Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН'

СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
семейно-брачные отношения / фактическая семья / развод / family-marriage relations / the actual family / the divorce

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садыхова И.А

В статье рассматриваются глубокие изменения, происходящие в азербайджанском обществе на фоне глобализации. Эти изменения, типичные для стран с переходной экономикой, оказывают суще-ственное влияние на все стороны жизни общества, в том числе на семейные отношения, приводя к раз-личным социокультурным проблемам. Следовательно, возникает необходимость изучения семейно-брачных отношений в период независимости, особенно в современную эпоху. В последнее десятилетие наблюдался дефицит концептуальных работ, исследующих эту область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FAMILY AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

The article discusses the profound changes occurring in Azerbaijani society against the backdrop of globalisation. These changes, typical of countries with transitional economies, have a significant impact on all aspects of society, including family relations, leading to various socio-cultural problems. Consequently, there is a need to study family-marriage relations during the period of independence, especially in the modern era. In the past decade, there has been a scarcity of conceptual works examining this field.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

«шиитеимм-лэишаи» ЖШ / CULTURAL studies

19

CULTURAL STUDIES

УДК: 392.311

Садыхова И А

Азербайджанский Государственный Университет

Культуры и Искусств DOI: 10.24412/2520-6990-2023-34193-19-21 СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Sadikhova IA

Azerbaijan State University of Culture and Arts MODERN FAMILY AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

Аннотация.

В статье рассматриваются глубокие изменения, происходящие в азербайджанском обществе на фоне глобализации. Эти изменения, типичные для стран с переходной экономикой, оказывают существенное влияние на все стороны жизни общества, в том числе на семейные отношения, приводя к различным социокультурным проблемам. Следовательно, возникает необходимость изучения семейно -брачных отношений в период независимости, особенно в современную эпоху. В последнее десятилетие наблюдался дефицит концептуальных работ, исследующих эту область.

Abstract.

The article discusses the profound changes occurring in Azerbaijani society against the backdrop of globalisation. These changes, typical of countries with transitional economies, have a significant impact on all aspects of society, including family relations, leading to various socio-cultural problems. Consequently, there is a need to study family-marriage relations during the period of independence, especially in the modern era.

In the past decade, there has been a scarcity of conceptual works examining thisfield.

Ключевые слова: семейно-брачные отношения, фактическая семья, развод

Keywords: family-marriage relations, the actualfamily, the divorce

Азербайджанская семья в основном находится под защитой закона нашей страны, а также ряда международных документов по правам человека, к которым мы присоединились. Семнадцатая статья конституции Азербайджанской Республики гласит, что семья как основа общества находится под особой защитой государства. [2]

Все формы общественной жизни затрагиваются изменением социокультурной ситуации в современном Азербайджане. Крепкая и прочная семья является одной из важнейших составляющих современного общества. Начиная с середины XX века в семейном институте произошли значительные и необратимые изменения, которые привели к кризису того же традиционного семейного института. Обычий прожить всю жизнь вместе ушла в прошлое. Число неполных и приемных семей, а также количество абортов ощутимо возросло. Текущие изменения отражаются на всех этапах развития семьи.

Усиление тенденции к низкой рождаемости детей в семьях, нуклеаризация семьи (простые ма-лодетные семьи), изменение гендерных ролей мужа и жены, увеличение возраста вступления в брак, а иногда и усиление института «сожительства» без брака, предпочтение мальчиков девочкам в семьях и т. д. сделали эти вопросы в Азербайджанских семьях актуальными. Кстати, по статистике 2021 года Азербайджан занял первое место в мире по количеству селективных абортов. Хотя до этого года список возглавлял Китай, последние статистические

показатели вывели Азербайджан на первое место. В настоящий момент в нашей стране сложилось соотношение 115 мальчиков на 100 девочек. По расчетам Фонда народонаселения ООН, если такое серьезное нарушение гендерного соотношения среди новорожденных в Азербайджане продолжится то к 2050 году число мальчиков рождающихся ежегодно будет на 12-15 тысяч больше количества девочек. Такое возростание количества мужчин в обществе может привести к печальным последствиям, таких как гендерное неравенство, насилие, ранние браки, торговля людьми и рост преступности. [3]

За последние десятилетия структура и состав семьи в нашей стране изменились. Нуклеарный тип семьи состоящий из мужа, жены и одного-двух детей преобладает в настоящий момент. Ситуация прогнозирует столкновение с демографической проблемой что обязывает государство держать семей в центре внимания. Более трети разводов приходится на молодые супружеские пары прожившие вместе менее пяти лет.

Современные браки воспринимаются как «временный контракт» пересмотрение которого (развод) рассматривается как проявление свободы. Изменение отношение общества к разводу изменил и подход к браку как к обязательной и единственной форме совместного проживания. Развод уже превратился в глобальный демографический процесс, горькие последствия которой крайне негативно отражаются на духовном мире детей в этих семьях, на

СЦЬТШЛЬ ЗТШШБ / «ШИШФУЛУМ^ШШМаИ» #33(192)), 2Ш3

20

развитии их сознания, и на их здоровье. Сформировавшееся у детей чувство недоверия и страха непосредственно ощущается в их взаимодействии с другими людьми. Разводы которые происходят в подростковом возрасте имеют особенно тяжелые последствия с педагогической и психо-медицинской точки зрения. На ряду со снижением показателей образования и обучения детей также ухудшаются и их взаимоотношения со своими сверстниками. По мнению ведущих психологов мира доразводный период, бракоразводный процесс или после разводный период характеризуется как этап особой важности с точки зрения формирования личности ребенка. Обратив внимание на статистические показатели нашей страны легко увидеть что за 10 лет показатели соотношения браков и разводов сильно увеличилось. Так как в 2012 году в стране было зарегистрировано 79 065 брака и 11 087 развода, а за п 2022 год было зарегистрировано 61 939 брака и 15 983 разводов. [1] Если десять лет назад расторгался каждый седьмой брак то в этом году это число возросло до каждого четвертого брака. Исследования показывают что уровень развития личности и способности занять высокое положение в обществе у детей растущих в неполных семьях очень низкий.

Подписание брачного договора между мужчиной и женщиной до или после вступления в брак также входит в списке отброшенных вопросов. Ментальный характер играет ключевую роль в хрупком отношении сторон к заключению брачного договора. Исследованиями установлено что молодые люди вступающие в брак ни только не хотят говорить но даже и думать о рассматриваемой проблеме. Ни одна из сторон не осмеливается ничего сказать другой стороне о брачном контракте. Считается, что это может вызвать недоверие у другой стороны и впоследствии привести к осложнениям в совместной жизни. Вспомним, что в течение нескольких лет медицинский осмотр перед входом в брак тоже вызывал споры, но после того, как он стал обязательным, все начали проходить медицинский осмотр. По нашему мнению, обязательное применение брачного договора до вступления в брак может стать полезным инструментом в предотвращении будущих конфликтов, а в ряде случаев разводов или шумных разводов.

Карл Витакер, крупный американский специалист по семейной психотерапии считает развод вообще бессмысленным. Просто (это совсем непросто) всегда нужно корректировать отношения - это выводит семьи из тупиков, и направлять энергию конфликтов на личностное развитие, а не на взаимные обвинения с обеих сторон и развод. В противном случае вся энергия отношений, мудрость, которую они создают, весь опыт заканчивается обвинениями сторон друг друга, возложением вины и ответственности на другую сторону. [5, с. 104]

Каждый народ имеет свои семейные модели, основанная на его исторически сложившихся ценностях Помимо этих общих ценностей, в каждой семье есть свои неписаные «законы», принципы и особенности. Профессор Ниязи Мехди в одной из

своих работ пишет: «...менталитет азербайджанского народа отступает перед большими деньгами. Если бы большинство наших женщин имели возможность воспитывать своих детей без мужа и без больших страданий, они бы легко развелись со своими вспыльчивыми мужьями-феодалами или такие мужья очень быстро исправились бы, и стали бы копией европейских мужчин, который с пониманием относится к своей жене. Позвольте подчеркнуть, что сейчас я говорю не обо всех, а о доминирующей тенденции или же большинстве. Не знаю так ли во всем мире, но у нас это на 100% так: поведение и черты характера непростительные слабой и одинокой женщине легко прощаются богатой, властной, ответственной, состоятельной женщине». [4, с.204] В целом во мнении профессора имеется большой процент истины. В свое время из за наших ментальных ценностей, существующего общественного осуждения разведенных семей в обществе, возражений старейшин семей, вопросов социального обеспечения пар после развода и т. д., естественно число разводов не увеличивалось. То есть статистика искусственно оставалась неизменной. Даже если женщины и дети подвергались насилию и жестокости в семье, страх того, что женщины не будут приняты своими семьями, не смогут обеспечить своих детей материально, а также отсутствие экономической зависимости удерживают наших женщин от этого процесса. Сегодня увеличилось число женщин, которые твердо стоят на своих ногах в обществе, которые могут обеспечить себя и своих детей материально, имеют экономическую свободу, которые знают свои права и не угнетают себя, которые говорят «нет» насилию. Это дает возможность женщинам освободится от публичной критики, социальной стигмы и страха столкнуться с финансовыми проблемами и в последствии свободу принимать решения.

Ещё одной из причин быстрого роста числа разводов это не сложность процесса расторжения брака с точки зрения законодательства. Считаю, что для предотвращения расторжения браков необходимо серьезно изменить законодательство, ужесточить правила процесса развода и одновременно создать институт семейных психологов. Это учреждение должно оказывать обязательную помощь семейным парам. Все мы хорошо знаем, что в обществах похожих на нашу психологов всерьез не воспринимают и часто отказываются от психологической помощи. Если обязать пары, подающие заявление о разводе, обратится к семейному психологу во время бракоразводного процесса, то возможно определенному проценту людей можно будет помочь избежать расторжения брака. Иногда встречаются семьи, где единство семьи наносит психологическую и моральную травму детям, растущим в семье, и по этой причине единственным решением проблемы является развод. Поэтому к этому деликатному вопросу следует относиться с особой осторожностью. [6]

Таким образом к тенденциям последних десятилетий в сфере семейно -брачных отношений относятся нетрадиционные семьи, альтернативные

«шиишимм-лэишаи » 2023 / CULTURAL STUDIES

формы семейно-брачных отношений и в первую очередь незарегистрированные сожительства и дети рожденные вне брака, в том числе в материнских семьях (одиноких). В том числе стали множиться неполные семьи, возглавляемые отцами. Следует также отметить, что в стране постепенно увеличивается средний возраст вступления в брак, что характерно для многих европейских стран. [1]

Современные демографы подчеркивают и тот факт, что, несмотря на то что брачные отношения и сожительство стали столь недолговечными и что временные браки множатся но в то же время партнеры в этих отношениях оказываются более верными друг другу. Другими словами, фактор измены чаще встречается среди людей, вступающих в официальный брак, чем среди людей, живущих в гражданском браке. В наше время произошел процесс рождения нового термина - серийной моногамии. В результате сексуальной революция произошедшей на Западе в 60-е годы был создан этот термин и распространен в самый популярный период молодежного движения. Сексуальная революция заменила семейный институт отрицая все, что из него вытекает заменив его концепцией «свободной любви». В результате чего количество реальных браков стал сокращаться. Но суть серийной моногамии в определенном смысле означает возврат к традиционным семейным отношениям.

Существуют и другие факторы, способствующие укреплению отношений в семье, такие как сходство в воспитании пар, равенство социальных статусов, зачастую одинаковые взгляды на проблемы, одинаковая физическая привлекательность, общие интересы и занятия, схожие сексуальные потребности, а также личностные характеристики, в том числе создание эмоциональной близости и способности к принятию поступков, адаптивность, эмоциональная устойчивость и т. д. Немаловажную роль в семейных отношениях играют навыки и культуры общения между мужем и женой. По мнению многих психологов, для достижения семейного счастья необходим весьма ограниченный набор психологических условий: бесконфликтное общение, доверие и сопереживание, взаимопонимание, нормальная интимная жизнь, наличие жиля.

Из приведенного анализа можно сделать вывод, что семья означает, прежде всего, взаимоотно-

21

шения духовно близких друг другу людей и их взаимную поддержку. Развитие общества зависит от развития семьи а развитие семьи от ее прочности.

Искренность и культурное отношение между членами семьи, взаимное уважение друг другу, правильное налаживание детско-родительских отношений относятся к характерным чертам наших семей. Матери воспитывают своих детей в соответствии с нашими национальными и моральными ценностями с момента их рождения.

Мировое сообщество ежегодно отмечает День семьи 15 мая на международном уровне. Основой этой даты является резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 сентября 1993 года. Несмотря на то что этот день отмечается во всем мире с 1994 года, Азербайджан присоединился к этой традиции только в 2008 году. Этот праздничный день воплощает в себя очень важные ценности. Ибо внимание всего мирового общества сосредотачивается на решении семейных проблем.

Не надо забывать, что общество строится на основе семьи. Что бы жить в здоровом обществе нужно стараться построить здоровую семейную жизнь основываясь на национальных ценностях

Список литературы:

1. Azsrbaycan Respublikasinin Dövbt Statistika Komitssi: [Elektron resurs] / URL: https://stat.gov.az/source/demoqraphy/

2. Azsrbaycan Respublikasinin Konstitusiyasi // 12 noyabr 1995-ci ilds qsbul edilmiçdir: [Elektron resurs] URL: https://e-qanun.az/framework/897

3. Azsrbaycanda selektiv abortlar: [Elektron resurs] URL: https://qafqazinfo.az/news/detail/azer-baycan-selektiv-aborta-gore-dunyada-birinci-yere-qalxdi-371196

4. Mehdi N.M. 101 Nssns. Hsrssindsn bir az. -Baki: "Qanun Nsçriyyati", -2014. - 448 s.

5. Витакер К. «Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте» / К.Витакер, В.Бамберри // Перев. с англ. А.З. Шапиро. - Москва: Независимая фирма «Класс», -1988, - 248 с.

6. Sadiqova I.A. Boçanma vs onun yaratdigi problemlsr: [Elektron resurs] / 21-12-2018, URL: https://xeberdar.net/23298-ilahe-sadiqova-bu-hessas-meseleye-xususi-diqqetle-yanashilmalidir.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.