детьми в целом. Воспитатель должен уметь переключаться с повседневной жизни и погружаться в педагогический процесс спокойно и без усталости. Для этого существуют различные расслабляющие методики, позволяющие быстро включиться в процесс практики. Среди них выгодно отличаются такие, как: йога, прослушивание спокойной музыки, долгие и регулярные прогулки на свежем воздухе, настольные игры, чтение книг, занятие спортом.

Приведём некоторые приемы релаксации, связанные с регуляцией дыхания. Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Прием 1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета проводится задержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

Прием 2. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10—15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Приемы релаксации, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Поскольку добиться полного расслабления всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Прием 1. Сядьте удобно, закройте глаза; дышите глубоко и медленно; пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов, делайте это на выдохе; сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями

пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости).

Прием 2. Упражнение «Поцелуй ладонями». Выберите себе партнера, с которым нравится работать. Сядьте друг против друга и плотно коснитесь ладонями. Закройте глаза и представьте себе, что ваши руки — это каналы, по которым течет позитивная энергия. Она согревает вас обоих и бодрит. А теперь еще переплетите пальцы и мягко сожмите руку партнера в своей руке в знак солидарности. Оставайтесь некоторое время в таком положении. Вы должны почувствовать, как позитивная энергия, которая генерируется в процессе вашего взаимодействия, изгоняет из тела все тревоги и опасения.

Приемы релаксации, связанные с использованием образов. Наши образы имеют над нами магическую силу. Они могут вызывать совершенно различные состояния — от вялого безразличия до максимальной включенности, от горькой печали до безудержной радости, от полного расслабления до мобилизации всех сил. Для каждого человека важно найти тот образ, который наилучшим образом вызывает нужное состояние.

Достичь расслабления помогают такие образы:

• Вы нежитесь на мягкой перине, которая идеальным образом повторяет изгибы вашего тела;

• Вы покачиваетесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело;

• Вы находитесь в теплой ванне, приятное спокойствие просачивается в ваше тело.

В качестве расслабляющих техник хорошо зарекомендовали себя

психотехники саморегуляции, которые могут быть использованы для восстановления работоспособности педагогов [6].

Приведём пример методики «Релаксация «Храм тишины».

Инструкция. Постарайтесь вообразить себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города; постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой: Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры. Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны, или радостны. Обратите внимание на звуки, которые вы слышите. Обратите внимание на витрины магазинов. Что вы в них видите? Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих, может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать. А может быть, пройдете мимо: остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице: это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей. Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других. Вы видите на нем большую вывеску «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм — место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной. Побудьте в этом храме: в тишине. Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно. Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы сейчас себя чувствуете?

Возможность применения данной методики в течение определенного времени позволит педагогу восстановить свою работоспособность, обрести опыт рефлексии не только своей профессиональной деятельности, но и образа жизни в целом, обратить внимание на ритмы жизни, нормы бытия,

что является таким важным в условиях работы с детьми, в процессе их воспитания и обучения. Поэтому совместное регулирование режима дня — в семье, в дошкольной образовательной организации является залогом здорового образа жизни детей и окружающих их сверстников и взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

2. Панкратова Т. М. Саморегуляция в социальном поведении. Учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 112 с.

3. Бушуева А. И., Тельнюк И. В. Педагогика раннего детского возраста: рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка в семье // Коррекци-онно-педагогическое образование. 2018. № 2 (14). С. 39-60.

4. Методическая разработка на тему «Сюрпризные моменты на занятиях в ДОУ» // https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-syurpriznye-momenty-na-zanyatiyah-v-dou-4380941.html (дата обращения: 19.09.2022).

5. Воробьева М. В. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 5.

6. Семинар-тренинг для педагогов «Искусство релаксации» // https://nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/24/seminar-trening-dlya-pedagogoa-iskusstvo-relaksatsii (дата обращения: 19.09.2022).

REFERENCES

1. Vygotsky L. S. Collected works: in 6 volumes. T. 4. Child psychology / Edited by D. B. Elkonin. M.: Pedagogika, 1984. 432 p. (In USSR).

2. Pankratova T. M. Self-regulation in social behavior. Textbook / Yaroslavl State University named after P. G. Demidov. Yaroslavl: YarSU, 2011. 112 p. (In Russ.).

3. BushuevaA. I., Telnyuk I. V. Pedagogy of early childhood: recommendations for parents on the upbringing and education of a child in a family // Pedagogic Correction Education Journal. 2018. No. 2 (14). P. 3960. (In Russ.).

4. Methodological development on the

topic «Surprise moments in the classroom in a preschool educational institution» // https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-syurpriznye-momenty-na-zanyatiyah-v-dou-4380941. html (date of the application: 19.09.2022).

5. Vorobieva M. V. Education of a healthy lifestyle in preschoolers // Preschool education. 1998. No. 7. P. 5. (In Russ.).

6. Seminar-training for teachers «The Art of Relaxation» // https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/24/seminar-trening-dlya-pedagogoa-iskusstvo-relaksatsii (date of the application: 19.09.2022).

Поступила в редакцию: 11.10.2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.