Список использованной литертуры:
1.Блохина Е.Лиханова Т. «Лэпбук- накопленная книга» Журнал.»Обруч» 2015
2.Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения//Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международ.науч.конф.- Пермь: Меркурий, 2015
3.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.; 1991
4.Нурисламова А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного обучения. 2012
5. Тихеева Е.Н. Развитие речи у детей. - М.; 2006
© Кулясова С.Н., Анохина Л.В., 2018
УДК 373
Л. Е. Курылева
воспитатель МБУ д/с №116 «Солнечный», г. Тольятти РФ
Larisa.kuryleva.1976@mail.ru М. С. Чулкова
воспитатель МБУ д/с №116 «Солнечный», г. Тольятти РФ
mar.myasnikova2009@yandex.ru М. А. Рафикова
старший воспитатель МБУ д/с №116 «Солнечный», г. Тольятти РФ
rafikowamarina@yandex.ru О. В. Дьякова
воспитатель МБУ д/с №116 «Солнечный», г. Тольятти РФ
olga.abramowa2@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ
Аннотация
В статье представлены проблемы гиперактивных детей и связанные с ними трудности обучения в
настоящее время. А также правила, которые необходимо соблюдать родителям и педагогам, чтобы работа по развитию произвольного поведения у гиперактивных детей давала результат. Вашему вниманию предлагаем комплекс игр с правилами, направленные на развитие внимания, мышления, двигательной активности, а также релаксацию, эмоционально-личностную сферу.
Ключевые слова
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности, игры на развитие внимания, мышления, двигательной активности.
Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.
Проблемы гиперактивных детей и связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание воспитателя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одногруппникам. Эти дети постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Воспитателя они «не слышат», все теряют, все забывают.
Несмотря на длительно существующий интерес к заявленной проблеме, недостаточно разработан прикладной аспект. Родители, психологи-практики, воспитатели, учителя отмечают низкий уровень произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на рубеже дошкольного детства, что затрудняет дальнейшую адаптацию к обучению в школе. Причинами служат:
- низкий уровень родительской компетентности в этом вопросе;
- большое количество детей с церебрастеническими проявлениями;
- не в полной мере используется ресурс ведущей деятельности ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации.
Таким образом, значимость развития произвольной сферы ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ясна, нерешённым остаётся вопрос о том, как именно развивать столь важное качество.
Чтобы работа по развитию произвольного поведения у гиперактивных детей давала результат родителям и педагогам следует соблюдать следующие правила:
1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
7. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
8. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
10.Предоставлять ребёнку возможность выбора.
Учитывая, что одной из ведущей деятельности в дошкольном возрасте является игра, то эффективнее всего использовать в работе именно различные виды игр. Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость.
Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.
Одним из важных средств формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности являются игры с правилами. В играх с правилами правило открыто, то есть адресовано самому ребёнку. И поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им.
Вашему вниманию предлагаем комплекс игр с правилами, направленные на развитие внимания, мышления, двигательной активности, а также релаксацию, эмоционально-личностную сферу. Игры для развития внимания.
Игра «Смеяться запрещается» была направлена на то, чтобы успокоить возбужденную группу, настроить на работу, которая требует концентрации внимания.
Детям было предложено сесть широким кругом. Был выбран ведущий, который оставался в центре круга. Его задача состояла в том, чтобы выбрать кого-нибудь из сидящих, и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он мог пробовать все, что угодно, однако он не должен был ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам он не имел права говорить. Те, кто сидели в кругу, не должны были отворачиваться или закрывать глаза.
Каждый мог водить не более одной минуты. Если за это время водящий не сумел рассмешить или заставить заговорить кого-либо, с тем же ребенком пробовали свои силы еще 1 -2 водящих. Если же водящий добивался успеха, он менялся местами с тем, кого заставил улыбнуться или заговорить.
Игра «Лови - не лови» проводилась с целью развития внимания, скорости обработки услышанной информации.
Правила этой игры были похожи на всем известный способ играть в «Съедобное - несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, менялось в каждом коне игры. Например, сначала договаривались, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, один кон игры назывался «Мебель -не мебель». Аналогично играли в такие варианты, как «Рыба - не рыба», «Транспорт - не транспорт», «Летает - не летает» и множество других. Количество выбираемых условий игры зависело от фантазии воспитателя. Также было предложено ребенку-ведущему самому выбирать условие игры, то есть категорию слов, которые он будет ловить. Дети иногда дают совершенно свежие и творческие идеи!
Можно отметить, что эта игра развивает не только внимание, но и способность к обобщению. Поэтому в целях интеллектуального развития ребенка воспитатель старалась, чтобы категории этих обобщаемых понятий были разнообразны и затрагивали разные сферы, а не ограничивались бытовыми и часто используемыми словами.
Игра «Графический диктант» (Локалова Н.П.) была направлена на развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания.
К игре был предложен индивидуальный набор бланков (4 штуки 10x15 см). На каждом бланке были изображены 3 ряда мелких геометрических фигур: верхний ряд состоял из 17 треугольников, средний ряд -из 16 кружков, нижний ряд - из 17 квадратов. Фигуры верхнего и нижнего рядов были расположены друг против друга, среднего - в промежутке между ними. Воспитатель предложила детям рисовать узоры. Для этого необходимо было соединять треугольники, кружки и квадраты так, чтобы получился узор. В игре было три правила:
1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
2) линия узора должна идти только вперед;
3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда в узоре не получится промежутков.
Для начала воспитатель нарисовала первый узор вместе с детьми и проанализировала его. Затем дети под диктовку воспитателя нарисовали три основных узора.
Игра «Я весь во внимании» была направлена на развитие умения концентрировать внимание.
В этой игре детям понадобилось все их актерское дарование, а воспитателю - изобретательность. Участники в игру были введены с помощью представления, действие которого происходило на кинопробах. Юным актерам было предложено изобразить человека, который «весь во внимании», то есть полностью поглощен своими мыслями и чувствами, поэтому он совершенно не замечает того, что происходит вокруг него. Воспитатель подсказывала начинающему актеру, что получится лучше сосредоточиться, если он представит, что смотрит очень интересный фильм или читает книгу. Но этим роль не ограничивалась. У начинающей звезды экрана были конкуренты. Они всячески мешали ему хорошо сыграть свою роль. Для этого они обращались к актеру за помощью, пытались удивить или рассмешить его, чтобы привлечь к себе внимание. Единственное, чего они не имели права делать, - это дотрагиваться до актера. Но и у актера были ограничения в правах: он не мог закрывать глаза или уши.
После того как режиссер (воспитатель) сказала: «Стоп», все участники переставали играть. Воспитатель показывала детям неожиданные и интересные ходы, которые они могли использовать вместо того, чтобы ограничиваться криками и кривляньем. Так можно было показывать новую игрушку, делать вид, что все уходят и т. п.
Игры для релаксации
Игра «Тряпичная кукла и солдат» стала для ребят упражнением на релаксацию.
Воспитатель предложила детям встать и расположиться так, чтобы вокруг каждого из них было свободное место. Нужно было полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат. Застыть в этой позе, как будто одеревенели, нельзя было двигаться. Затем нужно было наклониться вперед и расставить руки, чтобы они болтались как тряпки. Надо было стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла, слегка согнуть колени и почувствовать, как кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными... затем нужно было снова показать солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.) Потом вновь стать тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова - солдатом... (10 секунд.) и опять тряпичной куклой.
Дети должны были быть попеременно солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у воспитателя не сложилось впечатление, что они уже вполне расслабились.
Затем ребятам было предложено встряхнуть руками, как будто они хотят стряхнуть с них капельки воды. Стряхнуть капельки воды со спины..., с волос..., с верхней части ног и ступней.
Воспитатель закончила игру на стадии расслабления, когда почувствовала, что дети достаточно отдохнули.
Игра «Шалтай-Болтай» направлена на то, чтобы помочь ребенку расслабиться, снять напряжение. Персонаж этой игры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как их поведение во многом схоже.
Чтобы дети лучше вошли в роль, воспитатель спросила, читали ли они стихотворение С. Маршака о Шалтае-Болтае. А может быть, они видели мультфильм о нем? Некоторые дети рассказали о том, кто такой Шалтай-Болтай, почему его так называют и как он себя ведет. После этого игра началась. Воспитатель читала отрывок из стихотворения Маршака, а дети изображали героя. Для этого они поворачивали туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Некоторые крутили еще и головой.
Итак, воспитатель в этой игре должен читать стихотворение:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Когда воспитатель произносила последнюю строчку, дети должны были резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Детям было позволено для иллюстрации этой части
стихотворения упасть на пол.
Примечание. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для гиперактивного ребенка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а значит, от покоя. Чтобы добиться максимального расслабления, повторите игру несколько раз подряд. Чтобы она не наскучила, можно читать стихотворение в разном темпе, а ребенок соответственно будет замедлять или ускорять свои движения.
Игра «Путешествие на облаке» являлась упражнением на релаксацию, давала детям возможность успокоиться и настроиться на работу.
В качестве сопровождения использовалась спокойная инструментальная музыка.
Воспитатель попросила детей сесть удобнее и закрыть глаза. Дети должны были два-три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть... После этого воспитатель приглашает детей в путешествие на облаке. Дети представляли себе, что они прыгнули на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Надо было почувствовать, как ноги, спины, попки детей удобно расположились на этой большой облачной подушке. После этого началось путешествие. Облако медленно поднималось в синее небо. Предлагалось почувствовать, как ветер овевает лица детей. Там, высоко в небе, было все спокойно и тихо. Предлагалось представить, как облако переносит детей в такое место, где они будут счастливы, мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь могло произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)
А потом дети вновь оказались на своем облаке, и оно повезло их назад. Ребятам было предложено слезть с облака и поблагодарить его за то, что оно так хорошо их покатало... Потом дети наблюдали, как оно медленно растаяло в воздухе... Ребята потянулись, выпрямились и снова стали бодры, свежи и внимательны.
Игра «Быстрые превращения» была направлена на снятие напряжения после «сидячей» работы. Для игры использовалась запись бодрой инструментальной музыки.
Воспитатель предложила детям, когда зазвучит музыка, они должны были начать ходить по группе. Когда музыка останавливалась, ребята тоже должны были остановиться. В этот момент воспитатель говорила детям, кого они должны изобразить... (Включалась музыка и останавливалась примерно через одну минуту.) После этого все превращались в Бабу-Ягу. (Снова включалась музыка на 30 секунд.)
Потом все были роботами (Снова музыка на 30 секунд).
Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.
Игра «Прикосновение» помогла детям расслабиться, снять напряжение, повысит их тактильную восприимчивость.
Были подготовлены предметы, сделанные из различных материалов. Это были кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т.д. Они лежали на столе перед детьми. Когда ребята их рассматривали, воспитатель предложила им закрыть глаза и попробовать догадаться, чем она прикасается к их рукам (по очереди).
Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.
Игры, развивающие волевую регуляцию
Игра «Говори по сигналу» была направлена на регуляцию речи, выработку самоконтроля.
Воспитатель просто общалась с детьми, задавая им любые вопросы. Но отвечать они должны были не сразу, а только когда увидят условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же воспитатель задавал свой вопрос, но не делал оговоренное движение, дети должны были молчать, как будто не к ним обращаются, даже если ответ вертелся у него на языке.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, помогаете ему обратить внимание на свое «я».
Игра «Замри» была направлена на формирование элементов самоконтроля.
В этой игре ребенку необходимо было быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Воспитатель включала танцевальную музыку. Пока она звучала, дети могли прыгать, кружиться, танцевать. Но как только воспитатель выключала звук, дети должны были замереть на месте в той позе, в какой их застала тишина.
Примечание. В эту игру особенно весело играть на детском празднике. Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать детей и одновременно создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать по-серьезному, а вы им предлагаете сделать это в игре, как бы в шутку. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным наказаниям.
Игра «Царевна Несмеяна» была направлена на формирование элементов самоконтроля.
Всем знакомы жалобы детей на то, что кто-то другой мешает им сосредоточиться и смешит их. В данной игре им пришлось преодолеть именно это досадное обстоятельство.
Детям предлагалось вспомнить такой мультипликационный персонаж, как царевна Несмеяна. Развеселить ее было практически нереально, она ни на кого не обращала внимания и лила слезы день и ночь. Один из детей становился такой царевной. Плакать, конечно, не стоит, но смеяться ему строго-настрого запрещалось (иначе какая же это Несмеяна?). В том же мультике, как известно, был обеспокоенный отец, обещавший царевну в жены и полцарства в придачу тому, кто ее развеселит. Такими потенциальными женихами, охочими до царской казны, выступали другие дети. Они окружали царевну (которую играли как мальчики, так и девочки) и пытались всеми силами заставить ее улыбнуться. Тот, кто в этом деле оказывался успешным настолько, что вызывал у Несмеяны широкую улыбку (видны были зубы), считался выигравшим этот конкурс женихов. В следующем туре этот человек менялся с царевной местами.
Примечание. Лучше устанавливать некоторые ограничения среди «женихов» (они не имеют права дотрагиваться до царевны) и для Несмеяны (она не должна отворачиваться или закрывать глаза или уши).
Коммуникативные игры
Игра «Сиамские близнецы» была направлена на развитие концентрации внимания, сплочение группы.
Для начала воспитатель поинтересовалась, знают ли дети, кто такие сиамские близнецы. Никто из ребят не смог ответить, поэтому воспитатель объяснила, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Сиамские близнецы жили всю жизнь не только душа в душу, но и имея почти общее тело. Воспитатель узнала мнение детей, трудно ли так жить. В каких ситуациях им нужно было проявлять согласованность в совместных действиях?
Воспитатель сказала детям, что наверняка такие братья или сестры становились просто гениями общения, ведь чтобы сделать хоть что-нибудь, им приходилось все согласовывать и подстраиваться друг под друга. Поэтому детям было предложено поиграть в сиамских близнецов, чтобы научиться хорошо общаться.
Был взят тонкий шарф и были связаны им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к воспитателю. Были оставлены свободными кисти рук, детям они понадобились в игре. Теперь игрокам было объяснено, что они должны нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно было только той рукой, которая была привязана к партнеру. Детям были даны фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка предлагалось выбрать детям.
Играющие были предупреждены, что жюри (то есть воспитатель) будет оценивать не только качество полученной картины, но и течение самой работы: были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети сюжет рисунка, порядок рисования и т. д.
Примечание. После того как рисунок будет закончен, обсудите с художниками, трудно ли им было работать и понравилось ли им создавать картину вместе. Можно ненавязчиво остановиться на ошибках в
сотрудничестве, допущенных детьми. Однако не забудьте перед этим отметить положительные стороны их общения.
Игра «Чужими глазами» была направлена на развитие сотрудничества между детьми, выработка терпения и внимания, развитие коммуникативных навыков.
В этой игре дети тоже должны были создать общую картину.
Одному ребенку завязали глаза, он и был художником. Другой ребенок стал его глазами. Детям была задана тема для рисования. Проводить линии на рисунке имел право только ребенок с завязанными глазами. Но управлять его движениями с помощью слов должен был партнер. В его задачу входило руководство руками художника, причем дотрагиваться до «мастера» ему запрещалось. Соответственно, к обоим игрокам предъявлялись довольно высокие требования, один из них должен был быть терпеливым и внимательным, стараться понять и правильно выполнить инструкции, а второй - уметь четко выражать свои мысли, делать их понятными для другого, контролировать свои действия, избегая выполнения задания за партнера, даже когда он что-то делает неправильно. Поэтому данная игра является непростой. Тем не менее, она вызывает у детей живой интерес, и обычно каждый стремится побывать в той и другой роли (по сути - то ведущего, то ведомого) и потом поделиться впечатлениями, какая из них давалась ему легче.
Примечание. Закончив рисунок, обсудите с детьми не только полученный результат, но и сам процесс рисования.
Игра «Ожившие игрушки» была направлена на развитие навыков невербального общения, развитие самоконтроля.
Воспитатель спросила у детей, как они думают, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушала их версии и предложила представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Ребятам по очереди было предложено изобразить сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Другие дети старались угадать, кто это. Но ответ они должны были не выкрикнуть, а нарисовать на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Вся игра проходила в абсолютной тишине. Когда воспитатель почувствовала спад интереса у детей, то объявила, что светает. Тогда игрушки снова встали на свои места, таким образом, игра была окончена.
Примечание. В данной игре дети приобретает навыки невербального (без использования речи) общения, а также развивает самоконтроль, ведь когда он догадался, что за игрушку изображают, ему так хочется тут же сказать об этом (а еще лучше крикнуть), но правила игры не позволяют сделать этого. Когда же он сам изображает игрушку, тоже нужно приложить усилия, чтобы не издавать звуков и не подсказывать.
Игра «Разговор через стекло» была направлена на тренировку невербального мышления, фокусировала внимание ребенка на другом человеке.
Эта игра похожа на предыдущую, но изображать без слов в ней приходилось уже не отдельные слова, а предложения.
Воспитатель помог ребенку представить, что он находится на пятом этаже дома. Окна плотно закрыты, звук сквозь них не проникает. Вдруг он видит внизу на улице своего друга. Тот что-то пытается ему передать и отчаянно жестикулирует. Ребенок старался понять, какую информацию до него пытаются донести. Можно было использовать не только мимику, жесты и движения, но и подручные средства. Если ребенок не мог догадаться, что ему показывают, то он пожимал плечами. Если ребенок верно отгадывал только часть предложения, то правильная часть повторялась, а остальную он снова отгадывал. В следующий раз дети менялись ролями.
Примечание. Таким образом, это игра развивает способность понимать других людей, быть внимательным к их различным поведенческим проявлениям.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игры с правилами способствуют снижению уровня синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Используя в педагогическом процессе игры с правилами, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
Список использованной литературы:
1. Бондаренко, А.Н. Словесные игры в детском саду/ А.Н. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2004. - 80 с.
2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве/ Г.М. Бреслав. - М.: Просвещение, 2000. - 240 с.
3. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. / В. А. Иванников. - М.: УРАО, 2008. - 128 с.
4. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина. - М.: Новая школа, 2003. - 136 с.
5. Холмогорова, В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. С. 43 - 46.
6. Эльконин, Д. Б. Развитие личности ребёнка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / ред.-сост. А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение,2006. - Гл. 3. С. 75 - 89.
7. Эльконин, Д.Б. Избранное / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2006. - 485 с.
© Курылева Л.Е., Чулкова М.С., Рафикова М.А., Дьякова О.В., 2018
УДК 372.4
Е.В. Осолодкова
к.п.н., доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математики и естествознания Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская федерация e. mail: elena.osolodkova@yandex.ru
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности использования информационных и коммуникационных технологий при подготовке будущих преподавателей среднего профессионального образования. Анализируются преимущества и недостатки данного процесса.
Ключевые слова: информационные технологии, высшее профессиональное образование, познавательная активность в системе высшего образования.
Социальное время XXI века оказывается все более плотным, процессы глобализации, информатизации, виртуализации существенно влияют на современное общество и требуют иного подхода к обучению.
В высшем профессиональном образовании, при подготовке будущих преподавателей среднего профессионального образования, студентам должны быть созданы соответствующие условия для