Научная статья на тему 'Современная реформа судебной системы России'

Современная реформа судебной системы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3439
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУД / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / РЕФОРМА / ПРАВОСУДИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добриев Т.З.

Автор посвятил данную статью реформе судебной системы Российской Федерации на современном этапе, а также ее положительным и отрицательным последствиям, которые уже наступили и могут наступить в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная реформа судебной системы России»

была сформирована практически с нуля, т.к. прежнее государство в 1991 году, можно сказать, перестало существовать, вместе со всем своим государственным механизмом. Страна перестроилась, и вместе с ней были перестроены ее государственные органы, включая судебные. Учитывая это, мы приходим к выводу, что была проделана действительно колоссальная работа. Все последние десятилетия работа не прекращалась, и она продолжается по сей день. Будем надеяться, что описанные выше недостатки и все остальные имеющиеся недоработки будут устранены, и судебная система, наконец, достигнет совершенства.

Если же взглянуть на все исторические этапы становления и развития судебной системы, а не только на последние десятилетия, то мы увидим, как на судебную власть влияет обстановка и происходящие события в стране. Судебная система отзывается на все значительные изменения в государстве. Как мы видим, с приходом каждого нового монарха проводились судебные реформы, которые изменяли судебную систему страны, или со сменой политического режима и формы правления производилась перестройка всей судебной системы. В условиях революций, гражданских войн и отечественной войны судоустройство страны тоже кардинально менялось. Следует отметить, что некоторые из проводимых реформ продвигали судебную систему вперед и несли собой прогресс, но были и те, которые воздействовали противоположным образом и негативно сказывались на ее развитии, разрушая при этом весь положительный опыт развития, накопленный за долгие годы.

В связи со всем вышесказанным, напрашивается вывод, что становление судебной системы может достигнуть своего апогея только в условиях стабильно развивающегося государства, т.к. судебная власть, являться одним из важнейших институтов государственной власти и ее развитие тесно связано с развитием государства в целом.

Как уже было сказано ранее, судебная система России не лишена недостатков, и необходимо с ними бороться. Над ее совершенствованием уже проделан колоссальный объем работы, и эта работа продолжается. Для устранения всех дефектов, которые мешают судебной власти функционировать на должном уровне, требуется время и скрупулезная работа.

Список использованной литературы:

1. Асылгужин А. С. Проблемы развития судебной системы России// Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3.

2. Попондопуло В. Ф., Слепченко Е. В. Судебная система: состояние и проблемы совершенствования// Арбитражные споры. 2014. № 1.

3. Захаров В.В. Как сократить процессуальную нагрузку, не снижая качества правосудия//Российская юстиция. 2017. № 10.

4. Цечоев В. К. «История суда России» учебное пособие. Проспект. М., 2014.

© Добриев Т. З., 2018

УДК 342.56

Добриев Т. З.

Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

СОВРЕМЕННАЯ РЕФОРМА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Аннотация

Автор посвятил данную статью реформе судебной системы Российской Федерации на современном

этапе, а также ее положительным и отрицательным последствиям, которые уже наступили и могут наступить в будущем.

Ключевые слова

Суд, судебная система, судебная власть, реформа, правосудие, Российская Федерация, Федеральная целевая программа, развитие.

После проведения судебной реформы 1991 г., судебная система страны так и не стала идеальной. Конечно, нельзя поспорить с тем, что определенные достижения были, и что судебная власть в своем развитии сделала значительный шаг вперед, но в дальнейшем совершенствовании она все-таки нуждалась и нуждается. Возможно, что безупречной судебная система никогда не станет, как и государственный механизм в целом, но нужно стремиться к этому, и постоянно обновлять ее, улучшать, развивать, бороться с недостатками.

Все последние 25 лет стоял вопрос о проведении масштабной судебной реформы. Было много разговоров о ней, идей и предложений, но сдвиги в данном направлении начались только в 2000-м году. Моментом активизации этого процесса является выступлений Владимира Владимировича Путина, 27 ноября 2000 г., на V Всероссийском съезде судей. Тогда были затронуты важные вопросы. Говорилось о том, что нужно повышать уровень доверия граждан к суду. В речи Президента РФ было отмечено, что судебная власть должна стать скорой в отправлении правосудия, правой и самое главное справедливой.[4] Первый важный шаг к воплощению основополагающих идей по реформированию судебной системы Российской Федерации был сделан спустя год после произнесенной речи В. В. Путина. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации №805 от 20 ноября 2001 года была принята Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002 - 2006 годы. Главной, фундаментальной целью это программы, было создание налаженной системы информатизации судов общей юрисдикции. 30 ноября 2006 года, согласно заявлению совета судей Российской Федерации, названная цель была достигнута. В суды России была внедрена Государственная автоматизированная информационная система «Правосудие».[1]

Следующая стадия реформы была определена в новом Постановлении Правительства Российской Федерации №583 от 21 сентября 2006 г. «Развитие судебной системы России» на 2006 - 2012 годы. Главной задачей данной программы было создание всех необходимых условий для полной реализации важных демократических принципов правосудия, таких как открытость и прозрачность судебного заседания, а также независимости судей. Также планировалось принять меры для повышения доверия общества к судебной системе и улучшения уровня исполнения судебных актов. В ходе осуществления поставленных задач был создан информационный ресурс «Картотека арбитражных дел». Спустя несколько месяцев было произведено еще одно нововведение - Президиум Высшего Арбитражного Суда начала вести видео трансляцию своих заседаний. Благодаря внесенным изменениям все участники процесса получили возможность следить за ходом рассмотрения дела и знакомиться с основными процессуальными документами. [2]

В настоящее время действует Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2013 - 2020 гг. Ее утвердили Постановлением Правительства Российской Федерации № 1406 от 27.12.2012 г. Данная программа содержит в себе множество планируемых изменений и новшеств. Так, планируется создать оснащенные видеоконференц-связью передвижные мобильные офисы судей в удаленных районах нашей страны. До 2020 года предполагается обеспечить все суды общей юрисдикции специальным оборудованием, позволяющим вести допрос без возможности визуального наблюдения. [3]

В рамках данной программы планируется произвести переход к электронному документообороту, т.е. все материалы, которые хранятся в архивах судов, все документы и поступающие заявления должны будут сканироваться и образовывать электронные дела. Реализовав эти планы, суды получат возможность принимать заявления в электронном виде посредством сети Интернет, также участники того или иного судебного процесса смогут знакомиться с материалами дела дистанционно.

Описанные выше изменения носят общий характер и касаются лишь технической части деятельности судов. Основные же изменения были осуществлены за последние четыре года. Эти изменения, можно сказать, стали самыми значимыми в истории становления и развития судебной системы России за последние семнадцать лет.

Сначала, конечно, следует сказать об объединении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. После слияния этих двух высших судебных инстанций прошло не так много времени, но уже сегодня существует множество различных мнений и взглядов на этот счет, как положительных, так и отрицательных. Со стороны участников процесса зачастую поступают резко негативные отзывы, которые они обосновывают тем, что внесенные изменения повлекли за собой снижение качества отправления правосудия по экономическим спорам. Но существую и позитивные отзывы, в основе которых лежит идея приведения судебной практики к единообразию. Как бы там ни было, это нововведение является значительным вкладом в становление отечественной судебной системы.

Хотелось бы также рассмотреть самые свежие на данном этапе изменения, которые ожидаются в ближайшее время. Они произойдут в системе судов общей юрисдикции. Их подробный план был представлен летом 2017 года и находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации. Данные изменения касаются создания системы апелляционных и кассационных судов. Если план будет одобрен и принят, то уже с июля месяца 2018 г. начнутся значительные изменения в системе судов общей юрисдикции.

В соответствии с действующим законодательством, в отношении районных судов апелляционной инстанцией являются суды субъектов федерации, а президиумы этих судов рассматривают кассационные жалобы. Решения судов субъектов, в свою очередь рассматривает судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, но кассации для них, можно сказать, не существует. Как заверяет Верховный Суд Российской Федерации, после реализации планируемых изменений, вышеописанный процесс станет более логичным и понятным.

Слияние Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации послужило опытом, на котором и основываются все планируемые и предстоящие изменения.

Планируется создать 5 апелляционных и 9 кассационных судов. Их территориальное расположение будет исходить из уровня нагрузки и территориальной доступности. Возможно, что летом 2018 года уже можно будет лицезреть данную систему апелляционных и кассационных судов на деле, как говорится: «Поживем - увидим».

Описанные выше изменения и все последние реформы, как уже осуществленные, так и планируемые, в основном направлены на создание единообразия судебной практики и исключения коррупции, но наряду с позитивными моментами, как зачастую бывает, имеют место и возможные негативные последствия реформы. На данный момент, среди юристов бытует мнение, что после водворения реформы в жизнь, защита прав и законных интересов граждан станет в несколько раз «дороже», например, потому что увеличится расстояние между судами первой инстанции и апелляционным, кассационным судами. Также, для проведения реформы и реализации всех задуманных изменений и нововведений, необходимы колоссальные финансовые затраты. В связи с этим возникают вопросы, какая польза будет принесена данной реформой гражданам Российской Федерации, и отразятся ли затраты, связанные с осуществлением реформы, на качестве отправления правосудия?

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации №805 от 20.11.2001 г. Собрание законодательства РФ, 03. 12. 2001, № 49, ст. 4623.

2. Постановление Правительства Российской Федерации №583 от 21.09.2006 г. Собрание законодательства РФ, 09.10. 2006, № 41, ст. 4248.

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 1406 от 27.12.2012 г. Собрание законодательства РФ, 07. 01. 2013, № 1, ст. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.