Научная статья на тему 'Пути совершенствования регулирования семейно-брачных отношений в Иране и Азербайджане'

Пути совершенствования регулирования семейно-брачных отношений в Иране и Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
семья / брак / правовая мысль / история / воспитание / гражданское общество / социально-политическая мысль / правовая политика. / family / marriage / legal thought / civil society / history / education / social and political thought / legal policy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Дорофеева Марина Александровна

Сравнительный анализ основ брачно-семейного законодательства в Иране и Азербайджане позволяет внимательнее рассмотреть предпосылки и тенденции развития не только исследуемой отрасли права, но и современной правовой системы этих стран, в целом. Знание основ брачно-семейных отношений и модернизирующихся исламских традиций в Иране и Азербайджане позволит учитывать особенности исторического развития этих соседних стран в налаживании полнокровных добрососедских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Дорофеева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS TO PERFECTION OF REGULATION OF MARITAL-AND FAMILY RELATIONS IN IRAN AND AZERBAIJAN

A comparative analysis of the basis of marital-and family legislation in Iran and Azerbaijan allows us to get a more attentive look on the preconditions and tendencies of development not only of the studied branch of law, but of the modern legal system of these countries on the whole, as well. The knowledge of the fundamentals of marital-and family relations and of modernizing Islamic traditions in Iran and Azerbaijan will allow to take into account the specific historical development of these neighboring countries in the establishment of full-fledged good-neighbourly relations.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования регулирования семейно-брачных отношений в Иране и Азербайджане»

ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / LEGAL RESEARCH

***

http://dx.doi.org/10.24411/2541 -8947-2019-10004 УДК 340.5

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИРАНЕ И АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Иванов Александр Михайлович

канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридической школы Дальневосточного федерального университета,

г. Владивосток Ami_25.07@bk. ru Дорофеева Марина Александровна канд. историч. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридической школы Дальневосточного федерального университета,

г. Владивосток dorofeeva. ma@dvfu. ru

THE WAYS TO PERFECTION OF REGULATION OF MARITAL-AND FAMILY RELATIONS IN IRAN AND AZERBAIJAN

Aleksandr M. Ivanov

Dr. of Law, Assistant professor of Chair of Theory &

History of State and Law, Law School of Far Eastern Federal University,

Vladivostok Marina A. Dorofeyeva

Dr. of History, Assistant professor of Chair of Theory &

History of State and Law, Law School of Far Eastern Federal University,

Vladivostok

АННОТАЦИЯ

Сравнительный анализ основ брачно-семейного законодательства в Иране и Азербайджане позволяет внимательнее рассмотреть предпосылки и тенденции развития не только исследуемой отрасли права, но и современной правовой системы этих стран, в целом. Знание основ брачно-семейных отношений и модернизирующихся исламских традиций в Иране и Азербайджане позволит учитывать особенности исторического развития этих соседних стран в налаживании полнокровных добрососедских отношений.

ABSTRACT

A comparative analysis of the basis of marital-and family legislation in Iran and Azerbaijan allows us to get a more attentive look on the preconditions and tendencies of development not only of the studied branch of law, but of the modern legal system of these countries on the whole, as well. The knowledge of the fundamentals of marital-and family relations and of modernizing Islamic traditions in Iran and Azerbaijan will allow to take into account the specific historical development of these neighboring countries in the establishment of full-fledged good-neighbourly relations.

Ключевые слова: семья; брак; правовая мысль; история; воспитание; гражданское общество; социально-политическая мысль; правовая политика.

Key words: family; marriage; legal thought; civil society; history; education; social and political thought; legal policy.

Введение

В прошлом номере журнала нами было предложено знакомство с историей развития регулирования брачно-семейных отношений в Иране и Азербайджане [18]. Данная работа является логическим продолжением предыдущей и касается некоторых путей совершенствования брачно-семейного законодательства в названных странах. Взгляд на регулирование брачно-семейных отношений в отдельных странах позволяет переосмыслить эти отношения в нашей стране,

обогатив понимание нравственной ответственности за целостность брачного союза, воспитание детей. Что из них вырастет? Кадры, пригодные для России или для иных стран? В России, как и в Иране и Азербайджане, в настоящее время брак во многом сохраняется как традиционный способ создания семьи. С процессом эволюции института брака тесно связаны мораль, нравственность, обычаи, традиции, религия, культура, идеология. Подобно европейскому взгляду на брак, в исламе он также рассматривается как социальный договор, в котором определены обязательства и права для мужчин и женщин в отношении друг друга. Мусульманское право относят к системе религиозно-традиционного права, где право и религия тесным образом переплетаются, становясь единым целым. В юридической литературе нередко подчеркивается, что система норм, которые в исламском обществе являются правовыми, часто выражается в религиозной форме [15,76]. Основой мусульманских взглядов на семейные отношения является строгое соблюдение принципов мусульманской догматики, права и этики, предусмотренных в религиозных документах ислама, прежде всего, в Коране [14,14]. Нам представляется, что это не является спецификой лишь ислама, подобное касается и иных религий, в том числе и иудаизма и христианства. Светские нормы, в частности, регулирующие брачно-семейные отношения в Европе, во многом повторяют религиозные нормы, хотя и без заострения внимания на этом. Возможно, в последующих работах мы коснемся подробнее этой особенности.

В настоящее время вопросы семьи и детства в мусульманских странах, как и в европейских странах, регулируются не только положениями религии, но и законодательством, которое, впрочем, нередко разрозненное и упорядочивает лишь отдельные стороны сферы семьи. На этом фоне сравнительный анализ путей совершенствования регулирования брачно-семейных отношений в Иране, где, считается, в большей степени придерживаются традиционных подходов к понимаю семьи, брака с позиции ислама и религиозным нормам отводится еще большая роль, и в Азербайджане, где ключевая роль отводится не нормам религии, а светскому законодательству, дает определенную почву для размышлений о

совершенствовании и российского брачно-семейного законодательства.

1. Регулирование семейно-брачных отношений в современном Иране

Ст. 10 Конституции Иранской Республики 1979 г. устанавливает: «так как семья является основной ячейкой исламского общества, все законы и нормативные акты должны быть направлены на облегчение создания семьи, охрану её священного статуса и прочность семейных отношений на основе исламского права и морали» [25]. Революция 1979 года внесла значительные поправки в семейное право Ирана. В частности, сразу после революции был отменен Закон о защите семьи, брачный возраст для девочек снова снижен, до 13 лет, в то же время были отменены ограничения на многоженство и временные браки. Иногда отмечается, что правовые кодексы Ирана не вполне отражают социальную реальность семейной жизни и положение женщин в стране, что существует большой разрыв между тем, что разрешено законом, и тем, что действительно происходит в обществе. Например, закон, разрешая вступать в брак девушке с 9 лет, с одобрения ее опекуна, фактически легализирует секс с маленькой девочкой. Это противоречит не только Конвенции о правах ребенка [4] (к Конвенции Исламская Республика Иран присоединилась в 1994 году, с оговорками), в которой ребенок определяется как лицо в возрасте до 18 лет (статья 1) и государство несет ответственность за защиту детей от всех форм эксплуатации, включая сексуальную (статьи 34, 35 и 36), но и Всеобщей декларации прав человека [1], статья 16 которой гласит, что «брак заключается только при свободном и полном согласии будущих супругов». Тем не менее, договорные браки в Иране являются обычным явлением, а некоторые из них бывают принудительными. Принудительные браки происходят преимущественно в сельской местности, в городах это явление достаточно редко. По данным ЮНИСЕФ приблизительно 5,4% иранских детей вступают в брак в возрасте до 15 лет, а 17% вступают в брак к 18 годам [29]. Браки между молодыми девушками и мужчинами зрелого возраста часто являются результатом бедности или безработицы. Интересно, что хотя концепции и теория брака были изменены исламскими традициями, фактические церемонии

остались более или менее такими же, какими они были в древней иранской культуре. Как правило, договариваются о браке родители молодых людей. Семейное право Ирана обстоятельно регламентирует добрачный период и включает институт сватовства (хастагари) [29].

ГК Иранской Республики [11] регламентирует разные аспекты, касающиеся жениха и невесты. Например, статьей 1034 определено право жениха просить руки девушки в том случае, если этому ничего не препятствует; ст. 1035 устанавливает право на расторжение помолвки, а установление суммы брачного выкупа в брачном договоре и последствия его неуплаты регулируется статьями 1078-1101 ГК Иранской Республики. При заключении брака для женщины, ранее не состоявшей в браке, требуется официально заверенное разрешение отца или разрешительное решение суда (ст.1041 ГК Иранской Республики [11]). Брак официально регистрируется нотариусом, так же обязательно заключение брака муфтием в мечети. Прежде чем вступить в брак молодые люди должны пройти медицинское освидетельствование с целью исключения наличия заболеваний, приведенных в перечне ст. 1040 ГК Иранской Республики [11]. Обнаружение любого заболевание из перечня, дает право расторжения помолвки. Празднование свадьбы в Иране, мероприятие довольно затратное и зависит от материального положения семьи. Обычно торжество проходит в ресторане или дома у жениха.

Личные неимущественные права в мусульманском праве очень разнообразны. В семейном же законодательстве они для супругов почти одинаковы, за исключением некоторых (например, супруг не может расторгнуть брак до достижения ребенком полутора лет и др.). Права супругов достаточно дифференцированы. В частности, мужчина имеет право управлять семьей, а жена обязана подчиняться мужу. Жена имеет право на удовлетворение своих биологических потребностей и на справедливое отношение к ней. То, что зарабатывает муж, он должен тратить на нее и своих детей. А если женщина работает, то средства, заработанные ею, являются ее личной, а не совместной собственностью. Ст. 1199 ГК Иранской Республики, возлагает полную

ответственность за расходы детей на мужа, или если он умер или не может взять на себя ответственность, то эта ответственность переходит к отцу мужа или дедушке. Только после исчерпания этих ресурсов мать несет ответственность за благосостояние своих детей. Ст. 1206 ГК Иранской Республики, позволяет жене требовать все предыдущие неплатежи и подать жалобу в суд, в случае, если муж обанкротился, так как этот долг считается приоритетным, по отношению к другим долгам. Некоторые сторонники этого закона воспринимают его как особую привилегию, предоставляемую женщинам, но фактически это усиливает представление о том, что мать не является опекуном детей и является полностью экономически зависимой [11].

Условно личные неимущественные отношения супругов можно разделить на декларативные нормы, содержащие как нормы морали, так и нормы права, на отношения, складывающиеся из права мужчины на управление семьей и обязанности женщины в подчинении ему.

Иранское законодательство все еще допускает многоженство, это не только противоречит международным стандартам, но и явно не связано с социальной реальностью иранского общества. По общему мнению, многоженство в Иране практически отсутствует, поскольку супруг обязан содержать каждую из жен в одинаково достойных условиях, что требует значительных материальных затрат. И все же закон остается, и официальные каналы стремятся продвигать эту практику. И, хотя жена по закону может подать на развод, если муж женится на другой женщине без ее согласия, на практике это нелегко. Во многих случаях она находится в финансовой зависимости от мужа и в соответствии с законами об опеке над детьми, в случае развода она, скорее всего, потеряет опеку над ними.

Право на развод является важной составляющей брачных отношений. В последнее время оно подверглось значительным изменениям, в сторону соблюдения интересов женщин. Измененная версия положений о разводе в Законе о защите семьи была принята 23-го сентября 1979 года. Было предписано создание специальных гражданских судов, которые приступили к работе в

ноябре того же года. Изначально право на развод принадлежало исключительно мужу, но в соответствии с Законом о защите семьи, как мужчины, так и женщины могут просить суд о разводе при определенных обстоятельствах [ 12,100]. В дальнейшем Закон о защите семьи был ратифицирован Кабинетом министров 24 июня 2007 года [8]. Развод разрешается только после попытки судьи примирить стороны, а уже по итогу, суд назначит слушание дела и вынесет решение. Если согласие на развод обоюдно, то супруги регистрируют свой развод в Бюро регистрации брака и развода в присутствии двух свидетелей.

Развод будет считаться обоснованным для мужчины, если, женщина страдает заболеваниями, которые согласно ст. 1123 ГК Иранской Республики препятствуют деторождению, а для женщины, этот вопрос решается на основании ст. 1122 ГК Ирана. Помимо этого, диагностированное психическое расстройство одного из супругов дает другому полное право на развод (ст. 1121 ГК Иранской Республики). В закон 1992 года были внесены поправки в положение о разводе, расширив доступ жены к разводу, предоставив женщинам больше оснований для подачи заявления на развод [11].

Опека над детьми, уже не являющаяся неотъемлемым правом отцов, теперь решается специальными гражданскими судами. При любых обстоятельствах за женщиной сохраняется право на махр [21,69] (приданое выплачиваемое мужем жене) и содержание, куда включаются расходы на одежду, питание, жилье, лечение и др. Говоря о махре, заметим, что он часто представлен как страховой полис жены против развода или за него. По словам юристов, сталкивающихся с тем, что иранские женщины все чаще обращаются к использованию своего законного права на махр, они используют его как своего рода страховку. Мужья обязаны платить эту сумму женам при разводе. В общем, махр вступает в игру только во время развода. В соответствии с так называемым «разводом по обоюдному согласию» женщина может отказаться от части, или от всего своего махра, чтобы предоставить своему мужу финансовый стимул отпустить ее [ 33]. Некоторые женщины, напротив, не желая развода, могут использовать махр, чтобы оставаться в браке, поскольку, его сумма, исчисляемая в золотых монетах

(по договоренности, махр может быть в любом эквиваленте [ 27]), может быть непомерно высока для выплаты, и неплательщик мог получить тюремное заключение до 5 лет. В 2015 году вышел закон облегчающий выплату махра [ 30], мужчины больше не будут подвергаться аресту, а в случае невозможности выплаты оговоренной суммы, в полном объеме, им вменяется ежемесячная выплата в рассрочку.

Особого внимания в иранском обществе заслуживает такое явление, как временный брак [11]. На арабском языке они называются мута (nikahmut'aa) приятные браки, на фарси это звучит - сигэ (sigheh). Критики отмечают, что большинство вступающих в них женщин - обедневшие, разведенные или овдовевшие женщины, которые нуждаются в финансовой помощи. Глава 6, «О временном браке» ст. 1075 ГК Иранской Республики и глава 3 ст. 22 Закона о защите семьи официально санкционируют эту практику. Согласно законодательству обе стороны могут выполнять службу, читая соответствующий отрывок на фарси или английском языке [28].

Пара должна официально зарегистрировать свой союз только в том случае, если: - женщина беременна; - обе стороны согласны или решают вступить в брак. По ст. 1075 ГК Ирана временный брак не отличается от обычного брака, за исключением того факта, что он имеет установленную продолжительность. Другими словами, мужчине или женщине разрешены сексуальные отношения, но только в течение заранее определенного периода времени. В то же время дети, рожденные в результате временного брака, являются «законными» и имеют право наследования. Поскольку эти браки официально не зарегистрированы, «постоянная» жена может и не знать, что у ее мужа был временный брак. Таких браков у мужчины и у женщины, может быть неограниченное количество. Вступление в подобный брак несовершеннолетних, как и в случае с постоянным браком, допускается, с согласия отца или опекуна и с разрешения судьи. Механизм заключения временного брака довольно прост, в сущности, заключается возмездный договор на определенный срок между мужчиной и женщиной, женщина получат определенную плату от мужчины за исполнение

обязанностей жены.

Критики отмечают, что временный брак, в сущности, является формой узаконенной проституции, в то время как сторонники утверждают, что краткосрочные брачные контракты (которые могут длиться от нескольких минут до 99 лет) являются прагматической лазейкой в стране, которая криминализирует внебрачный секс, предлагая законность и право наследования для детей, рожденных в этом браке [31]. Временный брак был предметом споров не только для законодателей, но и для некоторых иранских феминисток. В начале 1990-х годов президент Рафсанджани объявил, что не видит ничего плохого во временном браке. После негативной реакции на его заявление, он поспешил добавить, что он назвал временный брак хорошим решением только для вдов войны [32]. Как ни странно, но многие люди, в том числе некоторые исламистские феминистки и другие защитники прав женщин, полагают, что сигэ позволяет мужчинам и женщинам поддерживать близкие отношения, не опасаясь нарушения строгих исламских социальных и моральных ценностей.

В целом религия оказала сильное влияние на развитие всех сфер жизни иранского общества, вплоть до того, что действует система узаконенного наказания шариатских судов. Более того, следует отметить, что в Иране действуют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции, которые могут наложить мусульманское наказание за отклонение от норм морали [20,198].

Согласно интерпретации в Иране исламского шариатского закона, действовавшего со времени его революции 1979 года, супружеская измена, в соответствии со статьями Уголовного Кодекса Ирана 1991 года наказывается забиванием камнями осужденных. Наказаниям за внебрачный секс посвящена целая глава УК (ст. 102). При исполнении наказания в виде побития камнями лицо мужского пола должно быть закопано в землю по пояс, а наказуемое лицо женского пола - по грудь. Ст. 104 гласит: «Камни, используемые в качестве орудий наказания, должны быть достаточно крупными, чтобы соответствовать своему названию, но не должны достигать таких размеров, при которых смерть

осужденного лица может наступить в результате одного или двух ударов ими» Другая глава подробно описывает, как подобные отношения могут быть доказаны и проверены в суде [16].

После громких внутренних и международных противоречий по поводу забивания камнями в первые годы существования Исламской Республики, правительство объявило мораторий на забивание камнями в 2002 году. В 2012 году положения, предписывающие забивания камнями были официально исключены из Уголовного Кодекса. Теперь, в соответствии со ст. 225, лицо может быть казнено другим способом. Но, теоретически, Уголовный кодекс позволяет судьям назначать наказание в соответствии с «действующими исламскими источниками» и шариатскими наказаниями. Не смотря на это, до сих пор регистрируют случаи этого вида казни [20].

Количество заключаемых браков в Иране в последние годы снижается в связи с увеличением числа женщин посещающих университет и делающих карьеру независимо от мужчин. Полагаем, что изменения в модели выбора супругов от традиционной к современной, а также возросшая роль женщин в принятии семейных решений, играют значение в их выборе в вопросе принятия решений.

Что касается экономических прав женщин, то, в соответствии со ст.21 ГК Ирана, Правительство должно обеспечить права женщин во всех отношениях в соответствии с исламскими критериями, для достижения таких целей как создание благоприятной среды для роста личности женщины и восстановление ее прав, как материальных, так и интеллектуальных, предоставление специального страхования вдовам, пожилым женщинам и женщинам, оставшимся без поддержки, присуждение опеки над детьми достойным матерям. Исламскими же критериями, на практике женщины ограничены различными способами. Во-первых, они освобождаются от любой ответственности или прав на домашнее хозяйство и уход за детьми; во-вторых, им по закону запрещено быть судьями; в-третьих, женщина не имеет свободы мобильности - ей нужно письменное разрешение от ее мужа или опекуна, чтобы путешествовать или

получить паспорт, будь то для деловых или иных целей; в-четвертых, во многих случаях женщина нуждается в разрешении родственника мужского пола на работу. Хотя женщине не требуется разрешения мужа на работу, он может юридически наложить ограничения на тип работы, которой она может заниматься. Это, опять-таки, вступает в противоречие со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, которая гарантирует каждому право на труд [6].

В 2013 г. Парламентом Ирана был принят первый Семейный кодекс, а в апреле того же года он вступил в силу. Закон отменил ряд действовавших законодательных актов. В частности, этим законом упразднены статьи 642 и 645 -646 УК Ирана (касающиеся соответственно следующих аспектов: наказания платежеспособного мужа за отказ от уплаты финансового содержания жене и родственникам, имеющим право на содержание; нерегистрации постоянного брака, развода и аннулирования развода; женитьбы на девушке, не достигшей брачного возраста), а также 10 законодательных актов полностью и один -частично. Наиболее важными из отмененных актов являются Закон о браке 1931 г., Закон об отказе от брака 1932 г., Закон о праве на опеку 1986 г., Закон о внесении изменений в порядок развода и Закон о передаче под юрисдикцию нескольких существующих судов предмета статьи 21 Конституции. Семейный кодекс 2013 г. состоит из 58 статей и ряда примечаний («табсирах»), разделенных на семь глав, которые рассматриваются последовательно. В этом же источнике закреплены положения о создании суда по семейным делам и его юрисдикции. Нормы временного брака также регламентируются предписаниями ислама и нормами Гражданского кодекса, в частности, как указано выше, его регистрация обязательна в следующих случаях: «в случае беременности жены; по согласованию сторон; в случае обязательной регистрации согласно условиям договора».

За последние три политических режима в Иране законные права женщин подвергались многочисленным изменениям. Во времена правления Каджарской королевской династии, управлявшей Ираном с конца 1800-х до начала 20-го

века, женщины были более изолированы, поскольку и их экономический вклад был ограничен работой по дому и они не занимались политикой. Эти условия в значительной степени изменились во время режима Пехлеви 1925 -1979 годах, когда женщины имели гораздо больше свободы, благодаря стремлению шаха сделать Иран более современной или более европейской страной. После Иранской революции 1979 года, свобода для женщин была значительно ограничена, как в правовых, так и в социальных аспектах. Однако, по сравнению с другими регионами Южной Азии женщины в Иране имеют более широкий доступ к финансовым счетам, образованию и мобильным телефонам. Тем не менее, на сегодняшний день, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [3] Иран не подписал, но подписаны такие документы по правам человека, как: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Международный пакт о гражданских и политических правах [5]; Международный пакт об Экономических, социальных и культурных правах; Конвенция об отмене рабства [2].

Исходя из изложенного, по нашему мнению, в настоящее время еще существует ряд противоречий между иранским семейным правом и международными правами человека.

2. Основы правового регулирования семейных отношений в Азербайджане

После развала Советского союза в Азербайджане 12 ноября 1995 года была принята первая конституция независимого Азербайджана, которая регламентирует осуществление законодательной власти. Законодательную власть в Азербайджанской Республике осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики [13,21].

Сейчас Азербайджан - светская страна, и ее конституция основана на светских ценностях. Ислам, русское православие и иудаизм считаются «традиционными» религиями, которые можно свободно исповедовать.

Семейное законодательство состоит из Конституции Азербайджанской Республики [7], Семейного Кодекса Азербайджанской Республики (далее - СК Азербайджана) [9] и других соответствующих законодательных актов, принятых

в соответствии с СК Азербайджана и международных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика. В соответствии со ст. 17 Конституции Азербайджанской Республики: «Семья как основная ячейка общества находится под особой опекой государства» [7]. Согласно СК Азербайджана правовое регулирование брачных и семейных отношений в республике, с юридической точки зрения, осуществляется государством. В этой связи, признается только брак, заключенный в соответствующем органе исполнительной власти. Религиозное бракосочетание не имеет юридической силы. СК Азербайджана устанавливает правила и условия заключения и расторжения брака (статьи 9-13, в гл. 23 статьи 171 -175), а так же признание его недействительным. В случае развода, почти в 100% случаев дети остаются при матери, а отец обязан отчислять часть своего заработка на содержание детей, то есть, выплачивать алименты. Имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между членами семьи, так же регулируются статьями СК Азербайджана, несмотря на то, что СК Азербайджана содержит положения, регламентирующие содержание и составление брачного контракта.

Основой правового регулирования семейных отношений является принцип добровольности мужчины и женщины при заключении брака, а также равноправие супругов, решение внутрисемейных вопросов на основе взаимного согласия, преимущество семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи [9].

К сожалению, неблагоприятные аспекты переходного периода в Азербайджане, как и в других постсоветских республиках, наиболее сильно затронули женщин. Из-за определенной динамики свободного рынка, приватизации и структурной перестройки многие женщины потеряли государственную занятость и предоставляемые государством возможности занятости в таких областях, как образование и здравоохранение. Кроме того, этноцентрический национализм, возрождение местных консервативных традиций и обычаев и растущее влияние патриархальных версий ислама (как

шиитского, так и суннитского ваххабитского исламизма) поставили под угрозу равные права и равноправное гражданство мужчин и женщин. Большинство женщин работают в более низкооплачиваемом государственном секторе, нежели мужчины, а традиционные нормы увековечивают дискриминацию и насилие в отношении женщин.

Конституция Азербайджана в статье, посвященной праву на равенство, в качестве отдельного положения устанавливает, что «мужчины и женщины обладают равными правами и свободами» (часть II ст. 25), и прямо запрещает «ограничивать в правах и свободах человека и гражданина исходя из ...принадлежности к полу» [7]. Равенство между мужчинами и женщинами подтверждено впоследствии соответствующими законами и законодательными актами Азербайджанской Республики. Но после развала Советского Союза возникли новые препятствия и активизировались патриархальные общественные структуры. Сложный процесс национального и государственного становления не мог не повлиять на сложившуюся ситуацию в семейно-брачной сфере.

Например, существующее гражданское и семейное право в Азербайджане переживает все возрастающее на практике число браков, основанных на шариате, вместо гражданского кодекса или параллельно с ним. Эта растущая практика создает параллельную (неформальную и незарегистрированную) модель брака, которая делает женщин более уязвимыми и лишает их формальной правовой защиты в отношении многоженства, развода, опеки над детьми и выплаты алиментов [17].

Согласно СК Азербайджана (ст.11), допустимый возраст для вступления в брак женщиной составляет 18 лет. Одной из «важных проблем, с которыми, в настоящее время сталкивается население, особенно, в сельских районах Азербайджана, являются ранние браки, т.е. браки, заключенные до наступления хотя бы у одного из супругов возраста согласия на брак [23]. В соответствии с Уголовным кодексом Азербайджана, принуждение лица до 18 лет к вступлению в брак грозит наказанием, либо штрафом в размере от трех до четырех тысяч манат, либо арестом, до 4 лет (ст.176-1) [10]. В этой связи, председатель

Государственного комитета по проблемам семьи, женщин и детей Хиджран Гусейнова требует уточнения условий, при которых возможно заключение брака с несовершеннолетней девушкой, поскольку, по ее мнению, ранний брак влияет не только на дальнейшую сферу деятельности, выбор профессии, но и развитие молодой женщины, изолируя ее от общества [26].

Похищение невест в Азербайджане, как и во многих странах Кавказа и Центральной Азии, является давней и противоречивой традицией, которую некоторые считают безвредным способом экономии денег на свадьбе, а другие, варварским нарушением прав человека. Как и в ряде иных кавказских регионов бывшего Советского Союза, в Азербайджане возобновились случаи принудительных браков. Имеют случаи похищения женщин и девочек, иногда даже возраста от 12 лет. Семья похитителя оказывает психологическое, а иногда и физическое давление, принуждая молодую женщину дать согласие на брак [22]. Похищение невесты, по сути, является похищением человека, если оно совершено против ее воли, и подпадает под ст. 144 УК Азербайджана [10]. Минимальное наказание за данное преступление составляет пять лет лишения свободы. Как и в Иране, достижение гендерного равенства в Азербайджане, стало заложником предписанной ответственности женщин как основных хранительниц традиций, национальной и этнической самобытности. Некоторые традиционные образы, обычаи и стереотипы женственности, названные асил (подлинный) и исматли (целомудрие) были сохранены в качестве маркеров идентичности, определяющих этническую принадлежность азербайджанцев и отличающих их от русских. Среди основных институтов, предлагающих азербайджанцам возможность противостоять полной ассимиляции, были семья и религия.

Родственные браки широко распространены в некоторых странах мира, но в Азербайджане, это явление стало настоящей проблемой, когда было обнаружено, что в стране наблюдается высокий уровень редкого генетического заболевания, называемого талассемией. Медики считают, что эту проблему породили именно внутрисемейные браки. В этой связи, с 2015 года в

Азербайджане, с целью выявления наследственных и генетических заболеваний, будущим супругам, так же как и в Иране, вменяется в обязанность прохождение медицинского обследования [24].

Многоженство, еще одно явление, узаконенное в Иране, запрещено законом в Азербайджане. Не смотря на это, существует множество семей, в которых мужчина фактически состоит в браке с несколькими женщинами. Популярность таких браков значительно выросла за двадцать пять лет с момента обретения Азербайджаном независимости.

Исходя из ст. 12 СК Азербайджана, мы можем формально считать, что многоженство является незаконным, но за нарушение этого пункта статьи не предусмотрены какие-либо меры наказания. Что касается детей, рожденных в таких браках, то «в соответствии со статьей 44.3. СК Азербайджана, отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается по инициативе отца и матери ребенка.

Понятия временный брак в азербайджанском законодательстве, в отличие от иранского, нет. В настоящее время семейное законодательство Азербайджана находится в большей степени в соответствии с международными стандартами, чем когда либо, с учетом такого специфического фактора как многодетность семей, включая особенное положение женщин в семьях. Охрану интересов матери и ребенка обеспечивают специальные меры по охране труда и здоровья женщины, создание условий, которые позволяют женщинам сочетать труд с материнством, обеспечивая им правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнства и детства.

После развала СССР, Азербайджанская Республика присоединилась практически ко всем основным международным документам по защите прав женщин и детей, приняв соответствующие законы в республике еще в 1990-х годах. В отличие от Ирана, Азербайджан присоединился к Конвенции ООН О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин..

Заключение

Современный период развития основ семейно-брачного законодательства

Ирана и Азербайджана являет значительные различия в подходах развитию семейно-брачных отношений. Две страны, имеющие некогда одну историю развития, вошли в современность разными путями. СК Азербайджана был утверждён в 1999 году, в нем определены стандарты, регулирующие установление и укрепление семейных отношений, принципы нарушения отношений, права и обязанности членов семьи, обязанности государственных органов в этой области, а также правила государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с основополагающими правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Азербайджанской Республики. В настоящее время семейное законодательство Азербайджана развивается в большей степени в соответствии с международными стандартами, чем когда либо. Азербайджан присоединился практически ко всем основным международным документам по защите прав женщин и детей, приняв соответствующие законы в республике еще в 1990-х годах.

В Иране законные права женщин подвергались многочисленным изменениям. Изолированность женщин до начала 20-го века сменилась предоставлением им большей свободы во время режима Пехлеви до 80-х годов. После Иранской революции 1979 года свобода для женщин вновь была значительно ограничена, как в правовых, так и в социальных аспектах. Правовые кодексы Ирана до сих пор не вполне отражают социальную реальность семейной жизни и положение женщин в стране. В сравнении с Республикой Азербайджан женщины Ирана более ограничены в правах, они находятся в более слабом положении по сравнению с мужчинами. Вместе с тем, Иран присоединился к ряду Конвенций, затрагивающих, среди прочего, права женщин, и есть надежда, что серьезные противоречия между иранским семейным правом и международными правами человека исчезнут.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной

Ассамблеей ООН 10.12.1948 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 08.05.2019).

2. Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25.09.1926, с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 года: заключена в г. Женеве 25.09.1926 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15260#0 04273719378008212 (дата обращения: 13.05.2019).

3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18.12.1979 [Электронный ресурс] // Сайт ООН. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (дата обращения: 13.05.2019).

4. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 08.05.2019).

5. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (дата обращения: 13.05.2019).

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/ (дата обращения: 13.05.2019).

7. Конституция Азербайджанской Республики от 12.11.1995 (с

изменениями и дополнениями по состоянию на 11.10.2016 г.) [Электронный ресурс] // Онлайн-Закон. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420395 (дата обращения: 13.05.2019).

8. Закон о защите семьи 23.07.2007 № 36780/68357 [Электронный ресурс] // Iranian Divorce In USA. Режим доступа: https://iraniandivorceinusa.com (дата обращения: 11.05.2019).

9. Семейный Кодекс Азербайджанской Республики: утвержден Законом Азербайджанской Республики от 28.12.1999 № 781-IQ (с изменениями от 09.04.2019) [Электронный ресурс] // Онлайн-Закон. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420386 (дата обращения: 13.05.2019).

10. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики: утвержден Законом Азербайджанской Республики от 30.12.1999 № 787-IQ [Электронный ресурс] // Онлайн-Закон. Режим доступа: https://online.zakon.kz/m/document/?doc_id=30420353 (дата обращения: 13.05.2019).

11. The Civil Code of the Islamic Republic of Iran. [Электронный ресурс] // WIPO. Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/ir/ir009en.pdf (дата обращения: 06.05.2019).

12. Абедини, М.Х. Расторжение брака в Иранском праве: дисс. ... канд. юрид. наук / М.Х. Абедини. Душанбе, 2016. 218с.

13. Ахмедова, Ф.М. Процесс формирования внешней политики Азербайджанской Республики: Институциональные аспекты. Практикум / Ф.М. Ахмедова, А.А. Корнилов. Нижний Новгород: Нижегородский университет, 2018. 74 с.

14. Вагапов, М.В. Ислам и семья / М.В. Вагапов. М.: Наука, 1980. - 174

c.

15. Володина, Н.В. Отношения государства и религиозных

объединений: опыт правового регулирования / Н.В. Володина. СПб.: Изд-во Юридического ин-та, 2010. - 209 с.

16. Выдержки из уголовного кодекса Исламской республики Иран. [Электронный ресурс] // Пикабу. Режим доступа: https://pikabu.ru (дата обращения: 02.05.2019).

17. Женщины, демократизация и ислам в постсоветском Азербайджане. Независимое исследование. 2011 г. [Электронный ресурс] // Центр Вудро Уилсона. Режим доступа: https://www.wilsoncenter.org (дата обращения: 07.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Иванов А.М., Дорофеева М.А. К вопросу об истории регулирования семейно-брачных отношений в Иране и Азербайджане// «Теология. Философия. Право». 2019. №2.

19. Иран: оппозиционные политические группы, силовые структуры, избранные проблемы в области прав человека, верховенство права [Электронный ресурс] // Сайт УВКБ ООН. Режим доступа: https://www.refworld.org/cgibin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc= y&docid=57b71856a (дата обращения: 07.05.2019).

20. Магомедова, М.Р. Некоторые аспекты развития мусульманского права в странах арабского востока / Магомедова М.Р. Нурмагомедов И.Г.// Государство и право. 2016. №10 (89). С. 197-199.

21. Мусульманское право / под ред. Р.И. Беккина. М.: Ummah, 2010. -283 с.

22. Похитители азербайджанской невесты подвергаются суровым наказаниям [Электронный ресурс] // Institute for War & Peace Reporting. Режим доступа: https://iwpr.net/search/google (дата обращения: 10.05.2019).

23. Ранние браки в Азербайджане - уголовные дела [Электронный ресурс] // Новостное агентство «Тренд». Режим доступа: https://www.trend.az/life/socium/2494667.html (дата обращения: 07.05.2019).

24. Родственные браки в Азербайджане - опасная традиция [Электронный ресурс] // Еврорадио. Режим доступа:

https://euroradio.fm/ru/rodstvennye-braki-v-azerbaydzhane-opasnaya-tradiciya (дата обращения: 10.05.2019).

25. Салихов И.И., Малмир Э.Н. Правовое положение супруги по законодательству Российской Федерации и Исламской Республики Иран [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-suprugi-po-zakonodatelstvu-rossiyskoy-federatsii-i-islamskoy-respubliki-iran (дата обращения: 06.05.2019).

26. Семейный кодекс Азербайджана может быть изменен [Электронный ресурс] // Спутник-Новости. Режим доступа: https://az.sputniknews.Ru (дата обращения: 07.05.2019).

27. Суд обязал иранца вернуть жене 124 тысячи роз. [Электронный ресурс] // Корреспондент. Режим доступа: https://korrespondent.net/strange/408233-sud-obyazal-iranca-vernut-zhene-124-tysyachi-roz (дата обращения: 08.05.2019).

28. How Temporary Marriage, or Sigheh, is Spreading in Iran [Электронный ресурс] // Кayhanlife.com. Режим доступа: https://kayhanhfe.com/views/opinion-how-temporary-marriage-or-sigheh-is-spreading-in-iran/ (дата обращения: 02.05.2019).

29. Iran: Children between 12 and 15 Forced into Marriage [ Электронный ресурс] // Iran Focus. Режим доступа: http://www.iranfocus.com (дата обращения: 08.05.2019).

30. New Iran law removes jail terms for men who can't pay dowry [Электронный ресурс] // The Arab Weekly. Режим доступа: https://thearabweekly.com/new-iran (дата обращения: 08.05.2019).

31. Tamilla, F. Ghodsi, Tying A Slipknot: Temporary Marriages in Iran [Электронный ресурс] / F. Tamilla // Michigan Journal of International Law. Режим доступа: https://paperity.org/p/84504231/tying-a-slipknot-temporary-marriages-in-iran (дата обращения: 10.05.2019).

32. Valentine M. Moghadam. Women in the Islamic Republic of Iran: Legal

Status, Social Positions, and Collective Action. [Электронный ресурс] / Valentine M. Moghadam. // Scuolasantanna. Режим доступа: http:// www.sssup.it/UploadDocs/7320_7_R_Women_in_the_Islamic_Republic_of_Ir an_Moghadam_07.pdf (дата обращения: 10.05.2019).

33. William, Y. Iran's Divorce Rate Stirs Fears of Society in Crisis. [Электронный ресурс] / Y. William // NY Times: офиц. Сайт СМИ. Режим доступа: https://www.nytimes.com (дата обращения: 08.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.