56. Burkov V.G Russia's national interests in Central Asia in the context of changes within the international system // Life Science Journal. - 2014. - T. 11, № 11s. - P. 233-235.
57. Meshcheryakov K.Y. Central Asian integration and Russian foreign policy // Middle East Journal of Scientific Research. - 2014. - T. 21, № 1. - P. 66-70.
58. Meshcheryakov K.Y Russia's Central Asian alliances: The real deal? // World Applied Sciences Journal. - 2014. - T. 30, № 12. - P. 1781-1783.
59. Meshcheryakov K.Y Russia's foreign policy in Central Asia: strengths, weaknesses and paths for improvement // World Applied Sciences Journal. -2014. - T. 30. - № 12. - P. 1749-1751.
60. Meshcheryakov K.Y Two decades of Russia's foreign policy in Central Asia: trends and problems // Middle East Journal of Scientific Research. - 2014. -T. 21, № 1. - P. 63-65.
СОВРЕМЕННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА)
© Черепанов Н.В.
Санкт-Петербургский академический университет, г. Санкт-Петербург
Градостроительная деятельность подразумевает преобразование определенной территории для создания благоприятных условий жизни населения. Градостроительство осуществляется на всех уровнях публичной власти: от федерального до муниципального. Это предполагает создание управленческой концепции как средства регулирования градостроительной деятельности.
Ключевые слова градостроительная деятельность, управленческая концепция, территория, район, регулирование.
Градостроительная деятельность регулируется двумя уровнями власти: федеральная и региональная власти осуществляют контроль деятельности в области осуществления государственной политики в сфере градостроительной деятельности, органы же местного самоуправления напрямую выполняют градостроительную деятельность на территории муниципалитета.
В целом процесс регулирования градостроительства призван упорядочить следующие отношения:
- организационно-правовые, сложившиеся между органами государственного и местного самоуправления в процессе территориального планирования;
- отношениями, сложившимися между органами власти и субъектами, осуществляющими архитектурную и строительную деятельность, проектирование, реконструкцию и ремонт.
То есть, государственное регулирование в градостроительстве можно рассматривать, как особый вид государственной деятельности, сущностью которой является осуществление властно-организационных полномочий государства, призванных создать предпосылки для стабильного развития территории, ее рационального управления и государственного контроля за данной деятельностью.
Градостроительная политика является основополагающим элементом управления развития территории. Именно она определяет базу условий для жизни населения, развития производства, сохранения культурного и природного наследия.
Под государственным управлением развитием территории понимают изменение качественных характеристик территории. Цели развития находят отражение в нормативных и индивидуально-правовых актах.
Специалистами в области архитектуры и строительства доказывалась необходимость создания единой концепции территориального развития Российской Федерации и регионов. То есть, разработки общей градостроительной политики для всей территории государства и отдельных ее положений для регионов и муниципалитетов.
В 2008 году Правительство РФ утвердило «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Но данная концепция определяет лишь общие направления развития российской экономики и в самом широком виде - стратегию территориального развития.
Академик М.Я. Вильнер считает, что «Стратегия пространственной организации территории более надежна, чем стратегия социально-экономического развития» [3].
Доктор архитектуры и генеральный директор Российского Научно-исследовательского и проектного института урбанистики В.А. Щитинский говорит, что наличие у России огромных территорий «является потенциальным ресурсом для ее успешного развития при условии, что этот ресурс будет осваиваться и реализовываться планомерно, сознательно, последовательно, с учетом интересов прежде всего населения, возрождающейся российской экономики, уникальной по своему разнообразию, богатству и красоте природы, ответственность за сохранение которой возложена на нынешнее поколение»
[6]. Он указывает, что для решения задачи государственного регулирования градостроительной деятельности необходима разработка концепции развития территории на всех уровнях, от федерального до местного.
За последние десятилетия в градостроительстве Пуровского района накопился ряд проблем, повлекший за собой:
- снижение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности населенных пунктов района по сравнению с соседними муниципалитетами;
- повышенную транспортную нагрузку в районах многоэтажной застройки;
- отставание в развитии улично-дорожной сети и общественного транспорта.
Для решения вышеперечисленных проблем необходима разработка проекта «Градостроительная политика Пуровского района до 2025 года». Предпосылкой для разработки проекта служит подписание распоряжения главы района «Об утверждении Положения о комиссии по выбору земельных участков на межселенной территории муниципального образования Пуровский район». Позднее был создан «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района», который является бюджетным учреждением. Комитет осуществляет организацию управления в сфере капитального строительства на территории муниципального образования, координацию и реализацию строительных инвестиционных программ, предусмотренных прогнозами экономического и социального развития Пуровского района, в целях развития инвестиционно-строительного комплекса района. Основными задачами муниципального учреждения «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» являются:
- Реализация единой инвестиционной политики Пуровского района в сфере капитального строительства;
- Обеспечение комплексного развития территорий района в целях благоприятных условий жизнедеятельности населения, эффективного формирования систем распределения производительных сил, производственной и социальной инфраструктуры;
- Обеспечение эффективности проектных решений на основе применения прогрессивных технологий, оборудования, материалов и конструкций, передовых методов организации производства, труда и управления, соответствующих современным достижениям науки и техники;
- Организация дорожной деятельности (строительство, реконструкция, капитальный ремонт) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Пуровского района;
- Реализация федеральных, региональных, окружных и районных целевых программ в сфере капитального строительства;
В 2013 году в Ямало-Ненецком автономном округе создана двухуровневая автоматизированная информационно-аналитическая система управления градостроительным развитием территорий. Данная система предназначена для реализации функций действующего законодательства РФ (Градостроительный Кодекс РФ, постановление Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», приказы Министерства регионального развития России от 30 августа 2007 г. № 85, 86) в части создания инструментов поддержки принятия решений, необходимых для информационного обеспечения производственных процессов обработки в кратчайшие сроки и предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам достоверных сведений, необходимых для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
Цель создания системы - автоматизация деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления уполномоченных в сфере градостроительной деятельности по исполнению функций и предоставлению услуг, обязательный учет при принятии управленческих решений в отношении территории автономного округа, организация обратной связи через создание и использование аналитических инструментов и инструментов мониторинга градостроительного развития территории. Объединение данных в едином информационном ресурсе. Данная система позволяет:
- осуществлять комплексный анализ развития территории с целью эффективного управления градостроительной деятельностью;
- производить мониторинг объектов недвижимости с целью повышения доходной части окружного и муниципального бюджетов от собираемости налогов;
- организовать оперативный информационный обмен с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- подготовить технические задания на разработку и корректировку градостроительной документации для актуализации её использования в процессе принятия градостроительных решений и исходных данных для проектирования;
- развивать застроенные территории в муниципальных образованиях автономного округа;
- оперативности выдачи исходно-разрешительной документации на строительство объектов капитального строительств;
- производить мониторинг объектов градостроительной деятельности с целью оценки соответствия их текущего использования утвержденной градостроительной документации;
- обеспечить публичность градостроительных решений и прозрачности градостроительной деятельности.
Следующим шагом должно стать принятие соответствующих программ по регулированию градостроительной деятельности на уровне администрации населенных пунктов и создание на их основе единой градостроительной концепции для муниципалитета.
Список литературы:
1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
2. Бутаева Е.М. Административно правовая организация механизма управления в сфере градостроительства: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2010.
3. Вильнер М.Я. О структурообразующем каркасе территории России. -М., 2007. - С. 55-59.
4. Каримов А.М., Кожевников М.А., Таланина Л.А. и др. Как градостроительная документация может повысить эффективность управления развитием территорий в Российской Федерации - взгляд со стороны главных архитекторов регионов и городов // Управление развитием территории. -Иркутск, 2011. - № 1. - С. 19-23.
5. Рябова Е.В. Функционально-ориентированное управление как технология менеджмента в современных условиях // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Сер. Экономика. Вып. 24. - Тольятти, 2011.
6. Щитинский В.Л. российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования [Электронный ресурс] // ГИС -Ассоциация недвижимости. - Режим доступа: http://www.gisa.ru/38029.html (дата обращения: 20.05.2016).