Научная статья на тему 'Перспективы развития российской судебной системы в 2018-2020 гг'

Перспективы развития российской судебной системы в 2018-2020 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5062
630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / РЕФОРМА / ТЕХНОКРАТИЯ / СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / АПЕЛЛЯЦИЯ / КАССАЦИЯ / ИНСТАНЦИЯ / COURT / JUDICIAL SYSTEM / REFORM / TECHNOCRACY / COURT OF GENERAL JURISDICTION / REGULATIONS / APPEAL / CASSATION / INSTANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чесных И.И.

В статье исследуются перспективы развития российской судебной системы в 2018-2020 гг. Рассматриваются хронологические этапы развития современной отечественной судебной системы, а также возможные проблемы и пути их решения в период реформирования судебной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explores the prospects for the development of the Russian judicial system in 2018-2020. It considers chronological stages of development of the modern domestic judicial system, as well as possible problems and ways of their solution at the period of reforming the judicial system.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития российской судебной системы в 2018-2020 гг»

Чесных И.И.

перспективы развития российской судебной системы в 2018-2020 ГГ.

разговоры и предложения о необходимости проведения в стране широкомасштабной судебной реформы ведутся на протяжении последних 25 лет. Однако точкой начала активных сдвигов и изменений в судебной системе стало выступление президента Владимира Путина на пятом Всероссийском съезде судей 27 ноября 2000 г. Тогда в своей речи президент акцентировал внимание в первую очередь на необходимости судов изменить отношение граждан к суду как к институту государственной власти, а именно повысить уровень доверия граждан к суду, и судьям в частности. Также было отмечено, что суд должен стать «скорым, правым и справедливым» в своей деятельности [5]

Спустя год стали воплощаться в жизнь основные идеи и предложения по реформированию отечественной судебной системы. Так Постановлением Правительства рф от 20.11.2001 г. за №805, была принята федеральная целевая программа «развитие судебной системы россии» на 2002-2006 годы [2]. Основополагающей задачей этой программы стало обеспечение информатизации судов общей юрисдикции. Спустя четыре года 30.11.2006г. совет судей рф заявил, что задача по обеспечению информатизации судов общей юрисдикции выполнена, в отечественных судах была внедрена Государственная автоматизированная система «Правосудие».

Следующий этап реформы судебной системы был закреплен очередным Постановлением Правительства рф от 21.09.2006 г. за №583 «развитие судебной системы россии» на 2006-2012 годы [3]. В задачи этой программы входило создание условий, при которых обеспечивалась открытость и прозрачность правосудия, повышения доверия к судебной системе, обеспечение реализации принципа независимости судей, а также повышения уровня исполнения судебных актов. Первыми плодами этой реформы стали: запуск в марте 2010г. ВАС рф нового информационного ресурса - картотеки арбитражных дел, а спустя еще несколько месяцев Президиум ВАС рф стал осуществлять видео трансляцию своих заседаний. Данные нововведения позволили любому участнику процесса получать информацию о ходе рассмотрения того или иного дела, и знакомиться с основными документами по нему.

Сегодня принята и действует федеральная целевая программа «развитие судебной системы россии» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства рф от 27.12.2012 г. за № 1406 [4], которая предусматривает множество весьма любопытных «технократических» изменений, так в частности

ISSN 2313-1152

предполагается создание мобильных передвижных офисов судей в удаленных районах нашей страны. Данные мобильные передвижные офисы будут оснащены оборудованием для видеоконференц-связи.

К 2020 году планируется, что все суды общей юрисдикции будут оснащены оборудованием для допроса участников судебного разбирательства без возможности визуального наблюдения. Также в рамках этой программы будет проведен ряд комплексных мер по переходу на электронный документооборот. Все поступающие заявления, документы, а также материалы, хранящиеся в архивах судов, будут сканироваться и оцифровываться в электронные дела. Эти изменения позволят осуществлять подачу заявлений через сеть Интернет, а также возможность дистанционно знакомиться с материалами дел.

Однако все перечисленные изменения можно назвать общими, и по большей части косметическими отражающими лишь фасад судебной системы, но главные изменения кроются, безусловно, в новеллах последних трех лет. По сути говоря именно они нашли материальное отражение и стали наиболее весомыми в истории отечественной судебной системы за последние семнадцать лет.

В первую очередь речь идет конечно об объединении ВАС РФ с ВС РФ. Несмотря на относительно небольшой период времени, после слияния двух высших судебных инстанций, уже сегодня существует множество взглядов и мнений на этот счет, как в доктрине, так и среди практикующих юристов, начиная от резко негативных, со стороны участников процесса обосновывающих свою позицию тем, что качество отправления правосудия по экономическим спорам резко снизилось, до положительных, которые часто можно услышать от высших чинов фемиды, подкрепляющих свою позицию в первую очередь привидением единообразия судебной практики. Так или иначе, но эта реформа внесла серьезный вклад в становление современной судебной системы.

Однако в этой статье хотелось рассмотреть и осветить самую свежую новеллу этого года.

Новые изменения в очередной раз затронут систему судов общей юрисдикции. Речь идет о создании системы апелляционных и кассационных судов. Проект этих изменений назревал давно. Однако подробный план изменений был представлен летом этого года. Известно, что в настоящий момент проект изменений находится в Государственной Думе РФ на рассмотрении. Если текст документа будет принят, то с 1.07. 2018г. нас ждут серьезные изменения в структуре судов общей юрисдикции и возможно практики судов.

Но вернемся к сути реформы. Согласно действующему законодательству апелляционной инстанцией для районных судов являются суды субъектов федерации, а кассационные жалобы рассматриваются президиумами судов субъектов федерации. Решения судов субъектов федерации рассматривает судебная коллегия ВС РФ, а полноценной кассации для них, по сути сегодня не существует. После приведения данный реформы в жизни, этот процесс станет более логичным и уместным заверяет ВС РФ. Кассационные суды будут заниматься рассмотрением жалоб на вступившие в законную силу решения, принятые по первой инстанции

районными судами, и жалобы на решения судов субъектов федерации, принятые в первой инстанции. Кассационные суды, также будут рассматривать решения апелляционных судов, которым предстоит проверять жалобы на постановления, принятые судами субъектов федерации в первой инстанции.

Стоит отметить, что все изменения, которые планируется осуществить, строятся на уже имеющемся опыте объединения двух судебных инстанций ВАС РФ и ВС РФ.

Что касается территориального расположения «вновь созданных апелляционных и кассационных судов», то принцип их размещения будет складываться из двух параметров, а именно уровня судебной нагрузки и территориальной доступности. В числовом выражении планируется создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов. География размещения судов весьма обширная от Томска до Сочи. В окончательном виде новые изменения можно будет лицезреть уже летом будущего года.

Подводя итог, хочется вывести общий знаменатель. Последние реформы в системе судов общей юрисдикции направлены в первую очередь на создание единообразия судебной практики, исключение коррупционной составляющей, однако вместе с положительными моментами прослеживаются и возможные негативные последствия этой реформы. Так уже сейчас многие юристы утверждают, что «стоимость» защиты законных прав и интересов граждан увеличатся в несколько раз из-за банального расстояния между судами первой инстанции и кассационным, апелляционным судами. Более того на осуществлении всех задумок новой судебной реформы потребуются серьезные финансовые затраты из бюджета, связанные с такими примитивными вещами как закупка новой мебели, оргтехники, организация новых рабочих мест, а также переезды судей в другие регионы.

Вопрос, что даст эта реформа главному участнику процесса - гражданам РФ? И скажутся ли все финансовые, административные затраты на качестве отправления правосудия судами общей юрисдикции.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001г. за №805// СПС «Консультант плюс».

3. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006г. за №583 // СПС «Консультант плюс».

4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012г. за №1406 // СПС «Консультант плюс».

5. http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.