СИСТЕМА РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
SEPARATE WASTE COLLECTION SYSTEM AS AN ELEMENT OF MANAGING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SUBJECT
RUSSIAN FEDERATION
УДК 332
Векшина Алла Александровна, магистрант, программа «Система государственного и муниципального управления», ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ г. Москва
Vekshina A.A. [email protected]
Аннотация
Отдельного внимания заслуживает вопрос загрязнения окружающей природной среды через накопление, складирование и утилизацию отходов бытовой деятельности человека. Особенность данного аспекта вредного антропогенного воздействия на природу обусловлена непосредственным участием в процессе человека. В статье выявлены причины возникновения данной проблемы. С помощью системного подхода определены пути решения, предложена мотивационная модель взаимодействия всех участников процесса в сфере обращения твёрдых коммунальных отходов от производителя до конечного потребителя. Данная модель предложена, как элемент управления устойчивым развитием субъекта Российской Федерации.
Annotation
Special attention should be paid to the issue of environmental pollution through the accumulation, storage and disposal of waste from human household activities. The peculiarity of this aspect of harmful anthropogenic impact on nature is due to the direct participation of humans in the process. The article identifies the causes of this problem. Using a systematic approach, solutions are identified, and a motivational model of interaction between all participants in the process in the field of solid municipal waste management from the manufacturer to the end user is proposed. This model is proposed as an element of managing the sustainable development of the subject of the Russian Federation.
Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, бытовые отходы, вторичное сырье, вторсырье, раздельный сбор отходов, экология, вредное воздействие на окружающую среду.
Keywords: solid municipal waste, household waste, secondary raw materials, recyclable materials, separate waste collection, ecology, harmful impact on the environment.
Особенность данного аспекта вредного антропогенного воздействия на природу обусловлена непосредственным участием в процессе отдельного человека, относительно небольшой компактно проживающей группы людей и предприятия, обслуживающего их бытовые нужды.
Для целей определения профиля деятельности такого предприятия следует выделить так называемые обслуживающие организации.
Экологические мероприятия на таких предприятиях осуществляются, прежде всего, с целью организации, поддержания и развития процесса учета, предотвращения и минимизации вредного воздействия на окружающую природную среду со стороны жильцов многоквартирных домов именно в связи с производством, накоплением, сбором и вывозом произведенных жильцами твердых коммунальных отходов (бытового мусора / ТКО).
В настоящей статье акцентируется внимание на экологические мероприятия, осуществляемые в Потребительском кооперативе «Жилищно-
строительный кооператив «Парковый-14», выполняющем функции и являющемся обслуживающей организацией в отношении жильцов жилого многоквартирного дома №-14-Б по улице Парковая в городе Севастополе Российская Федерация и непосредственно организующей и осуществляющей мероприятия по учету, первичной сортировке, временному складированию и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО).
Опыт системного подхода к организации управления отходами в многоквартирном жилом доме предполагает масштабирования и применим на муниципальный округ, район и субъект Российской Федерации.
Цель проекта по управлению отходами в многоквартирном жилом доме заключается в следующем:
- снижение негативного воздействия сферы ЖКХ на окружающую среду;
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья проживающих в обслуживаемых домах граждан;
- сокращение образования ТКО и других отходов производства и потребления, обеспечение безопасного обращения с ними, реализация мероприятий по вторичной переработке отходов;
- информационно-разъяснительная работа с собственниками жилых и нежилых помещений, а также с проживающими в домах гражданами по вопросам экологической культуры и экологической безопасности с целью достижения экономии ресурсов потребления;
Суть проекта заключается в следующем:
Совершенствование основных направлений экологической политики субъекта Российской Федерации, который заключается в разработки процессов по снижению производства твердых коммунальных отходов, путем введения системы сортировки мусора по видам отходов, дальнейшей передачи отсортированного мусора в переработку, с целью получения дополнительного финансирования на покрытие затрат по вывозу мусора и покрытия общих
расходов на коммунальные услуги либо услуги по содержанию и ремонту жилого помещения.
В процессе создания проекта была разработана мотивационная модель взаимодействия всех участников цикла в сфере обращения ТКО от производителя до конечного потребителя.
Участники:
1. Производители твёрдых коммунальных отходов;
2. Управляющие компании (сбор, начисление, администрирование платежей);
3. Региональный оператор (по вывозу мусора);
4. Компании, организации, осуществляющие деятельность по переработке вторсырья;
5. Компании, организации, осуществляющие деятельность по утилизации вторсырья;
6. Государство, как контролирующий орган, обеспечивающий потребности граждан и т.д.
Основные процессы управления отходами в многоквартирном жилом
доме:
1. Сбор твердых коммунальных отходов.
Сбор твердых коммунальных отходов (ТКО) проживающими в многоквартирном доме гражданами осуществляется раздельно: на вторсырье и на общие бытовые отходы (ОБО).
К ТКО относятся бытовые отходы, состоящие из бумаги, картона, прессшпана и относимых к ним продуктов деревопереработки; пластика и изделий из него; стекла и изделий из него, в т.ч. крупногабаритных битых банок, бутылок и прочая; металлических изделий, использовавшихся в быту.
К ОБО относятся все иные отходы, не включенные в группу ТКО, образованные собственниками в результате хозяйственного использования ими предметов обихода и обеспечения жизнедеятельности.
К ТКО и ОБО не относятся отходы жизнедеятельности собственников, утилизация которых предусмотрена путем использования системы канализации и смыва, а также строительный мусор, который утилизируется отдельно.
ТКО, как и ОБО, подлежат сбору в специально отведенном месте -мусорокамере либо площадке для сбора мусора. В мусорокамере установлены 5 баков для раздельного сбора ТКО:
- синий бак на 240л - для бумаги, картона и т.п.;
- желтый бак на 240л - для пластика;
- красный бак на 240л - для металла;
- серый бак на 240л - для стекла.
Для сбора ОБО предусмотрен зеленый бак на 1 100л.
По мере накопления ТКО и ОБО штатный дворник осуществляет проверку соблюдения условий сортировки ТКО, выборку (в случае необходимости) ТКО из бака, предусмотренного для сбора ОБО. Вынос ТКО и/или ОБО из помещения мусорокамеры при этом не производится.
2. Передача ТКО и ОБО для дальнейшей переработки и утилизации.
ОБО после проверки отсутствия в нем ТКО, подлежат сдаче на утилизацию путем передачи их Региональному оператору. В этом случае объем переданных ОБО определяется по объему бака, предоставленного региональным оператором по сбору мусора с учетом количества вывозов за период времени. Вывоз ОБО осуществляется региональным оператором по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно утвержденному графику (3 раза в неделю по согласованным в приложении к договору дням).
ТКО подлежат сдаче в переработку и на утилизацию путем передачи их предприятию (предпринимателю), осуществляющему заготовительную деятельность на рынке вторичного сырья (Покупатель).
Собранные таким образом ТКО, являющиеся по своей сути пригодным для дальнейшей переработки вторичным сырьем, передаются Покупателю по договорам купли-продажи за плату.
Тариф на продажу ТКО, как вторичного сырья устанавливается по договоренности сторон и подлежит дальнейшей корректировке и обоснованию, исходя из практики применения договора и настоящего Регламента.
Передача (реализация) ТКО осуществляется по мере их накопления, но не реже чем один раз в месяц, в последние числа месяца.
3. Расчет за полученные услуги и за переданные ТКО.
За оказание услуг по обращению с ОБО региональный оператор по вывозу мусора выставляет ЖСК, как обслуживающей организации, счет на оплату услуг, исходя из вывезенного объема ОБО.
На основании, полученного счета в ЖСК производится начисление платы за оказание услуг по вывозу мусора собственникам жилых помещений дома, в расчете на количество лиц, проживающих в доме.
Собранные и отсортированные ТКО, признаются собственностью их производителей - собственников помещений дома.
В силу устава ЖСК и решения общего собрания собственников помещений дома, ЖСК, как обслуживающая организация, администрирует управление ТКО, действуя от своего имени, но по поручению собственников.
Денежные средства, поступившие в ЖСК от Покупателя ТКО за приобретение каждого конкретного объема ТКО, засчитываются (без комиссии ЖСК) собственникам жилых помещений в счет погашения их платежей за оказание услуг по обращению с ОБО (за вывоз мусора). В случае не полного погашения платы за вывоз мусора, собственнику выставляется счет на оплату остающейся части платежа. В случае полного погашения начисленного платежа или возникновения переплаты, образующиеся таким образом денежные средства, распределяются на погашение других платежей собственника по оплате коммунальных услуг.
Начисление и распределение платежей и поступивших денежных средств осуществляется собственникам также в расчете на количество лиц, проживающих в доме.
Экономический эффект проекта:
Общая сумма экономии составила 7 590,50 рублей, которая складывается из экономии на ежемесячных затратах на вывоз мусора в размере 6 186,15 рублей, путем уменьшения на сумму затрат в размере 2 783,77 рублей, преобразовавшихся в дополнительное денежное финансирование за счет сдачи отсортированного мусора в переработку в размере 4 806,73 рублей, и остатка после покрытия расходов связанных с вывозом мусора в размере 1 404,35 рублей, который распределятся на покрытие общих расходов кооператива согласно смете.
Если взять сумму экономической выгоды в размере 7 590,50 рублей, это может показаться не внушительно, но если учитывать, что сумма может увеличиться при участии уже замотивированных собственников, производителей мусора, то экономическая выгода вырастит в несколько раз. Следует взять во внимание, что эта сумма только по одному многоквартирному дому, с количеством проживающих 88 человек, если взять этот алгоритм расчетов и умножить на количество проживающих в городе, по последним данным переписи населения города Севастополя, в количестве 394 727 человек, то сумма экономической выгоды составит 34 047 447,52 рублей.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. N 237. 1993. 25 декабря.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть III). Ст. 2171.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 730-р "Об утверждении комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2011. N 18. 4. Ст. 2680. распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 2322-р "Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2012. N 3. Ст. 452.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р "Об утверждении Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата)" // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 3850.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р "Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 36. Ст. 4362.
6. Приказ Минпромторга России N 248, Минсельхоза РФ N 482 от 31 октября 2008 г. "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р "Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2013. N 40 (часть III). Ст. 5096.
8. Приказ Росрыболовства от 30 марта 2009 г. N 246 "Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года"
// СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. N 1-р "Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 515.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
12. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
13. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
Literature
1. Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 / / Rossiyskaya Gazeta. N 237. 1993. December 25.
2. Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 N 326 "on approval of the state program of the Russian Federation "environmental Protection" for 2012-2020 " / / Sz RF. 2014. N 18 (part III). St.2171.
3. Order of the Government of the Russian Federation of April 25, 2011 N 730-R "on approval of the integrated plan for the implementation of the Climate doctrine of the Russian Federation for the period up to 2020" / / Sz RF. 2011. N 18. 4. St. 2680.order of the Government of the Russian Federation of December 22, 2011 N 2322-R "on approval of the Concept of development of
the system of specially protected natural territories of Federal significance for the period up to 2020" / / Sz RF. 2012. N 3. St. 452.
4. The government of the Russian Federation of 3 September 2010 No. 1458-R "On approval of the Strategy of activities in Hydrometeorology and related areas for the period until 2030 (including climate change)" // Sz the Russian Federation. 2010. N 10. St. 3850.
5. The government of the Russian Federation dated 27 August 2009 N 1235-p "On approval of the Water strategy of the Russian Federation for the period till 2020" // Sz the Russian Federation. 2009. No. 36. St. 4362.
6. Order of the Ministry of industry and trade of Russia N 248, Ministry of agriculture of the Russian Federation N 482 of October 31, 2008. "On approval Of the strategy for the development of the forest complex of the Russian Federation for the period up to 2020 "/ / SPS "ConsultantPlus: Legislation".
7. Order of the Government of the Russian Federation of September 26, 2013 N 1724-R "on approval of the Fundamentals of state policy in the field of use, protection, protection and reproduction of forests in the Russian Federation for the period up to 2030" / / Sz RF. 2013. N 40 (part III). St.5096.
8. Order of Rosrybolovstvo of March 30, 2009 N 246 "on approval Of the strategy for the development of the fisheries complex of the Russian Federation for the period up to 2020 "/ / SPS "ConsultantPlus: Legislation".
9. Order of the Government of the Russian Federation of November 13, 2009 N 1715-R "On the Energy strategy of Russia for the period up to 2030" / / Sz RF. 2009. N 48. St. 5836.
10. The government of the Russian Federation of January 8, 2009 N 1-p "About the main directions of state policy in the sphere of improving the energy efficiency of power industry based on renewable energy for the period till 2020" // Sz the Russian Federation. 2009. N 4. St. 515.
11. The government of the Russian Federation dated 17 November 2008 N 1662-R "About the concept of long-term socio-economic development of the Russian
Federation for the period till 2020" // Sz the Russian Federation. 2008. N 47. St. 5489.
12. Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030. Approved. President of the Russian Federation on April 30, 2012 / / SPS "ConsultantPlus: Legislation".
13. Environmental doctrine of the Russian Federation. Approved by the order of the Government of the Russian Federation of August 31, 2002 N 1225-R / / Sz RF. 2002. N 36. St. 3510.