Научная статья на тему 'Современная ситуация китайской системы музыкального образования в сфере обучения игре на фортепиано'

Современная ситуация китайской системы музыкального образования в сфере обучения игре на фортепиано Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система музыкального образования / структура музыкального образования / музыкально-образовательные учреждения / частная музыкально-образовательная практика / педагогика обучения игре на фортепиано / music education system / structure of music education / music educational institutions / private music educational practice / pedagogy of teaching to play the piano.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яо В.

Начиная с конца XX века в связи со стремительной интеграцией КНР в мировое культурное, экономическое, образовательное пространство, в стране наблюдается значительный рост интереса к тому новому, необычному и значимому, что принесла эта глобальная интеграция. В таком масштабном контексте музыкальное искусство и образование получили стимул для активного развития, значительно возросло количество обучающихся, а многие преподаватели стали посвящать время научным исследованиями в области педагогики музыкального образования. Появилось множество государственных и частных детских музыкальных учебных заведений. Среди всех музыкальных инструментов огромной популярностью у родителей и детей пользуется фортепиано, которое называют «королем музыки». Система музыкального образования включает в себя частную и государственную структуры, которые дополняют друг друга, создают особый колорит музыкально-образовательной ситуации современного Китая. Статья раскрывает основные проблемы обучения детей искусству игры на фортепиано и перспективы их решения в педагогике музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current situation of the Chinese music education system in the field of learning to play the piano

Since the end of the 20th century, due to the rapid integration of the PRC into the world cultural, economic, educational space, the country has seen a significant increase in interest in the new, unusual and significant that this global integration has brought. In such a large-scale context, the art of music and education received an incentive for active development, the number of students increased significantly, and many teachers began to devote time to scientific research in the field of music education pedagogy. Many public and private children's music educational institutions have emerged. Among all musical instruments, the piano, which is called the “king of music”, is very popular among parents and children. The system of music education includes private and state structures that complement each other and create a special flavor of the musical and educational situation in modern China. The article reveals the main problems of teaching children the art of playing the piano and the prospects for their solution in the pedagogy of music education.

Текст научной работы на тему «Современная ситуация китайской системы музыкального образования в сфере обучения игре на фортепиано»

DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-3-369-376

Современная ситуация китайской системы музыкального образования в сфере обучения игре на фортепиано

В. Яо

Институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

196084, г. Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2

Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen State Pedagogical University of Russia

Kakhovskogo side str., 2, Saint Petersburg 196084 Russia

Ключевые слова: система музыкального образования, структура музыкального образования, музыкально-образовательные учреждения, частная музыкально-образовательная практика, педагогика обучения игре на фортепиано.

Key words: music education system, structure of music education, music educational institutions, private music educational practice, pedagogy of teaching to play the piano.

Резюме: Начиная с конца XX века в связи со стремительной интеграцией КНР в мировое культурное, экономическое, образовательное пространство, в стране наблюдается значительный рост интереса к тому новому, необычному и значимому, что принесла эта глобальная интеграция. В таком масштабном контексте музыкальное искусство и образование получили стимул для активного развития, значительно возросло количество обучающихся, а многие преподаватели стали посвящать время научным исследованиями в области педагогики музыкального образования. Появилось множество государственных и частных детских музыкальных учебных заведений. Среди всех музыкальных инструментов огромной популярностью у родителей и детей пользуется фортепиано, которое называют «королем музыки». Система музыкального образования включает в себя частную и государственную структуры, которые дополняют друг друга, создают особый колорит музыкально-образовательной ситуации современного Китая. Статья раскрывает основные проблемы обучения детей искусству игры на фортепиано и перспективы их решения в педагогике музыкального образования.

Abstract: Since the end of the 20th century, due to the rapid integration of the PRC into the world cultural, economic, educational space, the country has seen a significant increase in interest in the new, unusual and significant that this global integration has brought. In such a large-scale context, the art of music and education received an incentive for active development, the number of students increased significantly, and many teachers began to devote time to scientific research in the field of music education pedagogy. Many public and private children's music educational institutions have emerged. Among all musical instruments, the piano, which is called the “king of music”, is very popular among parents and children. The system of music education includes private and state structures that complement each other and create a special flavor of the musical and educational situation in modern China. The article reveals the main problems of teaching children the art of playing the piano and the prospects for their solution in the pedagogy of music education.

[Yao W. The current situation of the Chinese music education system in the field of learning to play the piano]

Система современного музыкального образования КНР существенно отличается от аналогичных учебных учреждений, расположенных в ведущих в области музыкального искусства странах (Ли Юе, 2017). Такое положение обусловлено особенностями исторического развития китайского музыкального искусства, образования, знаковыми событиями, происходившими в XX - начале XXI на территории нашего государства (Хоу Юэ, 2008). В настоящее время на систему музыкального образования активно влияет целый ряд важнейших социокультурных тенденций, многие из противоположных установок мирно уживаются в повседневной практике музыкально-образовательного процесса.

Значительное влияние оказывает частная образовательная практика в области музыкального искусства, существующая и успешно функционирующая уже десятки лет в КНР. Их спецификой является то, что они ведут образовательную деятельность, как дополнение к основной коммерческой - продаже музыкальных инструментов. В настоящее время существует множество крупных частных музыкальных образовательных учреждений, которые называются «Циньсин».

В последние годы в Китае, по мере улучшения уровня материальной жизни, стремление людей к культурной жизни резко возросло. Индустрия подобных магазинов развивается очень быстро, она способствует повышению музыкального уровня населения, способствует улучшению социальной ситуации и эффективно развивает культурную жизнь небольшого складывающегося вокруг таких центров сообщества, способствует повышению уровня эстетических потребностей занимающихся там детей и подростков.

В настоящее время существует много подобных коммерческих музыкальных учреждений, объединяющих несколько видов деятельности под одной крышей. Они располагаются практически в каждом крупном и среднем городе и могут обозначаться как магазин или культурный центр, например, фортепианный магазин «Цзян Цзе» (адрес: Пекин, район Хайдянь, Западное третье кольцо, северная дорога, дом 70-3), художественный центр «Чжоу Гуанжэнь», (адрес: провинция Сычуань, город Чэнду, район Чэнхуа, дорога Шуанлинь, 6 этаж, кв.55), художественный центр «Лю Шикунь» (адрес: провинция Сычуань, город Чэнду, район Цзиньцзян, Южная дорога Тяньсяньцяо, здание Хэнфэн, 3 этаж) и т.д. Некоторые из подобных школ обучения игре на фортепиано являются учебными центрами в крупных городах Китая, некоторые из них располагаются на периферии, но все они играют важную роль в содействии развитию фортепианной музыки в Китае.

Учредители трех вышеуказанных школ являются педагогами-музыкантами достаточно высокого профессионального уровня, понимающими важность не только музыкального образования, но и широкой культурной работы с современным социумом. Благодаря хорошей репутации и масштабной просветительской работе их бизнес успешно развивается.

Сроки обучения, осваиваемая учениками программа, усваиваемые знания определяются совместно учеником и учителем, они выстраиваются по принципу индивидуального образовательного маршрута, но без строгой отчетности и обязательств по освоению образовательного музыкального материала.

Конечно, весомый вклад в музыкально-эстетическое образование подрастающего поколения академического направления вносят именно такие крупные частные школы-центры. Тем не менее, в Китае также существует также множество мелких музыкальных учебных заведений и музыкальных школ. Однако, чаще всего, подобные учреждения находятся в зачаточном состоянии, основатели таких небольших музыкальных школ могут и не быть профессиональными музыкантами. Подобные музыкальные школы ограничены в своих образовательных и просветительских возможностях по сравнению с крупномасштабными музыкальными центрами обучения игре на фортепиано, но все же они вносят свой вклад в развитие и распространение искусства игры на фортепиано в Китае, создают уникальную и самобытную музыкально-образовательную среду.

Уровень квалификации преподавателей частной крупной фортепианной школы не сравнится с уровнем преподавателя государственной консерватории. Но не стоит недооценивать их работу, поскольку некоторые преподаватели крупных частный школ являются выпускниками всемирно известных музыкальных школ, Национальной академии музыки. Некоторые работают также преподавателями в педагогических или обычных университетах, но в целом профессиональный уровень преподавателя ориентирован больше на просветительскую работу в области музыкального искусства, на воспитание грамотного любителя, способного к домашнему музицированию, чем на подготовку профессиональных музыкантов-исполнителей.

Для того, чтобы быть трудоустроенным в сфере частных музыкально-образовательных учреждений, преподавателю достаточно окончить обычный университет и получить международную награду в профессиональной области. Они получили базовое фортепианное образование и имеют определенные знания в игре на фортепиано. Когда у студента в процессе игры возникают проблемы, преподаватели могут помочь в их решении, основываясь на своем опыте, а также могут помочь в освоении новых вершин.

Учителя музыки и общий уровень в небольших частных учебных заведениях дальних провинций могут считаться самыми слабыми. В интернете можно встретить много предложений от учителей небольших частных учреждений, предлагающих широкий спектр образовательных услуг в области музыкального искусства. Эта частная музыкально-образовательная практика является достаточно распространенной. Однако для таких учителей не обязательно подтверждать свой профессиональный уровень дипломами о полученном ими музыкальном образовании, участием и наградами на международных конкурсах исполнительского мастерства. К сожалению, для многих детей из отдаленных провинций обучение у таких педагогов представляется единственной возможностью приобщения к музыкальному искусству. Из-за широкой распространненности такого уровня образовательной практики в сфере педагогики музыкального образования современного Китая возникают серьезные проблемы, требующие решения на уровне глобального реформирования учебной структуры.

К счастью, важной и существенной составляющей системы музыкального образования КНР являются государственные профессиональные учреждения, организованные по принципу европейской консерватории. Профессорско-преподавательских состав таких организаций обычно состоит их практикующих музыкантов-исполнителей, которые прошли музыкальную подготовку в ведущих консерваториях мира (Сюй Бо, 2011).

Обучение организовано по модели высшего европейского образования в сфере искусства, организационно оно поделено на четырехлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру. Педагоги китайских консерваторий имеют богатый практический опыт игры на фортепиано, с детства получили регулярное системное музыкальное образование европейского типа. Они понимают особенности стилистики фортепианного искусства и отлично разбираются в методике обучения игре на инструменте. Если у их учеников возникают проблемы на практических занятиях по фортепиано, они своевременно помогут решить их. Например, проблемы в выборе правильного темпа исполняемого произведения, технике расстановки аппликатуры.

Практика и многолетний опыт преподавателей помогают найти пути для правильного решения педагогической проблемы. К тому же за период обучения в бакалавриате студент может на протяжении всех четырех лет заниматься с одним и тем же преподавателем, таким образом преподаватель сможет четко сосредоточиться на конкретном студенте (при работе с другими), продумать его индивидуальный образовательный маршрут, что будет способствовать прогрессу в ходе его обучения.

И, наконец, еще одна важная особенность, которая вносит существенное различие в образовательный процесс частной и государственной фортепианной школы, заключается в том, что в частных школах акцент делается на скорости обучения: чем быстрее ученик разучит и сможет исполнить музыкальное произведение, тем лучше. Последовательность и педагогическая целесообразность освоения той или иной программы часто не принимаются во внимание.

В государственных школах предпочтение отдается системному, последовательному, и часто более длительному по времени процессу обучения. В частном музыкальном учебном заведении существует вероятность попасть к непрофессиональному преподавателю, поэтому, прежде чем выбрать преподавателя, родителям следует посетить занятия в классе этого преподавателя, ознакомиться с его методами работы, достижениями его учеников.

Еще одной важной особенностью системы музыкального образования Китая является принцип взаимного творческого общения и обмена опытом в конкретной профессиональной сфере. Общеизвестно, что непременным атрибутом любой культуры является открытость, стремление к общению, а музыкальное искусство - это, прежде всего, особый вид коммуникации между всеми участниками творческого действа. В активном взаимодействии друг с другом нуждаются в равной мере обучающиеся и преподаватели игры на фортепиано. Практика обмена опытом занимает значительное место в нашем образовательном процессе, она стала распространенным и поддерживаемым видом деятельности музыкальных учебных заведений любого уровня (Мезенцева, 2017).

Основными формами такой творческой коммуникации являются организация концертов, музыкальных вечеров, различные варианты программ обмена между учениками и учителями. Рассмотрим опыт конкретных музыкальных учебных заведений по организации и проведению таких творческих мероприятий.

1. Большая частная фортепианная школа «Цзян Цзе-пиано» - частная школа в Пекине. Школа ежегодно организует масштабные концерты, чтобы студенты, их друзья и родители смогли окунуться в атмосферу музыкального искусства, принять непосредственное участие в мероприятиях в качестве исполнителя или слушателя. Например, в новогоднем концерте учащиеся могли исполнить свое любимое фортепианное произведение.

Школа часто приглашает европейских инструменталистов, готовых к межкультурному диалогу, интерпретации и адаптации шедевров китайской музыки для фортепиано. Так, например, 18 октября 2016 г. чешская пианистка Икита Фаулер Франкова исполнила свою мастерски сделанную фортепианную аранжировку китайской народной песни «Мое сердце навсегда» в национальном концертном зале. Она наполнила традиционное произведение разнообразными принципами развития музыкального материала, на основе фольклорной мелодии раскрыла богатство фортепианных фактурных приемов, представила слушателям совершенно новое восприятие знакомого произведения. Значение такого опыта, творческого профессионального общения с мастером исполнительского искусства трудно переоценить.

2. Государственный институт музыкальной науки уделяет преимущественное внимание международному научному обмену в сфере профессиональной коммуникации. Поскольку фортепиано является музыкальным инструментом, пришедшим в нашу культуру из Европы, постижение истории развития фортепианного искусства, этого непривычного и во многом непонятного для традиционной китайской культуры феномена, представляется очень важным.

Китайская педагогика музыкального образования развивается по своим особым закономерностям. Причиной такой ситуации стали достаточно поздняя культурная интеграция страны в пространство мирового музыкального искусства, специфика традиционной культуры, особенности национального музыкального мышления, существенно отличающегося от европейского. В области обучения игре на фортепиано эта ситуация представляется показательной, так как в ней есть типичные для всей китайской культуры проблемы, но и, вместе с тем, именно в них зачастую заключены перспективные способы их решения, составляющие самобытность и оригинальность пути развития музыкально-образовательного процесса современного Китая.

ЛИТЕРАТУРА

Ли Юе 2017. Китайское музыкальное образование в ХХ веке и его состояние на рубеже ХХ-ХХІ веков. - Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 40: 225-231.

Мезенцева С.В. 2017. Восток-Запад: межкультурные коммуникации в образовательном пространстве творческих вузов. - Мир науки, культуры, образования. 6 (67): 339-341.

Сюй Бо. 2011. Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХI веков: исполнительские достижения и система обучения. - Южно-Российский музыкальный альманах. 1: 59-68.

Хоу Юэ. 2008. Из истории китайского фортепианного искусства середины XX века. - Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 70: 366-371.

Получена / Received: 26.02.2021

Принята / Accepted: 01.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.