Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ: СТРАТЕГИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ: СТРАТЕГИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
медицинские отходы / обращение с медицинскими отходами / управление медицинскими отходами / класс медицинских отходов / отходы производства и потребления / medical waste / medical waste management / medical waste management / medical waste class / production and consumption waste

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О В. Куликова, Ю В. Сорокина

статья посвящена вопросам, связанным с рассмотрением основных существующих стратегий правового регулирования обращения с медицинскими отходами на национальном и международном уровне. Целью исследования являются состояние и перспективы развития законодательного регулирования обращения с медицинскими отходами, особенно в период распространения коронавирусной инфекции, с учетом правового обеспечения снижения потенциальной опасности такого рода отходов на уровне отдельного государства и всего мирового сообщества в целом. Методологическую основу составляют общенаучный и специальные методы познания, среди которых сравнительно-правовой, эколого-юридический, метод анализа и прогнозирования. Стратегия правового регулирования медицинских отходов, несмотря на их реальную и потенциальную опасность для здоровья граждан и состояния окружающей среды, недостаточно четко закреплена в действующем законодательстве как на национальном, так и на международном уровне, а способов несоблюдения основных правил обращения с ними даже больше, чем в отношении традиционных отходов производства и потребления. Авторами сформулированы практические предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в области регулирования правового статуса медицинских отходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — О В. Куликова, Ю В. Сорокина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National and International Healthcare Waste: Legal Strategies

the article is devoted to issues related to the consideration of the main existing strategies for legal regulation of medical waste management at the national and international levels.The aim of the study is the state and prospects for the development of legal regulation of medical waste management, especially during the period of the spread of coronavirus infection, taking into account the legal provision for reducing the potential hazard of this kind of waste at the level of an individual state and the entire world community as a whole. The methodological basis is formed by general scientific and special methods of cognition, including comparative legal, environmental legal, method of analysis and forecasting. The strategy of legal regulation of medical waste, despite their real and potential danger to the health of citizens and the state of the environment, is not clearly fixed at the current both national and international levels, and there are even more ways of non-compliance with the basic rules for handling them than in relation to traditional production and consumption waste. The authors formulated practical proposals for improving the current legislation of the Russian Federation in the field of regulating the legal status of medical waste.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ: СТРАТЕГИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

О. В. Куликова,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной юридической академии

O.V. Kulikova,

Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Department ofLand and Environmental Law, Saratov State Law Academy,

[email protected]

Ю. В. Сорокина,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной юридической академии

Yu.V. Sorokina,

Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Department ofLand and Environmental Law, Saratov State Law Academy, [email protected]

DOI:

Í

S) НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ

^ МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ:

О; СТРАТЕГИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

§ Аннотация: статья посвящена вопросам, связанным с рассмотрением основ-

Щ ных существующих стратегий правового регулирования обращения с медицинскими

5 отходами на национальном и международном уровне. Целью исследования являются

^ состояние и перспективы развития законодательного регулирования обращения с ме-

S дицинскими отходами, особенно в период распространения коронавирусной инфекции, с учетом правового обеспечения снижения потенциальной опасности такого рода

jj отходов на уровне отдельного государства и всего мирового сообщества в целом.

^ Методологическую основу составляют общенаучный и специальные методы по-

^ знания, среди которых сравнительно-правовой, эколого-юридический, метод анализа

^ и прогнозирования.

р. Стратегия правового регулирования медицинских отходов, несмотря на их ре-

^ альную и потенциальную опасность для здоровья граждан и состояния окружающей

^ среды, недостаточно четко закреплена в действующем законодательстве как на на-

CQ циональном, так и на международном уровне, а способов несоблюдения основных

2 правил обращения с ними даже больше, чем в отношении традиционных отходов

С производства и потребления. Авторами сформулированы практические предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации

50 в области регулирования правового статуса медицинских отходов.

Ключевые слова: медицинские отходы, обращение с медицинскими отходами, управление медицинскими отходами, класс медицинских отходов, отходы произ-Q водства и потребления.

«V

National and International Healthcare Waste: Legal Strategies

Abstract: the article is devoted to issues related to the consideration of the main existing strategies for legal regulation of medical waste management at the national and international levels.The aim ofthe study is the state andprospects for the development of legal regulation

of medical waste management, especially during the period of the .spread of coronavirus infection, taking into account the legal provision for reducing the potential hazard of this kind of waste at the level of an individual state and the entire world community as a whole.

The methodological basis is formed by general scientific and special methods of cognition, including comparative legal, environmental legal, method of analysis and forecasting.

The strategy of legal regulation of medical waste, despite their real andpotential danger to the health of citizens and the state of the environment, is not clearly fixed at the current both national and international levels, and there are even more ways of non-compliance with the basic rules for handling them than in relation to traditional production and consumption waste. The authors formulated practical proposals for improving the current legislation of the Russian Federation in the field of regulating the legal status of medical waste.

Keywords: medical waste, medical waste management, medical waste management, medical waste class, production and consumption waste.

На защиту и восстановление здоровья населения, спасение человеческих жизней направлена деятельность медицинских ц и лечебно-профилактических учреждений. Особенно актуальным § этот вопрос стал в период распространения коронавирусной инфек- * ции во всем мире [1]. Мировое сообщество озабочено поиском не £ только эффективных мер борьбы с COVID-19, но и способов без- <в опасной утилизации возрастающих с каждым днем объемов меди- *

управленческой сферы обращения с медицинскими отходами, ко-

цинских отходов различного уровня опасности и потенциальной за- п ^

раженности [2, с. 306]. П 1

Большая часть указанных отходов - это простой мусор, но тем не 3"§

менее около 20 % можно с уверенностью назвать опасными инфек- а *

ционными, токсичными или радиоактивными материалами [3, с. 20]. О *

Именно в отношении таких побочных продуктов - «медицинских § §

отходов» - и существует проблема совершенствования стратегии ° 1

правового регулирования. ^ §

Сегодня одним из важнейших является вопрос урегулирования .1 >

0 п а *

1 о

торая рассматривается на международном и национальном уровне | | в качестве основного элемента политики государств в рамках охраны окружающей среды и здоровья населения. Следует признать, 51 что существующие системы управления недостаточно разработаны ^ ^ и развиты [4]. и Ь

Медицинскими отходами в российском законодательстве призна- о

ются образованные в процессе осуществления медицинской, фарма- "§ |

цевтической деятельности, производства лекарственных препаратов | | и медицинских изделий отходы. Следует отметить, что в содержание данного термина законодатель включает деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, генно-

инженерно-модифицированных организмов, производства и хранения клеточных продуктов [5].

Особое внимание в вопросах правового регулирования обращения с медицинскими отходами законодатель уделяет порядку их сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации. Данный механизм детально урегулирован законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и закреплен в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ [6].

Одним из важных правовых аспектов является разграничение терминов «отходы производства и потребления» и «медицинские отходы». На законодательном уровне этот вопрос решен в рамках положений нескольких источников [7; 5]. В целом можно сделать ЗС вывод, что отношения, связанные с обращением с медицинскими от-§ ходами, регулируются специальным законодательством, а не общими ^ нормами об отходах.

^ Закрепление в нормативном порядке указанного положения § на практике вызвало немало сложностей и вопросов, в частности ® в определении класса отходов, необходимости наличия паспорта, по-2

с

лучения лицензии и т.д. В связи с этим следует обратиться к критериям разделения медицинских отходов на классы [8]. Так, Правительством ^ РФ в рамках исследуемого вопроса утверждено пять классов отходов, § начиная с безопасных с точки зрения санитарно-эпидемиологического состояния, так называемые «бытовые» отходы (класс «А»), и закан-С5 чивая радиоактивными отходами (класс «Д»).

Юридическая классификация медицинских отходов характеризуем

^ ется неоднородностью и целым рядом теоретических и практических § недостатков [9]. В рассматриваемой области применяются различные 2 основания деления отходов по определенным критериям (видам эконо-£ мической деятельности, типам отходов, уровню опасности и токсичности и др.) [10; 11]. К сожалению, в связи с такой несогласованностью 52 возникают юридические коллизии, «страдает» правоприменительная сторона вопроса, а следовательно, и вся сфера правового регулирова-су ния обращения с медицинскими отходами [12, с. 145]. ® Проблема медицинских отходов актуальна для всего мирового сообщества. Первыми странами, которые поставили вопрос об опасности отходов медицинских учреждений, стали США, Франция, Великобритания, Япония [13, с. 65]. Эффективная система государственного контроля за обращением с медицинскими отходами функционирует в Чехии [14, с. 43].

Следует отметить, что законодательство об охране окружающей среды, в частности ведомственные нормативные правовые акты Министерства природных ресурсов и экологии РФ, не распространяется на медицинские отходы [15]. Тем не менее из указанного выше перечня медицинских отходов нужно выделить отходы классов «Б» и «В», поскольку они рассматриваются в качестве отходов производства и к ним применяются положения общего нормативного акта об отходах [7]. Данная ситуация сложилась в связи с невозможностью обеззараживания медицинских отходов классов «Б» и «В» иначе как физическими методами с последующим изменением их товарного вида. Кроме того, в связи с появлением и распространением коро-навирусной инфекции в законодательстве закреплено положение об отнесении отходов, образующихся при осуществлении медицинских мероприятий для лечения COVID-19, к медицинским отходам класса «В» [16].

Действующее российское законодательство закрепляет ряд требо-

с

Что касается отходов классов «А», «Г» и «Д», то первые размеща- §

ются на полигонах твердых бытовых отходов, ко вторым применяется §

в основном наиболее высокотехнологичный способ термического |

обезвреживания, а к третьим - кондиционирование и захоронение 1

на соответствующих пунктах радиоактивных отходов. |

В зарубежных странах медицинские отходы безальтернативно при- -3 ¡|

числяются к категории опасных и таким проблемам, как утилизация, ¡3

сбор и переработка медицинских отходов, уделяется большое вни- § |

мание на государственном уровне, что позволило должным образом 3 §

наладить процесс переработки отходов медицины, их обезвреживания § §

и безопасного удаления [17, с. 808]. 3 Л

Т2 ^

™ ж

ваний к процессу обращения с медицинскими отходами, тем не менее | §

§ о

о *

нельзя сказать, что этих положений достаточно: остаются области без правового закрепления. Так, основной специально уполномоченный | | федеральный орган исполнительной власти в рассматриваемой сфере а ~ - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей 53 и благополучия человека - указывает на частую практику применения устаревших методов сбора и утилизации медицинских отходов, что § § увеличивает риск заражения инфекциями и наносит вред окружающей о ^ среде [18]. Медицинские отходы нередко просто вывозятся на полигон § | твердых бытовых отходов [19, с. 34]. Однако медицинские отходы не могут быть отнесены в полной мере к отходам производства, так как обращение с медицинскими отходами идет на принципиально иной основе [20, с. 1032].

а -

Таким образом, к настоящему моменту сложилась следующая правовая ситуация: все классы медицинских отходов, кроме радиоактивных, обезвреженные соответствующим образом для возможности захоронения, размещения на полигоне, относятся к сфере действия общего законодательства об отходах [7]. Глобальная практическая ошибка заключается в том, что стратегия правового регулирования медицинских отходов, несмотря на их реальную и потенциальную опасность для здоровья граждан и состояния окружающей среды, недостаточно четко закреплена в действующем законодательстве как на национальном, так и на международном уровне, а способов несоблюдения основных правил обращения с ними даже больше, чем в отношении традиционных отходов производства и потребления.

Кроме того, неопределенность правового регулирования данного рода правоотношений влечет противоречия в правотолковании и правоприменении. Так, с целью уточнения норм, действующих в сфере ^ обращения отходов, Министерство природных ресурсов и экологии 0; РФ (далее - Минприроды России) и Федеральная служба по надзору § в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) принимают § разъяснения, но их выводы не всегда однозначны и сопоставимы. 5 Например, Минприроды России четко отграничивает сферу действия ^ и применения норм, направленных на урегулирование отношений 55 в сфере обращения отходов производства и потребления, от норм, § регулирующих сферу обращения медицинских отходов. В свою очередь, позиция Росприроднадзора не настолько категорична и однозначна. Так, заключения, сделанные в ряде разъяснений данного ^ исполнительного органа власти, полностью совпадают с позицией о- Минприроды России, однако такой подход не мешает придерживаться § и кардинально противоположной точки зрения и объяснить это ис-О ключением из общего правила. Для сравнения необходимо обратить ^ внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором, в соответствии С с которыми допускается размещение отдельных классов медицинских отходов после прохождения ими соответствующих процедур по обез-54 зараживанию и (или) обезвреживанию на полигонах (захоронениях), в связи с чем они подпадают под действие норм в сфере обращения (V отходов производства и потребления.

® Изучение зарубежного опыта правового регулирования управле-^ ния медицинскими отходами позволяет выделить три основных пути совершенствования законодательства в сфере обращения медицинских отходов. Первый подход предполагает издание специального (самостоятельного) акта, направленного на регулирование именно медицинских отходов. Ярким примером такого подхода является

Индия. Во втором подходе все виды отходов регулируются единым актом, каждый раздел которого посвящен правовому регулированию отдельного вида отходов. Наиболее четко данный подход реализуется в Великобритании. Согласно третьему подходу, медицинские отходы регулируются в рамках законодательства об охране здоровья граждан и санитарно-эпидемиологическом благополучии.

Российская Федерация на данный момент идет по третьему пути, однако реализация данного подхода здесь, как и во многих других странах, далека от совершенства, характеризуется многочисленными пробелами в разграничении и регулировании, а также нуждается в серьезной доработке законодательной базы, которая должна быть проведена с учетом накопившегося международного опыта и современных национальных стандартов. Поэтому в ближайшее время правовому регулированию сферы обращения медицинских отходов должно быть уделено максимальное внимание со как стороны государственных ^ органов власти, так и представителей науки, чтобы совместными § усилиями систематизировать данную сферу деятельности и достичь ^ наибольшего правового эффекта в ее регулировании. §

Список литературы:

о ж g1

1. Rahayu, P. Challenges and Recommendation of the Information Technologies gg | Application in Hazardous Medical Waste Management amidst Pandemic Covid-19 I g I P. Rahayu, S. Rohajawat, S. Fairus, H. Saragih, H. Akbar II Journal of Physics: s | Conference Series. - 2021. - Vol. 1844. - URL: https:IIiopscience.iop.orgIartic S g leI10.1088I1742-6596I1844I1I012029Imeta (дата обращения: 11.04.2021). g g

2. Suriati, B.D. Clinical Waste Management Practices: A Review I ^ | B.D. Suriati, A.B. Ellyziana, A.B. Zahari II The European Proceedings of Social

i I

i i

& Behavioural Sciences. - 2017. - Vol. 44. - URL: https:IIwww.researchgate.netI g |

g о

обращения: 11.04.2021). § S

H

publicationI326721779_Clinical_Waste_Management_Practices_A_Review (дата

3. Марченко, А. Н. Управление медицинскими отходами в регионе - основа для снижения эпидемиологических и экологических рисков для населения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ А.Н. Марченко, Д.А. Бойко // Медицинский альманах. - 2018. - № 4 (55). 55 С. 20-22. (дата обращения: 11.04.2021). -

4. Chartier, Y. Safe management of wastes from health-care activities / Y. 5P Chartier, J. Emmanuel, U. Pieper and others // World Health Organization. - 2014.

- URL: https://www.who.int/water_sanitation_health/publications/wastemanag/ g 1 en/ (дата обращения: 11.04.2021). | §

5. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: фе- g § деральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 //СПС «КонсультантПлюс».

- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 11.04.2021).

6. Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий : постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г № 3 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102050027 (дата обращения: 11.04.2021).

7. Об отходах производства и потребления : федеральный закон от 24 июня 1998 г № 89-ФЗ (в ред. от 7 апреля 2020 г) // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 11.04.2021).

8. Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы jj по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опас-i ности, а также негативного воздействия на среду обитания : постановление

5 Правительства РФ от 4 июля 2012 г № 681 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132254/ (дата обращения:

0s 11.04.2021).

§ 9. Национальные и международные классификации отходов, ис-

О пользуемые в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии // g Организация Объединенных Наций. - Экономический и социальный совет. С - Женева, 2012. - URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/

ces/ge.33/2012 (дата обращения: 11.04.2021). цг 10. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой

g опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.) // URL: http:// К wwwbasel.mt/Portals/4/Basel%20Convention/docs/text

11. О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора ^ видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)

6 и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической ^ деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КпЕС 2008) : приказ Росстандарта § от 31 января 2014 г. № 14-ст // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www. EQ consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163268/ (дата обращения: 11.04.2021). S 12. Пономарёв, М. В. Правовой режим отходов медицинской деятельности ^ / М.В. Пономарёв, Ф.В. Цомартова // Журнал российского права. - 2019. -

№ 9. - С. 145-158.

56

13. Сорокина, Ю.В. Тенденции реализации права граждан на благо" приятную окружающую среду: медицинские отходы / Ю.В. Сорокина // Современное право. - 2014. - № 7. - С. 65-69. О 14. Мельников, А.В. Чехия: опыт ликвидации медицинских отходов /

А.В. Мельников // Твердые бытовые отходы. - 2008. - № 3. - С. 43-45. (у 15. О направлении разъяснений : письмо Росприроднадзора от 4 декабря

2017 г. № АА-10-04-32/26588 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284493/ (дата обращения: 11.04.2021).

16. Минздрав России о порядке обращения с медицинскими отходами в связи с распространением коронавирусной инфекции // Официальный

сайт Министерства здравоохранения РФ. - URL: https://minzdrav.gov. ru/news/2020/04/08/13672-minzdrav-rossii-o-poryadke-obrascheniya-s-meditsinskimi-othodami-v-svyazi-s-rasprostraneniem-koronavirusnoy-infektsii (дата обращения: 11.04.2021).

17. Konyukhov, V. Environmental And Economic Aspects Of Waste Recycling / V. Konyukhov, T. Druzhinina, R. Zott and others // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2020. - Vol. 96. - URL: https://www. europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2020.12.104 (дата обращения: 11.04.2021).

18. О системе сбора и утилизации медицинских отходов при иммунизации в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации : письмо Роспотребнадзора от 30 июня 2005 г № 0100/4964-05-32 // СПС «Гарант». -URL: https://base.garant.ru/4181312/ (дата обращения: 11.04.2021).

19. Погодина, И.В. К вопросу об управлении медицинскими отходами / И.В. Погодина, А.Ф. Баранова // Медицинское право. - 2018. - № 4. - С. 33-37.

20. Громова, Г.А. Некоторые проблемы правового регулирования обращения с медицинскими отходами и привлечения к административной ответственности за нарушения при обращении с медицинскими отходами / J Г. А. Громова // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 10. | - С. 1031-1038. |

Е.Ю. Чмыхало, E.Y. Chmihalo,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Legal Sciences, Associate профессор кафедры земельного Professor, Professor of the Department

юридической академии

DOI:

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

I

о ф

■о и и

3

S

и экологического права of the Land and Ecological law Saratov .o Саратовской государственной State Law Academy |

57

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена новизной правовых —

норм, регулирующих отношения в сфере комплексного развития территорий как вида гп

градостроительной деятельности. Цель статьи заключается в исследовании содер- П

жания понятий «комплексноеразвитие территорий», «комфортная городская среда», ^

«качество городской среды». Для достижения этой цели автором использовались 2

общенаучные методы (анализ, синтез, диалектический) и формально-юридический §

метод. Анализ норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и программ- ° ных правовых актов, определяющих цели национального развития Российской Федерации, позволил выявить взаимосвязь таких явлений, как формирование комфортной городской среды и повышение качества городской среды, что послужило основой для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.