Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛИСТА'

СОВРЕМЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
политическая журналистика / правовой статус политического журналиста / новеллы законодательства

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кочеткова Е.В., Чупрова Ю.Н., Дёмкин И.И., Шувалов В.С.

в данной статье поднимается вопрос формирования политический журналистики, как науки, а также проводится исследование трансформации статуса политического журналиста посредством анализа законодательства, регулирующего деятельность журналиста, в том числе политического, и функций политического журналиста. По итогу проведенного анализа предлагаются идеи по внесению изменений в действующее законодательство с целью развития правовых основ, опосредующих деятельность политического журналиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛИСТА»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Кочеткова Е.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)», доцент кафедры

гражданско-правовых дисциплин kochetkova_e@mail.ru Чупрова Ю.Н.

АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», преподаватель кафедры государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин

chuprova_ulia@mail. т Дёмкин И.И.

АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»,

студент кафедры журналистики, рекламы и PR

firon98@gmail.com Шувалов В.С.

АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»,

студент кафедры журналистики, рекламы и PR

89299354834@mail.ru

СОВРЕМЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКОГО

ЖУРНАЛИСТА

Аннотация: в данной статье поднимается вопрос формирования политический журналистики, как науки, а также проводится исследование трансформации статуса политического журналиста посредством анализа законодательства, регулирующего деятельность журналиста, в том числе политического, и функций политического журналиста. По итогу проведенного анализа предлагаются идеи по внесению изменений в действующее законодательство с целью развития правовых основ, опосредующих деятельность политического журналиста.

Ключевые слова: политическая журналистика, правовой статус политического журналиста, новеллы законодательства

Введение. Методологи политической теории в начале 2000-х гг. ставили под сомнение выделение политической журналистики, как науки [1]. Однако с того времени мнение исследователей менялось, так на современном этапе В.Д. Попов считает, что журналистская деятельность, нацеленная на освещение актуальных проблем в мире политики и власти, формирует предмет политической журналистики, как самостоятельной отрасли [2].

Основная часть. Сегодня на исследуемую отрасль возложено множество функций, которые реализовывает политический журналист, как рупор информации о деятельности представительных и исполнительных органов власти на национальной и международной арене.

По мнению В.А. Сидорова [3], роль политического журналиста не сводится только к распространению и тиражированию политически важных для общества материалов с целью выстраивания коммуникационного вертикально-горизонтального взаимодействия граждан и представителей власти. Политический журналист - аналитик, выполняющий разъяснительную, критико-ориентирующую и агитационно-пропагандистскую задачу в целях реализации демократических основ конституционного строя Российской Федерации.

Согласно статье 13 Конституции Российской Федерации (далее - Основной закон) [4] на территории нашего государства признается политическое и идеологическое многообразие.

Кроме того, на конституционном уровне гарантируется свобода мысли, слова и массовой информации. В Основном законе закреплено право на беспрепятственное получение и распространение информации.

Указанные конституционные нормы конкретизированы в федеральном и региональном законодательстве. Положения нормативных правовых актов [5, 6, 7, 8], указанных на рисунке 1, детально регламентируют порядок решения противоречивых вопросов доступа к информации и работы с ней.

«О средствах массовой информации»

/

«Об информации, информатизации и защите информации»

Регулирование деятельности журналистов в России

«О государственной тайне»

Рис 1. Нормативно правовые акты, регулирующие деятельность журналистов

В своей профессиональной деятельности политические журналисты нередко запрашивают информацию в органах государственной власти и местного самоуправления, чтобы публикации и репортажи были основаны на достоверных источниках. Сроки предоставления таких материалов весьма важны для распространения политически актуальных сведений.

Согласно статье 38 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ) на органы государственной и муниципальной власти, а также на организации и общественные объединения [9], указанные на рисунке 2, возложена обязанность по предоставлению сведений о своей деятельности при поступлении запроса от редакции. Однако действующее законодательство предусматривает основания для отказа или отсрочки при исполнении рассматриваемой обязанности.

Орган общественной самодеятельности

Общественная орган

Общественное движенне

Общественные объединения

Общественное учреждение

Общественный фонд

Политическая партия

Рис. 2 Организационно-правовые формы общественных объединений

При условии, что запрашиваемая информация содержит сведения, которые могут быть отнесены к категории государственной, коммерческой и иной тайны, охраняемой в специальном режиме, в течение трех дней после получения запроса направляется или вручается уведомление об отказе. В данном уведомлении согласно статье 40 Закона о СМИ в обязательном порядке указывают причины принятия решения об отказе, а также дату и ответственное должностное лицо.

В трехдневный срок направляется уведомление об отсрочке, если запрашиваемые сведения не могут быть представлены в течение семи дней. Рассматриваемые положения о сроках необходимо оценить в связке с нормами Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон об обеспечении доступа) [10].

Во-первых, исходя из статьи 18 Закона об обеспечении доступа, письменный запрос подлежит регистрации в органе государственной власти или местного самоуправления в течение трех дней с момента его поступления, во-вторых, запрос должен быть рассмотрен в течение тридцати дней со дня его регистрации. При отсутствии возможности подготовить материалы по запросу в установленный срок необходимо уведомить пользователя информацией в течение семи дней. При этом, общий срок рассмотрения запроса согласно части 6 той же статьи не может превышать сорока пяти дней.

Отмеченные сроки осложняют решение задачи по своевременному освещению политических важных событий и информированию граждан. Подводя промежуточные итоги, целесообразно предложить внесение изменений в действующее законодательство о сокращении срока рассмотрения запросов редакций и журналистов.

Меры административной ответственности за нарушение Закона об обеспечении доступа установлены в статье 5.39 КоАП [11], при этом субъектный состав пользователей информацией включает гражданина, адвоката, а также организацию, которой законодательно предоставлено право на получение сведений. В данном случае под организацией можно понимать и редакцию, наделенную правом запроса информации в соответствии со статьей 39 Закона о СМИ. Рассматриваемая статья определяет штрафные санкции в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Принимая во внимание современную политическую и экономическую ситуацию, целесообразно расширить круг пользователей информацией, обозначенных в статье 5.39 КоАП, и наряду с адвокатом и редакцией выделить журналиста. Кроме того, необходимо

ужесточить санкции для более эффективной и оперативной работы с актуальной информацией.

На основе действующего законодательства при злоупотреблении правами журналиста, отмеченном на рисунке 3, введена не только административная, дисциплинарная ответственность в форме замечания, выговора или увольнения [12], но и

уголовная.

Сокрытие или фальсификация общественно значимых сведении

Сбор информации а пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации

Рие. 3 Формы злоупотребления правами журналиста

Специальной статьи об ответственности при злоупотреблении правами журналиста в УК РФ [13] не установлено, однако при комплексном анализе уголовно-правовых норм можно выделить несколько составов преступлений в исследуемой сфере.

При достоверном выявлении фактов, указывающих на распространение журналистом в процессе профессиональной деятельности сведений, которые в той или иной мере могут порочить честь и достоинство либо подрывать репутацию конкретного лица, возможно, группы лиц, наступает уголовная ответственность согласно статьи 128.1 УК РФ.

Составы преступлений, предусмотренные статьями 207.1 и 207.2 УК РФ, устанавливают меры ответственности публичное распространение заведомо ложной информации, в том числе общественно значимой, которая либо содержит сведения об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, либо может повлечь тяжкие последствия.

Злоупотребление в виде сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений отражено в составе, предусмотренном статьей 237 УК РФ, в которой при квалификации объективной стороны выделяют не только сокрытие, но и искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

На данном этапе исследования обратим внимание на отсутствие в российском законодательстве легального определения понятия «фальсификация». Однако при анализе сложившейся судебной практики [14] и официальных позиций органов прокуратуры [15] можно сделать вывод, что фальсификация и искажение равнозначны по своему смысловому содержанию.

Субъектный состав, на который распространяет свое действие статья 237 УК РФ, ограничивается лицами, обязанными обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией. По итогу комплексного анализа законодательства о средства массовой информации на предмет оценки обязанностей журналиста можно отнести его к субъектам, на которые распространяет свое действие статья 237 УК РФ.

Заключение. Исследование сроков предоставления информации при запросе журналиста или редакции позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости внесения

изменений в действующее законодательство, нацеленных на сокращение срока рассмотрения запросов.

Кроме того, штрафные санкции при неправомерном отказе в предоставлении информации сегодня лояльны, так как меры ответственности незначительны по материальному содержанию. Необходимо ужесточить санкции для более эффективной и оперативной работы с актуальной информацией, а также расширить круг пользователей информацией, обозначенных в статье 5.39 КоАП, и наряду с адвокатом и редакцией выделить журналиста.

Дополнительно на законодательном уровне важно закрепить определение понятия «фальсификация» и рассмотреть возможность разработки нового состава преступления, устанавливающего ответственность для журналиста за сокрытие информации при осуществлении профессиональной деятельности.

Литература:

1. Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории: Комментированное введение/ сост. Н. Конеген, К. Шуберт. М., 2004. - 133 с.

2. Попов В.Д. Журналистика как политическая наука// Социология власти, 2003. № 6. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/zhurnalistika-kak-politicheskaya-nauka (дата обращения: 30.11.2023).

3. Политическая журналистика: учебно-методическое пособие для подготовки бакалавров по направлению 41.03.04 "Политология"/ составитель О.Н. Дроботенко. -Москва, 2022. - 29 с.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// СПС КонсультантПлюс.

5. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»// СПС КонсультантПлюс.

6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС КонсультантПлюс.

7. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»// СПС КонсультантПлюс.

8. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе»// СПС КонсультантПлюс.

9. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»// СПС КонсультантПлюс.

10. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»// СПС КонсультантПлюс.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// СПС КонсультантПлюс.

12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ// СПС КонсультантПлюс.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// СПС КонсультантПлюс.

14. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 № 16АП-484/2023 по делу № А63-8854/2022// СПС КонсультантПлюс.

15. Прокурор разъясняет// Официальный сайт прокуратуры Оренбургской области. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_56/activity/legal-education/explain?item=59651557 (дата обращения: 30.11.2023).

References:

1. Methodological approaches to political science research and metatheoretical foundations of political theory: Commentary introduction / comp. N. Konegen, K. Schubert. Moscow, 2004. - 133 pp.

2. Popov V.D. Journalism as a political science // Sociology of power. 2003. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-kak-politicheskaya-nauka (date of access: 30.11.2023).

3. Political journalism: educational and methodological manual for the preparation of bachelors in the direction of 03.41.04 "Political Science" / compiler HE. Drobotenko. - Moscow, 2022. - 29 pp.

4. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 07.01.2020) // SPS Consul tantPlus.

5. Law of the Russian Federation of 27.12.1991 No. 2124-1 "On the Mass Media" // SPS ConsultantPlus.

6. Federal Law of 27.07.2006 No. 149-FZ "On Information, Information Technologies and Information Protection" // SPS ConsultantPlus.

7. Russian Law Federation of 21.07.1993 No. 5485-1 "On State Secrets" // SPS ConsultantPlus.

8. Federal Law of 13.03.2006 No. 38-FZ "On Advertising" // SPS ConsultantPlus.

9. Federal Law of 19.05.1995 No. 82-FZ "On public associations" // SPS ConsultantPlus.

10. Federal Law of 02.09.2009 No. 8-FZ "On ensuring access to information about the activities of state bodies and local governments" // SPS ConsultantPlus.

11. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30.12.2001 No. 195-FZ // SPS ConsultantPlus.

12. Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 No. 197-FZ // SPS ConsultantPlus.

13. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ // SPS ConsultantPlus.

14. Resolution of the Sixteenth Arbitration Court of Appeal of 24.03.2023 No. 16AP-484/2023 in case No. A63-8854/2022 // SPS ConsultantPlus.

15. The prosecutor explains / Official website of the prosecutor's office of the Orenburg region. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_56/activity/legal-education/explain?item=59651557 (access date: 30.11.2023).

Для цитирования: Кочеткова Е.В., Чупрова Ю.Н., Дёмкин И.И., Шувалов В.С. Современная трансформация правового статуса политического журналиста// Архонт, 2023. № 4(37). С. 8489.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.