Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ЖИДКИМИ ОТХОДАМИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)'

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ЖИДКИМИ ОТХОДАМИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОБЛЕМА / НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ЖИДКИЕ ОТХОДЫ / УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / ЖИВОТНОВОДСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / ПРАВО НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Воронов Глеб Евгеньевич

В данной статье авторы, предприняли попытку научного анализа отдельных актуальных правовых проблем утилизации жидких отходов в деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Красноярского края. Особое внимание уделено исследованию изменений действующего законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также законодательства Красноярского края, регламентирующего порядок обращения с жидкими отходами, в том числе и собственно от продукции животноводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Воронов Глеб Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS THAT ARISE WHEN HANDLING LIQUID WASTE FROM LIVESTOCK PRODUCTS (PART ONE)

In this article, the authors attempted a scientific analysis of certain topical legal problems of liquid waste disposal in the activities of agricultural producers in the Krasnoyarsk Territory. Particular attention is paid to the study of changes in the current legislation of the Russian Federation in the field of production and consumption waste management, as well as the legislation of the Krasnoyarsk Territory, which regulates the procedure for handling liquid waste, including from livestock products themselves.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ЖИДКИМИ ОТХОДАМИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_205 УДК 349.4

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ЖИДКИМИ ОТХОДАМИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) SOME THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS, ARISING FROM THE HANDLING OF LIQUID WASTE LIVESTOCK PRODUCTS (PART ONE)

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, член РАЮН, действительный член РАЕН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета

Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];

ВОРОНОВ Глеб Евгеньевич,

студент магистратуры кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];

VLASOV Valery Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Land Law and Environmental Expertise Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor of the Department

of State and Municipal Administration Siberian Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia, member of the Russian Academy of Emergency Situations, full member of the Russian Academy of Emergency Situations, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk, member of the Council

Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia". 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: [email protected];

VORONOV Gleb E.,

Master's student of the Department of Land Law and Environmental Expertise Krasnoyarsk State Agrarian University.

90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в данной статье авторы, предприняли попытку научного анализа отдельных актуальных правовых проблем утилизации жидких отходов в деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Красноярского края. Особое внимание уделено исследованию изменений действующего законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также законодательства Красноярского края, регламентирующего порядок обращения с жидкими отходами, в том числе и собственно от продукции животноводства.

Abstract: In this article, the authors attempted a scientific analysis of certain topical legal problems of liquid waste disposal in the activities of agricultural producers in the Krasnoyarsk Territory. Particular attention is paid to the study of changes in the current legislation of the Russian Federation in the field of production and consumption waste management, as well as the legislation of the Krasnoyarsk Territory, which regulates the procedure for handling liquid waste, including from livestock products themselves.

Ключевые слова: сельское хозяйство, проблема, недобросовестные предприниматели, жидкие отходы, утилизация отходов производства и потребления, животноводство, сельскохозяйственные товаропроизводители, Красноярский край, право на предпринимательскую деятельность.

Keywords: agriculture, problem, unscrupulous entrepreneurs, liquid waste, production and consumption waste disposal, animal husbandry, agricultural producers, Krasnoyarsk Territory, the right to entrepreneurial activity

Дата направления статьи в редакцию: 27.01.2022

Дата публикации: 31.03.2022

В отечественной доктрине в последнее время все больше внимания уделяется изучению проблемы утилизации отходов производства и потребления. В частности, авторы настоящего научного исследования также уже обращались к правовому анализу законодательства субъектов Российской Федерации, которое регламентирует категорию «жидкие отходы».1 В современных реалиях динамичного развития отраслей экономики в Российском государстве, проблема утилизации и захоронения промышленных отходов возрастает и заслуживает серьезного научного анализа.2 Эффективное обращение с такого рода и вида отходами, а именно с жидкими отходами, образующимися от деятельности субъектов

1Воронов Г.Е., Власов В.А., Ерахтина Е.А. Правовое исследование региональных источников законодательства, использующих термин «жидкие отходы» // Новый юридический вестник. 2021. № 5 (29). С. 1-7.

2Власов В.А., Вологдина Я.В., Лебедева В.А. Некоторые актуальные политико-экологические аспекты строительства полигона по обезвреживанию и размещению промышленных отходов в Красноярском крае // Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С. 117-120.

агропромышленного комплекса является не просто актуальной, а жизненно необходимой для сохранения экологической безопасности, как в Российской Федерации, так и в отдельно взятом Красноярском крае. Следует отметить, что в соответствии со ст. 2.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»1 ветеринарными правилами являются нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования, в том числе при утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным). Соответственно, Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469 (зарегистрированы Минюстом России 05.01.1996, регистрационный № 1005), биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринар-но-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. В итоге, можно сделать обоснованный вывод о том, что собственно навоз сельскохозяйственных животных не относится к биологическим отходам.

Вместе с тем применительно к рассматриваемой теме научного исследования, важное значение имеет опубликованное в мае 2020 года информационное письмо Россельхознадзора «Рекомендации Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ) касательно коро-навирусной инфекции COVID-19 для владельцев домашних животных».2 Несмотря на то, что в названии информационного письма идёт ссылка на домашних животных, в тексте письма затрагиваются вопросы о мерах предосторожности при контактах с жидкостями, образующимися на земле или на поверхностях, в результате деятельности в области всего животноводства («в том числе с сельскохозяйственными животными на фермах»).

Можно однозначно сказать, что нормы современного действующего законодательства России построены на принципе экологической безопасности, в том числе и на принципе безопасности отходов производства и потребления - жидких промышленных отходов.

Так, Российская Федерация принимает национальные стандарты, регламентирующие и устанавливающие меры на комплексное предотвращение загрязнение окружающей среды. К таким национальным стандартам относится и «Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля».3 Названный Национальный стандарт создан, прежде всего, для обеспечения высокого уровня охраны окружающей среды, а также рассматривает и определяет такой термин, как «негативное воздействие на окружающую среду - это любое отрицательное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности».4 Основываясь на этом термине, можно сделать вывод о том, что все субъекты агропромышленного комплекса в той или иной мере осуществляют аграрную предпринимательскую деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и деятельностью обращения с жидкими отходами от животноводческой и птицеводческой деятельности.

В большинстве случаев на практике, сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются с проблемами утилизации значительных объемов отходов сельского хозяйства. Как правило, жидкие промышленные отходы обычно вывозятся с их территорий и складируются на рядом расположенных земельных участках. Это приводит к многочисленным экологическим проблемам - отчуждению сельскохозяйственных земель, закислению почв, загрязнению грунтовых вод, а также к загрязняющему атмосферу выбросу метана (парникового газа), образующегося при разложении данных видов органических отходов.

Согласно «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» 'далее - Стратегия 2030) практически все организации, занимающиеся животноводством и птицеводством имеют изношенность навозо- и помётохранилищ при значительных объёмах образования жидких отходов, обладающих высокой токсичностью. Главой I Стратегии 2030 устанавливаются организации - источники образования отходов, к ним относятся животноводческие комплексы (свиноводческие, по откорму молодняка крупного рогатого скота, молочные) и птицефабрики.

Все мы понимаем, что несвоевременный сбор и вывоз таких отходов в места легальной утилизации и обезвреживания «представляют собой серьезную угрозу для окружающей среды и экологической безопасности территорий».5 И как результат всего этого происходит несоблюдение экологического и санитарного законодательства: «значительное количество опасных отходов птицеводства и животноводства в период ливней и снеготаяния поступает в источники питьевого водоснабжения (реки, озера, водохранилища)».6

Кроме того, несанкционированное размещение отходов от животноводства на полигонах коммунальных и промышленных отходов су-

13акон РФ от 14.05.1993 № 4979-1«О ветеринарии» (ред. от 02.07.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

2 Письмо Информация Россельхознадзора «Рекомендации Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ) касательно коронавирусной инфекции СОУЮ-19 для владельцев домашних животных» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство. http://www.fsvps.ru/ по состоянию на 15.05.2020.

ГОСТ Р 14.13-2007. «Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 614-ст) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

4 ГОСТ Р 14.13-2007. «Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 614-ст) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

5 Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

6 Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

щественно увеличивает санитарно-эпидемиологическую и экологическую опасность рядом находящихся территорий - «эта опасность вызвана неконтролируемыми аэробными и анаэробными процессами при биологическом разложении органических веществ, сопровождаемом выделением в окружающую среду токсичных соединений и парниковых газов». 1

В соответствии с федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»2, а также приложением к указу Губернатора Красноярского края ««Об утверждении перечня информации о деятельности органов государственной власти красноярского края и государственных органов красноярского края для размещения ее на официальном сайте красноярского края - едином краевом портале «Красноярский край»»3 на сайте министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края, размещён реестр субъектов агропромышленного комплекса Красноярского края.

Согласно, размещённого на сайте Перечня основных производителей продукции животноводства на 01.01.2020, в него входит: молочное скотоводство, мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство.

Также, реестр субъектов агропромышленного комплекса края, насчитывает порядка двухсот сельхозпроизводителей, в области животноводства и птицеводства. Организаций Красноярского края, занимающихся молочным скотоводством, насчитывается шестьдесят девять, мясного скотоводства - двадцать три организации; свиноводческих хозяйств - восемнадцать; семь - птицеводческих; пять - рыбоводческих; пятнадцать пчеловодческих, итого, на территории края располагаются более 137 организаций производителей продукции животноводства. Также на сайте того же министерства края в разделе «Государственный надзор в области племенного животноводства» размещён перечень племенных организаций Красноярского края на 01.01.2020 года, включающий в себя сорок две организации Емельяновского, Идринского, Канского, Красно-туранского, Курагинского, Назаровского, Новосёловского, Рыбинского, Тасеевского, Ужурского, Шушенского и Эвенкийского районов. В эти цифры не входит информация о лицах имеющих личное подсобное хозяйство, а их в Красноярском крае насчитывается более двухсот семидесяти семи тысяч (информация сайта министерства сельского хозяйства края).

Соответственно, мы можем судить о том, что в основном жидкие отходы в сельском хозяйстве образуются от деятельности сельскохозяйственных предприятий, имеющими в своём хозяйстве крупный рогатый скот, птиц и занимающихся свиноводством.

Так, приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае», определяет отходы животноводства, как «многокомпонентную смесь, включающую в себя твердые и жидкие продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (экскременты), технологиче-

4

скую и смывную воду, кормовые остатки и газы».

Согласно коду 1 10 000 00 00 0 ФККО Приказа Росприроднадзора «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»5 (далее - коды ФККО) к отходам сельского хозяйства относятся в том числе и отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных - код ФККО 1 12 000 00 00 0). В этот вид отходов относятся в том числе и жидкие отходы животноводства, такие как: стоки навозные от содержания крупного рогатого скота обеззараженные, пригодные к использованию для улучшения качества почв (код ФККО - 1 12 151 11 32 4); жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления ( код ФККО - 1 12 551 11 32 4); жидкая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления (код ФККО - 1 12 551 21 32 4); осадок навозных стоков от свинарников при отстаивании в навозонакопителях (код ФККО - 1 12 553 11 33 4); отходы при очистке сточных вод на локальных очистных сооружениях при разведении сельскохозяйственной птицы (код ФККО - 1 12 798 00 0 0 0) и др.

Последняя цифра, обозначенная кодом ФККО, означает класс опасности тех или иных отходов, в нашем случае все жидкие отходы, образующиеся от деятельности животноводства и птицеводства законодатель относит к 4 классу опасности отходов производства и потребления. И хотя четвёртый класс опасности специалисты - экологи относят к малоопасным отходам, тем не менее и эта часть отходов также требует специального профессионального подхода при размещении, утилизации и транспортировки.6

Кроме того, был издан Приказ Росприроднадзора «Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов»7. В соответствии с данным приказом органам Росприроднадзора требуется использовать, установленный им перечень при принятии решений подтверждения класса опасности отходов и выдачи паспортов опасности отходов. В данном перечне, указываются агрегатное состояние/ физическая форма отхода, а также, в результате чего он образован и компонентный состав отхода. Навоз крупного рогатого скота свежий, может быть, как в твёрдом, так и в

1 Там же. - // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

2 Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 30.04.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

3 Указ Губернатора Красноярского края от 19.07.2012 №150-уг «Об утверждении перечня информации о деятельности органов государственной власти красноярского края и государственных органов красноярского края для размещения ее на официальном сайте красноярского края - едином краевом портале «Красноярский край» и (или) официальных сайтах органов исполнительной власти Красноярского края, администрации губернатора Красноярского края, порядка ее размещения и требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Красноярского края - единым краевым порталом «Красноярский край» и (или) официальными сайтами органов исполнительной власти красноярского края, администрации губернатора Красноярского края» // СПС Консультант-Плюс: Законодательство.

4 Приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451 -од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае» (ред. от 29.10.2019) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

5 Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 29.03.2021) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 № 47008) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

6 Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 № 40330) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

7 Приказ Росприроднадзора от 13.10.2015 № 810 «Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» (ред. от 10.11.2015) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

жидком виде и образуется на предприятиях в результате разведения и содержания крупного рогатого скота; навоз конский свежий - «твердые и жидкие выделения животных входят в состав навоза любой консистенции. Наименование и относительное количество переходящих в навоз веществ колеблется в широких пределах. Это зависит от вида скота, его возраста, состава корма, качества и количества подстилки. На предприятии отход образуется в результате уборки помещений конюшни.» 1; навоз свиней свежий - может быть, как в твёрдом, так и в жидком виде и образуется на предприятиях в результате разведения и содержания свиней и т.д. Законодателем уточнен Федеральный классификационный каталог отходов в целях исключения разночтений информации об обращении с жидкими отходами животноводства при дальнейшей их утилизации, размещении и транспортировке, а как следствие исключение нарушений в этой области обращения с отходами производства.

Для утилизации фекальных масс от животноводства предусмотрено именно специализированное законодательство. Так, Постановление Правительства Российской Федерации «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения»2 разъясняет, что фекальные отходы животноводства входят в перечень веществ, запрещённых к сбросу в централизованные системы водоотведения.

Того же принципа придерживается и специальное законодательство, регулирующее обращение с жидкими отходами от животноводства, так, Постановлением 2021 года Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21»3, устанавливается, что обращение с жидкими отходами от животноводческих и птицеводческих комплексов происходит отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов (пункт 267 главы XI Постановления Главного государственного санитарного врача РФ). Документом разъясняется и требования к транспортированию жидкого навоза, а именно о необходимости перевозить способом, исключающим загрязнение среды обитания человека, не создавая угрозы причинения вреда.

Специальные нормы-требования законодательства в области обращения с жидкими отходами от животноводства и птицеводства начинаются, прежде всего, с требований к зданиям, помещения и сооружениям в которых собираются содержать животных (птиц) и соответственно будут образовываться жидкие фракции от их жизнедеятельности. Согласно действующим нормам, одновременно со строительством животноводческого, птицеводческого предприятия необходимо осуществить выбор земельного участка для строительства сооружений по подготовке к использованию жидких отходов (навоза, помета и их фракций). К таким сооружениям относятся: сооружения обработки жидкого навоза; открытые хранилища и накопители полужидкого и жидкого навоза и помета; пруды-накопители для биологически обработанной жидкой фракции навоза.

(Продолжение данной научной статьи в следующем номере журнала).

Библиогра фия:

1. Воронов Г.Е., Власов В.А., Ерахтина Е.А. Правовое исследование региональных источников законодательства, использующих термин «жидкие отходы» // Новый юридический вестник. 2021. № 5 (29). С. 1-7.

2. Власов В.А., Вологдина Я.В., Лебедева В.А. Некоторые актуальные политико-экологические аспекты строительства полигона по обезвреживанию и размещению промышленных отходов в Красноярском крае // Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С. 117-120.

3. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1«О ветеринарии» (ред. от 02.07.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

4. Письмо Информация Россельхознадзора «Рекомендации Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ) касательно коронавирусной инфекции COVID-19 для владельцев домашних животных» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство. http://www.fsvps.ru/ по состоянию на 15.05.2020.

5. ГОСТ Р 14.13-2007. «Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 614-ст) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

6. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

7. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 30.04.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

8. Указ Губернатора Красноярского края от 19.07.2012 №150-уг «Об утверждении перечня информации о деятельности органов государственной власти красноярского края и государственных органов красноярского края для размещения ее на официальном сайте красноярского края - едином краевом портале «Красноярский край» и (или) официальных сайтах органов исполнительной власти Красноярского края, администрации губернатора Красноярского края, порядка ее размещения и требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Красноярского края - единым краевым порталом «Красноярский край» и (или) официальными сайтами органов исполнительной власти красноярского края, администрации губернатора Красноярского края» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

9. Приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае» (ред. от 29.10.2019) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

10. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 29.03.2021) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 № 47008) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

11. Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 № 40330) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

12. Приказ Росприроднадзора от 13.10.2015 № 810 «Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» (ред. от 10.11.2015) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

13. Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» (ред. от 22.05.2020) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации

1 Приказ Росприроднадзора от 13.10.2015 № 810 «Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» (ред. от 10.11.2015) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» (ред. от 22.05.2020) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62297) (ред. от 26.06.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62297) (ред. от 26.06.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

References (transliterated):

1. Voronov G.E., Vlasov V.A., Erahtina E.A. Pravovoe issledovanie regional'nyh istochnikov zakonodatel'stva, ispol'zuyushchih termin «zhidkie othody» // Novyj yuridicheskij vestnik. 2021. № 5 (29). S. 1 -7.

2. Vlasov V.A., Vologdina YA.V., Lebedeva V.A. Nekotorye aktual'nye politiko-ekologicheskie aspekty stroitel'stva poligona po obezvrezhivaniyu i razmeshcheniyu promyshlennyh othodov v Krasnoyarskom krae // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 7 (199). S. 117-120.

3. Zakon RF ot 14.05.1993 № 4979-1«O veterinarii» (red. ot 02.07.2021) // SPS Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo.

4. Pis'mo Informaciya Rossel'hoznadzora «Rekomendacii Vsemirnoj organizacii po ohrane zdorov'ya zhivotnyh (MEB) kasatel'no koronavirusnoj infekcii COVID-19 dlya vladel'cev domashnih zhivotnyh» // SPS Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo. http://www.fsvps.ru/ po sostoyaniyu na 15.05.2020.

5. GOST R 14.13-2007. «Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Ekologicheskij menedzhment. Ocenka integral'nogo vozdejstviya ob"ektov ho-zyajstvennoj deyatel'nosti na okruzhayushchuyu sredu v processe proizvodstvennogo ekologicheskogo kontrolya» (utv. i vveden v dejstvie Prikazom Ro-stekhregulirovaniya ot 27.12.2007 № 614-st) // SPS Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo.

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.01.2018 № 84-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya promyshlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvre-zhivaniyu othodov proizvodstva i potrebleniya na period do 2030 goda» // SPS Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo.

7. Federal'nyj zakon ot 09.02.2009 № 8-FZ «Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samo-upravleniya» (red. ot 30.04.2021) // SPS Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo.

8. Ukaz Gubernatora Krasnoyarskogo kraya ot 19.07.2012 №150-ug «Ob utverzhdenii perechnya informacii o deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti krasnoyarskogo kraya i gosudarstvennyh organov krasnoyarskogo kraya dlya razmeshcheniya ee na oficial'nom sajte krasnoyarskogo kraya - edinom kraevom portale «Krasnoyarskij kraj» i (ili) oficial'nyh sajtah organov ispolnitel'noj vlasti Krasnoyarskogo kraya, administracii gubernatora Krasnoyarskogo kraya, poryadka ee razmeshcheniya i trebovanij k tekhnologicheskim, programmnym i lingvisticheskim sredstvam obespecheniya pol'zovaniya oficial'nym sajtom Krasnoyarskogo kraya - edinym kraevym portalom «Krasnoyarskij kraj» i (ili) oficial'nymi sajtami organov ispolnitel'noj vlasti krasnoyarskogo kraya, administracii gubernatora Krasnoyarskogo kraya» // SPS Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo.

9. Prikaz ministerstva prirodnyh resursov i ekologii Krasnoyarskogo kraya ot 23.09.2016 № 1/451 -od «Ob utverzhdenii territorial'noj skhemy obrashcheniya s othodami, v tom chisle s tverdymi kommunal'nymi othodami, v Krasnoyarskom krae» (red. ot 29.10.2019) // SPS Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo.

10. Prikaz Rosprirodnadzora ot 22.05.2017 № 242 (red. ot 29.03.2021) «Ob utverzhdenii Federal'nogo klassifikacionnogo kataloga othodov» (Zaregi-strirovano v Minyuste Rossii 08.06.2017 № 47008) // SPS Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo.

11. Prikaz Minprirody Rossii ot 04.12.2014 № 536 «Ob utverzhdenii Kriteriev otneseniya othodov k I - V klassam opasnosti po stepeni negativnogo vozdejstviya na okruzhayushchuyu sredu» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 29.12.2015 № 40330) // SPS Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo.

12. Prikaz Rosprirodnadzora ot 13.10.2015 № 810 «Ob utverzhdenii perechnya srednestatisticheskih znachenij dlya komponentnogo sostava i usloviya obra-zovaniya nekotoryh othodov, vklyuchennyh v federal'nyj klassifikacionnyj katalog othodov» (red. ot 10.11.2015) // SPS Konsul'tantPlyus: Zakono-datel'stvo.

13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.11.2016 № 1134 «O voprosah osushchestvleniya holodnogo vodosnabzheniya i vodootvedeniya» (red. ot 22.05.2020) // SPS Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo.

14. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 28.01.2021 № 3 «Ob utverzhdenii sanitarnyh pravil i norm SanPiN 2.1.3684-21 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k soderzhaniyu territorij gorodskih i sel'skih poselenij, k vodnym ob"ektam, pit'evoj vode i pifevomu vodosnabzheniyu, atmosfernomu vozduhu, pochvam, zhilym pomeshcheniyam, ekspluatacii proizvodstvennyh, obshchestvennyh pomeshchenij, organizacii i provedeniyu sanitarno-protivoepidemicheskih (profilakticheskih) meropriyatij» (vmeste s «SanPiN 2.1.3684-21. Sanitarnye pravila i normy...») (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 29.01.2021 № 62297) (red. ot 26.06.2021) // SPS Konsul'tantPlyus: Zakonodatel'stvo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.