УДК 78.08:801.81+78.03
В.М.Лат ыйпова
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ И ВОЗРОЖДЕНИИ ТРАДИЦИОННОЙ
ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Традиционная культура играет важную роль в обществе, в формировании национального самосознания подрастающего поколения. В духовном возрождении народа стимулирующим фактором сегодня должно стать восстановление его национальной культуры, широкое обращение к традиционному народному творчеству. Дошедшие до нас традиционные песни обладают высокохудожественными качествами. Сегодня фольклорные ансамбли являются средством возрождения традиционной песенной культуры. Дошедшие до нас традиционные песни обладают высокохудожественными качествами.
Ключевые слова: музыкальный фольклор, традиционная культура, народная музыкальная культура, народная песня, фольклорный ансамбль, изучение, возрождение, этнокультурные традиции.
Venera Minekhatovna Latyjpova TO THE QUESTION ABOUT THE STUDY AND REVIVAL OF TRADITIONAL SONG CULTURE
Traditional culture plays an important role in society, in the formation of national consciousness of the younger generation. In the spiritual revival of the people stimulating factor today should be the restoration of national culture, the wide appeal of traditional folk art Extant traditional songs have artistic qualities. Today folklore ensembles are the means for the revival of traditional song culture. The younger generation seeks to combine the traditions of our ancestors with the modern requirements of our time, and it is most vividly displayed in the modern art. The creation of folk groups gives you the opportunity to recreate, and most importantly to preserve and make relevant traditions of our people.A special place in the education of young people is folk music, the most important of which is the song creativity of the people.
Today is actively developing the folklore movement, which is mainly formed by folklore ensembles. The main objective of the ensembles is an authentic reproduction of samples of musical folklore, the reconstruction of the song tradition in a multi-faceted concert performance practice, based on contemporary musical life and deep learning the song and singing traditions. Life of modern society is changing rapidly and there is the problem of preservation of traditional folklore. Folk groups will help to revive irrevocably outgoing folk music. Currently folk groups play a key function in the preservation, development and revitalization of traditional song culture.
Keywords: Musical folklore, traditional folk culture, folk musical culture, folk song, folklore ensemble, study, revival, ethno-cultural traditions.
В наши дни актуально стоит проблема того, чтобы человек помнил и уважал традиции и обычаи своих предков.
В традиционной культуре проявляется национальная самобытность народа, уникальность его культурного наследия. Традиционная культура, являясь важнейшей составной частью националь-ной культуры, включает в себя различные виды народного прикладного искусства, обряды, обычаи, традиции, а также национальные праздники и песни.
По мнению Т.И.Баклановой, путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества является возрождением традиционной народной художественной культуры сегодня [1, с.15].
Традиционная культура играет важную роль в обществе, в формировании национального самосознания подрастающего поколения. В духовном возрождении народа стимулирующим фактором сегодня должно стать восстановление его национальной культуры, широкое обращение к традиционному народному творчеству. В целях духовного возрождения и насыщения личности, появилась необходимость глубокого анализа сложившихся народных художественных традиций и возможностей их использования в современных условиях. Однако общество не до конца осознало необходимость включения в современную жизнь всего многообразия и богатства наследия народа [8].
Фольклор - это подлинно народное творчество. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отражает в себе особенности различных периодов истории. В фольклорных произведениях соединяются элементы различных видов искусства - словесного, музыкального, театрального.
Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высокими художественными качествами, художественная система народа весьма своеобразна, в нем выработались особые жанровые формы произведений. Некоторые из них есть в литературе, но они прошли туда из народного творчества.
Также отличием фольклорных произведений состоит в том, что они создаются не на книжном, литературном языке, а на живом, разговорном народном языке, которые имеют свои
лексические и звуковые черты; ударение, которое идет от местных говоров.
Форма в фольклорных произведениях всегда неразрывно связана с их содержанием. Критики и писатели видели в народном творчестве проявление огромной талантливости народа, высоко оценивали художественные качества фольклора. В фольклоре видели живой родник национальной самобытности, образец и неисчерпаемый источник совершенствования народного мастерства.
Устное народное творчество на протяжении многих веков служило народу как передающий из поколения в поколение его мудрость, житейскую философию, этику «учебник жизни»; и как средство воспитания характера, лучших человеческих качеств: патриотизма, мужества, смелости, стойкости, честности, доброты [2, с.16-18].
Молодое поколение стремится совместить традиции наших предков с современными требо-ваниями нашего времени, и ярче всего это отображается в современном искусстве. Создание народных коллективов дает возможность воссоздать, а главное сохранить и делать актуальными традиции нашего народа.
Как говорил А.М. Горький: «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего» [3, с.24-27].
Приобщение молодежи к музыкальной культуре - это довольно серьезная проблема форми-рования личности современного молодого человека, который способен содержательно проводить свой досуг, духовно обогащаться в процессе общения с музыкальным искусством.
Особое место в воспитании молодежи занимает музыкальный фольклор, важнейшей частью которого является песенное творчество народа. Многообразно и глубоко он отражает всю жизнь человека, от рождения до смерти, раскрывает его духовную красоту и богатство. Именно в музыкальном фольклоре отражены извечные стремления народа к добру и правде, к свету и счастью. Нравственные идеалы воспитывали многие поколения.
По сей день применимы в качестве оценочного основания во всех областях человеческой де-ятельности те нравственные критерии, которые впитал в себя народные песни.
Песенный фольклор обладает наиболее сильным воздействием, как в образном, так и воспи-тательном плане [7, с.25].
Одним из главных свойств песенного фольклора является устная природа его бытования. На-родные песни хранятся в памяти людей - носителей народной музыкальной культуры, и не фиксируются ими в письменном виде. Передача музыкально-фольклорных произведений происходит иначе - устным путем. Это означает, что любая народная песня воспринимается и усваивается каждым новым поколением на слух непосредственно в момент звучания [6, с.52].
Вместе с тем музыкально-фольклорное произведение изначально предполагает множественность своих воплощений. Важной чертой является коллективное сознание. Коллективность народной культуры проявляется и в полном доверии к общественному практическому опыту, накопленному множеством предшествующих поколений. Любое событие в личной жизни каждого человека переживается тоже коллективно. Коллективность имеет огромное значение и в народной музыкальной культуре. Большинство песенных жанров воплощается в ансамблевом пении, и только такое их исполнение считается полноценным, народные певцы часто отказываются сольно исполнять некоторые песни, в первую очередь обрядовые [6, с.53-54].
Народная песня не заучивается специально, она входит в сознание благодаря неоднократному воспроизведению в одних и тех же строго определенных обстоятельствах, каждый музыкально-фольклорный текст так или иначе связан с определенной ситуацией и обусловлен ею.
Фольклорное пение (народное пение, этническое пение) - это вид музыкального искусства, объединивший в себе множество видов народного творчества. Мы находим в нем историю, поэзию, декоративно-прикладное искусство, хореографию, фольклорный театр и живопись. В нем вся судьба народа и жизнь каждой личности в отдельности. Народное творчество легло в основу создания всей художественной традиции [5, с.7].
Фольклорные песни - это символ самоопределения нации. Сегодня фольклорные ансамбли, народные хоры - это отражение народного сознания и самосознания. И движение, и жест непосредственно вытекают из настроения, ритма, внутренней эмоции песни, естественно передаются в исполнении, импровизируются.
В огромной степени облик местной традиции определяют исполнительские особенности, в
первую очередь тембровые характеристики, обусловленные свойствами языкового диалекта, спосо-бом звукоизвлечения и произнесения слов в пении, тесситурой. Важным является также соотношение мужского и женского вокального исполнительства, многое в исполнительской традиции зависит и от акустических условий среды. В каждой традиции формируется ее звуковой идеал, который может относиться либо к традиции в целом, либо к отдельным ее жанрово-стилевым сферам. Существуя в сознании носителей культуры, он в наибольшей степени отражает идею гармонии человека с природной средой, выраженную в звуке [6, С. 62-63].
Сегодня активно развивается фольклорное движение, которое формируют в основном фольк-лорные ансамбли. Главной задачей ансамблей является аутентичное воспроизведение образцов музыкального фольклора, реконструкция песенной традиции в многогранной концертно-исполни-тельской практике, с учетом современной музыкально-культурной жизни и глубокого изучения песенных и певческих традиций.
Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале нашего века. Оно же воспитывает в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, о культуре. Осмысление и возрождение элементов традиций имеют важное значение, они дают возможность по достоинству оценить, сохранить и развить содержащийся в них богатейший опыт, которого так не хватает в нашем современном обществе.
Песенный фольклор обладает специфическими свойствами, отличающими его от профессиональной музыки письменной традиции: устной природой бытования, множественностью своих воплощений, доминированием коллективного начала над индивидуальным. К фольклору неприменимо понятие авторства, поскольку в нем не разделены акты творения, исполнения, восприятия. Традиционная музыкальная культура предстает в системе локальных традиций, что является высшей степенью проявления в ней принципа вариативности [6, с. 63].
Жизнь современного общества быстро меняется и возникает проблема сохранения традици-онного фольклора. Фольклорные коллективы помогут возродить безвозвратно уходящий музыкальный фольклор.
Фольклорные ансамбли не замыкаются только на сценических формах, но дают образцы жи-вого существования культуры, передают свой опыт подрастающему поколению, наполняя современную жизнь наиболее жизнеспособными элементами традиционной культуры [4, с.45-46].
Таким образом, в настоящее время, когда сломлен механизм межпоколенной передачи этнокультурных традиций, фольклорные коллективы выполняют ведущую функцию в сохранении, развитии и возрождении традиционной песенной культуры.
Литература
1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. / Ред. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. -М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.
2. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971. - 511 с.
3. Горький М. Собр. соч., т. 27. - М., 1949.
4. Дорохова Е.А. Молодежные фольклорные ансамбли в городе // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. В 2-х частях. - М., 1988. - С. 45-46.
5. Жуланова Н.И. Молодежное фольклорное движение. // Фольклор и молодежь. - Москва, 2000. -С. 3-29.
6. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О. А. Пашина. - СПб. : Композитор, 2005. - 568 с.
7. Шамина Л. В. Об искусстве народного пения. // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли./ Ред.-сост. В.А. Лапин. -Л., 1989. - 87 с.
8. Электронный ресурс: http://www.kolonoros.com/page/page58.html.
1. Baklanova Т.1. Narodnaja hudozhestvennaja киГШга. / Red. Baklanova Т.1., Strel'cova Е.Ли. - М.: MGUKI, 2000. - 344 s.
2. Bogatyrev Р^. Voprosy teorii narodnogo iskusstva. - М., 1971. - 511 s.
3. Gor'kij М. Sobr. soch., 1 27. - М., 1949.
4. Dorohova Е.А. Molodezhnye М^^туе ansambli V gorode // Fol'klor: ргоЫету sohranenija, izuchenija i propagandy. Tezisy Vsesojuznoj шисЬт-prakticheskoj konferencii. V 2^ chastjah. - М., 1988. -
5. 45-46.
5. Zhulanova N.1. Molodezhnoe fol'klornoe dvizhenie. // Fol'klor i molodezh'. - Moskva, 2000. - S. 3-29.
6. Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo: Uchebnik / О^. red. О. А. Pashina. - SPb. : Kompozitor, 2005. -568 s.
7. Shamina L. V. ОЬ iskusstve narodnogo penija. // Tradicionnyj fol'klor i sovremennye narodnye hory i ansambli./ Red.-sost. V.A. Lapin. - L., 1989. - 87 s.
8. Ле^Штому] resurs: http://www.kolonoros.com/page/page58.html.