УДК 18.41.85
А.Р.Еникеева
ПОСТ-ФОЛЬКЛОР КАК ФОРМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье выдвигается теоретическое обоснование пост-фольклора, основой которого является традиционная культура. В исследовании подводятся итоги изучения проявления пост-фольклора в социокультурной жизни современной молодёжи, рассматривается место пост-фольклора в деятельности отдельных исполнителей, фольклорных ансамблей, в фольклорном фестивальном движении.
Ключевые слова: фольклор, пост-фольклор, традиционная культура, социокультурые интересы, молодёжь, этнофутуризм, фольклорные ансамбли, фольклорное фестивальное движение.
Enikeeva A.R. Post- folklore as a form of sociocultural interests of contemporary youth
The article presents theoretical proof of the post-folklore which is based on traditional culture. The present research sums up the studies of post-folklore manifestation in sociocultural life of contemporary youth, shows the place of post-folklore in activities of solo artists, folklore groups, and folklore festival movement.
Key words: folklore, post-folklore, traditional culture, sociocultural interests, youth, ethnofuturism, folklore groups, folklore festival movement
В современном мире особое значение приобретает сохранение материального и нематериального культурного наследия этносов. Главная роль в этой важной и благородной миссии возлагается на молодёжь, как продолжателей дела изучения, сохранения, возрождения и развития много жанровой палитры этнокультурных традиций на новом современном уровне.
На сегодняшний день представляется необходимым привлечь социокультурные интересы и взгляды молодых людей к традиционной культуре. Важнейшим средством в решении этой проблемы является пост-фольклор.
Теоретиком пост-фольклора Сергеем Юрьевичем Неклюдовым [3, с.2] неоднократно подчёркивалось, что отчетливой границы между фольклором и постфольклором не существует — как это обычно и бывает в гуманитарном знании. Всегда существуют какие-то промежуточные или маргинальные формы, сочетающие в себе признаки обоих явлений.
Пост-фольклор относится к так называемой третьей культуре, которая дистанцирована и от культуры элитарной, и от патриархальной сельской. Начиная с выхода фольклора за пределы крестьянской общины, приходом его в городскую среду начинает развиваться пост-фольклор как явление и продолжение фольклора, входя в систему традиционной культуры в целом [4, с.4].
Традиционная культура является основой как фольклора так и пост-фольклора. Постфольклор не имеющий традиционную основу не может таковым именоваться.
В рамках культурологического подхода определить традиционную культуру в качестве культуры, воспроизводящей такого субъекта исторического действия, как коллективная личность. Для личности подобного типа наиболее характерно отождествление себя с социальной группой, все представители которой объединены общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. В таких обществах, называемых традиционными или доиндустриальными, господствуют коллективистские социальные представления, предполагающие неукоснительное соблюдение традиционных норм поведения и исключающие возможность проявления индивидуальной личностной свободы [1, с.2].
Иными словами эта культура традиционного общества, а также народная культура, которая противопоставляется тем элементам культуры, которые возникли относительно недавно или были привнесены извне. Также традиционную культуру называют «народной культурой» [5, с.7].
Традиционная народная культура прошлого универсальна. Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, одежды, питания, освоение окружающего пространства, отношения с природой, миром, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции [2, с.4].
Активизация этнических культур и этнического самосознания в эпоху доминирования высоких технологий — один из необычных путей развития современного общества. Тяготение молодежи к фольклорному творчеству ощущается весьма значительно. Молодежное фольклорное движение, которое уже с 1970-х годов охватило Россию, продолжает активно функционировать и сегодня.
С радостью можно констатировать тот факт, что современная молодежь слушает не только hip-hop, R'n'B, metall, но с удовольствием воспроизводит старинные хороводы, пляшет кадриль, участвует в праздниках, фестивалях, в которых присутствуют не только традиционные черты, но и некоторые новшества.
На современном этапе развития пост-фольклора в молодёжной социокультурной среде можно наблюдать процесс становления и развития как фольклорных ансамблей старающихся исполнять произведения фольклора в аутентичной первозданной форме, так и фольклорных групп, солистов вокалистов, инструменталистов и мультиинструменталистов, использующих в своём творчестве образцы традиционной культуры в обработке электро-музыкальных инструментов, наложением фонограмм и произведений собственного сочинения, написанных в фольклорном стиле.
Всё это творчество связано с понятием этнофутуризм. Этнофутуризм происходит от английского Folk- народ и латинского Futurum - будущее.
Появление в конце прошлого века в Москве фольклорного ансамбля Покровского было подобно взрыву. Он предложил совершенно новый - необычайно динамичный, свежий, неожиданный, очень современный, даже «авангардный» образ фольклора. Старинная песня становилась сферой смелого новаторства, интенсивных поисков, активного личностного проявления, современным, социально значимым явлением.
В творчестве Казанского ансамбля "Оберег", появившегося в 90-х годах осмысленное и пережитое изнутри знание культурной традиции народа сочетается с современными ритмами, мелодиями и направлениями (рок, джаз, фанк, академическая музыка). Основным этнографическим материалом группе служит русский аутентичный фольклор: обрядовые и ритуальные, бытовые и календарные песни, традиции народного театра и танца.
Исполнитель Мубай (Ильдар Мубаракшин) является представителем аксубаевского кантри. Он талантливый музыкант и аранжировщик. Народные песни в его интерпретации в стиле кантри-рок приобретают «второе дыхание». Большое влияние на его желание заниматься народной музыкой оказало знакомство с творчеством австралийской татарки певицы Зули Камаловой, его поразили аранжировки татарских народных песен в ее исполнении!
Алексей Архиповский- виртуоз-исполнитель на балалайке. Ему удалось вместить всю мировую музыку в этот, казалось бы, примитивный инструмент, а русские народные мелодии в его интерпретации стали ещё ярче звучать на международной арене.
Аналогов «Бурановским бабушкам» сегодня в шоу - бизнесе нет. Никто из специалистов не может дать четкого определения, в каком стиле или жанре они поют, но можно сказать точно что то, что они делают является смешением аутентичности и современности и подходят под понятие постфольклор. Этнический проект «Бурановские бабушки» вызвал огромный молодёжный интерес не только в России, но и в мире.
С появлением ансамбля Покровского во второй половине 70-х годов начинает развиваться фольклорное фестивальное движение. Кульминацией первого этапа молодежного фольклорного движения стал XV студенческий музыкальный фестиваль "Фольклор и современность", проведенный в Ленинградской консерватории в апреле 1982 года. На сегодняшний день существует множество фестивалей включающих в себя как аутентичное исполнение фольклора, так и произведения в стиле этнофутуризма. Это такие татарстанские фестивали как «Равноденствие», «Крутушка», «Обережье», «Этномириада» и другие. Кроме региональных фестивалей в России проводятся и крупные международные фестивали, одним из которых является «Камва» («KAMWA»), в названии которого мифологическое название реки Кама, состоящее из двух древних слов «кам» -человек, «ва» - вода. Камwа — ежегодный международный этнофутуристический фестиваль, который проводится каждый год в Перми, он признан лучшим современным этническим фестивалем России.
Одним из последних крупных этнофутуристических проектов явился Международный форум редких и самобытных фолк-групп и этномузыкантов «МУЗЫКАЛЬНЫЙ FOLK STATION ЭТНОСАЛОН» проходивший в Ульяновске в ноябре 2011 года, в котором принял участие татарский фольклорный ансамбль Казанского государственного университета культуры и искусств «Жомга кон». На протяжении трёх дней редкие и самобытные фолк-группы и этномузыканты дарили зрителям свое оригинальное творчество. Фолк-рок группа «Дарвинион» из Москвы, арт-фолк группа «Сечень» и Арт - проект «Ad_Libitum» из Екатеринбурга, мультиинструменталист, играющий на японских музыкальных инструментах «Megus»Роман Петров, «Театр деревенского обряда» из Чебоксар, Дуэт ирландской шотландской музыки «Shannon» из Тольятти, фольклорная группа из Уфы Роберт Юлдашев и «Курайсы», исполнитель на кельтской арфе и флейте Ализбар из Венгрии.
Представленные группы работали в различных этно-стилях: фолк арт-рок, этно-рок, блю-грасс, импрессионизм, с элементами baroque, использовали в своих произведениях чувашский тереллют, алтайский варган, башкирский курай, шотландскую волынку и многие другие старинные инструменты. В рамках этнофорума состоялись мастер классы и круглые столы по проблемам развития фольклора и пост-фольклора. Данный проект привлёк внимание и вызвал большой интерес у молодёжи к этнокультурным традициям разных народов мира как непосредственно во время его проведения, так и в последующем обсуждении в прессе и интернете. Опыт данного мероприятия продемонстрировал возможности пост-фольклора в привлечении социокультурных интересов современной молодежи к традиционной культуре.
Таким образом, фольклорное фестивальное движение, стимулируя совершенствование существующих фольклорных коллективов и отдельных исполнителей и появление новых является основной ареной действия и сферой развития пост-фольклора в современной молодёжной социокультурной среде.
Пост-фольклор является современной формой развития фольклора, так как традиционная культура не может стоять не развиваясь, являясь музейным экспонатом, не приобретая новое дыхание, новые эмоциональные творческие формы, не трансформируясь вследствие современной жизни и интересов молодёжи, как было в сущности всегда.
Литература
1. Костина А.В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.zpu-joumal.m/e-zpu/2009/4/Kostma/
2. Народная культура в современных условиях : Учеб.пособие / М-во культуры РФ. Рос.ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с.
3. Неклюдов С.Ю. Несколько слов о «постфольклоре» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.mtheшa.ru/folЫore/postfolkhtm
4. Неклюдов С.Ю. Фольклорные традиции современного города/ С.Ю. Неклюдов//Экология культуры. -2006. - №2. - С. 1-13.
5. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура.//Проблемы фольклорных жанров. - СПб.,1994.