Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА)'

СОВРЕМЕННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ТЕРРИТОРИЯ / РАЙОН / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черепанов Н.В.

Градостроительная деятельность подразумевает преобразование определенной территории для создания благоприятных условий жизни населения. Градостроительство осуществляется на всех уровнях публичной власти: от федерального до муниципального. Это предполагает создание управленческой концепции как средства регулирования градостроительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА)»

56. Burkov V.G Russia's national interests in Central Asia in the context of changes within the international system // Life Science Journal. - 2014. - T. 11, № 11s. - P. 233-235.

57. Meshcheryakov K.Y. Central Asian integration and Russian foreign policy // Middle East Journal of Scientific Research. - 2014. - T. 21, № 1. - P. 66-70.

58. Meshcheryakov K.Y Russia's Central Asian alliances: The real deal? // World Applied Sciences Journal. - 2014. - T. 30, № 12. - P. 1781-1783.

59. Meshcheryakov K.Y Russia's foreign policy in Central Asia: strengths, weaknesses and paths for improvement // World Applied Sciences Journal. -2014. - T. 30. - № 12. - P. 1749-1751.

60. Meshcheryakov K.Y Two decades of Russia's foreign policy in Central Asia: trends and problems // Middle East Journal of Scientific Research. - 2014. -T. 21, № 1. - P. 63-65.

СОВРЕМЕННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА)

© Черепанов Н.В.

Санкт-Петербургский академический университет, г. Санкт-Петербург

Градостроительная деятельность подразумевает преобразование определенной территории для создания благоприятных условий жизни населения. Градостроительство осуществляется на всех уровнях публичной власти: от федерального до муниципального. Это предполагает создание управленческой концепции как средства регулирования градостроительной деятельности.

Ключевые слова градостроительная деятельность, управленческая концепция, территория, район, регулирование.

Градостроительная деятельность регулируется двумя уровнями власти: федеральная и региональная власти осуществляют контроль деятельности в области осуществления государственной политики в сфере градостроительной деятельности, органы же местного самоуправления напрямую выполняют градостроительную деятельность на территории муниципалитета.

В целом процесс регулирования градостроительства призван упорядочить следующие отношения:

- организационно-правовые, сложившиеся между органами государственного и местного самоуправления в процессе территориального планирования;

- отношениями, сложившимися между органами власти и субъектами, осуществляющими архитектурную и строительную деятельность, проектирование, реконструкцию и ремонт.

То есть, государственное регулирование в градостроительстве можно рассматривать, как особый вид государственной деятельности, сущностью которой является осуществление властно-организационных полномочий государства, призванных создать предпосылки для стабильного развития территории, ее рационального управления и государственного контроля за данной деятельностью.

Градостроительная политика является основополагающим элементом управления развития территории. Именно она определяет базу условий для жизни населения, развития производства, сохранения культурного и природного наследия.

Под государственным управлением развитием территории понимают изменение качественных характеристик территории. Цели развития находят отражение в нормативных и индивидуально-правовых актах.

Специалистами в области архитектуры и строительства доказывалась необходимость создания единой концепции территориального развития Российской Федерации и регионов. То есть, разработки общей градостроительной политики для всей территории государства и отдельных ее положений для регионов и муниципалитетов.

В 2008 году Правительство РФ утвердило «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Но данная концепция определяет лишь общие направления развития российской экономики и в самом широком виде - стратегию территориального развития.

Академик М.Я. Вильнер считает, что «Стратегия пространственной организации территории более надежна, чем стратегия социально-экономического развития» [3].

Доктор архитектуры и генеральный директор Российского Научно-исследовательского и проектного института урбанистики В.А. Щитинский говорит, что наличие у России огромных территорий «является потенциальным ресурсом для ее успешного развития при условии, что этот ресурс будет осваиваться и реализовываться планомерно, сознательно, последовательно, с учетом интересов прежде всего населения, возрождающейся российской экономики, уникальной по своему разнообразию, богатству и красоте природы, ответственность за сохранение которой возложена на нынешнее поколение»

[6]. Он указывает, что для решения задачи государственного регулирования градостроительной деятельности необходима разработка концепции развития территории на всех уровнях, от федерального до местного.

За последние десятилетия в градостроительстве Пуровского района накопился ряд проблем, повлекший за собой:

- снижение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности населенных пунктов района по сравнению с соседними муниципалитетами;

- повышенную транспортную нагрузку в районах многоэтажной застройки;

- отставание в развитии улично-дорожной сети и общественного транспорта.

Для решения вышеперечисленных проблем необходима разработка проекта «Градостроительная политика Пуровского района до 2025 года». Предпосылкой для разработки проекта служит подписание распоряжения главы района «Об утверждении Положения о комиссии по выбору земельных участков на межселенной территории муниципального образования Пуровский район». Позднее был создан «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района», который является бюджетным учреждением. Комитет осуществляет организацию управления в сфере капитального строительства на территории муниципального образования, координацию и реализацию строительных инвестиционных программ, предусмотренных прогнозами экономического и социального развития Пуровского района, в целях развития инвестиционно-строительного комплекса района. Основными задачами муниципального учреждения «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» являются:

- Реализация единой инвестиционной политики Пуровского района в сфере капитального строительства;

- Обеспечение комплексного развития территорий района в целях благоприятных условий жизнедеятельности населения, эффективного формирования систем распределения производительных сил, производственной и социальной инфраструктуры;

- Обеспечение эффективности проектных решений на основе применения прогрессивных технологий, оборудования, материалов и конструкций, передовых методов организации производства, труда и управления, соответствующих современным достижениям науки и техники;

- Организация дорожной деятельности (строительство, реконструкция, капитальный ремонт) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Пуровского района;

- Реализация федеральных, региональных, окружных и районных целевых программ в сфере капитального строительства;

В 2013 году в Ямало-Ненецком автономном округе создана двухуровневая автоматизированная информационно-аналитическая система управления градостроительным развитием территорий. Данная система предназначена для реализации функций действующего законодательства РФ (Градостроительный Кодекс РФ, постановление Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», приказы Министерства регионального развития России от 30 августа 2007 г. № 85, 86) в части создания инструментов поддержки принятия решений, необходимых для информационного обеспечения производственных процессов обработки в кратчайшие сроки и предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам достоверных сведений, необходимых для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

Цель создания системы - автоматизация деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления уполномоченных в сфере градостроительной деятельности по исполнению функций и предоставлению услуг, обязательный учет при принятии управленческих решений в отношении территории автономного округа, организация обратной связи через создание и использование аналитических инструментов и инструментов мониторинга градостроительного развития территории. Объединение данных в едином информационном ресурсе. Данная система позволяет:

- осуществлять комплексный анализ развития территории с целью эффективного управления градостроительной деятельностью;

- производить мониторинг объектов недвижимости с целью повышения доходной части окружного и муниципального бюджетов от собираемости налогов;

- организовать оперативный информационный обмен с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- подготовить технические задания на разработку и корректировку градостроительной документации для актуализации её использования в процессе принятия градостроительных решений и исходных данных для проектирования;

- развивать застроенные территории в муниципальных образованиях автономного округа;

- оперативности выдачи исходно-разрешительной документации на строительство объектов капитального строительств;

- производить мониторинг объектов градостроительной деятельности с целью оценки соответствия их текущего использования утвержденной градостроительной документации;

- обеспечить публичность градостроительных решений и прозрачности градостроительной деятельности.

Следующим шагом должно стать принятие соответствующих программ по регулированию градостроительной деятельности на уровне администрации населенных пунктов и создание на их основе единой градостроительной концепции для муниципалитета.

Список литературы:

1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).

2. Бутаева Е.М. Административно правовая организация механизма управления в сфере градостроительства: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2010.

3. Вильнер М.Я. О структурообразующем каркасе территории России. -М., 2007. - С. 55-59.

4. Каримов А.М., Кожевников М.А., Таланина Л.А. и др. Как градостроительная документация может повысить эффективность управления развитием территорий в Российской Федерации - взгляд со стороны главных архитекторов регионов и городов // Управление развитием территории. -Иркутск, 2011. - № 1. - С. 19-23.

5. Рябова Е.В. Функционально-ориентированное управление как технология менеджмента в современных условиях // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Сер. Экономика. Вып. 24. - Тольятти, 2011.

6. Щитинский В.Л. российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования [Электронный ресурс] // ГИС -Ассоциация недвижимости. - Режим доступа: http://www.gisa.ru/38029.html (дата обращения: 20.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.