Гирько Сергей Иванович,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор, главный научный сотрудник, Центр исследования проблем безопасности РАН, Российская Федерация, 117335, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 21б; главный научный сотрудник,
ФКУ НИИ ФСИН России ORCID 0000-0003-0344-0573
Е-mail: syvorina959134@mail.ru
Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки
УДК 351.74
DOI 10.24412/2072-9391-2023-367-21-28
Дата поступления: 7 августа 2023 г.
Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2023 г.
Sergey Ivanovich Girko,
Doctor of Law, Professor,
Honored Scientist of the Russian Federation,
Director, Chief Researcher,
Center for Security Research of the Russian
Academy of Sciences,
Russian Federation, 117335, Moscow,
Garibaldi St., 21b;
Chief Researcher,
Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
ORCID 0000-0003-0344-0573
E-mail: syvorina959134@mail.ru
Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences
Современная преступность в Российской Федерации как вызов и угроза национальной безопасности
Modern Crime in the Russian Federation as a Challenge and Threat to National Security
Аннотация
Постановка проблемы: в данной статье рассматривается проблема преступности в Российской Федерации, ее сегментов, четко определенных в отдельных разделах Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве самостоятельных угроз национальной безопасности государства. В частности, в Стратегии выделяются: террористические и экстремистские проявления; экономическая преступность; преступления против собственности, в сферах использования водных и биологических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства и кредитно-финансовой сфере; преступления, совершенные с использованием информационно-коммуникационных технологий; организация распространения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Используя официальную статистическую информацию о преступности в Российской Федерации за 2022 г., другие аналитические источники, ав-
Abstract
Problem statement: this article examines the problem of crime in the Russian Federation, its individual segments, clearly defined in separate sections of the National Security Strategy of the Russian Federation as independent threats to the national security of the state. In particular, the National Security Strategy of the Russian Federation highlights: terrorist and extremist manifestations; economic crime; crimes against property; in the use of water and biological resources, housing and communal services and the credit and financial sphere; crimes committed using information and communication technologies; organization of the distribution of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors; crimes related to the illegal trafficking of weapons, ammunition, explosives. Using official statistical information on crime in the Russian Federation for 2022, some others analyzed sources, the author subjects its individual segments to a comprehensive review, while determining the state of counteraction to them by law enforcement agencies.
The purpose: of this study is to trace the state
22
тор подвергает всестороннему рассмотрению отдельные из вышеназванных сегментов, определяя при этом состояние противодействия таким преступлениям со стороны правоохранительных органов.
Цель исследования: проследить состояние преступности в Российской Федерации по определенным, заданным направлениям и сформировать вывод об уровне нейтрализации разновидностей криминальных проявлений как угроз национальной безопасности со стороны соответствующих государственных органов. Обнаружив признаки санации или эскалацию криминальной ситуации по ним, сделать вывод о состоянии деятельности по нейтрализации угроз национальной безопасности, порожденных конкретной противоправной активностью.
Методы: постановка проблемы, построение гипотез, анализ, синтез, мониторинг, сравнение, абстрагирование,конкретизация.
Вывод: на основании проведенного криминологического анализа отдельных видов криминальных проявлений в Российской Федерации по итогам 2022 г. автор приходит к выводу о том, что состояние преступности в Российской Федерации как в целом, так и в плоскости конкретных сегментов, выделенных в Стратегии, продолжает сохранять условия и факторы, создающие реальную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации.
Ключевые слова: национальная безопасность; стратегия; национальные интересы; угрозы национальной безопасности; общественная безопасность; вызовы и угрозы нацио нальной безопасности.
of crime in the Russian Federation in certain, predetermined directions and to form a conclusion about the level of neutralization of varieties of criminal manifestations by the relevant state bodies. Having discovered the rehabilitation or deterioration of the criminal situation, to draw a conclusion about the state of activities to neutralize threats to national security generated by specific criminal activity.
Methods: problem statement, hypothesis building, analysis, synthesis, monitoring, comparison, abstraction, concretization.
Conclusion: based on the conducted crimino-logical analysis of individual segments of crime in the Russian Federation by the end of 2022, the author comes to the conclusion that the state of crime in the Russian Federation, both in general and in the plane of specific segments that are highlighted in the National Security Strategy of the Russian Federation, continue to maintain conditions and factors that create a direct the possibility of causing damage to the national interests of the Russian Federation.
Keywords; national security; strategy; national interests; threats to national security; public security; challenges and threats to national security.
Задачи, которые автор поставил перед собой при подготовке настоящей публикации, заключаются не только в анализе того или иного понятийного аппарата, конкретных дефиниций, хотя, конечно, исключить это полностью невозможно. Отсюда все определения, имеющие отношение к вопросу о состоянии преступности в Российской Федерации как реальному вызову и угрозе национальной безопасности, мы намерены использовать в строгом соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 4001 (далее — Стратегия).
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Фе-
дерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г.
Так, в соответствии со Стратегией, «угроза национальной безопасности — это совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации»2.
Значение слова «вызов» — «стремление, готовность вступить в спор, борьбу» [18, с. 107]. «Угроза в праве — это словесно, письменно или другим способом выраженное намерение нанести физический, материальный или иной вред какому-либо лицу или общественным интересам» [7, с. 841].
№ 400 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 29.07.2023). 2 Там же.
При проецировании на Стратегию словосочетания «вызовы и угрозы», с нашей точки зрения, оно может означать стремление и готовность к формированию требуемой совокупности условий и факторов, генерирующих возможность причинения вреда национальным интересам Российской Федерации.
В задачи исследования не входит анализ понятийного аппарата криминологии как науки, изучающей преступность, и, в частности, понятия преступности. Нас в данном случае устроит наиболее типичный подход, позволяющий воспринять суть данного социального явления. Преступность, согласно общепринятому определению, — это «социальное исторически изменчивое, массовое, уголовно-правовое, системное явление общества, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени» [12, с. 35]. В науке, изучающей феномен преступности, в ее характеристике в обязательном порядке выделяются «количественные и качественные показатели» [12, с. 40].
Применительно к проблематике исследования ставится задача конкретизировать видовой и качественный, а также субъектный состав преступлений, которые в своей совокупности или по отдельности создают прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам государства и воспринимаются Стратегией в качестве угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Кроме того, в целях определения реальности подобных угроз важно проследить современный уровень таких преступлений в статистических подходах различных федеральных органов, а также прогнозные оценки их динамических изменений на ближайшую перспективу.
Стратегия в различных своих разделах выделяет следующие группы преступлений: террористические и экстремистские проявления, экономическая преступность; преступления против собственности; в сферах использования водных и биологических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства и кредитно-финансовой; преступления, совершенные с использованием информационно-коммуникационных технологий; организация распространения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
Помимо этого — векторные направления деятельности, угрожающей национальной безопасности государства или повышающей уровень таких угроз: террористическая активность; экстремистские проявления; искоренение и борьба с коррупцией, нецелевое использо-
вание бюджетных средств и государственного имущества; снижение уровня криминализации общества и профилактика преступности; реализация принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление; вовлечение в противоправную деятельность несовершеннолетних и молодежи; обеспечение безопасности проводимых общественно-политических мероприятий.
Осветить весь вышеприведенный перечень криминальных проявлений в рамках журнальной статьи не удастся, поэтому свое внимание задержим на прецедентах или их группах наиболее показательных, презентабельных с точки зрения настоящего исследования.
Проанализируем состояние преступности в Российской Федерации по итогам 2022 г. и прогнозные оценки развития криминальной ситуации.
В целом, по данным отчета «Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2022 года» [11] (далее — данные МВД России), общее количество преступлений в Российской Федерации последовательно снижается, в истекшем году уменьшилось на 1,9 %, впервые спустившись ниже отметки в 2 млн (1,997 тыс.). Этот позитивный вывод подтверждает и обзор «Статистика зарегистрированных преступлений в России за 2022 год» (далее — данные генпрокуратуры) [19].
Однако не следует воспринимать состояние криминальной ситуации в России столь линейно.
К примеру, по данным сборника «Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2022 года и ожидаемые тенденции ее развития» (далее — Комплексный анализ) [10], криминальная ситуация в ряде субъектов Российской Федерации, граничащих с Луганской и Донецкой народными республиками и Украиной, — Белгородской, Брянской, Курской, Воронежской, Ростовской областях, Республике Крым, а также в г. Севастополе существенно ухудшилась. Значительно пострадали показатели по тяжким и особо тяжким преступлениям, а также преступлениям, совершенным с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В наибольшей степени такие негативные изменения затронули Белгородскую область и Республику Крым. Рост числа преступлений, совершаемых с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, особенно отразился на Белгородской (+257,7 %) и Курской (+231,6 %) областях.
В целом, согласно данным МВД России, снизилось количество преступлений против собственности: разбоев (-10,5 %), грабежей
24
(-7,1 %), краж (-4,8 %), в том числе квартирных (-7,5 %), транспортных средств (-19,6 %).
Однако на фоне снижения общего количества криминальных проявлений в стране доля преступлений против собственности в общей структуре преступности, по данным Комплексного анализа, составила 59,5 %, а общее количество — 1 169 495. Соответственно, преступления данного вида, как и в предшествующие годы, не перестают вызывать серьезную обеспокоенность и занимают свою нишу в числе угроз.
Говоря в целом о преступлениях экономической направленности, следует отметить, что в 2022 г. произошло их снижение (-5,3 %). В данном случае будет вполне уместным заметить, что такие преступления обладают значительным уровнем латентности, их реальное количество и, соответственно, удельный вес в действительности могут быть существенно выше показателей официальной статистики.
По мнению специалистов, «зафиксированное снижение явилось следствием создания комфортных условий для бизнеса путем избавления его от излишних проверок контрольно-надзорных органов» [5].
Однако, несмотря на относительную стабильность, и анализируемая категория преступных проявлений заставляет обратить на себя повышенное внимание по двум причинам: во-первых, потому, что в 2022 г. большая часть преступлений экономической направленности (50,9 %) совершена в отношении государственной собственности, а во-вторых, по причине того, что резкий рост числа таких преступлений (+46,3 %) приходится на деяния преступных сообществ и организованных групп, то есть преступных организаций. Разумеется, общественная опасность таких криминальных фактов неизмеримо выше, впрочем, как и угроза национальным интересам.
Преступления коррупционной направленности в 2022 г. продолжали возрастать в количественном выражении. Согласно Комплексному анализу их доля в общей структуре преступности выросла и составила 1,8 %. При этом на 10,4 % возросло количество фактов получения взятки, на 4,8 % — дачи взятки и на 6,7 % — преступлений, связанных с коммерческим подкупом. Суммарно коррупционными деяниями был причинен материальный ущерб на сумму 56,4 млрд рублей (2021 г. — 63,9 млрд рублей).
В структуре лиц, совершивших коррупционные преступления, доля должностных лиц составила 59 %.
Давая оценку анализируемым преступлениям, руководитель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин отметил, что «по материалам, собранным следователями, привлечено к уголовной ответственности
60 должностных лиц, совершивших коррупционные преступления в оборонно-промышленном комплексе, и 250 — в сфере госконтрактов и госзакупок, в том числе — 27 при реализации государственного оборонного заказа» [1]. Приведенные факты, как представляется, вполне укладываются в формат обеспечения национальной безопасности.
Согласно данным Комплексного анализа в краткосрочной перспективе в Российской Федерации прогнозируется незначительный рост коррупционных преступлений. Подтверждением этому могут служить и результаты опроса населения России, проведенные ФОМ в декабре 2022 г., в соответствии с которыми: 21 % опрошенных лиц ожидают повышения уровня коррупции в России, 50 % считают, что он останется неизменным, и 14 % рассчитывают на его снижение [15]. Очевидно, что население страны реагирует и позитивно оценивает активность правоохранительной системы по борьбе с коррупцией, что также отвечает задачам обеспечения национальной безопасности, заложенным в Стратегии.
Противодействие распространению экстремистской идеологии и борьба с экстремистскими организациями не теряет своей актуальности в плане угроз национальной безопасности.
В одном из докладов руководителя МВД России В. А. Колокольцева прозвучало, что «МВД России особое внимание уделяется противодействию экстремизму» [9, с. 31]. Далее в докладе приводятся количественные данные о выявленных органами внутренних дел фактах: возбуждения ненависти или вражды, публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности и ее финансированию, организации деятельности экстремистских организаций и сообществ.
Между тем, по данным генпрокуратуры, «максимальный прирост среди зарегистрированных преступлений в 2022 г. составили именно преступления экстремистской направленности: за год их количество увеличилось с 1 057 до 1 556, то есть почти в полтора раза (+48,16 %)». Кроме того, за этот же период возросло на 50,98 % и число нераскрытых преступлений данного вида.
К этому следует добавить, что, по данным Комплексного анализа, основная часть преступлений экстремистской направленности (52,3 %; всего — 819, +23,9 %) были совершены с использованием «международной паутины» — сети Интернет. Характерно также и то, что согласно научным прогнозам «в краткосрочной перспективе ожидается увеличение числа преступлений экстремистской направленности», что, по мнению экспертов, «обусловлено в том числе и расширением масштабов пропаганды
экстремистской идеологии, особенно в иностранных ресурсах».
По данным отдельных экспертных оценок, «обострились угрозы, связанные с финансированием экстремистской деятельности, в том числе путем использования зарубежных финансовых институтов. Такими действиями представители и кураторы запрещенных в России экстремистских организаций маскируют истинные цели проводимых финансовых операций» [6].
Говоря о преступлениях террористического характера, следует заметить, что, по данным генпрокуратуры, в 2022 г. их количество возросло на 4,54 % - до 2 233.
За этот же период, исходя из данных МВД России, «увеличилось количество заведомо ложных сообщений об акте терроризма, в массиве которых 92,2 % — совершено дистанционно».
По состоянию на 2020 г. «выявлено и нейтрализовано около 700 функционировавших на территории Российской Федерации ячеек международных террористических организаций» [16, с. 28].
В массиве преступлений террористического характера доминирующее положение заняли: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем — прирост на 20,6 %; организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации — рост на 17,3 %; содействие террористической деятельности — прирост составил 18,0 %; публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма — рост на 25,3 %.
Прогнозные оценки развития криминальной ситуации в России, по данным Комплексного анализа, позволяют заключить, что в краткосрочной перспективе предполагается постепенное возрастание количества и удельного веса преступлений террористического характера, обусловленное прежде всего противозаконной деятельностью украинских официальных властей и усилиями ряда западных государств, направленными на ухудшение ситуации в России.
Следует заметить, что в 2022 г. не наступило перелома и в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров, прежде всего, организованной преступной деятельностью в этой сфере.
Данные МВД России демонстрируют, что в сравнении с предшествующим 2021 г. ведомством выявлено и пресечено преступлений, связанных с криминальным производством наркотиков, больше на 42,3 %, с их пересылкой — на 11 % и со сбытом наркотических средств — на 7,6 %.
Однако сами эти показатели не позволяют воспринимать ситуацию в этой области как
стабильную и тем более близкую к оздоровлению. Характерно, что число прецедентов, совершенных преступными сообществами (организациями) в сфере незаконного оборота наркотических средств, за истекший год практически удвоилось — прирост 96 % (2021 г. — 577, 2022 г. — 1 132). Резко увеличилось также и число преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору (рост за год составил 48 %) и организованными группами (годовой итог выше на 15,4 %).
Ситуация осложняется еще и тем, что, к примеру, по данным Комплексного анализа, преступления, совершенные группой лиц по предварите льному сговору и организованной группой, имеют пятилетний тренд последовательного нарастания.
Согласно данным МВД России в 2022 г. правоохранительными органами на 20,9 % больше зарегистрировано фактов сбыта наркотиков.
В отдельных публикациях, посвященных теме борьбы с наркотизацией, отмечалось, что за последние четыре года значительно увеличилось «число преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершенных несовершеннолетними (+43,9 %; всего — 2 066), число погибших от наркотиков детей и подростков с 2017 г. увеличилось в 2,5 раза» [2].
По мнению исследователя М. А. Ментюко-вой: «рост числа несовершеннолетних наркоманов связан с общим увеличением потребления психоактивных веществ, находящихся в свободном обращении, а также транквилизаторов и седативных средств, обладающих психолепти-ческими свойствами» [13, с. 121].
Согласно прогнозным оценкам Комплексного анализа в Российской Федерации и далее будет увеличиваться массив преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ. При этом одной из очевидных причин для этого может послужить легитимированное использование в воинских частях наркотических средств без лицензии и в медицинских целях, несомненно, несущее криминогенные риски [3].
Показательно и то, что в структуре субъектов наркопреступлений на 36,4 % возросло число иностранных граждан и лиц без гражданства. Объективировано, что «80 % преступлений, совершенных названной категорией лиц, составляют преступления в сфере незаконного оборота наркотиков» [4]. Данные статистики говорят о том, что половина таких преступлений совершается с использованием 1Т-технологий, доля которых достигла 46,5 %, и, что вызывает особую тревожность, их число постоянно увеличивается — годичный прирост составил 37,7 %, а среди потребляемых нарко-
26
тических средств последовательно возрастает доля наркотических средств синтетического происхождения.
Нельзя проигнорировать и тот факт, что количество преступлений, совершенных иностранными гражданами только за истекший год, стало больше на 10,25 % и перевалило за отметку 40 тыс. Практически стабильным на уровне 16 тыс. осталось число преступлений, совершенных в отношении иностранцев. Заметим, что и в этом случае приходится говорить только о тенденциях, поскольку анализируемая группа преступлений обладает достаточно высокой степенью латентности.
Не вызывает сомнений также и то, что криминальная активность иностранцев и, прежде всего, выходцев из СНГ, приобрела организованный и сплоченный характер, оказывает существенное влияние как на состояние национальной (общественной) безопасности в Российской Федерации, так и на обстановку социальной стабильности в стране.
По-прежнему наиболее дестабилизирующим фактором, влияющим на состояние национальной (общественной) безопасности, продолжает оставаться незаконное владение населением оружием.
В 2022 г. из незаконного оборота у граждан было изъято: 12,3 тыс. ед. оружия; более 500 тыс. ед. боеприпасов; 2,3 тонны взрывчатых веществ; 3,2 тыс. взрывных устройств.
По информации В. В. Золотова, «на учете в территориальных подразделениях лицензи-онно-разрешительной работы Росгвардии состоит более 3,7 млн владельцев и лиц, получивших разрешение на хранение и ношение оружия, в пользовании которых находится более 6,5 млн его единиц. Только в 2016—2020 гг. выявлено более 81 тыс. нарушений в области оборота оружия» [8, с. 46].
Заметим, что в 2022 г. количество преступлений, совершенных с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, только за год приросло на 32,4 %.
Кроме того, за тот же период количество фактов хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств выросло на 8,3 %.
Число преступлений, совершенных с применением оружия, наиболее заметно выросло
Список литературы:
1. Бастрыкин А. И. Каждый коррупционер рано или поздно ответит перед законом. URL: https://ria.ru/20221208/ bastrykin-1837126991.html (дата обращения: 12.02.2023).
в Белгородской (+257,7 %), Курской (+231,6 %) и Тамбовской (+73,7 %) областях, г. Москве (+300,8 %), республиках Калмыкия (+70,0 %) и Мордовия (+75,0 %). В данном случае, если резкий рост таких преступлений в первых двух регионах можно было бы объяснить близостью к театру военных действий, то во всех остальных — исключительно наличием соответствующих негативных тенденций.
Специалисты склонны связывать изложенный выше феномен, прежде всего, с событиями, происходящими на Украине [18], а кроме того, бесконтрольным расползанием оружия с театров военных действий [17].
По данным Комплексного анализа, в краткосрочной перспективе прогнозируется увеличение числа преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и совершаемых с его использованием.
Подводя итог исследованию, отметим, что приведенная выше информация о состоянии преступности в Российской Федерации в истекшем году и анализ прогнозных оценок ее развития на краткую перспективу по конкретным направлениям, обозначенным в соответствующих разделах Стратегии, позволяют сделать вывод о том, что существенных изменений в сторону стабилизации криминальной ситуации за истекшие после принятия Стратегии годы не произошло. Криминальная обстановка в Российской Федерации по-прежнему остается достаточно противоречивой, сложной и содержит совокупность факторов, создающих прямую возможность причинения ущерба национальным интересам государства. Различные сегменты преступности, с учетом своего реального состояния, выступают в роли конкретных угроз национальной безопасности государства, требующих принятия исчерпывающих мер по минимизации на первом этапе и нейтрализации негативного влияния на безопасность общественных интересов в конечном итоге.
Государственным структурам, к компетенции которых относятся задачи по противодействию криминальным проявлениям в конкретных сферах, надлежит и далее принимать все возможные и конкретные меры с целью нейтрализации вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации.
References:
1. Bastrykin A. I. Kazhdyj korrupcio-ner rano ili pozdno otvetit pered zako-nom. URL: https://ria.ru/20221208/bas-trykin-1837126991.html (data obrashche-niya: 12.02.2023).
2. В России за пять лет в 2,5 раза выросло число погибших от наркотиков детей и подростков. URL: https://tass.ru/obschestvo/16548601 (дата обращения: 02.02.2023).
3. Владимир Колокольцев провел заседание Государственного антинаркотического комитета. URL: https://mvdmedia. ru/news/official/vladimir-kolokoltsev-provel-zasedasnie-gosudarstvennogo-antinarkoticheskogo-komiteta/ (дата обращения: 02.02.2023).
4. Владимир Колокольцев провел заседание Государственного антинаркотического комитета. URL: https://мвд.рф/ news/item/34660076/ (дата обращения: 20.01.2023).
5. Генпрокуратура России снижает надзорную нагрузку на бизнес. URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/ news?item=72658490 (дата обращения: 19.01.2023).
6. Глава ГУЭБиПК МВД: в России за 2022 г. выявили получение взяток на 1,1 млрд рублей. Интервью ТАСС. URL: https://tass. ru/interviews/16535463 (дата обращения: 15.02.2023).
7. Годунов И. В. Энциклопедия противодействия терроризму. Москва, 2007.
8. Золотов В. В. Участие войск национальной гвардии Российской Федерации в борьбе с терроризмом // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2021. № 1 (25).
9. Колокольцев В. А. Об итогах работы МВД России по противодействию терроризму и обеспечению правопорядка в 2016— 2020 годах // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2021. № 1 (25).
10. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2022 года и ожидаемые тенденции ее развития / М. В. Гончарова, С. А. Невский, М. М. Бабаев, Р. В. Черкасов, Е. Б. Аблия-зова, Е. М. Тимошина, Г. Ф. Коимшиди, Г. Э. Бицадзе. Москва, 2023.
11. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2022 года. URL: https://мвд рф//reports/item/35396677/ (дата обращения: 03.08.2023).
12. Криминология : учеб. для вузов / под ред. В. Д. Малкова. 4-е изд., перераб. и доп. Москва, 2011.
13. Ментюкова М. А. Современная наркотическая ситуация как криминогенный фактор роста преступности // Право: история и современность. 2022. Т. 6. № 1.
14. МИД РФ: На Украине бесконтрольно раздали более 25 тысяч единиц оружия всем
2. V Rossii za pyat' let v 2,5 raza vyroslo chislo pogib-shih ot narkotikov detej i podrostkov. URL: htt-ps://tass.ru/obschestvo/16548601 (data obrash-cheniya: 02.02.2023).
3. Vladimir Kolokol'cev provel zasedanie Gos-udarstvennogo antinarkoticheskogo komite-ta. URL: https://mvdmedia.ru/news/ofiicial/ vladimir-kolokoltsev-provel-zasedasnie-gos-udarstvennogo-antinarkoticheskogo-komite-ta/ (data obrashcheniya: 02.02.2023).
4. Vladimir Kolokol'cev provel zasedanie Gos-udarstvennogo antinarkoticheskogo komite-ta. URL: https://mvd.rf/news/item/34660076/ (data obrashcheniya: 20.01.2023).
5. Genprokuratura Rossii snizhaet nadzor-nuyu nagruzku na biznes. URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/ news?item=72658490 (data obrashcheniya: 19.01.2023).
6. Glava GUEBiPK MVD: v Rossii za 2022 g. vyyavi-li poluchenie vzyatok na 1,1 mlrd rublej. Interv'yu TASS. URL: https://tass.ru/interviews/16535463 (data obrashcheniya: 15.02.2023).
7. Godunov I. V. Enciklopediya protivodejstviya terrorizmu. Moskva, 2007.
8. Zolotov V. V. Uchastie vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii v bor'be s terrorizmom // Vestnik Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta. 2021. № 1 (25).
9. Kolokol'cev V.A. Ob itogah raboty MVD Rossii po protivodejstviyu terrorizmu i obespecheniyu pravoporyadka v 2016—2020 godah // Vestnik Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta.
2021. № 1 (25).
10. Kompleksnyj analiz sostoyaniya prestupnos-ti v Rossijskoj Federacii po itogam 2022 goda i ozhidaemye tendencii ee razvitiya / M. V. Goncharova, S. A. Nevskij, M. M. Ba-baev, R. V. Cherkasov, E. B. Abliyazova, E. M. Timoshina, G. F. Koimshidi, G. E. Bi-cadze. Moskva, 2023.
11. Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestup-nosti v Rossijskoj Federacii za yanvar' — dek-abr' 2022 goda. URL: https://mvd rf//re-ports/item/35396677/ (data obrashcheniya: 03.08.2023).
12. Kriminologiya : ucheb. dlya vuzov / pod red. V. D. Malkova. 4-e izd., pererab. i dop. Moskva, 2011.
13. Mentyukova M. A. Sovremennaya narkotich-eskaya situaciya kak kriminogennyj faktor rosta prestupnosti // Pravo: istoriya i sovremennost'.
2022. T. 6. № 1.
14. MID RF: Na Ukraine beskontrol'no razda-li bolee 25 tysyach edinic oruzhiya vsem zhe-layushchim. URL: https://rg.ru/2022/04/13/ mid-rf-na-ukraine-beskontrolno-razdali-bol-ee-25-tysiach-edinic-oruzhiia-vsem-zhelaiush-chim.html (data obrashcheniya: 10.02.2023).
желающим. URL: https://rg.ru/2022/04/13/ mid-rf-na-ukraine-beskontrolno-razdali-bolee-25-tysiach-edinic-oruzhiia-vsem-zhelaiushchim.html (дата обращения: 10.02.2023).
15. Ожидания от 2023 года. Чего ждут люди от наступающего года? URL: https://fom. ru/Nastroeniya/14817 (дата обращения: 10.03.2023).
16. Седов А. С. ФСБ России в борьбе с терроризмом в 2006—2020 годах // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2021. № 1 (25).
17. Сенатор Пушков назвал полезной для финнов информацию о контрабанде оружия для Украины. URL: https://rg.ru/2022/10/31/ senator-pushkov-nazval-poleznoj-dlia-finnov-informaciiu-o-popavshem-v-ruki-prestupnikov-oruzhii-s-ukrainy.html (дата обращения: 10.02.2023).
18. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. Москва, 2004.
19. Статистика зарегистрированных преступлений в России за 2022 г. URL: https://iminfin ru/ntws/519-statistika-zaregistrirovannykh-prestuplenij-v-rossii-za-2022-god (дата обращения: 03.08.2023).
15. Ozhidaniya ot 2023 goda. Chego zhdut lyudi ot nastupayushchego goda? URL: https://fom. ru/Nastroeniya/14817 (data obrashcheniya: 10.03.2023).
16. Sedov A. S. FSB Rossii v bor'be s terrorizmom v 2006—2020 godah // Vestnik Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta. 2021. № 1 (25).
17. Senator Pushkov nazval poleznoj dlya finnov informaciyu o kontrabande oruzhiya dlya Ukrainy. URL: https://rg.ru/2022/10/31/sen-ator-pushkov-nazval-poleznoj-dlia-finnov-in-formaciiu-o-popavshem-v-ruki-prestupnikov-oruzhii-s-ukrainy.html (data obrashcheniya: 10.02.2023).
18. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka / gl. red. S. A. Kuznecov. Moskva, 2004.
19. Statistika zaregistrirovannyh prestuplenij v Rossii za 2022 g. URL: https://iminfin.ru/ ntws/519-statistika-zaregistrirovannykh-prestuplenij-v-rossii-za-2022-god (data obrash-cheniya: 03.08.2023).
Для цитирования:
For citation:
Гирько Сергей Иванович. Современная преступность в Российской Федерации как вызов и угроза национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). С. 21-28.
Girko Sergey Ivanovich. Modern Crime in the Russian Federation as a Challenge and Threat to National Security // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3 (67). P. 21-28.
28