Научная статья на тему 'Региональная концепция долгосрочного развития территории как элемент государственного регулирования градостроительной деятельности (на примере г. Москвы)'

Региональная концепция долгосрочного развития территории как элемент государственного регулирования градостроительной деятельности (на примере г. Москвы) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
790
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ТЕРРИТОРИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕКТА / ПЛАНИРОВАНИЕ / TOWN-PLANNING ACTIVITY / BUILDING / TERRITORY / THE PUBLIC POWER / THE POPULATION / MANUFACTURE / OBJECT OPERATION / PLANNING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Темников М. В.

Градостроительство, как деятельность по преобразованию определенной территории, с целью создания благоприятной среды жизнедеятельности человека средствами архитектуры, осуществляется на всех уровнях организации публичной власти в любой стране мира: федеральной, региональной и муниципальной. Это предполагает координацию их градостроительной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL CONCEPT OF LONG-TERM DEVELOPMENT OF TERRITORY, AS THE ELEMENT OF STATE REGULATION OF TOWN-PLANNING ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW)1«MIRAX GROUP» company

Town-planning as activity on transformation of certain territory, for the purpose of creation of the favorable environment of ability to live of the person by architecture means, is carried out at all levels of the organization of the public power in any country of the world: federal, regional and municipal. It assumes coordination of their town-planning activity.

Текст научной работы на тему «Региональная концепция долгосрочного развития территории как элемент государственного регулирования градостроительной деятельности (на примере г. Москвы)»

3.4. РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ)

Темников М.В., к.ю.н. Должность: вице-президент компании. Место работы: Компания «MIRAX GROUP»

Аннотация: Градостроительство, как деятельность по преобразованию определенной территории, с целью создания благоприятной среды жизнедеятельности человека средствами архитектуры, осуществляется на всех уровнях организации публичной власти в любой стране мира: федеральной, региональной и муниципальной. Это предполагает координацию их градостроительной деятельности.

Ключевые слова: градостроительная деятельность, строительство, территория, публичная власть, население, производство, эксплуатация объекта, планирование.

THE REGIONAL CONCEPT OF LONG-TERM DEVELOPMENT OF TERRITORY, AS THE ELEMENT OF STATE REGULATION OF TOWN-PLANNING ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW)

Temnikov M.V, PhD at law. Position: the vice-president. Place of employment: «MIRAX GROUP» ccmpann-

Annotation: Town-planning as activity on transformation of certain territory, for the purpose of creation of the favorable environment of ability to live of the person by architecture means, is carried out at all levels of the organization of the public power in any country of the world: federal, regional and municipal. It assumes coordination of their town-planning activity.

Keywords: town-planning activity, building, territory, the public power, the population, manufacture, object operation, planning.

Государственное управление градостроительной деятельностью предопределено спецификой объекта.

Для обеспечения благоприятной обстановки в рассматриваемой области каждый из указанных уровней организации власти, помимо общих, имеет также и свои специфические задачи. Так, задачи федеральной и региональной властей связаны преимущественно с осуществлением регулятивной и контрольной деятельности в области государственной политики в градостроительстве, а органы местного самоуправления призваны осуществлять непосредственную градостроительную деятельность на своей территории.1

Процесс государственного управления градостроительной деятельностью направлен на упорядочивание отношений двух видов:

- организационно-правовых, складывающихся между органами государственного и местного самоуправления в процессе территориального планирования, планировки территории и градостроительного зонирования;

1 Помещикова С.А. Полномочия органов местного самоуправления в градостроительной сфере: правовое регулирование и практика реализации: дисс... канд. юрид. наук - М., 2008.

- отношений, складывающихся между органами власти и субъектами, осуществляющими деятельность по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Таким образом, государственное управление в сфере градостроительства следует рассматривать как специфический вид государственной деятельности, содержанием которой является реализация властноорганизационных полномочий государства, направленных на создание условий для устойчивого комплексного развития территории, ее рациональной организации и государственный контроль за названной деятельностью.2

Разработка градостроительной политики является неотъемлемым и системообразующим элементом государственного управления развитием территории. Именно в градостроительной политике находит свое выражение сущность государственного управления градостроительной деятельностью, она представляет собой основу для определения условий проживания населения, развития производства, сохранения культурного и природного наследия.

Процесс государственного управления развитием территории предполагает изменение качественных характеристик территории. Эти цели реализуются в нормативных и индивидуально-правовых актах управления. К числу первых следует отнести документы территориального планирования, к индивидуальным правовым актам - разрешение на строительство, ввод объекта в эксплуатацию.

Специалистами в области архитектуры и строительства неоднократно обосновывалась назревшая необходимость разработки и принятия общей концепции территориального развития Российской Федерации в целом, и регионов в частности.3 Иными словами, формулирование общей градостроительной политики для всей территории России и конкретизация ее положений для отдельных регионов.

В 2008 г. Правительством РФ была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». 4 Однако она определяет параметры развития российской экономики и лишь в самом общем виде -цели и задачи территориального развития.

Академик РААСН М.Я. Вильнер высказывается за принятие Стратегии пространственной организации

2 Бутаева Е.М. « Административно-правовая организация механизма управления в сфере градостроительства» // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук М. -2010.

3 См. например: Современное состояние и прогноз развития

градостроительства в России : докл. президента Рос. акад. архитектуры и строит, наук А.П. Кудрявцева на V пленуме Союза архитекторов России 11 окт. 2002 г. // Ассоциация производителей энергоэффективных окон. - иК1_: http://www.aprok.ru/articles/articlel іо.рИр (26.10.09); Вильнер М.Я. О структурообразующем каркасе территории России. - С. 55-59; Митягин С.Д. Развитие градостроительного права на современном этапе // Архитектура и градостроительство Сибири : ежемесяч. отраслевой журн. - ІІКІ.: http://www.ais.siberia.net/ 2002/1-2-2002/14.Мт (26.10.09); Потаев Г.А. Национальная градостроительная доктрина в системе управления процессами градостроительного развития // Строительство и недвижимость. - ІІКІ.: http://www.nestor.minsk.by/sn/2002/

26^п22621 .^т! (26.10.09); Смоляр И.М. Стратегия градостроительства // Проблемы градостроительства России : сб. тр. отд-ния градостроительства РААСН. - М , 1999. - С. 40-46 и др.

4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряже-

нием Правительства от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р (ред. от 8 авг. 2009 г.)) // Собрание законодательства РФ. - 2008. -'№ 47. - Ст. 5489; 2009. - № 33. - Ст. 4127.

территории, которая как он считает, более надежна, чем стратегия социально - экономического развития.5

Стоит согласиться с мнением доктора архитектуры В.А.Щитинского, который считает изучение опыта «деятельности ООН и Совета Европы по проблемам устойчивого пространственного развития чрезвычайно ценным для России - самой большой по площади страны земного шара. Наличие этого колоссального пространства является огромным потенциальным ресурсом для ее успешного развития при условии, что этот ресурс будет осваиваться и реализовываться планомерно, сознательно, последовательно, с учетом интересов прежде всего населения, возрождающейся российской экономики, уникальной по своему разнообразию, богатству и красоте природы, ответственность за сохранение которой возложена на нынешнее поколение». 6

В его работе много внимания уделено опыту территориального планирования Германии - страны, похожей на Россию по политическому и территориальному устройству.

Территориальное планирование в Германии имеет четыре уровня.

1. На федеральном уровне на основе Федерального закона «О территориальном планировании» устанавливаются рамочные условия пространственного развития для территории ФРГ.

2. На уровне федеральных земель на основе Земельного закона «О планировании» разрабатывается земельная программа территориальной организации, в которой закрепляются основные положения пространственной организации и развития федеральной земли.

3. Региональный уровень (в составе федеральных земель) промежуточный между земельным и муниципальным планированием. С одной стороны, региональное планирование должно конкретизировать главные цели, сформулированные плановыми органами, на уровне земли. С другой стороны, его задачей является координация плановых решений, принятых отдельными общинами, и приведение их в соответствие с целями земельного планирования.

4. Местное планирование низшая ступень в системе планирования ФРГ, которая находится в компетенции местного самоуправления.

В местном планировании различают планирование развития муниципальных образований и перспективное развитие градостроительства. Задачей муниципального планирования является комплексное планирование общины. План развития муниципального образования устанавливает рамки полномочий при реализации мероприятий, осуществляет координацию и контроль в соответствии с поставленными задачами.

Перспективное планирование градостроительства является разработанной на уровне общины стратегией строительства на ее территории. Оно узаконено в Федеральном своде законов о строительстве для территории ФРГ.

Таким образом, актуальнейшая задача государственного управления градостроительной деятельностью заключается в принятии федеральной, региональных и местных концепций стратегического территориального развития.

5 Вильнер М.Я. О структурообразующем каркасе территории России. - С. 55-59.

6 Щитинский В.Л. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования // ГИС-Ассоциация недвижимости. - иК1_: http://www.gisa.ru/38029.html (26.10.09).

Особо актуален вопрос о принятии градостроительной концепции для мегаполисов, являющихся поли-функциональными (финансово-экономическими, социальными, культурными, научными и т.п.) центрами жизнедеятельности. К таковым с уверенностью можно отнести Москву.

Градостроительная политика Москвы обусловлена выполнением трёх важнейших функций:

1) Москва - столица Российской Федерации и центр московской агломерации;

2) Москва - крупный финансово-экономический центр, в котором должен быть создан благоприятный инвестиционный климат;

3) Москва - крупнейший мировой исторический, культурный, научно-образовательный, туристический и спортивный центр.

В результате эффективной градостроительной политики Москва должна стать городом удобным и комфортным для жителей и гостей столицы.

Постановлением Правительства Москвы от 02 февраля 2011 года №23 - ПП утвержден Перечень первоочередных государственных программ города Москвы на среднесрочный период 2012-2016гг. В перечень включены 18 программ, в числе которых государственная программа Москвы «Градостроительная политика», которая координирует все городские отраслевые программы в части создания объектов капитального строительства, аккумулирует их результаты, определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу.

6 сентября 2011 года Правительство Москвы рассмотрело и одобрило проект государственной программы «Градостроительная политика на 2012-2016 годы».7

Сферой реализации программы является градостроительное развитие Москвы, которое в последние 15-20 лет сопряжено с кардинальными структурными изменениями, резким ухудшением транспортной ситуации, слишком быстрыми темпами коммерческого строительства, что привело к существенным диспропорциям. Накопившиеся за десятилетия проблемы в градостроительном развитии Москвы приводят к тому, что:

- снижается качество городской среды, инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность Москвы по сравнению с зарубежными мегаполисами - политическими, экономическими и культурными столицами;

- не обеспечиваются необходимые условия для решения городом Москвой стратегических задач, определенных Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года.8

Во многих районах Москвы сохраняется слабая транспортная доступность, обусловленная отставанием в развитии улично-дорожной сети и общественного транспорта.

Строительство высокоплотного многоэтажного жилья на периферии также привело к чрезмерной транспортной нагрузке.

7 http://dgs.mos.ru/d17dr621004.html

8 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред.

от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

Часть проблем градостроительного развития намечалось разрешить в рамках Генерального плана города до 2025 года.9 В генплане реализован системный подход к территориальному планированию пространственного развития города, направленный, в частности, на повышение устойчивости развития города за счет обеспечения его структурной целостности, сбалансированности функционального состава и пространственной организации территорий, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктуры. Вместе с тем, Генеральный план города Москвы на 2010-2025 гг. исходит из заниженных прогнозных данных по численности населения, сохраняет инерционный характер градостроительного развития, предусматривает дальнейшую урбанизацию и чрезмерные объемы делового и жилищного строительства.

Названные пробелы учтены в государственной программе г. Москвы на 2012-2016 гг. «Градостроительная политика».

Цель Программы - формирование благоприятной городской среды жизнедеятельности. Задачи Программы:

1. Определение и утверждение приоритетов градостроительного развития города как столицы Российской Федерации, центра Московского региона, международного финансового, научного, образовательного, культурного и спортивного центра.

2. Сохранение историко-архитектурного облика центра города и реализация программы комплексного благоустройства.

3. Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Москве.

4. Совершенствование системы градостроительной деятельности в Москве (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства).

5. Опережающее развитие общественного транспорта и улично-дорожной сети.

По назначению территория Москвы структурирована на жилые (30%), производственные (16%), общественно-деловые (15%), рекреационные (17%), территории под улично-дорожной сетью (11%), прочие (11%). Предметом градостроительной политики является использование и перераспределение этих территорий, что в складывающейся реальной ситуации означает переход Москвы к полицентрическому городу с новыми центрами роста с учетом морфологии Московской городской агломерации. В этой связи, дифференциация градостроительной деятельности в зависимости от функционально-планировочной и архитектурнопространственной структуры территории относится к актуальным проблемам градостроительной политики. Каждая из территорий города Москвы (историческое ядро, центральная зона, срединная зона, периферия) требуют выработки своей стратегии градостроительного развития .

Программа определяет новую градостроительную политику города Москвы, основанную на следующих приоритетах:

I. Определение и ежегодная корректировка основных направлений градостроительной политики.

9 Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы».

- Взаимоувязка государственных программ города Москвы и ведомственных строительных программ в рамках единой градостроительной политики.

- Подготовка адресных перечней объектов капитального строительства для включения в Адресную инвестиционную программу города Москвы, объектов, строящихся на внебюджетной основе, перечней разработки документации по территориальному планированию.

- Формирование и реализация программ строительства за счет бюджета города Москвы в рамках 18 государственных программ города Москвы.

II. Взаимоувязанное градостроительное развитие Москвы и Московской области.

- Совершенствование механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Москвы и Московской области в целях взаимоувязанного развития.

- Разработка единых (согласованных) документов территориального планирования по городу Москве и Московской области.

- Создание взаимоувязанной и целостной дорожнотранспортной инфраструктуры Московского региона, опережающее развитие общественного транспорта.

- Координация работ по проектированию и строительству объектов жилого, социально-культурного, ритуального, коммунального, рекреационного и инженерно-транспортного назначения для сбалансированного развития Москвы, Московской области и ЦФО в целом.

III. Комплексная реконструкция и благоустройство исторического центра города.

- Предпроектные работы и разработка документации по градостроительному проектированию для комплексной реконструкции и благоустройства исторического центра города.

- Сохранение и восстановление объектов культурного наследия.

- Формирование архитектурно-художественного облика города Москвы с учетом территорий особой градостроительной ценности.

- Развитие общественных пространств на территории исторического центра города с ограничением движения общественного транспорта, преимущественным пешеходным движением и развитой инфраструктурой туризма.

- Изменение функционального назначения территорий исторического центра города в направлении снижения деловой нагрузки и повышения доли объектов культурно-бытового, жилого и смешанного назначения.

IV. Развитие территорий срединной зоны города.

- Определение границ, установление состава земель территорий, серединной зоны города в условиях организации пассажирского движения на МК МЖД.

- Вывод (преобразование) производственных и других объектов в связи с реорганизацией территорий срединной зоны города, размещение новых и реконструкция существующих жилых и нежилых объектов на этих территориях.

- Размещение на территории срединной зоны города объектов природного и рекреационного назначения, а также объектов инфраструктуры туризма.

- Реконструкция систем инженерного и транспортного обеспечения территорий срединной зоны города в связи с ее реорганизацией.

V. Развитие территорий периферийной части города.

- Корректировка функционального назначения территорий периферийной части города для улучшения условий жизнедеятельности населения города Москвы с

учетом взаимодействия с первым поясом районов Московской области.

- Преобразование производственных и других объектов в связи с реорганизацией территорий периферийной части города с учетом необходимости сокращения диспропорций в размещении жилья и рабочих мест.

- Формирование крупных общественных центров с учетом реорганизации производственных территорий и комплексного обустройства сложившихся жилых территорий.

VI. Реорганизация производственных территорий Москвы для размещения жилой, общественно-деловой застройки, объектов улично-дорожной сети, размещения рекреационных территорий и восстановления объектов природного комплекса.

- Комплексное развитие сохраняемых производственных территорий и территорий промышленных зон для создания территорий инновационного развития по типу интегрированных территориальных комплексов (кластеров) и размещения объектов инфраструктуры инноваций.

- Комплексное развитие коммунальных и специальных зон.

VII. Подготовка и реализация программы освоения подземного пространства города Москвы.

VIII. Разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики для создания благоприятного инвестиционного климата.

- Разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики.

- Подготовка предложений по структуре и источникам внебюджетного финансирования реализации Генерального плана.

- Анализ инвестиционных контрактов, заключенных в области капитального строительства. Выработка решений по условиям их реализации или прекращения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Совершенствование нормативно-методической базы по планированию и контролю бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.

VIII. Нормативно-правовое обеспечение градостроительной деятельности (включая мероприятия по снижению административных барьеров).

- Оптимизация административных процедур в градостроительной сфере.

- Разработка систем нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения градостроительной деятельности (внесение изменений в Градостроительный кодекс, Нормы и правила градостроительного проектирования; разработка инструкций и регламентов по градостроительному проектированию и т.д.).

- Разработка и актуализация норм, правил, национальных стандартов, регламентов и других нормативно-технических документов в области проектирования, строительства и безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

- Разработка и внедрение новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте города Москвы.

IX. Совершенствование системы территориального планирования и архитектурно-строительного проектирования в городе Москве.

- Подготовка и реализация программы комплексного градостроительного развития присоединяемых к Москве территорий.

- Подготовка и внесение изменений в Генеральный план развития города Москвы и Правила землепользования и застройки города Москвы.

- Разработка территориальных и отраслевых схем, документации по планировке территории для реализации новой градостроительной политики города Москвы.

- Разработка «зеленых» норм проектирования и строительства (Евро-стандарт).

- Разработка новых и актуализация существующих типовых проектов объектов социальной и иной инфраструктуры для применения на объектах городского заказа.

X. Инновационное развитие строительного комплекса.

- Разработка и реализация программы развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения до 2020 г.

- Научно-технические и методические разработки в области применения новых материалов и технологий. Реорганизация и ведение Московского территориального строительного каталога.

- Актуализация и реализация ведомственной программы «Энергосберегающее домостроение».

- Модернизация системы сертификации и нормативно-технической документации, включая создание энергосберегающих стандартов в строительном комплексе.

- Разработка и реализация системы безопасной эксплуатации уникальных и технически сложных зданий и сооружений, в том числе большепролетных.

- Научное и научно-методическое обеспечение градостроительной деятельности.

- Информационно-аналитическое обеспечение градостроительной деятельности.

- Оптимизация организационной структуры централизованного информационно-аналитического обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве.

XI. Развитие единого геоинформационного пространства города Москвы. Подготовка инфраструктуры для проведения в Москве спортивных соревнований мирового уровня (включая ЧМ-2018 по футболу).

При всей важности и многочисленных положительных моментах принятия государственной программы г. Москвы на 2012-2016 гг. «градостроительная политика», стоит отметить ее незавершенность. Программа не определяет, что именно понимается под «благоприятной городской средой жизнедеятельности», хотя устанавливает данную формулировку как цель всей программы.

В программе не уделяется должного внимания экологической ситуации в Москве. В частности, не предусматривается необходимость разработки адекватных ограничительных норм, обеспечивающих права населения при проведении строительных работ. Не затрагивается вопрос о кардинальном изменении ситуации с утилизацией бытовых отходов. Не планируется введение требования об обязательной сортировке бытовых отходов с целью их дальнейшей утилизации и переработки.

Недостаточно урегулирована проблема восполнения «зеленой зоны» Москвы и сохранения существующих насаждений. Без регулирования оставлен вопрос об участии местного населения в решении вопросов о застройке и определяющего значения мнения населения о социальном назначении объектов, запланированных к строительству. Программа не обязывает местные московские власти принять (префектуры) соответствующие градостроительные программы на уровне административных округов, что представляется совершенно необходимым условием реальной реализации

московской программы. Данные программы должны быть более конкретны и подробны. Именно в них должны быть закреплены механизмы участия населения в решении вопросов по застройке территории. А также определены строительные мероприятия, с учетом функционального назначения и статуса территорий в рамках административного округа. Естественно, что стратегические градостроительные программы центрального административного округа и, например, ВАО г. Москвы будут существенно отличаться.

Очевидно, что необходимо не только обязать администрации округов разработать и утвердить названные программы, но и установить для этого жесткие ограничительные сроки. Возможно, целесообразно конкретизировать положения градостроительных программ административных округов г. Москвы в программах районов.

В то же время, стоит признать, что принятие программы должно иметь явный положительный эффект, в случае планомерной реализации ее задач московскими властями.

Список литературы:

Бутаева Е.М. Административно-правовая организация механизма управления в сфере градостроительства»// Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук М. - 2010.

Вильнер М.Я. О структурообразующем каркасе территории России. - М., 2007. С. 55-59.

Вильнер М.Я. О структурообразующем каркасе территории России. - С. 55-59; Митягин С.Д. Развитие градостроительного права на современном этапе // Архитектура и градостроительство Сибири: ежемесяч. отраслевой журн. - URL: http://www.ais.siberia.net/

2002/1 -2-2002/14.htm (26.10.09).

Помещикова С.А. Полномочия органов местного самоуправления в градостроительной сфере: правовое регулирование и практика реализации: дисс... канд. юрид. наук - М., 2008.

Потаев Г.А. Национальная градостроительная доктрина в системе управления процессами градостроительного развития // Строительство и недвижимость. -URL: http://www.nestor.minsk.by/sn/2002/26/sn22621. hm

(26.10.09).

Смоляр И.М. Стратегия градостроительства // Проблемы градостроительства России: сб. тр. отд-ния градостроительства РААСН. - М, 1999.

Современное состояние и прогноз развития градостроительства в России : докл. президента Рос. акад. архитектуры и строит, наук А.П. Кудрявцева на V пленуме Союза архитекторов России 11 окт. 2002 г. // Ассоциация производителей энергоэффективных окон. -URL: http://www.aprok.ru/articles/articlel (26.10.09).

Щитинский В.Л. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования // ГИС-Ассоциация недвижимости. - URL: http://www. gisa.ru/38029.html (26.10.09).

Literature list:

Butaeva E.M. The is administrative-legal organization of the mechanism of management in town-planning sphere»//the Dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of jurisprudence М - 2010.

Vilner M. Ja. About структурообразующем a skeleton of territory of Russia. - М, 2007. With. 55-59.

Vilner M. Ja. About структурообразующем a skeleton of territory of Russia. - with. 55-59; Mityagin S.D. Development of the town-planning right at the present

stage//Architecture and town-planning of Siberia: month. branch magazine. - URL: http:// www.ais.siberia.net/ 2002/1 -2-2002/14.htm (26.10.09).

Помещикова S.A. Power of local governments in town-planning to sphere: legal regulation and realization practice: diss... kand. urid. sciences - М, 2008.

Potaev G. A. The national town-planning doctrine in a control system of processes of town-planning development//Building and real estate. - URL: http:// www.nestor.minsk.by/sn/2002/26/sn22621.html

(26.10.09).

Смоляр I.M. Strategy of town-planning // Problems of town-planning of Russia: sb. tr. otd-nija town-planning РААСН. - M, 1999.

Current state and the forecast of development of town-planning in Russia: dokl. the president Russ. akad. architecture also builds, A.P. Kudryavtsev's sciences on V plenum of the Union of architects of Russia 11 okt. 2002//Association of manufacturers of power effective windows. - URL: http:// www.aprok.ru/articles/articlel

(26.10.09).

Shchitinsky Century of L. The Russian experience and foreign practice of strategic territorial planning//real estate GIS-ASSOCIATION. - URL: http:// www.gisa.ru/38029. html (26.10.09).

Рецензия

на статью Темникова М.В. «Региональная концепция долгосрочного развития территории как элемент государственного регулирования градостроительной деятельности (на примере г. Москвы)»

Научная статья М.В. Темникова «Региональная концепция долгосрочного развития территории как элемент государственного регулирования градостроительной деятельности (на примере г. Москвы)» написана на актуальную и востребованную сегодня тему.

Разработка градостроительной политики является неотъемлемым и системообразующим элементом государственного управления развитием территории. Именно в градостроительной политике находит свое выражение сущность государственного управления градостроительной деятельностью, она представляет собой основу для определения условий проживания населения, развития производства, сохранения культурного и природного наследия.

Автор статьи делает правильный вывод о том, что Генеральный план города Москвы на 2010-2025 гг. исходит из заниженных прогнозных данных по численности населения, сохраняет инерционный характер градостроительного развития, предусматривает дальнейшую урбанизацию и чрезмерные объемы делового и жилищного строительства.

В целом статья написана на высоком научном уровне, автор ставит актуальные проблемы формирования концепции долгосрочного развития территории как элемент государственного регулирования градостроительной деятельности и предлагает пути их решения. Статья М.В. Темникова «Региональная концепция долгосрочного развития территории как элемент государственного регулирования градостроительной деятельности (на примере г. Москвы)» может быть рекомендована к опубликованию в научном периодическом издании.

Доктор юридических наук,

профессор Ю.А. Дмитриев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.