Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_134 УДК 349.4
НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ЖИДКИМИ ОТХОДАМИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) SOME THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS, ARISING FROM THE HANDLING OF LIQUID WASTE PRODUCTS ANIMAL HUSBANDRY (PART TWO)
ВЛАСОВ Валерий Александрович,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, член РАЮН, действительный член РАЕН, член Общественной палаты г. Красноярска,
член Совета Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];
ВОРОНОВ Глеб Евгеньевич,
студент магистратуры кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];
VLASOV Valery Aleksandrovich,
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Land Law and Environmental Expertise Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure
Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration
Siberian Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia, member
of the Russian Academy of Emergency Situations, full member of the Russian Academy of Emergency Situations,
member of the Public Chamber of Krasnoyarsk,
Member of the Council of the Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia". 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: [email protected]; VORONOV Gleb E.,
Master's student of the Department of Land Law and Environmental Expertise Krasnoyarsk State Agrarian University.
90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в данной статье авторы, предприняли попытку научного анализа отдельных актуальных правовых проблем утилизации жидких отходов в деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Красноярского края. Особое внимание уделено исследованию изменений действующего законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также законодательства Красноярского края, регламентирующего порядок обращения с жидкими отходами, в том числе и собственно от продукции животноводства.
Abstract: In this article, the authors attempted a scientific analysis of certain topical legal problems of liquid waste disposal in the activities of agricultural producers in the Krasnoyarsk Territory. Particular attention is paid to the study of changes in the current legislation of the Russian Federation in the field of production and consumption waste management, as well as the legislation of the Krasnoyarsk Territory, which regulates the procedure for handling liquid waste, including from livestock products themselves.
Ключевые слова: сельское хозяйство, проблема, недобросовестные предприниматели, жидкие отходы, утилизация отходов производства и потребления, животноводство, сельскохозяйственные товаропроизводители, Красноярский край, право на предпринимательскую деятельность.
Keywords: agriculture, problem, unscrupulous entrepreneurs, liquid waste, production and consumption waste disposal, animal husbandry, agricultural producers, Krasnoyarsk Territory, the right to entrepreneurial activity
Дата направления статьи в редакцию: 25.02.2021
(Продолжение научной статьи, начало в предыдущем номере журнала).
В ст. 18 Федерального закона «О ветеринарии»1 напрямую предусматривается обязанность организаций и граждан - владельцев животных осуществлять хозяйственные мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасность, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводств и содержать в надлежащем состоянии животноводческие сооружения. В ст. 12 указанного выше Федерального закона закреплено правило, что при планировке и строительстве животноводческих комплексов, других зданий (строений, сооружений), должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных для исключения загрязнения окружающей среды производственными отходами. Все эти условия оговорены действующими нормативными правовыми актами для соблюдения, прежде всего, требований природоохранного законодательства.
1 Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (ред. от 02.07.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
Так, например, сводом правил по сооружениям животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий1 определён срок обеззараживания свиного навоза, который составляет один год. При этом обеззараживание свиного навоза происходит в специальных хранилищах с гидроизоляцией.
Тем же документом обозначено, что «при эксплуатации сооружений животноводческих, птицеводческих, звероводческих предприятий и ветеринарных объектов должны быть обеспечены условия, при которых несущие конструкции обеспечивают безопасность сооружений в соответствии с СП 15.13330, СП 16.13330, СП 63.13330, СП 64.13330 и не снижают своих свойств».2 В современном нормативно-правовом поле действуют и существуют методические рекомендации по проектированию систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения и утилизации навоза и помета3, в соответствии с которыми необходимо проводить все указанные действия при обращении с отходами от животноводства, а именно, прежде всего, исключать загрязнение окружающей среды: «система навозоудаления и пометоудаления на фермах и комплексах, птицеводческих предприятиях увязывается с планами мелиорации земель, укрепления кормовой базы и должна отвечать требованиям защиты окру-
4
жающей среды.».
Специальные эксплуатационные требования устанавливает Свод правил по эксплуатации животноводческих, птицеводческих и звероводческих зданий и помещений.5 Этим документом предусматривается термин навозохранилище, как: «сооружение для сбора, обеззараживания и хранения навоза, удаленного из животноводческих помещений», при этом указывается, что все типы навозохранилищ должны зависеть «от консистенции навоза, сроков его хранения, способов удаления, а также от природно-климатических условий». Так, например, для биологической дегельминтизация жидких фракций свиного навоза предусматривается его выдерживание в прудах-накопителях (весенне-летний период не менее шести месяцев; в осенний период до девяти месяцев), а для крупного рогатого скота выдерживание в таких накопителях должно происходить не менее 4 месяцев. 6
Существует действующий и в современном правовом поле, государственный стандарт 1988 года, регламентирующий требования к обработке, перевозке и хранению жидкого навоза. 7 Несмотря на то, что этот государственный стандарт с 2003 года в сфере технического регулирования будет носит лишь рекомендательный характер, в части касающейся охраны окружающей среды, данный государственный стандарт носит обязательный характер и подлежит обязательному исполнению (часть 1 статьи 46 Федерально закона «О техническом регулировании»'. И это очень хорошо, потому что именно этим государственным стандартом обеспечиваются все необходимые требования в области охраны окружающей среды в части обращения с жидкими отходами, образующимися от деятельности субъектов агропромышленного комплекса. Он являет собой эдакую системообразующую величину, фактически объединяя всё действующее законодательство по интересующей нас тематике. Данным нормативно-правовым актом устанавливается правило, что обработка, хранение, транспортирование и дальнейшее использование жидкого навоза должно осуществляться, прежде всего, с учетом безопасности для здоровья животных и человека, охраны окружающей среды от загрязнений. Сами сооружения для обработки жидких отходов непременно должны находиться за пределами животноводческих комплексов и «должны
быть выполнены с гидроизоляцией, исключающей инфильтрацию грунтовых вод в технологическую линию, а также фильтрацию жидкого навоза
8
и стоков в водоносные горизонты.».
Как показывает законодательство, жидкий навоз и навозные стоки должны подвергаться механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке (обеззараживание, дегельминтизацию полужидкого и жидкого навоза).
Размещение названных отходов без очистки и в местах, не предназначенных для этих целей является грубым нарушением действующего законодательства, приводит к загрязнению подземных вод и почвы, последствием которого является невозможность дальнейшего использования земельных участков по их прямому назначению, а также создает угрозу причинения вреда здоровью человека и окружающей природной среде.
Основываясь на действующем природоохранном законодательстве хозяйствующие субъекты на территории животноводческих ферм должны проводить следующие мероприятия: оборудовать систему удаления, очистки, обеззараживания и утилизации жидкого навоза и навозо-содержащих сточных вод в соответствии с гигиеническими, ветеринарно-санитарными и технологическими требованиями; проектировать канали-зование по раздельной системе: производственно-бытовой, навозной и дождевой (ливневой); подвергать очистке (механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке) жидкий навоз и навозные стоки; подвергать жидкую фракцию - в накопи-
1 СП 469.1325800.2019. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила эксплуатации (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 10.12.2019 № 791/пр) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
2 СП 469.1325800.2019. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила эксплуатации (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 10.12.2019 № 791/пр) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
3 РД-АПК 3.10.15.01-17. «Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендации, методические рекомендации. Методические рекомендации по проектированию систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения и утилизации навоза и помета» (утв. и введены в действие Минсельхозом России 23.05.2017) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
РД-АПК 3.10.15.01-17. «Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендации, методические рекомендации. Методические рекомендации по проектированию систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения и утилизации навоза и помета» (утв. и введены в действие Минсельхозом России 23.05.2017) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
СП 374.1325800.2018. «Свод правил. Здания и помещения животноводческие, птицеводческие и звероводческие. Правила эксплуатации» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.05.2018 № 316/пр) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
6 РД-АПК 1.10.15.02-17*. «Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (утв. и введены в действие Минсельхозом России 23.05.2017) (ред. от 01.02.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
7 ГОСТ 26074-84 (Ст СЭВ 2705-80). «Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 № 47) (ред. от 06.12.1988) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
8Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
телях с дальнейшей обработкой и использованием на сельхозугодьях; в составе очистных сооружений предусматривать гидроизолированные накопители для активного ила и сырого осадка.
При конечной утилизации навоза на полях необходимо предусматривать проведение следующих мероприятий: в проектах земледельческих полей орошения и полей удобрительного полива необходимо предусматривать инженерные сооружения по сбору поверхностного стока с орошаемых участков. При необходимости они оборудуются нагорными канавами по перехвату поверхностного стока с вышележащих по рельефу территорий; не допускать использование жидкого навоза и навозных стоков в качестве удобрения в тех случаях, когда сельскохозяйственные угодья расположены: в пределах округа санитарной охраны курортов; на территории 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственного водоснабжения; в радиусе 1 км от водозабора из поверхностного водоисточника; в районе залегания незащищенных подземных вод, пригодных для питьевых целей.
Конечно, как и многие отходы IV класса опасности, отходы от животноводства при соответствующей обработке могут применяться, как удобрения в других областях сельского хозяйства. Согласно письму Минсельхоза России от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782, существуют определённые правила, при которых возможно дальнейшее их использование (реализация) в качестве продукции. В такие правила входят: наличие уставной, проектной и технической документации, которая позволила бы установить, что навоз и помёт (иные органические вещества) являются продукцией; утверждённые технические условия, некий технический регламент, учитывающий природоохранные требования; обязательно отражение этих операций в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия и др. 1
В Красноярском крае тщательно продуман вопрос предоставления субсидий для тех сельхозпредприятий, которые всерьёз задумали заняться грамотной утилизацией жидких отходов от животноводства и птицеводства. Приказом министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края «Об утверждении видов и наименований специализированного и технологического оборудования, автотранспортных средств, машин и оборудования для сельского хозяйства, приобретаемых в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе», установлены цели предоставления субсидии, приобретения техники и оборудования.2
Письмом Госкомэкологии «О справочных материалах по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления»3 установлены удельные показатели образования отходов производства от животноводства и птицеводства, согласно этим показателям, а также на основании иных регулирующих документов специалисты сделали расчёт количества мочи и фекалий от одной взрослой свиньи на откорме в сутки - около 10 кг. По общему правилу на всех крупных животноводческих фермах, а также промышленных комплексах скапливается большое количество жидкого навоза влажностью до 93%. При выращивании 108 тыс. свиней в год образуется до 1 млн. м3 навозных стоков. Такие подсчёты необходимы для расчёта объёма очистных сооружений и дальнейшего отслеживания «судьбы» этих жидких отходов.
На территории животноводческих предприятий могут быть оборудованы наземные, полузаглубленные, заглубленные, а также закрытые и открытые навозохранилища.
В методических рекомендациях по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета4 устанавливаются требования к санитарным расстояниям от навозохранилищ.
Документом предусмотрено, что санитарное «расстояния от закрытых навозохранилищ до населенных пунктов допускается принимать не менее 0,5 расстояния от открытых навозохранилищ».5 Для недопущения сброса жидкой фракции на рельеф местности или попадания жидкой фракции водоемы необходимо иметь на территории комплекса свободный резервуар для выхода жидкого навоза, а также не допускается «использование жидкого навоза, помета, навозо- и пометосодержащих и поверхностных сточных вод на территории зон санитарной охраны источников водоснабжения и минеральных источников, во всех зонах округов санитарной, горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местно-6
стей и курортов».
Игорь Новицкий делает верные выводы о том, что: «по экологическому давлению свинокомплекс на 108 тысяч голов можно приравнять к городу с населением 220 тысяч человек. Однако, и небольшие фермы являются источниками загрязнения, так как многие из них используют устаревшее оборудование и технологии утилизации навоза и стоков»7, с такими выводами невозможно не согласиться.
В основном полномочия по контрольным мероприятиям в области законодательно грамотного размещения жидких отходов от животноводства, находятся в ведении федеральных органов власти, таких как Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по
1Письмо Минсельхоза России от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с <Письмом> Минприроды России от 05.05.2016 № 04-12-27/9376) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
2Приказ министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края от 15.06.2020 № з52-о «Об утверждении видов и наименований специализированного и технологического оборудования, автотранспортных средств, машин и оборудования для сельского хозяйства, приобретаемых в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
3Письмо Госкомэкологии России от 28.01.1997 № 03-11/29-251 «О Справочных материалах по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления» //СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
4РД-АПК 1.10.15.02-17*. «Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (утв. и введены в действие Минсельхозом России 23.05.2017) (ред. от 01.02.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
5 РД-АПК 1.10.15.02-17*. «Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (утв. и введены в действие Минсельхозом России 23.05.2017) (ред. от 01.02.2021) // сПс КонсультантПлюс: Законодательство.
6РД-АПК 1.10.15.02-17*. «Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (утв. и введены в действие Минсельхозом России 23.05.2017) (ред. от 01.02.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
7 И. Новицкий Промышленное свиноводство и окружающая среда // Сельхозпортал. Уникальная сельскохозяйственная информационная площадка. 2016. URL: httpsV/сельхозпортал.рф
надзору в сфере природопользования1; управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю2; управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю.3
Как показывает попытка изучения практики надзорной деятельности в области обращения с отходами производства от животноводческой деятельности, а в частности от свиноводческих хозяйств, таких проверок чрезвычайно мало. А если и происходят проверки, то в основном выводами надзорных органов являются недостатки в оформлениях документов. Так, например, проверка 2017 года, а также 2021 года, проведённая Роспотребнадзором и Росприроднадзором по Красноярскому краю в отношении «Свинокомплекс «Красноярский» (пгт. Большая Мурта Большемуртинского района и в п. Арей Емельяновского района. Красноярского края) выявила следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: санитарно-защитная зона свинофермы не установлена; не разработан проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия с обоснованием расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровня физического воздействия; лабораторные исследования атмосферного воздуха на территории санитарно-защитной зоны и на ее границе не организованы и не проводятся; по результатам лабораторно-инструментальных исследований атмосферного воздуха в местах проживания населения в зоне влияния выбросов свинофермы и на границе санитарно-защитной зоны, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» установлено превышение уровня ПДК по содержанию сероводорода (концентрация составила 0,0121±0,0025 мг/ м3 при ПДК не более 0,008 мг/ м3).4 Иначе говоря, органом федеральной власти выявлено превышение предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе в местах проживания населения в зоне влияния выбросов свинофермы, но никаких мер до настоящего времени не принято, объект продолжает работать, загрязняя окружающую среду и оказывая вред здоровью населения. Несмотря на постоянные, многолетние нарушения, деятельность объектов -свиноферм ни разу не приостанавливались на 90 суток, также и не приостанавливалась деятельность самих юридических лиц, хотя это позволяет сделать часть 7 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Удивляет и тот факт, что ни один из органов государственной власти не заметил причинно-следственной связи зловоний в атмосферном воздухе и возможного безграмотного обращения с жидкими отходами на данных объектах животноводства. Надо сказать, что вопрос лицензированного транспортирования и законного, легального размещения жидких промышленных отходов на данных свинокомплексах ни одним из контролирующих органов в этом случае не изучался.
Однако, есть показательные случаи контрольных мероприятий в отношении животноводческих предприятий в других регионах России. Таким примером может служить проверка Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, проведённой в этом году в отношении СХПК «Усольский свинокомплекс». 5
Проверка природоохранной прокуратуры выявила ряд нарушений, связанных с переработкой жидких отходов - отходы размещались на полях сельхозназначения и попали в водоёмы при неблагоприятных погодных условий. Также в августе этого года Управление Россель-хознадзора по Белгородской области провела проверки 30 организаций, которые работают в сфере выращивания свиней. ООО «Белгородский свинокомплекс», ООО «Борисовский свинокомплекс», ОАО «Новоборисовское ХПП», ООО «Стрелецкий свинокомплекс» выявлены нарушения за несоблюдение требований по обращению с отходами, по охране атмосферного воздуха и в области земельного законодательства.
Согласно данным приведённым специалистами в области животноводства в России ежегодно накапливается около 200 млн. тонн органических отходов в животноводстве. При этом основная масса — это навоз от животных и помет от птиц. По субъективному мнению Т.Э. Ериной, объем питательных веществ, содержащихся во всех животноводческих стоках, эквивалентен 2,2 млн. тонн азота, 1 млн. тонн фосфора и 2 млн. тонн калия. Что это в 4 раза превышает количество загрязнении от «сточных вод пищевой промышленности и хозяйственно-бытовых стоков объемом 14,8 млн. м3 в год». 6
Таким образом, очевиден вывод о том, что негативная деятельность сельскохозяйственных животноводческих комплексов является в ряде случаев даже более опасной для окружающей среды, чем деятельность крупных промышленных коммерческих организаций и требует дальнейшего серьёзного научного анализа.
Библиогра фия:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) (ред. от 01.07.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
2. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1«О ветеринарии» (ред. от 02.07.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
3. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
4. Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» (ред. от 22.05.2020) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
5. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
6. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 29.03.2021) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 № 47008) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
1 Приказ Росприроднадзора от 27.08.2019 № 496 «Об утверждении Положения о Енисейском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» // сПс КонсультантПлюс: Законодательство.
2 Приказ Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 696 (ред. от 05.08.2015) «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
3 Приказ Россельхознадзора от 15.04.2013 № 213 «Об утверждении новой редакции Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору по Красноярскому краю» (ред. от 11.07.2017) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
4 Новицкий И. Промышленное свиноводство и окружающая среда // Сельхозпортал. Уникальная сельскохозяйственная информационная площадка. 2016.URL: httpsV/сельхозпортал.рф
5 Сетевое издание «МК Байкал» baikal.mk.ru. [Электронный ресурс]. - // URL: https://baikal.mk.ru/ // в соответствии с публикацией на сайте состоянию на 09.06.2021.
6 Ерина Т.Э. Разработка ферментера для переработки жидких отходов животноводства в удобрение и алгоритм его инженерного расчета // URL: https://www.dissercat.com/. [Электронный ресурс]. (дата обращения 22.10.2021).
7. Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 № 40330) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
8. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 30.04.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
9. ГОСТ Р 14.13-2007. «Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 614-ст) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
10. ГОСТ Р 113.41.01-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Интенсивное разведение свиней. Рекомендации по производственному экологическому контролю» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.07.2019 № 410-ст) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
11. ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80). «Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 № 47) (ред. от 06.12.1988) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
12. СП 469.1325800.2019. «Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила эксплуатации» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 10.12.2019 № 791/пр) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
13. СП 374.1325800.2018. «Свод правил. Здания и помещения животноводческие, птицеводческие и звероводческие. Правила эксплуатации» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.05.2018 № 316/пр) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
14. РДАПК 3.10.15.01-17. «Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендации, методические рекомендации. Методические рекомендации по проектированию систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения и утилизации навоза и помета» (утв. и введены в действие Минсельхозом России 23.05.2017) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
15. РДАПК 1.10.15.02-17. «Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (утв. и введены в действие Минсельхозом России 23.05.2017) (ред. от 01.02.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
16. «ИТС 41-2017. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Интенсивное разведение свиней» (утв. Приказом Росстандарта от 13.12.2017 № 2819) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитар-но-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62297) (ред. от 26.06.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
18. Приказ Росприроднадзора от 13.10.2015 № 810 «Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» (ред. от 10.11.2015) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
19. Письмо Информация Россельхознадзора «Рекомендации Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ) касательно коронавирус-ной инфекции COVID-19 для владельцев домашних животных» // http://www.fsvps.ru/ по состоянию на 15.05.2020 СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
20. Письмо Минсельхоза России от 11.08.2016 № ВA-14-27/8782 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с <Письмом> Минприроды России от 05.05.2016 № 04-12-27/9376) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
21. Приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае» (ред. от 29.10.2019) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
22. Приказ министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края от 15.06.2020 № 352-о «Об утверждении видов и наименований специализированного и технологического оборудования, автотранспортных средств, машин и оборудования для сельского хозяйства, приобретаемых в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе» //СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
23. Письмо Госкомэкологии России от 28.01.1997 № 03-11/29-251 «О Справочных материалах по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления» //СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
24. Методические указания к курсовому проекту по расчетам освещенности, воздухообмену, тепловому балансу, расходу подстилки, получения навоза и площади навозохранилищ при содержании сельскохозяйственных животных //сост.: A^. Кузнецов [и др.]. - Санкт-Петербург: Изд-во СПб^ВМ, 2010. -42с.
25. Информация Минприроды России «Позиция Минприроды России по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство // в соответствии с публикацией на сайте https: www.mnr.gov.ru по состоянию на 14.07.2020.
26. Сетевое издание «МК Байкал» baikal.mk.ru. [Электронный ресурс]. - // URL: https://baikal.mk.ru // в соответствии с публикацией на сайте состоянию на 09.06.2021.
27. Приказ Росприроднадзора от 27.08.2019 № 496 «Об утверждении Положения о Енисейском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
28. Приказ Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 696 (ред. от 05.08.2015) «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
29. Приказ Россельхознадзора от 15.04.2013 № 213» Об утверждении новой редакции Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю» (ред. от 11.07.2017) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
30. Власов ВА, Вологдина Я.В., Лебедева ВА Некоторые актуальные политико-экологические аспекты строительства полигона по обезвреживанию и размещению промышленных отходов в Красноярском крае // Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С. 117-120.
31. Воронов Г.Е., Власов ВА, Ерахтина E.A. Правовое исследование региональных источников законодательства, использующих термин «жидкие отходы» // Новый юридический вестник. 2021. № 5 (29). С. 1 -7.
32. Ерина Т.Э. Разработка ферментера для переработки жидких отходов животноводства в удобрение и алгоритм его инженерного расчета // URL: https://www.dissercat.com/. [Электронный ресурс]. (дата обращения 22.10.2021).
33. Новицкий И. Промышленное свиноводство и окружающая среда // Сельхозпортал. Уникальная сельскохозяйственная информационная площадка. 2016. // URL: httpsV/сельхозпортал.рф
34. Сетевое издание «МК Байкал» baikal.mk.ru. [Электронный ресурс]. - // URL: https://baikal.mk.ru // в соответствии с публикацией на сайте состоянию на 09.06.2021.
References:
1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offences of 30.12.2001 No. 195-FZ (with amendments and additions, intro. effective from 22.08.2021) (ed. from 01.07.2021) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
2. The Law of the Russian Federation of 14.05.1993 No. 4979-1 "On veterinary medicine" (ed. of 02.07.2021) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
3. Federal Law No. 184-FZ of 27.12.2002 (as amended on 02.07.2021) "On Technical regulation" // SPS ConsultantPlus: Legislation.
4. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.11.2016 No. 1134 "On issues of cold water supply and sanitation" (ed. of 22.05.2020) // SPS Consultant-Plus: Legislation.
5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 84-r dated 25.01.2018 "On approval of the Industrial Development Strategy for processing, recycling and neutralization of production and consumption waste for the period up to 2030" // SPS ConsultantPlus: Legislation.
6. Order of Rosprirodnadzor dated 22.05.2017 No. 242 (ed. dated 29.03.2021) "On approval of the Federal Classification Catalog of Waste" (Registered with the Ministry of Justice of Russia 08.06.2017 No. 47008) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
7. Order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation No. 536 dated 04.12.2014 "On approval of Criteria for classifying waste to Hazard Classes I - V according to the degree of negative impact on the environment" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 40330 on 29.12.2015) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
8. Federal Law No. 8-FZ of 09.02.2009 "On ensuring access to information on the activities of State bodies and local Self-government bodies" (as amended on 30.04.2021) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
9. GOST R 14.13-2007. "National standard of the Russian Federation. Environmental management. Assessment of the integral impact of objects of economic activity on the environment in the process of industrial environmental control" (approved and put into effect by the Order of Rostec Regulation No. 614-st dated 27.12.2007) // SPS Consultant-Plus: Legislation.
10. GOST R 113.41.01-2019. "National standard of the Russian Federation. The best available technologies. Intensive pig breeding. Recommendations on industrial environmental control" (approved and put into effect by Rosstandart Order No. 410-st dated 07/23/2019) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
11. GOST 26074-84 (ST CMEA 2705-80). "The state standard of the USSR. Liquid manure. Veterinary and sanitary requirements for processing, storage, transportation and use" (approved and put into effect by Resolution of the USSR State Standard No. 47 dated 09.01.1984) (ed. dated 06.12.1988) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
12. SP 469.1325800.2019. "A set of rules. Structures of livestock, poultry and animal breeding enterprises. Operating Rules" (approved and put into effect by Order of the Ministry of Construction of the Russian Federation No. 791/pr dated 10.12.2019) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
13. SP 374.1325800.2018. "A set of rules. Livestock, poultry and animal husbandry buildings and premises. Operating Rules" (approved and put into effect by the Order of the Ministry of Construction of Russia dated 25.05.2018 No. 316/pr) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
13S
14. RD-APK 3.10.15.01-17. "The system of regulatory documents of the agro-industrial complex of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Recommendations, methodological recommendations. Methodological recommendations for the design of systems for the removal, treatment, disinfection, storage and disposal of manure and manure" (approved and put into effect by the Ministry of Agriculture of Russia on 23.05.2017) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
15. RD-APK 1.10.15.02-17. "The system of regulatory documents of the agro-industrial complex of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Methodological recommendations for technological design. Methodological recommendations on the technological design of systems for the removal and preparation for the use of manure and manure" (approved and put into effect by the Ministry of Agriculture of Russia on 23.05.2017) (ed. from 01.02.2021) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
16. "ITS 41-2017. Information and technical guide to the best available technologies. Intensive pig breeding" (approved by Rosstandart Order No. 2819 dated 13.12.2017) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
17. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation No. 3 dated 28.01.2021 "On approval of sanitary rules and norms of SanPiN 2.1.3684-21 "Sanitary and epidemiological requirements for the maintenance of urban and rural settlements, water bodies, drinking water and drinking water supply, atmospheric air, soils, residential premises, operation of industrial, public premises, organization and implementation of sanitary and anti-epidemic (preventive) measures" (together with "SanPiN 2.1.3684-21. Sanitary rules and regulations ...") (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 29.01.2021 No. 62297) (ed. of 26.06.2021) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
18. Rosprirodnadzor Order No. 810 dated 13.10.2015 "On approval of the list of average values for the component composition and conditions for the formation of certain wastes included in the Federal classification catalog of Waste" (ed. dated 10.11.2015) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
19. Letter Information of the Rosselkhoznadzor "Recommendations of the World Organization for Animal Health (OIE) regarding coronavirus infection COVID-19 for pet owners" // http://www.fsvps.ru / as of 05/15/2020 SPS ConsultantPlus: Legislation.
20. Letter of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation dated 11.08.2016 No. VA-14-27/8782 "On licensing activities for the collection, transportation, processing, disposal of waste of hazard classes I - IV" (together with <Letter> of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation dated 05.05.2016 No. 04-12-27/9376) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
21. Order of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Krasnoyarsk Territory dated 23.09.2016 No. 1/451 -od "On approval of the territorial scheme of waste management, including solid municipal waste, in the Krasnoyarsk Territory" (ed. dated 29.10.2019) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
22. Order of the Ministry of Agriculture and Trade of the Krasnoyarsk Territory No. 352-o dated 06/15/2020 "On approval of types and names of specialized and technological equipment, motor vehicles, machinery and equipment for agriculture purchased as part of the implementation of priority investment projects in the agro-industrial complex" //SPS ConsultantPlus: Legislation.
23. Letter of the State Committee of Ecology of Russia dated 28.01.1997 No. 03-11/29-251 "On Reference materials on specific indicators of the formation of the most important types of production and consumption waste" //SPS ConsultantPlus: Legislation.
24. Methodological guidelines for the course project on calculations of illumination, air exchange, heat balance, litter consumption, manure production and manure storage area when keeping farm animals //comp.: A.F. Kuznetsov [et al.]. - St. Petersburg: Publishing House of SPbGAVM, 2010. -42s.
25. Information of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation "The position of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation on licensing in the field of animal waste management" // SPS ConsultantPlus: Legislation // in accordance with the publication on the https website: www.mnr.gov.ru as of 07/14/2020.
26. Online publication "MK Baikal" baikal.mk.ru . [Electronic resource]. - // URL: https://baikal.mk.ru // in accordance with the publication on the website as of
09.06.2021.
27. Rosprirodnadzor Order No. 496 dated 27.08.2019 "On approval of the Regulations on the Yenisei Interregional Department of the Federal Service for Supervision of Nature Management" // SPS ConsultantPlus: Legislation.
28. Rospotrebnadzor Order No. 696 dated 09.07.2012 (ed. dated 05.08.2015) "On approval of the Regulations on the Management of the Federal Sernce for Supern-sion of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Krasnoyarsk Territory" // SPS ConsultantPlus: Legislation.
29. Rosselkhoznadzor Order No. 213 dated 15.04.2013 "On approval of a new Version of the Regulation on the Management of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance in the Krasnoyarsk Territory" (ed. dated 11.07.2017) // SPS ConsultantPlus: Legislation.
30. Vlasov V.A., Vologdina Ya.V., Lebedeva V.A. Some actual political and environmental aspects of the construction of a landfill for the neutralization and disposal of industrial waste in the Krasnoyarsk Territory // Law and state: theory and practice. 2021. No. 7 (199). pp. 117-120.
31. Voronov G.E., Vlasov V.A., Yerakhtina E.A. Legal research of regional sources of legislation using the term "liquid waste" // New Legal Bulletin. 2021. No. 5 (29). pp.
1-7.
32., T.E. Development of a fermenter for processing liquid animal waste into fertilizer and an algorithm for its engineering calculation // URL: https://www.dissercat.com /. [electronic resource]. (accessed 22.10.2021).
33. Novitsky I. Industrial pig breeding and the environment // Agricultural Portal. A unique agricultural information platform. 2016. // URL: https://cenbxo3nopTan .RF
34. The online publication "MK Baikal" baikal.mk.ru . [Electronic resource]. - // URL: https://baikal.mk.ru // in accordance with the publication on the website as of
09.06.2021.