Научная статья на тему 'К вопросу об истории регулирования семейно-брачных отношений в Иране и Азербайджане'

К вопросу об истории регулирования семейно-брачных отношений в Иране и Азербайджане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1866
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / брак / правовая мысль / история / воспитание / гражданское общество / социально-политическая мысль / правовая политика / family / marriage / legal thought / civil society / history / education / social and political thought / legal policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Дорофеева Марина Александровна

Развитие Ирана и Азербайджана в отдельные периоды истории шло либо в одном направлении, как, например, после принятия ислама, либо параллельно, как сейчас, либо в диаметрально противоположных направлениях, как, например, в период строительства социализма в Азербайджане. Это нашло отражение и в развитии регулирования общественных процессов, связанных с созданием семьи, как важнейшей составляющей общества. Сравнительный анализ основ брачно-семейного законодательства в Иране и Азербайджане позволяет внимательнее рассмотреть предпосылки и тенденции развития не только исследуемой отрасли права, но и современной правовой системы этих стран, в целом. Знание основ брачно-семейных отношений и модернизирующихся исламских традиций в Иране и Азербайджане позволит учитывать особенности исторического развития этих соседних стран в налаживании полнокровных добрососедских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN APPROACH TO THE HISTORY OF REGULATION OF MARITAL-AND FAMILY RELATIONS IN IRAN AND AZERBAIJAN

The development of Iran and Azerbaijan in some periods of their history went either in one and the same direction, as for example after the acceptance of Islam, or – in parallel ways, like nowadays, or even – in diametrically opposite directions, as, for example, in the period of construction of socialism in the soviet time in Azerbaijan. This found its reflection in development of regulation of social processes, connected to the creation of a family, as the most important component of any society. A comparative analysis of the basis of marital-and family legislation in Iran and Azerbaijan allows us to get a more attentive look on the preconditions and tendencies of development not only of the studied branch of law, but of the modern legal system of these countries on the whole, as well. The knowledge of the fundamentals of marital-and family relations and of modernizing Islamic traditions in Iran and Azerbaijan will allow to take into account the specific historical development of these neighboring countries in the establishment of full-fledged good-neighbourly relation

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории регулирования семейно-брачных отношений в Иране и Азербайджане»

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ /

LEGAL AND PHILOSOPHICAL RESEARCHS

$ $ $

УДК 340.5

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИРАНЕ И АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Иванов Александр Михайлович

канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридической школы Дальневосточного федерального университета,

г. Владивосток Ami_25.07@bk. т

Дорофеева Марина Александровна

канд. историч. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридической школы Дальневосточного федерального университета,

г. Владивосток dorofeeva. ma@dvfu. т

AN APPROACH TO THE HISTORY OF REGULATION OF MARITAL-AND FAMILY RELATIONS IN IRAN AND AZERBAIJAN

Aleksandr M. Ivanov

Dr. of Law, Assistant professor of Chair of Theory &

History of State and Law, Law School of Far Eastern Federal University,

Vladivostok

Marina A. Dorofeyeva

Dr. of History, Assistant professor of Chair of Theory &

History of State and Law, Law School of Far Eastern Federal University,

Vladivostok

АННОТАЦИЯ

Развитие Ирана и Азербайджана в отдельные периоды истории шло либо в одном направлении, как, например, после принятия ислама, либо параллельно, как сейчас, либо в диаметрально противоположных направлениях, как, например, в период строительства социализма в Азербайджане. Это нашло отражение и в развитии регулирования общественных процессов, связанных с созданием семьи, как важнейшей составляющей общества. Сравнительный анализ основ брачно-семейного законодательства в Иране и Азербайджане позволяет внимательнее рассмотреть предпосылки и тенденции развития не только исследуемой отрасли права, но и современной правовой системы этих стран, в целом. Знание основ брачно-семейных отношений и модернизирующихся исламских традиций в Иране и Азербайджане позволит учитывать особенности исторического развития этих соседних стран в налаживании полнокровных добрососедских отношений.

ABSTRACT

The development of Iran and Azerbaijan in some periods of their history went either in one and the same direction, as for example after the acceptance of Islam, or - in parallel ways, like nowadays, or even - in diametrically opposite directions, as, for example, in the period of construction of socialism in the soviet time in Azerbaijan. This found its reflection in development of regulation of social processes, connected to the creation of a family, as the most important component of any society. A comparative analysis of the basis of marital-and family legislation in Iran and Azerbaijan allows us to get a more attentive look on the preconditions and tendencies of development not only of the studied branch of law, but of the modern legal system of these countries on the whole, as well. The knowledge of the fundamentals of marital-and family relations and of modernizing Islamic traditions in Iran and Azerbaijan will allow to take into account the specific historical development of these neighboring countries in the establishment of full-fledged good-neighbourly relations.

Ключевые слова: семья; брак; правовая мысль; история; воспитание; гражданское общество; социально-политическая мысль; правовая политика.

Key words: family; marriage; legal thought; civil society; history; education; social and political thought; legal policy.

Введение

Вряд ли подлежит сомнению, что семья является одним из основополагающих общественных институтов, поскольку она, выступая сплоченной «ячейкой общества», придает обществу стабильность и восполняет население в следующих поколениях. Юридическим фактом, на основании которого возникает семья, является брачный союз, в связи с чем имеется необходимость детального правового регулирования данного института семейного права. Другими словами, «институт брака считается центральным в семейном праве любого государства. Традиционным способом создания семьи является брак. Мораль, нравственность, обычаи, традиции, религия, культура, идеология -явления, тесно связанные с процессом эволюции института брака...» [15,128].

В исламе брак рассматривается как социальный договор, в котором определены обязательства и права для мужчин и женщин в отношении

друг друга. Назначение брака в исламе сводится к рождению и воспитанию детей в рамках законного способа удовлетворения естественных потребностей, поэтому в мусульманском праве у понятия «брак» (по-арабски «ан-никах») есть минимум два значения:

бракосочетание и совокупление с женщиной, при этом в мусульманских странах часто распространены полигамные браки. Мусульманское право относят к системе религиозно-традиционного права, где право и религия тесным образом переплетаются, становясь единым целым. Система норм, которые в исламском обществе являются правовыми, часто выражается в религиозной форме [9,76]. Основой мусульманских взглядов на семейные отношения является строгое соблюдение принципов мусульманской

догматики, права и этики, предусмотренных в религиозных документах ислама, прежде всего, в Коране [8,14]. Однако, в настоящее

время вопросы семьи и детства в мусульманских странах

регулируются не только

положениями религии, но и законодательством. В некоторых странах нормативные правовые акты, нередко разрозненные,

упорядочивают лишь отдельные стороны сферы семьи.

В рамках данной работы будут исследовано развитие норм, регулирующих семейно-брачную сферу в Исламской Республике Иран (далее - Иран) и в Республике Азербайджан. Выбор этих стран для исследования обусловлен тем, что эти государства являются «соседями», исторически привержены к исламу, т.е., ожидается, что во многом у них должен быть общий подход к регулированию брачно-семейной сферы общественных отношений. Однако это не всегда так, поскольку в Иране в большей степени придерживаются традиционных

подходов к понимаю семьи, брака с позиции ислама, большая роль отведена религиозным нормам. В то время как в Азербайджане придерживаются во многом

противоположных традиционному исламу подходов к регулированию семьи и брака, ключевая роль отводится не нормам религии, а светскому законодательству. Поэтому, например, в Азербайджане отказываются от многих, связываемых с исламом, традиций: отказ от выкупа, отказ в многожёнстве и т.д.

Предпринятое в настоящем исследовании сравнение развития регулирования брачно-семейных отношений в Иране и Азербайджане позволяет выявить общие черты и особенные.

1. Развитие семейно-брачных отношений в Иране

Древнейшая история Ирана в письменных источниках отражена очень скупо. Согласно ассирийским текстам, мидийцы в начале I тысячелетия до нашей эры обосновались в северо-западном Иране [20,125]. В IX в. до нашей эры на это территории находились мелкие княжества, исчисляющиеся десятками и объединяющими как мидийцев, так и автохтонное население.

Историю Ирана условно делят

на три периода: доисламский, исламский и современный период. История доисламского периода начинается с Империи Ахеменидов, так называемой Первой Персидской империи, основанной Киром Великим в УЫУ веках до н.э. на территории Передней Азии и северовосточной Африки. О развитии семейно-брачных отношений в доисламском периоде Ирана известно очень мало, поскольку жестокое нападение арабов в 636 году н.э. сопровождалось уничтожением всех научных достижений персов и, как следствие, книг и любых рукописей. Поэтому основными свидетельствами этого периода являются археологические находки, сделанные на территориях Египта, Вавилона и других регионов, находящихся под властью Ахеменидов.

Основные принципы и элементы семейного права изложены в дошедших до нашего времени памятниках раннеисламской (и доисламской) поэзии, исторических источниках, племенных преданиях, а также в сохраняющихся и поныне

племенных традициях и обычаях. Семейные отношения были основаны на полигамии и промискуитете (от латинского: "promiscuus", «без разбора», «общий» - «беспорядочная, ничем и никем не ограниченная половая связь со многими партнерами»), что являлось проблемой в вопросе определения состояния

внутрисемейных правоотношений (супругов, родителей и детей, наследования имущества [38]).

Семьи были патриархальными, нередко существовало многоженство и наложницы, практиковался брак с близкими родственниками, в том числе, между братьями и сестрами, с целью сохранения богатства в семье. О системе наследования во времена Ахеменидов, династии царей Древней Персии нет достоверной информации. Также мало информации о проведении брачных церемоний. Единственным прямым свидетельством истории является свадьба Александра Македонского в Сузах с иранской принцессой Статирой, дочерью побежденного царя Дария III. Известно, что в этот

период существовал и развод. Как пример существования развода и повторного вступления в брак, можно привести, расставание племянницы Дария Аместрис и ее супруга Кратера, затем она повторно вступила в брак с Дионисием, местным правителем [40].

Найденные при раскопках в Вавилоне, находящемся под властью Ахеменидов, клинописные тексты проливают некоторый свет на юридическую сторону брачных союзов простых пар. Обязанности сватовства лежали на старейшинах, семьи мужчины и женщины не имели на это право. Контракты всегда заключались между мужем и членами семьи невесты и опечатывались в присутствии нескольких свидетелей, имена которых также были прописаны в соглашениях. Они начинались с того, что мужчина обещает взять женщину замуж, а также предоставить подарки (махр), которые будут вручены невесте. Махр рассматривался как подарок мужчины женщине по случаю заключения брака. Семейство жены также одаривало

своего зятя подношениями в виде домашней утвари [25,81]. Семья, как правило, была моногамной, но если же муж решал взять вторую жену, он должен был выплатить в пользу первой супруги значительный штраф (при наличии общего ребенка). При желании, женщина могла вернуться к себе домой. В случае уличения жены в прелюбодеянии, наказанием обычно являлась смерть.

В целом, свидетельства вавилонских текстов дают нам уникальную информацию о социально-экономическом положении персидских женщин разных сословий. Правила, регулирующие брачно-семейные отношения в период доисламского Ирана, были в основном такими же, как и в других империях, и не предусматривали гендерного

равенства. После замужества жена принадлежала мужу, и отношения с ее семьей были практически разорваны. Исключение могли составлять женщины имущего класса, которые пользовались достаточной независимостью. Они владели собственностью, могли,

свободно ею распоряжаться (дарить, продавать, обменивать, сдавать в аренду и пр.), занимались управлением своими активами, участвовали в хозяйственной деятельности. У них также были возможности трудоустройства, получения заработной платы, и, как результат, они могли быть экономически независимыми.

Правда женщина не могла быть свидетелем при заключении контрактов, но могла выступать в качестве контрагента и иметь свою печать [11,219]. После смерти мужа вдове по закону выделялась часть имущества покойного, независимо от наличия общих детей.

Позднее патриархальная

система возобладала, и мужчины получили гораздо больше прав и привилегий, чем их жены или дети. Тем не менее, следует отметить, что имеющиеся свидетельства ясно указывают на то, что женщины в древнем Иране не были недифференцированной массой, ведущей уединенную жизнь за высокими стенами без какой-либо функции и цели, кроме воспитания

детей.

Использование формального письменного соглашения в рамках процесса установления брачных связей между двумя семьями задокументировано в практике как восточной, так и западной части Ирана. Семья была «основной ячейкой общества», освященной религией и традициями. В целом, существовавшие узаконенные

барьеры в вопросе заключения брака предписывали знатным юношам жесткий запрет на брак с простыми девушками, а брак свободной женщины с рабом мог быть расторгнут по иску ее родственников.

Были допустимы разные формы брака: полноценные, «неполноценные», временные, от которых напрямую зависели права жен и рожденных в таких браках детей, а также и развод. Соответственно, важными были и отношения родства, понятие рода. Безбрачие считалось не только несчастьем, но и грехом. Если мужчина умирал без сыновей, то, чтобы не пресекался род, его жену

или дочь выдавали замуж за родственника покойного. Дети от этого брака считались детьми умершего (сродный обычай «восстановления семени»

упоминается в Библии у иудеев), поскольку, необходимость наличия семьи и детей в земной жизни давала надежду на то, что о душе умершего человека смогут заботиться потомки, как минимум, в трех последующих поколениях [12,250].

Рассмотрим несколько

сохранившихся примеров известных брачных договоров: Бактрийский брачный договор; Согдийский брачный договор; Брачный договор Пахлави.

Бактрийский брачный договор из архива города Роб или его окрестностей, в современном северном Афганистане, представляет собой самую раннюю юридическую запись в большом архиве бактрийских писем и документов, отражая, почти пять веков непрерывной административной традиции. Брачный договор датируется 110 годом бактрийской (Кушано-сасанидской) эпохи, что,

вероятно, соответствует 343 году нашей эры. Его самая поразительная особенность - это брак двух братьев Баба и Пидука с женщиной Ралик. Это подтверждает данные китайских историков, которые зафиксировали широко распространенный обычай полиандрии («редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами») в доисламском Тохарестане. Еще одной особенностью бактрийского брачного договора, не имеющей аналогов в брачных соглашениях Согдийском и Пехлеви, было упоминание матери невесты (Ног-Санинд) в качестве юридической стороны [42].

Согдийский брачный договор вместе с сопроводительным гарантийным письмом был обнаружен со многими другими документами и письмами во время раскопок на горе Муг, расположенной в сотне километров к востоку от Самарканда. Эти два документа, взятые вместе, представляют собой самый длинный юридический текст, доступный на

согдийском языке. Он датируется десятым годом правления Тархуна, царя Самарканда (ок. 709-10 гг. н.э.), незадолго до его сдачи арабским армиям [36,125]. Женой была падчерица принца процветающего города Шелкового пути в Семиречье, муж же был более низкого статуса. Можно предположить, что эта разница в социальном положении являлась одной из причин необычно высокой степени независимости, предоставленной жене по брачному соглашению. Самым ярким

проявлением является ее право инициировать развод, не утрачивая приданого, условие, которое было бы немыслимо в Сасанидском законодательстве. Мало того, согласно договору, если муж приведет домой другую женщину, которая не понравится жене, то он должен будет выплатить ей штраф в тридцать драхм, а женщину отослать.

Брачный договор в Пахлави, представляет собой не архивный документ, а образец для использования зороастрийскими чиновниками. Все оригинальные личные имена в документе были

вымараны. Договоренности,

отраженные в брачном договоре Пахлави, отражают общее согласие с юридическими нормами

позднесасанской «Книги Тысячи Судов» [23], в которой были детально разработаны вопросы гражданского права. Основные признаки брака, упомянутые в договоре и известные из этих предписывающих документов,

заключаются в следующем: жена попадает под опеку мужа; она получает титул хозяйки дома «кадаг-бануг»; ее дети принимаются как законные дети мужа; она и ее дети имеют право на содержание мужа в течение его жизни и на наследование его имущества после его смерти; если муж умирает бездетным, жена обязана принять специальные меры для обеспечения его наследниками [17]. Эти договоренности упоминаются в соглашении как «посредническое правопреемство». Для промежуточного наследника вдова должна была вступить во вспомогательный брак с другим мужчиной, чтобы обеспечить детей для своего бывшего мужа. Институт

усыновления играл большую роль. Думается, по соображениям чисто экономического характера, так как собственность требует наследников. Большая часть брачного договора касается размера части имущества мужа, которая имеет «долю» жены в нем и должна быть утрачена мужем, если он начнет развод [42].

Поскольку официальной

религией Сасанидской империи был зороастризм (маздеизм), брак считался священным. В соответствии с зороастризмом замужние женщины должны были служить образцом для подражания другим женщинам и детям. Кроме того, именно зороастризм определил роль женщин в сасанидской семье. Семья основывалась на традиционном непререкаемом главенстве отца, женщины и их дочери не имели равных прав с отцами и сыновьями [17].

Следует отметить, что свобода волеизъявления и добровольность брачного договора, достижение брачного возраста являлись принципами брачного права и в Парфянский и Сасанидский периоды

[35,111]. Приход ислама в 7-м веке нашей эры произвел значительные изменения в истории Ирана. Помимо введения новой религии в стране, он изменил культуру, язык, сценарий развития и цивилизацию нации до неузнаваемости.

Ислам создал новую персидскую мусульманскую

цивилизацию и идентичность, внедрив широкий спектр новых богословских и культурных концепций в существующее иранское общество. К сожалению, в этот временной период очень мало источников, освещающих жизнь женщин. Некоторые литературные источники, правда, отмечают присутствие женщин-мусульманок, дворянского происхождения,

наделенных широкими общественно-политическими правами,

обладающих огромной

внутриклановой властью. Но, согласно религиозным учениям и законам позднего Сасанидского периода, женщины занимали более низкое положение в обществе.

В шестнадцатом веке к власти пришла династия Сефевидов. В

эпоху правления Сефевидов в XVI-XVIII вв. в дворянской среде практикуется затворничество

женщин. Французский

путешественник Тавернье

вспоминал: «Иранских женщин не видит никто, кроме их мужей. Женщин из среднего и низшего слоев общества можно увидеть на улицах только, когда они идут в баню. Они надевают на себя чадру, закрывающую их с ног до головы, и видят дорогу лишь с помощью двух отверстий, расположенных на уровне глаз. Также если кто-то войдет в дом, то женщины больше не принимают пищу со своим мужем. Женщины не являются хозяйками внутри дома, их положение больше похоже на положение слуг.» [34]. Тем не менее, затворничество, особенно знатных женщин, не мешало им заниматься изучением различных наук, таких как математика, физика, астрономия и пр.

Процедура развода и заключение повторного брака были не сложными, единственно, если развод инициировала женщина, мужчина получал позорное клеймо в

обществе. Поэтому, как правило, инициатором развода был мужчина, и по закону он должен был вернуть приданое женщине [7,169-185].

Женщины из царских семей закрепились в государственных делах, как в Ахеменидский, так и ранний Сасанидский периоды. В этот период они снова могли распоряжаться своей

собственностью и заниматься культурной деятельностью. Эти привилегии продолжались до начала XVIII века с ростом династии Каджаров. В эпоху царствования Каджаров в XIX веке женщины становятся общественно активными, дочери финансово обеспеченного сословия имели возможность получать образование в Европе, они требовали, чтобы государство создавало женские образовательные учреждения для девочек

недворянского происхождения. Такие требования находили сопротивление со стороны исламского духовенства страны, однако в 1865 году по инициативе Сафиех Езди, жены шаха Мохаммеда Езди, была открыта первая школа для

девочек. Супруга шаха лично подготовила более шестидесяти женщин, которые стали

учительницами в школе и сама распространяла на лекциях идеи женского равноправия [7,180]. Тем не менее, следует отметить, что в ходе исламизации права женщин и их свобод не претерпели существенных изменений. В XIX веке женщин по-прежнему покупали и продавали, наследовали, выдавали замуж в совсем юном возрасте, обычно, за мужчин гораздо старше их и, как правило, относились к ним как к собственности.

В течение 20-го века в Иране происходят значительные

изменения, такие как

конституционная революция 1906 года и секуляризм династии Пахлави. Первая Конституция Ирана была обнародована в 1906 году [ 1], дополнение к ней, принятое в 1907 году, представляло собой компромисс, в который были внесены некоторые особенности европейского конституционного права, что явно не соответствовало традиционному шиитскому

религиозному праву.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале XX века в Иране стали появляться первые

образованные женщины, многие из которых пришли в журналистику. Уже 1907 год ознаменовался выходом первого женского журнала «Данеш», а вскоре и десятки различных журналов с женской тематикой стали выпускаться в самых крупных городах. Иранские женщины сыграли значительную роль в персидской конституционной революции 1905-1911 гг. Они создавали ассоциации, проводили массовые демонстрации против присутствия России и

Великобритании в Иране, участвовали в общественных делах и занимали важные должности в журналистике, преподавали в школах. В 1917 году первая женщина-правозащитник, Седик Давлатабади [28] открыла одну из первых начальных школ для девочек под названием «Шариатская школа»

[13].

В 1925 году военачальник Реза Хан сверг династию Каджаров. В том же году он был объявлен шахом

Ирана, что ознаменовало начало эры Пахлеви. Как раз в этот период в Иране начался процесс

заимствования романо-германского гражданского права. Под влиянием законов европейских государств была установлена монархическая политическая система. В это же время началось продвижение в сфере образования женщин, в 1928 году им была оказана целевая финансовая поддержка для обучения за рубежом, а в 1935 году женщин начали принимать в Тегеранский университет. Общественная

структура Ирана и особенно положение женщин начали улучшаться после того, как шах посетил Турцию в 1936 году. Государство провело социальные реформы, которые включали массовое образование и

оплачиваемую работу для женщин. В 1944 году образование стало обязательным. Женщины стали занимать высокие официальные должности, могли быть судьями, учеными, художниками,

спортсменами и т.д. В 1963 году иранским женщинам было

предоставлено право голоса. В то же время Реза Хан начал свою противоречивую политику Кашф-э-Хиджаб, которая запрещала ношение исламского хиджаба на публике. Но далеко не все женщины однозначно восприняли этот запрет,

мусульманские традиции, особенно в провинциях были слишком сильны, женщины считали постыдным выходить на улицу в цивильной одежде, а в городах многие считали, что это была потеря права на самовыражение [19].

В 1967 году иранское семейное право было реформировано, несколько улучшив положение женщин в иранском обществе. Общая направленность реформ заключалась в содействии равенству между мужчинами и женщинами в обществе. В эпоху Мухаммеда Реза Шаха женщины получили право на судебный развод. Стал возможным аборт при беременности, наступившей в результате изнасилования. Именно в этот период были отменены законы о сегрегации, и мужчинам и женщинам было разрешено объединяться в

общественных местах [37].

Гражданский Кодекс Ирана, принятый в период с 1927 по 1935 год, состоял из 1335 статей, представленных в 3 томах, и вводился в действие по частям. Отражая сильное влияние мусульманского права шиитского толка, этот акт в целом построен на заимствованиях из европейского права. Но, не смотря на то, что основными источниками были гражданские кодексы Франции, Бельгии и Швейцарии, следует обратить внимание на устойчивость норм дореволюционного периода [5,124-128]. Первый том Гражданского Кодекса,

посвященный собственности и способам ее приобретения, приняли в 1929 г. (955 статей); второй, о лицах, - в 1934 г. (301 статья); третий, о порядке доказывания, - в 1935 г. (79 статей).

Второй том, состоящий из 301-й статьи, посвящен личному статусу и семье, он обсуждался и утверждался постатейно в Межлисе в 1935 году. Статьи 1034-1206, касающиеся брака, его расторжения,

семейных отношений и детей, были сохранены [26,186-189].

Несмотря на патриархальные предубеждения, были введены ограниченные реформы, в которых восприняты принципы из других школ исламского права, для расширения оснований получения женщиной судебного развода. Женщина была вправе инициировать развод в случаях отказа мужа или его неспособности обеспечить ее (статья 1129), его отказа исполнять свои брачные обязательства, супружеские обязанности, жестокое обращение с ней и болезнь мужа, ставящая под угрозу ее жизнь (статья 1130) [3].

В 1930-х годах в гражданский кодекс были включены двенадцать шиитских законов о браке, разводе, законности и опеке над детьми. Браки и разводы должны были регистрироваться в государственных реестрах после принятия Закона о браке 1931 года (статья 1041). Семейные законы регулируют, кодифицируют и определяют роли и отношения между членами семьи. В 1967 году Иран принял свод прогрессивных законов о семье.

Основные изменения в области семейного права были внесены в соответствии с принятием Закона о защите семьи 1967 года (с существенными изменениями в 1975 году), отменяющего внесудебный развод, требующего судебного разрешения на многоженство и только для ограниченных обстоятельств, и были созданы специальные семейные суды для применения нового законодательства о личном статусе. Далее, в 1967 году были предложены два законопроекта о защите семьи [27].

Представители Меджлиса (Исламская Консультативная

Ассамблея - иранский парламент, или Меджлис, является

национальным законодательным органом в Иране. Меджлис может принимать законы по всем вопросам в рамках Конституции, не противоречащие канонам и принципам официальной религии страны, ислама) представили законопроект, который позже стал законом «О защите семьи», защищающий права как замужних, так и разведенных женщин.

Женщина-сенатор Мехрангиз

Манучехриан представила более прогрессивный законопроект,

который был подписан 15 сенаторами. Однако, после негативной шумихи в СМИ, ей пришлось покинуть Тегеран до тех пор, пока не исчезли возможные угрозы ее безопасности. Как следствие, статьи о семейном праве, о многоженстве и опеке над детьми не рассматривались до 1975 года. Тем не менее, Закон о защите семьи отменил внесудебный развод, значительно ограничив

многоженство и учредил

специальные семейные суды, для решения вопросов, связанных с новым законодательством о личном статусе. Мужья должны будут сначала обратиться в суд за сертификатом о примирении, а затем уже суд будет вести переговоры между двумя сторонами. Главное, что Закон фактически отменил односторонний развод (талак), который позволял мужчине, для окончательного развода, всего лишь трижды произнести слово «талак» [18].

После вступления в силу Закона «О защите семьи», разводы стали решаться судами, выдавшими разрешение на регистрацию о разводе, известное, как

свидетельство невозможности

примирения [39]. Закон о защите семьи 1967 года увеличил минимальный брачный возраст до 15 лет для женщин и до 18 лет для мужчин. Впоследствии, Закон о защите семьи 1975 года еще раз повысил минимальный возраст для вступления в брак до 18 лет для женщин и до 20 лет для мужчин. Консервативное духовенство было категорически против Закона о защите семьи и его целей, поскольку Закон исключил целый ряд юридических вопросов, касающихся семейного взаимодействия, из канцелярской юрисдикции и передал их на рассмотрение семейных судов. В результате, власть духовенства значительно снизилась.

Иран до исламской революции 1979 года был совсем не той страной, которую мы видим сегодня. Он был светским, ориентированным на Запад и давал определенную культурную

свободу, в том числе и женщинам. Редкие фотографии и фильмы, сохранившиеся в сети интернет, характеризуют Иран начала 70-х годов прошлого столетия, как современное социальное

государство, общественное развитие которого во многом не отличалась от европейского. После революции Высший судебный совет издал постановление суда о

приостановлении всего

неисламского законодательства. Совет получил полномочия по пересмотру всех существующих законов, чтобы исламизировать правовую систему.

В целом законодательство Ирана основано на правовых принципах джафаритской школы шиитского направления ислама [29,104]. Конституция 1979 года [2], закрепив положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов,

предусматривает, что официальной религией Ирана является шиитский ислам. Конституция Ирана начинается словами божьего благословения и цитирует стихи из

Корана четырнадцать раз, потому как священный Коран - это не только собрание законов. Он содержит законы, и историю, наставление и толкование творения, и дает ответы на многие вопросы. В ряде случаев Коран устанавливает правила действия в форме закона, комментируя существование и бытие. Занимая основополагающее значение среди различных источников мусульманского права, являясь первым и наиболее важным источником исламского права, Коран оказывает значительное влияние на становление религиозно-правовых норм в Исламской Республике Иран.

2. Развитие брачно-семейных отношений в Азербайджане

Что касается развития брачно-семейных отношений в

Азербайджане, то отметим, что, в целом, азербайджанская правовая система основывалась на иранской, поскольку на протяжении почти всей своей истории территория современной Азербайджанской Республики была частью Персидской империи, и находилась под влиянием правления таких династий, как

Мидийская, Ахеменидская,

Парфянская, Сасанидская, а так же, различных династий Сефевидов, Афшаридов, Зандов и династии Каджаров. Следует учитывать, что помимо общей границы

Азербайджан и Иран имеют в значительной степени одинаковую историю, религию, включая богатое культурное наследие, традиции, со времен Персидской империи. В этой связи, мы можем предположить, что доисламский и исламский периоды развития семейно-брачных

отношений в Азербайджане были во многом сходными с развитием Иранского семейного права, рассматриваемого в первом разделе нашей работы.

С XI века вплоть до низвержения династии Каджаров в начале XX века политическое руководство в Иране было преимущественно тюркским.

Значительную часть этого периода истории большинство столиц Ирана находились в Иранском

Азербайджане, а Тебриз с XV века по 1920 год оставался главным коммерческим центром Ирана.

Сохранив исторические, культурные, этнические и религиозные связи с Республикой Азербайджан, Южный Азербайджан в настоящее время является частью Ирана [ 4]. Территория, на которой которая сейчас расположена

Азербайджанская Республика, была отделена от Ирана только в первой половине XIX века.

В течение XIX века, после захвата Кавказа российскими войсками во время русско-персидских войн (1804-1813 гг. и 1826-1828 гг.), Каджарский Иран был вынужден уступить царской России территорию, которая теперь является Азербайджаном на условиях Гюлистанского договора [10]. После потери Ираном гегемонии над ханствами, азербайджанцы этого региона постепенно выработали ряд особенностей, отличающих их от азербайджанского населения Ирана. Критическим периодом в этом отношении было время пахлевского и сталинского режимов, которые довольно эффективно изолировали азербайджанцев двух стран друг от друга [41]. Тем не менее, для женщин

Азербайджана начало двадцатого столетия было таким же обнадеживающим, как и для женщин Ирана. Например, первый журнал для женщин на азербайджанском (тюркском) языке (Свет) был опубликован в Баку

азербайджанской женщиной

Хадиджой Алибековой и ее мужем в 1911 году, всего на четыре года позже иранского «Данеш». Издание, нацеленное на просвещение женщин относительно их прав на образование и занятость, подчеркивало определенные отрывки из Корана и хадисов, осторожно и косвенно критикуя консервативные исламские власти. И все же, из-за давления со стороны консервативных

священнослужителей и отсутствия финансовой поддержки журнал продержался всего год.

Люди в интеллектуальных кругах и новой прессе, особенно такие писатели, как Джалил Мамедкулизаде, и его жена Хамиде Джаваншир, поднимали проблемы женщин в своем популярном и влиятельном журнале «Молла Насреддин», основанном в 1906 г. и

просуществовавшем до 1930 года. С помощью мощной сатиры и карикатур журнал сыграл решающую роль в осуждении принудительного ношения чадры, многоженства, избиения жен, насилия и других репрессивных методов в отношении женщин [22,2124]. Наряду с интеллигенцией новая промышленная буржуазия

Азербайджана сыграла важную роль в модернизации азербайджанского общества. Первая школа для мусульманских девушек в Азербайджане была основана в 1905 году азербайджанским нефтяным миллионером и меценатом Гаджи Зейнолабедином Тагиевым [30]. Реформаторы вроде Тагиева отмечали уровень женского образования среди европейских женщин и мусульман поволжских татар при постулировании эгалитарной и прогрессивной интерпретации Корана.

В предреволюционные годы, как и в Иране, семейный уклад в Азербайджане был патриархальным, при полновластии главы семьи, являющегося абсолютным

владельцем всего имущества, как движимого, так и недвижимого. Так же как и в Иране, заключению брака предшествовали процедуры

сватовства, обмена подарками и обсуждения размера выплаты за невесту (махр и башлыг). Непосредственно перед свадьбой подписывался брачный договор -кебин. Кстати, как и во многих местах на Кавказе, существовал обычай похищения невесты. Брак заключался в присутствии муллы и скреплялся подписями, а иногда и печатями. В свидетельство о браке заносился так же размер брачного сбора. Согласно закону шариата, если мужчина хочет развестись со своей женой, он должен будет заплатить ей эту плату. В большинстве случаев для того, чтобы укрепить брачную связь и затруднить развод, указанная плата была весьма существенной. Помимо жениха и невесты, свидетельство о браке подписывалось свидетелями, по одному человеку с каждой стороны, а также ахундом или гази (исповедником), и опечатывалось. Практиковалось многоженство, но в

основном в обеспеченных слоях населения, в деревнях же это явление происходило, как правило, в случае бездетности жены.

На начало XX века была очень распространенной большая семья, основанная на кровном родстве. Этот семейный тип отличался крепостью родственных связей, и находился под руководством старшего мужчины, который нес ответственность за свою семью. В случае смерти, если глава семьи не оставлял завещания, имущество делилось в соответствии с законами шариата. Вдове, помимо ее личного имущества,

принадлежащего ей, согласно брачному договору, доставалась одна восьмая часть всего имущества. Остальное имущество делилось между детьми, причем, доля сына была вдвое больше, чем доля дочери, так как он в дальнейшем становился главой семьи.

В семье особым уважением пользовались пожилые женщины, мать или бабушка главы семьи, особо важные решения в семейных вопросах принимались с их участием. Мужчины в семье

находились на привилегированном положении. Например, невестка обязана была избегать встреч с любым мужчиной в семье, заговорить со свекром ей позволялось только в том случае, если она родит сына.

Что касается развода, то, в соответствии с законами шариата, мужчине, заручившись

присутствием свидетелей,

достаточно было трижды сказать женщине, что она ему больше не жена, бросая при этом камешки, и развод считался состоявшимся. Если же инициатором развода выступала женщина, то она при свидетелях должна произнести: «Возьми мой кебин и освободи мою душу», - после чего она возвращалась в свой родной дом со своим приданым [21,188]. Существовала и такая форма брака, как временный брак (сигэ), который после установления в Азербайджане советской власти стал уголовно наказуемым [6,609]. После установления в апреле 1920 года в Азербайджане советской власти распространение ислама стало нежелательным на всей территории

республики, государство попало под влияние светской культуры, что привнесло коренные изменения и в семейный уклад азербайджанских граждан. С целью урегулирования брачно-семейных отношений, НКВД Азербайджанской ССР приняло постановление от 22 мая 1920 года «Об организации записи актов гражданского состояния при революционных комитетах», в связи с чем, была разработана инструкция для органов ЗАГСа, согласно которой регистрация актов гражданского состояния (рождения, смерти, брака, развода и т.д.) должна была проводиться на местах, органами ЗАГСа или сельскими исполкомами. Браки предписывалось заключать публично, в специально отведенных местах. НКВД определял брак как «свободный договор мужчины и женщины о признании друг друга супругами» [24]. Развод регистрировался органами ЗАГСа при наличии обоюдного согласия или на основании решения народного суда, если инициатором является только один из супругов [16,33].

В 1921 году была принята

первая Конституция

Азербайджанской ССР, которая провозглашала, что церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды

признаётся за всеми гражданами [39]. Затем, в феврале 1923 г., пленумом ЦК АКП(б) было предписано усилить антирелигиозную

пропаганду. Бакинский комитет партии организовал Общество воинствующих безбожников [32]. Согласно Декрету АзЦИК от девятого февраля 1923 года «О кебинных актах, совершенных до 28 апреля 1920 года» юридическую силу могли иметь только браки, прошедшие регистрацию в органах ЗАГСа [24]. Статьей 96 Уголовного Кодекса Азербайджанской ССР [32] устанавливалась уголовная

ответственность за многоженство и за вступление в брак с близкокровными родственниками. Браки, заключенные при

вышеизложенных обстоятельствах считались недействительными.

С 16 июля 1923 года основным законодательным актом в сфере

гражданского права стал Гражданский кодекс

Азербайджанской ССР (далее - ГК АзССР). В пятом разделе ГК АзССР регулировалось брачное и семейное право. Там же было сказано, что брак должен заключаться посредством регистрации в специальных государственных органах в установленном законом порядке [24]. Расторгнутым брак признавался, в соответствии со статьей 442 ГК АзССР, только в судебном порядке. Допустимый возраст для вступления в брак был установлен - 17 лет для женщин, 18 лет для мужчин. Если дети рождались вне брака, они приравнивались к детям, рожденным в законном браке.

В дальнейшем пятый раздел был исключен из ГК АзССР, поскольку в 1928 г. был принят Кодекс о браке, семье, опеке и актах гражданского состояния (далее -Кодекс о браке). Декретом Азревкома от 30 мая 1921 года «Об охране материнства и младенчества в Азербайджане» устанавливалось, чтобы «дети и матери были обеспечены здоровым жилищем,

достаточным питанием и

нормальными условиями для физического и духовного развития» [14]. Устранение патриархальных пережитков привело к установлению юридического равноправия

супругов. Основы воспитания детей также претерпели изменения, мальчики и девочки росли и воспитывались вместе и в одинаковых условиях [33,93-94].

Статус женщин в

Азербайджане также претерпел серьезные изменения.

Азербайджанская Демократическая Республика, созданная в 1918 году, обеспечила законное право на равенство мужчин и женщин, проживающих в стране. Таким образом, Азербайджан стал первой страной на Востоке, которая признала права женщин. Вторая мировая война дала импульс к более широкому привлечению женщин к труду. Многие женщины заняли руководящие должности в партийных, советских,

профсоюзных, комсомольских

организациях.

Унификация семейно-

правовых норм в СССР была осуществлена в 1968 году. Всеми союзными республиками, без исключения, на базе

законодательства Союза ССР, были приняты собственные семейные кодексы. Кодекс о браке и семье Азербайджанской ССР был принят 18 июля 1969 г. и представлял собой копию КЗоБСО РСФСР [31].

Образование - это та сфера, в которой государственный социализм СССР заслуживает неоспоримого уважения. В отличие от женщин во многих мусульманских обществах в других странах, азербайджанские женщины стали повсеместно грамотными. По состоянию на конец 1980-х годов более 42% женщин были студентками высших учебных заведений. Здоровье советских азербайджанок, согласно

официальной статистике, в советское время, было лучше, чем у соседей в Иране, и превосходило многие другие мусульманские государства. Роль женщины в течение семидесяти лет советской эпохи в Азербайджане характеризовалась по-разному. С экономической точки зрения можно

было предположить, что

эмансипация женщин будет автоматически следовать за их участием в общественной жизни и производительном труде. Поэтому всячески поощрялся их доступ к праву на труд. Но, как и в Иране, достижение гендерного равенства в Азербайджане стало заложником предписанной ответственности женщин как основных хранительниц традиций и национальной и этнической самобытности.

Некоторые традиционные образы, обычаи и стереотипы женственности, названные Асил (подлинный) и Исматли (целомудрие) были сохранены в качестве маркеров идентичности, определяющих

этническую принадлежность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

азербайджанцев и отличающих их от русских. Эта ответственность женщин, как символов этническо-национальной общины, усложнила процесс достижения гендерного равенства. Среди основных институтов, предлагающих

азербайджанцам возможность

противостоять полной ассимиляции, были семья и религия. Тем не менее,

всеобщий доступ к образованию и оплачиваемая работа, наряду с установлением равных прав в социальной и политической сферах, особенно в отношении равноправных изменений в семейном

законодательстве, способствовали повышению общего статуса женщин, как в государственной, так и в частной сферах.

Заключение

Рассматривая развитие основ семейно-брачного законодательства двух республик, Ирана и Азербайджана, мы обнаруживаем значительные различия в подходах к развитию семейно-брачных

отношений. Две страны, имеющие общую историю развития, вошли в современность разными путями.

С момента обретения независимости, Азербайджанская Республика присоединилась

практически ко всем основным международным документам по защите прав женщин и детей, приняв соответствующие законы в республике еще в 1990-х годах. В отличие от Ирана, Азербайджан присоединился к Конвенции ООН о

ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин. Охрану интересов матери и ребенка обеспечивают специальные меры по охране труда и здоровья женщины, созданию условий, которые позволяют женщинам сочетать труд с материнством, обеспечивая им правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнства и детства.

За последние три политических режима в Иране законные права женщин подвергались

многочисленным изменениям. Во времена правления Каджарской королевской династии, управлявшей Ираном с конца 1800-х до начала 20-го века, женщины были более изолированы, поскольку их экономический вклад был ограничен работой по дому, и они не занимались политикой. Эти условия в значительной степени изменились во время режима Пехлеви 1925-1979 годах, когда женщины имели гораздо больше свободы, благодаря стремлению шаха сделать Иран более современной или более европейской страной. После

Иранской революции 1979 года, свобода для женщин была значительно ограничена, как в правовых, так и в социальных аспектах.

В конце ХХ в. законодательство Ирана не вполне отражало социальную реальность семейной жизни и положение женщин в стране. Образовался разрыв между тем, что разрешено законом, и тем, что действительно происходило в обществе. Представляется, что в сравнении с

Республикой Азербайджан женщины Ирана были более ограничены в правах, находились в более ущемленном положении, по сравнению с мужчинами. Вместе с тем, Иран присоединился к ряду Конвенций, затрагивающих, среди прочего, права женщин, и есть надежда, что серьезные

противоречия между иранским семейным правом и

международными правами человека исчезнут.

Список литературы

1. Конституция Ирана 1906 г. [Электронный ресурс] // Законодательство зарубежных стран. Режим доступа: https://worldconstitutions.ru (дата обращения: 02.05.2019).

2. Конституция Ирана 1979 года [Электронный ресурс] // Право. Режим доступа: http://okpravo.ru/zarubezhnoe-pravo/konstitutsii-mira/konstitutsiya-irana-1979-goda-chitat-skachat-konstitutsiyu-irana.html (дата обращения: 07.05.2019).

3. The Civil Code of the Islamic Republic of Iran. [Электронный ресурс] // WIPO. Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/ir/ir009en.pdf (дата обращения: 06.05.2019).

4. Азербайджан (область) [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.nom.nu/wiki (дата обращения: 3.04.2019).

5. Ананских И.А., Завурбеков Ф.З., Фомичев М.Н. Гражданский кодекс Исламской Республики Иран, Шариат и источники исламского закона о регулировании брака и семейных отношений // Мир политики и социологии.

2016. №8. С.124-128.

6. Баберовски, Й. Враг есть везде. Сталинизм на Кавказе / Й. Баберовски; пер. с нем. В.Т. Алтухова. М.: РОССПЭН, 2010. - 912 с.

7. Барковская, Е. Семейное право и законодательство на мусульманском востоке / Е. Барковская // Россия и мусульманский мир. 2006. № 12. С. 169-185.

8. Вагапов, М.В. Ислам и семья / М.В. Вагапов. М.: Наука, 1980. - 174 c.

9. Володина, Н.В. Отношения государства и религиозных объединений: опыт правового регулирования / Н.В. Володина. СПб.: Изд-во Юридического ин-та, 2010. - 209 с.

10. Гюлистанский мирный договор между Российской Империей и Персией (Ираном) [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 03.03.2019). Гюлистанский мирный договор между Российской Империей и Персией (Ираном) - подписан 12 октября 1813 г. после окончания русско-персидской войны 1804-1813 гг. Согласно договору, Персия признавала переход к Российской империи Дагестана, Картли, Кахетии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и части современного Азербайджана.

11. Дандамаев М.А. Культура и экономика древнего Ирана / М.А. Дандамаев, В.Г. Глуконин. М.: ГРВЛ, 1980. 418 с.

12. Дашков С.Б. Цари царей - Сасаниды. Иран 3-7 вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях / С.Б. Дашков. М.: СМИ-Азия, 2008. 521 с.

13. Движение за права женщин в Иране: мятеж, умиротворение и репрессии в Иране [Электронный ресурс] // Amnesty International. Режим доступа: https://amnesty.org.ru/ru/2016-08-10-iran/ (дата обращения: 07.05.2019).

14. Егорышева, И.В. Охрана материнства и младенчества в первые годы деятельности Народного комиссариата здравоохранения [Электронный ресурс] / И.В. Егорышева // Elibrary. Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26681055 (дата обращения: 24.04.2019).

15. Закирова, С.А. Особенности правового регулирования брачного

правоотношения / С.А. Закирова // Власть закона. 2015. № 4 (24). С. 126-130.

16. Захарцев, С.Н. Советское право в годы НЭПа (1921-1929 гг.): учеб. пособие / С.Н. Захарцев. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 80 с.

17. Иран в эпоху сасанидов. [Электронный ресурс] //Всемирная история. Режим доступа: http://www.world-history.ru/countries_about/1985.html (дата обращения: 29.03.2019).

18. Иран: оппозиционные политические группы, силовые структуры, избранные проблемы в области прав человека, верховенство права [Электронный ресурс] // Сайт УВКБ ООН. Режим доступа: https://www.refworld.org/cgibin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid= 57b71856a (дата обращения: 07.05.2019).

19. Иранскую правозащитницу, которая критиковала ношение хиджаба, приговорили к 10 годам заключения и 148 ударам плетью [Электронный ресурс] // СМИ RTVI. Режим доступа: https://rtvi.com/news/iranskuyu-pravozashchitmtsu-prigovorili-k-10-godam-i-148-udaram/ (дата обращения: 03.05.2019).

20. История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. М.: ИНФРА-М, 2003. - 461 с.

21. Кавказский этнографический сборник: 5 т. Т.4 / отв. ред. В. К. Гарданов. М.: Наука, 1969. - 269 с.

22. Казымова, Ф. Р. Журнал «Молла Насреддин» и восточная печать / Ф.Р. Казымова // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. СПб., 2012. С. 21-24.

23. Периханян, А.Г. Сасанидский судебник («Книга тысячи судебных решений») [Электронный ресурс] / А.Г. Периханян // Восточная литература. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Persien/ VII/600-620/Sasan_sudebnik/text1.phtml (дата обращения: 29.03.2019)

24. Право Азербайджана в 1920-1936 гг. [Электронный ресурс] // История Азербайджана. Режим доступа: http://static.bsu.az/w17/huquq/muhazireler/istoriya%20AR/(%D0%9B%D0%95%D0 %9A%D0%A6%D0%98%D0%AF%2013).pdf (дата обращения: 23.04.2019).

25. Прозорова, В.И. Правовая сущность брака / В.И. Прозорова // Вестник Удмуртского университета. Серия: Правоведение. 2007. № 6. С. 81-84.

26. Раджаби, З.Х. Брак и семья в правовой системе Исламской Республики Иран / З.Х. Раджаби // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 4-2 (33). С. 186-189.

27. Салихов И.И., Малмир Э.Н. Правовое положение супруги по законодательству Российской Федерации и Исламской Республики Иран [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/pravovoe-polozhenie-suprugi-po-zakonodatelstvu-rossiyskoy-federatsii-i-islamskoy-respubliki-iran (дата обращения: 06.05.2019).

28. Седик Доулатбади (1882-1961) - иранская журналистка, активистка Иранской Конституционной революции и Женского движения в Иране. [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: https://en.wikipedia.org (дата обращения: 07.05.2019).

29. Сюкияйнен, Л.Р. Исламское право: взаимодействие юридического и религиозного начал / Л.Р. Сюкияйнен // Сборник статей: Ежегодник либертарно -юридической теории. М., 2007. С. 103-106.

30. Тагиев Гаджи Зейналабдин - миллионер и меценат, один из самых известных и уважаемых нефтяных магнатов России и всего мусульманского мира. 1838-1924. [Электронный ресурс] // MAFIADOC.com. Режим доступа: https://mafiadoc.com/mssia-and-azerbaijan-a-borderland-in-transition-by-5a2185531723dd2b20d33e4d.html (дата обращения: 18.04.2019).

31. Трофимец, И.А. Становление института брака в России, государствах -участниках Содружества независимых государств и Балтии [Электронный ресурс] / И.А. Трофимец // Мудрый юрист. Режим доступа: https://wiselawyer.ru/poleznoe/50607-stanovlenie-instituta-braka-rossii-gosudarstvakh-uchastnikakh-sodruzhestva (дата обращения: 24.04.2019).

32. Установление советского режима в Северном Азербайджане (1920-1930 годы) [Электронный ресурс] // История мира. Режим доступа: https://istoriyamira.ru/ustanovlenie-sovetskogo-rezhima-v-sev/ (дата обращения:

23.04.2019).

33. Чистяков, О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: форма государственного единства в отечественной истории XX века / О.И. Чистяков, Г.А. Кутьина. М.: Юрайт, 2009. - 511 с.

34. Шарипова, Т. Иранская семья: история и современность [Электронный ресурс] / Т. Шарипова // КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iranskaya-semya-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 20.03.2019).

35. Эстахрсари, Р. Б. Соотношение религиозных и правовых норм в регулировании семейно-брачных отношений в современном иранском обществе: дисс.....канд. юрид. наук / Р.Б. Эстахрсари. Душанбе, 2016. - 201 с.

36. Якубович, И.С. Новое в согдийской этимологии. М.: Языки Славянской Культуры, 2013. - 241 с.

37. Burki S. Islamic politics, human rights and women's claims for equality in Iran. Third World Quarterly [Электронный ресурс] // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/46391977_Islamic_Politics_and_ Women's_Quest_for_Gender_Equality_in_Iran (дата обращения: 03.05.2019).

38. Dr. Kaveh Farrokh. Massoume Price Women's Lives in Ancient Persia. [Электронный ресурс] / Dr. Kaveh Farrokh // Официальный сайт Dr. Kaveh Farrokh. Режим доступа: https://kavehfarrokh.com/iranica/the-women-of-persia/massoume-price-women-in-ancient-iran/. (дата обращения: 14.03.2019).

39. Foundation for Iranian Studies. Women's Center [Электронный ресурс] // Foundation for Iranian Studies. Режим доступа: https://fis-iran.org/en (дата обращения: 07.05.2019).

40. Massoume Price Culture of Iran. [Электронный ресурс] // Сайт о культуре Ирана. Режим доступа: http://www.cultureofiran.com (дата обращения: 22.03.2019).

41. Swietochowski Т. Russia and Azerbaijan: A Borderland in Transition. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mafiadoc.com/russia-and-azerbaijan-a-borderland-in-transition-by-_5a2185531723dd2b20d33e4d.html

42. Yakubovich, I. Marriage. The marriage contract in the Pre-islamic period [Электронный ресурс] / I. Yakubovich // Encyclopеdia Iranica Foundation, Inc. Режим доступа: http://www.iranicaonline.org/articles/marriage-contract-in-the-pre-islamic-period (дата обращения: 29.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.