Иерей Максим Мищенко
Смоленская православная духовная семинария Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, д. 5.
Современная секулярная философия и христианская теология: проблематика взаимоотношений (на примере теологического анализа концепции
Жана Бодрийяра)
Аннотация: настоящая статья отражает концептуальную стратегию диалога (интеллектуального взаимообмена) отечественной теологической мысли и современной секулярной философии на примере авторского критического исследования теоретической системы французского мыслителя Жана Бодрийяра (1929 - 2007). Современные религиозные философы и богословы, анализирующие состояние крайнего «обмирщения» и обезбоженности «общества потребления», имеют возможность обратиться к творчеству Ж. Бодрийяра, как ярчайшему социальному критику последнего времени.
Ключевые слова: христианская теология, христианство, этика, общество потребления, Бодрийяр, постструктурализм, постмодернизм.
Modern Secular Philosophy and Christian Theology: The Problem of Relations (Using the Theological Analysis of Jean Baudrillard's concept)
Abstract: this article reflects the conceptual strategy of dialogue (intellectual interchange) of russian theological thought and modern secular philosophy on the example of the author's critical study of the theoretical system of the French thinker Jean Baudrillard (1929 - 2007). Modern religious philosophers and theologians who observe extremely faithless and godless condition of the «consumer society», have the opportunity to look at the work of J. Baudrillard as one of most vivid social critics of recent time.
Key words: Christian theology, Christianity, ethics, consumer society, Baudrillard, post-structuralism, postmodernism.
Отечественная религиозная философия на текущий момент «варится в своем соку», максимально дистанцируясь от трендов и ведущих направлений светской интеллектуальной среды. Духовно-академическое сообщество по большей части занято реинтерпретацией богатого этической тематикой дореволюционного наследия. Религиозная философия ввиду своей фундаментальной метафизической специфики никогда ни устареет, поэтому занятие ей не требует особого обоснования актуальностью. Однако исключительная фокусировка на традиционной духовно-нравственной проблематике может сыграть плохую службу своим последователям. Такая односторонняя концентрация на религиозно-этической тематике может оборвать связи с культурно-историческим контекстом и современной этической ситуацией, мешает ответить на социальные и коммуникативные вызовы. Религиозные философы не должны напоминать кропотливых «лепидоптерофилов» за изучением новых образцов. Время от времени теологам и религиозным мыслителям необходимо подниматься с насиженных кафедр и всматриваться в далекие интеллектуальные горизонты.
Современность представляет собой целое скопление неожиданных и этически новых вызовов. В настоящее время мы наблюдаем трансформации глобального масштаба на всех уровнях человеческого бытия и во всех сферах социума. Связаны эти общественные преобразования с появлением новейших средств коммуникации. Беспрецедентные технические возможности средств массовой коммуникации являются одним из значимых феноменов современной социальной действительности и основным формообразующим компонентом культурной бытия. Современные СМИ выступают в качестве инструмента самолегитимации властных режимов, социальных порядков, культурных институций. Трансформация базовых социальных структур, характерная для современной глобальной цивилизации, требует новых эффективных моделей описания. В данном контексте исследование этики и критической теории Жана Бодрийяра, и, в частности, его интерпретации «общества потребления», представляется вполне естественным с точки зрения эффективного поиска теологами потенциальных союзников.
Персона Жана Бодрийяра считается одной из самых ярких звезд на гуманитарном небосклоне западноевропейской культуры. Парадоксально, ведь французский мыслитель является непримиримым критиком последней, и «пророком», возвещающим ее будущее падение в бездну «симуляции». Его анализ процветающего «общества потребления» и постиндустриальной культуры беспощаден; автор пытается уличить все стороны жизни Запада в симуляционном «грехопадении». «Когда все состоялось» или «взрывной момент современности исчерпан» - такими фразами Жан Бодрийяр характеризует современное состояние западной культуры. В 90-е годы Бодрийяр окончательно поставил диагноз постиндустриальному обществу, предлагая «сэкономить конец века» и непосредственно перейти сразу в 2000-й год, поскольку «тот уже состоялся». По Бодрийяру, траектория истории
обречена на бесконечное приближение к своему концу, никогда не достигая его и удаляясь в противоположном направлении.
Оценка вклада Жана Бодрийяра в критическую теорию исключительно проблематична. При чтении бодрийяровских опусов возникает такое ощущение, что авторская цель - деструкция социологической или философской дисциплин, либо фиксация их самоуничтожения. Изданные работы Бодрийяра охватывают более чем сорокалетний период и сконцентрированы на самых разнообразных предметах: поэзии и экономики, социологии и искусстве, антропологии и архитектуры, кинематографа и фотографии, философии и литературы. В творчестве Бодрийяра наблюдается эволюция взглядов: зафиксирована смена теоретической позиции в отношении конкретных тем, а также использование разной методологии. Мы видим изменения в авторской стилистике и подаче материала; в частности, резкий тон злободневных публицистических статей моментами мог сменится спокойным академическим письмом и метафизической тематикой. В эпоху интернет-коммуникации Бодрийяр стал духовным наследником философской концепции Фридриха Ницше и его критических нападок на Просвещение и рационалистическую философию. Как известно, базельский филолог предрек идеологическую смерть Бога, а вместе с этим и крушение классических категорий Разума, порядка, идентичности, морали, ответственности, Истины, реальности. Без Бога, как фундамента и гаранта, невозможны окончательные и неизменные смыслы, значения, концепции. Бодрийяр исследует проблему деструкции классических концептов, используя самобытную терминологию («симуляция», «символический обмен», «фатальные стратегии»). Учитывая глубинное влияние Ницше на творчество Бодрийяра, от французского мыслителя не стоит ожидать взаимосвязанного и последовательного набора идей. Лучше всего концептуальную точку зрения Жана Бодрийяра отражает его же высказывание: «Коль скоро мир движется к бредовому положению вещей, и мы должны смещаться к бредовой точке зрения». Обращение к критической теории и этике Жана Бодрийяра не только обеспечивает понимание «общества потребления», как сравнительно мало проработанного в российской научной мысли исследовательского направления, но и открывает принципиально новую для отечественной гуманитаристики проблемную область на границе философии, теологии, религиоведения, антропологии.
Постмодернистская теория, получив свое начало из сферы эстетики и искусствоведения, разрабатывалась леворадикальными философами в основном постструктуралистского (Фуко, Делез, Гваттари, Деррида, Лиотар) или неомарксистского (Джеймисон, Бадью, Касториадис) направления. Парадоксально, что в массовом сознании постмодернизм стал ассоциироваться не с ведущими теоретиками постструктурализма, но с провокативными концептуальными манифестами Жана Бодрийяра, который жестко дистанцировался как от постмодернистской социальной теории, так и от философского постструктурализма.
Бодрийяр - самая одиозная и радикальная персона среди представителей современного направления постструктуралистской философии. Французский писатель работал, выйдя за рамки конкретных научных дисциплин. Хотя условно его относят к социологам, Ж. Бодрийяр негативно относился к категории дисциплинарных границ. Французский писатель испытал влияние со стороны множества авторов и течений: К. Маркса, С. Кьеркегора, Э. Дюркгейма, М. Мосса, В. Беньямина, Ж. Батая, А. Жарри, П. Клоссовски, Р. Барта, Ж. Лакана, М. Маклюэна, Ж. Делеза, М. Фуко, структуралистов (структурных лингвистов). Современные исследователи прослеживают сложную интеллектуальную историю становления от марксизма через семиологию Барта к постструктурализму. В 60-е годы Бодрийяр симпатизировал «патафизике» Жарри, ситуационизму Ги Дебора и собственно западноевропейскому леворадикальному марксизму. Но влияние университетского наставника историка Лефевра и модного структуралиста Р. Барта привело Бодрийяра к семиологическим исследованиям повседневности и созидающегося «общества потребления».
Первые монографические интеллектуальные опыты Бодрийяра «Система вещей» (1968) [13] и «Общество потребления» (1970) [18] можно считать талантливыми эпигонскими трудами, учитывая громадное влияние Р. Барта, структурализма, фрейдизма, неомарксизма. Жан Бодрийяр в своем творчестве представил комплексную теорию функционирования современной системы «общества потребления». Лейтмотивом «Системы вещей» является неклассическая идея: современный субъект конституируется и самоопределяется в зависимости от того, как устроены, потреблены, наделены значениями потребительские вещи. Вторая главная работа Бодрийяра, «Общество потребления», предлагает довольно расширенную трактовку потребления. Бодрийяр задается специфической целью расколдовывания принципа потребления. Потребление для Бодрийяра есть некий общественный институт, осуществляющий функцию принуждения и базирующийся на культурном коде различий вещей-знаков. Французский мыслитель в ходе интерпретации бесконечного характера феномена «потребления», которое является причиной «раздробления жизненного проекта» и «нехватки реальности», невольно призывает к критике «консюмеризма» новых союзников. Таковыми могут быть.
Тем не менее, с этого момента происходит начало разрыва с господствующим среди радикальных европейских философов марксизмом. С начала 70-х гг. Жан Бодрийяр обвиняет марксистскую идеологию в буржуазном духе, а марксистская политэкономия представляется отражением капиталистической экономики («Зеркало производства», 1975; «К критике политической экономии знака», 1972 [15]). Бодрийяр заметил, что классический марксизм недостаточно радикален по причине использования консервативных категорий, свойственных свободно-рыночному мышлению («ценность», «стоимость», «труд», и пр.). Альтернативу Бодрийяр находит в антропологическом понятии «символического обмена», подменяющего собой
принцип рыночного (экономического) обмена («Символический обмен и смерть», 1976) [21]. Символический обмен - это постоянный цикл встречных и неравнозначных даров, полностью нарушающий логику капитализма. В этом смысле «символический обмен» является более радикальным концептом, чем марксистская политэкономия. Последняя рассматривается как изнанка капитализма и свободно-рыночных отношений. Интерес к антропологии и первобытному обществу привел Бодрийяра к ревизии идей политического радикализма. Изменилось отношение Бодрийяра к рабочему классу, как инициатору революционных изменений. Его симпатия под влиянием Франкфуртской школы фрейдо-марксизма перешла на сторону «новых левых», студенческого движения, субкультуры «хиппи». После разрыва с западноевропейской интерпретацией марксизма Бодрийяр приходит к аналитике современного общества, к обсуждению острой социальной тематики.
С середины 70-х гг. возникает оригинальная авторская трактовка социальной сферы, посредством которой Бодрийяр и стал знаменитым. Впервые в рефлексии мыслителя предстает самый бодрийяровский концепт -«симулякр». Французский мыслитель задается проблемой утраты референта, взаимоотношений знака и реальности. Бодрийяр создает трехступенчатую («Символический обмен и смерть», 1976) [21] эволюцию знака (впоследствии он добавит четвертую, фрактальную, ступень состояния знака). В творчестве Ж. Бодрийяр появляется откровенно провокативный и эпатажный подход. Французский писатель в работе «В тени молчаливого большинства, или конец социального» использует радикальную критику классической социальной теории. Бодрийяр высказывает сомнения относительно верифицируемости социологических категорий, используя лебоновское понятие «масс», поглощающих политические смыслы и культурные значения. «Масса», как нечто не дифференцируемое, разрушает классовую стратификацию, на которой созидается большая часть социологических концепций. Не дифференцируемая и бесклассовая «масса» коррелирует с «симулякром», стирающем различия между реальным и виртуальным. Возникает образ глобальной «симуляции», сформировавшей некую циклическую или «спиралевидную» замкнутую систему. Бодрийяр переходит далее к феномену СМИ и медиа, связывая их с действием симуляции. Мир СМИ - это «холодный», «безжизненны», «инертный» универсум. СМИ в настоящий момент не просто манипулируют массами, но, напротив, вынуждены отвечать на перманентный запрос хлеба и зрелищ. От панацеи «символического обмена Бодрийяр переходит к категории «соблазна» («Соблазн», 1979) [12], разрушающего логику симулятивного мира.
С середины 80-х годов на протяжении 20 с лишним лет вплоть до своей кончины, Бодрийяр становится культурным «трикстером» и интеллектуальным идолом для американской аудитории. Его публикации приобретают все более провокативный характер, он все чаще использует социальную и политическую актуальную тематику. Как среди искусствоведов и художников он приобрел статус скандального ниспровергателя эстетики («Совершенное преступление. Заговор искусства», 1995) [см. 22], так в среде политологов и политтехнологов
он стал интеллектуальным пугалом, заигрывающим с «терроризмом» («Дух терроризма. Войны в Заливе не было», 2002) [1]. В нескольких фундаментальных работах Бодрийяр («Фатальные стратегии», 1983 [20]; «Прозрачность зла», 1990 [9]; «Пароли. От фрагмента к фрагменту», 2000 [17]) пересматривает свои философские взгляды, еще более радикализируя их, в конечном итоге признавая себя метафизиком, а не социологом или философом. Бодрийяр направил свое движение в сторону манихейской концепции, то есть его мыслительная система стала приобретать религиозные и метафизические черты.
Большая часть предыдущих опытов критики современного светского социума (в частности, «общества потребления») со стороны теологии основывалась на принципе механистической рецитации святоотеческого наследия в области онтологии, этики, аскетики. Такой принцип довольно не релевантен, когда дело касается специфических областей биоэтики, экологии, маркетинга, политической экономии и др. Простое моралистическое осуждение «общества потребления» на основании фундаментальных императивов древнехристианской аскетики не будет по-настоящему эффективным и действенным для гражданского общества. Такая интеллектуальная стратегия будет восприниматься последним, как нечто эфемерное. Тем не менее, универсальные этические положения христианства, имея уникальный возвышенный характер и высокую степень абстракции, не могут устареть, полностью лишившись сферы применения. Поэтому необходимо искать пути диалога со светским обществом через использование концептуальных положений и категориального аппарата современной философии и социальной теории. Если обратиться к критике современного «общества потребления», среди секулярных интеллектуалов последних нескольких десятилетий выделяется персона французского мыслителя Жана Бодрийяра.
Литература
1. Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. №3.
2. Бодрийяр Ж. Интервью Катрин Франблен с Жаном Бодрийяром: Об эстетике современного искусства [Беседа с фр. философом] / Пер. с англ. // Искусство. - 1993. -№1. С.14-15.
3. Бодрийяр Ж. Город и ненависть / Пер. В. Нарумова // Логос. - 1997. - № 9. С. 107-116.
4. Бодрийяр Ж. Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий // Элементы, 1998. № 9.
5. Бодрийяр Ж. Экстаз и инерция // Аполлинарий. 1998. №5. С. 81 - 95.
6. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа / Пер. М. М. Фёдоровой // Поэтика и политика. (Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской академии наук) / Под ред. Н. А. Шматко. СПб.: «Алетейя», 1999. С. 193-226.
7. Бодрийяр Ж. Америка / Пер. Д. Калугина. СПб.: «Владимир Даль», 2000. 206 с.
8. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Пер. Н. В. Суслова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. 96 с.
9. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Пер. Л. Любарской и Е. Марковской. М.: «Добросвет», 2000. 257 с.
10. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Пер. С. Н. Зенкина. М.: «Добросвет» 2000. 387 с.
11. Бодрийар Ж. Забыть Фуко/ Пер. Д. Калугина. СПб.: «Владимир Даль», 2000. 92 с.
12. Бодрийяр Ж. Соблазн / Пер. А. Гараджн. М.: «Ad Ма^тет», 2000. 319 с.
13. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. С. Н. Зенкина. М.: «Рудомино», 2001. 220 с.
14. Бодрийяр Ж. Вирус прозрачности. Беседа с Жаном Бодрийяром // Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. М., 2002. С. 61 - 80.
15. Бодрийяр Ж. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / Пер. Д. Кралечкина. М.: «Библион - Русская книга», 2003. 304 с.
16. Бодрийяр Ж. Меланхолический Ницше: интервью с Жаном Бодрийяром / Н. Архангельская // Эксперт: журнал. — 2002. — № 17 (324) (29 апрель).
17. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Пер. Н. Суслова. Екатеринбург: «У-Фактория», 2006. 200 с.
18. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. Е. А. Самарской. М.: «Республика»; «Культурная революция», 2006. 269 с.
19. Бодрийяр Ж., Ясперс К. Призрак толпы. - М.: Алгоритм, 2007. - 272 с.
20. Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии / Жан Бодрийяр; [перевод с французского Качалова А. В.]. - Москва: РИПОЛ классик, сор. 2017. - 285, [2] с.
21. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Жан Бодрийяр; перевод с французского и вступительная статья С. Зенкина. - Изд. 3-е, испр. - Москва: РИПОЛ классик, 2021. - 510, [1] с.
22. Емельянова М.А. Семиотика искусства в зеркале французского постструктурализма: Барт и Бодрийяр: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2009.
23. Папушина Ю. О. Социологический анализ потребления в работах Ж. Бодрийяра: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009.
24. Печенкина О. А. Этика симулякров Жана Бодрийяра: анализ постмодернистской рецепции этического: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2006.
25. Франц В. А. Концепция симуляции в политической философии Ж. Бодрийяра: автореф. дис. канд. полит. наук. Екатеринбург, 2011.