Научная статья на тему 'Проблемы костюма современного фольклорного коллектива'

Проблемы костюма современного фольклорного коллектива Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1186
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ / ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДИЗАЙН КОСТЮМА / COSTUMES / FOLKLORE / TRADITIONAL CULTURE / AMATEUR ART / COSTUME DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковычева Елена Ивановна

Костюм современного фольклорного коллектива является вариантом праздничного национального костюма. Он происходит из разных источников: это и традиционная народная культура, и любительское творчество, и профессиональный дизайн сценического костюма. Проблемы возникают ввиду различия законов творчества в этих областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ковычева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of contemporary folk group`s suit

Contemporary folk group`s suit today is a variant of the festive national costume. He comes from a variety of sources. This is a traditional folk culture, amateur and professional creative design costumes. Problems are caused by the difference in the laws of creation in these fields.

Текст научной работы на тему «Проблемы костюма современного фольклорного коллектива»

УДК 746.4(470.51) Е. и. ковычева

проблемы костюма

современного фольклорного коллектива

Костюм современного фольклорного коллектива является вариантом праздничного национального костюма. Он происходит из разных источников: это и традиционная народная культура, и любительское творчество, и профессиональный дизайн сценического костюма. Проблемы возникают ввиду различия законов творчества в этих областях.

Ключевые слова: костюм, фольклор, традиционная культура, любительское творчество, дизайн костюма.

Праздники и фестивали республиканского и российского уровней, к участию в которых привлекаются многочисленные фольклорные коллективы, способствуют сохранению и возрождению национальной культуры. Костюмированные участники массовых мероприятий - это мощный источник эмоционального переживания всех присутствующих на праздниках, ощущения ими причастности к истории своего народа, приобщения к культурно-историческому наследию предков. Такие мероприятия обладают серьезным воспитательным потенциалом, поэтому требуют взвешенного и требовательного подхода, в том числе - к костюму. Можно сказать больше: костюм фольклорного коллектива существует как вариант современного праздничного костюма представителей этносов, проживающих на территории Республики. Отсюда его возрастающее значение.

Однако сегодня костюмы коллективов, позиционирующих себя как фольклорные, значительно отличаются даже в выступлениях участников одного коллектива (фото 1). Многие костюмы этнографически недостоверны и несовершенны эстетически. Причина неразборчивости их создателей в источниках, начиная от следования аутентичной традиции и заканчивая самодеятельным творчеством - с типичными признаками любительства и непрофессионализма. Третья тенденция: коллективы, обладающие денежными средствами, привлекают дизайнеров, не умея разъяснить им

Фото 1. Разностилье костюмов одного коллектива

специфические особенности и законы функционирования фольклора. Чтобы выявить проблемы, требующие своего разрешения, проанализируем костюмы фольклорных коллективов на материале республиканского праздника «Гербер» (музейно-эт-нографический комплекс Лудорвай, 2012) и фестиваля традиционной русской культуры «Высокий берег» (с. Мазунино, Сарапульского р-на, 2011, 2012).

Лучше всего выглядят коллективы, выступающие в аутентичных костюмах, собранных в экспедициях. Научный подход свойственен костюмам молодежных ансамблей, руководимых учеными и преподавателями, знающими законы традиционной народной художественной культуры, актуальные и результативные способы ее сохранения и передачи, как, например, ансамбли из УдГУ: «Чипчирган» (рук. И. В. Пчелово-дова) (фото 2) и «Важнин ключ» (рук. В. Г. Болдырева).

Старинные костюмы, несомненно, обладают удивительной красотой и благородством цветового решения, поражают богатством

ручной декоративной отделки, при этом сохраняя цельность и лаконичность. Это настоящие произведения народного искусства, где профессионализм формировался многолетним отбором в коллективном творчестве, повторением всеми признанных лучших образцов. Их эстетическое совершенство связано с глубочайшей символикой, отражающей мировоззренческие представления и идеалы этноса. Именно эти архетипы, несущие общечеловеческие ценности, имеют огромное воспитательное значение, так как остаются понятными и дорогими нашим современникам всех возрастов.

Особенно впечатляет, когда в студенческом межфакультетском ансамбле «Чипчирган» рядом находятся участники в костюмных комплексах различных локальных групп удмуртов, которые в контрасте усиливают свою неповторимую красоту. Такой подход оправдан происхождением студентов из разных мест Удмуртии, подбором репертуара, ставящего задачу показать уникальность и разнообразие фольклорных традиций.

Фото 2. Народные реконструированные костюмы локальных групп удмуртов на участниках ансамбля «Чипчирган» (УдГУ)

Оба названных выше коллектива ставят цель - приобщить молодежь к традициям синкретичной народной культуры во всем богатстве ее проявлений. Для участников ансамбля «Важнин ключ», обучающихся в Институте искусств и дизайна на специальности «Народная художественная культура», занятия фольклором - неотъемлемая часть будущей профессии в качестве руководителей этнокультурных центров. В концепцию подготовки специалистов нового типа заложены востребованные сегодня не только исполнительские, но и педагогические, организационные, научно-методические, профессиональные компетенции. Специальные знания и умения преподавателей направлены на бережное отношение к традиционной культуре, на собирание и сохранение уникальных образцов народного искусства в архивах, личных коллекциях и музейных собраниях. Воспитательный потенциал фольклора направлен на формирование уважительного отношения к опыту и мастерству предков, и в итоге - национального самосознания будущих поколений. Ради этого коллектив активно участвует в концертной деятельности и фестивальном движении и является лауреатом многочисленных конкурсов (в Санкт-Петербурге, Казани, Саранске, Подольске и других городах РФ).

Однако при положительном значении концертной деятельности коллективов задачи пропаганды и сохранения народного искусства начинают вступать в некоторое противоречие. Возникает вопрос: правомочно ли использовать при выступлениях старинные костюмы музейного значения. Богатейшие традиции женских традиционных ремесел Удмуртии и Прикамья в большинстве своем утрачены, и над их восстановлением трудятся на протяжении последних десятилетий реставраторы музеев и специалисты системы центров декоративно-прикладного искусства и ремесел УР. Выход один - копировать народные костюмы, соблюдая традиционные технологии кроя костюма, вышивки, ткачества. Большинство коллективов из Удмуртии, Пермского края, Татарстана, Самарской области, Мордовии, принимавшие участие в фестивале «Высокий берег», продемонстрировали именно этот верный подход.

Самодеятельные же сельские коллективы сейчас довольно часто выступают в старинных костюмах. И эта тенденция, скорее всего, будет упрочена под влиянием успеха «Бурановских бабушек». Стоит только порадоваться, что в сундуках некоторых деревенских женщин сохранились рукотворные костюмы. Проблемы возникают, когда костюмный комплекс найден в разрозненном виде, что особенно характерно для районов, где традиции создания национальных костюмов утрачены. Так возникает несоблюдение достоверности местных костюмных комплексов, произвольность в манере ношения, дополнение нехарактерными элементами.

Для разрешения этой проблемы участники фольклорных коллективов должны познакомиться с научной литературой о народном костюме, проконсультироваться с музейными работниками, а реконструкцию утраченных элементов поручить профессионалам из центров ремесел, где владеют традиционными технологиями ткачества и вышивки.

Рассмотрим теперь уступающие в совершенстве национальные костюмы, сформировавшиеся во вт. пол. ХХ века. В силу ряда причин, именно они

преобладают на участницах фольклорных коллективов. В советское время произошло значительное отторжение от народных традиций. Промышленные технологии вытеснили ручной труд. Но самый большой вред народному искусству нанесли даже не техника и товарное производство, заменившее уникальный народный костюм на модное, но унифицированное платье из магазина, а идеология, направленная на разрушение национального самосознания. Благодаря насаждавшимся в искусствознании методологическим подходам, само понятие «народное искусство» было подменено понятием «народное творчество», под которым понималось самодеятельное, любительское творчество трудящихся масс, досуговая культурная деятельность, имеющая, скорее, идеологические и развлекательные задачи. Если профессионализм народного искусства основывается на следовании традициям, на преемственном коллективном творчестве и тяготеет к отбору, лаконичности, то народное творчество индивидуально, подвержено скоротечным тенденциям моды, зачастую замаскировывает непрофессионализм броскостью и яркостью. Подмена понятий привела к размыванию традиционного слоя культуры, противоречащего идеологии партократического режима и стремившегося лишить советских людей национальных различий, что реализовывалось в формальных мероприятиях, демонстрирующих парадную оболочку этнической культуры.

Удмуртские деревенские женщины, к своей чести, сохранили приверженность традиционному покрою платья и фартука. Для пожилых удмурток это принятый в силу своего удобства повседневный стиль одежды. В праздничной ситуации большинство из них, если имеют, надевают костюмы и украшения из сундуков. Так, широкое, с оборкой по подолу платье с воротником-стойкой и передник с грудкой стали вариантом национальной праздничной одежды. В советское время они выполнялись из покупных тканей (шелка, саржи, атласа), считающихся более праздничными и модными:. Обогащали комплекс старинные наследственные серебряные украшения, которые берегли уже в силу их высокой стоимости.

Но если в праздничном быту (например на свадьбе) каждая женщина-удмуртка могла сохранить свою индивидуальность благодаря цвету и качеству тканей, а также красивым семейным украшениям, то в системе клубной работы и по сей день существуют фольклорные коллективы, ориентированные на массовость и единообразие. Недостаточное материальное обеспечение учреждений культуры оборачивалось принципом - «дешево и сердито». Для костюмов покупали блестящие синтетические ткани, иногда даже мебельные или технические. Дешевизна компенсировалась яркостью расцветок, «бьющих в глаза». Одинаковые платья и фартуки, в контрастных сочетаниях, помноженные на количество участниц, преследуют цель - добиться внешнего эффекта. Отсутствие старинных монист компенсируется на скорую руку изготовленной их имитацией из блестящих металлических кружков или мишурных материалов, которых сегодня в магазинах в избытке. Явный признак самодеятельного подхода, который грешит утратой вкуса и пристрастием к излишней декоративности (фото 3).

Конечно, это не столько вина, сколько беда сельских женщин, родившихся уже после войны, воспитывавшихся в советских школах и самодеятельных клубных коллективах. Ценно уже то, что покрой их платьев традиционен и многие стремятся

Е. И. Ковычева

украсить передники вышивкой. Наиболее распространены белые фартуки, они придают ансамблю нарядность и торжественность, сразу вспоминается праздничная школьная форма. Однако вышивка на них часто выполнена пестро и неаккуратно, синтетические ткани морщатся под стежками, узоры из натуралистичных цветов непропорционально велики и не гармонируют с формой изделия, так как заимствованы из модных в 196070-е гг. занавесок и столешников. Исправить ситуацию вполне возможно, если дать вышивальщицам достойные образцы цветочных орнаментов, с чем могут справиться мастера центров ремесел. Тем более что в деревне до сих пор действует принцип подражания и копирования, а технологии узорного рукоделия (вышивки и вязания) пользуются уважением. Нужно только желание клубного работника превратить репетиции в посиделки с участием женщин разного возраста, девушек и девочек. Это создаст семейную добрую атмосферу, будет способствовать дружбе поколений и - восстановлению механизма преемственности традиций. У пожилых женщин будет повод для гордости признанием их мастерства, девочкам же полезно будет перенять бесценный опыт мам и бабушек. Традиционная культура сильна коллективизмом, ощущением важности общего дела, простотой и действенностью приемов трудового и духовно-нравственного воспитания.

Примером такого механизма преемственности может стать деятельность фольклорного коллектива «Выль Зардон» из д. Новая Монья Малопургинского р-на (рук. Ю. Н. Ильина). Ансамбль является первичной организацией ветеранов и создан по инициативе самих участниц. Своими силами они отремонтировали старый детский сад, поставили там печь, где пекут табани, отмечают песнями и плясками каждый праздник и юбилей, на основе музейной коллекции просвещают деревенских ребятишек, встречают гостей. В июле 2012 г. у них побывали школьники из Москвы, участники экспедиции Детской академии русской культуры ГБОУ Центра образования №1828 «Сабурово» (рук. к.п.н. Л. В. Резанов, Д. В. Ковальков). На отчетное мероприятие (приглашение новых друзей) новомоньинские бабушки на собственные средства поехали всем коллективом, захватив по 3 комплекта костюмов для концерта. Старинные удмуртские песни и обряды исполнялись в костюмах «из сундуков», а более новые - в атласных голубых платьях с белыми вышитыми фартуками, украшением были старинные серебряные мониста и перевязи. Бережное отношение к костюму и понимание его значения, как знака национальной принадлежности, отразились в том, что повседневный костюм женщин тоже был выполнен в национальных традициях. Это сшитые одной из участниц коллектива (В. С. Андреевой) платья

Фото 3. Использование ярких дешевых, в том числе имитационных, материалов в современном национальном костюме -признак любительского подхода

из клетчатых тканей и черные фартуки. Поскольку заказчицы сами покупают ткани, они отличаются по расцветке и качеству, но объединяет их местная традиция кроя. Даже темный фартук для нарядности украшен тщательной вышивкой крестом. Вышивать по канве умеют почти все женщины. Нитки выдергивают из ярких покупных шерстяных платков. Узоры составляют сами, иногда перерисовывая понравившиеся изображения с занавесочного тюля. Особенно ценится работа самых умелых мастеров, например Н. В. Иванова - сына одной из участниц коллектива. Признаком мастерства считается оборотная сторона вышивки, на которой не заметно ни единого узелка. Понравившиеся узоры копируются, о чем говорят кисточки-«чук» на фартуках. Не удивительно, что в Москве бабушек встречали с огромным восторгом, каждый считал за счастье сфотографироваться с ними, даже на улице или в музеях, которые они посещали.

Замечу, что непоправимый урон национальному костюму наносит слепое подражание. Выступая на одной республиканской сцене, самодеятельные коллективы перенимают друг у друга понравившиеся костюмы и подходы к ним. В результате размываются и уничтожаются особенности местных костюмных традиций, и почти невозможно бывает понять, откуда приехал фольклорный ансамбль: с севера, юга или из центральных районов Удмуртии. Даже костюмы родственных народов нивелируются, приобретая сходные черты. Преодолевать эту тенденцию в пользу уникальности местных традиций - не только в репертуаре и манере пения, но и в костюме, необходимо при помощи ученых, экспертов, членов жюри фестивалей.

Не меньшая беда фольклорных коллективов - подражание знаменитым ансамблям советского времени, например ансамблю «Италмас», в репертуаре которых преобладают профессиональные обработки народных песен, а также песни-гимны. Костюмы для них чаще всего выполняли московские дизайнеры, знакомые с национальным костюмом только по книгам и преследующие цель создать сценическую, индивидуально-творческую версию с вольной трактовкой орнаментального и цветового решения как правом на авторское прочтение. В сценическом костюме тоже всегда приветствовались утрированные решения, яркие цветовые сочетания, замена традиционных технологий ручной вышивки более простыми, но эффектно смотрящимися издали техниками машинной вышивки, аппликации тесьмой и лентами, использованием металлизированной мишуры, сверкающей под светом софитов (фото 4).

В то время старинные костюмы были упрятаны в сундуки, и прославленный «Италмас», ставящий себе совсем иные задачи, был единственным образцом для подражания, что оправдывало

Фото 4. Псевдоудмуртский костюм, выполненный дизайнерами без учета традиций

сценические псевдонародные костюмы на исполнителях фольклора. Но сегодня никто не будет спорить, что «Бурановские бабушки» покорили Европу именно красотой рукотворного народного удмуртского костюма. Несмотря на навязанный им репертуар, они сохранили самобытность и органичность, остались верны родному языку.

Итак, сегодня востребован не усредненный удмуртский, а местный вариант костюма, хранящий верность фольклорной традиции. Предстоит серьезная работа не только для руководителей клубных и школьных коллективов, но и для мастеров центров ремесел. В сотрудничестве с учеными и специалистами музеев необходима экспедиционная деятельность, направленная на собирание местных образцов традиционной одежды. Для удешевления костюма возможен подбор готовых тканей, благо выбор сейчас огромный. Но крой и техники декорирования нужно использовать традиционные. Пример такой работы дает реставратор Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств Т. Н. Москвина. Ее юбилейная выставка «Вераме потэ» («Очарование костюма») прошла в музее в ноябре-декабре 2012 г. Кроме реконструированных национальных костюмов реставратор предлагает женщинам варианты платья, комплекты из платья и фартука, верхнюю одежду традиционного покроя. Все они отличаются вкусом, красотой цветовых и фактурных сочетаний, ручной декоративной отделкой. Не случайно, именно ей было поручено сшить повседневные платья для «Бурановских бабушек». В жарком Баку участницам фольклорного коллектива было удобно и легко в штапельных платьях и фартуках, гармонирующих по цвету с тканями в мелкий цветочек. Жители и гости столицы Азербайджана замечали и запоминали необычный наряд удмуртских конкурсанток.

Реконструкцией народных костюмов сегодня успешно занимаются многие методисты центров декоративно-прикладного искусства и ремесел. Назовем лучших: это - Л. И. Буянова, Л. В. Мамеева, В. Н. Фардиева, Н. Г. Мансурова, Н. Е. Прокопьева (Ижевск), Е. И. Виноградова, Л. Л. Лебедева (Якшур-Бодья), С. Б. Ломоносова (Алнаши), М. В. Данилова (Яр), Л. Н. Буранова, Н. Г. Ускова (Игра).

Перспектив для такой деятельности много. Достоверная реконструкция с соблюдением техник декорирования - это основа для создания современного костюма в народных традициях, который сегодня приобретает все большую актуальность. Удобное традиционное платье и передник пользуются большим признанием и уважением на селе. Все больше городских женщин хотят иметь праздничный национальный костюм. Конечно, костюм ручной работы должен стоить дорого, поскольку труда и умения в него вложено немало. Выход из положения один - учиться шить и вышивать самим женщинам, следуя музейным образцам и работам профессионалов в этой области. Ценным подспорьем в этой деятельности могли бы стать методические пособия, в том числе электронные, легко тиражируемые.

Поступила в редакцию 27.11.2012

Проблемы костюма современного фольклорного коллектива_

Е. I. Kovycheva

Problems of contemporary folk groups suit

Contemporary folk groups suit today is a variant of the festive national costume. He comes from a variety of sources. This is a traditional folk culture, amateur and professional creative design costumes. Problems are caused by the difference in the laws of creation in these fields. Keywords: costumes, folklore, traditional culture, amateur art, costume design.

Ковычева Елена Ивановна,

кандидат искусствоведения, доцент, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

г. Ижевск E-mail:el_kovich@mail.ru

Kovycheva Elena Ivanovna,

Candidate of Science (Art), associate professor, Udmurt State University Izhevsk

E-mail: el_kovich@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.