ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 6 (74) ноябрь - декабрь =
Современное фольклорное движение как фактор
формирования мировоззрения молодёжи
УДК 374.3:398 А. А. Тихонова
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается становление и развитие фольклорного движения в России, которое инициировало перенос всей системы традиционной народной культуры с её нравственными ценностями, патриархальным укладом, формами быта, досуга и художественного творчества в городскую среду. Одним из достижений фольклорного движения является создание специфической среды для реализации потенций архетипического слоя сознания современного человека в современной же культуре — благодаря перенесению аутентичной народной традиционной культуры в городское пространство. Народное творчество создаёт необходимые естественные условия для подражания архетипическому образцу и многочисленные возможности понять и проникнуться мифологическим мировоззрением и мироощущением наших предков.
Ключевые слова-, фольклорное движение, фольклорная среда, молодёжь, мировоззрение, фолькло-ризация, Российский фольклорный союз, архетипические структуры, культурный код, народная культура, народное сознание.
A. A. Tikhonova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
modern FOLK MOVEMENT AS A FACTOR of youth ideology formation
This research studies the problem of formation and development of folk movement in Russia (since mid-last century till present time) which initiated the conversion of the whole traditional folk culture's system with its moral values, patriarchal way of life, forms of being, leisure activities and art creativity into urban environment. One of achievements of folk movement is the creation of specific environment for realization of potency of archetypal layer of conscience of modern individual within contemporary culture due to transference of authentic folk traditional culture into urban environment. Folk art builds necessary natural conditions for archetypal patterns' imitation and builds multiple possibilities to understand and be inspired of mythological ideology and attitude of our ancestors.
Keywords: folk movement, folk environment, youth generation, ideology, folklorization, Russian Folklore Union, archetypal structures, culture code, folk culture, folk conscience.
Фольклорное движение в России зародилось в середине прошлого века как реакция на государственную пропаганду специфического образа массовой народной культуры, который нёс в себе ключевые особенности стиля социалистического реализма с его парадностью, лубочностью, вычурностью форм и деталей, а также смысловой
ориентацией на политические задачи государства. Многие неравнодушные фольклористы, музыковеды, филологи, этнографы, художники, а также любители традиционной народной культуры отмечали, как вслед за угасанием русской деревни исчезал песенный и хореографический пласт, забывалась устная сказительная традиция,
ТИХОНОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
TIKHONOVA ANASTASIIA ALEKSANDROVNA - doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of humanities and social sciences, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Тихонова А. А., 2016
уходила обрядовость, упрощалась смысловая нагрузка художественных форм, снижалась эстетическая составляющая за счёт роста утилитарного использования деревенской архитектуры и декоративно-прикладного творчества в целом. Поэтому, в отличие от официальной массовой культуры, которая, по сути, выполняла государственный заказ и существовала только «на сцене» и «для сцены», целью фольклорного движения стало системное и планомерное исследование стремительно исчезавшей традиционной народной культуры. Это был частично стихийный, частично направляемый специалистами-энтузиастами процесс поддержания, сохранения и поиска путей переноса фольклора из умирающей деревни в городскую среду.
Первоначальными идеями фольклорного движения являлись сохранение и консервация для будущих исследований (и, возможно, возрождения) лучших образцов нематериального культурного наследия нашей страны, а также трансляция и популяризация фольклора среди всех социальных слоёв и групп общества. Надо отметить, что на сегодняшний день фольклорное движение продолжает свою деятельность. Можно сказать, что благодаря ему была создана особая фольклорная среда, которая объединяет людей по всей стране разного социального статуса и возраста. В каждом крупном городе, областном центре, а также в некоторых районных центрах теперь существует целая сеть фольклорных сообществ, которые с каждым годом вовлекают в свою среду всё больше новых участников.
На сегодняшний день в отечественной фольклористике имеется большое количество публикаций, связанных с историей возникновения и последующим развитием молодёжного фольклорного движения. Так, в обзорной статье Н. И. Жулановой, посвящённой этому феномену и его эволю-
ции, описаны все этапы его становления и вхождения в жизнь городского человека: «Новое открытие фольклора началось с подъёма фольклористики, хотя рельефнее всего отразилось в развернувшемся вслед за тем движении фольклорных ансамблей (так стали себя называть творческие коллективы, занятые поисками принципиально новых форм практического освоения народного искусства) [5]».
Совершенно новым явлением для молодёжи 1960-х годов оказались этнографические концерты, которые с 1964 года в Москве стала проводить Фольклорная комиссия Союза композиторов РСФСР. Из деревень со всех уголков России фоль-клористами-этномузыкологами (А. В. Руднева, В. М. Щуров, Н. М. Савельева, Е. А. Дорохова и другие) для выступления в таких концертах привозились аутентичные ансамбли (небольшие группы деревенских носителей традиционной народной песенной культуры), которые демонстрировали со сцены подлинное фольклорное искусство, вызывавшее незамедлительную положительную реакцию в обществе. Поскольку городские жители больших городов на протяжении многих лет были воспитаны на сценическом народном искусстве, пропагандируемом со сцены государственными народными хорами и ансамблями песни и пляски, «новое» непривычное уху звучание старинной музыки (а это была не только вокальная, но и инструментальная музыка) заинтересовало слушателей, причём так сильно, что многие захотели стать её полноправными участниками.
С этого момента начинается процесс активной фольклоризации общественного сознания. Исследователь в области фольклорного движения Е. Э. Гавриляченко даёт следующее определение данному явлению: «Фольклоризация - процесс и результат воздействия на общество (общественное сознание или, если угодно, коллек-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 6 (74) ноябрь - декабрь =
тивное бессознательное) элементов традиционной культуры, осуществляемого государственными структурами, профессиональными сообществами, социальными, этнокультурными группами и пр. [2, с. 12]».
Поистине настоящий «взрыв» фолькло-ризации в молодёжной среде вызвал практикующий фольклорист Дмитрий Покровский, который в 1973 году создал экспериментальный ансамбль при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР. Ансамбль Дмитрия Покровского показывал со сценических площадок, а также на телевидении (в передаче центрального канала «Музыкальный ринг», где участвовали самые известные звёзды отечественной эстрады) все грани традиционной народной музыкальной культуры. Как известно, путь становления участников ансамбля в качестве профессионалов лежал, прежде всего, через экспедиционные поездки по деревням и сёлам различных областей России, в ходе которых участники ансамбля пытались понять принципы традиционного народного звукоиз-влечения, манеры, интонации.
Одной из главных проблем донесения фольклорного пения до слушателя фольклорными ансамблями является непонимание и сложность улавливания неподготовленным слушателем текста песни с присущими ей диалектными особенностями. Тем не менее музыкальный код, зашифрованный в древних напевах, срабатывает как щелчок, приковывая внимание слушателя к песне, заставляя прислушиваться к мелодическому движению, определённым попевкам (мелодическим звеньям, выстраивающимся в различных соотношениях в определённые мелодические формулы), которые буквально выталкивают из бессознательного слоя сознания эмоциональные реакции. Об этом свидетельствует личный опыт автора данной работы, а именно - опыт исполнения в составе фольклор-
ного ансамбля традиционных народных песен в общественных местах (пешеходных переходах, на улице, парковых площадках) в целях популяризации фольклора в городской среде. Такие некоммерческие культурные акции имеют позитивный отклик у случайных зрителей, некоторые из которых спонтанно вливаются в фольклорную среду, подпевая, танцуя и тем самым выражая свою индивидуальность, самость в творческом пространстве, создаваемым ими самими вместе с ансамблем.
Дмитрий Покровский так описывает свои воспоминания о первом опыте восприятия фольклорного звука: «Даже если не понимаешь текста, не входишь в тонкости голосоведения и мелодии, ошеломляет само звучание - мощное, сочное, свежее. <...> Это ощущение шока - звук переворачивает что-то в тебе, поднимает тебя, к горлу подступают рыдания, и кажется, взорвёшься, закричишь, заплачешь. [3, с. 46]». Подобные эмоции возникают и у многих других слушателей, впервые столкнувшихся с «древней» музыкой. Так не глубинные ли архетипические структуры в момент пения традиционной народной песни вырываются наружу, подобно долго сдерживаемому вулкану? В пении человек получает веками оттачиваемую, адекватную форму для раскрытия аспектов внутреннего Я, подобного любому другому я и одновременно в чём-то уникального. Именно благодаря этому и никак иначе огромное количество молодёжи, посещавшей концерты аутентичных исполнителей и вновь создававшихся фольклорных ансамблей, вовлекалось и вовлекается в процесс познания фольклора, который постепенно перерастает в фольклорное движение.
Для консолидации всех фольклорных коллективов, занимающихся воспроизведением форм традиционной народной культуры, в 1989 году был образован Российский фольклорный союз (РФС), первым
президентом которого стал выдающийся фольклорист, этномузыколог - Анатолий Михайлович Мехнецов. Одной из главных программных установок фольклорного движения, провозглашённой А. М. Мехнецовым, стало следующее утверждение: «участники городских фольклорно-этнографических ансамблей являются прямыми преемниками и продолжателями фольклорных традиций [4, с. 90]».
Участники фольклорных коллективов, руководствуясь этой установкой, и сегодня совершают экспедиционные выезды на места исследуемых локальных традиций, записывают музыкальный, поэтический, хореографический фольклор у носителей традиций, перенимают певческий опыт у «мастеров», чтобы потом вербально и невербально воспроизвести в городской среде духовное и материальное наследие традиционной народной культуры.
Воспроизведение фольклорных образцов как нематериальной, так и материальной культуры в условиях городской среды на сцене, то есть вычленение их из контекста традиционной народной культуры деревни в их естественном бытовании и перенесение в неестественные для них условия (в данном случае на сцену) получило название «фольклоризм».
Благодаря концертной деятельности фольклорно-этнографических коллективов, которые не просто показывают плод своей деятельности на сцене, а как бы вовлекают в этот процесс слушателя, позволяя в интерактивной форме прикоснуться к исконной культуре, с каждым разом увеличивается круг вовлечённых в процесс познания культуры. «Фольклорные ансамбли сегодня выполняют очень важную функцию в сохранении национальных традиций и аутентичного фольклора, несмотря на то, что большинство участников являются не носителями, а временными хранителями традиции [9, с. 132]».
Параллельно с молодёжным фольклорным движением развивалось и реконструк-торское направление: кратковременное воспроизведение исторических событий в контексте современной городской культуры. Существует мнение, с которым мы полностью согласны, что реконструк-торское движение не может составлять особую социокультурную группу в среде современного города: «<...> "реконструкторов" или, как они сами себя называют, "реконов" трудно считать носителями особого мировоззрения, связанного с их деятельностью и тем более несущего отпечаток ментальности тех исторических эпох, которые выступают в качестве моделей их деятельности [4, с. 83]». Это мнение опирается на тот факт, что по окончанию рекон-структорского мероприятия (воспроизведения исторических событий на фестивалях, приуроченных к главнейшим битвам в истории Древней Руси и России) все участники действия вновь становятся «обычными» людьми, не перенося в свою жизнь поведенческие нормы тех времён, которые они воспроизводили на мероприятии. Осознание реконструкторами кратковременности их активности не позволяет им ставить перед собой глобальные задачи по вовлечению и популяризации своего движения, культурному изменению современного общества. Это является главным отличительным критерием реконструкторского движения от фольклорного. Люди, занимающиеся фольклором, пытаются внедрить принципы существования в традиционной народной культуре в свою обыденную жизнь и жизнь окружающего их социума. Жить «в традиции» - это особый тип мировоззрения и мировосприятия.
Фольклорное движение, изначально зародившееся в молодёжной среде, в последующем стало набирать обороты, вовлекать в себя разные социальные и половозрастные слои населения, тем самым вос-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 6 (74) ноябрь - декабрь =
станавливая связь поколений (восстановление внутри семьи патриархального уклада), понимание между «отцами и детьми», позволяя прикоснуться в городской среде к «живой деревне».
Со временем молодёжное фольклорное движение переросло в такой феномен, как фольклорная среда, и именно соответствующее понятие наиболее ярко на современном этапе развития описывает процессы, происходящие в развитии фольклора.
Основатели фольклорного движения с годами стали не только исполнителями и в какой-то мере носителями локальных фольклорных традиций, но и учителями в этой области. Именно ими организовано огромное количество (а их по России уже насчитывается несколько тысяч) фольклорных ансамблей, объединений, школ, студий и т.д. В процесс познания фольклора вовлечены все половозрастные группы. Можно смело утверждать то, что фольклорная среда заняла в культурной жизни свою определённую нишу, функционируя наряду с культурой и искусством.
Городские жители в своём большинстве оторваны от корневой народной традиционной культуры, в которой действует один из главных принципов её сохранения - устная передача из поколения в поколение, посредством чего сохраняется тесная связь между разными поколениями людей, принцип их взаимодействия в социуме и единство архетипов, транслирующихся всеми видами народного творчества.
Одним из достижений фольклорного движения является создание удобной среды для реализации архетипического слоя сознания современного человека в современной культуре - благодаря перенесению аутентичной народной традиционной культуры в городское пространство. Народное творчество создаёт необходимые естественные условия для подражания архетипическому образцу и многочис-
ленные возможности проникнуться мифологическим мировоззрением наших предков. Основными критериями для успешной реализации всех составляющих традиционной народной культуры в городской среде служат установка народного коллектива на подлинность и полная вовлечённость участников в процесс самопознания - погружения в стихию архетипиче-ского - через музыку, танец, ритуал, обряд, ремесло и прочее.
Главным инструментом проявления архе-типического сознания, на наш взгляд, является традиционная народная музыкальная культура, выражающаяся в форме песни. Человек поёт в любой ситуации: в радости, в горе, в труде и на празднике. Потребность в пении является неотъемлемой частью жизни человека (как осознанной, так и бессознательной). Порой такой фактор, как пение традиционной народной песни, позволяет человеку осознать то, кем он является, свою идентичность и принадлежность. Пение открывает глубинные семантические коды народной культуры, архети-пические структуры, «доставая» их из бессознательного слоя сознания в осознанное поле ценностей, смыслов и совершаемых человеком ритуально-обрядовых действий.
Необходимо заметить, что фольклорное движение отчасти гармонизирует досуг молодёжи, нивелируя некоторые негативные тенденции. Одним из важнейших моментов негативного влияния городской культуры на современную молодёжь является обеднение её досуговой сферы.
Инертность досуга, который является важной составляющей человеческой жизни, приводит к разъединению людей: каждый остаётся сам по себе. В традиционной народной культуре досуг всегда был совместным. Всё свободное от работы время молодёжь проводила вместе на уличных гуляниях, вечёрках, игрищах и прочее. Именно реконструкция подобных форм
совместного досуга в фольклорной среде запускает те правильные механизмы, которые исконно сопутствовали данной половозрастной группе: «<...> при включении этих форм в современную городскую действительность неизменной остаётся их функция, связанная с выбором пары и подготовкой к браку [4, с. 91]».
Использование в повседневной жизни городского человека форм традиционной народной культуры, перенимание опыта предшествующих поколений, норм поведения, духовного опыта позволяют горожанину гармонично наполнить свою жизнь «живым» творческим содержанием, а также способствуют раскрытию объединяющего архетипического начала в каждом отдельном человеке: «<...> тенденции, направленной на унификацию, противостоит другая, выражающаяся в условиях расширения и распространения тотальной информатизации в стремлении к локализации, к сохранению уникальности национально-этнического облика, сохранению этнокультуры, ориентации на традиции [1, с. 24]».
Но, надо признать, справедлива также мысль о том, что как бы фольклорное движение ни старалось перенести принципы традиционной народной культуры на себя, люди, вовлечённые в этот процесс, всё равно остаются носителями иного - городского - мировоззрения, поскольку вековая культурная урбанизация нарушила историческую связь между традициями деревни и города. Да, мы можем сказать, что современному городскому человеку не свойственны мировоззренческие установки носителя традиционной народной культуры, поскольку архетипические структуры, проявляющиеся в народной культуре, в какой-то мере были утрачены современным городским человеком, носителем индустриальной культуры, тем не менее тенденции к возвращению в быт человека
родной народной культуры (к восстановлению связи времён) обретают силу постепенно с вхождением в мир традиционной народной культуры.
Фольклор остаётся актуальным и по сегодняшний день, поскольку именно в традиционной народной культуре продолжают свою вечную жизнь архетипы, позволяющие современному молодому человеку в условиях обмирщения отечественной культуры и активного влияния Запада идентифицировать себя как «носителя» своей родной корневой культуры, осознать сопричастность к сохранению великого культурного наследия своей страны. Фольклор выступает важным идентификатором принадлежности человека к той или иной национальности или культуре.
Фольклорная традиция априори не может полностью войти в жизнь городского человека, поскольку в городе, да и в современной деревне, теперь действуют иные социокультурные принципы и нормы (культура нашей страны почти перестала быть аграрной, человек «ушёл от сохи»). Тем не менее перенесение в городскую среду народной праздничной культуры и некоторых календарный и семейных обрядовых традиций позволяет как можно дольше сохранять тот огромный культурный пласт, который бережно хранился и передавался из поколения в поколение нашими предками.
Справедливо было бы заметить, что социокультурный эксперимент переноса традиционной народной культуры (с её нравственными ценностями, патриархальным укладом, формами быта, досуга и художественного творчества, присущими исключительно жизни русской деревни) в совершенно несвойственную ей городскую среду существует только в России. Эксперимент оказался настолько удачным, что на сегодняшний день мы можем наблюдать тенденцию «возвращения к истокам»: в деревнях
ISSN 1997-Q8Q3 . Вестник МГУКИ t 2Q16 . 6 (74) ноябрь - декабрь ^
и сёлах, где в своё время активно в фольк- рода, а городская мода диктовала поведен-
лорных экспедициях работали фольклори- ческие нормы в провинции. «Мода на фоль-
сты-энтузиасты, местные жители возрож- клор» зародилась именно в городе и посте-
дают свою локальную, присущую исключи- пенно заразила своим «вирусом» деревню,
тельно данному населённому пункту тради- разбудив в ней, как казалось, навсегда
ционную народную культуру. исчезнувшую корневую традиционную
Деревня всегда смотрела в сторону го- народную культуру.
Примечания
1. Быкова Э. В. Традиционная народная культура, её роль и место в современном поликультурном пространстве // Фольклорное движение в современном мире : [сборник статей] / Министерство культуры Российской Федерации, Государственный республиканский центр русского фольклора, Государственный институт искусствознания ; [сост. Е. А. Дорохова]. Москва : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. С. 21-31.
2. Гавриляченко Е. Э. Фольклоризация общества в историческом и проектном контекстах // Фольклорное движение в современном мире : [сборник статей] / Министерство культуры Российской Федерации, Государственный республиканский центр русского фольклора, Государственный институт искусствознания ; [сост. Е. А. Дорохова]. Москва : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. С. 11-20.
3. Дмитрий Покровский. Жизнь и творчество / [сост.: Н. Р. Буданова, Н. В. Морохин]. Москва : Ассоциация Экост, 2004. 456 с.
4. Дорохова Е. А. Пределы реконструкции // Фольклорное движение в современном мире : [сборник статей] / Министерство культуры Российской Федерации, Государственный республиканский центр русского фольклора, Государственный институт искусствознания ; [сост. Е. А. Дорохова]. Москва : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. С. 80-94.
5. Жуланова Н. И. Молодёжное фольклорное движение // Самодеятельное художественное творчество в СССР : очерки истории / [РАН, Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ] ; [ред-кол.: Л. П. Солнцева (пред.) и др.]. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1999. С. 107-133.
6. Пугачева Л. Г. Личность в сетевом обществе: диалог культур прошлого и настоящего // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 38-45.
7. Ржепянская И. В. Обряд как основа формирования нравственного сознания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 32-38.
8. Ржепянская И. В. Формирование нравственности средствами народной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1. С. 120-125.
9. Сысоева Г. Я. Фольклор на сцене // Фольклорное движение в современном мире : [сборник статей] / Министерство культуры Российской Федерации, Государственный республиканский центр русского фольклора, Государственный институт искусствознания ; [сост. Е. А. Дорохова]. Москва : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. С. 128-139.
10. Тихонова В. А. Массовая культура: к вопросу о сущности понятия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 19-22.
11. Яковлев С. В. Эффект накопительного действия ценностей культуры на формирующееся мировоззрение личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 1. С. 129-132.
References
1. Bykova E. V. Traditsionnaya narodnaya kul'tura, ee rol' i mesto v sovremennom polikul'turnom prostrans-tve [Traditional folk culture, its role and place within the modern multicultural environment]. In: Dorokhova E. A., ed. Fol'klornoe dvizhenie v sovremennom mire [Folk movement in modern world]. Moscow, Publishing house of State Republican Center of the Russian Folklore, 2016. Pp. 21-31.
2. Gavrilyachenko E. E. Fol'klorizatsiya obshchestva v istoricheskom i proektnom kontekstakh [Folklorization of society from historical and projective context's point of view]. In: Dorokhova E. A., ed. Fol'klornoe dvizhenie v sovremennom mire [Folk movement in modern world]. Moscow, Publishing house of State Republican Center of the Russian Folklore, 2016. Pp. 11-20.
3. Budanova N. R., Morokhin N. V., comp. Dmitry Pokrovsky. Zhizn' i tvorchestvo [Dimitry Pokrovsky. The life and the creative work]. Moscow, 2004. 456 p.
4. Dorokhova E. A. Predely rekonstruktsii [The bounds of reconstruction]. In: Dorokhova E. A., ed. Fol'klornoe dvizhenie v sovremennom mire [Folk movement in modern world]. Moscow, Publishing house of State Republican Center of the Russian Folklore, 2016. Pp. 80-94.
5. Zhulanova N. I. Molodezhnoe fol'klornoe dvizhenie [Youth folk movement]. In: Solntseva L. P.,ed. Samodeya-tel'noe khudozhestvennoe tvorchestvo v SSSR. Ocherki istorii. Konets 1950-kh - nachalo 1990-kh godov [Amateur art creativity in the USSR. Historical essays. End of 1950th - beginning of 1990th]. St. Petersburg, Publishing house "Dmitry Bulanin", 1999. Pp. 107-133.
6. Pugacheva L. G. Individuals in the network society. The cross cultural dialogue of the past and the present. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 3 (65), pp. 38-45. (In Russian)
7. Rzhepyanskaya I. V. Obryad kak osnova formirovaniya nravstvennogo soznaniya [The ritual as a basis of moral formation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, no. 2 (46), pp. 32-38.
8. Rzhepyanskaya I. V. Formirovanie nravstvennosti sredstvami narodnoi kul'tury [The formation of morality with means of folk culture]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 1, pp. 120-125.
9. Sysoeva G. Ya. Fol'klor na stsene [Folklore at stage]. In: Dorokhova E. A., ed. Fol'klornoe dvizhenie v sovremennom mire [Folk movement in modern world]. Moscow, Publishing house of State Republican Center of the Russian Folklore, 2016. Pp. 128-139.
10. Tikhonova V. A. Mass culture: towards the essence of the concept. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 5 (55), pp. 19-22. (In Russian)
11. Yakovlev S. V. Effekt nakopitel'nogo deistviya tsennostei kul'tury na formiruyushcheesya mirovozzrenie lichno-sti [The accumulative impact effect of culture's values on ideological formation of personality]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, no. 1, pp. 129-132.
Г
енезис понятия «карьерные стратегии молодежи»:
социально-культурный анализ
УДК 316.6:374.3 В. К. Б о т к о в а
Московский городской педагогический университет
Обзорная статья посвящена анализу концептуальных подходов к исследованию карьерных стратегий молодёжи. Сущность исследуемой дефиниции рассмотрена на основе уточнения таких базовых понятий, как карьера, карьерное и профессиональное самоопределение, жизненные перспективы и карьерные траектории. Автором определена специфика понятия «карьерные стратегии молодёжи» с точки зрения различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики и социально-культурной деятельности. Охарактеризован процесс формирования карьерных стратегий как сознательный выбор личности образа профессиональной деятельности, этапов карьерного пути и технологий достижения поставленных карьерных целей на основе личностного потенциала. Выявлены этапы реализации карьерной стратегии, включающие план развития профессиональных и личностных навыков индивида, выбор профессиональных траекторий, которые коррелируются с целями, стратегией и требованиями организации. Социально-культурная деятельность рассматривается как отрасль педагогической науки, которая ориентирована на развитие потенциально заложенной в личности способности быть субъектом социального поведения и модератором будущей карьеры.
Ключевые слова: карьера, профессиональное самоопределение, карьерное самоопределение, жизненные стратегии, карьерные стратегии.
БОТКОВА ВИКТОРИЯ КОНСТАНТИНОВНА - аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета BOTKOVA VIKTORIYA KONSTANTINOVNA - doctoral student of Department of social and cultural activities, Institute of Culture and Arts, Moscow City Teacher Training University (MCTTU)
e-mail: [email protected] © Боткова В. К., 2016