Ф О Л Ь К Л О Р И С Т И К А
УДК 398.33(470.5)
И. В. Пчеловодова
ФОЛЬКЛОР НА СЦЕНЕ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
На примере деятельности творческих коллективов Удмуртии рассматриваются современные фольклорные процессы: появление и распространение фольклоризированных форм.
Ключевые слова: фольклор, фольклоризм, неофольклор, популярная культура, новая фольклорная реальность, сценический фольклор.
Для российских исследователей проблемы современного состояния фольклорного творчества во всех его проявлениях остаются самыми актуальными и в научном плане, и в области практического его освоения. Наиболее животрепещущая проблема связана с ситуацией постепенного вымирания повседневной традиционной культуры в местах ее непосредственного бытования и с перенесением отдельных ее форм (музыкальных, обрядовых, игровых и др.) на сцену. Последнее вызывает особенно много споров и суждений, построенных на выявлении «истинного», «настоящего», «чистого» фольклора.
Российские ученые выделяют несколько составляющих современного фольклорного процесса, подробно рассмотренных в статье А. С. Каргина «Фольклор в современном социокультурном пространстве. От повседневной практики до элитарного досуга» [1. С. 6-22]. Для меня, как исследователя и музыканта-практика, интересно сопоставить общую картину современного фольклорного процесса с ситуацией в Удмуртской Республике. Обращение к данной проблеме связано также с прошедшим в рамках I Международного Бурановского фестиваля народного творчества Круглым столом, посвященным проблемам сохранения нематериального культурного наследия в условиях глобализации.
Итак, первая составляющая - слой повседневного фольклора, «бытующий в основном в деревне, представляющий крестьянскую традицию, опирающийся на нее, включающий образцы и жанры традиционного архаического творчества» [1. С. 18]. Применительно к удмуртскому фольклору мы можем говорить о довольно активном, живом его бытовании, что отражается на двух уровнях:
Фольклор на сцене: взгляд изнутри_
отдельные носители традиции, обычно преклонного возраста, и фольклорные коллективы, участники которых - жители деревни/села разного возрастного состава. Их репертуар построен на местном песенно-танцевальном фольклоре. Однако не всегда мы можем говорить о «чистоте» материала этих коллективов и его исполнения: необработанность; манера подачи характерна для данной местности; степень естественности поведения. Наиболее «чистыми» остаются те коллективы, участники которых - люди преклонного возраста, не искажающие звучания песни и не подстраивающиеся под правила сценического оформления (например, фольклорный ансамбль «Бесерман крезь» Ярского р-на, «Выль зардон» Алнашского р-на, отчасти - фольклорные ансамбли «Зарни шеп» Мало-пургинского р-на, «Инвожо» Киясовского р-на и др.).
Второй составляющей, которая количественно преобладает, А. С. Каргин считает «слой неофольклора, то есть фольклора тоже повседневного типа, но ассимилирующего в себе разные типы творчества, разные социально-групповые и региональные традиции и художественные образцы крестьянского и городского фольклора, китч-культуры, авторского и элитарного искусства» [1. С. 18]. На территории УР эта составляющая современного фольклорного процесса тоже превалирует. Остановимся на ее рассмотрении подробнее.
К данному типу фольклора (фольклорные ансамбли, студии, школы, включающие материал разных регионов и традиций) можно отнести следующие коллективы: студия традиционного танца «Эктон корка» (рук. А. Прокопьев), ансамбль народной песни «Важнин ключ» (рук. В. Болдырева) и фольклорно-этнографический ансамбль «Чипчирган» УдГУ (рук. И. Пчеловодова и В. Студитских), ансамбль традиционной песни «Сорока» Республиканского музыкального колледжа (рук. М. Роготнева) и др. Несмотря на разнообразие методов работы в этих коллективах, главный их компонент - исполнение песни/танца, наиболее близкое к аутентичному образцу. Объясняется это тем, что их руководители - не просто исполнители, но исследователи традиционной культуры (фольклористы, музыковеды, этнографы).
Как руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Чипчирган» отмечу на его примере некоторые моменты своей работы. Наша основная цель - показать и практически освоить традиционную певческую и танцевальную культуру как можно ближе к ее оригиналу - аутентичному образцу. Необходимо заметить, что ансамбль «Чипчирган» относится к разряду любительских молодежных коллективов. Его основу составляют студенты разных факультетов, как правило, без музыкального образования. Плюс такой ситуации - в том, что при разучивании песенного материала главный акцент делается на его прослушивании в исполнении традиционных певцов. В процессе прослушивания ведется аналитическая работа в форме беседы, диалога, чтобы выявить особенности исполнительской манеры (диалектные черты произношения поэтического и музыкального текста) и учесть контекст исполнения и соответствующего поведения участников. При таком способе освоения материала важны эмпирические ощущения каждого участника ансамбля. Это тем более существенно, что основная и первая задача - освоение певческих традиций каждой локальной этнографической группы удмуртов, живущих как на территории республики, так и за ее пределами. То же относится к танцевальному фольклору, построенному
_И. В. Пчеловодова
на изучении и практическом освоении танцевальной лексики разных районов Удмуртии и других удмуртских диаспор. Такое восприятие и изучение фольклора дается не всем студентам, однако оставшиеся в ансамбле занимаются с полной отдачей и удовольствием.
Отличаются коллективы и формой подачи материала. Сцена - лишь одна из этих форм, и - что важно! - ее законы приспосабливаются к представляемому материалу, а не наоборот. Поэтому мастерство руководителя заключается в том, чтобы традиционный жанр, оторванный из контекста функционирования, вписать в сценические условия при минимальных потерях особенностей его исполнительства. Необходимо учитывать ситуационный момент (стоя, сидя, с движением), фактуру (сольно или в ансамбле), возможности инструментального сопровождения (использование традиционных инструментов с учетом их локальных особенностей), то есть в целом - естественное поведение на сцене с учетом выработанных традицией норм. Однако преимущество отдается другим, наиболее традиционным формам - это вечерки, фольклорные вечера, вечера традиционных танцев (проект «Дом танца») без разделения на исполнителя и зрителя, а также выступления в форме лекций и др.
Немаловажна роль традиционных, а не стилизованных, костюмов. Так, у фольклорно-этнографического ансамбля «Чипчирган» главная задача - это представление разных костюмных комплексов, что мы и реализуем в течение последних лет. Благодаря этому в ансамбле представлены женские и мужские костюмные комплексы разных этнографических групп удмуртов: южноудмуртский нескольких районов (Алнашский, Можгинский, Малопургинский, Киясов-ский, Кизнерский), северноудмуртский девичий костюм, праздничный наряд центральных удмуртов-калмезов, завятский девичий костюм, бесермянский. То же относится и к названным выше фольклорным ансамблям и студиям.
Третья составляющая - «узко-маргинальный фольклор разных социальных, профессиональных, возрастных, конфессиональных и прочих групп, отражающий художественно-эстетические, нравственные представления, интересы, вкусы, язык, ментальность этих групп» [1. С. 19]. Такое направление фольклорного процесса было всегда и, думается, не потеряет своей функциональности в будущем. Более того, именно эта сфера представляет большой интерес для исследователей, открывая новые формы бытования фольклора [2].
К четвертой составляющей относится сценический фольклор, «живущий по законам сцены» [1. С. 19]. К нему относится творчество профессиональных ансамблей, вызывающее самые многочисленные вопросы относительно степени связи их творчества с фольклором, что вполне объяснимо: законы сцены способствуют разрушению некоторых факторов в исполнении традиционного жанра. Но, по верному замечанию А. С. Каргина, необходимо помнить, что «истоки сценического народного хорового, танцевального, музыкального искусства в фольклоре...» [1. С. 19]. Пионером этого направления в Удмуртии является Государственный ансамбль песни и танца «Италмас» (рук. А. Мамонтов), следом возникли другие коллективы: Государственный ансамбль народный песни, музыки и танца УР «Танок» (рук. Ф. Иванов) и Государственный театр фольклорной песни и танца УР «Айкай» (рук. П. Данилов), который ввел на сцену не только
Фольклор на сцене: взгляд изнутри_
традиционный тканый костюм всех этнографических групп удмуртов, но и традиционные удмуртские танцы и разнообразные обрядовые действа.
Наконец, последняя составляющая находится в сфере авторского фолькло-ризированного творчества. Главная его черта - произведения «под "народное искусство", имитирующие его стилевые, художественные черты» [1. С. 19-20], что ярко отражается в песенном творчестве молодых исполнителей. Его можно отнести к сфере популярной культуры, по словам американских исследователей Ч. Мукерджи и М. Шадсона, не противостоящей профессиональной, народной, фольклорной, не отрицающей массовую культуру, а являющейся результатом их взаимодействия, она есть «путь создания единого знакового коммуникативного пространства» [1. С. 15]. Здесь можно выделить несколько форм использования фольклорного материала. В одном случае, это авторское творчество в стиле фолк (к примеру, творчество исполнительницы, известной под псевдонимом Кензали), в другом - включение и использование элементов традиционного музыкального фольклора в электронном формате (например, проект Богдана Анфиногенова Муржол Underground, в творческом дуэте Электроники DJs), а также аранжировки традиционных мелодий (группа Silent woo gore, исполнитель на гармони Александр Ашихмин и др.). Конечно, говорить о присутствии здесь фольклора мы не можем. С одной стороны, это лишь некий опознавательный элемент, выражаемый желанием исполнителей проявить их причастность к своему этносу; с другой - включение удмуртской поп-культуры в рамки российского и, шире, международного масштаба. Известный коллектив «Бурановские бабушки» вызывает к себе неоднозначное отношение людей разных возрастов и профессий. В настоящем их амплуа мы можем отнести их к пятой составляющей современного фольклорного процесса. Несмотря на неоднозначность их восприятия, налицо необычный и, пожалуй, единственный в мире факт исполнения современных авторских произведений в манере, близкой к традиционной форме.
Можно много и долго спорить, что же на самом деле является «истиной», но, боюсь, не придем к единому мнению. Необходимо признать, что рассмотренные выше составляющие имеют право на существование: во многом благодаря именно такому многообразию можно определить, что вечно и правильно, а что - сиюминутно: «Современный фольклор существует в неразрывном контексте с другими типами культуры, взаимодействует с ними, образует множество симбиозных форм» [1. С. 20].
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Каргин А. С. Фольклор в современном социокультурном пространстве. От повседневной практики до элитарного досуга // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докладов. Т. 3. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 2006. С. 6-22.
2. Щепанская Т. Б. Фольклор профессиональных сообществ: приметы // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докладов. Т. 2. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 2006. С. 405-427.
Поступила в редакцию 20.11.2013
^^_
I. V. Pchelovodova
И. В. Пчеловодова
Folklore on the Stage: View from Inside
The article examines modern folklore processes on the example of the Udmurt collectives: appearance and distribution of folk forms of creativity.
Keywords: folklore, folklorism, neo-folklore, popular culture, new folk reality, stage folklore.
Пчеловодова Ирина Вячеславовна,
кандидат филологических наук, научный сотрудник, Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: [email protected]
Pchelovodova Irina Vyacheslavovna,
Candidate of Sciences (Philology), research associate, Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences 426004, Russia, Izhevsk, Lomonosov st., 4 E-mail: [email protected]